Содержание

Задание № 1. 3

Задание № 2. 8

Задача №1. 16

Задача № 2. 17

Список источников и литературы.. 18

Задание № 1

Общие положения о юридических лицах:

понятие юридического лица

виды юридических лиц

правоспособность юридических лиц

органы юридического лица

ликвидация юридического лица

Ответ:

Юридическое лицо – это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений. Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Действующее законодательство не дает определения юридического лица, но раскрывает его основные признаки. Согласно ст.48 ГК РФ.[1]

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.

К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2002 г. N 8008/02 Поскольку вновь возникшее юридическое лицо не было зарегистрировано, и факт состоявшейся реорганизации истца и ответчика в форме реорганизации остался недоказанным, дело подлежит новому рассмотрению.[2]

Сущность ряда социальных явлений можно определить лишь путем выявления и характеристики их признаков. Таков феномен государства, таков феномен и юридического лица.

Признаки юридического лица –это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе –достаточны для того, чтобы организация мола признаваться субъектом гражданского права. В этом контексте слово “признаки” употребляется в более узком смысле, чем обычно, и это соответствует правовой традиции.

Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности – достаточны, чтобы организация могла быть признана субъектом гражданского права, т.е. юридическим лицом.

Если организационное единство необходимо для объединения множества лиц в одно коллективное образование, то обособленное имущество создает материальную базу деятельности такого образования. Любая практическая деятельность немыслима без соответствующих инструментов: предметов техники, знаний, наконец, просто денежных средств.

Объединение этих инструментов в один имущественный комплекс, принадлежащий данной организации, и отграничение его от имуществ, принадлежащих другим лицам, и называется имущественной обособленностью юридического лица.

Неудачная дефиниция юридического лица в п.1 ст. 48 ГК порождает различные толкования понятия имущественной обособленности.

Так, под имуществом можно понимать только вещи, а значит, отсутствие вещей в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении организации препятствует признанию ее юридическим лицом. С другой стороны, в понятие имущества наряду с вещами можно включить и обязательственные права. Ведь могут существовать и такие юридические лица, все имущество которых исчерпывается средствами на банковском счете и арендуемым помещением. Обе эти позиции объединяет то, что наличие имущества (понимаемого более или менее широко) рассматривается как необходимый атрибут юридического лица.

Но признаком юридического лица является, скорее, не наличие обособленного имущества, а такой принцип функционирования организации, как имущественная обособленность, а это не одно и тоже.

Юридическое лицо в течение какого-то периода времени может вообще не обладать никаким имуществом, как бы широко мы его не трактовали. Так, большинство некоммерческих организаций на другой день после создания не имеют ни вещей, ни прав требования, ни тем более обязательств. Вся имущественная обособленность таких юридических лиц заключается лишь в их способности в принципе обладать обособленным имуществом, т.е. в их способности быть единственным носителем самостоятельного единого нерасчлененного имущественного права того или иного вида.

Таким образом, появление института юридического лица в самом общем виде было обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота. Наряду с гражданами субъектами гражданского права появляются также юридические лица, которые представляют собой особые образования, обладающие рядом специфических признаков, образуемые и прекращающиеся в специальном порядке. Сущность юридического лица можно понять только через анализ признаков. Выделенные основополагающие признаки позволяющие признать за организацией статус юридического лица, а, следовательно, субъекта права - плод многовековой работы многих поколений юристов.

Существующая в российском правопорядке система юридических лиц обусловлена переходным (от централизованно управляемого к рыночно-организованному) характером современной отечественной экономики. В ее составе сохраняются поэтому преобладавшие в плановом хозяйстве унитарные (государственные и муниципальные) производственные предприятия, а также некоторые другие (некоммерческие) организации-несобственники (учреждения), признание которых юридическими лицами не свойственно традиционному рыночному обороту. Наряду с ними развиваются, занимая господствующее место, обычные для рыночной экономики субъекты - акционерные и другие хозяйственные общества и товарищества. Названные обстоятельства обусловливают и некоторые особые критерии классификации юридических лиц в российском гражданском праве, например их деление на собственников и несобственников (обладателей особых ограниченных вещных прав) закрепленного за ними имущества.

В соответствии со ст.48 ГК РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и лично-неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

Задание № 2

Понятие забастовки. Право на забастовку

Ответ:

Право работников на забастовку предусмотрено ст. 37 Конституции Российской Федерации. Только работники имеют право на забастовку как способ разрешения их коллективного трудового спора. Работодатели организовывать забастовку и участвовать в ней не могут.

2. Реализовывать право на забастовку работники вправе, лишь:

а) если коллективный спор прошел все этапы мирных процедур, но не решен ими;

б) если работодатель уклоняется от примирительных процедур;

в) если работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

В указанных трех случаях работники или их представители могут приступить к организации забастовки.

Забастовка, как указывается ст. 2 Федерального закона от 23 ноября 1995 г., - это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Это ультимативное требование работников, давление на работодателя путем действия - отказа от работы для выполнения своего требования, спор, не нашедший разрешения путем мирных процедур и превратившийся в конфликт, решаемый забастовочными действиями.

Забастовка является крайней, исключительной мерой разрешения коллективного трудового спора.

Право работников на забастовку предусмотрено ст. 37 Конституции РФ. Только работники имеют право на забастовку как способ разрешения их коллективного трудового спора. Работодатели организовывать забастовку и участвовать в ней не могут.

Реализовывать право на забастовку работники вправе, лишь:

а) если коллективный спор прошел все этапы мирных процедур, но не решен ими;

б) если работодатель уклоняется от примирительных процедур;

в) если работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

В этих трех случаях работники или их представители могут приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным, и никто не может быть принужден присоединиться к ней или отказаться от этого. Если лицо прибегает к такому принуждению, оно несет дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами.

В ст. 410 ТК подробно регламентирован процесс объявления забастовки. Он начинается с созыва общего собрания работников организации. Если это многочисленный трудовой коллектив или размещающийся территориально в разных местах, то созывается конференция из делегатов от каждого подразделения организации. На собрании (конференции) для объявления забастовки должны присутствовать не менее двух третей общего числа работников (делегатов конференции).

Решение собрания (конференции) считается принятым, когда за него проголосовали не менее половины присутствующих работников (делегатов). Если невозможно созвать собрание (конференцию), то представительный орган работников вправе утвердить свое решение об объявлении забастовки путем сбора подписей под ним более половины работников организации.

Работодатель не может препятствовать проведению собрания работников (конференции) по поводу объявления забастовки. Наоборот, согласно ст. 410 ТК (ч. 3) он обязан предоставить для собрания (конференции) помещение и создать необходимые условия для проведения этого собрания (конференции).

Часть 5 ст. 410 ТК предусматривает часовую предупредительную забастовку, которая проводится после пяти календарных дней работы примирительной комиссии. О ней работодатель должен быть предупрежден представительным органом работников в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня до ее проведения, а орган, ее возглавляющий, обязан обеспечить минимум работ во время ее проведения. О начале основной забастовки работодатель должен быть предупрежден также в письменной форме.

Кодекс в ст. 410 четко определяет, что должно быть указано в решении об объявлении забастовки. Собрание этот перечень вопросов может расширить, но не имеет право их уменьшить. О начале забастовки работодатель должен быть предупрежден не позднее 10 календарных дней до ее начала. В эти дни он предупреждает о забастовке Службу по урегулированию коллективных трудовых споров, поставщиков и потребителей данного производства, принимает меры к сохранению работоспособности производства, оборудования и т.д.

Забастовку возглавляет орган, избранный общим собранием (конференцией) при объявлении забастовки, или соответствующий орган профсоюза.

Орган, возглавляющий забастовку, начинает действовать с момента его избрания. Он имеет право созывать собрания работников, приглашать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам, получать от работодателя необходимую информацию, связанную с интересами работников.

Данный орган может в любое время приостановить забастовку и вновь возобновить ее, предупредив о возобновлении работодателя и Службу по урегулированию коллективных трудовых споров не позднее чем за три рабочих дня. Орган, возглавляющий забастовку, прекращает свою деятельность с окончанием забастовки, по достижении соглашения спорящих сторон или с признанием забастовки судом незаконной.

При проведении забастовки коллективные переговоры сторон должны быть продолжены до разрешения их трудового спора. В период забастовки работодатель, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, должны принять все меры по обеспечению общественного порядка, сохранности производственного имущества организации и работников, обеспечению работы непрерывно действующих участков производства, машин, оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

В организациях, филиалах, представительствах, деятельность которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важными интересами общества, в каждой отрасли (подотрасли) экономики разрабатываются и утверждаются свои перечни минимума необходимых работ при забастовке. Их утверждают соответствующие федеральные органы исполнительной власти по согласованию с соответствующим общероссийским профсоюзом, а если в отрасли действует несколько общероссийских профсоюзов, то по согласованию со всеми ними.

Порядок разработки и утверждения перечня необходимых работ при забастовке определяет Правительство РФ.

Орган исполнительной власти каждого субъекта РФ на основе указанного Федерального отраслевого перечня утверждает по согласованию с территориальными профсоюзами региональные перечни необходимых работ (услуг).

На основе указанных перечней в организации, филиале, представительстве минимум необходимых работ при забастовке определяется соглашением спорящих сторон совместно с органом местного самоуправления в пятидневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. При этом каждая работа (услуга) включается в минимум с мотивировкой вероятности причинения без нее вреда здоровью или угрозы жизни граждан; сюда не могут включаться работы (услуги), не предусмотренные соответствующими отраслевыми перечнями.

Если спорящие стороны не достигли в организации, филиале, представительстве соглашения по минимуму необходимых работ (услуг), он устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации: решение этого органа спорящие стороны могут обжаловать в суд. Таким образом, ст. 412 ТК ввела новое положение, касающееся коллективных трудовых споров, рассмотрение судом жалобы на решение исполнительного органа субъекта Российской Федерации по установлению для организации перечня необходимых работ при забастовке.

Но Кодекс не указывает ни срока такого обжалования (а это затягивает начало забастовки), ни правовых последствий в случае, если спорящие стороны не договорились об обжаловании: будет ли суд в данной ситуации рассматривать жалобу одной стороны и каков для суда срок ее рассмотрения.

Эти пробелы ст. 412 ТК требуют срочного восполнения.

Быстрые перемены в постсоциалистическом обществе в сфере труда не нашли еще должного их восприятия как у работодателей, допускающих произвол по отношению к правам работников, так и работников, сохранивших в сознании советский образ поведения в труде, когда на их защиту активно вставали профсоюзы, государство. Поэтому антагонизм труда и капитала на ряде производств не находит мирного разрешения - посредством примирительных процедур и выливается в забастовки. Законодатель, признавая и защищая право работников на забастовку, определяет в ст. 413 ТК, какие забастовки считаются незаконными. При этом делается ссылка на ст. 55 Конституцию РФ. В п. 3 ст. 55 Конституции РФ предусмотрено, что "права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". В этих закрепленных Конституцией целях и устанавливаются ограничения на забастовки ст. 413 ТК. Окончательное решение по коллективному спору в этих случаях принимает Правительство РФ в 10-дневный срок.

Право на забастовку может быть ограничено только федеральным законом.

Незаконной является забастовка, если она была объявлена без учета процедур, требований и сроков, предусмотренных Трудовым кодексом. Решение о незаконности забастовки принимает верховный суд субъекта Федерации (республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по заявлению работодателя или прокурора).

Не начавшаяся забастовка может быть отложена, а начавшаяся приостановлена районным судом на срок до 30 дней, если она создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Правительство РФ вправе приостановить забастовку до решения вопроса соответствующим судом, если это имеет значение для обеспечения жизненно важных интересов России или отдельных ее территорий, но на срок не более 10 календарных дней.

В царской России стачки рабочих до 1905 г. законодательством характеризовались как преступление, и лишь под напором рабочего движения право работников на объединение в профсоюзы, на стачку было признано, но с жесткими ограничениями. Для подавления стачек применяются локауты и различные полицейские меры, а разрешение коллективного трудового спора царское, да и советское трудовое законодательство не предусматривало, отсутствовало само понятие коллективного трудового спора. Лишь в конце 80-х годов прошлого века в связи с кризисом экономики возродилось рабочее движение, породившее, по существу, первый Закон СССР 1989 г. о порядке разрешения коллективных трудовых споров, и с распадом СССР - и российский Закон 1995 г. о порядке разрешения коллективных трудовых споров. После 6-летнего действия его основные положения, в том числе о забастовках, вошли в новый Трудовой кодекс. При этом был использован международный опыт.

Право работников на забастовку ныне признается законодательством многих западных стран. Но каждая по-своему делит забастовки на законные и незаконные, и те же виды забастовок в одних государствах признаются законными, а в других - нет. В одних странах в этом плане существует больше ограничений, в других - меньше. Единства здесь нет. По-разному ограничиваются и локауты.

Статья 43 ТК предусматривает, что решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполнению, и работники на второй же день после вынесения такого решения обязаны приступить к работе. Это обязан обеспечить орган, возглавляющий забастовку. Ему вручается копия соответствующего решения, которое этот орган обязан немедленно довести до бастующих с тем, чтобы на следующий день они вышли на работу. Если работники не сделают этого, то невыход их на работу считается прогулом, за что может последовать наказание, вплоть до увольнения за прогул по подп. "а" п. 6 ст. 81 ТК.

В ст. 414 ТК установлены определенные гарантии бастующих, их права на труд. Так, участие работника в забастовке нельзя считать нарушением трудовой дисциплины, так как его действия по прекращению работы не являются дисциплинарным проступком, а разрешены законом. Поэтому ч. 2 данной статьи запрещает к бастующему применять меры дисциплинарной ответственности, кроме случаев, когда забастовка отложена или приостановлена, а работник это решение не соблюдает и не выходит на работу.

За бастующим работником согласно ч. 3 ст. 414 ТК на время забастовки сохраняются место работы и должность. А это, в свою очередь, исключает для работодателя возможность приема на места бастующих в этот период новых работников, получивших в истории рабочего движения название штрейкбрехеров, т.е. тех, кто предал бастующих.

За время участия в забастовке работодатель имеет право не выплачивать заработную плату бастующим. Работникам же, занятым в данный период на обязательном минимуме необходимых работ, заработная плата начисляется и выплачивается.

Часть 5 ст. 414 предусматривает, что работникам, участвующим в забастовке, могут быть коллективным договором или соглашением в связи с разрешением данного коллективного спора предусмотрены за время забастовки компенсационные выплаты определенного размера.

Часть 6 настоящей статьи установила гарантии для работников, не участвующих в забастовке, но из-за нее не имеющим возможность выполнять свою работу и заявившим в письменной форме о начале у них в связи с этим простоя. Этот простой не по вине работника оплачивается в соответствии со ст. 157 ТК, т.е. не менее 2/3 средней зарплаты работника. Работодатель может таких работников переводить на другую работу в порядке, предусмотренном Кодексом.

Не участвующим в забастовке работникам может быть предусмотрен более льготный порядок выплат (например, при простое из-за забастовки сохранение полного среднего заработка, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением или соглашениями, достигнутыми в ходе разрешения коллективного трудового спора).

Задача №1

Куприн предъявил иск Коптяевой о взыскании с нее 5 тыс. руб. и пояснил, что перевел по почте указанную сумму ответчице по ее просьбе взаймы. В подтверждении заключения договора истец предъявил почтовую квитанцию, свидетельствующую о переводе указанной суммы. Ответчица утверждала, что 5 тыс. руб переведены ей в счет погашения долга по договору купли- продажи, который когда то был заключен между нею и истцом.

Что может служить подтверждением факта заключения договора займа? Как разрешить данный спор?

Ответ:

На основании ст. 808 ГК РФ договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, если его сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, - независимо от суммы.

В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписка заемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определенной денежной суммы или определенного количества вещей.

Следовательно, в данном случае требования Куприн правомерны.

Задача № 2

Банкротство юридического лица, являющегося одним из учредителей общества с дополнительной ответственностью повлекло за собой распределения его ответственности по обязательствам между остальными учредителями. Оставшиеся учредители возражали против такого порядка, ссылаясь на то, что это не зафиксировано в их учредительных договорах. Если дело будет передано на рассмотрение суда, то какое решение будет принято?

Ответ:

На основании ст. 87 ГК РФ обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников.

Следовательно, суд вынесет решение о солидарной ответственности.

Список источников и литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.     Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря

3.     Гражданский кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994г. № 32.Ст. 3301.

4.     Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание Законодательства Российской Федерации. 2000. № 46.Ст. 4532.

5.     Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

6.     О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ // Российская газета от 2 ноября 2002 г. N 209-210

7.     Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2002 г. N 8008/02 // Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. N 3.

8.     Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. М., 2003

9.     Орловский Ю.П. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. М., 2002.

10.                       Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С. 391.


[1] См.: Комментарий к части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского, Е.А. Суханова. М.: Юрист, 2002. С. 391.

[2] Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2002 г. N 8008/02 // Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2003. N 3.