26. Н.Макиавелли о природе гос-ва и способах осущ-ия гос.власти. Средневековую концепцию божественного предопределения Макиавелли заменяет идеей фортуны, познавая силу обстоятельств, к-ые заставляют чел-а считаться с необходимостью. Но судьба лишь наполовину властвует над чел-ом, он может и должен бороться с обстоятельствами. Поэтому наряду с фортуной движущей силой истории М. считает вирту – воплощение человеч-ой энергии, умения, таланта.

Задачу полит-ой науки М. видит в том, чтобы, исследовав реальные качества человеч-ой природы, соотношение борющихся в об-ве сил, интересов, страстей, объяснить действительное положение вещей, а не предаваться утопическим мечтам, иллюзиям и догмам. Теоретическое рассмотрение пол-ки было освобождено от абстрактного морализирования.

Политич-ий реализм М.: пришел к идее «нового государя» - абсолютного властелина, к-ый должен соединять в себе черты льва и лисицы (лисица – чтобы избежать расставленных капканов, льва – чтобы сокрушить противника в открытом бою). Он должен придерживаться принципа твердой власти, в необходимых случаях проявляя жестокость.

Заслуга М. состоит в том, что он низвел пол-ку с высот заоблачного лицемерия на реальную почву, превратил ее в объект беспристрастного анализа, тем самым, возвысив ее, с одной стороны, до науки, и с др. – до искусства возможного.

27. Философия и наука нового времени. Ф.Бэкон, р.Декарт. 17в. – период становления капитализма и начала буржуазных рев-ций. Своеобразие Нового времени опр-лось промыш-ой и научной революциями. Возникло новое естествознание.

Бэкон – родоначальник эмпиризма, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью («Знание - сила» или «знание - власть»). Говорил: «мы столько можем, сколько мы знаем».

Исходя из познавательных возможностей чел-а, к-ые включают в себя память, разум и воображение, Б. Разработал классификацию наук. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, история — это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии — рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления). В естественной философии Бэкон выделяет теоретическую (исследование причин, причем предпочтение отдается материальным и действующим причинам перед формальными и целевыми), и практическую («естественная магия») части. Как натурфилософ Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью к ней не присоединялся.

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой к-ой является правильная индукция. До Б. философы, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, к-ые подтверждают доказываемые или обобщающие ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, к-ые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции. Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться в «естественной истории». В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте.

Свою методологию Бэкон понимал как определенное сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляя ее образу действий пчелы, перерабатывающей собранный нектар, в отличие от муравья (плоский эмпиризм) или паука (оторванная от опыта схоластика). Бэкон различал опыты плодоносные, то есть сразу приносящие определенные результаты, и опыты светоносные, практическая польза которых заметна не сразу, но которые в конечном итоге дают максимальный результат.

Декарт – подчеркивал, что нужна философия нового типа, к-ая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия д/быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Для Д. очевидно, что истинность исходных положений метафизики будет гарантировать истинность человеч-их знаний вообще. Проблема заключается в том, как найти такое положение, истинность к-ого самоочевидна. В своих поисках встал на позиции скептицизма, или сомнения во всем. Его скептицизм носит методологич-ий хар-ер, поскольку радиальный скептицизм нужен Д., чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Любое утверждение о мире, Боге и чел-е может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: «мыслю, следовательно, существую». Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. Рационализм Д. утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Чел. усматривает эти идеи «внутренним зрением» (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь далее точно сформулированным методом и правилам логики, он выводит из этих идей все остальное знание. В работе «Рассуждение о методе» Д. сформулировал основные правила, к-ым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины». à Т.о. интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистской методологии Д. предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям.

28. Эмпирич-ое направление в философии. Ф.Бэкон, Д.Локк. Эмпиризм (от греч. - опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считало источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент.

Бэкон – родоначальник эмпиризма, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью («Знание - сила» или «знание - власть»). Говорил: «мы столько можем, сколько мы знаем».

Исходя из познавательных возможностей чел-а, к-ые включают в себя память, разум и воображение, Б. Разработал классификацию наук. Разделение всех наук на исторические, поэтические и философские определяется у Бэкона психологическим критерием. Так, история — это знание, опирающееся на память; она делится на естественную историю, описывающую явления природы (включая чудеса и всевозможные отклонения), и гражданскую. Поэзия основана на воображении. В основе философии — рассудок. Она делится на естественную философию, божественную философию (естественную теологию) и человеческую философию (изучающую мораль и общественные явления). В естественной философии Бэкон выделяет теоретическую (исследование причин, причем предпочтение отдается материальным и действующим причинам перед формальными и целевыми), и практическую («естественная магия») части. Как натурфилософ Бэкон симпатизировал атомистической традиции древних греков, однако полностью к ней не присоединялся.

Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой к-ой является правильная индукция. До Б. философы, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, к-ые подтверждают доказываемые или обобщающие ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, к-ые опровергают обобщение, противоречат ему. Это так называемые отрицательные инстанции. Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям. В древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться в «естественной истории». В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте.

Свою методологию Бэкон понимал как определенное сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляя ее образу действий пчелы, перерабатывающей собранный нектар, в отличие от муравья (плоский эмпиризм) или паука (оторванная от опыта схоластика). Бэкон различал опыты плодоносные, то есть сразу приносящие определенные результаты, и опыты светоносные, практическая польза которых заметна не сразу, но которые в конечном итоге дают максимальный результат.

Локк. В своем соц.-политическом учении исходил из естественного состояния об-ва. Естественное состояние он изображает как царство свободы и равенства, в к-ом люди свободно располагают своей личностью, имуществом и все имеют равные права на свободу. Т.о. три права : на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом. Основной целью людей при установлении гос-ва по взаимному соглашению является сохранение их неотъемлемых прав и собственности, к-ые не гарантированы в естественном состоянии. Утверждает, что полного отказа от естественных прав и естественой свободы при заключении договора быть не может. Вывод: власть правителя не может быть абсолютной. Абсолютная монархия. Абсолютная монархия – хуже, чем естественное состояние, т.к. над абсолютным монархом нет суда и он находится как бы в естественном состоянии по отношению к своим подданным.

Идеи о разделении властей на:

-законад-ую (парламент) – осущ-ет право издавать з-ны;

-исполнит-ую (правит-во) – проводить з-ны в жизнь;

-федеральную (король и министры) занимается вопросами внешней политики.

Власти – неравноправны. Законодат-ая вл-ть – верховная, она должна повелевать другими властями.

30. Философия эпохи Просвещения. Механистический материализм.  Философия эп. Просвещения основано на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19-20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

Материализм (от лат. — вещественный) – философское направление, которое исходит из того, что мир материален, существует объективно, вне и независимо от сознания, что материя первична, никем не сотворена, существует вечно, что сознание, мышление — свойство материи, что мир и его закономерности познаваемы. Материализм противоположен идеализму; их борьба составляет содержание историко-философского процесса. Термин «материализм» употребляется с 17 в. главным образом в смысле физических представлений о материи, а с нач. 18 в. в философском смысле для противопоставления материализма идеализму. Исторические формы материализма: античный материализм (Демокрит, Эпикур), материализм эпохи Возрождения (Б. Телезио, Дж. Бруно), метафизический (механистический) материализм 17-18 вв. (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, П. Гассенди, Дж. Локк, Б. Спиноза; французский материализм 18 в. — Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах, Д. Дидро), антропологический материализм (Л. Фейербах), диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

29. Рационалистическое направление в философии. Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц. Рационализм (от лат. — разум) -  философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. исходил из идеи естественного порядка — бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума — одновременно источника знания и критерия его истинности.

Декарт – подчеркивал, что нужна философия нового типа, к-ая сможет помочь в практических делах людей. Подлинная философия д/быть единой как в своей теоретической части, так и по методу. Для Д. очевидно, что истинность исходных положений метафизики будет гарантировать истинность человеч-их знаний вообще. Проблема заключается в том, как найти такое положение, истинность к-ого самоочевидна. В своих поисках встал на позиции скептицизма, или сомнения во всем. Его скептицизм носит методологич-ий хар-ер, поскольку радиальный скептицизм нужен Д., чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Любое утверждение о мире, Боге и чел-е может вызвать сомнение. Несомненным является только одно положение: «мыслю, следовательно, существую». Существование Бога рассматривал как источник объективной значимости человеческого мышления. Рационализм Д. утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмысления природы и руководства поведением. Чел. усматривает эти идеи «внутренним зрением» (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь далее точно сформулированным методом и правилам логики, он выводит из этих идей все остальное знание. В работе «Рассуждение о методе» Д. сформулировал основные правила, к-ым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины». à Т.о. интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистской методологии Д. предлагает идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, а уже от них – к максимально конкретным знаниям.

Спиноза. В отличие от дуалистической философии Декарта, философия С. носит монистический хар-ер, являясь учением о единой всеобъемлющей субстанции, к-ая есть все, как и все есть субстанция. В основе онтологии Спинозы лежит положение о тождестве бога и природы. Природу он рассматривал как единую, вечную и бесконечную субстанцию, являющуюся причиной самой себя. Многообразные единичные вещи являются проявлениями субстанции или ее модусами. Субстанция предстает как порождающая природа, противопоставленная бесконечности единичных вещей. Субстанция обладает бесконечным количеством неотъемлемых свойств (атрибутов), составляющих ее сущность, но человеческому уму доступны только два: протяженность и мышление. Движение рассматривалось как один из модусов вещей. «Свобода есть познанная необходимость», - путь чел-а к свободе. В результате чел. приходит к такому состоянию, когда он не плачет и не смеется, а понимает необходимость и преходящий хар-ер перипетий своей жизни.

Лейбниц. Реальный мир, по Л., состоит из бесчисленных психических деятельных субстанций — монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; существующий мир создан богом как «наилучший из всех возможных миров».

Согласно Л., субстанция как исходное начало всего сущего должна обладать абсолютной простотой и неделимостью, а потому не может быть сожной, т.к. сложная субстанция зависила бы от простых; субстанция не может быть и протяженной и по причине бесконечной делимости пространства.

Монады – и есть простые неделимые субстанции, к-ые обладают духовной природой. Являясь духовными сущностями. Каждая монада представляет собой некий замкнутый мир, отражая при этом в себе весь мировой порядок. Находящимися в деятельном состоянии, монады имеют собственную определенность, отличающую их друг от друга. Три вида монад по степени их развития:

1-    монады низшей степени развития обладают лишь пассивной способностью восприятия, образуют физические тела, т.е. предметы неживой природы.

2-    Монады – души, обладают ощущениями и представлениями, составляют растительный и животный мир.

3-    Монады – духи, наделены сознанием, определяют природу чел-а.

Теория познания. Два рода истин:

1-    истины разума – врожденные идеи. Л. считает, что врожд.идеи не даны сразу ясно и отчетливо. А находятся в интеллекте в зародышевом состоянии и лишь постепенно развиваются до полного осознания.

2-    Истины факта – являются случайными и эмпирическими в том плане, что не могут быть выведены дедуктивным путем. Сюда относятся з-ны природы, открываемые естествознанием.

 

31. Социально-философские учения эпохи Просвещения. Выступая против теологич-ого объяснения общественных процессов, французские просветители утверждали доминирующую силу просвещенного человеч-ого разума в истории. Из этого принципа они выводили главный идеал «просвещенного правления».

Причины экспансии и захватнических воин фран-ие просветители усматривали преимущественно в психологических чертах правителей, в их «страсти к славе», в «честолюбии».

У франц-их просветителей не было единства в вопросе об источниках присущих об-ву социальных противоречий и катаклизмов. Если Руссо видел этот источник в возникновении частной собственности, то Вольтер, Гольбах, напротив считали, что не частная собственность, а природное неравенство сил и способнстей людей, действия тиранов и несправедливых правителей приводят к неравномерному распределению общественого богатства.

Предлагая преобразовать об-во на принципах разума и справедливости, французские просветители отстаивали в целом пути мирного реформирования об-ва, идущего сверху от «просвещенных провителей». Революционный путь преобразования об-ва признавался ими как крайний случай для свержения такой вл-ти, к-ая отказывается от просвещенного правления и является «просто разбоем», делающим об-во несчастным.

32. Философия И.Канта: докритический и критический периоды.

Фил-ое творчество К. делится на 2 периода: докритический – со времени опубликования 1-ой работы «Мысли об истинной оценке живых сил» до нач. 80-х гг. 18в. -  пытался решать фил-ие проблемы мироздания - о бытии, фил.природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что фил-ия  м/быть разработана и обоснована как умозрительная наука. (без обращения к опытным данным). Критический – с опубликования в 1781 «Критики чистого разума» и до его смерти – произошла радикальная переориентация его интересов к проблемам чел-а, нравственности, познания.

В наиболее значимой работе докритического периода «Всеобщая естественная история и теория неба» (1775) сформулировал мысль о естественном происхождении Вселенной под действием динамических сил из первоначальной газовой туманности. Также он развил идею о целостности устройства мироздания, наличии в нем законов взаимосвязи небесных тел.

Критический период – пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, к-ый эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался: 1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления.

Познание начинается с того, что “вещи в себе” воздействуют на наши органы чувств и вызывают ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущение нашей чувственности, ни понятия и суждения нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретич-ого знания о “вещах в себе”. Достоверное знание - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание  о «вещах в себе», а только о свойствах вещей к к-ым приложимы формы нашего сознания: ощущения, понятия. «Вещи в себе» принципиально непознаваемы.

Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в к-ом мыслится связь м/д двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения.    3 основные способности познания: чувственности, рассудка, разума.

33. Этика И.Канта. Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, т.к. чел. есть явление среди др. явлений природы и в этом отношении подчиненяется необходимости. Но чел. также и нравственное сущ-во, субъект нравственного сознания. Как нравственное сущ-во чел принадлежит к миру умопостигаемых «вещей в себе». И в этом качестве он свободен. Нравственный закон К. понимает как безусловное предписание или “категорический императив”. З-н этот требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правила его личного поведения могло стать правильным для всех. Поступок м.б. моральным только если он совершает его из уважения к нравственному з-ну.

К. стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ-ет, что между моральным или аморальным поведением чел-а и его счастьем не сущ-ет необходимого соответствия. Противоречие м/д моральным поведением чел-а и результатом этого поведения в эмпирич-ой жизни не мирится с нашим нравственным сознанием, к-ое требует справедливого соответствия. Не находя его в мире явлений, нравственное сознание вынуждено верить, будто соотв-ет осуществлению в мире “умопостигаемом”. Сущ-ют понятия как свобода, бессмертие и бог объясняется по К. верой в “умопостигаемый” мир. Их бытие не есть истина, доказуемая теоретически, но есть необходимый постулат или требование “практического разума”.

34. Система и метод философии Гегеля. Создал на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Ее центральное понятие — развитие — есть характеристика деятельности абсолюта (мирового духа), его сверхвременного движения в области чистой мысли в восходящем ряду все более конкретных категорий (бытие, ничто, становление; качество, количество, мера; сущность, явление, действительность, понятие, объект, идея, завершающаяся абсолютной идеей), его перехода в отчужденное состояние инобытия — в природу, его возвращения к себе в человеке в формах психической деятельности индивида (субъективный дух), сверхиндивидуального «объективного духа» (право, мораль и «нравственность» — семья, гражданское общество, государство) и «абсолютного духа» (искусство, религия, философия как формы самосознания духа). Противоречие — внутренний источник развития, описываемого в виде триады. История — «прогресс духа в сознании свободы», последовательно реализуемый через «дух» отдельных народов. Осуществление демократических требований мыслилось Гегелем в виде компромисса с сословным строем, в рамках конституционной монархии.

Гегелевская фил-ия проникнута глубоким противоречием. Метод, разработанный Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абс.дух, а целью - самопознание этого абс.духа, постольку познание конечно, ограничено. Т.е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т.о., противоречивым методом и системой Г. есть противоречие м/д конечным и бесконечным. Данное противоречие у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником дальнейшего развития.

38. Основные идеи диалектико-материалистической фил-ии марксизма. В материалистическая диалектики человеч-ие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии – диалектич-ого материализма. В качестве первичной признается диалектически развивающаяся объективная материальная действительность, отражением к-ой выступают категории и з-ны мыслительной деят-ти людей. Т.о. материалистически истолкованная гегелевская диалектика была как бы перевернута, освобожденная от «идеалистич-их оболочек», она стала плодотворным методом исследования явлений природы, об-ва и человеч-ого мышления.

В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин рассматривает основные положения диалектического материализма. Имеется в виду – первичность материи и вторичность сознания, фил-ое понятие «метерии» и естественно-научные представления о ней, соотношение материи и движения, толкование пространства и времени как форм сущ-ия материи, а также соответ-щие положения о познании мира. Объективной, абсолютной и относительной истине, о роли практики в познании и т.д.

Также, основоположники марксизма в своих работах ставили и решали проблему распространения диалектико-материалистических воззрений на об-во. Это означало придать диалектическому материализму законченный вид. В данном случае диалектико-материалистический метод познания предстает как униерсальный, применимый к явлениям не только природы, но и об-ва.

35. Диалектика Гегеля. В его диалектической системе з-нами выступает мировой разум. З-ны диалектики:

1)  з-н единства и борьбы противоположностей. «Не всем лежит печать уничтожения». Тождество и различие есть 1-ый з-н противоречия, к-ый отражает источник события. Именно в этом з-не Г. усматривал качественную опр-ть предмета процесса развития в конкретно-историч-ой занятости.

2)  Колич-ое накопление качественных характеристик влечет к изм-ию и сохранению. – м/д качеством и кол-вом сущ-ет мера как момент гармонич-ого состояния.

3)  З-н «отрицание отрицания» - диалектическое отрицание предполагает такое отрицание, за к-ым следует развитие, т.е. з-н отражает перспективу развития системы.

Тождество бытия и мышления - исходный пункт учения Гегеля.

Кантовской вещи “самой по себе” он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе к-ых лежит мировой разум, абсолютная идея или мировой дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абс-ой идеи заключается в мышлении. Цель - в самопознании. В процессе самопознания  разум мира проходит 3 этапа: пребывание самопознающей абс.идеи в ее собственном лоне, в стихии чистого мышления (логика, в кот идея раскрывает свое содержание в системе категорий и законов диалектики);  развитие идеи в форме инобытия в виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем этапе абс.идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме чел-а сознания и самосознания.

Фил-ие взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии; что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход от колич-ых изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет принцип всякого самодвижения. В фил системе Г. действительность представлена как цепь диалект переходов.

Однако гегелевская фил-ия проникнута глубоким противоречием. Метод, разработанный Г., направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абс.дух, а целью - самопознание этого абс.духа, постольку познание конечно, ограничено. Т.е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого явл сама фил Гегеля. Т.о., противоречивым методом и системой Г. есть противоречие м/д конечным и бесконечным. Данное противоречие у Г. отнюдь не диалектично, ибо не явл источником дальнейшего развития.

37. Философская антропология Л. Фейербаха. Подверг критике идеи Канта и Гегеля и продолжил традиции материализма.

Осуждая идеалистич-ое толкование мышления как внеприродной и сверхчел-ой сущности, Ф. приходит к выводу, что вопрос об отношении бытия к мышлению есть вопрос о сущности чел-а, ибо мыслит лишь чел. Следовательно фил-ия, поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, д/быть антропологией, т.е. учением о чел-е, в существовании, в деят-ти к-ого этот вопрос находит свое фактическое, реальное решение.

Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в человеч-ом организме, с чувственными восприятиями и т.д. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биологич-ой, физиологич-ой деят-ти. Ф. утверждает: “Новая фил-ия превращает чел-а, включая и природу, как базис чел, в единственный, универсальный и высший предмет фил-ии, превращая, следовательно, антропологию, в том числе и физиологию, в универсальную науку.” Антропология Ф. указывает на его стремление разработать матер систему взглядов. Ф. возражал против характера своего учения как матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во, выделяемое мозгом).

Существенным содержанием и назначением антропологического принципа является по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел-а. Эта сущность по Ф. прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие переживаний индивида. Речь идет о том, чтобы рассматривать различные формы обществ.сознания (и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного содержания. Здесь он идет дальше предшествующих материалистов, к-ые утверждали, что религия лишена реального содержания. Ф сводит сверхестественное к естественному, нереальное к реальному - в этом осн черта его антропологического метода.

Основой антропологии Ф. является материальное учение о природе. Природа явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему природа ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.

Многообразие явл природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся только к отдельным явлениям. Природа бесконечна в пространстве. “У природы нет ни начала не конца. Все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновременно явл действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.

Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи, на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее метафизично. Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о несводимости высших форм сущ-ия материи к низшим. Психологические акты существенно отличаются от их физиологич-ой основы. Единство субъект с объективным, псих с физическим не устраняет внутреннего различия между ними.

Многообразие чел ощущений соотв-ют многообразию качеств природы, оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содержимое чел ощущения качественной определенности чувст-воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта носит антрополог. хар-тер.

Т.о чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления. В общем Ф не понимает сложность диалектич-ой связи м/д чувственным отражением мира и мышлением, его не интересует преобладание категорий и логики. Глубинная идея Гегеля о движении теоретич-ого мышления от абстрактного к конкретному, о возможности, следовательно, конкр. мышления осталась чуждой для Ф.

36. Философия истории Гегеля. «Философия духа» у Гегеля распадается на три части: субъективный дух (сознание чел-а), объективный дух (право, моральность, нравственность, т.е. семья, гражданское об-во и гос-во) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). Лишь в последнем дух мировой обретает нек-ое успокоение – ведь он добрался, наконец, до цели, познал сам себя.

Фил-ию Г. полагает высшей ступенью развития абс.духа. Фил-ия есть своеобразное мышление о мышлении, общий итог развития действит-ти, самое существенное знание о мире. Фил-ия по Г. есть «эпоха, схваченная в мыслях», и поэтому никакая фил-ия не идет дальше своего времени.

Г. сознательно отказывается строить какие бы то ни было прогнозы относительно будущего – он не хочет лишить фил-ию научности, т.к. лишь ретроспекция есть подлинно научный способ познания. Ему доступно лишь то, что уже оформилось, определилось, развернуло все свои возможности.

39. Иррационализм как направление философии. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, З. Фрейд. Иррационализм – обозначение течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, выдвигая на первый план волю (волюнтаризм), непосредственное созерцание, чувство, интуицию (интуитивизм), мистическое «озарение», воображение, инстинкт, «бессознательное» и т. п.

Иррационализм стремится показать особ-ти гуманитарного знания и неисчерпаемость объектов исследования чел-а и об-ва, его к-ры.

Шопенгауэр. Сущность мира («вещь в себе» И. Канта) предстает у Шопенгауэра как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. «Освобождение» от мира — через сострадание, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм — достигается в состоянии, близком буддийской нирване. Пессимистическая философия Шопенгауэра получила распространение в Европе со 2-й пол. 19 в.

Считая себя учеником Канта, Шопенгауэр исходит из того, что опыт, «мир явлений», дан человеку как его «представление», его априорные формы — пространство, время, причинность. Субъект и объект — это соотносительные моменты мира как «представление». Мир как «вещь в себе» предстает у Шопенгауэра как безосновная «воля», которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека; разум — лишь инструмент этой «воли». Как «вещь в себе» воля едина и находится по ту сторону причин и следствий, однако в мире как «представлении» она проявляется в бесконечном множестве «объективаций». Ступени этой объективации (неорганическая природа, растение, животное, человек) образуют иерархическую целостность, отражающую иерархию идей (понимаемых в платоновском смысле) — «адекватных объективаций воли». Каждой объективации свойственно стремление к абсолютному господству. В живой природе и обществе воля проявляется в качестве «воли к жизни» — источника животных инстинктов и бесконечного эгоизма человека; всякий «осознает себя всей волей к жизни», тогда как все прочие индивиды существуют в его представлении как нечто от него зависящее, что выражается в непрерывной «войне всех против всех»; государство не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой сбалансированных частных воль.

В противовес Лейбницу Шопенгауэр называл существующий мир «наихудшим из возможных», а свое учение — «пессимизмом». Мировая история не имеет смысла. Страдание — «наказание» за «первородный грех», вину обособленного существования. Преодоление эгоистических импульсов и обусловленного ими страдания происходит в сфере искусства и морали. В основе искусства —«незаинтересованное созерцание» идей, освобождающее субъект от власти пространства и времени и служение «воли к жизни». Высшее из искусств — музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредственное отражение самой воли. Однако полное освобождение происходит только в сфере морали, на путях аскезы, умервщления желаний и страстей (здесь Шопенгауэр близок к буддизму и его концепции нирваны). В уникальном личном опыте со-страдания преодолевается иллюзорная граница между я и не-я и тем самым происходит «обращение» воли, переворот в самом бытии.

Критикуя язык современной ему школьной философии, Шопенгауэр стремился к простоте слога, образной наглядности и афористической четкости в изложении собственной философии (совершенству его стиля отдавали должное Жан Поль, Ф. Кафка, Т. Манн). Пессимистические и волюнтаристические мотивы его философии, его интуитивизм и моралистическая критика культуры получили отклик в философии жизни второй половины 19 — начала 20 вв.

Ницше. В «Рождении трагедии из духа музыки» (1872) противопоставил два начала бытия — «дионисийское» (жизненно-оргиастическое) и «аполлоновское» (созерцательно-упорядочивающее). В сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с анархической критикой культуры, проповедовал эстетический имморализм («По ту сторону добра и зла», 1886). В мифе о «сверхчеловеке» индивидуалистический культ сильной личности («Так говорил Заратустра», 1883-84; «Воля к власти», опубликовано 1889-1901) сочетался у Ницше с романтическим идеалом «человека будущего».

Бергсон. Подлинная и первоначальная реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический процесс, «жизненный порыв», творческая эволюция; структура ее — длительность, постигаемая только посредством интуиции, противоположной интеллекту; различные аспекты длительности — материя, сознание, память, дух («Творческая эволюция», русский перевод 1914).

Его этико-религиозная концепция изложена им в «Двух источниках морали и религии» (1932). Противопоставляя два типа обществ: закрытое, стремящееся к самосохранению и опирающееся на принципы авторитаризма и насилие, и открытое, воплощенное в великих личностях — моральных героях, христианских мистиках и т. п., Бергсон связывает с ними два типа морали и религии — статический и динамический. Возможность дальнейшего прогресса человеческого общества Бергсон видит лишь в открытом обществе, в динамической морали, выделяя в качестве главных принципов любовь к человечеству, «дух простоты», отказ от искусственных потребностей, вызванных преимущественным развитием «тела» человечества в ущерб его духовной культуре.

Фрейд. Общее обозначение философско-антропологической и психологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследований бессознательных психических процессов, принципам которого фрейдизм придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения — у Фрейда, стремления к самоутверждению — у Ф. Адлера и т. п.).

40. Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм. Во второй пол 19в позитивизм становится наиболее влиятельным течением зап фил. П. объявил единственным источником истинного знания конкретные, частные науки и выступил против ф. как метафизики, но за ф. как особую науку. Под метаф. они понималм умозрительную ф. бытия (онтологию,гносеологию)

П - фил позитивного знания, отвергающая теорет спекуляции и умозрения как средства получ знания.

Они говорили, что только совокупность наук дает право говорить о мире в целом. Т.о. если ф. научна то она должна распрощать ся с попыткой судить о мире в целом.

3 этапа в эволюции позитивизма:

1.Собственно позитивизм (30-70гг 19в) - Огюст Конт, Дж.Ст.Миль, Спенсер

2. Эмпириокритицизм (конец 19в) - Мах, Авенариус.

3. Неопозитивизм (с сер 20х гг20) - Шлик, Карнап ,Нейроз , Витгенштейн,  Б.Рассел.

Основатель поз О.Конт (1798-1857). его работа: “Курс позитивной филос” Основные идеи этой работы:

1.Попытка классиф наук. Иеархия наук должна быть выстроена от простого к сложному, при кот логическое производит историческое. Низшая ступень - наука наиболее абстрактная и обладающая наибольшей всеобщностью (математика, далее: астрономия, механика, физика, химия, физиология, социальная физика - социология)

2.Пытался определить науку по ее предмету. Однако он исходил при этом из кантовского идеализма, предполагая, что науки имеют дело с метафизика с вещью. Так как вещи нельзя познать, то метаф должна быть отвергнута.

3 Пытается выявить закон 3 стадий развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4.Позитивные науки - попытка создания научной религии. Высшее понятие этой рел - человечество как целое. Прошлое, настоящее и будущее человечества объединены мистической связью. По существу единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса.

Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики и методологии науки. Работа: “Сиситема логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля имеют социальную устремленность. Он пытается разработать такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст между состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ. - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2 уровня знания: 1.Эмпирические обобщения  2.Объясняющая теория. Между этими уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление.

Метод соц науки должен стать точной копией методов физ.

Герберт Спенсер (1820-1903)  Он подобно Конту поставил зад создать синтетическую фил без самой фил. По Сп это всяфил , но без метафизики. (т.к. метаф - это попэтка судитьо мире вещей, кот непознаваемы). Стержнем единства знаний людей явл идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание определенности вида. Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак сознания., т.е. псих привычки человека.

Чел имеет дело со сплошным потоком впечатлений - этот поток - основа закона сохранения.

Он пытается применить идею эволюции  при рассмотр теор познания: Он полагает, что наша иллюзия врожденных идей есть р-т накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно для индивида априорно. Т.е в истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн., а затем это новое усиливается и передается как априорное.

Эмпириокритицизм   - теория критики опыта. Главное назначение этой критики - выяснение существа дел. ЕЕ цель - очистить опыт от метафизики. Основатели Авенариус и Мах считали осн законом познания - экономию мышления.

Пытались очистить понимание опыта от таких понятий как материя, субстанция, необходимость причинность и др рассудочных понятий. В итоге эмпириокр. выдвигает представление о мире как сов-ти нейтральных эл-тов и ничьих ощущений. Мир - это опыт, а структуру опыта составл ощущения.

Сами по себе эл-ты мира нейтральны (к материи сознанию), различие их функционально: одни и те же эл-ты мира составл физ реальность, и в этом случае они связ цепью физ причинности. Психолог эл-ты связаны цепью мнемонической причинности и проявл в том, что мы наз памятью.

Т.о. Э. исходит из феноменологического понимания псих и физического понимания того, что непостредственно дано нашему сознанию, но не учитывает генезис самого сознания.

          - субъективный идеализм.

Неопозитивизм.  или логический эмпиризм - Рассел, Витгенштейн, Шлик, Карнап, Франк, Нейрат. Гл идейным источником нп. был махизм. Но если махисты отстаивали “биолого -экономическую” теорию познания и видели в науке метод упорядочивания ощущений(элементов), то нп выдвинули новое понимание научного познания, как лог конструкции на основе чувственных содержаний.(чувств данных). Изгоняли из ф. метафизику. Фил имеет право на сущ не как мышление о мире, а как “логический анализ языка.”

Позитивисты считали основной вопр фил а также др коренные вопр фил неразрешимыми из-за слабости чел разума, махисты - что осн вопрос ф. снимается и разрешается учением о нейтр элементах, нп.- заявляют, что и осн вопрос ф. и вообще пробл, считавшиеся ранее фил, - это мнимые проблемы, кот нужно отбросить как лишенные научного смысла.

Все наше знание о мире дают только конкретные науки. Фил не может высказать о мире ни одного нов положения, не мож создать никакой картины мира. Ее задача - лог анализ и прояснение полож науки, в кот выражаются знания о мире.

Сведению фил к лог анализу нп обязан Б Расселу, кот воспользовался при этом  достиж матем логики. Попытавшиь дать строгие определ матем понятий он пришел к ыводу , что вся матем м.б сведена к логике. Далее Р  придал более шир значение методу лог анализа и объявил, что “логика - это сущность фил”. Витгенштейн развил эту идею, указав, что фил состоит в лог анализе языка.

Отождествляя всю фил с лог анализом яз, нп исключают из сферы фил почти вся ф. проблематику и тем самым практ ликвидируют фил.

Одной из важн задач явл отделение предлож которые имеют смысл, от тех кот лишены его с научной точки зр, и т.о очистить науку от бессмысл предложений. Нп различают 3 типа осмысл предложений 1.высказывания об эмпир фактах (если говорят о фактах и ни о чем более) 2. предлож, содержащие лог следствия этих высказываний и построенные в соотв с лог правилами (могут быть сведены к выск о эмпир фактах) 3. предложения логики и матем ( не содержат выск о фактах, не дают нового знания о мире, неободимы для формального преобраз уже имеющегося знания)

Чтобы выяснить имеет ли предл смысл необходим спец метод - верификация Суть в сравнении предлож с действительностью, указании конкретн условий, при кот оно истинно или ложно. Метод проверки еще и устанавливает смысл предложения “значение предложения закл в методе его проверки” Фактическая истина состоит в соотв высказывания факту. Предложения  же типа “душа чел бесссмертна”  бессмыслены т.к. не могут быть проверены.

Под фактами нп понимают ощущения, переживанияч, словом сост сознания. Утверждение о том, что роза, аромат кот я вдыхаю, материальна, равно как утверждение, что она лишь плод моего воображения - одинаково лишены смысла. Буду ли я считать ее мат или идеальной это не повлияет на факт , что я чувствую ее аромат и она не станет от этого пахнуть лучше или хуже”. Значит в проц верификации можно сравнить предложение только с чувственными содержаниями и данными ощущений или преживаний.  Оказалось, что ни один научный закон, ни одно общее утверждение типа “все люди смертны” не м.б. верифицированы, так как вер всегда относится к конкр. эмпир факту. В силу субъекетивизма вериф истины полож науки оказались в зависимости от оценки каждого субъекта, производ вериф. Поэтому было предложено считать предлож верифицированным, если несколько авторитетных исследов согласны считать его таковым. Т.е критерий истины - согласие исследователей.

Затем было предложено для выясн истинности предл. сравнивать его с друг предложенияим. Понимание истины как соотв фактам начало уступать место взгляду на истину как на соглоасованность предложения с системой др предложений., что не мб основой знания.

Постпозитивизм -  термин, обозначающий ряд философских концепций, возникших в 50-70-х гг. 20 в. в процессе критики неопозитивизма. К основным течениям постпозитивизма относят критический рационализм К. Поппера, «научный материализм» (Д. Армстронг), прагматический анализ (У. Куайн, М. Уайт), концепции П. Фейерабенда и Р. Рорти, различные варианты философского реализма. Постпозитивизм нередко отождествляют с аналитической философией.

41. Экзистенциализм. Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны.

Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности.

Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.

Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б. наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для проникновения в него.

Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.

Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед смертью.

Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть “бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх “человек есть его страх”.

Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” - страдание, борьба, смерть.

Свобода.  Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем, кем он себя сделает.  Чел - это постоянная возможность, замысел , проект. Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор. Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.

Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным, соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть мучительная необходимость.

Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ  потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду, мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмыслено.

Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе  не истинна. В глубине чел скрыто истинное, одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.

43. Идейная конфронтация западников и славянофилов в России. Их представители. В основе славянофильского понимания русской истории лежат общие взгляды об историческом процессе. Изучение истории было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторический процесс. Таким фактором мог быть только сам народ как «единственный и постоянный действователь» в истории. Россия – страна с великой историей и самобытной к-рой. Славянофилов часто упрекали в идеализации истории россии и желании восстановить старое. Они проповедовали не возврат к прошлому, а восстановление жизнеспособных начал российского об-ва в изменившихся условиях.

Они не рассматривали русскую историю как идеальную и бескризисную, а, наоборот, подчеркивали ее сложность и драматичность. Но болезненные явления н могут быть преодолены внешними заимствованиями.

Философско-историческая концепция славянофилов пропитана верой в особую историческую миссию России, к-ая призвана соединить противоположные начала жизни. В их системе ценностей скорее Европе нужно было догонять Россию. Представители: хомяков, Киреевский, Аксаков.

Западников объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее россии путем усвоения историч-их достижений стран Зап.Европы. Представители: Чаадаев. Герцен, Белинский, Грановсикй, станкевич.

44. Материалистические идеи в русской философии 19в. А.Герцен, Н.Чернышевский.

Герцен. В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Указывал, что естествознание имеет огромное значение для выработки у молодого поколения правильного научного мировоззрения. Т.к. оно приучает ум к постижению истины, готовит молодежь для борьбы за преобразование общественной жизни в интересах народных масс.

Чел-а Г. рассматривает как часть природы и подчиненным ее з-нам. Всякое истинное знание есть результат диалектического единства чувственного и логического.

Чернышевский. Стоял на позициях антропологизма. Считал, что социализм обусловлен всем развитием человечества; для России переход к социализму возможен через крестьянскую общину (один из родоначальников народничества). Только материалистическая фил-ия м/быть истинной, поскольку она опирается на научное знание. Чел должен пониматься как единая сущность, соединяющая материальную и духовную стороны жизни, что основным принципом воззрения на человеч-ую жизнь должна служить выработанная естествознанием «идея о единстве человеч-ого организма».

Способность к познанию является врожденным качеством чел-а. источник знания он видел в опыте. Идеал для него – социалистич-ое об-во, основанное на качествах «человеч-ой натуры», к-ые позволили бы проявиться «естественным» человеч-им потребностям. Сделать чел-а добрым и порядочным – это путь социальных преобразований, т.е. изменение хоз-ых отношений.

Движение истории к социализму – общий з-н прогресса.

45. Русское почвенничество. А. Григорьев, Н. Страхов, Н. Данилевский, Ф. Достоевский. Прямым продолжением славянофильства в 60–80-е гг. 19в. было почвенничество, к-ое характеризовалось верой в народ, в развитие на собственной почве.

Григорьев называл свое мировоззрение органическим, исходил из того, что жизнь мира развертывается в совок-ти типических «циклов», к-ые имеют свой лик, свою форму, свой образ. Каждая эпоха есть своего рода «организм», целое во времени, как каждый народ есть целое или организм в пространстве.

Данилевский. Изложил идею многообразия типов культур, разработал основные типы культур и объяснил механизм их возникновения, развития и смены в ходе мировой истории. Пришел к выводу, что подобно тому, как в природе сущ-ют различные типы организаций животных и растений, в человеч-ой истории сущ-ют различные типы культур. По Д., содержание всемирной истории составляет развитие десяти типов к-р: египетской, китайской, индийской, древнесемитической, иранской, ассиро-вавилонской, древнегреческой, древнеримской, новоаравийской, романо-германской.

Употреблял также и понятие цивилизация. Отмечал, что каждая цив-ция вырабатывает преимущественно свой вид духовной деят-ти. Рассматривает осн. типы цив-ций. 1-ые – египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская – подготовительные, т.к. они не проявили ни одну из сторон общечеловеческой деят-ти. Последующие цив-ции достигли более высокого уровня во всех сферах деят-ти, но особых результатов достигли в какой-то опр-ой области.

Говорил: «У каждого народа своя история, к-ра, религия, свой национальный дух, а потому всем стремиться к одному и тому же не стоит, т.к. «это значит желать довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности».

Достоевский. Гл. темой идейных исканий Д. стала тема взаимоотношения Бога и чел-а, Бога и мира. Человек, по Д., есть великая тайна: нет ничего значительнее и дороже чел-а, хотя нет и ничего страшнее его. Считал нелепостью утверждения западников об отсталости России и необходимости перенесения на русскую почву европейского устройства общественной жизни. Подобно славянофилам полагал, что есть особый исторический путь, отличный от западноевропейского.

46. философские идеи русского консерватизма. К. Леонтьев, К. Победоносцев. Под консерватизмом понимается соц.-философские концепции, обосновывающие необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся форм гос-ой и общественной жизни, ее моральных, правовых, религиозных и семейных основ. Консервативная мысль – идеология «официальной народности», или охранение, славянофильство и русское почвенничество.

Леонтьев – был антидемократом и антипрогрессистом, был активнейшим проповедником консервативных идей, разработал оригинальную социально-философскую концепцию консерватизма. Считал, что принципы развития, господствующие в природе, сохраняются и проявляют себя в человеч-ой истории.

Органической развитие, по Л., является сложным процессом. Этапы:

1-первичной простоты – не выявлены все возможные способности.

2-цветущей сложности – индивидуализация, обособление от окруж.явлений, усложнение, многообразие.

3-вторичного смесительного упрощения.

Обосновал идею цикличности развития гос-в, народов, к-р, выдвинутую Данилевским. Л. видит некий алгоритм в жизни народов, к-р и гос-в, несмотря на кажущуюся уникальность их истории.

В основе прогресса лежит борьба за равенство и свободу, он направлен на разрушение порядка, деградацию об-ва, ниспровержение гос-ых и социальных устоев. Для Л., движение по пути прогресса с неизбежностью приведет к кризису к-ры. Демократия безнравственна, потому что основана на лжи. Показывает, что идея народовластия очень привлекательна, т.к. в действительности управлять будет не народ, а полит-ая элита.

Победоносцев. Играл значительную роль в определении правительственной политики в области религии, просвещения, в национальном вопросе и др. Сторонник консервативного курса. Идеолог самодержавия.

47. Русский космизм. Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский. Русский космизм – учение о неразрывном единстве чел-а и космоса, о космической природе чел-а и его безграничных возможностях по освоению космоса.истоки возникновения рус.космизма:

1-фил-ое основание космизма – идеи взаимосвязи мира, к-ые разрабатываются фил-ей в ходе всего ее историч-ого развития.

2-религиозные идеи, к-ые проглядываются ч/з христианское учение о воскрешении людей.

3-естественно-научные идеи.

Один из основных постулатов рус.космизма – идея единства людей, всего чел-ва.

Федоров. Гл.идея – победа над смертью, воскрешение мертвых. «Нудно жить не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а с каждым и для каждого; Это союз живущих (сыновей) для воскрешения мертвых (отцов)». Воскрешение достигается не благодаря Богу, а при помощи науки и техники, т.е. самого чел-а. Именно наука позволяет чел-у продлить жизнь, а затем сделать его организм бессмертным. Но наука должна не только помочь воскресить всех умерших и дать бессмертие чел-ву, необходимо также обеспечить его необходимым местом для нормального существования. Для этого нужно переселить людей на другие планеты для освоения новых «мест обитания». Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара.

Циолковский. Придерживался материалистической точки зрения. Разрабатывал собственную «космическую фил-ию» (монизм), противопоставляя ее с одной стороны, религиозному дуализму духа и тела, а с др. – «пессимистическому» материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях жизни. Чувственность есть св-во, не отделимое от материи. Жизнь – вечна. «Мы всегда жили и всегда будем жить, но каждый раз в новой форме и, разумеется, без памяти о прошлом». Вселенная безгранична. Не имеющее границ космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития. В ходе эволюции со временем будет образован союз всех разумных высших существ космоса. Задача Земли – внести свой вклад в совершенствование Космоса. Подчеркивал, что суть его космической фил-ии заключается «в переселении с Земли и в заселении Космоса». Именно поэтому изобретение ракеты для Ц. было отнюдь не самоцелью. Идеи о единстве разнообразных миров Космоса, его постоянном совершенствовании, включая и самого чел-а, выходе в Космос имеют важный мировоззренческий и гуманистический смысл.

Вернадский. В центре его естественнонаучных и философских интересов — разработка целостного учения о биосфере, живом веществе (организующем земную оболочку) и эволюции биосферы в ноосферу, в которой человеческий разум и деятельность, научная мысль становятся определяющим фактором развития, мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими процессами. Учение Вернадского о взаимоотношении природы и общества оказало сильное влияние на формирование современного экологического сознания. Развивал традиции русского космизма, опирающегося на идею внутреннего единства человечества и космоса.

48. Философия всеединства В. Соловьева. Создал собственную религиозно-идеалистическую систему. Утверждал, что человеч-ое познание своей истории носило односторонний хар-ер. В учении Соловьева об универсуме как «всеединстве» христианский платонизм переплетается с идеями новоевропейского идеализма, естественнонаучным эволюционизмом и неортодоксальной мистикой (учение о мировой душе и др.). Проповедовал утопический идеал всемирной теократии, крах которого привел к усилению эсхатологических настроений Соловьева.

Внешний опыт (наука) могут давать лишь материал, а разум (фил-ия) – лишь форму для постижения истины (всеединства сущего). Основой цельного знания являются опыт внутренний, мистическое восприятие, интуитивное созерцание, вера. Знание о реальном мире дается наукой, об идеальном мире – философией, о Боге – только верой. Олицетворением положит-ого всеединства, абсолютно единым, абсолютно сущим является Бог. à Т.о. С. ставил веру выше разума. Эволюционная терия всеединства: мир в своем развитии проходит ч/з два этапа: первый (до чел-а) – эволюция природы; второй (деят-ть чел-а) – история. Конечным результатом развития мира является утверждение царства божьего, воссоединение мира со своим творцом – Богом, т.е. восстановление абсолютного всеединства. Весь представляемый процесс движения к абс.всеединству, к соединению чел-а и Бога происходит не в объективной реальности, а в сознании чел-а. Чел., по С., связан с двумя мирами – природным и божественным: из первого он вышел. Ко второму стремится.

49. В. Соловьев и Н. Бердяев о «Русской идее». Идея Соловьева – возможность достижения единства русского православия и западной религии и к-ры. «Русская идея», по Бердяеву, включает в себя особ-ти русскго средневекового сознания, вопрос о месте русского народа в мировой истории, споры западников и славянофилов, проблемы зарождения и развития русского социализма, нравственные искания русской классической лит-ры, русский религиозный Ренессанс нач.20в., культурно-этнические особ-ти русской нации и многое другое. Выступил не только против идей евразийства, но и против представлений Вл. Соловьева о том, что судьбы Россиии неразрывно связаны с идеями христианства. По его мнению, рус.филоофская мысль 19–20в. выработала самобытную национальную концепцию к-ры, к-ая отражает в полной мере хар-ер и призвание русского народа. По Бердяеву, рус. фил-ия убедительно показала, что русская и европейская к-ры несопоставимы, не несовместимы. Русскому духу в отличие от европейского свойствены радикализм, нигилизм. По Бердяеву, уловив это св-во русского духа, большевики оказались ближе к народу, чем европейски воспитанные русские либеральные интеллигенты. В силу этого коммунизм никогда не будет побежден в России силой, извне. Он будет преодолен только изнутри путем духовного перерождения народа, религиозного покаяния и возрождения.

50. Русская религиозная философия пер.половины 20в., ее представители. Русский фил-ий Ренессанс, или Возрождение русской религиозно-идеалистической фил-ии базировался на двух основных идейных источниках: на предшествующем развитии мировой фил-ии и к-ры, с одной стороны, и с др. – на длительном процессе развития отечественной фил-ой мысли. Религиозно-идеалистич-ая фил-ия нач. 20в. следовала по пути славянофилов и отличалась от них положит-ой оценкой современных им исканий зап-ой фил-ой мысли. Идея Соловьева – возможность достижения единства русского православия и западной религии и к-ры.

Розанов. Был глубоко верующим чел-ом. Постоянно размышлял о вере, о человеч-ой любви, о родине, России. Выступал против темных саморазрушительных сил в русской натуре. Нигилизи и революция, для Р., были однопорядковыми явлениями. В рев-ции видел лишь разрушение нац-ой жизни, «конец России».

Бердяев. Ведущие темы: моральная тема (занявшая центральное место в его творчестве); проблема сущности и существования чел-а; историческая, социальная тема. Истоки кризиса современной цив-ции по его мнению состоят в том, что чел-во отвернулось от Бога ради мечты о величии чел-а. Выход из кризиса виделся им в возврате на новом, высшем уровне к «вечной правде христианства».

Шестов. Гл.идею – утверждение философии теоцентризма, всецело основанной на вере, обосновывает путем док-ва иррациональности бытия и острой критики фил-ии рационализма. Вывод: истинная фил-ия вытекает из того. Что есть Бог.