Содержание

1. Основные фонды предприятия. Их назначение и классификация. 3

2. Экономическая  сущность рентабельности  предприятия, ее значение. 6

3.  Задача. 10

4. Задача. 11

Список литературы.. 15

 

1. Основные фонды предприятия. Их назначение и классификация

Основные средства представляют собой основу производственной деятельности любой организации и определяют ее технический и технологический уровень, ассортимент, качество и количество выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Основные средства, как часть имущества организации, являются ее главным производственным потенциалом. От качества управления имуществом зависят финансовые показатели хозяйственной деятельности организации.

В политэкономической литературе основные средства называют также основным капиталом или средствами труда, и при этом подчеркивается, что с помощью средств труда человек воздействует на предметы труда, видоизменяя их в другие товары (работы, услуги). Таким образом, средства труда превращают предметы труда в готовую продукцию (работы, услуги) или отдельные переделы (полуфабрикаты, обогащенное сырье). При этом предметы труда могут представлять собой как природное сырье, так и продукты труда (материалы, полученные путем переработки из природного сырья). Однако для данного производства все они являются предметами труда, поскольку в результате производства видоизменяются.[1]

К основным средствам относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты.

В составе основных средств учитываются также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств, земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Земельные участки, лесные и водные угодья, месторождения полезных ископаемых, переданные в пользование организации, в составе основных средств не учитываются.

В соответствии с п.4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденного Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н, приобретенное имущество признают основным средством в бухгалтерском учете, если одновременно выполняются следующие условия:

·                    приобретенный объект используется в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

·                    объект используется в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

·                    организация не предполагает последующей перепродажи приобретенного объекта;

·                    способность приобретенного актива приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

По степени использования основные средства могут быть:

- в эксплуатации;

- в запасе (резерве);

- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации;

- на консервации.

В зависимости от имеющихся прав на объекты основные средства подразделяются:

- на объекты основных средств, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);

- на объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении и хозяйственном ведении;

- на объекты основных средств, полученные организацией в аренду.

Основные средства в зависимости от целевого использования подразделяются на основные средства производственного и непроизводственного назначения.

К производственным основным средствам относятся объекты, использование которых направлено на систематическое получение прибыли как основной цели деятельности, т.е. использование в процессе производства промышленной продукции, в строительстве, сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, заготовке сельскохозяйственной продукции и аналогичных видах деятельности.

К непроизводственным основным средствам относятся объекты, которые числятся на балансе организации и не подпадают под приведенное выше определение, т.е. не связаны с осуществлением ее уставной деятельности и функционируют в непроизводственной (социальной и т.п.) сфере.

К основным средствам непроизводственного назначения можно отнести объекты по эксплуатации жилых домов, а также жилые дома, общежития, бани, прачечные, столовые и буфеты, детские дошкольные учреждения (детские сады, детские ясли), дома отдыха, санатории и другие учреждения культурно-бытового назначения.

На основе данных о наличии основных средств можно определить важнейшие показатели деятельности предприятия. Например, анализ обеспеченности организации и ее структурных подразделений основными средствами служит для изучения потребности организации в основных средствах для полной выработки продукции, выявления фактического наличия основных средств, определения состояния основных средств и оценки их использования.

2. Экономическая  сущность рентабельности  предприятия, ее значение

Обобщающим показателем экономической эффективности производства является показатель рентабельности. Рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Она рассчитывается путём сопоставления валового дохода или прибыли с затратами или используемыми ресурсами.

  На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

В условиях рыночных отношений велика роль показателей  рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства[2]. Показатели рентабельности являются  относительными характеристиками  финансовых результатов и   эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и хозяйственную деятельность на принципах самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться от средних издержек по отрасли, которые принимаются за общественно необходимые затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а, следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

Однако абсолютная величина прибыли не дает представления об уровне и изменении эффективности производства или торговли. Сумма прибыли может увеличиваться, а эффективность производства может оставаться на прежнем уровне или даже снизиться. Это происходит в том случае, если прирост прибыли получен за счет экстенсивных (количественных) факторов производства – увеличения численности работников, роста парка оборудования и т.д. Если же при росте численности работников их производительность осталась прежней или снизилась, то эффективность производства соответственно не изменяется или даже снижается. Основными отличительными признаками рентабельности в системе торговых и производственных отношений являются следующие:

- отношение прибыли к издержкам производства, характеризующие уровень прибыльности текущих затрат (на приобретение сырья, материалов, топлива, на амортизацию средств труда, расходы по управлению и обслуживанию производства и заработной плате работников);

- отношение прибыли к среднегодовой стоимости производственных фондов, характеризующие относительный размер возрастания авансированных затрат и дающее оценку экономической эффективности производственных фондов.

Реальный смысл имеют признаки рентабельности, которые характеризуют эффективность затрат по прибыли, полученной после реализации.

Распределительная функция рентабельности конкретно проявляется в том, что ее величина является одним из основных критериев для распределения части прибавочного продукта – прибыли[3].

Показатели рентабельности - это важнейшие  характеристики  фактической среды формирования  прибыли и дохода предприятий. По этой  причине  они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

1. Рентабельность продукции, продаж (показатели  оценки  эффективности управления);

2. Рентабельность производственных фондов;

3. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

-Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации ( без НДС).

-Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС).

-Рентабельность продаж по чистой прибыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС).

-Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

Рентабельность  вложений   предприятия - это следующий  показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия[4].

Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

1.Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.

2.Рентабельность вложений по чистой прибыли.

3.Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных  ресурсов  и  размером прибыли, полученной от их использования.

4.Рентабельность долгосрочных финансовых  вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.

5.Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

3.  Задача

 Определите уровень рентабельности предприятия на основании следующих данных: балансовая прибыль предприятия со­ставляет 459,7 тыс. руб. Среднегодовая стоимость основных произ­водственных фондов  -  276,0 тыс.  руб.;  нормируемых оборотных средств - 44,2 тыс. руб. Сделайте выводы.

Решение

Вначале определим рентабельность основных производственных фондов:

Рентабельность основных производственных фондов = Балансовая прибыль / среднегодовая стоимость основных производственных фондов * 100% = 459,7 тыс. руб. / 276,0 тыс. руб. * 100% = 166,56 %.

Рентабельность оборотных активов = Балансовая прибыль / среднегодовая стоимость оборотных средств * 100% = 459,7 тыс. руб. / 44,2 тыс. руб. * 100% = 1040%.

Рентабельность активов всего = Балансовая прибыль / среднегодовая стоимость основных производственных фондов + среднегодовая стоимость оборотных средств) *100% = 459,7 тыс. руб. / (276,0 тыс. руб. + 44,2 тыс. руб.) * 100% = 143,57%.

Рассчитанные показатели рентабельности значительны и свидетельствуют о высокой эффективности использования активов. Так, показатель рентабельности основных производственных фондов, равный 166,56% означает, что на 1 рубль стоимости основных фондов приходится 1,66 руб. прибыли. Значение показателя рентабельности оборотных активов 1040% означает, что 1 рубль стоимости оборотных средств приносит предприятию прибыль 10,40 руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что на предприятии использование активов в процессе производства и реализации продукции происходит с высокой эффективностью.

4. Задача

Проанализируйте на примере вашего предприятия методику исчисления конечного финансового результата, а также методику определения уровня рентабельности как основного показателя прибыльности и доходности предприятия.

Решение

Прибыль как главный результат предпринимательской деятельности обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой балансовую прибыль[5].

Бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечный финансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса по правилам, принятым в соответствии с Положением  по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

Балансовая прибыль – сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и   выполнение работ, оказание услуг. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей баланса.

Для решения поставленной задачи возьмем данные отчета о прибылях и убытках за 1 квартал 2006 года ООО «Фабрика Мороженое «Инмарко» (таблица 1).

Таблица 1

Состав и динамика показателей финансовых результатов от обычных

 видов деятельности (руб.)

Показатель

2005 г.

1

2

Выручка от продажи (без НДС и акцизов)

32 108 936

Себестоимость реализованных товаров

23 105 759

Валовая прибыль

9 003 177

Коммерческие расходы

6 254 026

Прибыль (убыток) от продаж

2 749 151

Операционные доходы

2 225 371

Операционные расходы

1 873 254

Внереализационные доходы

823 252

Внереализационные расходы

726 989

Прибыль (убыток) до налогообложения

3 197 531

Текущий налог на прибыль

665 210

Чистая прибыль (непокрытый убыток)

2 532 321

Среднегодовая стоимость активов

16 529 511

Общая рентабельность, %

7,9

Рентабельность продаж, % 

8,5

Рентабельность активов, %

15,3

Методика расчета прибыли (убытков) организации и рентабельности состоит из нескольких этапов.

1. Валовую прибыль определяем исходя из данных по выручке и себестоимости как разницу между выручкой и себестоимостью:

32 108 936 – 23 105 759 = 9 003 177 руб.

Следует заметить, что при расчете финансового результата выручка от реализации продукции (работ, услуг) принимается без косвенных налогов (НДС и акцизов) – выручка-нетто. Выручка в отчете о прибылях и убытках (форма №2) отражается за минусом косвенных налогов, поэтому в нашем случае в таблице 1 отражена выручка-нетто.

2. Затем, вычитая из валовой прибыли коммерческие и управленческие расходы (в нашем случае последние равны 0), найдем показатель прибыли (убытка) от продаж:

9 003 177 – 6 254 026 = 2 749 151 руб.

3. Определяем финансовый результат до налогообложения. Для этого к полученной прибыли (убытку) от продаж прибавляем операционные доходы и внереализационные доходы и вычитаем операционные и внереализационные доходы и расходы:

2 749 151 + 2 225 371 – 1 873 254 + 823 252 – 726 989 = 3 197 531 руб.

4. Величина чистой прибыли (непокрытого убытка) определяется как разница между прибылью (убытком) до налогообложения и текущим налогом на прибыль:

3 197 531 – 665 210 = 2 532 321 руб.

Итак, чистая прибыль за 1 квартал 2006 года ООО «Фабрика Мороженое «Инмарко» составила 2 532 321 руб.

Общая рентабельность определяется по формуле:

Общая рентабельность = Чистая прибыль (непокрытый убыток) / Выручка от реализации продукции (без НДС и акцизов) * 100%.

В нашем случае общая рентабельность равна:

2 532 321 / 32 108 936 * 100% = 7,9%.

Рентабельность продаж определяется следующим образом:

Рентабельность продаж = Прибыль (убыток) от продаж / Выручка от реализации продукции (без НДС и акцизов) * 100%.

Таким образом, Рентабельность продаж равна:

2 749 151 / 32 108 936 * 100% = 8,5%.

Рентабельность активов определяется по формуле:

Рентабельность активов = Чистая прибыль (непокрытый убыток) / Среднегодовая стоимость активов * 100%.

В нашем случае рентабельность активов равна:

2 532 321 / 16 529 511 * 100% = 15,3%.

Таким образом, за 1 квартал 2006 года показатели рентабельности оказались следующими: общая рентабельность – 7,9%, рентабельность продаж – 8,5%, рентабельность активов – 15,3%. Значения показателей рентабельности не высоки, поэтому можно сделать вывод о невысокой прибыльности деятельности предприятия.

Список литературы

1. Бурцев В.А. Анализ финансовой отчетности IBM. – М.; Аудит и налогообложение, №1, 2006.

 2. Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. – М.: Финансы и  статистика, 1991.

3. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.; Налоговый вестник, 2003. – 203 с.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. – Минск: ИСЗ, 1996.

5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП   «Экоперспектива», 1998.


[1] Крутякова Т., Мельникова Ю. Бухгалтерский и налоговый учет основных средств. – М.; Экономико-правовой бюллетень, №9, 2002. – 32с.

[2] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП   «Экоперспектива», 1998.-с. 112.

[3] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП   «Экоперспектива», 1998.- с. 152.

[4] Бурцев В.А. Анализ финансовой отчетности IBM. – М.; Аудит и налогообложение, №1, 2006. 2. Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. – М.: Финансы и  статистика, 1991.- с. 51.

[5] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП   «Экоперспектива», 1998.- с. 147.