Содержание

Введение.......................................................................................................... 3

Глава 1. Теоретические основы страхования............................................ 6

1.1. Понятие и сущность страхования................................................................................ 6

1.2. Роль страхования в экономике...................................................................................... 20

Глава 2. Страхование в рыночных отношениях.................................... 24

2.1. Страховой рынок Российской Федерации................................................................... 24

2.2. Страховой рынок в Великобритании.......................................................................... 27

2.3. Страховой рынок в Германии........................................................................................ 31

Заключение.................................................................................................. 33

Список использованной литературы....................................................... 34

 

Введение

Рынок страхования – один из самых динамичных, поэтому страховые компании проявляют повышенный интерес к системам для автоматизации своих бизнес-процессов. Страхование — очень сложный бизнес, что обуславливает специфические требования страховщиков к программным продуктам.

Страховой рынок в России успешно развивается с 1992 года. До этого существовала государственная монополия на страхование, в СССР действовали две государственные страховые компании: «Росгосстрах» (страховала внутристрановые риски) и «Ингосстрах» (страховала внешнеэкономические риски). После кризиса 1998 года рынок показывает стабильный рост. Именно поэтому последние годы он вызывает интерес у всех: инвесторов, западных партнеров, государства и, разумеется, ИТ-компаний.

В настоящее время рынок можно охарактеризовать следующими цифрами: оборот около 10 млрд. долларов в год, около 1400 страховых компаний, ежегодный прирост дохода страховщиков 50%. Основные тенденции, проявляющиеся на рынке, таковы: рост, освобождение от финансовых схем, концентрация, универсализация, фрагментация, увеличение доли обязательного страхования, часто меняющееся законодательство.

Сегодня рынок страхования является самым динамично развивающимся.

Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.

Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества. Если бы каждый отдельно взятый собственник попытался возместить ущерб за свой счет, то он был бы вынужден создавать материальные или денежные резервы, равные по величине стоимости своего имущества, что естественно, разорительно.

Между тем жизненный опыт, основанный на многолетних наблюдениях, позволил сделать вывод о случайном характере наступления чрезвычайных событий и неравномерности нанесения ущерба. Было замечено, что число заинтересованных хозяйств, часто бывает больше числа пострадавших от различных опасностей. При таких условиях солидарная раскладка ущерба между заинтересованными хозяйствами заметно сглаживает последствия стихии и других случайностей.

При этом чем большее количество хозяйств участвует в раскладке ущерба, тем меньшая доля средств приходиться на долю одного участника. Так возникло страхование, сущность которого составляет солидарная замкнутая раскладка ущерба.

В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, доходов и других интересов предприятий, организаций, фермеров, арендаторов, граждан.

Цель работы: проанализировать страховой рынок России.

Данная цель решается с помощью раскрытия следующих основных задач:

1. раскрыть понятие и сущность страхования;

2. описать историю страхования;

3. определить значение страхования для экономики;

4. обозначить виды страхования;

5. дать общую характеристику рынка страхования жизни;

6. провести анализ современного состояния страховой деятельности. Выявить проблемы и пути их решения.

Глава 1. Теоретические основы страхования

1.1. Понятие и сущность страхования

Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы:

-                        связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование);

-                        связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование);

-                        связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Страхование расположенных на территории Российской Федерации имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.

Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона.

Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц).

Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам страхования, а также заменять их по своему усмотрению до наступления страхового случая.

Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации.

Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.

Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, обязательное государственное страхование, имущественное страхование, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций.

В случае, если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 15 процентов, федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензий на осуществление страховой деятельности страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов.

Указанный выше размер (указанная выше квота) рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций.

Страховая организация обязана получить предварительное разрешение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу иностранным инвесторам) своих акций (долей в уставном капитале), а российские акционеры (участники) - на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ. В указанном предварительном разрешении отказывается страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49 процентов, либо становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) исчерпан или будет превышен при их совершении.

Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме в валюте Российской Федерации.

Лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство Российской Федерации.

Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в Российской Федерации страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства, и не менее двух лет участвует в деятельности страховых организаций, созданных на территории Российской Федерации.

Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49 процентов, могут открывать свои филиалы на территории Российской Федерации, участвовать в дочерних страховых организациях после получения на то предварительного разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях Российской Федерации, указанный выше.

Общества взаимного страхования

Юридические и физические лица для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаимного страхования в порядке и на условиях, определяемых Положением об обществе взаимного страхования, утверждаемым Верховным Советом Российской Федерации.

Страховые агенты и страховые брокеры

Страховщики могут осуществлять страховую деятельность через страховых агентов и страховых брокеров.

Страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями.

Страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве предпринимателей, осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя либо страховщика.

Страховые брокеры обязаны направить в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью извещение о намерении осуществлять посредническую деятельность по страхованию за 10 дней до начала этой деятельности. К извещению должна быть приложена копия документа о государственной регистрации брокера в качестве юридического лица или предпринимателя.

Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, за исключением договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, на территории Российской Федерации не допускается, если межгосударственными соглашениями с участием Российской Федерации не предусмотрено иное.

Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории Российской Федерации от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность.

Страхованию как одному из самостоятельных звеньев финансовой системы присущи все основные функции категории финансов, но в определенных специфических проявлениях.

Так, распределительная функция финансов проявляется в страховании через такие специфические черты, как предупреждение, восстановление и сбережение.

Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые компании вправе использовать- временно свободные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей. Страховые резервы, образуемые за счет страховых взносов, инвестируются в промышленность, строительство, социально-экономические, экологические и иные программы, в государственные ценные бумаги и т.д. За счет этих средств, в частности, могут производиться строительство, переоснащение пожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных и т.п. служб.

Восстановительная (защитная) функция страхования проявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими или физическими лицами.

Страхование может выполнять и сберегательную функцию.

Это происходит тогда, когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей. Сберегательная функция наиболее характерна для страхования на дожитие, когда категории «страхование» в наибольшей степени присуща функция накопления обусловленных договором страховых сумм в их денежном выражении.

Контрольная функция как основная функция финансов присуща и страхованию. Она проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов. Данная функция проявляется одновременно с распределительной и является одним из оснований осуществления финансового страхового контроля (надзора) в сфере страхования.

Наличие специфических черт и функций, присущих страхованию, свидетельствуют о том, что страхование является особым правовым институтом, регулирующим круг однородных финансовых отношений.

Как самостоятельное звено финансовой системы Российской Федерации страхование представляет собой совокупность экономических отношений, посредством которых через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные страховые фонды денежных средств, за счет которых осуществляется финансирование убытков и потерь, связанных с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Роль и значение страхования многогранны. Страхование играет важную роль в обеспечении постоянного функционирования хозяйствующих субъектов и нормальной работы граждан-предпринимателей. Оно способствует также выравниванию потерь в личных доходах граждан и семейном бюджете, связанных с наступлением чрезвычайных событий и иных страховых случаев.

Учитывая и то, что при страховании часть временно свободных денежных средств юридических лиц и граждан изымается из наличного денежного обращения, страхование имеет определенное значение и для регулирования денежного оборота и укрепления валюты России. Немаловажную роль играет страхование для решения проблем, связанных с госкредитными отношениями в нашей стране и погашением внутреннего государственного долга. Ведь предприятия-страховщики, располагая временно не используемыми достаточными средствами страхового фонда, имеют возможность в значительных размерах приобретать облигации государственных внутренних займов. Основная же роль страхования заключается в формировании страхового фонда для покрытия непредвиденных расходов.

Страховой деятельностью в Российской Федерации могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.

Содержание взаимоотношений государства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально изменилось. Государственное управление заменено на государственное регулирование и контроль (надзор). Системы органов государственного страхования как самостоятельной системы органов государственного управления на современном этапе не существует.

Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор застраховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а точнее -— его Департамент страхового надзора. Ранее страховой надзор был возложен на Росстрахнадзор — Федеральную, службу по надзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993 г. по ноябрь 1996 г. На Департамент страхового надзора Минфина России (как правопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщики представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по ним (документам) заключения, регистрации страховых компаний, а также функции по ведению единого реестра страховщиков, установлению правил формирования и размещения страховых резервов, обобщению практики страховой деятельности, осуществлению контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков. В случае обнаружения неоднократных нарушений законодательных актов РФ Департамент вправе предъявлять в арбитражный суд иски об их ликвидации.

Государственный надзор, возложенный на федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Обязательным элементом общественного воспроизводства выступает страховой фонд. Страховой фонд создается в форме резерва материальных и денежных средств для покрытия чрезвычайного ущерба, причиняемого обществу стихийными бедствиями, техногенными факторами и различного рода случайностями.

Страховые фонды страховых компаний являются важнейшим источником денежных средств для возмещения ущерба и выплат страхового обеспечения (страховой суммы) по договорам личного страхования при наступлении страховых случаев. Кроме того, временно свободные средства страховых резервов, как свидетельствует опыт зарубежных страховых компаний, представляют второй по размерам после банковского капитала источник инвестиций в экономику государств.

Однако, как ни обширен диапазон объектов и событий, охватываемых страхованием, оно все-таки не включает в сферу своей страховой защиты все и вся. Страховые организации осуществляют страховую защиту объектов лишь от потенциально возможных, случайных событий. При этом не любой конкретный объект принимается ими на страхование и от таких событий с неблагоприятными последствиями. Например, не подлежат страхованию наличные деньги (кроме специального вида страхования банковских рисков), документы, а также имущество в зоне, которой по предупреждению соответствующих служб и органов власти угрожает стихийное бедствие (наводнение, землетрясение, сель и т.п.).

Не все страховые организации берутся страховать драгоценные металлы и камни, изделия из них, произведения искусства, различные коллекции или другое дорогостоящее имущество, подверженное высокой степени риска утраты, уничтожения (например, автомобиль «Мерседес», хранящийся во дворе многоквартирного дома без гаража и охранной сигнализации, или дом, построенный в сейсмически опасной зоне с нарушением соответствующих повышенных требований строительных норм и правил).

Наряду с этим не все граждане в состоянии оплатить хотя и осознанную ими и необходимую страховую защиту своих имущественных интересов. Например, добровольное медицинское страхование, страхование дополнительной негосударственной пенсии, банковских вкладов и многих других страховых услуг. Чрезвычайные стихийные события или масштабные по охвату объектов имущества, людей аварии, катастрофы, военные действия также часто оказываются вне перечня рисков, принимаемых на страхование.

Однако государство, заботясь о нормальном существовании и развитии общества, во избежание «провалов на дно пропасти» из-за непредвиденных, разрушительных событий предпринимает разнообразные меры с целью ограничения и если не устранения, то уменьшения, отрицательных последствий таких событий и для членов общества, и для производительных сил, и для окружающей природной среды.

Такие меры вместе со специальными способами государственной социальной защиты населения должны обеспечивать общественное воспроизводство его материально-вещественных элементов и квалифицированной рабочей силы. Для осуществления защитных мер в РФ формируются следующие резервные и иные фонды, включая фонды социального назначения:

Государственные стратегические страховые резервы формируются государством в соответствии с постановлениями Правительства РФ по ограниченной номенклатуре сырья, материалов, топлива, различных видов продукции и продовольствия. В состав стратегических резервов включаются и финансовые (золотовалютные) резервы.

Материально-вещественная часть этих резервов находится в ведении Российского агентства по государственным резервам. В соответствии с нормативными сроками хранения различных материальных резервов они периодически заменяются новыми. Финансовые резервы находятся в распоряжении Минфина РФ. Стратегические резервы государства предназначены для ликвидации последствий крупных аварий, землетрясений, наводнений, на случай войны и т.п.

Централизованные государственные фонды социальной зашиты населения включают государственный пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости, фонд обязательного медицинского страхования. Эти фонды формируются по установленным законами нормативам отчислений (в процентах от фонда оплаты труда предприятий, организаций, учреждений и от заработной платы работающих — только в пенсионный фонд) с отнесением их сумм на издержки производства предприятий, расходы организаций, учреждений.

Для распоряжения этими фондами созданы специальные органы в центре и на местах. Общая направленность использования средств этих фондов определяется самим их наименованием. Конкретные же направления расходования фондов (кроме пенсионного) весьма многочисленны и разнообразны.

Фонд обязательных резервов коммерческих банков в Центральном банке РФ (ЦБ РФ) — Федеральный резервный фонд ЦБ РФ формируется в соответствии с Законом РФ «О банках и банковской деятельности». Каждый коммерческий банк по установленным ЦБ РФ нормативам (в процентах) для разных видов рублевых и инвалютных депозитных вкладов (до востребования, срочных и др.) производит отчисления в Федеральный резервный фонд исходя из сумм, привлекаемых в эти вклады.

Формирование и использование средств Федерального резервного фонда ЦБ РФ направлено на достижение двух основных целей: постоянное обеспечение необходимого уровня ликвидности коммерческих банков и регулирование ЦБ денежной массы.

Федеральный фонд обязательного страхования банковских вкладов граждан должен создаваться в соответствии со ст. 38 Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О банках и банковской деятельности в РФ» № 17-ФЗ от 3 февраля 1996 г.

Необходимость создания этого фонда обусловлена существующим положением, характеризующимся потерями вкладов граждан в связи с банкротствами многих банков.

В США и Канаде, например, созданы такие фонды и в соответствии с законодательными актами за счет этих фондов страхованию подлежит сумма в пределах до 100 тыс. долл. Сумма вклада, превышающая эту предельную величину, остается не застрахованной. В странах Европейского Союза (ЕС) устанавливается максимальная сумма вклада, подлежащая страхованию, в размере 20 тыс. ЭКЮ.

Для формирования фонда страхования банковских вкладов граждан коммерческие банки производят отчисления в этот фонд по установленному нормативу (в процентах) от суммы вклада, не превышающей предельной его величины, подлежащей страхованию.

Фонды самострахования создаются децентрализованно юридическими и физическими лицами для обеспечения нормального существования и развития при наступлении непредвиденных событий с неблагоприятными для них последствиями.

Предприятия создают достаточно большое количество разнообразных резервов (запасов). Например, предприятия обрабатывающей промышленности создают:

• технологические (операционные) запасы сырья, материалов или полуфабрикатов собственного производства;

• страховые запасы сырья, материалов, комплектующих изделий на случай сбоев в графиках их поставки или изменения темпа выпуска продукции;

• сезонные запасы, связанные с сезонностью заготовки и поставки сырья (например, сахарной свеклы на сахарных заводах или семян подсолнечника на маслозаводах, сплавляемой древесины на деревообрабатывающих предприятиях).

На предприятиях промышленности, в строительно-монтажных организациях имеются резервные машины, механизмы, оборудование, создаются и финансовые резервы (резервные фонды). Торговые организации не могут работать без создания определенных (нормативных) объемов товарных запасов и финансовых резервов.

Физические лица также создают своего рода фонды самострахования в виде сезонных (на зиму) запасов продовольствия, резервных бытовых приборов, технических средств, одежды, обуви, денежных сбережений.

Страхование — это способ возмещения убытков, которые потерпело физическое или юридическое лицо, посредством их распределения между многими лицами (страховой совокупностью). Возмещение убытков производится из средств страхового фонда, который находится в ведении страховой организации (страховщика). Объективная потребность в страховании обусловливается тем, что убытки подчас возникают вследствие разрушительных факторов, вообще не подконтрольных человеку (стихийных сил природы), во всяком случае не влекут чей-либо гражданско-правовой ответственности. В подобной ситуации бывает невозможно взыскивать убытки с кого бы то ни было, и они "оседают" в имущественной сфере самого потерпевшего. Заранее созданный страховой фонд может быть источником возмещения ущерба. Страхование целесообразно только тогда, когда предусмотренные правоотношениями страхователя и страховщика страховые события (риски) вызывают значительную потребность в деньгах. Так, например, физическое лицо, у которого эта потребность возникает, как правило, не может покрыть ее из собственных средств без чувствительного ограничения своего жизненного уровня.

Страховые отношения, закрепленные в письменном договоре страхования как гражданско-правовая сделка, известны по крайней мере с эпохи позднего Средневековья. Тогда благодаря великим географическим открытиям заметно расширились горизонты морской международной торговли. Предпринимателям потребовались крупные капиталы, чтобы использовать новые горизонты открывшихся возможностей.

Исторически возникнув в связи с необходимостью обеспечить компенсации убытков, не подлежащих переложению на других лиц, страхование претерпело в ходе своего длительного развития существенные изменения и распространяется сейчас на многие случаи, когда наступление убытков связано с гражданско-правовой ответственностью их причинителя. В таких случаях страхование служит для потерпевшего дополнительной гарантией охраны его имущественных интересов. В дальнейшем наряду с имущественным страхованием, обеспечивающим возмещение убытков, связанных с утратой или повреждением материальных благ, появилось личное страхование, гарантирующее выплаты определенных денежных сумм при наступлении смерти, увечья, болезни, при дожитии до определенного возраста человека.

Страхование и предпринимательство тесно взаимосвязаны. Для предпринимательства характерны организационно-хозяйственное новаторство, поиск новых, более эффективных способов использования ресурсов, гибкость, готовность идти на риск.

При этом возникают определенные страховые интересы, обусловленные природой предпринимательской деятельности. Эти страховые интересы, закрепленные в соответствующих договорах страхования, ориентируют предпринимателей на овладение перспективными формами развития, на поиск новых сфер приложения капитала.

Как экономическая категория страхование представляет систему экономических отношений, включающую совокупность форм и методов формирования целевых фондов денежных средств и их использование на возмещение ущерба при различных непредвиденных неблагоприятных явлениях (рисках), а также на оказание помощи гражданам при наступлении определенных событий в их жизни.

Экономическую категорию страхования характеризуют следующие признаки: наличие перераспределительных отношений; наличие страхового риска (и критерия его оценки); формирование страхового сообщества из числа страхователей и страховщиков; сочетание индивидуальных и групповых страховых интересов; солидарная ответственность всех страхователей за ущерб; замкнутая раскладка ущерба; перераспределение ущерба в пространстве и времени; возвратность страховых платежей; самоокупаемость страховой деятельности.

1.2. Роль страхования в экономике

Важная роль страхования в системе общественного воспроизводства предполагает наличие сферы страховых услуг, соответствующей типу экономического развития государства. В условиях рыночного хозяйства наряду с традиционным использованием возможностей страхования по защите от чрезвычайных явлений природного характера (землетрясения, болезни, наводнения и др.) и техногенных рисков (пожары, аварии, взрывы и др.) резко возрастает потребность у предпринимателей в страховом покрытии ущерба, возникающего при нарушении финансовых и кредитных обязательств, неплатежеспособности контрагентов и действии других экономических факторов, ведущих к потере прибыли и доходов. Страховая защита жизни, здоровья, трудоспособности и материального благосостояния граждан также неразрывно связана с их экономическими интересами и реализуется с помощью услуг имущественного, личного и социального страхования.

Граждане и юридические лица — страхователи, вступая в страховые отношения, стремятся к получению компенсации за причиненный имуществу и другим имущественным интересам ущерб, возникший в результате случайных, непредвиденных обстоятельств, уплачивая за предоставляемую страховую услугу определенные денежные взносы. В некоторых видах личного страхования целью гражданина может быть получение капитализированной суммы к окончанию срока страхования либо наступлению определенных обстоятельств или событий.

Для организаций, занимающихся страховой деятельностью, — страховщиков страхование является определенным видом предпринимательской деятельности, позволяющим за счет поступающих взносов формировать фонды для страховых выплат. Однако поскольку наступление страховых событий, влекущих выплаты, происходит не всегда, страховые компании имеют в своем распоряжении значительные денежные средства, которые они вправе в установленном порядке пускать в оборот, инвестировать в другие сферы экономики, получая соответствующую прибыль.

Таким образом, страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) путем возмещения убытков за счет денежных фондов, формируемых из оплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

В основе страхования лежит математический закон больших чисел, оно может быть эффективным только тогда, когда распространяется на большое количество объектов, подвергающихся одинаковым рискам, но не одновременно. Финансовые же риски имеют достаточно высокую вероятность наступления и требуют соответствующего страхового покрытия ущерба. Понятно, что это под силу только крупным, финансово устойчивым страховым компаниям.

Отношения в сфере страхования регулируются правовыми актами различной юридической силы. Прежде всего это гл. 48 ГК РФ, посвященная страхованию (ст. 927—970). Важное значение имеют Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" [1] и некоторые другие федеральные законы, содержащие нормы, предусматривающие в качестве меры социальной защиты обязательное государственное страхование жизни и здоровья определенных категорий граждан. Кроме того, отношения по страхованию регламентируются Правилами по отдельным видам страхования, определяющими общие условия и порядок его проведения, которые в соответствии с законодательством устанавливаются страховщиками самостоятельно.

Переход к рыночной экономике обеспечивает существенное возрастание роли страхования в общественном воспроизводстве, значительно расширяет сферу страховых услуг и развитие альтернатив государственному страхованию. При командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государственной собственности и слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за ее сохранность страхование никак не могло получить подобающего ему места в экономике и общественных отношениях.

Развертывание рыночных отношений, когда товаропроизводитель начинает действовать на свой страх и риск, по собственному плану и несет за это ответственность, повышает роль и значение страхования. При этом наряду с традиционным предназначением — обеспечением защиты от природной стихии (землетрясения, наводнения, бури и,др), случайных событий технического и технологического характера (пожары, аварии, взрывы и др.) — объектом страхования все больше становятся убытки от различных криминогенных явлений (кражи, разбойные нападения, угон транспортных средств и др.). Предприятия и организации различных форм собственности, выступающие в качестве страхователей, испытывают потребность не только в возмещении ущерба, выражающегося в гибели или повреждении основных фондов и оборотных средств, но и в компенсации недополученной прибыли или дополнительных расходов из-за вынужденных простоев предприятий (неритмичные поставки сырья, неплатежеспособность оптовых покупателей).

Изменения затрагивают также сферу имущественного и личного страхования граждан, что непосредственно связано с экономическими интересами населения. Соотношение долгосрочных и краткосрочных договоров страхования, сочетание рисковых, предупредительных и сберегательных условий страхования, уровень банковского процента на резерв взносов по договорам страхования жизни, учет ценовых тенденций и  осуществление антиинфляционных мероприятий с переходом к рыночной экономике неизбежно становятся предметом страховой политики. Возрастает предложение страховых услуг. Происходит постепенное формирование страхового рынка. Приоритет отдается добровольным видам страхования, хотя в определенных сферах сохраняется или даже вводится обязательное страхование (например, медицинское, военнослужащих от несчастных случаев и др.).

В рыночной экономике страхование выступает, с одной стороны, средством защиты бизнеса и благосостояния людей, а с другой — видом деятельности, приносящим доход. Источниками прибыли страховой организации служат доходы от страховой деятельности, от инвестиций временно свободных средств в объекты производственной и непроизводственной сфер деятельности, акции предприятий, банковские депозиты, ценные бумаги и т.д.

Страхование служит важным фактором стимулирования производственной активности и обеспечения здорового образа жизни, создает новые стимулы роста производительности труда в соответствии с личным вкладом в производство и обеспечения собственного благополучия.

Глава 2. Страхование в рыночных отношениях

2.1. Страховой рынок Российской Федерации

Формирующийся страховой рынок Российской Федерации заполняется страховщиками различных форм собственности и организационно-правового статуса, установленных Гражданским кодексом РФ и правовыми нормами общего законодательства. Специфические страховые отношения регулируются Законом РФ "О страховании". Указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ по вопросам страхования, нормативными актами Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзора).

Основная часть страховых компаний — более 58% — относится к смешанной форме собственности, к частной — 36%, государственной — 5%, муниципальной и собственности общественных организаций —1%.

После демонополизации страхового дела в России сфера государственного страхования заметно сузилась, однако необходимость его функционирования и дальнейшего развития совершенно очевидна.

Государственный сектор страхования, возглавляемый АО "Росгосстрах", имеет достаточно разветвленную сеть региональных дочерних страховых компаний (81), обладает крупными резервными фондами, богатым практическим опытом в области проведения личного, имущественного, в том числе сельскохозяйственного страхования, относительно низким уровнем затрат на страхование, специализируется на общественно значимых видах страхования. В настоящее время АО "Росгосстрах" обеспечивает поступление страховых платежей в размере 28% от их общего объема на страховом рынке России и ведет активную работу по развитию страхования индустриальных и экологических рисков, страхованию грузов, транспортному, морскому и авиационному страхованию.

Как свидетельствует зарубежный опыт, создание полноценного страхового рынка возможно только на основе интеграции государственных, частных и акционерных страховых интересов.

Коммерческий сектор страхования представлен страховыми акционерными обществами открытого и закрытого типов, а также товариществами с ограниченной ответственностью. В России около 3000 страховщиков имеют лицензии на проведение операций страхования, однако только 10% из них обладают достаточными уставными капиталами и страховыми резервами. Для остальных страховых компаний особенно острой является проблема укрепления их финансовых возможностей, поиска дополнительных источников привлечения средств.

Отношения в сфере страхования регулируются правовыми актами различной юридической силы. Прежде всего это гл. 40 ГК РФ, посвященная страхованию (ст. 927—970). Важное значение имеют Закон РФ от 27 ноября 1992 г. «О страховании»[2], Закон РФ от 28 июня 1991 г. (в редакции от 2 апреля 1993 г.) «О медицинском страховании граждан в РФ» и некоторые другие федеральные законы, содержащие нормы, предусматривающие в качестве меры социальной защиты обязательное государственное страхование жизни и здоровья определенных категорий граждан, например, Закон РФ от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих», Закон РСФСР от 21 марта 1991 г. «О государственной налоговой службе РСФСР», Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации», Закон РФ от 26 июня 1992 г. (в редакции от 14 апреля 1993 г.) «О статусе судей в Российской Федерации» и др.

Среди актов, издаваемых органами исполнительной власти, наиболее значимыми являются указы Президента РФ, в частности, Указ от 6 апреля 1994 г. «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования», а в числе ведомственных — Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации и некоторые другие.

Помимо указанных нормативных актов, отношения по страхованию регламентируются Правилами по отдельным видам страхования, определяющими общие условия и порядок его проведения, которые в соответствии с законодательством устанавливаются страховщиками самостоятельно.

Рынку страхования в России всего чуть больше 10 лет. За это время он успел пройти путь от хаотичного страхования рисков невозврата кредитов в страховых кооперативах в начале 90-х годов до разработанных на уровне международных стандартов высококлассных страховых программ в настоящее время.

Сегодня рынок страхования является самым динамично развивающимся. Но развиваться он может только вместе с нами. Если в 1997-98 годах на одного жителя нашей страны приходилось около $30 страховых взносов, то сегодня эта цифра увеличилась до $60. Условием роста страхования, как и многих других отраслей экономики, служит только наличие денег у населения, когда основные потребности, без которых не может жить человек, удовлетворены. Именно тогда возникает необходимость защитить то, что у вас есть - здоровье, машину, квартиру, дачу, имущество.

Общая структура страхового рынка России (середина 2005 года)[3].

 
 

Принцип страхования прост и понятен даже ребенку: вы платите страховой компании взносы, а она берет на себя расходы по восстановлению вашего здоровья, машины, домашнего имущества, если с ними что-то случится. Она обязуется выплатить компенсацию иной раз в тысячи раз больше первоначальной платы. Для клиентов страхование является услугой, защищающей их от лишних расходов.

2.2. Страховой рынок в Великобритании

Страховой бизнес Великобритании на протяжении  многих лет концентрируется в Лондоне как мировом финансовом центре.  Крупнейший Лондонский международный страховой рынок обслуживает финансовые потоки  ряда стран и компаний. Авторитет Лондонского международного страхового рынка опирается на значительный кадровый потенциал специалистов страхового рынка, высокоразвитую инфраструктуру рынка,  а также присутствие здесь широко известной за пределами Великобритании страховой корпорации «Ллойд».  В Лондоне расположены представительства или дочерние структуры всех крупнейших страховых компаний мира.  Здесь сконцентрированы также центральные офисы всех крупнейших международных страховых и перестраховочных брокеров. Работает старейшие (основаны в 1760г) и наиболее авторитетные классификационные общества – Регистр судоходства «Ллойд».  В Лондоне расположены штаб-квартиры ряда международных страховых организаций, а также некоторые структуры национального  страхового рынка (институт Лондонских страховщиков, институт дипломированных страховщиков и др.),   деятельность которых носит международных характер. 

   Страховые компании Великобритании не в праве заниматься каким-либо другим видом бизнеса кроме страхования.

    Базовая структура Лондонского международного страхового рынка – корпорация «Ллойд» представлена 400 страховыми синдикатами, которые объединяют физических лиц – андеррайтеров, непосредственно осуществляющих страховой бизнес корпорации.  Андеррайтеры   несут неограниченную ответственность  по обязательствам, вытекающим из условий заключенных ими договоров страхования в рамках   синдиката.  Динамичные и подвижные структуры синдикатов, имеющих  выраженную специализацию по видам (классам) страхования,  образуют экономическую среду международного страхового рынка в системе корпорации «Ллойд».  Каждый синдикат представлен на этом рынке через лидирующего андеррайтера, который     непосредственно принимает риски на страхование в синдикате от посредника – брокера «Ллойда».  Членство    корпоративной структуры «Ллойда» открыто для всех  граждан (резидентов) Великобритании и иностранцев (нерезидентов).

     Агентства  андеррайтинга  создаются для продажи страховых  полисов в регионах в том случае, если страховой компании экономически невыгодно создавать там филиал или дочернюю компанию.  Страховые полисы выписываются клиентуре   от имени страховой компании, однако персонал агентства андеррайтинга не является кадровым составом данного страховщика.  Агентство андеррайтинга  не отвечает по обязательствам,  вытекающим из условий  заключенных  договоров страхования, которые  удостоверяются  страховыми  полисами,  выписанными физическими и юридическими  лицам  при их посредничестве. 

     При рассмотрении  представляемого в орган государственного страхового надзора проекта программы перестраховочной защиты будущего портфеля договоров страхования во внимание должны быть приняты следующие обстоятельства: Департамент торговли и промышленности обычно разрешает перестраховываться  более 20 % взятых оригинальным страховщиком обязательств в системе  страхового холдинга, к  которому принадлежит оригинальный страховщик, более 10%  обязательств в любой другой страховой компании.  В любом случае разрешается более 25% взятых оригинальным страховщиком обязательств  перестраховывать в какой – либо другой стране. 

    Иностранные страховые компании,  функционирующие  на страховом рынке Великобритании,  проводят свои операции на тех же условиях что и их английские конкуренты.  Все страховые компании, зарегистрированные в качестве  хозяйствующих субъектов за рубежом,  должны удовлетворять  требованиям  DTI   в  части   наличия у них  финансовых ресурсов в Великобритании,  адекватных взятым  обязательствам  по заключенным  договорам  страхования и перестрахования.  Процедура выдачи  лицензий  на страховую деятельность  обычно занимает  шесть месяцев.  Деятельность страховщика, связанная с осуществлением  операций перестрахования и ретроцессии,  также подлежит  процедура  лицензирования на общих  основаниях  со стороны DTI.

  Деятельность  страховых синдикатов корпорации «Ллойд» непосредственно  не подлежит  надзору со стороны Департамента торговли и промышленности (DTI). В соответствии с Законом о страховой корпорации «Ллойд»  1982 г. (Lloyd’s Act, 1982)    функции надзора за синдикатами переданы Совету Ллойда (Council of Lloyd’s), наделенному широкими правами и полномочиями.

   В результате в гражданско – правовом    декрете страховая корпорация «Ллойд» рассматривается как саморегулирующая структура страхового рынка, деятельность  которой носит ярко выраженный  международный характер. 

   Совет «Ллойда»  отвечает на вопросы создания новых страховых  синдикатов корпорации.

    Деятельность страховых посредников  в Великобритании  в значительной степени  также подлежит  регулированию и лицензированию.  Это в первую очередь относится  к деятельности  страховых  и перестраховочных  брокеров.  В соответствии с Законом  о страховых брокерах 1977 г. (Insurance Brokers Act, 1977) в Великобритании образован  Регистрационный совет страховых брокеров (Insurance Brokers Registration Council,  IBRC), которому  приданы  контрольные и регулятивные функции в отношении страховых  брокеров, действующих на английском страховом рынке.  На IBRC возложено ведение государственного реестра страховых  брокеров.  Без соответствующей  регистрации в IBRC и занесения  сведений    в государсвенный реестр   страховых брокеров деятельность страхового посредника считается незаконной со всеми вытекающими последствиями.

    Если  доля  брокерской комиссии от продажи  полисов страхования жизни и накопительных  пенсионных  планов к определенному возрасту клиента  превышает 25% его совокупного дохода со страховой деятельности,  то страховой брокер должен либо вступить в члены особой национальной саморегулирующейся  организации – Регулирующей ассоциацией финансовых посредников, менеджеров и брокеров.  (Financial Intermediaries,  Managers and Brokers Regulatory Association, FIMBRA) либо преобразовать свой статус хозяйствующего  субъекта  страхового рынка в так называемого «связанного» страхового агента или страховщика.

   Особая структура  английского  страхового рынка – Управление по защите страхователей  (Policyholders Protection Board), которое было создано  в соответствии  с Законом о защите прав страхователей 1975г.  (Policyholders Protection Act, 1975).  Кроме того, указанный  закон обеспечил  необходимые условия   для создания  особого  компенсационного фонда страхователям,  который формируется  за счет  денежных отчислений всех страховых компаний,  имеющих лицензии  и осуществляющих страховые операции в Великобритании. 

   В некоторых случаях страхователи могут рассчитывать на денежную компенсацию со стороны IBRC и FIMBRA,  организующих деятельность  страховых посредников на английском страховом рынке.

  Закон о страховых компаниях 1982 г. устанавливает минимальные требования к уровню платежеспособности страховщика. Методика расчетов уровня  платежеспособности соответствует требованиям директив ЕС по вопросам страховой деятельности. 

Страховые компании уплачивают  налог на прибыль от страховой деятельности,  а также налог на имущество.  В некоторых случаях страховые операции облагаются гербовым сбором,  однако, объем этих операций весьма ограничен.

2.3. Страховой рынок в Германии

Рассмотрим подробнее страховой рынок Германии, который   характеризуется динамичным развитием.  Ежегодный прирост объема поступления  страховых  платежей составляет в Германии 10%.  Личное страхование в структуре  национального страхового рынка занимает 37%.

Медицинское страхование,  которое пользуется несколько меньшей  популярностью,  чем  в других странах Западной Европы,  составляет около 12% общего объема поступления страховых платежей.  Имущественное страхование занимает  51% национального страхового рынка в Германии.

В 1990 г в Германии насчитывалось 115 страховщиков, обслуживающих сектор договоров личного страхования, 230 негосударственных пенсионных фондов, 55 обществ медицинского страхования,  35 специализированных  перестраховочных компаний,  330 иных страховщиков.   Страховщики в Германии не  имеют права заниматься какой-либо иной деятельностью,  кроме страхования.

Федеративное устройство Германии является важным фактором в развитии каналов продвижения страховых услуг непосредственным потребителям.  Региональные страховщики поддерживают свое физическое присутствие во всех федеральных землях Германии.

Страховое дело в самой Германии сильно зарегулировано.  В настоящее время действует закон о государственном страховом надзоре 1983 г. с учетом последующих изменений,  внесенных в декабре 1985г и октябре  1990 г., содержащий основные правовые  нормы, регулирующие страховые отношения.

Все действующие в Германии национальные и иностранные страховые компании подлежат обязательному государственному надзору со стороны Федерального ведомства надзора за деятельностью страховых компаний (BAV), расположенного в Берлине.  Основная цель деятельности федерального органа государственного страхового  надзора – защита интересов страхователей.

Все иностранные страховые  компании, намеривающиеся осуществлять операции прямого страхования в Германии, должны пройти процедуру лицензирования.

Доходы от страховой деятельности являются объектом налогообложения. В целом применяется   50%-ная ставка налогообложения прибыли от страховой деятельности.  Налогом 80% облагаются страховые премии по всем заключенным   договорам страхования, кроме страхования жизни. Налог на добавленную стоимость в отношении сумм страховых премий, поступающих на банковский счет страховщика, не применяется.

Заключение

Подводя итоги выполненной работы можно сделать следующие выводы. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование может осуществляться в добровольной и обязательной формах. Добровольное страхование осуществляется на основе договора между страхователем и страховщиком. Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. Виды, условия и порядок проведения обязательного страхования определяются соответствующими законами Российской Федерации. Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы: связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование); связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование); связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Существенные условия договора страхования определенны в ст. 942 ГК. К ним относятся: страховой риск, страховой интерес, страховая сумма, срок договора страхования.

Сейчас страховые компании сами устанавливают размеры страховых тарифов, вкладывают временно свободные средства в ценные бумаги, банки. Для контроля за страховыми компаниями создан Росстрахнадзор, который выдает лицензии, может выезжать с проверками компаний на предмет соблюдения законодательства.

Проблемы развития страхового рынка:

1.       Недостаточные масштабы рынка страхования.

2.       Высокая инфляция мешала проявлению страхового интереса.

3.       Порядок включения страховых взносов в с/с продукции, работ и услуг предприятий и организаций. Основная масса страховых взносов уплачивается из налогооблагаемой прибыли и не включается в с/с.

Недостатки страхового рынка:

1.       Высокие тарифы.

2.       Много мелких ненадежных страховых компаний с низкой финансовой устойчивостью. Чтобы повысить финансовую устойчивость должны развиваться перестраховочные операции. У нас только 1-2% страховых взносов попадает в перестрахование.

3.       Некоторые страховые компании работают без лицензии, предоставляют некачественные отчеты в Росстрахнадзор, часто несвоевременно.

Страховой рынок России к 2010 году может увеличиться в 5 раз и достигнуть 74,9 млрд долларов, такой прогноз содержится в материалах Всероссийского союза страховщиков - (ВСС). По мнению экспертов ВСС, такой сценарий является реалистическим и базируется на 25-процентном темпе увеличения страховых премий. Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым. Так, в результате широкомасштабной приватизации значительная часть основных фондов перешла в собственность физических лиц и негосударственных структур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.

Позитивным моментом в формировании российского страхового рынка является создание сравнительно крупных страховых компаний, способных адаптироваться к динамично меняющейся конъюнктуре рынка и оказывать страховые услуги, отвечающие мировым стандартам, а также складывающаяся инфраструктура рынка.

Показатели состояния страхового рынка свидетельствуют о том, что в Российской Федерации заложены основы национального страхования.

Тем не менее оно еще не заняло надлежащего положения в системе защиты имущественных интересов населения, хозяйствующих субъектов и государства.

Однако устранить негативные последствия несбалансированности современного страхового российского законодательства (точнее, гражданско-правовой его части) или хотя бы минимизировать их влияние на страхователей и страховщиков на основе анализа самого законодательства и правоприменительной практики вполне возможно.

В качестве выводов хотелось бы также привести пожелания, касающиеся, с одной стороны, проблем законодательного регулирования страховой деятельности, а с другой стороны, грамотности и корректности использования этих законов на практике.

Безусловно, современная российская система права еще далека от совершенства. Основным документом, регулирующим систему страхования, является Гражданский Кодекс. В большинстве его статей имеется ссылка на федеральные законы и иные нормативные акты. Однако часто требуемый нормативный акт просто отсутствует, что делает бессмысленной соответствующую норму ГК. Кроме того, разные законы часто противоречат друг другу, как, например происходило до исключения из Закона о страховании главы, касающейся страхового договора. Хочется надеяться, что в дальнейшем необходимый порядок будет наведен.

Список использованной литературы

1.     Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (с изм. и доп. от 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 23 декабря 2003 г.) // СЗ РФ. 1994г. № 32.Ст. 3301.

3.     Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» 1998 г.

4.     Закон Российской Федерации «Об основах жилищной политики» от 24 декабря 1992г. // Ведомости Российской Федерации.1993.№3.ст.99.

5.     Закон РФ « Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» 1992 г.

6.     Распоряжение мэра Москвы №20 РМ «О введении единой системы страхования жилищного фонда в г. Москве» 1995 г.

7.     Страхование от «А» до «Я» / Под ред. Л. И. Корчевской, К. Е. Турбиной. -М., 2000.

8.     Ингосстрах: опыт практической деятельности: Учеб, пособие / Под ред. В. П. Кругляка.- М., 1996.

9.     Сплетухов Ю. А., Страхование ответственности, М., 2001.

10.            Шинкаренко И. Э., Страхование ответственности. М., 1999.

11.            Фогельсон К.Б., Комментарий к страховому законодательству. М., 2000.

12.            В.А. Шевчук  /Направления и этапы развития добровольного страхования средств транспорта в России /В.А. Шевчук // Финансы. -  ,2001, -  №7.

13.            Рыжкин И.И. Страхование строительно – монтажных рисков / Рыжкин И.И. // Страховое дело. -  июнь, 2003.

14.            В. Архипов. Риски при использовании стройтехники. Как их обойти / В. Архипов // Строительная газета. – 2003, - №41,

15.            Ю.А. Сплетухов. Проблемы развития страхования имущества / Ю.А. Сплетухов // Финансы. -  2002, - №1.

16.            Ю.Т. Ахвледиани. Роль страхования жилья в современных социально- экономических условиях / Ю.Т. Ахвледиани //Финансы. – 2002, -  №3.

17.            Ахвледиани Ю.Т. Перспективы развития жилищного страхования в России / Ахвледиани Ю.Т. // Страховое дело. -  январь, 2002.

18.            Ахвледиани Ю.Т. Развитие жилищного страхования в современных условиях /Ахвледиани Ю.Т. // Страховое дело. -  декабрь, 2002 .

19.            Фомичев Н.В. Страхование прав на недвижимое имущество и сделок с ним / Фомичев Н.В. // Страховое дело. - май, 2002.

20.  Варламов Д.В. 5 заблуждений относительно обязательного страхования ответственности автовладельцев / Варламов Д.В. // Страховое дело. -  декабрь, 2003.

21.            Козлов В.В. Страхование гражданской ответственности: за и против / Козлов В.В. / Страховое дело. -  июль, 2002.

22.            В ВСС уважительно относятся ко всем коллегам по бизнесу (интервью с президентом ВВС А.П. Ковалем) // Финансы. – 2003, - №3.

23.            Цыганов А.А. Анализ страхового рынка России по итогам первого квартала ОСАГО /Цыганов А.А. // Страховое дело. - март, 2004.

24.            Хроника страхования // Финансы. – 2001, - №4.

25.            М.В. Романова. Страхование профессиональной и гражданской ответственности /М.В. Романова // Финансы. -  2001, -  №12.

26.            Н.Б. Грищенко. Правовое регулирование страхования профессиональной ответственности в России / Н.Б. Грищенко / Финансы. -  2003, -  №12.

27.            Козьминых Е.В. Страхование моральной ответственности в медицине. Надуманные проблемы / Козьминых Е.В. // Страховое дело. - январь, 2002.

28.            Козьминых Е.В. Обязательное медицинское страхование - опыт ФРГ/ Козьминых Е.В. // Финансы. – 2003,  №8.

29.            Медицинского страхования у нас нет. Но оно будет, интервью с Т.В. Яковлевой // Финансы. – 2003, - №11.

30.            П.П. Кузнецов. Добровольное страхование как один из источников финансирования медицины / П.П. Кузнецов // Финансы. -  2002, - №11.  

31.            И.А. Кручинина, А.С. Печеркин . Принципы организации и функционирования пулов по страхованию крупных промышленных рисков / И.А. Кручинина, А.С. Печеркин // Безопасность труда в промышленности. -   2001, -  №2.

32.            Давыдова Р.Т. Экологическое страхование - часть экономического механизма природопользования  / Давыдова Р.Т. / /Страховое дело. -  март, 2002.

33.            В.И. Рябикин. Страхование экстремальных (чрезвычайных) событий / В.И. Рябикин // Финансы. -   2003, - №11.

34.            Страхование как способ разрешения противоречия профессиональной деятельности // Международный, федеральный и региональный рынки труда: механизмы формирования и функционирования: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Пенза, 2003. С. 94-96.

35.            Шинкаренко И.Э. Страхование ответственности. М., 1999. С. 324.


[1] ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56 (в дальнейшем именуется — Закон).

[2] ВВС РФ. 1993. № 2. Ст. 56 (в дальнейшем именуется — Закон).

[3] Цыганов А.А. Российская статистика как основа для регулирования и развития страхового рынка //Страховое дело. – 2006. – №5.