На правах рукописи
СЕРБИН ЮРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ
формирование стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы
(на примере Кавказских Минеральных Вод)
Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Ставрополь
2006
Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет».
Научный руководитель: |
кандидат экономических наук, профессор Питерская Людмила Юрьевна |
Официальные оппоненты: |
доктор экономических наук, профессор Торопцев Евгений Львович |
кандидат экономических наук, доцент Дегтярева Ирина Николаевна |
|
Ведущая организация: |
ГОУ ВПО «Московская академия туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (институт при Правительстве Москвы)». Кисловодский филиал. |
Защита
состоится 13 июня
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет».
Автореферат
разослан «12» мая
Ученый секретарь
диссертационного совета А.В.Гвоздиков
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Однако по некоторым прогнозам уже через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона. Уменьшение численности населения – прямая угроза национальной безопасности. Но еще более серьезным фактором является снижение «качества» человеческих ресурсов.
В общегосударственной системе охраны здоровья населения страны важное место отводится санаторно-курортной сфере, а именно – системе санаторно-курортного оздоровления. За годы реформирования российской экономики эта система претерпела ряд изменений. В настоящее время в ней формируется рыночная модель хозяйствования субъектов – организаций санаторно-курортной сферы. В силу того, что сегодня они, как и любые хозяйствующие субъекты в нашей стране, функционируют в условиях рыночной экономики, а их услуги носят коммерческий характер, речь идет о формировании и развитии предпринимательской деятельности.
Экономическую основу эффективной предпринимательской деятельности государство в рамках реформ планировало создать через освобождение собственности от «казенного», формального характера. Однако «разгосударствление» обусловило возникновение ряда проблем. Ставка на самоокупаемость привела к тому, что услуги организаций санаторно-курортной сферы перешли в разряд малодоступных для основной массы населения, тогда как проблемы инвестирования санаторно-курортного комплекса и создания стабильных условий его функционирования не были решены.
Стратегической целью политики в санаторно-курортной сфере, как это следует из Программы экономического развития России до 2010 года, разработанной Правительством Российской Федерации, является создание современного, высокоэффективного и конкурентоспособного на мировом рынке санаторно-курортного комплекса.
В современных рыночных условиях достижение поставленной цели предопределяет необходимость использования в предпринимательской деятельности стратегического подхода к развитию самих субъектов хозяйствования. Все вышесказанное обусловливает актуальность выбранной автором темы.
Степень разработанности проблемы. Проблема формирования стратегии развития предпринимательской деятельности в санаторно-курортной сфере и сходных областях экономики здравоохранения и туризма за рубежом находится в поле зрения научных исследований таких ученых, как: Азар В.И., Борисов К.В., Валько Т.Н., Вититнев А.М., Гириш П., Гомилевская Г.А., Гостюхина А.В., Григорьев В.Г., Дымченко А.С., Дэйвид В.С., Игнатов В.Г., Ирисова Т.А., Квартальнов В.А., Кибирев Б.Г., Коль Р.Н., Кудрин В.С., Лебедева И.В., Лейзерман В.Г., Марио С., Разумов А.Н., Решетников А.В., Селиверстова М.А., Семенов В.Ю., Семеняк Н.Г., Стенсфилд К., Хачева М.М., Хрипушина И.А., Шнайдер Б., Шумская А.И. и др.
В данных исследованиях проблема формирования стратегии развития предпринимательской деятельности представлена общими вопросами и рассмотрена в основном с позиций организационно-экономического управления и управления конкурентоспособностью на региональном и общеотраслевом уровнях.
При этом в наименьшей степени изученным является вопрос формирования стратегии развития предпринимательской деятельности на микроуровне, непосредственно в самой организации, на стадии и в процессе выработки и принятия управленческих решений.
Диссертационная работа выполнена в рамках п.10.12. «Технология процесса разработки и принятия управленческих решений в предпринимательских структурах», п.10.14. «Стратегическое планирование и прогнозирование предпринимательской деятельности» паспорта специальностей – специальность 08.00.05 экономика и управление народным хозяйством: предпринимательство.
Цель и задачи исследования.. Цель диссертационного исследования состоит в решении с позиций системного подхода вопроса формирования стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы путем совершенствования технологии выработки и принятия управленческих решений.
Для достижения заданной цели в рамках диссертационной работы поставлены следующие задачи:
– рассмотреть теоретические основы, особенности развития и управления предпринимательской деятельностью в сфере санаторно-курортных услуг и определить основные объекты управленческих воздействий предпринимательской среды санаторно-курортных организаций;
– провести анализ развития санаторно-курортной сферы Кавказских Минеральных Вод, рассмотреть основные показатели эффективности предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций и выявить проблемы развития санаторно-курортной сферы в России, препятствующие эффективному функционированию в ней основных субъектов хозяйствования;
– провести кластерный анализ организаций санаторно-курортной сферы и выявить основные показатели деятельности санаторно-курортных организаций, влияющие на их сегментацию;
– разработать информационно-аналитический инструмент для повышения своевременности и обоснованности управленческих решений;
– предложить механизм использования разработанного информационно-аналитического инструмента в целях формирования стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы;
– выработать предложения по использованию организационно-экономического механизма партнерства в формировании стратегий интегрированного роста в санаторно-курортных организациях.
Объектом исследования выступают санаторно-курортные организации Кавказских Минеральных Вод.
Предметом исследования является организационно-экономический механизм формирования стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы.
Теоретической и методологической основой исследования при написании диссертационной работы послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации, Бюллетень Счетной Палаты Российской Федерации № 4 (64)/2003 «О состоянии и перспективе развития санаторно-курортного обеспечения в Российской Федерации», доклад о результатах миссии секторной поддержки Всемирной туристской организации в Российской Федерации «Оценка туристско-рекреационного комплекса ЮФО и определение путей его развития в бюджетообразующий сектор национальной экономики», доклад делового совета по туризму UNWTO, Канадской Комиссии по туризму, KPMG «Сотрудничество и партнерство в туризме: глобальная перспектива», статистические данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, комитета государственной статистики Российской Федерации по Ставропольскому краю и Администрации Кавказских Минеральных Вод, публикации отечественных и зарубежных ученых и исследователей.
В диссертации в рамках системного подхода использовались различные научные методы исследования: логический, структурный, системный, графический, индексный, динамический, конструктивный, методы группировки, сравнения и ранжирования, кластерный, корреляционный и SWOT-анализ, моделирование, программирование.
Научная новизна исследования состоит в разработке информационно-аналитического инструмента для выработки и принятия управленческих решений и организационно-экономического механизма для формирования стратегии развития предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы.
К числу наиболее значимых результатов исследования, обладающих научной новизной и являющихся предметом защиты, можно отнести следующие положения:
– уточнено понятие предпринимательской деятельности в санаторно-курортных организациях, определены специфические черты, особенности, основные цели и задачи деятельности в них; выявлены современные стратегии развития санаторно-курортных организаций и обобщены основные проблемы их развития в России;
– проведена сегментация регионального рынка санаторно-курортных услуг, на основе чего выделены основные индикативные показатели предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций;
– предложена классификация системы управленческих воздействий на предпринимательскую среду и показателей, характеризующих эффективность предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций, выявлен механизм формирования стратегии развития предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы;
– разработан информационно-аналитический инструмент для выработки и принятия управленческих решений в виде программного продукта - Quasi-neuronic model of SPA-hotels strategic development (SDQN Model v1_0);
– предложен организационно-экономический механизм формирования стратегии горизонтальной интеграции санаторно-курортных организаций в качестве дополняющей группу стратегий интегрированного роста и схема сопряжения возможностей и потребностей санаторно-курортных организаций с потенциальными партнерами.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов непосредственно в текущей деятельности организаций санаторно-курортной сферы с целью повышения их конкурентоспособности и эффективности развития через реализацию функций стратегического планирования и принятия управленческих решений в рамках конкурентной среды данной конкретной организации, оптимизацию взаимосвязей с другими организациями, участвующими в процессе производства и реализации санаторно-курортных и сопутствующих им услуг.
Комплекс разработанных и предложенных в работе подходов, моделей, процедур, а также выводы и теоретические положения исследования представляется целесообразным использовать при подготовке лекционных и практических занятий по дисциплинам: «Организация предпринимательской деятельности», «Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме», «Стратегическое и оперативное маркетинговое планирование», «Типология стратегий роста, адаптации и конкуренции и методика их формирования».
Структура и логика исследования подчинены решению поставленных задач с соблюдением логической последовательности изложения материала на основе причинно-следственной взаимосвязи и взаимодействия факторов и элементов исследуемых проблем и объектов.
Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, библиографического списка и приложений.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, показана степень ее изученности, определены цель и задачи, предмет и объекты исследования, раскрыты научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы формирования стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы» рассмотрены теоретические основы, особенности развития и управления предпринимательской деятельностью в сфере санаторно-курортных услуг в стратегическом аспекте, уточнено понятие предпринимательской деятельности в санаторно-курортных организациях и определены специфические черты, особенности, основные цели и задачи деятельности в них; предложена классификация системы управленческих воздействий на предпринимательскую среду организаций санаторно-курортной сферы, выявлены механизм формирования стратегии развития и проблемы развития санаторно-курортной сферы в России.
Во второй главе «Анализ развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы и конкурентной среды в регионе Кавказских Минеральных Вод» структурирован состав санаторно-курортных организаций Кавказских Минеральных Вод (КМВ) в соответствии с формами собственности и ведомственной принадлежностью; проанализировано состояние объектов управленческих воздействий предпринимательской деятельности, проведен SWOT-анализ санаторно-курортной сферы КМВ; предложена классификация показателей эффективности предпринимательской деятельности, проанализированы динамика уровня рентабельности деятельности и загрузки номерного фонда санаторно-курортных организаций КМВ, основных показателей, характеризующих их финансовое состояние; рассмотрены основные факторы, влияющие на эффективность предпринимательской деятельности здравниц.
Проведен кластерный анализ конкурентной среды в сфере санаторно-курортных услуг, сформирована матрица бизнес-пространства санаторно-курортных организаций КМВ, выявлены основные показатели предпринимательской деятельности этих организаций, дифференцированные в рамках их сегментации.
В третьей главе «Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности в организациях санаторно-курортной сферы» рассмотрены обязательные условия эффективности предпринимательской деятельности и факторы, влияющие на нее, обоснована необходимость создания программного продукта для позиционирования и стратегического планирования предпринимательской деятельности, отражены основные принципы работы искусственных нейронных сетей, приведено описание квази-нейронной модели стратегического развития санаторно-курортной организации (SDQN Model v1_0), примеры ее практического применения, основные преимущества использования.
Рассмотрена схема разработки стратегии развития предпринимательской деятельности организации на основе SWOT-анализа, основные эталонные стратегии развития и возможность использования программы SDQN Model v1_0 для их идентификации и разработки индивидуальных стратегий, обобщена схема формирования добавочной стоимости пакета санаторно-курортных услуг, предложено использование организационно-экономического механизма партнерства в целях формирования стратегий интегрированного роста в санаторно-курортных организациях и схема сопряжения возможностей и потребностей санаторно-курортных организаций с потенциальными партнерами, рассмотрены примеры использования результатов вычисления программы SDQN Model v1_0 в процессе формирования стратегии развития предпринимательской деятельности.
В выводах и предложениях обобщены основные результаты проведенных исследований и сформулированы практические рекомендации по их использованию.
Апробация работы и публикации по теме диссертации. Основные положения
диссертации доложены и обсуждены на Международной научно-практической
конференции «Наука и просвещение ‘2005» (г. Днепропетровск,
По теме диссертации опубликовано 7 работ общим объемом 1,7 п.л.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Для санаторно-курортной сферы характерны специфические черты и особенности, качественно отличающие ее от других сфер и отраслей народного хозяйства. Эти особенности непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью санаторно-курортных организаций, которая основывается на рыночных принципах хозяйствования и подчиняется рыночным законам.
Предпринимательская деятельность каждой отдельно взятой санаторно-курортной организации формируется и развивается в рамках определенной предпринимательской среды, которая условно делится на внешнюю и внутреннюю и определяет условия ее текущего функционирования, возможности для перспективного развития.
Создание таких условий деятельности, которые обеспечивали бы наиболее благоприятное сочетание функциональных возможностей санаторно-курортной организации и ее эффективности для достижения конкурентоспособности на рынке, требует от руководителя мобилизации усилий по оптимизации управленческих воздействий на внешнюю и внутреннюю предпринимательскую среды. С этого, собственно, и начинается стратегическое мышление, то есть такой стиль управления, который направлен на перспективу развития.
Механизм формирования стратегии развития предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы можно представить в виде схемы последовательного воздействия на компоненты внешней предпринимательской микросреды и внутренней предпринимательской среды посредством использования инструментов управленческого воздействия для достижения поставленных целей и задач организации (рис.1.).
Таким образом, стратегия – это комплекс предпринимаемых мер и действий по обоснованию целесообразности избираемых направлений, корректировке развития и адаптации объекта управления к изменяющимся условиям внешней и внутренней предпринимательской среды в стратегическом аспекте.
В современных рыночных условиях функционирования российской экономики, когда предпринимательская деятельность в организациях санаторно-курортной сферы, в сущности, только начинает формироваться, сложно выделить или четко классифицировать стратегию, которую использует та или иная организация. Лишь малая часть из них придерживается собственно стратегического подхода к развитию. Большинство же на настоящий момент времени работают без определенной стратегии, полагаясь на интуицию руководителя и потребности рынка, или, сами того не подозревая, используют смешанную стратегию в деятельности, плохо при этом понимая значимость и перспективу в стратегическом аспекте тех или иных управленческих решений.
Ситуация осложняется рядом проблем. Курортное дело в нашей стране пока малоэффективно: инфраструктура изношена и медленно реконструируется; в регионах не торопятся с созданием необходимых условий для развития рынка санаторно-оздоровительных услуг; преобладают монополизм и устаревшие методы управления; как результат - высокая цена путевок, достаточно скудный сервис.
Рисунок 1 – Механизм формирования стратегии развития в организациях
санаторно-курортной сферы
В результате комплексного воздействия этих и других факторов на финансово-хозяйственную деятельность организаций уже сегодня резко снизилась ее рентабельность, многие здравницы не имеют свободных финансовых средств, необходимых им для реконструкции собственных основных фондов и внедрения инноваций.
Существует необходимость в срочном порядке наметить и осуществить комплекс мероприятий, направленных на сохранение потенциала санаторно-курортной сферы и формирование системы современных курортных комплексов, способной решать как медико-социальные задачи обеспечения доступной населению и эффективной санаторно-курортной помощи, так и экономические проблемы формирования индустрии курортного дела.
Развитие и повышение эффективности функционирования санаторно-курортных организаций возможно только при условии разработки оперативного и стратегического комплекса экономических, финансовых, организационных мер по преодолению современных негативных тенденций.
Одновременно, внешняя предпринимательская макросреда – наименее субъективная категория с позиций собственно предпринимательства. Она не является объектом прямых управленческих воздействий в деятельности организации. Вопросы преобразования внешней предпринимательской макросреды должны находиться под непосредственным контролем государства.
С научной точки зрения наибольший практический (прикладной) интерес к исследованию предпринимательской деятельности вызывают внешняя предпринимательская микросреда и внутренняя предпринимательская среда, являясь объектами прямых управленческих воздействий.
Для эффективной реализации предпринимательской деятельности требуется отслеживать состояние основных факторов макро- и микросреды, которые напрямую или косвенно влияют на конечный результат деятельности санаторно-курортной организации.
С этой целью автором был проведен анализ развития предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы Кавказских Минеральных Вод. Основные изменения, произошедшие в этих организациях в ходе рыночных преобразований, как положительные, так и отрицательные в большей степени коснулись непосредственно объектов управленческих воздействий.
При анализе эффективности предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций и качестве управленческих воздействий на компоненты предпринимательской среды речь идет о двух основных показателях: экономической и социальной эффективности.
Эти показатели тесно связаны между собой. Они подразделяются как на сугубо специфические, присущие только лечебно-профилактическим учреждениям, так и на общие показатели эффективности деятельности, которые характерны для большинства организаций.
Главным обобщающим показателем социальной эффективности деятельности организаций санаторно-курортной сферы, исключая ценовой фактор, является наполняемость здравниц (рис.2). Этот показатель в сочетании с другими текущими и итоговыми показателями деятельности несет в себе большую информативную нагрузку. Например, по результатам анализа показателей загрузки и доходов организации можно сделать выводы о рентабельности его деятельности; загрузки и затрат – о качестве предоставляемых услуг; загрузки и номерного фонда – о масштабах организации и т.д.
Рисунок 2 - Загрузка санаторно-курортных организаций КМВ в 2004-2005 гг.
Для конечного потребителя санаторно-курортных услуг наибольшую значимость представляют показатели социальной эффективности. Однако, с учетом множественности факторов, воздействующих на состояние здоровья, которые находятся за пределами области здравоохранения, наиболее корректному измерению поддается именно экономическая эффективность.
Анализ основных показателей экономической эффективности деятельности санаторно-курортных организаций КМВ говорит о ее низком уровне среди здравниц, что, в свою очередь, противоречит улучшениям на общем фоне положительных преобразований объектов управленческих воздействий предпринимательства и ставит вопрос об их эффективности в целом (табл. 1.).
Таблица 1 – Основные финансовые показатели деятельности санаторно-курортных организаций по формам собственности
Форма собственности |
Годы |
Выручка, млн. руб |
Затраты, млн. руб |
Прибыль или убыток, млн. руб |
государственная |
2001 |
766,9 |
888,1 |
-121,2 |
2002 |
895,3 |
1317,8 |
-422,5 |
|
2003 |
985,2 |
1363,0 |
-377,8 |
|
2004 |
1297,2 |
1650,4 |
-353,2 |
|
2004 в % к 2001 |
169,2 |
185,8 |
- |
|
муниципальная |
2001 |
6,2 |
44,8 |
-38,6 |
2002 |
6,1 |
15,4 |
-9,3 |
|
2003 |
7,5 |
17,3 |
-9,8 |
|
2004 |
8,5 |
19,6 |
-11,1 |
|
2004 в % к 2001 |
137,1 |
43,8 |
- |
|
общественных объединений (организаций) |
2001 |
1216,1 |
1021,5 |
194,6 |
2002 |
1095,3 |
1126,4 |
-31,1 |
|
2003 |
1152,5 |
1150,8 |
1,7 |
|
2004 |
1337,5 |
1386,4 |
-48,9 |
|
2004 в % к 2001 |
110 |
135,7 |
- |
|
частная |
2001 |
67,1 |
66,8 |
0,3 |
2002 |
129,7 |
132,3 |
-2,6 |
|
2003 |
135,1 |
129,2 |
5,9 |
|
2004 |
153,3 |
149,3 |
4,0 |
|
2004 в % к 2001 |
228,5 |
223,5 |
- |
|
смешанная российская (без иностранного участия) |
2001 |
470,4 |
471,0 |
-0,6 |
2002 |
638,7 |
669,4 |
-30,7 |
|
2003 |
767,8 |
804,6 |
-36,8 |
|
2004 |
913,2 |
826,2 |
87,1 |
|
2004 в % к 2001 |
194,1 |
175,4 |
- |
|
иностранная |
2001 |
88,1 |
98,4 |
-10,3 |
2002 |
101,4 |
128,3 |
-26,9 |
|
2003 |
103,5 |
149,2 |
-45,7 |
|
2004 |
109,8 |
169,4 |
-59,6 |
|
2004 в % к 2001 |
124,6 |
172,2 |
- |
|
смешанная с совместным российским и иностранным участием |
2001 |
50,3 |
63,8 |
-13,5 |
2002 |
15,7 |
26,7 |
-11,0 |
|
2003 |
19,8 |
42,3 |
-22,5 |
|
2004 |
18,4 |
42,2 |
-23,8 |
|
2004 в % к 2001 |
36,6 |
66,1 |
- |
Основным связующим звеном показателей экономической и социальной эффективности служит цена (стоимость) услуг, которая, как правило, указывает на их качество. Исследование качественной составляющей спроса необходимо для выбора стратегии конкурентоспособности и ценообразования в санаторно-курортной сфере.
Цены на санаторно-курортные услуги являются тем важнейшим элементом, который определяет объем выручки санаторно-курортной организации, полученный от предоставления данных услуг. Поэтому при определении оптимальной цены важно учитывать все влияющие на нее факторы.
Главный из них – затраты, денежным выражением которых является себестоимость санаторно-курортных услуг.
Уровень затрат в свою очередь также определяет величину выручки, замыкая цепочку взаимосвязей между социальной и экономической составляющими деятельности санаторно-курортных организаций в месте, где качественная составляющая переходит в количественную.
По мнению автора, оценка таких показателей, как выручка, затраты, загрузка номерного фонда санаторно-курортной организации, которые наряду с собственной информационной нагрузкой косвенно указывают на качество и стоимость услуг, их анализ и сопоставление при правильной постановке задачи могут дать представление о целесообразности и качестве управленческих воздействий предпринимательства.
Формирование стратегии развития предпринимательской деятельности всегда основывается на данных исследования рынка. Главным аспектом рыночных исследований является конкуренция. Конкуренты, как сила, воздействующая, прежде всего, на покупателей/потребителей, а, следовательно, на спрос оказывают решающее воздействие на процесс принятия стратегических решений.
Качество принимаемых решений по управлению объектами управленческих воздействий предпринимателя обусловливает эффективность предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций, углубляя их сегментацию. В зависимости от сегмента рынка, видов, объемов и качества предоставляемых услуг у каждой организации складывается своя конкурентная среда. Изучение конкурентной среды является основой выработки стратегических управленческих решений.
С целью проведения сегментации санаторно-курортных организаций региона Кавказских Минеральных Вод нами был проведен иерархический кластерный анализ 64-х краевых санаториев и пансионатов.
При детальном изучении данных исследования была выявлена некоторая закономерность их распределения по кластерам (рис.3.).
Рисунок 3 – Основные показатели хозяйственно-экономической деятельности
санаторно-курортных организаций
Отнесение организации к тому или иному кластеру, к той или иной конкурентной среде имеет в основе дифференцированные показатели экономической и социальной эффективности, которые, в свою очередь, в той или иной мере зависят от основных показателей деятельности санаторно-курортных организаций: доходов, совокупных затрат, количества койко-мест, балансовой стоимости основных средств, численности работников основного состава, площади строений, числа ночевок и общей занимаемой площади.
В рыночных условиях функционирования организаций, характеризующихся нестабильностью по многим экономическим и социальным параметрам и, как следствие, высокими рисками, умение анализировать новые экономические задачи, возникающие перед предпринимательской структурой, и принимать по ним взвешенные решения является необходимым условием при формировании стратегии развития.
Управленческое решение принимается в условиях дефицита информации, что означает необходимость его принятия при контролируемой неопределенности, когда субъект управления имеет возможность оценить последствия игнорирования некоторой части информации. При этом для ускорения принятия решения и снижения издержек идут на осознанное ограничение информационного обоснования.
Резервом повышения эффективности управленческих воздействий является совершенствование информационного обеспечения управленческих решений путем внедрения современных информационных технологий на все уровни управленческого процесса. В настоящее время для обеспечения текущего управления, а также выработки стратегических решений предпринимательская деятельность организаций санаторно-курортной сферы нуждается в информационном инструменте – программном продукте.
С этой целью автором был разработан программный продукт – Quasi-neuronic model of SPA-hotels strategic development (SDQN Model v1_0), предназначенный для руководителей, топ-менеджеров, маркетологов и других сотрудников административного аппарата санаторно-курортной организации, непосредственно участвующих в ее управлении, который представляет собой автоматизированную систему оценки основных показателей деятельности здравницы и ее основных конкурентов с последующим выводом расчетов в виде матрицы SWOT-анализа (рис.4.).
В основу модели положены принципы работы искусственных нейронных сетей (ИНС). В качестве исходных данных исследования использованы основные показатели деятельности санаторно-курортных организаций, выявленные по результатам сегментации.
1- Поле с названием объекта исследования
2- Данные исследования (основные показатели деятельности)
3- Сохранение базы данных исследования
4- Загрузка базы данных исследования
5- Выполнение расчетов
6- Количество исследуемых объектов
7- Объект, на который направлено исследование
Рисунок 4 – Модуль ввода, хранения и загрузки данных исследования SDQN Model v1_0
Использование программы позволяет при ограниченном количестве данных решить широкий ряд практически значимых задач:
– в оперативном порядке анализировать рыночные возможности организации и характеризовать ее позиции в конкурентной среде;
– выбирать оптимальные стратегические ориентиры, используя принцип стратегической гибкости и адаптивности;
– обосновывать тактические цели и задачи предпринимательства;
– прогнозировать результаты деятельности, задавая прогнозные значения, или же планировать, вводя желаемые (ожидаемые) результаты.
Помимо данных о текущем положении санаторно-курортной организации, программа SDQN Model v1_0 может, работая с прогнозными значениями, давать «сценарную» оценку стратегической позиции на перспективу, основываясь на предполагаемом развитии ситуации на рынке. Проводя регулярный мониторинг основных показателей деятельности по конкурентной среде, возможно, руководствуясь данными исследования, делать выводы об эффективности или неэффективности той или иной применяемой стратегии или отдельных управленческих решений.
Нейронная сеть модели схематично представлена на рис.5.
Рисунок 5 – Схема нейронной сети квази-нейронной модели стратегического развития санаторно-курортной организации
Квази-нейронная модель SDQN Model v1_0 может использоваться для проведения оперативного SWOT-анализа, характеризующего позицию санаторно-курортной организации в конкурентной среде, который позволяет с минимальными затратами времени и сил с нужной периодичностью определять стратегическую позицию организации, идентифицировать предпосылки и возможность выбора и использования одной из эталонных стратегий или формировать собственную (индивидуальную) стратегию развития (табл.2).
Таблица 2 – SWOT-анализ конкурентных позиций санатория «Долина Нарзанов» в матрице бизнес-пространства санаторно-курортных организаций Кавказских Минеральных Вод
Стоимость Загрузка |
Высокая |
Низкая |
||
Высокая |
Strengths |
Weakness |
Strengths |
Weakness |
Ассортимент в основной своей массе обеспечен собственными услугами |
Низкий уровень комфорта номерного фонда Низкий уровень сервиса Неадекватная система ценообразования Низкий показатель рентабельности деятельности |
Хорошее состояние прилегающих территорий Обеспечен определенный уровень загрузки |
Низкая эффективность использования площадей строений Высокий уровень постоянных затрат Высокий износ основных средств Низкая эффективность совокупных затрат |
|
Opportunities |
Threats |
Opportunities |
Threats |
|
Объединение усилий с санаторием дополняющей специализации по предоставлению комплекса услуг Освоение новых видов услуг, новых рынков сбыта Повышение уровня сервиса |
Снижение загрузки Потеря доли рынка из-за усиления конкурентов Снижение ассортимента в общей массе услуг на данном рынке |
Возможность сдачи земли в аренду для привлечения дополнительных источников доходов Возможность сокращения затрат при преимущественном использовании собственных основных средств |
Несоответствие уровня сервиса и обслуживания растущим потребностям потребителя Снижение уровня рентабельности основной деятельности |
|
Низкая |
Strengths |
Weakness |
||
Положение санатория «Долина Нарзанов» в конкурентной среде других кластеров |
Высокая загрузка Эффективная маркетинговая политика Высокая рентабельность деятельности Конкурентное преимущество на рынке в силу видового характера оказываемых услуг |
Избыточное число работников основного состава Высокая (завышенная) цена при низкой загрузке |
||
Opportunities |
Threats |
|||
Сокращение штата работников Снижение цен на услуги для увеличения загрузки Оптимизация структуры затрат |
Снижение загрузки Рост цен на услуги до уровня несоответствия предложения возможностям и потребностям покупателя |
Однако, реализация эталонных стратегий, равно как и индивидуальных, в современных условиях для здравницы связана с рядом препятствий, которые касаются, в первую очередь, ослабленной ресурсной базы их функционирования.
Преодоление этих ограничений, по мнению автора, может быть достигнуто путем использования в деятельности здравниц стратегий интегрированного роста, а точнее той их части, которая основана на принципах партнерства.
При выборе партнеров предприниматель должен руководствоваться целями и задачами организации, которые выступают в качестве предмета партнерских отношений. Для этого была проведена классификация предметов партнерства санаторно-курортных организаций в соответствии с объектами управленческих воздействий предпринимательской деятельности, предложена схема формирования добавочной стоимости пакета санаторно-курортных услуг в качестве инструмента для поиска собственно партнеров, а также схема сопряжения возможностей и потребностей санаторно-курортных организаций с потенциальными партнерами.
Выводы и предложения:
1. В ходе рассмотрения теоретических основ предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы выявлен ряд специфических особенностей, качественно отличающих ее от других сфер и отраслей народного хозяйства и охарактеризованы основные составляющие предпринимательской среды санаторно-курортных организаций. Проведена классификация системы управленческих воздействий на предпринимательскую среду и выявлен механизм формирования стратегии развития предпринимательской деятельности в здравницах. Это позволило сделать соответствующие выводы о необходимости совершенствования технологии процесса разработки и принятия управленческих решений в санаторно-курортных организациях относительно объектов управленческих воздействий для достижения стратегических целей и задач деятельности.
2. Проведен анализ развития санаторно-курортной сферы Кавказских Минеральных Вод, рассмотрено современное состояние объектов управленческих воздействий и основные показатели эффективности предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций. В результате проведенного анализа выявлены основные проблемы развития санаторно-курортной сферы, препятствующие эффективному функционированию в ней субъектов хозяйствования и главные факторы, влияющие на социальную и экономическую эффективность предпринимательской деятельности.
3. По результатам кластерного анализа основных показателей деятельности организаций санаторно-курортной сферы, характеризующих социальную и экономическую эффективность их функционирования, осуществлена сегментация регионального рынка санаторно-курортных услуг, сформирована матрица бизнес-пространства санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод. Исследования хозяйственно-экономических показателей деятельности здравниц, проведенные по данным сегментации, позволили выделить основные индикативные показатели предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций, которые легли в основу модели стратегического развития организаций санаторно-курортной сферы.
4. На основе индикативных показателей предпринимательской деятельности санаторно-курортных организаций с целью повышения своевременности и обоснованности управленческих решений путем проведения оперативного SWOT-анализа, стратегического планирования, прогнозирования и анализа эффективности предпринимательской деятельности организаций санаторно-курортной сферы разработан информационно-аналитический инструмент - программный продукт Quasi-neuronic model of SPA-hotels strategic development (SDQN Model v1_0), в основу работы которого положены принципы построения искусственных нейронных сетей.
5. В рамках эталонных конкурентных стратегий рассмотрен механизм и примеры использования разработанной программы для анализа рыночных возможностей здравницы и ее стратегических позиций в конкурентной среде, выбора оптимальных стратегических ориентиров, обоснования тактических целей и задач предпринимательства, прогнозирования результатов предпринимательской деятельности санаторно-курортной организации.
6. Выработаны предложения по использованию организационно-экономического механизма партнерства в формировании стратегий интегрированного роста для преодоления ограничений, связанных с рядом препятствий, которые касаются, в первую очередь, ослабленной ресурсной базы функционирования организаций санаторно-курортной сферы.
Список научных работ, опубликованных по теме диссертации
Монографии
1. Сербин, Ю.В. Отрасль туризма Ставропольского края: развитие и проблемы инвестирования / Ю.В.Сербин, Л.Ю.Питерская // Экономические исследования: анализ и перспективы развития: Монография / Под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Книга 1. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2004. – 330 с., С. 210-220
2. Сербин, Ю.В. Использование кластерного анализа в комплексной оценке предпринимательской деятельности турорганизаций. Современное предпринимательство: социально-экономическое измерение / А.В.Андреев, В.И.Катков, Л.Ю.Питерская и др.; Под общей ред. проф. О.И.Кирикова. – Книга 10. – Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2005. – 181 с., С. 168-179
Авторские свидетельства
3. Авторское свидетельство. Питерская, Л.Ю., Сербин, Ю.В. Quasi-neuronic model of SPA-hotels strategic development (SDQN Model v1_0) / от 17.03.06. № 2006 610 997.
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК
4. Сербин, Ю.В. Квази-нейронная модель стратегического развития санаторно-курортной организации / Ю.В.Сербин, Л.Ю.Питерская // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, 2006, № 2 (6), С. 124-126
Статьи в сборниках научных трудов
5. Сербин, Ю.В., Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма в Ставропольском крае / Ю.В.Сербин // Основные тенденции совершенствования механизма экономического развития: Сб. студ. науч. ст. – Вып. 5. / Ставрополь: Изд-во СтГАУ «АРГУС», 2004. – 260 с., С. 215-219
6. Сербин, Ю.В. Развитие перспективных видов туризма в Ставропольском крае / Л.Ю.Питерская, Ю.В.Сербин // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Наука и просвещение ’2005». Том 94. Региональная экономика. – Днепропетровск / Наука и просвещение, 2005. – 70 с., С. 34-37
7. Сербин, Ю.В. Кластерный анализ в комплексной оценке деятельности туристических компаний Ставропольского края / Л.Ю.Питерская, Ю.В.Сербин // Материалы VIII Международной научно-практической конференции «Наука и просвещение ’2005». Том 94. Региональная экономика. – Днепропетровск / Наука и просвещение, 2005. – 70 с., С. 48-52