Концепция управления хозяйственными рисками торгового предприятия
Система управления хозяйственными рисками, как любая система управления содержит четыре основных блока: аналитический блок, блок принятия решений и координации, исполнительный блок, блок контроля. Предложенный состав системы управления хозяйственными рисками не только вписывается в классическое понимание системы управления вообще, но и согласуется с концепцией управления рисками, которая представлена на рис.3.
Рис.3. Концепция управления рисками.
Вне зависимости от размеров торгового предприятия и его формата работа по управлению рисками обязательно включает следующие этапы:
• определение торговой стратегии предприятия;
• определение сфер, границ, режимов и технологий, в которых реализуется выбранная торговая стратегия;
• анализ и оценка рисков, которые потенциально могут воздействовать на торговое предприятие в рамках выбранной стратегии и условиях ее реализации;
• выбор методов, критериев и нормативов по управлению прогнозируемыми рисками, определения режимов работы торгового предприятия в условиях рисков, в том числе и для режима кризисного управления;
• выбор систем и организационных структур управления рисками, а также систем и структур контроля реализации концепции управления рисками, т.е. выбор и организация системы сбора и анализа данных, системы управления рисками и системы контроля обеспечения безопасности торгового предприятия;
• сертификация выбранной и реализованной системы управления хозяйственными рисками торгового предприятия, т.е. аудит всей системы управления и системы безопасности в том числе.
В рамках статьи не представляется возможным детально рассмотреть все составляющие предложенной концепции управления рисками. Считаем важным, подчеркнуть, что предприниматель и руководитель торгового предприятия должны обязательно увязывать конечную цель своей деятельности – получение дохода, с выбранной системой организации достижения этой цели, а именно, системой управления торговым предприятием в условиях хозяйственных рисков.
Вместе с тем, следует учесть, что кроме собственно зарабатывания дохода, т.е. получения прибыли, существует такая составляющая, как минимизация или предотвращение потерь.
Теория и практика управления предлагает две группы методов управления рисками:
1. Методы минимизации потерь: упреждение, уклонение, локализация.
2. Методы возмещения потерь: создание системы резервов, страхование хозяйственных рисков, привлечение гарантов.
Какими методами решит воспользоваться предприниматель или руководитель торгового предприятия – это ему решать. Все методы по своей эффективности равноценны, но в зависимости от стратегии торговли, формата предприятия, финансовых возможностей и прочее, надо взвешенно подходить к их
выбору. Мы в статье кратко дадим определение каждому методу, для более детального ознакомления с ними рекомендуем заинтересованным читателям обратиться либо фундаментальным работа по теории управления, либо за консультациями к специалистам Центра безопасности бизнеса.
Методы минимизации потерь позволяют уменьшить величину ущерба, когда риска избежать невозможно или он возникает внезапно.
а) Методы упреждения риска позволяют уберечься от случайностей при помощи превентивных воздействий. К наиболее эффективным методам этого типа относятся:
- метод стратегического планирования. Эффективен, если стратегическое планирование пронизывает все сферы деятельности предприятия. Может снять большую часть неопределенности, предугадать появление узких мест, упредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать профиль факторов риска и разработать комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов;
- метод прогнозирование внешней экономической обстановки. Суть метода заключается в: периодической разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования предприятия; прогнозировании поведения возможных партнеров или действиях конкурентов; определении (прогнозировании) изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает продавцом или покупателем;
- метода мониторинга социально-экономической и нормативно-правовой среды, в которой работает предприятие. Полученные в ходе мониторинга результаты позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях торгового предприятия, конкурентов, поставщиков, партнеров, властей и заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам; предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности на ходу, скорректировать стратегию, тактические планы;
- метод предотвращения убытков. Позволяет уменьшить ущербы предупредительными мерами и действиями (например: установкой пожарной или охранной сигнализации и средств пожаротушения и др.);
- метод минимизации потерь. Способствуют соблюдению законодательства, условий договоров, соблюдению трудовой и производственной дисциплины и т. д.
- метод активного целенаправленного маркетинга. Агрессивно формирует спрос на продукцию. Для этого используются маркетинговые методы: сегментация рынка, оценка его емкости; организация рекламной кампании, включая информирование потенциальных потребителей и инвесторов о благоприятных свойствах продукции предприятия; анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы и др.
б) Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике. Ими пользуются те, кто хочет действовать наверняка, не рискуя. Кратко охарактеризуем их:
- отказ от нежелательных партнеров. Руководители предприятий, идущих по такому пути, отказываются от услуг ненадежных партнеров (как поставщиков, так и потребителей), стремятся не расширять круг партнеров, не вступать в отношения с сомнительными партнерами.
- отказ от рискованных проектов, т. е. неучастие в договорах и проектах сомнительного (негарантированного) содержания.
в) Методы локализации риска используются, когда удается четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Вычислив экономически наиболее опасный этап или участок, необходимо сделать его контролируемым и тем самым снизить уровень риска (ущерба).
г) Методы диссипации (распределения) риска представляют собой более гибкие инструменты управления риском:
- распределение общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общих дел. Для этого подключаются другие предприятия;
- группа методов, включающих различные варианты диверсификации: диверсификация рынка сбыта, т. е. работа одновременно на нескольких товарных рынках (когда неудача на одном компенсируется на другом); диверсификация закупок сырья и материалов — т. е. взаимодействие со многими поставщиками. Это позволяет ослабить зависимость предприятия от надежности отдельных поставщиков; диверсификация инвестиций. При формировании инвестиционного портфеля рекомендуется отдавать предпочтение реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта; диверсификация деятельности. Под ней понимается увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, предприятия разных регионов и т. д.
Вторая группа — методы возмещения потерь. Они направлены на то, чтобы в случае возникновения потерь иметь возможность их возмещения (даже частичного) и недопущения скатывания за критический предел:
- метод создания системы резервов. Близок к страхованию, но сосредоточен в пределах самого предприятия. На предприятии создаются страховые запасы сырья, материала, комплектующих изделий, резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания и использования в кризисных ситуациях, устанавливаются впрок новые контакты и связи;
- страхование хозяйственных рисков. Страхование риска имеет свои особенности. Страхуется не риск, а имущественный интерес страхователя, возможность погашения случайных убытков. При данном виде страхования риск должен быть возможен и должен носить случайный характер;
- метод поиска гаранта заключается в обращении малых предприятий к крупным коммерческим банкам, страховым обществам, ассоциациям, фондам, а крупных, соответственно, к органам государственного управления за поддержкой и патронажем.
В общем случае алгоритм действий предпринимателя или руководителя торгового предприятия при организации управления рисками, согласно предложенной выше концепции, включает следующие блоки:
1. Выработка и принятие стратегического решения по организации бизнеса:
- на этом этапе формируется нормативная база, согласно которой организуется вся работа предприятия;
- определяются стратегии по основным направлениям деятельности предприятия, в том числе, маркетинг, реклама, организация торговли, ценовая стратегия, кадровая и социальная политика, экономическая безопасность бизнеса и т.д.;
- определяются общие подходы к управлению рискам, т.е. определяется политика предприятие при возникновении или прогнозирования различных угроз и потерь;
- решаются вопросы аудита и сертификации технологии по всем видам деятельности торгового предприятия с целью оценки соответствия организации торговли принятым стандартам и выбранной стратегии бизнеса.
2. Определение сфер, границ и условий, в которых работает торговое предприятие:
- разработка структуры торгового предприятия, определение формата магазина;
- выбор и планировка помещений под размещение торгового предприятия;
- определение потребности в ресурсах и определение источников ресурсов;
- выбор технологий и режимов торговли.
3. Оценка хозяйственных рисков торгового предприятия и выработка методик их учета, предотвращения или минимизации, руководствуясь выше приведенными методами управления рисками. Разработка и реализация мер по обеспечению защищенности торгового предприятия от прогнозируемых угроз.
4. Принятие решения по выбору наиболее предпочтительного варианта действий по управлению рисками. Организация выполнения принятого решения и контроля его исполнения, а также возможности корректировки принятых стратегий в зависимости от изменения условий ведения бизнеса.
Предприниматель организует работу по управлению хозяйственными рисками и подключает к ней все структурные подразделения предприятия торговли. Независимо от функционального назначения подразделения выполняют вполне конкретные обязанности, противодействуя потенциальным рискам и угрозам. Например, финансовый блок - организует эффективное использование финансовых ресурсов предприятия, постоянно контролирует финансово-хозяйственную деятельность каждого подразделения и всего предприятия в целом. Служба маркетинга постоянно исследует рынок, его коньюктуру, спрос и предложение по разным позициям, ценовую политику и вырабатывает предложения по корректировке ранее принятых решений в сфере, цен, ассортимента, услуг и т.д. Следует обратить особое внимание на службу безопасности, которая не только занимается собственной деятельностью в сфере экономической и информационной безопасности, присущими только ей методами, но и контролирует самостоятельно, либо участвует в проведении контроля с другими подразделениями с целью обеспечения заданного режима безопасности предприятия. Служба безопасности торгового предприятия выступает в системе управления торговыми рисками, как структура, основными задачами которой является: сбор и анализ информации обо всех рисках и угрозах предприятию, контроль выполнения мероприятий другими подразделениями, выработка предложений по корректировке принятой стратегии управления рисками, принятие мер по защите предприятия от возникающих угроз и предотвращению потерь.
Служба безопасности в системе управления торговыми рисками предприятия
Служба безопасности в торговом предприятии играет определяющую и решающую роль в разработке и реализации системы безопасности, которая, в свою очередь, входит составной частью в систему управления хозяйственными рисками. Это объясняется тем, что система безопасности является, по сути, основным модулем сбора и анализа информации и основным контролирующим модулем для системы контроля хозяйственными рисками. Ниже рассмотрим основные составляющие системы безопасности и уясним их связь с управлением хозяйственными рисками
Системы безопасности торгового предприятия включает:
1. Систему предотвращения потерь. Ее основная задача - предотвращение воровства и минимизация потерь от различных рисков и угроз. Организационно реализация этой программы возлагается на службу безопасности, системных администраторов, службу внутреннего аудита, бухгалтерию. В рамках этой программы проводятся заранее разработанные организационные мероприятия, в том числе различного рода проверки, инвентаризации, технические мероприятия (установка технических средств охраны и контроля) и оперативные мероприятия по выявлению источников и причин потерь.
2. Систему учета и контроля. Назначение этой системы – учет и контроль поступления, хранения, движения, реализации и наличия всех финансовых и материальных ценностей торгового предприятия, включая и основные фонды. Основная нагрузка по организации и выполнению этой системы ложится на бухгалтерию, подразделения снабжения и торгующие подразделения. Контроль за полнотой, своевременностью и объективностью выполнения мероприятий опять же ложится на службу безопасности, бухгалтерию и внутренний аудит.
3. Систему стимулирования и мотивации. Данный элемент является одним из определяющих для проведения эффективной политики в плане предотвращения воровства и повышения эффективности в работе всего персонала предприятия, управления хозяйственными рисками предприятия. Разрабатывает эту систему, как правило, служба персонала, а участвуют в ее реализации все подразделения.
4. Кадровую безопасность. Это фактически политика предприятия в сфере управления персоналом. На наш взгляд она играет, если не определяющую, то очень важную роль в системе управления рисками предприятия. И реализуется эта программ на всех этапах работы по управлению персоналом: комплектования персонала, его обучения, производственной деятельности, выдвижения и перемещения по работе и увольнения. Основной исполнитель политики в сфере кадровой безопасности – служба персонала, но здесь нельзя недооценивать роль службы безопасности. Специалисты ЦББ настоятельно рекомендуют предпринимателям и руководителям предприятий все процедуры по перемещению персонала – от приема до увольнения, согласовывать со службой безопасности. Особенно это важно сейчас, когда все предприятия работаю в условиях сложной криминогенной обстановки и значительной текучести кадров.
5. Техническую безопасность. Это технические средства охраны и контроля, а также мероприятия по их применению, предназначенные обеспечить экономическую безопасность торгового предприятия от всех прогнозируемых рисков и угроз. Это инструмент, прежде всего, службы безопасности.
6. Информационную безопасность. Это программа, которая направлена на сохранение конфиденциальности всех данных, относящихся к коммерческой тайне предприятия, включая и сведения о системе управления рисками. На каждом предприятии торговли целесообразно иметь перечень сведений, составляющих коммерческую тайну. Это, во-первых, существенно упростит работу с персоналом, а, во-вторых, существенно продвинет предприятие в плане защиты своих коммерческих интересов. Основной организатор работы по информационной безопасности – служба безопасности, участвуют в ее реализации все подразделения предприятия. Учитывая всеобщую компьютеризацию всей работы торгового предприятия, хотели отметить особую роль в обеспечении информационной безопасности подразделения информационных технологий.
Мы назвали шесть основных блоков, которые включает система безопасности торгового предприятия и, как минимум в пяти из них служба безопасности играет, если не ведущую, то очень существенную роль. Одновременно стоит отметить, что все перечисленные блоки непосредственно завязаны на систему управления рисками предприятия. Поэтому переоценить роль и место службы безопасности в работе системы управления хозяйственными рисками предприятия достаточно трудно.
Мы отдаем себе отчет в том, что содержание службы безопасности – это дорогое удовольствие, но тот предприниматель, который в службе безопасности видит только сторожа – теряет значительно больше, а может потерять и весь бизнес. Конечно, все должно быть объективно взвешенно. Есть разные торговые предприятия, они имеют разные форматы, объемы и условия. О факторах, определяющих, где и какие службы безопасности нужно иметь в наших материалах писалось неоднократно. И мы всегда обращаем внимание предпринимателей на то, что выбор стратегий своих действий желательно делать в начале пути, а не после первых существенных промахов. Мы – не за гипертрофированные службы безопасности, мы – за эффективные. Не нужно предпринимателю быть специалистом в сфере безопасности бизнеса, у него и так проблем хватает, специалисты Центра безопасности бизнеса готовы оказать помощь, как в организации безопасности Вашего бизнеса, так и в обучении Ваших сотрудников безопасности и охраны.