Содержание

1. Роль экономического анализа в управлении. 3

2. Задача. 7

3. Задача. 11

Список литературы.. 12

 

1.     Роль экономического анализа в управлении

Экономический анализ представляет собой систему специальных знаний, связанных с исследованием экономических процессов, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и фактов субъективного порядка. Главная целевая установка состоит в оценке и поиске путей наиболее эффективного использования ресурсов, обеспечивающих достижение максимального удовлетворения материальных потребностей человека и общества.

Экономический анализ позволяет разработать конкретную стратегию и тактику по развитию организации, выявлению имеющихся резервов повышения производства продукции (работ, услуг) и увеличению прибыли[1].

В условиях рыночной экономики экономисты, менеджеры, бухгалтеры, аудиторы должны владеть новейшими методами экономического анализа, правильно пользоваться экономической информацией при проведении анализа; более эффективно применять инструменты анализа на практике; постигать саму методику анализа финансово-хозяйственной деятельности; правильно давать оценку финансовой устойчивости и платежной способности организации.

Собственники (учредители) организаций анализируют финансовые отчеты в целях повышения доходности вложенного капитала, а также обеспечения стабильности работы организации, инвесторы и кредиторы - для исключения рисков по предоставленным займам и вкладам[2].

Хотя для проведения тщательного анализа бывают необходимы и дополнительные показатели, но для большинства субъектов хозяйственной деятельности для этой цели достаточно наличия квартальной или годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Роль экономического анализа состоит в исследовании экономических процессов организаций для выработки оптимальных решений, выявлении возможностей, средств и способов повышения их конкурентоспособности, финансовой устойчивости, финансовых результатов. Оценить возможности развития и обеспечения финансовой устойчивости хозяйственных структур можно только на основе экономического анализа, что и определяет его значение.

Основными задачами экономического анализа являются:

выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на объем производства и реализации выпускаемой продукции, снижения затрат;

изучение и использование резервов повышения экономического потенциала, качества и эффективности работы организации и ее подразделений;

изыскание финансовых возможностей улучшения обслуживания контингента предприятий.

Источники информации для экономического анализа - это формы бухгалтерской отчетности, данные бухгалтерского учета, статистическая отчетность и другие источники, аналогичные применяемым в экономическом анализе торговых предприятий.

Предмет экономического  анализа - материальные, трудовые и финансовые ресурсы, а также источники их образования. Содержание и основная целевая установка - оценка эффективности использования этих ресурсов и поиск путей оптимизации, а также факторов, влияющих на изменение, анализ финансового состояния и выявление путей его улучшения. Например, содержанием анализа себестоимости продукции является выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции; объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых периодов, а также соблюдение действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин; обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции; содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции.

 Важной часть экономического анализа выступает финансовый анализ, предмет  которого, т.е. то, что изучается в рамках данной науки, - финансовые ресурсы и их потоки, а содержание- оценка финансового состояния и выявление возможностей погашения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной экономической политики.  Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и источниками их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Эти сведения представлены в балансе предприятия[3].

Поскольку в достижении стабильного финансового положения существенная роль принадлежит анализу, то его основными задачами  являются:

- общая оценка финансового положения и факторов, влияющих на его изменение;

- изучение соответствия между средствами и источниками, рациональности их размещения и эффективности использования;

- соблюдение финансовой, расчетной и кредитной дисциплины;

- определение ликвидности и финансовой устойчивости предприятия;

-долгосрочное и краткосрочное прогнозирование устойчивости финансового положения.

Для решения этих задач изучаются:

- наличие, состав и структура средств предприятия; причины и последствия их изменения; наличие, состав и структура источников средств, причины и результаты их изменения;

- состояние, структура и изменения долгосрочных активов;

 наличие, структура текущих активов, причины и результаты их изменения;

- ликвидность и качество дебиторской задолженности;

- платежеспособность и финансовая гибкость;

- эффективность использования активов и окупаемость инвестиций.

2. Задача

Используя метод цепной подстановки, определить влияние каждого из факторов, указанных в таблице, на изменение выпуска товарной продукции хлебокомбинатов. Провести сравни­тельный анализ предприятий и сделать выводы.

Таблица 1

Показатели хлебокомбинатов за прошлый и отчетный год

Показатели

Хлебокомбинат «Восток»

Хлебокомбинат «Заря»

Прошлый год

Отчетный год

Прошлый год

Отчетный год

Среднесписочная численность работников, чел.

120

130

110

101

Среднее число дней, отработан­ное одним рабочим, дни

298

254

307

310

Среднее число часов, отработан­ное одним рабочим в день, часы

8,2

8,0

7,0

8,0

Средняя производительность труда на один отработанный че­ловеко-час, тыс.р.

0,22

0,2

0,15

0,16

Товарная продукция, тыс.р.

65390,7

52832,0

35458,5

40076,8

 

Решение

Определим вначале среднюю производительность труда на 1 отработанный человеко-час для каждого хлебокомбината.

Хлебокомбинат «Восток» (за прошлый период): при среднесписочной численности 120 чел, среднем числе дней, отработанным 1 рабочим 298, всего работниками отработано 120 чел. *298 дн.= 35760 человеко-дней.

Количество человеко-часов получим умножив количество человеко-дней на среднее число часов, отработанных 1 рабочим в день: 35760 * 8,2 = 293 232 человеко-часа.

Производительность труда равна отношению между товарной продукцией и количеством человеко-часов: 65390,7 / 293232 = 0,22 тыс. руб.

Таким же образом определим среднюю производительность труда за прошлый отчетный год по хлебокомбинату «Заря».

Определим теперь влияние каждого из факторов на выпуск продукции. Результаты оформлены в таблице 2.

Таблица 2

Влияние изменений факторов на выпуск продукции хлебокомбината «Восток»

Показатели

Изменение численности

Изменение числа дней

Изменение числа часов

Изменение производи-тельности

Среднесписочная численность работников, чел.

130

130

130

130

Среднее число дней, отработан­ное одним рабочим, дни

298

254

254

254

Среднее число часов, отработан­ное одним рабочим в день, часы

8,2

8,2

8

8

Количество человеко-часов, отработанных всеми рабочими

317668

270764

264160

264160

Средняя производительность труда на один отработанный че­ловеко-час, тыс.р.

0,22

0,22

0,22

0,2

Товарная продукция, тыс.р.

70712,90

59568,08

58115,20

52832,00

Из таблицы 2 следует, что при увеличении среднесписочной численности на 10 человек, выпуск продукции увеличился  до 70712,9 тыс. руб. или на 5322,2 тыс.руб. (70712,9-65390,7). Уменьшение среднего числа дней, отработанных одним рабочим на 44 привело к уменьшению выпуска продукции на 11144,82 тыс. руб. Уменьшение среднего числа часов, отработанных одним рабочим в день на 0,2 привело к снижению выпуска продукции на 1452,88 тыс. руб. А сокращение производительности труда на 0,02 привело к снижению выпуска продукции на 5283,2тыс. руб. Всего за отчетный период выпуск продукции снизился на 12558,7 тыс. руб.

Рассмотрим теперь влияние указанных факторов на изменение выпуска продукции хлебокомбината «Заря».

Таблица 3

Влияние изменений факторов на выпуск продукции хлебокомбината «Заря»

Показатели

Изменение численности

Изменение числа дней

Изменение числа часов

Изменение производи-тельности

Среднесписочная численность работников, чел.

101

101

101

101

Среднее число дней, отработан­ное одним рабочим, дни

307

310

310

310

Среднее число часов, отработан­ное одним рабочим в день, часы

7

7

8

8

Количество человеко-часов, отработанных всеми рабочими

217049

219170

250480

250480

Средняя производительность труда на один отработанный че­ловеко-час, тыс.р.

0,15

0,15

0,15

0,16

Товарная продукция, тыс.р.

32557,35

32875,50

37572,00

40076,80

Из таблицы 3 следует, что при сокращении численности на 9 человек, у комбината выпуск продукции снизился на 2901,15 тыс. руб. (3255735-35458,5). При увеличении среднего числа дней, отработанных одним работником на 3 выпуск продукции увеличился на 318,15 тыс. руб. (32875,5-32557,35). Увеличение числа часов, отработанных одним работником за день на 1 час позволило комбинату увеличить выпуск продукции на 4696,5 тыс. руб. (37572-32875,5). Увеличение выпуска продукции за отчетный год на 2504,8 тыс. руб. произошло также и за счет увеличения средней производительности на 0,01 тыс. руб. В целом за отчетный год выпуск продукции комбината «Заря» увеличился на 4618,3 тыс. руб.

При сравнении показателей деятельности двух комбинатов можно заметить, что показатели производительности труда и товарной продукции комбината «Восток» превышают аналогичные показатели комбината «Заря». Так, например, производительность труда и товарная продукция  на комбинате «Восток» составляет на конец отчетного года 0,2 тыс. руб. и 52832 тыс. руб. соответственно, а на комбинате «Заря» - 0,16 тыс. руб. и 40076,8 тыс. руб. соответственно. Однако, как показал приведенный выше анализ, эти показатели на комбинате «Восток» имеют тенденцию к снижению, в то время, как на комбинате «Заря» показатели увеличиваются.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что комбинат «Заря» развивается и наращивает темпы производства, в то время, как комбинат «Восток», наоборот, снижает их.

3. Задача

 На основании приведенных данных построить линейное уравнение зависимости уровня расходов на продажу от запасов товаров. Оп­ределить коэффициент корреляции, оценить тесноту связи. Выполнить про­гнозирование уровней расходов на продажу при запасах товаров 30 и 80 дней.

Таблица 4

Показатели

Торговые предприятия

Первое

Второе

Третье

Четвертое

Пятое

Уровень расходов на продажу в % к обороту розничной торговли (У)

15

16

20

26

28

Запасы товаров, дни (X)

40

45

50

60

70

 

Решение

Коэффициент корреляции равен:

(40+45+50+60+70)/ (15+16+20+26+28) = 2,52.

Следовательно, линейное уравнение будет выглядеть следующим образом:

Х = 2,52 У.

Чем выше коэффициент корреляции, тем больше теснота связи. При коэффициенте 2,52 теснота связи невысокая, то есть изменение дней запасов товара влияет на уровень расходов на продажу незначительно.

При запасе товаров в 30 дней уровень расходов будет равен:

30/2,52 = 12 %.

При запасе товаров в 80 дней уровень расходов будет равен:

80 / 2,52 = 32 %.

Ответ: 12%, 32%.

 Список литературы

1. Бурцев В.А. Анализ финансовой отчетности IBM. – М.; Аудит и налогообложение, №1, 2006.

 2. Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. – М.: Финансы и  статистика, 1991.

3. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.; Налоговый вестник, 2003. – 203 с.

4. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. – Минск: ИСЗ, 1996.

5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП   «Экоперспектива», 1998.


[1] Бурцев В.А. Анализ финансовой отчетности IBM. – М.; Аудит и налогообложение, №1, 2006. 2. Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. – М.: Финансы и  статистика, 1991.- с.17.

[2] Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации для бухгалтера и руководителя. – М.; Налоговый вестник, 2003. –с.27.

[3] Бурцев В.А. Анализ финансовой отчетности IBM. – М.; Аудит и налогообложение, №1, 2006. 2. Маркин Ю.П. Анализ внутрихозяйственных резервов. – М.: Финансы и  статистика, 1991.- с. 32.