СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 6

1.1. Понятие избирательной системы и избирательного права. 6

1.2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах. 8

2. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 16

2.1. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов. Предвыборная агитация  16

2.2. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. 22

2.3. Финансирование выборов. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 29

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 33

ПРИЛОЖЕНИЕ. 35

Источники избирательного права РФ.. 35

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из самых древних институтов человеческого общества является институт выборов. Определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган — парламент — наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.

Выборы являются неотъемлемой частью развития общества. Так. определенная форма выборности существовала уже в родовом обществе, в рабовладельческих обществах Греции и Рима выборы также представляли собой важнейший принцип государственности. В феодальном обществе определенные элементы выборности имели существенное значение, особенно сословные выборы в городах. Но особенно большое значение выборы приобрели с развитием капиталистических общественных отношений и появлением республиканской формы правления. Образованный на основе всеобщего избирательного права высший представительный орган — парламент — наиболее адекватно отвечал общественным отношениям нового капиталистического строя. Уже в этот период избирательная кампания активно использовалась как эффективный инструмент политической борьбы, как показатель популярности тех или иных политических групп и их представителей.

В большинстве современных государств выборы являются неотъемлемым элементом общественно-политической жизни. От их характера во многом зависит степень демократизма политического режима. Ограничение принципа выборности представительных органов, введение необоснованных избирательных цензов, фальсификация результатов голосования, как правило, означают переход к авторитарным методам осуществления власти.

Поэтому становится важно почему необходимо изучать избирательное право и избирательную систему.

Объектом исследования является рассмотрение избирательной системы и избирательного права в Российской Федерации.

Предметом исследования является понятие избирательной системы и порядок проведения выборов в Российской Федерации.

Целью данной работы является рассмотрение избирательной системы Российской Федерации.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

-         рассмотреть понятие избирательной системы и избирательного права;

-         изучить принципы участия граждан Российской Федерации в выборах;

-         охарактеризовать составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков;

-         описать избирательные комиссии;

-         проанализировать выдвижение, регистрация и статус кандидатов;

-         дать общую характеритику предвыборной агитации;

-         определить порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование;

-         показать порядок финансирования выборов. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан.

Для решения поставленных задач автором изучена специальная литература, российское законодательство.

Данной теме посвящено много работ ученых и ведущих специалистов в области конституционного права Гоулда Ф, Левичка Д, Попва Ю, В.Е. Чиркина, М.В. и многих других.

1. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1. Понятие избирательной системы и избирательного права

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации[1].

Этот порядок определяется конституционно-правовыми нормами, которые в своей совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательная система и избирательное право тесно связаны между собой, хотя отожествлять их нельзя.

Являясь совокупностью конституционно-правовых норм. избирательное право образует важную составную часть конституционного права Российской Федерации, его важнейший институт и регулирует такие важные общественные отношения, как отношения, складывающиеся при выборах Президента Российской Федерации, депутатов (представительных) органов власти федерации и ее субъектов, а также при выборах в исполнительные органы власти и органы местного самоуправления.[2]

Однако термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В последнем случае различается активное избирательное право право избирать, т. е. право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; и пассивное избирательное право право избираться, т.е. право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления[3].

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники Ими являются нормативные акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы, определяющие порядок проведения выборов. К числу таких источников относятся:

1. Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации; уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

2. Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 6 декабря 1994 года[4] другие федеральные законы, а также законы субъектов Российской Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в различные органы государственной власти и местного самоуправления.

3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Основу избирательной системы и избирательного права Российской Федерации составляют основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы участия граждан Российской Федерации в выборах.

1.2. Принципы участия граждан Российской Федерации в выборах

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах.[5]

Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской федерации и иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.[6]

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением им определенного возраста или со сроком его проживания на определенной территории Российской Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года при выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 30 лет при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах главы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на указанной территории не могут превышать одного года.

Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Выборы, проводимые в Российской Федерации, являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии этих двух элементов выборы могут считаться равными.

Первый элемент равного избирательного права — наличие у каждого избирателя только одного голоса — обеспечивается тем, что избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей; он голосует лично и для получения избирательного бюллетеня требуется предъявление документа, удостоверяющего личность избирателя, а в списке избирателей делается отметка о выдаче избирательного бюллетеня.[7]

Другой элемент равного избирательного права — участие в выборах на равных основаниях — обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем (например, организуются равные по количеству населения избирательные округа в соответствии с нормами представительства), а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно[8].

Важным преимуществом прямых выборов является то, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым создается возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.

Голосование на выборах в Российской Федерации является тайным. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации всемерно обеспечивается тайна голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации избирательных прав, установленных законом.

Избирательные права граждан Российской Федерации обеспечиваются рядом гарантий, в качестве которых выступают в первую очередь, разные стороны организации и проведения выборов.

Все граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей.

Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Эти сведения направляются в соответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня выборов[9].

Регистрация избирателей, участников референдума и установление численности зарегистрированных на территории муниципального образования, субъекта Российской Федерации, в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации избирателей, участников референдума осуществляются по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС "Выборы".[10]

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является его проживание на территории этого избирательного участка, определяемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Основания и порядок составления списков избирателей устанавливаются в соответствующих федеральных законах и иных нормативных правовых актах законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня выборов.

Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд. которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день выборов — немедленно.

Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета голосов избирателей запрещается.

Центральная избирательная комиссия совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан; организует общегосударственную систему регистрации избирателей; разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением; осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов голосования и установления результатов выборов.

Она распределяет выделенные из федерального бюджета средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование; оказывает методическую, организационно-техническую помощь избирательным комиссиям.

Центральная избирательная комиссия вправе издавать инструкции по вопросам применения федеральных законов о выборах, обязательные для всех избирательных комиссий в Российской Федерации.

Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, а также по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации определяется соответственно федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основе предложений общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее половины членов избирательной комиссии назначается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.[11]

Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные органы местного самоуправления осуществляется на основе предложений общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства в соответствии с законом и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уставами (положениями) о местном самоуправлении.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении[12].

После регистрации кандидата избирательное объединеорганизацииние[13]. выдвинувшее кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, зареорганизациигистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и докуменорганизациитам соответствующей избирательной комиссии, должны опоорганизациивещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.

Полномочия членов избирательной комиссии с совещаорганизациительным голосом в случаях, если кандидаты или избирательорганизацииные объединения, их назначившие, были избраны, продолорганизациижаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования полных итогов выборов.

Полномочия и порядок деятельности избирательных коорганизациимиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в выборные органы местного самоуправления устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и средств массовой информации[14].

Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные соответствующими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов. Предвыборная агитация

Право выдвижения кандидатов (списков кандидатов) принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям, в том числе по месту работы, службы, учебы и жительства,

Решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) от избирательных объединений принимаются соответственно уровню проводимых выборов на съездах (конференциях) общефедеральных. региональных избирательных объединений. на собраниях местных отделений этих избирательных объединений[15].

Для совместного участия в выборах общественные объединения могут объединяться в избирательные блоки. Избирательный блок — добровольное объединение двух или более общественных объединений, зарегистрированных в порядке. установленном федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации для совместного участия в выборах. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения.

Избирательные блоки подлежат регистрации в соответствующей избирательной комиссии после представления ими в комиссию совместного списка кандидатов. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) от избирательного блока проводится на съезде (конференции) представителей общественных объединений, входящих в избирательный блок. Входящие в избирательный блок общественные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

Решение о выдвижении кандидатов (списка кандидатов) от избирательных объединений и избирательных блоков принимается тайным голосованием. В поддержку кандидатов (списка кандидатов), выдвинутых от избирательных блоков, собираются подписи избирателей в порядке и количестве, определяемых федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов (списков кандидатов), не может превышать два процента от числа избирателей, установленного при составлении списков избирателей в соответствии с действующим законодательством.

Выдвижение кандидата непосредственно избирателями проводится путем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписей проводится по месту работы (в том числе в трудовых коллективах), службы, учебы и жительства. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. Количество подписей и порядок их сбора устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, не может превышать два процента от числа избирателей соответствующего избирательного округа.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидатов. Период выдвижения кандидатов должен составлять не менее 45 дней при выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы. в иные федеральные государственные органы, и не менее 30 дней — при выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и выборные органы местного самоуправления[16].

Инициатива сбора подписей под заявлением кандидата О его выдвижении может исходить от любого избирателя (избирателей) О своей инициативе он (они) уведомляет избирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата

Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по представлению избирательных объединений и избирателей, выдвинувших кандидатов, при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

В случае, если в установленные сроки в избирательном округе не будет зарегистрирован ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, выборы в этом избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

В случае отказа зарегистрировать кандидата (списка кандидатов) соответствующая избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или его доверенному лицу либо уполномоченному представителю избирательного объединения копию решения комиссии с изложением мотивов отказа. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных законов, законов и иных нормативных актов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации о выборах Российской Федерации.

Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения[17].

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов. выплачивает им денежную компенсацию. Виды. размеры и порядок выплаты компенсации устанавливаются федеральными законами, законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во время проведения выборов кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы или без их согласия переведены на другую работу. Время участия кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

Кандидат после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурор обязан известить избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата.

Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской Федерации, общественных объединений по подготовке к распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять участие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов).

Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами[18].

Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допустимых законом формах и законными методами вести агитацию за или против любого кандидата, избирательного объединения. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий. митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных материалов[19].

Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий. государственные органы, органы местного самоуправления. должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления.[20]

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами.

Журналистам, должностным лицам средств массовой информации. должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату эфирное время сверх предоставленного бесплатно. Условия оплаты по отношению к кандидатам и избирательным объединениям должны быть равными. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) или средств органов местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для изложения предвыборных программ кандидатов, избирательных объединений, придерживающихся различных политических взглядов.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении предвыборной агитации.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации, агитация. возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны.

В случае совершения указанных нарушений избирательные комиссии вправе обратиться в суд с предложениями об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов). Такое предложение рассматривается судом в трехдневный срок.

Избирательные комиссии осуществляют контроль за соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов, включая день голосования, опубликование результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается.

2.2. Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из выходных дней. Исключения в установлении дня голосования могут быть предусмотрены федеральными законами. законами и иными нормативными актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации.

Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включительно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прийти на избирательный участок, где он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой комиссии Избирательная комиссия обязана при этом обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюллетеня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосования[21].

Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов в пользу которых сделан выбор, либо к позиции «против всех кандидатов (списка кандидатов)».

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании. в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое количество переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Количество заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополнительно вносятся в список. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать наблюдатели. Организация голосования вне помещения должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизъявления избирателя.

Как уже ранее отмечалось, избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой избирательной комиссии или подписи не менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избиратель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей.

Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается участковой избирательной комиссией.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения и иностранные (международные) наблюдатели.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Окружная избирательная комиссия признает выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течение сроков, установленных законодательством. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий — менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.

2.3. Финансирование выборов. Ответственность за нарушения избирательных прав граждан

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (федерального, субъекта федерации, местного)[22].

Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей предвыборной кампании. При выборах в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления избирательные объединения также могут создавать избирательные фонды.

Избирательные фонды могут создаваться за счет следующих средств: средств, выделенных избирательному объединению или кандидату в равных размерах на предвыборную агитацию соответствующей избирательной комиссией; собственных средств избирательного объединения или кандидата, за исключением случаев, когда указанные средства имеют иностранные источники; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

В целях предвыборной агитации допускается использование только денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.[23]

Не допускаются добровольные пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также государственных организаций и учреждений. организаций местного самоуправления и региональных объединений.

Законодательством устанавливаются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата или избирательного объединения, а также средств, выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, и добровольных пожертвований физических и юридических лиц[24].

Соответствующая избирательная комиссия до дня выборов обязана периодически публиковать сведения о размерах и источниках создания избирательных фондов на основании сведений, представляемых кандидатом или избирательным объединением. Они не позднее чем через 30 дней по окончании выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию отчет о размерах и всех источниках создания своих избирательных фондов, а также о всех произведенных затратах, а избирательная комиссия обязана опубликовать этот отчет не позднее чем через 45 дней после его представления в избирательную комиссию.

Все денежные средства, создающие избирательный фонд, перечисляются на специальный счет в банке или кредитном учреждении, который открывается кандидатом или избирательным объединением с разрешения соответствующей избирательной комиссии, после регистрации кандидата (списка кандидатов). Порядок открытия и ведения указанных счетов, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается Центральной избирательной комиссией по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам или избирательным объединениям.

Остатки денежных средств на счетах кандидатов и избирательных объединений после завершения выборов перечисляются пропорционально вложенным средствам на текущие (расчетные) счета организаций и лиц. осуществивших перечисления и пожертвования.

Действующее законодательство о выборах предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз, подлога или иным способом свободному осуществлению гражданами Российской Федерации права избирать и быть избранными, либо лица. распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах или совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а также лица. проводящие агитацию в день, предшествующий дню выборов, и в день выборов либо препятствующие работе избирательных комиссий или голосованию на избирательных участках, несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, можно сделать следующие выводы.

Система органов государства строится на демократических принципах. Поэтому важнейшим условием формирования представительных органов государственной власти и определения ряда должностных лиц является реализация гражданами своих конституционных избирательных прав. Согласно статьи 3 Конституции РФ, референдум - всенародное голосование по важнейшим вопросам государственном жизни, а выборы - процесс избрания гражданами государства депутатов в представ тельные органы государственной власти - являются высшей формой реализации народовластия. Статья 32 Конституции закрепляет право граждан избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти. Граждане обладают активным избирательным правом, т.е. правом избирать своих представителей в органы государства и органы местного самоуправления, и пассивным избирательным правом, т.е. правом выдвигать свою кандидатуру на выборах. Выборы проводятся б полном соответствии с Конституцией РФ, Законом об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, Законом о выборах в Государственную Думу Федерального Собрания РФ, законодательством о выборах субъектов Федерации.[25]

Посредством выборов формируются законодательные органы Российской Федерации (Государственная Дума), законодательные органы субъектов Федерации и органы местного самоуправления. Выборы завершают единый избирательный процесс, в который входят подготовка к избирательной кампании, определение избирательных округов (одномандатные или много мандатные), составление писков избирателей, выдвижение кандидатов в депутаты, контроль за соответствием законодательству самого процесса выдвижения кандидатур и ведения избирательной кампании.

Выборы могут организовываться по различным системам проведения, важнейшими из которых являются пропорциональная и мажоритарная. Пропорциональная система предполагает, что в представительный орган депутаты проходят по партийным спискам, т.е. число депутатских мандатов у каждой парши имеющей свою фракцию в представительном органе, пропорционально числу голосов избирателей, голосовавших за эту партию по всей стране. Мажоритарная система предполагает, что в представительный орган попадает тот кандидат в депутаты, который набрал большее число голосов в своем избирательном округе[26].

Выборы строятся на основе ряда принципов:

- принцип всеобщности выборов: согласно Конституции РФ, все граждане государства обладают равными избирательными правами независимо от пола, расы, национальной принадлежности, социального и имущественного положения и т.д.; пассивным и активным избирательным правом при этом обладают лица, имеющие гражданство РФ, достигшие 18-летнего возраста, а пользоваться пассивным избирательным правом граждане могут в зависимости от того, на какой пост баллотируется кандидат (для избрания Президентом РФ необходимо достичь 35 летнего возраста, для избрания депутатом Государственной Думы - 21 года, для избрания главой субъекта Федерации - 30-летнего возраста), дееспособные, а в некоторых случаях требуется и наличие постоянного места жительства (особенно при реализации пассивного избирательного права);

- принцип равенства избирательных прав - граждане принимают участие в выборах на равных условиях, и каждый избиратель имеет один голос;

- прямой характер выборов - избиратели выбирают своих представителей непосредственно;

- тайный характер голосования - голосование проводится тайно, без указания в листах голосования личности избирателя, чем обеспечивается независимость его волеизъявления.

Процесс организации выборов и их проведения управляется особыми органами - избирательными комиссиями. Избирательные комиссии различаются в зависимости от статуса, функций и решаемых задач избирательные комиссии: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Федерации, окружные избирательные комиссии, территориальные и участковые избирательные комиссии.

Центральная избирательная комиссия РФ отвечает за организацию выборов в федеральные представительные органы власти, Президента РФ, организует работу нижестоящих избирательных комиссий, осуществляет контроль за их деятельностью, контролирует финансирование избирательной кампании, устанавливает образцы бланков и документов, применяемых в избирательной кампании и т.д. Центральная избирательная комиссия работает на постоянной основе, формируется на четыре года и состоит из 15 членов: 5 назначаются Государственной Думой 5 - Советом Федерации и 5 - Президентом РФ.

Избирательные комиссии субъектов Федерации создаются ими самостоятельно при согласовании с Центральной избирательной комиссией. Совместно они образуют окружные избирательные комиссии, которые обеспечивают подготовку и проведение выборов по мажоритарной системе в избирательных округах.

Территориальные (городские и районные) избирательные комиссии создаются с целью координации работы участковых комиссий и подсчета голосов по результатам голосования. Участковые избирательные комиссии создаются при избирательных участках с целью обеспечения их работы.

Таким образом, избирательная система РФ, опирающаяся на соответствующую нормативную базу, позволяет реализовывать конституционные избирательные права граждан в полном объеме.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями от 27 сентября, 24 декабря 2002 г., 23 июня, 4 июля, 23 декабря 2003 г., 7 июня, 12, 22 августа, 11 декабря 2004 г., 29 июня, 21 июля 2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 24. Ст. 2253

Научная и обзорная литература

3. Государственное право РФ: Уч. /Под ред. О.Е. Кутафина – М.: Юрис. Лит. 1996.

4. Гоулд Ф. Стратегическое планирование избирательной кампании //Полис. 1993. №4.

5. Иванова В.И. Основы конституционного права РФ: Уч. пос. – М.: 1999.

6. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: 1993-1999. /Под ред. А.В. Иванченко. – М.: 1999.

7. Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Уч. для вузов /И.А. Алебастрова и др. /Под ред. В.В. Маклакова – М.: Юристъ, 1996.

8. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1995.

9. Комментарий к Конституции Российской Федерации, 1997.

10. Конституционное право РФ: Краткий курс лекций – М.: Инфра-М, 2000.

11. Конституционное право: Уч. //В.В. Альхименко и др. – М.: Бек, 1997.

12. Левчик Д. Технология избирательной кампании в России. – М.: 1994.

13. Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития // Законодательство.  2005.

 N 4.

14. Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / Отв. ред. А.А. Вешняков; Науч. ред. В.И. Лысенко. - Издательство НОРМА, 2003 г.

15. Основы государства и права: Уч. пособие для поступающих в вузы /Под ред. В.А. Лебедева и др. Изд.2-е, перераб. и доп. – Челябинск, 1998.

16. Попова Ю. Избирательные права граждан // эж-ЮРИСТ.  2005.  N 1.

17. Постникова А.Е. Избирательное право России: С приложением «Модельного закона субъекта РФ о выборах депутатов законодательного органа государственной власти субъекта РФ» – М.: ИНФРА-М, 1996.

18. Слива А.Я. О конституционном судопроизводстве и стандартах избирательного права // Законодательство и экономика.  2005.  N 6.

19. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Констуционное право России: Уч. – М.: Новый юрист, 1997.

20. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. — М.: Зерцало, 1998.

21. Яргошенская Н.Б. Избирательная система и уровень партийной фрагментации в России //Полис.  1999.  №4.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Источники избирательного права РФ

 


[1] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1995. – с. 301-302.

[2] Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития // Законодательство. 2005. N 4.

[3] Избирательное право и избирательный процесс в РФ: 1993-1999. /Под ред. А.В. Иванченко. – М.: 1999. С. 345.

[4] Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №33. Ст.3406.

[5] Попова Ю. Избирательные права граждан // эж-ЮРИСТ. 2005. N 1.

[6] Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития // Законодательство. 2005. N 4.

[7] Попова Ю. Избирательные права граждан // эж-ЮРИСТ. 2005. N 1.

[8] Конституционное право: Уч. //В.В. Альхименко и др. – М.: Бек, 1997.

[9] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1995. – с. 306-308.

[10] Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / Отв. ред. А.А. Вешняков; Науч. ред. В.И. Лысенко. - Издательство НОРМА, 2003 г.

[11] Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития // Законодательство. 2005. N 4.

[12] Конституционное право: Уч. //В.В. Альхименко и др. – М.: Бек, 1997.

[13] Избирательное объединение – общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов, которое создано и зарегистрировано в порядке, установленном федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, не позднее чем за шесть месяцев до объявления дня выборов.

[14] Конституционное право РФ: Краткий курс лекций – М.: Инфра-М, 2000.

[15] Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Уч. для вузов /И.А. Алебастрова и др. /Под ред. В.В. Маклакова – М.: Юристъ, 1996.

[16] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1995. – с. 313-314.

[17] Конституционное право РФ: Краткий курс лекций – М.: Инфра-М, 2000.

[18] Избирательное право и избирательный процесс в РФ: Уч. для вузов /И.А. Алебастрова и др. /Под ред. В.В. Маклакова – М.: Юристъ, 1996.

[19] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – М.: Юристъ, 1995. – с. 316-318.

[20] Мирошниченко Е.В. Организационные формы осуществления местного самоуправления: новый этап развития // Законодательство. 2005. N 4.

[21] Государственное право РФ: Уч. /Под ред. О.Е. Кутафина – М.: Юрис. Лит. 1996.

[22] Избирательное право и выборы: Сб. Ст. – М.: Наука, 1990.

[23] Слива А.Я. О конституционном судопроизводстве и стандартах избирательного права // Законодательство и экономика. 2005. N 6.

[24] Левчик Д. Технология избирательной кампании в России. – М.: 1994.

[25] Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / Отв. ред. А.А. Вешняков; Науч. ред. В.И. Лысенко. - Издательство НОРМА, 2003 г.

[26] Основы государства и права: Уч. пособие для поступающих в вузы /Под ред. В.А. Лебедева и др. Изд.2-е, перераб. и доп. – Челябинск, 1998. С.121-123.