Содержание
1. Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с возвратом туристом путевки по причине нарушения турфирмой условий договора. 3
2. Задача. 7
3. Задача. 10
Список литературы.. 16
1. Отражение в бухгалтерском учете операций, связанных с возвратом туристом путевки по причине нарушения турфирмой условий договора
После того как турист выбрал фирму, в которой он решил купить путевку, с ним заключается договор.
Существенным условием такого договора является определение ответственности сторон за нарушение его условий. В частности, устанавливается, что турист возмещает убытки турфирмы, если он отказался от поездки[1].
На практике турфирмы чаще всего предусматривают в договоре порядок возмещения убытков в зависимости от того, за какое время до начала путешествия турист от него отказался.
Однако при этом турфирма должна документально подтвердить свои расходы, связанные с аннулированием поездки. Иначе полученные ею суммы будут расценены как неосновательное обогащение, даже несмотря на то, что они были предусмотрены в договоре (гл.60 Гражданского кодекса РФ). Иными словами, размер убытков должен определяться на основании суммы фактических расходов турфирмы, связанных с аннулированием путевки.
Согласно действующему законодательству лицо несет ответственность за нарушение гражданско-правовых обязательств, если в этом есть его вина. Однако иногда законодательство предусматривает отступление от принципа виновной ответственности - лицо, нарушившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, отвечает перед потерпевшими независимо от своей вины.
Расходы
турфирмы, связанные с аннулированием заказа, отражаются на счете 91
"Прочие доходы и расходы" (субсчет "Прочие расходы"). Это
следует из Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации"
(ПБУ 10/99), утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая
Рассмотрим порядок бухгалтерского учета возврата путевки.
При получении денежных средств от туриста за путевку:
Дебет 50 «Касса» Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет "Расчеты по авансам полученным"
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам» субсчет "Расчеты по НДС"
При формировании тура:
Дебет 006 - получен медицинский полис от страховой компании;
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражены затраты на страхование туриста;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетный счет» - перечислены деньги за полис страховой компании;
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- отражена броня на проживание и питание туриста в гостиницах;
Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - отражен НДС по броне;
Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» Кредит 51 «Расчетный счет» - оплачена броня гостинице;
Дебет 20 «Основное производство» Кредит 02 (69, 70) - отнесены на стоимость путевки собственные расходы турфирмы.
При возврате туристом путевки:
Дебет 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет "Прочие расходы" Кредит 20 «Основное производство» - списаны расходы турфирмы по аннулированному заказу;
Кредит 006- списан страховой полис;
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 91 «Прочие доходы и расходы» субсчет "Прочие доходы"- погашены убытки турфирмы за счет средств туриста;
Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет "Расчеты по авансам полученным" Кредит 50 «Касса» - выплачена туристу стоимость путевки из кассы турфирмы.
Суммы компенсации ущерба, полученные турфирмой от туриста, включаются в состав внереализационных доходов и увеличивают налогооблагаемую прибыль турфирмы. Это следует из п.3 ст.250 Налогового кодекса РФ. Одновременно с этим все расходы турфирмы, понесенные ею в связи с формированием поездки для туриста, которая была аннулирована, включаются в состав внереализационных расходов[2]. Эти расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль турфирмы (пп.11 п.1 ст.265 Налогового кодекса РФ). Но в целях налогообложения прибыли расходы принимаются на основании актов организации, утвержденных руководителем или уполномоченным им лицом, в размере прямых затрат, определяемых в соответствии со ст.ст.318 и 319 Налогового кодекса РФ.
К прямым расходам относятся затраты на:
- приобретение сырья, материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) или образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг); на приобретение комплектующих изделий, подвергающихся монтажу, полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке у налогоплательщика;
- оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы ЕСН, начисленного на указанные суммы расходов на оплату труда;
- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных (их перечень приведен в ст.265 Налогового кодекса РФ).
2. Задача
Исходная информация: № 1 на 20 путевок на Кипр № 2 на 50 путевок в Москву Заказ на Кипр открыт в феврале.
Незавершенное производство на 1 марта по заказу № 1 оценивалось по следующим затратам:
Таблица 1
Затраты фирмы
Виды затрат |
Сумма, руб. |
||
1. |
Затраты по приобретению прав на услуги сторонних организаций, используемые при разработке туристского маршрута |
41400 |
|
2. |
Расходы на оплату труда менеджеров, формирующих пакет туристских услуг |
26350 |
|
3. |
ЕСН от начисленной заработной платы менеджеров |
||
4. |
Общехозяйственные (накладные) расходы |
24540 |
|
Итого затрат в незавершенное производство |
|||
В марте по заказу были отражены следующие прямые затраты
Таблица 2
Прямые затраты фирмы
Виды затрат |
Сумма, руб. |
||
1. |
Предъявлен счет за проживание туристов в гостинице |
34100 |
|
2. |
Предъявлен счет за перевозку туристов |
16800 |
|
3. |
Начислена заработная плата менеджеров, занятых формированием пакета туристских услуг |
20350 |
|
4. |
Начислен ЕСН с заработной платы менеджеров |
||
5. |
Предъявлен счет экскурсионными бюро за оказание услуг |
11800 |
|
Итого прямых затрат |
|||
Общехозяйственные затраты распределяются между заказами и незавершенным производством пропорционально прямым затратам. За март на заказ № 2 - Москва - было отнесено 94500 руб.
Задание
1. Оформить журнал регистрации хозяйственных операций и отразить операции на счетах бухгалтерского учета.
2. Рассчитать себестоимость тур продукта, используя позаказный метод калькулирования.
Решение
Таблица 3
Журнал хозяйственных операций
№ п/п |
Содержание операции |
Сумма |
Дт |
Кт |
1 |
Предъявлен счет за проживание туристов в гостинице |
34200 |
20 "Основное производство" |
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
2 |
Предъявлен счет за перевозку туристов |
16800 |
20 "Основное производство" |
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
3 |
Начислена заработная плата менеджерам |
20350 |
20 "Основное производство" |
70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" |
4 |
Начислен ЕСН с заработной платы менеджеров |
5291 |
20 "Основное производство" |
69 "Расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению" |
5 |
Предъявлен счет за оказание экскурсионных услуг |
11800 |
20 "Основное производство" |
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" |
6 |
Списана часть расходов по сертификации туристических услуг, относящихся к данному месяцу |
4800 |
26 "Общехозяйственные расходы" |
97 "Расходы будущих периодов" |
7 |
Возмещены расходы по использования в личных целях личного транспорта менеджера |
4950 |
26 "Общехозяйственные расходы" |
73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" |
8 |
Начислена заработная плата работникам аппарата управления |
26200 |
26 "Общехозяйственные расходы" |
70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" |
9 |
Начислен ЕСН с заработной платы аппарата управления |
6812 |
26 "Общехозяйственные расходы" |
69 "Расчеты по социальному страхованию и пенсионному обеспечению" |
10 |
Начислена амортизация оборудования турфирмы |
11800 |
26 "Общехозяйственные расходы" |
02 "Амортизация основных средств" |
11 |
Отражены расходы на аренду здания офиса турфирмы |
8000 |
26 "Общехозяйственные расходы" |
76 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" |
12 |
Списаны общехозяйственные расходы на основное производство |
30245 |
20 "Основное производство" |
26 "Общехозяйственные расходы" |
Сумма прямых расходов по заказу №1 при сложении за месяц равна 88441 руб.
При условии, что общехозяйственные расходы между заказами распределяются пропорционально прямым затратам, то при сумме прямых затрат по заказу №2 94500 руб. имеем общую сумму прямых затрат 182941 руб. Процент распределения общехозяйственных затрат на заказ №1 составит: 88441/182941 *100 = 48,3%.
Сумма общехозяйственных затрат по заказу №1 = 62562 * 48,3% = 30245руб.
Исходя из рассчитанных показателей, имеем следующую себестоимость по заказу №1:
Таблица 4
Себестоимость заказа 1
№ п/п |
Элементы затрат |
НЗП на начало месяца |
Затраты за месяц |
НЗП на конец месяца |
Себестоимость |
|
Общая |
1 путевки |
|||||
1 |
Затраты на приобретение прав на услуги сторонних организаций |
41 400 |
62 800 |
- |
104 200 |
5 210 |
2 |
Расходы на оплату труда менеджеров |
26 350 |
20 350 |
- |
46 700 |
2 335 |
3 |
ЕСН заработной платы менеджеров |
6 851 |
5 291 |
- |
12 142 |
607 |
4 |
Общехозяйственные расходы |
24 540 |
30 245 |
- |
54 785 |
2 739 |
|
Итого |
99 141 |
118 686 |
- |
217 827 |
10 891 |
По заказу №2 себестоимость всего составит 94500 + 32317 = 126817 руб., а на 1 путевку – 126817 / 50 = 2536 руб.
Ответ: 10 891 руб. по заказу 1; 2 536 руб. – по заказу 2.
3. Задача
Исходная информация: Фирма производит два продукта - альфа и сигма. Альфа производится в цехе №1, сигма в цехе №2. Имеется следующая информация:
Материал X стоит 1,80 руб. за кг
Материал У стоит 4,0 руб.
за
Один человеко-час труда основного производственного персонала стоит 3 руб.
Составить бюджеты.
Решение
Шаг 1-й. Определим прогнозируемый объем продаж исходя из прогнозируемых продаж и цены.
Таблица 5
Бюджет продаж
Изделие |
Количество (шт) |
Цена продажи |
Итого |
Альфа |
8500 |
100 |
850000 |
Сигма |
1600 |
140 |
224000 |
Итого |
10100 |
240 |
1074000 |
Шаг 2-й. Исходя из ожидаемого производства и остатков готовой продукции на начало года, определим необходимый объем производства.
Таблица 6
Бюджет производства
Показатели |
Альфа |
Сигма |
Ожидаемые продажи (шт.) |
8500 |
1600 |
Остатки готовой продукции (шт.) |
1870 |
90 |
Итого требуется |
10370 |
1690 |
Минус остатки на начало года |
170 |
85 |
Изделия к производству |
10200 |
1605 |
Шаг 3-й. Определим потребность в материальных запасах исходы из нормы расхода материалов на изготовление единицы изделия, ожидаемого объема производства и цены материалов.
Таблица 7
Бюджет использования материалов и комплектующих
Изделие |
Материал Х |
Материал У |
Итого |
Альфа |
102000 |
51000 |
153000 |
Сигма |
12840 |
14445 |
27285 |
Итого требуется (кг) |
114840 |
65445 |
180285 |
Умножить на цену |
1,8 |
4,0 |
|
Итого затраты на материалы |
206712 |
261780 |
468492 |
Таблица 8
Бюджет закупок материалов и комплектующих
Показатели |
Материал Х |
Материал У |
Итого |
Требуется материалов для производства (кг) |
114840 |
65445 |
180285 |
Остатки на конец периода (кг) |
10200 |
1700 |
11900 |
Итого требуется (кг) |
125040 |
67145 |
192185 |
Минус остатки на начало периода |
8500 |
8000 |
16500 |
Итого к закупке (кг) |
116540 |
59145 |
175685 |
Цена за |
1,8 |
4 |
|
Затраты на покупку |
209772 |
236580 |
446352 |
Шаг 4-й. Исходя из ожидаемого производства, трудозатрат на 1 изделие, рассчитаем прогнозируемые затраты труда всего.
Таблица 9
Бюджет затрат труда основного производственного персонала
Изделие |
Количество (шт.) |
Человеко-часы на 1 изделие |
Итого часов |
Итого затрат (3 руб. за час) |
Альфа |
10200 |
10 |
102000 |
306000 |
Сигма |
1605 |
15 |
24075 |
72225 |
Итого |
11805 |
|
126075 |
378225 |
Шаг 5-й. Определим ожидаемую сумму косвенных расходов путем умножения суммы расходов на 1 человеко-час прямого труда на количество часов, необходимых для производства прогнозируемого количества изделий.
Таблица 10
Бюджет косвенных (общепроизводственных расходов)
Переменные косвенные расходы |
1-й цех (изделие Альфа) |
2-й цех (изделие Сигма) |
Итого |
Материалы |
0,3 |
0,2 |
0,5 |
Затраты труда |
0,3 |
0,3 |
0,6 |
Затраты на электроэнергию |
0,15 |
0,1 |
0,25 |
Ремонт |
0,05 |
0,1 |
0,15 |
Итого в расчете на час труда основного персонала |
0,8 |
0,7 |
1,5 |
Постоянные косвенные расходы |
|
|
|
Амортизация |
25 |
20 |
45 |
Контроль |
25 |
10 |
35 |
Затраты на электроэнергию |
10 |
500 |
510 |
Ремонт |
11,4 |
799 |
810,4 |
1 |
2 |
3 |
|
Итого постоянных косвенных расходов |
|
|
|
в т.ч.в расчете на 1 час |
71,4 |
31,299 |
102,699 |
Итого в расчете на 1 час переменных и постоянных косвенных расходов |
72,2 |
31,999 |
104,199 |
Итого косвенных расходов |
7364400 |
770376 |
8134776 |
Шаг 6-й. Внесем теперь расходы на единицу изделия в таблицу и определим себестоимость 1 изделия.
Таблица 11
Себестоимость производства 1 изделия
Стоимость ед.ресурса (в
расчете на час или |
Изделие Альфа |
Изделия Сигма |
||
Количество |
Затраты |
Количество |
Затраты |
|
Материал Х |
10 |
18 |
8 |
14,4 |
Материал У |
5 |
20 |
9 |
36 |
Прямой труд |
10 |
30 |
15 |
45 |
Косвенные расходы |
|
72,2 |
|
32,0 |
Итого |
|
140,2 |
|
127,4 |
Шаг 7-й. Бюджет складских остатков определим как прогнозируемые остатки на конец периода умноженные на соответствующую цену.
Таблица 12
Бюджет складских остатков
Материалы |
Килограмм |
Цена |
Сумма, руб. |
Итого руб. |
Материал Х |
10200 |
1,8 |
18360 |
18360 |
Материал У |
1700 |
4 |
6800 |
6800 |
Готовые изделия |
|
|
0 |
0 |
Изделие Альфа |
1870 |
100 |
187000 |
187000 |
Изделие Сигма |
90 |
140 |
12600 |
12600 |
Итого |
13860 |
|
224760 |
224760 |
Шаг 8-й. Себестоимость реализованной продукции определим как себестоимость произведенных изделий плюс себестоимость остатков готовой продукции минус себестоимость остатков товаров. При этом себестоимость остатков определим путем произведения количества изделий на остатках на себестоимость производства 1 изделия.
Таблица 13
Себестоимость реализованной продукции
Себестоимость остатков готовой продукции на начало года |
Сумма (руб.) |
Затраты на материалы |
10744 |
Прямые затраты труда |
8925 |
Косвенные расходы производства |
14994 |
Итого производственных затрат |
34663 |
Затраты на производство товаров для продажи |
787800 |
Минус себестоимость остатков продукции на конец года |
224760 |
Себестоимость реализованной продукции |
597703 |
Шаг 9-й. Определим маркетинговые и административные расходы путем умножения суммы расходов на единицу изделия на прогнозируемый объем производства изделий.
Таблица 14
Бюджет маркетинговых и административных расходов
Маркетинговые расходы |
Сумма |
1 |
2 |
Комиссионные |
177075 |
Зарплата торговых работников |
218392,5 |
Транспортные расходы |
59025 |
Реклама |
236100 |
Итого маркетинговых расходов |
690592,5 |
Административные расходы |
118050 |
Расходы на управление |
11805 |
Зарплата сотрудников офиса |
82635 |
Прочие расходы |
23610 |
Итого административных и маркетинговых расходов |
808642,5 |
Шаг 10-й. Определим прогнозируемую прибыль исходя из рассчитанных ранее данных.
Таблица 15
Отчет о прибылях и убытках планового года
Показатели |
Источник |
Сумма |
Продажи |
Бюджет продаж |
1074000 |
Себестоимость реализованной продукции |
Себестоимость реализованной продукции |
597703 |
Валовая маржа |
|
476297 |
Маркетинговые и административные расходы |
Бюджет маркетинговых и административных расходов |
808642,5 |
Валовая прибыль |
|
-332346 |
Шаг 11-й. Составим баланс планового года на основе предплановых данных.
Таблица 16
Баланс планового года, тыс. руб.
Статьи |
Сумма |
Активы |
|
Оборотные средства |
1806980 |
Продолжение таблицы 16
Статьи |
Сумма |
Денежные средства |
100343 |
Долги клиентов |
855863 |
Запасы |
850775 |
Основные средства |
3559208 |
Земля |
501713 |
Здания и оборудование |
3813015 |
Минус амортизация |
755520 |
Итого активов |
5366187 |
Задолженность и собственные средства |
|
Краткосрочные долги |
734271 |
Капитал |
3541500 |
Накопленная прибыль |
1090416 |
Итого задолженности и собственных средств |
5366187 |
Шаг 12-й. Определим денежный поток за планируемый период путем корректировки прибыли на амортизацию, изменение задолженности и т.д.
Таблица 17
Отчет о денежных потоках за плановый год.
Денежные потоки основной деятельности |
Сумма, руб. |
Прибыль |
-332346 |
Корректировки: |
|
Амортизации |
287100 |
Уменьшение долгов клиентов |
1076762 |
Увеличение запасов |
468966 |
Увеличение краткосрочной задолженности |
103492 |
Нетто-денежный поток |
91843 |
Денежные средства на начало года |
8500 |
Денежные средства на конец планового года |
100343 |
Итак, по прогнозируемым данным были составлены бюджеты продаж, себестоимости, расходов. Как показали расчеты, в планируемом года предприятие получит убыток от производства и реализации изделий в сумме 332346 тыс. руб.
Список литературы
1. Закон "О бухгалтерском учете в РФ" № 129-ФЗ от 21.11.96 г. (с изм. и доп. от 23.07.1998 г. №123-Ф3.)
2. Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" № 132-ФЗ от 24.11.1996г.
3. Закон "О защите прав потребителей" № 2300-1 от 07.02.1992 г. (в ред. от 17.12.1999 г. № 212-ФЗ).
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина РФ № 34н от
5. Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина РФ от 09.12.1998 г. № 60н (с изм. и. доп. от 30.12.1999г.).
6. Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999г. № ЗЗн (с изм. и доп. от 30.12.1999 г.).
7. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2002. – 324 с.
8. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.; Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2002. – 266 с.
9. Полякова Т.И. Если турист отказался от путевки. – М.; Главбух. 2003, №3.
[1] Полякова Т.И. Если турист отказался от путевки. – М.; Главбух. 2003, №3.
[2] Полякова Т.И. Если турист отказался от путевки. – М.; Главбух. 2003, №3.