Содержание

Введение. 3

1. Организационно-правовой статус предприятия и характеристика его производственно-хозяйственной деятельности. 4

2. Анализ изменения величины прибыли, ее состав и структуры.. 6

3. Оценка влияния факторов на изменение прибыли. 14

3.1. Характеристика факторов изменения величины прибыли и их динамика. 14

3.2. Влияние факторов на изменение величины прибыли. 16

3.3. Анализ факторов, определяющих изменение величины прибыли. 20

4. Анализ механизма налогообложения прибыли. 25

Заключение. 27

Список литературы.. 29

Введение

Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий. Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.

Объектом исследования курсовой работы является ЗАО “Котел”. Предметом исследования курсовой работы являются отношения в процессе влияния прибыли на финансовое состояние предприятия.

Целью курсовой работы является изучение влияния прибыли на финансовое состояние предприятия.

1. Организационно-правовой статус предприятия и характеристика его производственно-хозяйственной деятельности

Закрытое акционерное общество «Котел» учреждено в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.

Основной целью ЗАО «Котел» является надежное теплоснабжение объектов города и получение прибыли.

Предприятие является юридическим лицом, имеет в хозяйственном ведении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам имуществом.

Предприятие открывает в банке расчетный счет и иные счета. Имеет печати, штампы со своим наименованием.

Основными задачами предприятия являются теплоснабжение, обеспечение горячей водой жилого фонда и иных объектов; осуществление технически правильной эксплуатации, ремонта и содержание тепловых сооружений и сетей, устранение аварий и повреждений на тепловых сооружениях и сетях.

Для достижения целей Предприятие осуществляет виды деятельности:

-оказание услуг в сфере ЖКХ и иных услуг;

-работы по содержанию и ремонту тепловых сооружений и сетей;

-торгово-закупочная деятельность;

-обеспечение тепловой энергией и горячей водой жилого фонда, юридических лиц и других объектов города;

-обеспечение проектирования и строительства тепловых сетей и теплоснабжающих объектов;

-осуществляет руководство и контроль за правильной эксплуатацией тепловых сетей и сооружений;

-выдает технические условия для присоединения к городским тепловым сетям при утверждении проектов гражданского и промышленного строительства;

-разрабатывает программы перспективного развития теплоснабжения города;

-подготавливает тепловые сооружения и сети к сезонной эксплуатации;

-присоединяет и отключает абонентов согласно правил и договоров.

Финансовая деятельность Предприятия осуществляется за счет средств полученных в результате ведения собственной хозяйственной деятельности, в том числе и муниципального заказа.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации, который создает необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет в ЗАО «Котел» осуществляется главным бухгалтером.

2. Анализ изменения величины прибыли, ее состав и структуры

На предприятии прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой  - от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно-необходимым затратам[1].

Таблица 1

Категории финансовых результатов деятельности по их получателям

Характеристика составляющих экономических выгод

Получатель экономических выгод

Категория финансового результата

Доходы организации минус расходы организации

Организация в целом

Прибыль от продаж; прибыль от обычной деятельности (отчет о прибылях и убытках)

Доходы организации минус расходы организации минус налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

Организация в целом

Чистая прибыль; нераспределенная прибыль отчетного периода (отчет о прибылях и убытках)

Прибыль, полученная налогоплательщиком в виде разности доходов и расходов организации (в соответствии с гл.25 НК РФ)

Бюджет

Налог на прибыль (налоговая отчетность)

Доходы организации минус экономически обоснованные расходы организации (без образования резервов и вычетов из прибыли, оставшейся в распоряжении организации)

Собственники, участники, учредители, пайщики, акционеры

Чистая прибыль к распределению (отчет о финансовых результатах)

Продолжение табл. 1

Чистая прибыль к распределению минус начисленные (объявленные) дивиденды (или распределенная прибыль)

Собственники, участники, учредители, акционеры

Прибыль, нераспределенная между собственниками (отчет о финансовых результатах)

Нераспределенная прибыль между акционерами минус резервы, образованные в соответствии с требованиями законодательства и учредительными документами

Организация в целом

Остаточная прибыль (отчет о финансовых результатах)

Остаточная прибыль минус отвлечение средств

Собственники, участники, учредители, акционеры

Реинвестированная прибыль (отчет о финансовых результатах)

Начисленные дивиденды плюс реинвестированная прибыль плюс финансовые расходы по обслуживанию коммерческих обязательств плюс налоги, сборы, отчисления в бюджет и во внебюджетные государственные фонды

Собственники, партнеры, государство

Прибыль до вычета процентов и налогов (отчет о финансовых результатах)

Прибыль до вычета процентов и налогов плюс оплата труда плюс социальные выплаты и вознаграждения за счет чистой прибыли организации

Все заинтересованные лица

Добавленная стоимость, чистый доход всех заинтересованных лиц в делах организации (отчет о финансовых результатах)

Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «валовую прибыль».

Валовая прибыль (балансовая) (Пб) может быть определена по формуле:

      

       Пб = + Пр + Пи + Пв.о. , 

       где

Пр – прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг,

Пи – прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия,

Пв.о. – доходы (убытки) от внереализационных операций.

       Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.

       Прибыль от реализации продукции зависит от внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и др. К внешним факторам, которые не зависят от деятельности предприятия, относятся : конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, нормы амортизации, система налогообложения и др.

Внутренние факторы действуют на прибыль через увеличение объема выпуска продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. Величина прибыли от реализации продукции определяется по формуле:

       Пр =     ( Цi – Сi ) * Vi  ,  где

Цi  -  отпускная цена единицы i-ой продукции,

Сi  -  себестоимость единицы i-ой продукции,

Vi  -  объем реализации i-ой продукции.

Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

В условиях рыночных отношений, как свидетельствует мировая практика, имеется два основных источника получения прибыли.

Первый – это монопольное положение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальность продукта. Поддержания этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянной новации продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, как антимонопольную политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий.

Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит: во-первых, от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); во-вторых, от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т.д.); в-третьих, от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли); в-четвертых, от ассортимента продукции и снижения издержек производства.

В соответствии с действующим положением прибыль, полученная организацией, распределяется в следующем порядке.

Прежде всего из нее вносится в бюджет налог (федеральный и местный). Для исчисления облагаемой налогом прибыли прибыль отчетного года уменьшается на сумму: рентных платежей, вносимых в установленном порядке в бюджет, доходов, дивидендов, процентов, полученных по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходов, полученных от долевого участия в деятельности других предприятий, отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды до достижения размеров этих фондов, но не более 15% уставного капитала; льгот, предоставленных в соответствии с действующим законодательством[2].

Объектом распределения является валовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия[3].

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:

прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;

величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части -на потребление.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом Предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).

Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

К расходам, связанным с развитием производства, относятся расходы на научно-исследовательские, проектные, конструкторские и технологические работы, финансирование разработки и освоения новых видов продукции и технологических процессов, затраты по совершенствованию технологии и организации производства, модернизации оборудования, затраты, связанные с техническим перевооружением и реконструкцией действующего производства, расширением предприятий. В эту же группу расходов включаются расходы по погашению долгосрочных ссуд банков и процентов по ним. Здесь же планируются затраты на проведение природоохранных мероприятий и др. Взносы предприятий из прибыли в качестве вкладов учредителей в создание уставного капитала других предприятий, средства, перечисляемые союзам, ассоциациям, концернам, в состав которых входит предприятие, также считаются использованием прибыли на развитие.

Распределение прибыли на социальные нужды включает расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства  объектов  непроизводственного  назначения, организации и развития подсобного сельского хозяйства, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий и т.п.

Вся прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, подразделяется на две части. Первая увеличивает имущество предприятия и участвует в процессе накопления. Вторая характеризует долю прибыли, используемой на потребление. При этом не обязательно всю прибыль, направляемую на накопление, использовать полностью. Остаток прибыли, не использованной на увеличение имущества, имеет важное резервное значение и может быть в последующие годы направлен для покрытия возможных убытков, финансирования различных затрат.

Нераспределенная прибыль в широком смысле как прибыль, использованная на накопление, и нераспределенная прибыль прошлых лет, свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.

Распределение и использование прибыли товариществ и акционерных обществ имеют свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой этих предприятий.

3. Оценка влияния факторов на изменение прибыли

3.1. Характеристика факторов изменения величины прибыли и их динамика

Расчет влияния факторов на изменение величины прибыли от реализации продукции производится по формулам.

Расчет изменения прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции (DП) и изменения объема реализации (DП) по формуле:

DП=Пусл-Пб,                                                                                      

где    Пб – базовая прибыль, д.е.;

Пусл –фактическая прибыль в ценах прошлого периода, д.е.

Расчет изменения прибыли за счет изменения объема продаж (DП)

DП=Пб*(Iv-1),                                                                            

где Iv – индекс, показывающий во сколько раз объем реализации в отчетном периоде больше объема реализации в базисном периоде.

Расчет изменения прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции (DП)

DП=DП-DП,                                                                     

Расчет изменения прибыли за счет изменения цены реализованной продукции (DП)

DП=Вф-Вусл,                                                                              

где Вусл – выручка фактическая в ценах прошлого периода, д.е.;

Вф  -- фактическая выручка, д.е.

Расчет изменения прибыли за счет изменения себестоимости  реализованной продукции (DП)

DП=Сусл-Сф,                                                                             

где Сусл – фактическая себестоимость в ценах прошлого периода, д.е.;

Сф – фактическая себестоимость, д.е.

Для дальнейшего повышения размеров прибыли необходимо осуществление мероприятий по улучшению выполнения плана по производству и реализации продукции, по улучшению использования основных фондов и предметов труда, а также мероприятий по снижению себестоимости продукции.

Более подробный факторный анализ можно выполнить на основе финансовой отчетности.

Расчет влияния факторов на изменение величины прибыли от реализации продукции производится по формулам.

Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах проводится по формуле

Тр=*100,                                                                               

Расчет прироста прибыли в связи с увеличением объема продаж (DП)

DП=,                                                                             

где Тпрв – темп прироста выручки в сопоставимых ценах.

Расчет изменения прибыли за счет изменения себестоимости проданных товаров, продукции и услуг (DП)

DП=Спусл-Спф,                                                                       

где Спусл – фактическая себестоимость проданных товаров в ценах прошлого периода, д.е.;

         Спф – фактическая себестоимость проданных товаров, д.е.

Расчет изменения прибыли за счет изменения коммерческих расходов (DП)

DП=КРусл-КРф,                                                                        

где КРусл – фактические коммерческие расходы в ценах прошлого периода, д.е.;

КРф – фактические коммерческие расходы, д.е.

Расчет изменения прибыли за счет изменения управленческих  расходов(DП)

DП=УРусл-УРф,                                                                        

где УРусл – фактические управленческие расходы в ценах прошлого периода, д.е.;

УРф – фактические управленческие расходы, д.е.

Расчет изменения прибыли за счет изменения цены реализованной продукции (DП)

DП=Вф-Вусл,                                                                              

Расчет изменения прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции (DП)

DП=Пусл-Пб*Iв,                                                                       

где Iв – индекс выручки в сопоставимых ценах.

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то и при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

3.2. Влияние факторов на изменение величины прибыли

Для оценки уровня и динамики показателей прибыли составим таблицу (табл. 3), в которой приведены данные бухгалтерской отчетности ЗАО «Котел» (форма № 2).

Таблица 3

Финансовые результаты ЗАО «Котел» за 2004-2005 гг.

Наименование показателя

 

Сумма, тыс. руб.

Структура,

%

Изменения

Темп роста, %

2004

2005

тыс. руб.

%

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

112706

473754

100,0

100,0

361048

420,3

Себестоимость проданной продукции, товаров работ, услуг

68894

312771

66,02

61,13

243877

-4,89

Валовая прибыль

43812

160983

33,98

38,87

117171

4,89

367,4

Коммерческие расходы

25251

138927

29,32

22,40

113676

-6,92

550,2

Управленческие расходы

2444

3398

0,72

2,17

954

1,45

139,0

Прибыль (убыток) от продаж

16117

18658

3,94

14,30

2541

10,36

115,8

Проценты к получению

67

250

0,05

0,06

183

0,01

373,1

Операционные доходы

115

499

0,11

0,10

384

0,00

433,9

Операционные расходы

5305

7601

1,60

4,71

2296

3,10

143,3

Внереализационные доходы

3092

2709

0,57

2,74

-383

2,17

87,6

Внереализационные расходы

4498

3289

0,69

3,99

-1209

3,30

73,1

Прибыль (убыток) до налогообложения

9588

11226

2,37

8,51

1638

6,14

117,1

Налог на прибыль и другие аналогичные платежи

2876

3199

0,68

2,552

323

1,88

111,2

Прибыль от обычных видов деятельности

6712

8027

1,69

5,96

-1315

4,26

83,6

Данные этой аналитической таблицы пока­зывают, что если в предыдущем году прибыль от продаж состав­ляла 168% от нераспределенной прибыли, а в сравнении с чистой прибылью — 240%, то в отчетном году — соответственно 166,2% (18 658 : 11 226) и 231% (18 658 : 8080), т.е. нераспределенная прибыль и чистая прибыль формируются преимущест­венно из прибыли от продаж и тех объективных и субъективных факторов, которые воздействуют на изменение ее величины.

В отчетном году по сравнению с предыдущим годом выручка от продаж увеличилась в 4,2 раза; себестоимость продукции, работ и услуг — в 4,5 раза. При этом валовая прибыль, или еще ее мож­но назвать «маржинальный доход», воз­росла в 3,7 раза; расходы по продажам — в 5,5 раза; прибыль от продаж — в 1,16 раза; прибыль от обычной деятельности — в 1,17 раза; а чистая (нераспределенная) прибыль — в 1,21 раза.

Характеризуя изменение абсолютных показателей прибыли, следует отметить, что если чистая прибыль на 1 руб. прибыли от продаж в прошлом году составляла 41,6%, то в отчетном году — уже 43,3%. Если учесть тот факт, что более 30% прибыли от продаж идет на уплату налогов, то остальная ее часть (28–29%) была «утеряна» в операционных, внереализационных и других расходах.

Следует обратить внимание на тот факт, что чистая прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим уменьшилась в основном за счет увеличения себе­стоимости проданных товаров, продукции, услуг на 4,9 пункта и роста коммерческих расходов на 6,9 пункта. Рассмотренные изменения можно наглядно представить на графике (рис. 2).

Рис. 2. Динамика показателей: выручка от реализации и себестоимости

Данные табл. 3 позволяют раскрыть структуру всех основ­ных элементов, формирующих конечные финансовые результа­ты — чистую (нераспределенную) прибыль (табл. 4).

Таблица 4

Структурно-динамический анализ основных элементов формирования конечных финансовых результатов деятельности ЗАО «Котел»

Наименование показателя

 

Структура элементов формирования чистой прибыли в выручке от продаж, % 

Изменения структуры

2004 год

2005 год

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг

100,0

100,0

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

66,02

61,13

-4,89

Валовая прибыль (МД)

34,0

38,9

-4,9

Коммерческие расходы

29,32

22,40

-6,92

Управленческие расходы

0,72

2,17

1,45

Прибыль (убыток) от продаж

3,94

14,30

10,36

Операционные доходы

0,16

0,16

Операционные расходы

1,60

4,71

3,10

Внереализационные доходы

0,57

2,74

2,17

Внереализационные расходы

0,69

3,99

3,30

Прибыль до налогообложения

2,37

8,51

6,14

 

Налог на прибыль и другие аналогичные платежи

0,68

2,552

1,88

 

Прибыль от обычной деятельности

1,69

5,96

4,26

 

Чистая прибыль

1,71

9,74

8,03

Структурно-динамический анализ, по данным табл. 4, в це­лом показал, что несмотря на весьма благополучное положение с темпами роста и абсолютным приростом основных показателей характеризующих финансовые результаты деятельности ЗАО «Котел» (табл. 3), имеет место отрицательно складывающиеся в от­четном году по сравнению с предыдущим годом тенденции, выра­зившиеся в ухудшении финансовых результатов почти по всем по­зициям: увеличился удельный вес затрат и коммерческих расходов соответственно на 4,9 и 6,9 пункта; снизился удельный вес всех видов прибыли на 1 руб. выручки от продаж, в частности вало­вой прибыли — на 4,9 пункта; прибыли от продаж — на 10,4 пункта; прибыли до налогообложения — на 6,14 пункта; чистой прибыли — на 4,24 пункта и по другим элементам. Все это за­ставляет организацию изыскивать возможности и усиливать контроль в целях оптимизации структуры расходуемых ее средств и повышения эффективного их использования.

Следует обратить внимание на тот факт, что согласно дан­ным табл. 4 чистая прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим уменьшилась в основном за счет увеличения себе­стоимости проданных товаров, продукции, услуг на 4,9 пункта и роста коммерческих расходов на 6,9 пункта.

3.3. Анализ факторов, определяющих изменение величины прибыли

В связи с процессом постоянного развития аналитических возмож­ностей бухгалтерской отчетности, в частности «Отчета о прибылях и убытках», создана информационная база проведения анализа измене­ния (Δ) прибыли от продаж под влиянием следующих факторов:

– объема выручки (нетто) от реализации строительных работ и услуг;

– структуры реализации;

– себестоимости проданных работ и услуг;

– коммерческих расходов;

– управленческих расходов;

– цен на реализацию строительных работ и услуг.

Для проведения факторного анализа используем необходимую информацию табл. 1, исходные данные которой позволяют рассчитать влияние вышеназванных факторов на изменение прибыли от продаж работ, услуг.

Исходя из данных табл. 5 рассчитаем влияние факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж, который составил +2541 тыс. руб.

Таблица 5

Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж

п/п

Показатель

( и его условное

обозначение

2004

год

Реализация 2005 года по ценам и затратам 2004 года

2005

год

1

Выручка от продаж продукции, работ, услуг, тыс. руб. (N)

112706

349 388

473 754

2

Себестоимость проданной продукции, работ, услуг, тыс. руб. (Sпер.)

68894

252 034

312771

3

Коммерческие расходы, тыс. руб. (КР)

25251

77594

138 927

4

Управленческие расходы, тыс. руб. (УР)

2444

2820

3398

5

Прибыль (убыток) от продаж, (Р)

16 117

16940

18658

6

Темп роста выручки от продаж, рассчитанный в ценах

2004 года, %

112706

349 388

310

Методика расчета влияния факторов на прирост прибыли от продаж.

Расчет прироста прибыли от продаж (ΔР):

18 658 - 16 117 = +2541 тыс. руб.

Расчет темпа роста объема продаж в сопоставимых ценах:

349388 / 112706 * 100 = 310%,

тогда темп прироста объема продаж составил 210%.

Расчет прироста прибыли в связи с увели­чением объема продаж на 210% (310 — 100):

ΔР(N) =  тыс. руб.

Итак, влияние первого фактора — изменения объема продаж на прирост прибыли от продаж составил  +33845,7 тыс. руб.

Расчет изменения себестоимости реализованной продукции, работ, услуг:

312 771 – 252 034 = + 60 737 тыс. руб.

Это означает, что прибыль от продаж уменьшится на эту сумму в связи с увеличением себестоимости продукции, работ, услуг, т.е. ΔР(S) составит -60 737 тыс. руб., т.е. второй фактор оказал влияние на 60737 тыс.руб.

Расчет изменения коммерческих расходов при неизмененном объеме продаж: 138 927 – 77 594 = +61 333 тыс. руб. Этот фактор (третий) также уменьшил прибыль от продаж на 61 333 тыс. руб., т.е. ΔР(КР) составил (– 61333) тыс. руб.

Расчет изменения управленческих расходов (четвертый фактор) при неизменном объеме продаж: 3398 – 2820 = +578 тыс. руб. За счет увеличения управленческих рас­ходов прибыль от продаж уменьшилась на 578 тыс. руб., т.е. ΔР(УР) составил (- 578) тыс. руб.

Расчет влияния на изменение прибыли от продаж увеличения цен на строительство (пятый фактор). Сравним два объема продаж отчетного периода, рассчитанных по ценам предыдущего и отчетного годов: 473 754 — 349 388 = = 124 366 тыс. руб. Это свидетельствует о том, что строительство производилось по более высоким ценам и получили в связи с этим прибыль ΔР(Ц) на сумму  + 124366 тыс. руб.

Расчет влияния изменения структурных сдвигов в реализации продукции, работ и услуг (в сторону увеличения или уменьшения продаж более рентабельных работ) на изменение прибыли от продаж (шестой фактор). Для этого выполним расчет по предлагаемой методике:

16 940 - (16 117 х 3,10) = 16 940 - 49 962,7 = -33 022,7 тыс. руб.

Рас­четы показывают, что в организации уменьшилась прибыль от продаж на 33 022,7 тыс. руб. в связи с изменением структуры продаж, в частности, за счет увеличения объема продаж нерен­табельной продукции ΔР(стр) на сумму (-33022,7) тыс. руб.

Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном пе­риоде по сравнению с предыдущим годом:

2541 тыс. руб. = +33 845,7 + (-60 737) + (-61 333) + + (-578) + (+124 366) + (-33 022,7) = +2541 тыс. руб.

Факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась только за счет влияния двух факторов: изме­нения объема продаж (+33 845,7 тыс. руб.) и роста цен на продукцию (+124 366 тыс. руб.). Остальные факторы — уве­личение себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов, а также изменение структуры продаж — привели к по­нижению прибыли от продаж на общую сумму 155 670,7 тыс. руб. [-60 737 + (-61 333) + (-578) + (-33 022,7)].

Обобщим результаты факторного анализа прибыли от про­даж в табличной форме (табл. 6).

Таблица 6

Расчет влияния факторов на изменение прибыли от продаж

Факторы изменения прибыли от продаж

Результаты расчета, тыс. руб.

Оценка влияния фактора на изменение прибыли от продаж, тыс. руб.

Общее изменение прибыли от продаж, в т.ч. за счет факторов:

18658 – 16117 = +2541

1. Изменение объема продаж

+33845,7

2. Изменение себестоимости проданных работ и услуг

312771 – 2502034 = +60737

- 60737

3. Изменение коммерческих расходов

138927 – 77594 = 61333

– 61333

4. Изменение управленческих расходов

3398 – 2820 = +578

- 578

5. Изменение цен на оказанные услуги и выполненные работы

473754 – 349388 = +124366

+124366

6. Изменение структурных сдвигов в объеме продаж

- 33022,7

Совокупное влияние факторов на изменение прибыли от продаж

+33845,7 +(- 60737) +(- 61333) +(- 578)+

+124366 +(- 33022,7)=

=+2541 тыс. руб.

Приведенные расчеты наглядно показывают, что ЗАО располагает достаточными резервами увеличения прибыли от реализации продукции, работ и услуг и, прежде всего, за счет снижения производственной себестоимости строительства, коммерческих и управ­ленческих расходов, а также за счет возрастания удельного веса в объеме реализации более рентабельных строительных работ.

Форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» позволяет раскрыть влияние фак­торов не только на прибыль от продаж и запас финансовой прочности, но и на другие виды прибыли, показанные в ф. № 2, и, прежде всего, на такие, как прибыль до налогообложения и чистая прибыль или нераспреде­ленная прибыль.

Так, на экономиче­скую прибыль оказывают влияние все факторы формирования прибыли от продаж, а также изменения по сравнению с преды­дущим годом: процентов к получению (+); процентов к уплате (–); доходов от участия в других организациях (+); прочих опе­рационных доходов (+); внереализационных расходов (–).

4. Анализ механизма налогообложения прибыли

Со­гласно данным табл. 3 составим промежуточную табл. 7, в которой раскрываются факторы формирования прибыли до на­логообложения.

Таблица 7

Факторы формирования прибыли до налогообложения ЗАО «Котел»

№ п/п

Факторы изменения прибыли до налогообложения

Сумма, тыс. руб.

%к итогу

1

Общее изменение прибыли до налогообложения (прибыли до налогообложения)

+1638,0

+100,0

В том числе за счет факторов:

2

Изменения объема продаж

+33 845,7

+2066,3

3

Изменения себестоимости продукции, работ и услуг

-60 737,0

-3708,0

4

Изменения коммерческих расходов

+61 333,0

-3744,4

5

Изменения управленческих расходов

+578,0

-35,3

6

Изменения цен на продукцию, работы и услуги

+124 366

+7592,6

7

Изменения структурных сдвигов в объеме продаж

-33 022,7

-2016,1

8

Итого влияние факторов изменения прибыли от продаж на прирост прибыли до налогообложения

+2541

+155,1

9

Изменения процентов к получению

+ 183,0

+11,2

10

Изменения процентов к уплате

11

Доходы от участия в других организациях

12

Изменение прочих операционных доходов

+384

+23,44

13

Изменение прочих операционных расходов (они увеличились, а, следовательно, уменьшили прибыль до налогообложения)

-2296

-140,17

14

Изменение внереализационных доходов

-383

-23,40

15

Изменение внереализационных расходов (также с обратным знаком)

+1209

+73,80

16

Итого влияние факторов изменения операционных и внереализационных доходов и расходов на прирост (снижение) прибыли до налогообложения (п. 9 + п. 12 - п. 13 - п. 14 + п. 15)

-903

-55,1

17

Всего влияние факторов на изменение прибыли до налогообложения (п. 8 — п. 16)

+1638

100,0

Данные табл. 7 показывают, что на увеличение прибыли до налогообложения существенное влияние оказали такие факторы, как прирост прибыли от продаж (+2541 тыс. руб.) и прочих опера­ционных расходов (-2296), а на уменьшение прибыли до налого­обложения воздействовали другие факторы: увеличение получаемых процентов (183 тыс. руб.); уменьшение внереализационных до­ходов (–383 тыс. руб.) и снижение внереализационных расходов (+1209 тыс. руб.), что в конечном итоге привело к уменьшению нераспределенной прибыли (п. 17 табл. 5) на 903 тыс. руб. (+ 183 + 384 - 2296 - 383 + 1209), или на 55,1%, по сравнению с прибы­лью от продаж (+2541 тыс. руб.), в связи с чем сумма нераспределенной прибыли составила только 1638 тыс. руб. (2541 – 903).

И, наконец, общее влияние всех факторов на изменение чис­той (нераспределенной) прибыли показано в табл. 8.

Таблица 8

Факторы формирования чистой (нераспределенной) прибыли

№ п/п

Факторы формирования чистой прибыли

Сумма, тыс. руб.

%к итогу

1

Общее изменение чистой (нераспреде­ленной) прибыли

+1373

100,0

В том числе за счет факторов:

2

Изменения экономической прибыли (прибыли до налогообложения)

+1638

119,3

3

Изменения суммы налога на прибыль и иных аналогичных обязательных платежей с обратным знаком)

-323

-23,5

4

Изменения чрезвычайных доходов

+22

+1,6

5

Изменения чрезвычайных расходов (с обратным знаком)

+36

+2,6

6

Итого общее влияние факторов изме­нения налога на прибыль, чрезвычайных доходов и расходов (п. 3 + п. 4 + п. 5)

-265

-19,3

7

Совокупное влияние факторов на из­менение чистой (нераспределенной) прибыли (п. 2 - п. 6)

+ 1373

100*

Как свидетельствуют данные табл. 8, на изменение чистой прибыли оказали влияние, прежде всего, прирост на 19,3% прибыли до налогообложения; положи­тельная разница чрезвычайных доходов и чрезвычайных расходов — соответственно на 1,6 и 2,6%.

И только уплата налога на прибыль в сумме 323 тыс. руб. уменьшила чистую (нераспреде­ленную) прибыль на 265 тыс. руб. (323 + 22 + 36).

Заключение

На изменение прибыли повлияли следующие факторы: себестоимость, ассортимент, объем реализации. Широкая гамма ассортимента выпускаемой продукции укрепляет позиции на рынке, расширяет объем продаж.

Повышение цен на входные ресурсы и на готовую продукцию, сокращение спроса на рынке, разрыв хозяйственных связей, привело все же к сокращению объемов производства некоторых лекарственных средств, но так как акционерное общество ведет многопрофильную деятельность. Это позволяет высокорентабельной продукции поддерживать в среднем низкорентабельную продукцию и получать устойчивую прибыль.

Основным фактором  снижения прибыли является изменение оплаты труда в связи с инфляцией.

Необходимо отметить и то, что недостаточно разработана система оперативного учета. Документально оперативный учет затрат на производстве не ведется. Фактически затраты на производство исчисляются в конце месяца, что не дает того экономического эффекта, на который можно рассчитывать при повседневном учете затрат на изготовление продукции.

Управление прибылью должно носить и государственный характер. Необходима четко отработанная налоговая политика, а налоги должны быть четкими и стабильными. Именно стабильность приведет к увеличению прибыли (дохода) предприятия. Следовательно, необходимо совершенствование налоговой политики, так как действующая налоговая система не отвечает основным задачам, на которые она нацелена. Она нестабильна и очень сложна.

Как показали исследования, на протяжении последних лет наблюдается введение в действие налогов в себестоимости, оптовой цены и прибыли единицы продукции. В курсовой работе проведены расчеты, которые показали, на сколько увеличились эти показатели с учетом налогов на социальные нужды от затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции. Причем государство получает заранее оговоренную сумму из себестоимости, а предприятие имеет незаработанную часть прибыли (дохода).

Таким образом с целью совершенствования экономического механизма управления прибылью предлагается разработать мероприятия обеспечивающие:

1.          Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам

2.          Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.

3.          Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.

4.          Снижение непроизводственных расходов и потерь.

5.          Внедрение в практику оперативного учета затрат на производство продукции.

6.          Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для решения задач анализа прибыли.

7.          Совершить перенос акцентов в управлении прибылью на управление доходом предприятия.

Выполнение этих предложений значительно повысит эффективность управления прибылью на предприятии.

Список литературы

1.     Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия. - М.: Издательство "Дело и Сервис", 2003. - 256 с.

2.     Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под общей ред. В.И. Стражева. — Минск: Высшая школа, 2005. - 486 с.

3.     Артеменко В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие. - М.,2006. - 380 с.

4.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Изд. 4-е, доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2004. - 460 с.

5.     Балабанов И.Т. Основ финансового менеджмента: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 512 с.

6.     Бороненкова С.А. Анализ хозяйственной деятельности в условиях АСУП: Учеб. пособие.— Свердловск: СИНХ, УрГЭУ, 2004. - 479 с.

7.     Бороненкова С.А. Анализ хозяйственной деятельности: Курс лекций. — Свердловск: УрГЭУ, 2002. - 484 с.

8.     Бороненкова С.А. и др. Анализ хозяйственной деятельности в условиях АСУП: Учеб. пособие. — Свердловск: СИНХ, УрГЭУ, 2001. - 380 с.

9.     Бороненкова С.А. Управленческий анализ. – М.: Финансы и статистика, 2001. - 286 с.

10.           Бороненкова С.А., Бондарь Ю.Г. Экономический анализ— основа поиска резервов. — М.: Финансы и статистика, 2005. - 300 с.

11.           Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности. - 3- изд., перераб. и доп. -М.: Издательство "Дело и Сервис" 2003. - 272 с.

12.           Едронова В.Н., Мизиковский Е.А. Учет и анализ финан­совых активов. - М.: Финансы и статистика, 2005. – 480 с.

13.           Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия; Практическое пособие. - М.: Интел-синтез, 2004.- 192с.

14.           Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2005 - 256 с.

15.           Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Финансы и статистика, 2000.- 512 с.

16.           Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М., 2002.

17.           Макарова В.И. Финансовые результаты: учет по новому Плану счетов. - "Бератор-Пресс", 2003.

18.           Ростовцева А.В., Холоденко Е.М. Составление бухгалтерских проводок. – М., 2001.

19.           Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: - Минск: ООО "Новое знание", 2003.- 688с.

20.           Соколов Я.В., Пятов М.Л. Бухгалтерский учет для руководителя. – М., 2001.

21.           Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 2000. - 207с.

22.           Абдуллаев Н., Зайнетдинов Ф. Формирование системы анализа финансового состояния предприятия // Финансовая газета.– 2000. - N 28. – с. 14-17.

23.           Агеева И.Ю., Халевинская Е.Д. Финансовый анализ в аудите.// Аудит и финансовый анализ, 2003. - №1. - с. 18-45.

24.           Ананьев В.К. Управление предприятиями. Коэффициенты как инструмент финансового анализа // Финансовая газета. - 2003. - N 42. – с. 12-14.

25.           Газарян А.В. Значение анализа финансового состояния предприятия для выводов в аудиторском заключении // Бухгалтерский учет.– 2001. -№ 7. – с. 4-7.


[1] Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности предприятия: организация и методология. - М.: Финансы и статистика, 1991 с. 112

[2] Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие.-2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1998. С. 44

[3] Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие.-2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1998. С. 87