Курсовая работа: Влияние качества жизни на уровень воспроизводства и рабочую силу.
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Понятие и показатели уровня и качества жизни населения. 5
1.1. Содержание понятия «уровень жизни» в экономической литературе. 5
1.2. Концептуальные аспекты уровня жизни и системы показателей уровня жизни населения 10
Глава 2. Экспресс-анализ уровня жизни населения на территории Ярковского района. 18
2.1 Расчет показателей уровня и качества жизни населения. 18
2.2 Анализ тенденций уровня и качества жизни населения Ярковского района. 30
Глава 3. Стратегия улучшения качества и уровня жизни населения. 37
3.1 Концептуальные основы стратегии улучшения качества и уровня жизни населения 37
3.2 Построение стратегии улучшения качества и уровня жизни населения Ярковского района 50
Заключение. 55
Список используемой литературы.. 57
Введение
За последние годы произошли кардинальные изменения в социальной структуре общества; у большинства населения сформировались новые ценностные приоритеты, изменился комплекс социальных условий жизни.
Однако, до сих пор проблемы уровня жизни населения и факторы, определяющие его динамику, имеют первостепенное значение в общей картине экономического развития страны. От их решения во многом зависит направленность дальнейших преобразований, а также политическая и экономическая стабильность в обществе. Повышение уровня жизни составляет приоритетное направление общественного развития.
Целью нашей работы является анализ факторов, влияющих на динамику уровня жизни, и разработка предложений по анализу уровня жизни населения. Следовательно, в качестве объекта исследования выступает проблема исследования уровня жизни населения, в частности, Ярковского района.
Уровень жизни - одна из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни, в узком смысле, понимается обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления, а в широком смысле – это еще и условия жизни, труда и занятости, здоровья и образования населения. Для комплексного анализа уровня жизни населения необходимо рассмотреть такие группы показателей, как:
демографические показатели, которые используются при исследовании влияния уровня жизни на воспроизводство населения;
данные, характеризующие личное потребление, т.е. показатели, отражающие реальные потребительские возможности населения; бедность.
Хорошо отлаженная система показателей уровня жизни имеет большое значение для эффективной разработки социальной политики, оказания помощи малоимущему населению, оценки социально-экономических последствий проводимых в стране реформ, осуществления контроля за ходом реализации важнейших федеральных и региональных социальных программ.
Рассмотрим показатели, характеризующие уровень жизни населения, более детально.
К демографическим показателям относятся: численность населения, уровень смертности, уровень рождаемости и др.
Численность населения города, в свою очередь, зависит от трех факторов: рождаемости, смертности, миграции.
Не секрет, что в Ярковском районе, как и во многих других районах страны, наблюдается заметное падение уровня рождаемости. Это вызвано, в первую очередь, реакцией населения на снижение уровня и качества жизни, а также изменением социального поведения населения. Существующий уровень рождаемости в городе даже не в состоянии обеспечить простого замещения поколений.
Таким образом, если органы власти хотят разработать эффективную программу по повышению уровня жизни населения, необходимо глубоко проанализировать все особенности и тенденции развития социальной сферы.
Глава 1. Понятие и показатели уровня и качества жизни населения
1.1. Содержание понятия «уровень жизни» в экономической литературе
В экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения. При этом одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать товары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирование, потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.
Различные подходы к определению уровня жизни, имеющиеся в научной литературе определения уровня жизни акцентируют внимание или отталкиваются от различных исходных понятий: от производства, от потребления, от доходов, от стоимости жизни, от потребительских нормативов и стандартов или имеют комплексный многоаспектный характер.
При подходе «от производства» исходят из зависимости уровня жизни от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства. Так, К. Маркс в «Капитале» писал: «Рабочий класс, чтобы сохранить свой обычный средний уровень жизни, должен получить по меньшей мере прежнее количество необходимых жизненных средств, хотя, может быть и несколько измененное по характеру составляющих его товаров»
Н.И. Бузляков в работе[1] пишет: «...в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил».
Между уровнем жизни и общественным производством существует сильная обратная связь. Это – прежде всего зависимость от уровня жизни и качественных характеристик трудовых ресурсов (что особенно подчеркивалось в советский период), и эффективности труда занятых, и повышение материальной заинтересованности работника в высокопроизводительном труде с ростом его потребительских возможностей.
Авторы книги «Семья, труд, доходы, потребление»[2], понимая всю сложность и интегральный характер понятий «народное благосостояние» и «уровень жизни» (рассматриваются здесь как синонимы), тем не менее считают: «В наиболее общем виде эту категорию отражает следующее определение. Категория народного благосостояния определяется совокупностью реальных условий и характеристик функционирования населения в сфере потребления (абстрагируясь от общественно-политической деятельности человека, протекающей в других областях жизни общества, и прежде всего в сфере производства).
Разделяя понятия благосостояния, уровня, качества и образа жизни, авторы книги[3] так определяют их соотношение: «Если считать, что уровень жизни отражает комплекс условий и характер функционирования человека в сфере потребления («по ту сторону производства»), образ жизни - особенности деятельности (поведения) людей во всех сферах их проявления, а качество жизни – состояние населения применительно к его существенным характеристикам, то народное благосостояние есть синтез этих понятий... В конечном счете, народное благосостояние отражает развитие потребностей людей, применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни...».
Приоритетность характеристик потребления при оценке уровня жизни признается определяющей и другими исследователями. В.Ф. Майер, в частности, пишет: «Уровень и структура потребления – это прямые и непосредственные показатели жизненного уровня. Но в условиях товарно-денежных отношений распределение потребительских благ, как правило, опосредствуется формированием и распределением доходов. Поэтому последние используются как косвенные показатели жизненного уровня»[4].
Весьма распространенным подходом к толкованию понятия уровня жизни является подход «от доходов населения».
В официальных статистических материалах, в частности в сборниках Госкомстата России, к уровню жизни почти безоговорочно причисляются все рубрики, перечисляющие доходы, заработную плату, пенсии, социальные пособия и трансферты. Например, в статистическом сборнике «Россия в цифрах»[5] записано: «Уровень жизни включает: данные об основных показателях денежных доходов, характеризующих объем, состав и основные направления их использования; показатели, отражающие дифференциацию распределения денежных доходов населения (в том числе сферу распространения низких доходов); основные показатели социального обеспечения и социальной помощи; жилищный фонд и жилищные условия населения».
Автор «Основ социальной статистики» В.И. Гурьев[6] пишет: «Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень народного благосостояния, являются реальные доходы населения».
В качестве важнейших, хотя и косвенных показателей уровня жизни, при осуществлении межстрановых сопоставлений, наряду с показателями конечного потребления, признаются подушевые значения ВНП.
Некоторые исследователи, которые трактуют и развивают понятие «стоимость жизни» весьма широко, практически приравнивают его к понятию уровня жизни. Так, в работе «Стоимость жизни и ее измерение»[7] говорится: «Таким образом, в классическом понимании термин «стоимость жизни» используется для обозначения стоимости совокупности предметов потребления, соответствующей определенному уровню удовлетворения потребностей. Согласно такой трактовке изменение стоимости жизни связано не только с динамикой потребительских цен, но и со структурными изменениями в потреблении людей в результате возвышения их потребностей, с состоянием рыночной конъюнктуры (имеются ввиду – предлагаемый ассортимент товаров и услуг, их доступность потребителю, состояние сбалансированности спроса и предложения) и с другими факторами. При таком понимании термин «стоимость жизни» в наибольшей степени соответствует содержанию понятий уровня жизни или благосостояния населения, уровень и структура которых максимально возможным образом учитывают наряду с непосредственным изменением цен совокупное влияние целого ряда существенных факторов: динамику различных видов доходов, сбережений, улучшение системы бесплатного обслуживания, изменение налогообложения личных доходов, прогресс в структуре потребления населения и т.д.».
Такое развернутое толкование термина «стоимость жизни», безусловно, полезно, однако при рассмотрении его вне контекста цитируемой книги, оно, на наш взгляд, не способствует четкому разграничению понятий, входящих в семейство терминов уровня жизни.
Наряду с учетом свободных рыночных механизмов спроса и предложения, во многом определяющих уровень жизни населения, необходимо принимать во внимание также и нормативно-распределительный принцип, использование которого в качестве регулирующей функции государства может оказывать упорядывающее и выравнивающее влияние на материальное положение отдельных групп населения, что и используется в планировании и прогнозных расчетах уровня жизни. Этот принцип широко применялся в условиях централизованной плановой экономики, но и сейчас он, хотя и более ограниченно, используется при установлении, например, некоторых государственных социальных гарантий, таких, как минимальная заработная плата, минимальная пенсия, прожиточный минимум. При использовании этого принципа учитывается, что нормативы и стандарты потребления варьируют в зависимости от социально-экономического состояния общества, а при региональном рассмотрении от социокультурных и этнических особенностей населения, а также от природных и экологических факторов.
Таким образом, приведенные выше определения уровня жизни или их фрагменты акцентируют отдельные весьма важные составляющие и исходные моменты формирования понятия уровня жизни. Однако наибольший интерес представляют определения, имеющие комплексный интегрирующий характер. В качестве примера такого комплексного определения приведем формулировку, данную в книге В.И. Гурьева «Основы социальной статистики»[8], где он пишет: «Уровень жизни – это сложная комплексная социально-экономическая категория, выражающая степень удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Он складывается из многих компонентов. Это и размер реальных доходов трудящихся, и уровень потребления населением материальных благ и услуг, и обеспеченность населения благоустроенным жильем, и, наконец, рост образованности, степень развития медицинского и культурно-бытового обслуживания граждан, состояние природной среды».
В работе[9], где говорится о народном благосостоянии, дается также и расширенное представление об уровне жизни: «...если раньше, определяя прогнозы уровня жизни населения, – пишут авторы,- ограничивались лишь строгими рамками доходов и потребления, то теперь, имея в виду народное благосостояние, мы включаем в него наряду с доходами и потреблением, представленными в «расширенном» виде, условия труда и быта, объем и структуру свободного времени, и не только характеристики культурного и образовательного уровня людей, но и индикаторы здоровья и показатели экологической ситуации». Хотя это определение несколько выходит за рамки понятия уровня жизни и отчасти пересекается с качеством жизни, оно тем не менее дает и достаточно четкое представление о первом.
Интересное и достаточно полное определение, связывающее интересы и характеристики личности и общества в целом, дается М.А. Можиной в брошюре[10]: «Уровень жизни отражает важнейший из выделяемых в социологии аспектов положения человека в обществе. Выражая степень реализованности жизненных интересов и предпочтений, которые являются движущей силой хозяйственной деятельности, уровень жизни тем самым выступает важнейшей интегральной характеристикой социально-экономической системы. Показатели динамики уровня жизни населения дают возможность судить как о характере и направленности перемен в целом, так и об их социальных последствиях для различных групп населения».
1.2. Концептуальные аспекты уровня жизни и системы показателей уровня жизни населения
Рассматривая различные определения понятия уровня жизни, целесообразно выделять среди них две категории: первая – политэкономические гуманитарно-концептуальные и вторая – позитивистские, параметрические или расчетно-статистические определения. Хотя между производством и потреблением существует глубокая диалектическая связь и, в конечном счете, уровень жизни определяется развитием производительных сил общества и объемами производства, конкретно проявляется он в характеристиках потребления населения и косвенно – в уровне его доходов. В связи с этим конкретные расчеты осуществляются в терминах показателей доходов, потребления и индексов стоимости жизни. Можно считать, что толкования, исходящие из связи уровня жизни с развитием производительных сил общества, анализом глубинных соотношений между спросом и потреблением в большей степени ориентированы на стратегические по своим масштабам задачи анализа и прогнозирования. В то же время интерпретации уровня жизни, в которых во главу угла ставятся доходы, конечное потребление, индексы стоимости жизни и их сочетания, более приложимы к решению текущих расчетных задач анализа и регулирования тактического уровня, поскольку они позволяют выбирать и использовать количественно оцениваемые показатели. Поэтому естественно, что в реальной статистической работе применяются преимущественно подходы второго типа. Хотя уровень жизни и определяется развитием производительных сил общества и эффективностью производства, проявляется эта зависимость через характеристики потребления, уровень доходов и стоимость жизни. Поэтому конкретные расчеты осуществляются в терминах доходов, индексов цен, потребительских расходов и конечного потребления населения.
Для того чтобы несколько сблизить и упростить представленные два типа определений, предложим следующую формулировку: под уровнем жизни следует понимать доходно-имущественные возможности населения, обеспечивающие удовлетворение его материальных и духовных потребностей при ограничениях, задаваемых стоимостью жизни. Или еще более упрощенно: уровень жизни – это отношение уровня доходов населения к стоимости жизни. Стоимость жизни может быть представлена рациональным потребительским бюджетом, или прожиточным минимумом, рассчитываемым с помощью индексов стоимости жизни.
Конечно, это лишь базисная, ядерная конструкция, к которой необходимо добавить характеристики условий жизни и социальной обеспеченности населения, включая сферу услуг, жилищные условия, элементы социальной сферы и социальной инфраструктуры и некоторые другие, выходящие за рамки круга основных показателей уровня жизни.
В «Методологических положениях по статистике»[11] говорится: «Социально-экономические индикаторы являются неотъемлемыми компонентами социальных программ и используются в качестве инструмента измерения результатов влияния экономических реформ на уровень жизни населения. Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характеризующих объем, состав, основные направления использования и распределения между отдельными группами денежных доходов населения, а также, с привлечением других данных, отражающих конечный результат экономической и социальной политики в областях, затрагивающих различные аспекты благо состояния населения».
Уровень жизни может отображаться с помощью: одиночных однокомпонентных показателей, таких, например, как валовой внутренний продукт на душу населения, подушевое потребление продуктов питания; двух компонентных относительных показателей – соотношение доходов и расходов, доходов и прожиточного минимума; целых наборов показателей – от отдельных фрагментов или всей системы показателей уровня жизни.
В 1987 г. В.Я. Райцин впервые предложил и обосновал важность использования единого интегрального показателя уровня жизни в связи с необходимостью проведения перспективных расчетов. В качестве такового он предлагал использовать соотношение душевого потребительского дохода и рационального потребительского бюджета. Этот показатель рассматривался им в качестве «важного дополнения к существующей системе показателей народного благосостояния, позволяющего оценить степень удовлетворения потребностей»[12]. Подобный показатель является не только «важным дополнением» к системе, но и важнейшим самостоятельным показателем, интегрально характеризующим изменения в уровне жизни во временном аспекте и не только в перспективе, но и в ретроспективе.
Обладающие большой информативностью двухкомпонентные показатели, выражающие соотношение категорий дохода и стоимости жизни, могут иметь различные конкретные формы выражения. В частности, это используемые в последние годы показатели соотношения доходов и расходов населения, включая расходы на покупку товаров и услуг и обязательные платежи и взносы. Этот показатель бывает представлен также в форме превышения доходов населения над расходами. Первый из приведенных показателей обладает определенными сопоставительными возможностями, однако следует подчеркнуть, что показатели, демонстрирующие превышение доходов над расходами, как и долевые значения в денежном доходе населения расходов на покупку товаров, услуг и обязательных платежей и взносов, несмотря на общесмысловую близость к показателю «доход-прожиточный минимум» менее пригодны для проведения такого рода сопоставлений. Дело в том, что второй компонент этого показателя – расходы на покупку товаров и услуг – отражает не столько стоимость жизни, сколько характеристику реального потребительского поведения населения, зависящую от конкретных, в том числе и внеэкономических обстоятельств, таких, например, как инфляционные ожидания, неуверенность в завтрашнем дне и т.п. Кроме того, расчет этого показателя требует скрупулезного соблюдения единства и дисциплины в методологии расчета и сведения данных по регионам, что в сегодняшних условиях представляется достаточно сложной задачей.
Второй и наиболее важный в этом ряду двухкомпонентных показателей – это показатель «отношения среднедушевого дохода к прожиточному минимуму».
Однако наибольшей информативностью и представительными возможностями, с нашей точки зрения, обладает предлагаемый ниже показатель, определяемый как величина условно-свободной части душевого располагаемого дохода. Условно-свободной частью доходами называем часть реально располагаемого дохода, остающуюся после вычета из него обязательные платежи и малоэластичных статей расходов, которые могут быть представлены величиной прожиточного минимума.
Условно-свободная часть располагаемого дохода может быть рассчитана эмпирически посредством прямого наблюдения за доходами и ценами или на основе анализа статистических данных и определения соотношения среднедушевого располагаемого дохода и прожиточного минимума. Для проведения расчетов такого показателя в несколько упрощенном виде достаточным является использование вместо реально располагаемого дохода среднедушевого денежного дохода.
Именно условно-свободная часть дохода определяет степень свободы маневрирования имеющимися финансовыми ресурсами, в конечном счете уровень и качество жизни семьи или индивидуума. При вычислении этого показателя могут быть использованы эмпирический и статистический подходы.
Для анализа уровня жизни населения применяется система показателей, которая должна отразить уровень доходов, потребления, жилищные условия, дать обобщающие характеристики и показать дифференциацию населения, выявить малообеспеченные слои населения и охарактеризовать их. В настоящее время в стране ведется активная работа над формированием такой системы показателей. В 1992 г. в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при Министерстве экономики РФ была предложена система основных показателей уровня жизни населения[13]: 1. Обобщающие показатели; 2. Доходы населения; 3. Потребление и расходы населения; 4. Денежные сбережения населения; 5. Накопленное имущество и жилище; 6. Социальная дифференциация населения; 7. Малообеспеченные слои населения».
Каждый из перечисленных разделов содержит подсистему показателей.
Госкомстат РФ регулярно разрабатывает и публикует следующую систему основных показателей уровня жизни населения:
I. Индикаторы уровня жизни населения:
1. Среднедушевые денежные доходы в месяц.
2. Реальные располагаемые денежные доходы в процентах к предыдущему периоду.
3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работающих в экономике.
4. Средний размер назначенных месячных пенсий.
5. Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения в месяц).
6. Численность населения с денежным доходом ниже величины прожиточного минимума.
7. Соотношение с величиной прожиточного минимума, процентов: среднедушевых денежных доходов; среднемесячной номинальной начисленной заработной платы; среднего размера назначенных месячных пенсий.
8. Коэффициент фондов (коэффициент дифференциации доходов).
9. Структура располагаемого дохода домашних хозяйств: располагаемый доход домашних хозяйств (в том числе: оплата труда наемных работников; смешанный доход; сальдо доходов от собственности; сальдо текущих трансфертов).
10. Фактическое конченое потребление домашних хозяйств (в том числе за счет: расходов домашних хозяйств), из них: денежные расходы на покупку товаров и оплату услуг; условно начисленные расходы за товары и услуги, полученные в натуральной форме; социальные трансферты в натуральной форме.
II. Доходы населения:
1. Денежные доходы по регионам Российской Федерации: среднедушевые денежные доходы в месяц; реальные денежные доходы в процентах к предыдущему периоду.
2. Начисленная заработная плата по регионам РФ: среднемесячная номинальная начисленная заработная плата; реальная начисленная заработная плата в процентах к предыдущему периоду.
3. Назначенные месячные пенсии по регионам РФ: средний размер назначенных месячных пенсий; реальный размер назначенных месячных пенсий.
4. Состав и использование денежных доходов населения.
5. Вклады населения в сберегательном банке РФ.
6. Структура использования денежных доходов населения по регионам РФ.
7. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения.
III. Распределение доходов и социально-экономическая дифференциация населения:
1. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов.
2. Распределение общего объема денежных доходов населения (по 20-процентным группам населения).
3. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по отраслям экономики и по отраслям промышленности.
4. Величина прожиточного минимума по социально-демографическим группам населения.
5. Величина прожиточного минимума по регионам РФ в разрезе социально-демографических групп населения.
6. Численность малоимущего населения и дефицит денежного дохода.
7. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по половозрастным группам населения и регионам РФ.
8. Уровень бедности по домашним хозяйствам различных социально-экономических категорий.
9. Структура располагаемых ресурсов домашних хозяйств различных социально-экономических категорий.
10.Структура расходов на конечное потребление домашних хозяйств различных социально-экономических категорий.
11.Структура потребительских расходов домашних хозяйств.
IV. Социальная защита населения:
1. Минимальные социальные гарантии: минимальный размер оплаты труда и пенсии; пособия; стипендии.
2. Размеры минимальных социальных гарантий в соотношении с величиной прожиточного минимума.
3. Основные показатели пенсионного обеспечения
V. Жилищные условия:
1. Основные показатели жилищных условий населения.
2. Жилищный фонд.
3. Благоустройство жилищного фонда.
4. Благоустройство населенных пунктов.
5. Развитие инфраструктуры села.
6. Предоставление жилья гражданам.
7. Продажа квартир гражданам и юридическим лицам.
8. Капитальный ремонт жилых домов.
9. Обеспеченность населения жильем по регионам РФ.
Глава 2. Экспресс-анализ уровня жизни населения на территории Ярковского района
2.1 Расчет показателей уровня и качества жизни населения
Ярковский район в составе Ярковского района образован 17 июня 1925г. Он расположен в западной части сельскохозяйственной зоны Ярковском районе, между Тюменским и Тобольским районами. По территории района проходят федеральная автотрасса Тюмень-Ханты-Мансийск, железная дорога Тюмень-Сургут, магистральные нефте- и газопроводы. Протекают судоходные реки - Тобол, Тура, Тавда, имеются многочисленные озера.
Площадь территории района составляет 6656 кв.км. К моменту переписи 2002 г, население района составляло чуть более 25 тысяч человек и разнообразно по своему национальному составу (русские, татары, чуваши, белорусы, и др.).
Ярковский район - в основном сельскохозяйственный. Сельскохозяйственные угодья составляют 120080 га и представлены пашнями (47882га), сенокосами, пастбищами (70905 га). Благоприятные климатические условия позволяют выращивать зерно, картофель, грубые и сочные корма. Хорошие перспективы для развития животноводства и пищевой промышленности. В последние годы возрастает поголовье скота, вводятся новые мощности по переработке. Район богат лесными ресурсами - лесные угодья занимают 302037 га земли или почти половину территории района.
Рис. 2.1. Миграционная ситуация в Ярковском районе в динамике за 3 года
По району сохраняется отрицательный естественный прирост – 2,4, что свидетельствует о сохранении напряженности демографической ситуации. Если этот показатель рассматривать по населенным пунктам, то в 9 населенных пунктах отмечается положительный прирост населения от 1,1 до 27. К данным населенным пунктам относится Туртас, Нагорный, Осинник, Солянка, Тугалово, ст.Демьянка, Сафьянка, Ивановка, В-Роман. В остальных населенных пунктах этот показатель отрицательный от –3,5 до –166,6 Ярково, Демьянское, Первомайский, Першино, Г-Слинкино, Алымка, Ищик, Сергеевка, М-Нарыс, Лебаут, Ялба.
Возрастная структура в общей численности населения выглядит следующим образом:
Таблица 2.1
Возрастная структура населения
Возраст (лет) |
% |
0-14 |
21 |
15-19 |
13 |
20-29 |
15 |
30-39 |
14 |
40-49 |
17 |
50-59 |
8 |
60-69 |
7 |
70-79 |
4 |
Старше 80 |
1 |
По данным таблицы определяется возрастная группа старше 50 лет, группа пенсионеров занимает 20 %, особенно 70-74 лет – 4 % и старше 80 лет - 1 %.
Продолжая рассматривать возрастную структуру населения района, необходимо выяснить, сколько женщин приходится на 1000 мужчин по возрасту.
Таблица 2.2
Количество женщин на 1000 мужчин по возрастным категориям
Возрастная категория |
Количество женщин на 1000 мужчин |
18-19 |
1035 |
20-29 |
1029 |
30-39 |
1151 |
40-49 |
901 |
50-59 |
1038 |
60-69 |
1304 |
70-79 |
2561 |
Старше 80 лет |
3163 |
Таким образом, можно сделать вывод, что в возрастной структуре старше 60 лет преобладает женское население. Показатель средней продолжительности жизни мужчин не достигает рубежа 60 лет.
Таблица 2.3
Характеристика структуры населения
Тип структуры населения |
Удельный вес возрастных групп в общей численности населения, % |
||
Лица до 15 лет |
Лица 15-49 лет |
Лица 50 лет и старше |
|
Прогрессивное |
30 |
50 |
20 |
Стационарное |
25 |
50 |
25 |
Регрессивное |
25 |
50 |
30 |
Ярковский район |
20 |
50 |
17 |
Для Ярковского района характерен регрессивный тип структуры населения. Состояние общества района можно оценить как преддверие старения или собственно старение.
Высокого и достойного для человека уровня и качества жизни можно достигнуть при успешном и высокоэффективном использовании трудового потенциала России и каждого предприятия в отдельности. Именно рациональное высокоэффективное использование трудового потенциала на основе применения эффективных мотивационных моделей и систем можно не только реанимировать, но и создать эффективный механизм управления экономикой. Если проанализировать индикаторы труда, которые являются определяющими в оценке уровня и качества жизни населения страны, то они свидетельствуют о следующем положении в развитии экономики Ярковского района, приведённым в таблице 1.
Таблица 2.4
Индикаторы труда
Показатель |
Год |
|||
2001 |
2002 |
2003 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Численность занятых (человек) |
9198 |
9261 |
9210 |
|
Доля заработной платы в денежных доходах населения (%) |
84,46 |
84,44 |
85,50 |
|
Численность безработных (по методике МОТ на конец года, чел.) |
98 |
133 |
151 |
|
Доля безработных в экономически активном населении |
0,9 |
1,2 |
1,3 |
|
Численность безработных, зарегистрированных в конце года |
98 |
133 |
153 |
|
Анализ таблицы 2.1 показал, что:
ü численность занятых в народном хозяйстве повысилась на 0,68% в 2002 г. и понизилась на 0,55% в 2003 г.;
ü численность безработных возросла с 98 до 151 человека, т.е. на 64,9%;
ü доля заработной платы в денежных доходах населения повысилась по сравнению с 2001 годом до 85,5% в 2003 году;
ü доля безработных в экономически активном населении выросла на 44,4% по сравнению с 2001 г.
Рис. 2.3. Динамика расходов населения за период 2001-2003 гг.
В районе сохраняется дифференциация в уровне оплаты труда по отраслям экономики. Рассмотрим дифференциацию оплаты труда в разрезе отраслей на примере таблицы 4.
Таблица 2.5
Дифференциация оплаты труда по отраслям в 2003 году в Ярковском районе
Название отрасли |
Размер оплаты труда, руб. |
1. Отрасль материального производства |
9467 |
2. Непроизводственная сфера |
4701 |
3. Железнодорожная и трубопроводная отрасли |
15391 |
4. Электроэнергетика |
17000 |
5. Строительная отрасль |
8635 |
6. Промышленность |
9130 |
7. Сельскохозяйственная отрасль |
1773 |
8. Бюджетная сфера |
7124 |
Из таблицы 4 видно, что наблюдается социальное расслоение населения по доходам. Самая высокая заработная плата 17000 руб. у энергетиков, самая низкая – 1773 руб. у работников, занятых сельскохозяйственным производством. Задолженность по заработной плате в сельскохозяйственной отрасли на 01.01.2004г. составила 820,0 тыс. руб. На селе личные подсобные хозяйства становятся единственным источником дохода многих семей. Бюджет этих семей складывается от продажи произведенной продукции на личном подворье. Администрацией района выделяются денежные средства для поддержки сельского товаропроизводителя, приобретения техники.
По данным рисунка видно, что практически во всех отраслях экономики наблюдается рост заработной платы.
Среднемесячные доходы на 1 жителя района составили 6472 руб. в 2001 году, 7697 – в 2002 году, 8949 – в 2003 году. Рост среднемесячных доходов в 2003 году по сравнению с 2001 годом составил 38,8 %.
Денежные доходы играют главную роль в формировании уровня жизни.
Рассмотрим изменение доходов населения на примере рисунка.
По данным рисунка видно, что доходы населения в целом по району возросли и составили 1005290 тыс. руб. Прирост по сравнению с 2001 годом составил 44,7 %.
Практика общественного развития показывает, что повышение уровня и качества жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие.
В российском обществе уровень жизни основной массы населения определяется величиной заработной платы, пенсий, пособий и стипендий.
Переход от плановой экономики к рыночной неизбежно вызывает рост дифференциации доходов и богатства.
Таблица 2.6
Динамика покупательной способности и условий жизни населения Ярковского района
Показатель |
Год |
||
2001 |
2002 |
2003 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
Покупательная способность в среднем на душу населения по сумме денежных доходов в расчете на число обеспеченных ими прожиточных минимумов |
27,56 |
29,68 |
32,13 |
Покупательная способность заработной платы в расчете на число обеспеченных ею прожиточных минимумов |
2,507 |
2,872 |
3,099 |
Покупательная способность пенсии в расчете на число обеспеченных ею прожиточных минимумов |
0,8 |
0,9 |
1,15 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет |
66,6 |
64,82 |
65,07 |
Естественный прирост населения на 1 тыс. жителей чел. |
-17 |
-17 |
-34 |
Здравоохранение. Количество коек на 1 тыс. жителей |
8,8 |
8,8 |
8,5 |
Затраты на содержание сферы образования (тыс. руб.) |
74,1 |
89550 |
128644 |
Затраты на содержание здравоохранения (тыс. руб.) |
32016,1 |
53792,8 |
60655,3 |
Затраты на содержание сферы культуры (тыс. руб.) |
11216 |
13246 |
13728 |
В результате падения денежных доходов снижается покупательная способность населения по многим важнейшим видам продуктов, показанная в таблице 3.
Таблица 2.7
Покупательная способность денежных доходов населения (кг.)
Вид продуктов |
2001 |
2002 |
2003 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Говядина Молоко, л Яйца, шт. Рыба и рыбопродукты Сахар-песок Масло растительное Картофель овощи и бахчевые культуры Фрукты и ягоды Кондитерские изделия Хлеб и хлебобулочные изделия |
33,6 181,4 36 5,9 6,2 3,1 110 120 5,2 7,5 53,5 |
40,2 188 44 4,8 6,2 6,5 135 123 5,2 9,8 50,3 |
43,1 206,8 45 15,6 7,8 7,6 148 123,5 5,28 8,5 |
Величина прожиточного минимума – в соответствии с федеральным законодательством, представляет собой оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечение его жизнедеятельности.
Для оценки и сопоставления уровня социально-экономического положения различных стран используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Данный универсальный сопоставимый измеритель введен в международный политический и научный оборот Организацией Объединенных Наций в рамках подготовки мировых докладов о развитии человека, издающихся Программой развития ООН (ПРООН) с 1990 г.
ИРЧП - это сводный показатель развития человеческого потенциала, который характеризует средний уровень достижений данной страны по трем важнейшим аспектам развития человеческого потенциала:
1) долгой и здоровой жизни, измеряемой показателем ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
2) знаниям, определяемым уровнем грамотности взрослого населения (с весовым коэффициентом две трети) и совокупным валовым контингентом учащихся начальных, средних и высших заведений (с весовым коэффициентом одна треть);
3) достойному уровню жизни, измеряемому показателем ВВП на душу населения (ППС в дол. США).
Механизм расчета ИРЧП сводится к нахождению индексов по каждому из трех вышеперечисленных аспектов по следующей общей формуле:
где IА - индекс по аспекту, КФАКТ - фактическое значение показателя, КМИН, КМАКС - минимальное и максимальное (предельные) значения показателя.
При расчете индекса ожидаемой продолжительности жизни предельные значения составляют 25 и 85 лет; в индексах грамотности взрослого населения и совокупного валового контингента учащихся они равны 0% и 100%; в индексе ВВП на душу населения - 100 и 40 000 дол. США согласно ППС национальной валюты.
Непосредственно сам ИРЧП определяется как среднее арифметическое индексов по аспектам.
Таблица 2.8
Основные показатели качества жизни населения Ярковского района
Наименование показателя |
2001 |
2002 |
2003 |
Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении |
(66,6-25)/(85-25)=0,69 |
(64,82-25)/(85-25)=0,66 |
(65,07-25)/(85-25)=0,67 |
Индекс образования |
(88-0)/100=0,88 |
(87-0)/100=0,87 |
(90,7-0)/100=0,907 |
Индекс дохода |
(log34682-log2900)/(log 1160000-log 2900)=0,67 |
(log 43412-log 2900)/(log 1160000-log 2900)=0,73 |
(log 51830-log 2900)/(log 1160000-log 2900)=0,78 |
ИРЧП |
0,75 |
0,75 |
0,79 |
Индекс ожидаемой продолжительности жизни при рождении изменяется в относительно узких границах (от 0,50 до 0,77), в большинстве регионов ожидаемая продолжительность жизни при рождении составляет 64—66 лет. Таким образом, на основании таблицы можно сделать вывод о том, что индекс ожидаемой продолжительности жизни имеет достаточно высокие значения, но имеет тенденцию к снижению.
Сильная социальная политика предшествующих десятилетий в области образования привела к выравниванию региональных различий в России, поэтому индекс уровня образования изменяется по регионам в достаточно узких пределах. Лидирующие позиции занимают крупнейшие города — Москва и Санкт-Петербург, где наиболее высока доля лиц с высшим образованием, а также регионы Севера с молодым и высокообразованным населением, сформированным миграцией последних десятилетий. Ярковской район в целом подтверждает тенденцию характерную для регионов Севера и имеет тенденцию к повышению уровня образования.
Индекс доходов варьирует по регионам значительно сильнее, чем предыдущие индексы (образования и долголетия) — от 0,94 в Москве до 0,26 в Ингушетии. Это связано с резко возросшим за годы кризиса экономическим неравенством регионов и, как следствие, усилившейся территориальной дифференциацией доходов населения. Наибольший индекс доходов характерен для наиболее экономически сильных и экспортно-ориентированных территорий — Тюменской, Самарской, Липецкой, Мурманской областей, Красноярского края, Татарии. Индекс доходов выше среднероссийского имеют почти все регионы — “доноры” федерального бюджета. Наименьший индекс доходов (0,40 и менее) характерен для наиболее экономически слабых регионов-реципиентов, существующих в основном на дотации из федерального бюджета. В случае анализируемого района индекс доходов имеет достаточно высокое значение.
Индекс развития человеческого потенциала Ярковского района соответствует его значениям для ведущих 10 регионов России по качеству жизни. В связи с этим качество жизни населения Ярковского района можно охарактеризовать как достаточно высокий.
2.2 Анализ тенденций уровня и качества жизни населения Ярковского района
Социально-экономическая ситуация в экономике Ярковского района в 2001-2003 г.г. характеризовалась положительными тенденциями. Увеличился выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции, достигнут заметный прирост инвестиций в основной капитал, отмечалось наращивание объемов строительства, улучшение работы организаций транспорта. Стабилизация в экономике обеспечила рост поступлений налогов и сборов в бюджетную систему. Все это создало предпосылки для улучшения некоторых показателей уровня жизни населения. Среди положительных тенденций можно отметить рост реальных располагаемых денежных доходов, дальнейшее сокращение задолженности по выплате заработной платы и детских пособий, увеличение оборота розничной торговли, объемов услуг населению, ускорение темпов жилищного строительства. Вместе с тем наблюдался дальнейший рост потребительских цен, ухудшение экологической, эпидемиологической, криминогенной обстановки, рост безработицы.
Сложившаяся в районе демографическая ситуация была более благополучной, чем в целом по стране. Однако наблюдается такая тенденция как сокращение средней, продолжительности жизни, рост смертности, снижение рождаемости. Миграционный приток в район характеризовался положительным сальдо миграции.
Сохраняется высокой младенческая смертность. Ежегодно среди умерших детей и подростков в возрасте до 15 лет новорожденные, не дожившие до 1 года, составляют около 55%. Более половины случаев смерти новорожденных приходится на умерших в возрасте 0-27 дней, по причине заболеваний, тесно связанных со здоровьем матери. С состоянием здоровья матери связаны и случаи мертворождений. Их число ежегодно составляет около 200 или 5-6 случаев на 1000 родов.
Наблюдается "старение" населения района, которое сопровождается уменьшением доли детей в общей численности. Это определило рост "демографической нагрузки" населения, показывающей, сколько лиц пенсионного возраста приходится на 1000 человек трудоспособного населения. Старение населения сопровождается ростом показателя "средний возраст населения".
Как и в целом по России, в Ярковском районе произошло снижение миграционной активности населения. Приток населения из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также в результате межрегиональной и внутриобластной миграции пошел на убыль. Одной из основных причин миграции остается поиск работы, поэтому наиболее высокая миграционная активность характерна для населения в трудоспособном возрасте.
Каждый второй житель области относится к экономически активному населению. В общей численности экономически активного населения области 90% заняты в экономике, остальные не имели занятия, но активно его искали и в соответствии с методологией Международной Организации Труда (МОТ) классифицировались как безработные.
Среднесписочная численность работников в организациях постепенно увеличивается. По сравнению с 2000г. наибольший рост произошел в промышленности (на 25%), пенсионном обеспечении, управлении, культуре и искусстве (на 8%), связи (на 5%). В сельском хозяйстве и на транспорте численность сократилась соответственно на 6 и 16%.
Ситуация на рынке труда характеризуется высоким уровнем официально зарегистрированной безработицы в сравнении с размерами общей безработицы:
Уровень жизни населения в первую очередь определяется его доходами. По величине среднедушевых доходов населения район занимает одно из лидирующих положений в стране.
Анализ динамики денежных доходов и расходов населения позволил выявить тенденции повышения жизненного уровня населения.
Основная доля дохода, получаемого большинством занятого населения, приходится на заработную плату.
Сохраняется характерная для района межотраслевая дифференциация оплаты труда. Самый высокий уровень традиционно сложился у работников финансовых органов, учреждений кредитования и страхования, пенсионного обеспечения, в топливной промышленности, на транспорте, в строительстве. Оплата труда в социально значимых отраслях: образовании, культуре и искусстве, здравоохранении была наполовину ниже, чем в среднем по области.
Средний размер назначенных пенсий значительно уступает прожиточному минимуму.
Денежные расходы в 2003г. в среднем на 1 жителя области возросли на 20% (с учетом индекса потребительских цен).
По результатам обследования домашних хозяйств в структуре потребительских расходов происходит постепенное снижение доли расходов на покупку продуктов питания при увеличении доли расходов на непродовольственные товары.
Наиболее обеспеченные семьи на питание используют менее четверти своих расходов, малоимущие - свыше половины. Причем более высокий удельный вес расходов на питание у жителей юга области. Средняя семья в районе на питание тратит 1399 рублей в месяц. В высокодоходных семьях эта сумма в 4 раза выше, чем в семьях, имеющих низкие доходы.
Из непродовольственных товаров, затраты на которые составляют почти половину всех потребительских расходов, приоритетными являются одежда и обувь, относящиеся к предметам первой необходимости, предназначенными удовлетворять физиологические потребности человека. В структуре расходов на покупку непродовольственных товаров на долю одежды, обуви, белья и тканей приходилось 33%, мебели и товаров по ведению хозяйства - 17%, транспортных средств - 24%.
С ростом доходов населения возрастает объем потребляемых им платных услуг, уровень которого находится в прямой зависимости от материальной обеспеченности семей.
В структуре платных услуг населению наибольший удельный вес занимают виды, которые носят обязательный характер: жилищно-коммунальные, услуги пассажирского транспорта, связи, бытовые.
Расходы населения на оплату жилищно-коммунальных услуг постоянно растут. Это связано с осуществлением мероприятий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, направленных на переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями, в том числе населением.
Рост платы за жилье и коммунальные услуги происходит одновременно с принятием мер по социальной защите населения в виде предоставления субсидий и льгот.
Строительство новых объектов коммунального хозяйства на территории области осуществляется в незначительных объемах.
Обеспеченность жильем в расчете на одного жителя района за последние годы почти не изменилась и составила 17,8 кв. метра. Сравнительно выше этот показатель на юге области, где на одного человека приходилось 19,4 кв. метра.
Возможность большей части населения в приобретении жилья ограничена высоким уровнем его стоимости. По результатам обследования организаций, осуществляющих операции с недвижимостью, в конце 2001г. средняя цена одного кв. метра жилья на первичном рынке составляла 10 тыс. рублей, вторичном - 13 тыс. Это в 1,6-2 раза выше уровня 2000г. Бесплатно или за доступную плату жилье предоставляется лишь нуждающимся в нем малоимущим и гражданам в соответствии с действующими законами и нормами. Такое право обеспечивают органы государственной власти и местного самоуправления. В 2001г. получили жилье и улучшили свои жилищные условия 13 тыс. семей (8% от числа семей, состоявших на учете на начало года), из них 7% - молодые семьи, 4% - семьи инвалидов, участников и погибших в ВОВ, ветераны Афганистана, военнослужащие уволенные и увольняемые в запас или отставку, 3,5% - многодетные семьи, 0,8% - принимавшие участие по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.
Объем оказанных населению услуг связи возрос по сравнению с 2001г. на 19%. Чуть больше половины общего объема приходилось на услуги междугородной и международной телефонной связи. За год телефонных разговоров, обеспеченных этим видом связи, предоставлено на треть больше, чем в предыдущем. Увеличилась обеспеченность населения телефонной связью.
Качество жизни населения, его способность адаптироваться к новым экономическим условиям в значительной степени зависит от уровня образования. Как показал анализ индекса уровня образования в целом по району он имеет высокое значение.
Существует острая проблема трудоустройства молодых специалистов. Так, из числа выпускников дневных отделений средних специальных учебных заведений в 2001г. треть получили направление на работу (2000г. - 28%). Более 30% выпускников трудоустроились самостоятельно. Среди закончивших ВУЗы получили направление на работу 44% молодых специалистов дневных отделений против 46% - в 2000г. (без обучавшихся на договорной основе с полным возмещением затрат). Самостоятельно нашли работу 35% выпускников. 14% закончивших ВУЗы и 21% - ССУЗы продолжили обучение на следующем образовательном уровне.
Увеличился объем платных услуг, оказанных учреждениями культуры. Несмотря на высокие цены на билеты в кинотеатрах, театрах и других зрелищных учреждениях, а также наличие у населения видеотехники, в последние годы наблюдается увеличение в сравнении с 1996г. посещений музеев (на 33%) и театров (на 26%). На начало 2002г. в области действовало 7 театров и 84 музея, в 1996г. - их было 5 и 46. Число посещений киносеансов в 2001г. увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 8%, но уровень 1996г. еще не достигнут.
На сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его активной долголетней жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья направлено здравоохранение. В целом по району затраты на содержание сферы здравоохранения выросли и сохраняют тенденцию к росту.
Возрастает обращаемость населения за медицинской помощью. В 1996г. в расчете на 1 жителя приходилось 9,3 посещения к врачам, в 2001г. - 10,4.
В сфере организации отдыха и санаторно-курортного лечения в последние годы в области наблюдается свертывание сети санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха. За 2001г. их число уменьшилось на 3, численность обслуженных лиц, получивших лечение или отдохнувших в них сократилось по сравнению с 2000г. на 11%.
Ухудшилась криминогенная обстановка: в 2001г. в районе зарегистрировано на 6% больше преступлений, чем в предыдущем году.
Более чем на четверть возросло количество случаев умышленных тяжких телесных повреждений, хулиганств, до 20% - нарушений правил безопасности дорожного движения, преступлений, связанных с приобретением и сбытом наркотиков, грабежей, умышленных убийств и покушений на убийство, краж. Сократилось на 7% число случаев незаконного ношения, хранения, приобретения и сбыта оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, на 12% - изнасилования и покушения на изнасилование.
В структуре преступлений преобладают тяжкие и особо тяжкие, а также кражи чужого имущества, на долю которых в 2001г. приходилось соответственно 59 и 37% зарегистрированных преступлений.
Анализ приведенных данных показывает, что в области наблюдаются определенные тенденции, указывающие на повышение жизненного уровня населения: опережающие темпы роста денежных доходов по сравнению с ростом потребительских цен, постепенное увеличение доли населения с высокими доходами, рост денежных накоплений в виде сбережений в банках и т.д. Вместе с тем, остаются очевидными межрегиональные различия в обеспечении населения материальными и духовными благами, высокий уровень социального расслоения населения, неблагоприятная криминогенная обстановка.
Глава 3. Стратегия улучшения качества и уровня жизни населения
3.1 Концептуальные основы стратегии улучшения качества и уровня жизни населения
Переход к устойчивому развитию должен обеспечить на перспективу сбалансированное решение проблем социально-экономического развития и сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала, удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей.
При этом подразумевается последовательное решение ряда принципиальных задач:
в процессе выхода страны из нынешнего кризиса обеспечить стабилизацию экологической ситуации;
добиться коренного улучшения состояния окружающей среды за счет экологизации экономической деятельности в рамках институциональных и структурных преобразований, позволяющих обеспечить становление новой модели хозяйствования и широкое распространение экологически ориентированных методов управления;
ввести хозяйственную деятельность в пределы емкости экосистем на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, целенаправленных изменений структуры экономики, структуры личного и общественного потребления.
Основными направлениями перехода России к устойчивому развитию являются:
создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства, определяющего, в частности, экономические механизмы регулирования природопользования и охраны окружающей среды;
разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экологические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов;
оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;
формирование эффективной системы пропаганды идей устойчивого развития и создание соответствующей системы воспитания и обучения.
Переход к устойчивому развитию потребует скоординированных действий во всех сферах жизни общества, адекватной переориентации социальных, экономических и экологических институтов государства, регулирующая роль которого в таких преобразованиях является основополагающей.
Важнейшее значение в создании методологической и технологической основы этих преобразований будет принадлежать науке.
В соответствии с принципами устойчивого развития, выработанными на Конференции ООН по окружающей среде и развитию и последующих международных форумах, должна предусматриваться реализация комплекса мер, направленных на сохранение жизни и здоровья человека, решение демографических проблем, борьбу с преступностью, искоренение бедности, изменение структуры потребления и уменьшение дифференциации в доходах населения.
Одним из основных условий перехода к устойчивому развитию является обеспечение прав и свобод граждан. Движение к этой цели предполагает формирование открытого общества, включающего в качестве системных элементов правовое государство, рыночное хозяйство и гражданское общество.
Важным фактором обеспечения устойчивого развития является усиление роли основных социальных групп населения в осуществлении социально-экономических преобразований. Особое место здесь принадлежит молодежи, которой должно быть гарантировано безопасное будущее и возможность участия в принятии решений.
В создании условий, обеспечивающих заинтересованность граждан, юридических лиц и социальных групп в решении задач устойчивого развития, ведущая роль отводится государству. Прежде всего оно должно гарантировать безопасность в политической, экономической, социальной, экологической, оборонной и других сферах, без чего переход к устойчивому развитию невозможен.
Государственное управление процессом перехода к устойчивому развитию предполагает разработку системы программных и прогнозных документов: государственной стратегии действий долгосрочного характера; долгосрочных и среднесрочных прогнозов, включающих в качестве составного компонента прогнозы изменений окружающей среды и отдельных экосистем в результате хозяйственной деятельности; краткосрочные прогнозы и программы отраслевого, регионального (территориального) и федерального уровней. При этом одним из важных условий является создание отлаженной системы взаимодействия "центр - регионы".
Переход к устойчивому развитию предполагает строгое соблюдение ряда ограничений, следовать которым будет нелегко, особенно на начальных этапах. Это, в частности, осуществление хозяйственных мероприятий преимущественно на уже освоенных территориях и отказ от реализации любых проектов, которые наносят невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.
Концептуальные основы стратегии улучшения качества и уровня жизни особое внимание уделяется таким параметрам как:
развитию и рациональному использованию трудового потенциала общества;
выравниванию экономических возможностей и усилению социальной мобильности за счет доступности современного образования;
поддержке социально уязвимых слоев населения, улучшению пенсионного обеспечения, дальнейшему совершенствованию адресной социальной помощи, упорядочению системы социальных пособий и льгот, организации отдыха и оздоровления детей;
обеспечению роста денежных доходов населения и уменьшению их дифференциации на основе увеличения заработной платы, сопровождаемого ростом производительности труда, повышению заработной платы в бюджетной сфере;
созданию условий для эффективной занятости населения, обеспечению баланса спроса и предложения на рынках труда, в том числе на основе повышения качества, конкурентоспособности и мобильности рабочей силы;
сокращению масштабов бедности на основе обеспечения эффективной занятости населения, повышению финансовой устойчивости пенсионной системы, персонификации социальной помощи;
формированию системы дополнительного негосударственного социального страхования как фактора социальной стабильности;
внедрению новых методов финансирования бюджетных учреждений, расширению их хозяйственной самостоятельности и созданию условий для повышения качества и разнообразия предоставляемых гражданам социальных услуг;
взаимодействию со структурами гражданского общества в вопросах финансирования и предоставления социальных услуг, контроля их качества, обеспечению адресной поддержки социально уязвимых граждан;
стимулированию социально ответственного поведения представителей российского бизнеса.
Решение этих задач может быть обеспечено при условии кардинального повышения эффективности работы отраслей социальной сферы и оптимизации использования государственных ресурсов в интересах граждан - потребителей социальных услуг.
В частности, необходимо расширить применение методов финансирования по принципу "деньги следуют за потребителем" (подушевое финансирование, страховые механизмы, государственный социальный заказ).
Одновременно с изменением системы финансирования учреждений социальной сферы необходимо расширить их хозяйственную самостоятельность, повысить ответственность перед потребителем за предоставляемые услуги, осуществить переход к оплате по факту предоставления ими конкретных социальных услуг.
В среднесрочной перспективе необходимо законодательно оформить новые организационные формы организаций социальной сферы внутри государственного и муниципального секторов экономики, которые позволят улучшить качество предоставляемых населению социальных услуг, повысить эффективность и прозрачность использования бюджетных средств.
Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация требует также принятия мер, направленных на реализацию Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, основанной на следующих принципах:
стабилизация рождаемости и укрепление семьи;
улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой, в особенности преждевременной, смертности населения.
Целью государственной политики на период до 2005 года является улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности качественной медицинской помощи.
В этих целях необходимы:
обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий в области предоставления населению бесплатной медицинской помощи, лекарственного обеспечения и финансовых возможностей государства;
формирование института защиты прав пациентов и медицинских работников;
проведение структурных преобразований в системе здравоохранения с целью оптимизации сети лечебно-профилактических учреждений, выведение из системы государственного финансирования не обеспеченных финансами мощностей государственных и муниципальных организаций здравоохранения, совершенствование бюджетного законодательства Российской Федерации в целях правового обеспечения хозяйственной самостоятельности организаций здравоохранения;
реформирование системы обязательного медицинского страхования, включая разработку механизмов мобилизации финансовых средств на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения, совершенствование организационной основы управления средствами системы обязательного медицинского страхования и контроля за их целевым использованием, а также процедур лицензирования и регулирования деятельности страховщиков, что позволит повысить эффективность использования средств обязательного медицинского страхования;
внедрение новых механизмов финансового обеспечения реализации программ обязательного медицинского страхования, основанных на привлечении в систему обязательного медицинского страхования дополнительных финансовых средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств федерального бюджета на основе заключения соглашений при усилении контроля за расходованием средств обязательного медицинского страхования, что позволит обеспечить реализацию прав граждан на бесплатную медицинскую помощь;
завершение перехода к преимущественно страховой форме мобилизации финансовых средств, а также к подушевому принципу финансирования здравоохранения, что позволит направить финансовые средства в систему обязательного медицинского страхования и экономически стимулировать эффективные варианты использования имеющихся ресурсов при обеспечении контроля за расходованием средств;
повышение требований к страховым медицинским организациям, включая обязательное осуществление эффективного контроля за объемом и качеством предоставляемой медицинской помощи в целях обеспечения интересов пациентов и финансовой устойчивости субъектов обязательного медицинского страхования, контроля за расходованием средств и гарантии целевого использования средств в системе обязательного медицинского страхования;
разработка механизмов, позволяющих гражданину делать выбор между государственной и негосударственной системами медицинского страхования;
содействие развитию рынка санаторно-оздоровительных услуг и формирование конкурентной среды среди санаторно-курортных организаций;
развитие инфраструктуры для занятий спортом.
Одним из главных приоритетов социально-экономической политики является общедоступное и бесплатное общее образование, система профессионального образования, первоочередной целью которой является обеспечение всех секторов экономики профессиональными кадрами в соответствии с текущими и перспективными потребностями рынка труда при соблюдении конституционных гарантий доступности и равенства прав граждан в области образования.
Основными задачами государственной политики в сфере образования (как профессионального, так и общего) служат повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг, обеспечение равного доступа к качественному образованию. Существенное развитие должна получить деятельность общеобразовательной и профессиональной школы по реализации требований социализации и развития личности.
Основные усилия по реализации эффективной социальной политики в области общего образования должны быть направлены на:
введение новых государственных образовательных стандартов общего среднего образования, а также разработку требований к уровню подготовки выпускников различных ступеней среднего образования, обеспечивающих принцип непрерывности образования;
продолжение широкомасштабного эксперимента по совершенствованию содержания и структуры общего образования;
осуществление эксперимента по введению профильного обучения в старшей школе;
расширение вариативности образовательных программ (с учетом формирования кадровых и информационных возможностей);
совершенствование системы выявления и поддержки учащихся, проявивших выдающиеся способности по отдельным предметам, формирование системы проведения региональных и федеральных предметных олимпиад, нормативное, в том числе законодательное, закрепление преимущественных прав их победителей, включая зачисление по их результатам в высшие учебные заведения, финансирование создания школ-интернатов для особо одаренных учащихся при ведущих вузах страны;
завершение к 2005 году экспериментальной отработки системы единых государственных экзаменов за курс полной (средней) школы, поэтапное его введение по итогам обучения в основной школе (9 класс);
обеспечение доступности образования путем реализации комплекса государственных мер по оптимизации сети образовательных учреждений, особенно сельских, и образовательных программ разного уровня и направленности, внедрению новых информационных образовательных технологий, включая расширение дистанционных методов обучения, преодоление существующего разрыва между общеобразовательной и профессиональной школой, в том числе благодаря введению единого государственного экзамена, развитие целевого приема, системы образовательных субсидий, установление льгот отдельным категориям граждан при поступлении в профессиональные учебные заведения и др.;
обеспечение к 2006 году условий для подключения к сети Интернет всех средних школ и учреждений специального образования для детей с недостатками физического развития, достижение показателя обеспеченности - 1 компьютер на 80 учащихся, повышение квалификации как преподавателей информатики, так и учителей-предметников, формирование системы электронных образовательных ресурсов в виде порталов, электронных библиотек, электронных учебников и пособий, а также интерактивных курсов;
оптимизацию сети общеобразовательных сельских школ с учетом интересов обучающихся;
организацию по согласованию с субъектами Российской Федерации экспериментов по введению подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, в том числе специальных форм финансирования для школ, расположенных в сельской местности, и школ для детей с ограниченными возможностями;
расширение общедоступности дошкольного образования для всех слоев населения, разделение оплаты собственно дошкольного образования и содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях, широкое использование гибких программ подготовки детей к школе, в том числе с индивидуальным графиком их посещения (неполная неделя, неполный день);
разработку программы подготовки педагогических кадров нового поколения, включая модернизацию кадровой, информационной и материальной базы педагогического образования;
формирование эффективного рынка образовательных услуг в первую очередь за счет оптимизации структуры профессионального образования, обеспечения необходимого качества образовательных программ и педагогических технологий;
обеспечение поддержки приоритетных направлений подготовки профессиональных кадров на основе единого реестра профессий, разработанного с учетом перспективы развития отраслей экономики, научно-технического прогресса, перепрофилирования учебных заведений начального и среднего профессионального образования с учетом потребности экономики в кадрах различной степени квалификации, интеграции средних специальных учебных заведений с учебными заведениями, реализующими программы начального профессионального образования;
обеспечение государственных приоритетов в профессиональном образовании путем использования механизмов размещаемого на конкурсной основе государственного задания на подготовку специалистов определенного профиля, устранение имеющихся деформаций в структуре высшего и среднего профессионального образования, улучшение ситуации с профессиональным самоопределением молодежи, в том числе с учетом перевода армии на контрактные принципы комплектования;
координацию реализации профессиональных образовательных программ с программами профильного обучения в старшей школе, интеграцию учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, в том числе путем создания университетских комплексов;
создание эффективной, независимой от образовательных учреждений системы контроля качества образования, введение стандартизированных процедур экспертизы учебных программ и учебно-методических материалов, а также тестирования студентов и преподавателей;
обеспечение прозрачности академической и финансовой деятельности учебных заведений, поддержку открытых рейтингов образовательных программ и учебных заведений, разработку и использование показателей образовательной статистики и качества образования, дающих объективное представление о состоянии отрасли и сопоставимых с показателями, применяемыми в развитых странах;
создание федеральных научно-образовательных центров, поддержку научных школ, создание эффективной системы поддержки ведущих вузов России, обеспечивающей их активную роль в инновационной системе страны и повышении качества образования;
активизацию осуществляемых учебными заведениями научных (в том числе фундаментальных) исследований путем развития системы грантов, среднесрочных (3-5 лет) государственных заказов, долгосрочных (до 10 лет) программ;
создание нормативной правовой базы, позволяющей формировать вокруг ведущих университетов сеть автономных научных институтов, инновационных парков, опытных производств, в том числе и с сохранением юридического лица, и разрешающей участие органов государственной власти различных уровней и коммерческих предприятий в финансировании и управлении такими комплексами, включение части отраслевых научно-исследовательских институтов в состав таких комплексов;
поэтапную передачу большинства учреждений начального и среднего профессионального образования в ведение субъектов Российской Федерации при сохранении за федеральным центром функции программно-методического обеспечения и развития информационной и учебно-лабораторной базы учреждений, которые осуществляют подготовку обучающихся по перспективным специальностям в рамках Федеральной программы развития образования на условиях софинансирования из бюджетов субъектов Российской Федерации;
разработку нормативно-правовой базы, направленной на повышение роли и расширение участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работодателей и их объединений в управлении и финансировании учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом необходимости обеспечения потребности региональных рынков труда в кадрах, выработку оптимального механизма софинансирования этих учреждений из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников;
создание условий для непрерывного образования специалистов в течение всей трудовой деятельности путем сочетания различных форм и методов обучения, применения современных информационных образовательных технологий, структурную и институциональную перестройку системы дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями рынка труда;
постепенное замещение финансирования текущего содержания сети учреждений профессионального образования финансированием конкретных образовательных услуг, оказываемых гражданину, из бюджетов различного уровня с учетом результатов эксперимента по финансированию высших и средних специальных учебных заведений с использованием государственных именных финансовых обязательств, введение системы образовательных субсидий и кредитов, стимулирование процесса реорганизации части государственных образовательных учреждений в государственные некоммерческие организации;
расширение практики программно-целевого планирования бюджетных и внебюджетных средств, направляемых на развитие образования (бюджет развития образования), включая информатизацию отрасли, развитие учебно-лабораторной базы, укрепление кадрового потенциала и инфраструктуры образовательных учреждений, дальнейшее развитие конкурсных механизмов и практики софинансирования со стороны региональных и местных бюджетов учебных заведений;
повышение доступности высшего и среднего профессионального образования для военнослужащих рядового состава армии (контрактников) после завершения службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Нормально функционирующий, цивилизованный рынок труда является необходимым условием для экономического развития.
Целями государственной политики в области социальной поддержки населения на рассматриваемый период являются:
снижение бедности, смягчение ее негативных последствий, уменьшение социального неравенства и предотвращение социального иждивенчества;
повышение эффективности социальных пособий и предоставление других форм помощи малоимущим семьям исходя из принципа, обеспечивающего персонификацию социальной помощи на основе учета социально-экономических условий жизни и потребностей ее получателей;
улучшение положения и качества жизни граждан из так называемых групп риска;
расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами.
Сложившаяся неблагоприятная демографическая ситуация требует принятия мер, направленных на формирование государственной стратегии демографической политики России на период до 2005 года.
Приоритетами в данной области должны стать:
стабилизация рождаемости и укрепление семьи;
улучшение состояния здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, снижение предотвратимой смертности населения.
Главными задачами в области пенсионного обеспечения являются последовательный рост уровня пенсионного обеспечения населения и финансовая устойчивость пенсионной системы.
В этих целях необходимы следующие меры:
проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации периодической индексации текущих пенсионных выплат и расчетного пенсионного капитала;
законодательное определение порядка финансирования накопительной части трудовых пенсий, определение ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также особенностей инвестирования пенсионных накоплений в пользу граждан предпенсионного и пенсионного возраста;
развитие законодательства, реализующего права граждан на накопительную часть трудовой пенсии;
развитие актуарных методов оценки долгосрочной сбалансированности ресурсов и обязательств пенсионной системы;
создание системы государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при назначении и выплате пенсий, в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также соответствующей инфраструктуры для обеспечения процесса формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
обеспечение участия негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования, а также подготовка соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих их деятельность как страховщиков;
введение профессиональных пенсионных систем на основе накопительных принципов финансирования за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых работодателем и обеспечивающих необходимый размер досрочной пенсии на период до достижения ее получателем установленного пенсионного возраста;
подготовка нормативных правовых актов, устанавливающих правила создания, функционирования и регулирования деятельности профессиональных пенсионных систем.
3.2 Построение стратегии улучшения качества и уровня жизни населения Ярковского района
Среди основных направления стратегии улучшения качества и уровня жизни населения Ярковского района можно выделить следующие, составляющие основные направления улучшения уровня и качества жизни населения:
1. Улучшение демографической ситуации
2. Стабилизация роста безработицы
3. Повышение социальной защищенности населения
1. Улучшение демографической ситуации
Существуют три направления улучшения демографической ситуации: повышение рождаемости, снижение преждевременной смертности и регулирование миграционных потоков
Одним из главных направлений деятельности руководства района по улучшению демографической ситуации, укреплению семейных отношений, а также закреплению молодых специалистов является обеспечение молодежи жильем.
Основной формой оказания помощи молодым семейным парам в решении жилищных проблем станет предоставление им при рождении ребенка субсидии, компенсирующей часть затрат на приобретение или строительство жилья. Также предполагается использование механизмов ипотечного жилищного кредитования и обеспечение молодежи квартирами из государственного и муниципального жилищных фондов по договорам социального найма.
Для реализации этих приоритетов в среднесрочной перспективе необходимы:
разработка механизмов материального стимулирования семей к рождению детей на основе дальнейшего совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей;
разработка системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;
укрепление и развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, центров планирования семьи и репродукции, а также социальных служб для молодежи;
создание условий для снижения смертности от таких неестественных причин, как производственный и бытовой травматизм, убийство на бытовой почве, автотранспортный несчастный случай, алкогольное и прочие отравления, а также сокращения преждевременной смертности от болезней системы кровообращения и новообразований в трудоспособном возрасте, снижения младенческой и детской смертности и усиления борьбы с болезнями социального характера - туберкулезом, гепатитом, ВИЧ-инфекцией, алкоголизмом и наркоманией.
2. Стабилизация роста безработицы
Для реализации данной цели необходимо:
продолжение работы по приведению трудового законодательства в соответствие с требованиями рыночной экономики;
реализация Концепции действий на рынке труда на 2003-2005 годы, предусматривающей подготовку и реализацию комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в долгосрочной перспективе перейти к эффективной занятости населения, обеспечивать развивающиеся потребности экономики в работниках соответствующей профессиональной квалификации, а также оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка труда и, в конечном счете, содействовать созданию достойных материальных условий труда работников, снижению масштабов бедности;
законодательная реализация запрета увязки приема на работу с обязательной регистрацией в городе или регионе нахождения места работы;
разработка среднесрочного и долгосрочного прогнозов профессионально-квалификационной структуры работников, совершенствование анализа, прогноза и мониторинга рынка труда в целях обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, разработка системы профессиональных стандартов;
поэтапное приближение минимального размера оплаты труда к величине прожиточного минимума, создание экономических, организационных и других условий, обеспечивающих своевременную выплату заработной платы в полном объеме;
совершенствование досудебных институтов и механизмов защиты трудовых прав, поддержка общественных организаций, занимающихся вопросами защиты трудовых прав граждан, информационно-методическая поддержка гражданской самозащиты в сфере труда и занятости, оказание государственной поддержки в развитии системы негосударственной защиты трудовых прав;
повышение эффективности коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, процедур переговорного процесса, обеспечение независимости профсоюзных организаций от работодателя;
совершенствование системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышение действенности механизма экономической заинтересованности субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в снижении степени профессионального риска, исключение дублирования с другими видами социального страхования, создание условий для участия негосударственных страховщиков в данном виде социального страхования;
реализация Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации посредством:
содействие привлечению иммигрантов исходя из интересов обеспечения экономики государства и его регионов необходимыми трудовыми ресурсами;
оптимизации внутренних миграционных процессов и обеспечения свободного перемещения рабочей силы, разработки мер, направленных на сокращение оттока трудоспособного населения;
усиление борьбы с незаконной миграцией.
3. Повышение социальной защищенности населения
Для реализации этой цели необходимы:
принятие нормативных правовых актов в сфере оказания государственной социальной, совершенствования процедуры проверки нуждаемости в государственной социальной помощи получателей, а также использования возможностей для самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации;
развитие программно-целевых и конкурсных механизмов финансирования деятельности по предоставлению населению социальных услуг с целью наиболее полного обеспечения ими граждан;
создание условий для привлечения к оказанию социальных услуг как государственных, так и негосударственных организаций;
разработка общих требований к деятельности государственных, муниципальных, частных и иных учреждений, предоставляющих различные виды социальных услуг, использование наряду с государственным финансированием частных благотворительных средств;
осуществление государственной поддержки инвалидов в рамках реализации федеральных целевых программ "Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 годы", в том числе и аналогичных региональных целевых программ, а также подпрограммы "Дети-инвалиды" федеральной целевой программы "Дети России" на 2003-2006 годы;
усиление социальной защиты граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также граждан, пострадавших от радиационного воздействия и других чрезвычайных обстоятельств;
комплексная информатизация социальной сферы, позволяющая создать единую систему сбора, хранения и предоставления информации, характеризующей состояние социальной сферы Российской Федерации.
Заключение
Нынешняя социально-экономическая, социально-политическая и социально-культурная ситуация в России актуализирует постановку проблемы построения системы показателей, наиболее обоснованно, адекватно и эффективно отражающей специфику этой ситуации.
На основании выбранной темы рассмотрены содержание, формы, принципы формирования доходов и качество жизни населения Ярковского района.
Изменение качества жизни предлагается рассматривать как важнейший интегральный критерий оценки результативности деятельности районной администрации.
Изучены структура и содержание понятия «качество жизни», конкретизированы количественные частные критерии. Поставлена задача исследования влияния на качество жизни различных факторов.
На основе анализа сделаны следующие выводы:
денежные доходы играют главную роль в формировании уровня жизни.
Доходы населения в целом по району возросли и составили 1005290 тыс. руб. Прирост по сравнению с 2001 годом составил 44,7 %.
Доходы населения, их уровень, структура, источники получения и степень дифференциации являются важнейшими показателями экономического и социального благополучия общества.
Рост уровня жизни создает возможности, материальную базу для улучшения качества жизни.
Практика общественного развития показывает, что повышение уровня и качества жизни – это не только результат экономического роста, но и его условие.
В районе сохраняется дифференциация в уровне оплаты труда по отраслям экономики.
Наблюдается социальное расслоение населения по доходам. Самая высокая заработная плата 17000 руб. у энергетиков, самая низкая – 1773 руб. у работников, занятых сельскохозяйственным производством. Задолженность по заработной плате в сельскохозяйственной отрасли на 01.01.2004г. составила 820,0 тыс. руб. На селе личные подсобные хозяйства становятся единственным источником дохода многих семей. Бюджет этих семей складывается от продажи произведенной продукции на личном подворье.
Практически во всех отраслях экономики наблюдается рост заработной платы.
Среднемесячные доходы на 1 жителя района составили 6472 руб. в 2001 году, 7697 – в 2002 году, 8949 – в 2003 году. Рост среднемесячных доходов в 2003 году по сравнению с 2001 годом составил 38,8 %.
Величина прожиточного минимума в Ярковском районе имеет тенденцию к росту.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что рост среднедушевого денежного дохода населения значительно опережает рост величины прожиточного минимума. Из это следует, что повышается качество жизни насления района. Разница между денежными доходами и прожиточным минимумом составляет те средства, которые потребитель может потратить по своему усмотрению.
Список используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 (с изменениями и дополнениями).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 (с изменениями и дополнениями).
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
5. Федеральный закон от 24.10.97 № 134 – ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в редакции закона от 27.05.2000 №75 – ФЗ.
6. Анализ соответствия концептуальной и практичекой основы получения и разработки социальных показателей международным руководящим принципам/ М.: МИПК учета и статистики Госкомстата России, 2000.
7. Абакумова Н.Н., Политика доходов и заработной платы./Учеб. Пособие/ Новосибирская гос.академия Экономики и управления, 1999.
8. Айвазян С.А. Межстрановой анализ интегральных категорий качества жизни населения. – Москва.: ЦЭМИ РАН, 2001.
9. Баликаев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. – Новосибирск.: ТОО «ЮКЕА», НПК «Модус», 1999
10. Борисов Е.Ф. «Хрестоматия по экономической теории» - М., 1997.
11. Жеребин В.М., Романов А.Н. Уровень жизни населения.
12. И.Колосицин, Экономическая реформа и дифференциация доходов населения России. Интернет.
[1] Бузляков Н.И. Методы планирования повышения уровня жизни. М.: Экономика, 1969. С.7
[2] Семья, труд, доходы, потребление. Коллектив авторов: Н.М. Риманевская, И.А. Герасимова, В.Г. Копнина и др. М.: Наука, 1977.
[3] Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни /Под ред. Н.П. Федоренко, Н.М. Римашевской – М.: Наука, 1986. С.6-7.
[4] Майер В.Ф. Уровень жизни населения СССР. М.: Мысль, 1977. С.7.
[5] Россия в цифрах. 1998. М.: Госкомстат России, 1998. С.96-98.
[6] Гурьев В.И. Основы социальной статистики. М.: Финансы и статистика, 1991. С.65.
[7] Стоимость жизни и ее измерение. /Под ред. В.М. Рутгайзера, П. Шпилько. М.: Финансы и статистика, 1991. С.6.
[8] Гурьев В.И. Основы социальной статистики. М.: Финансы и статистика, 1991. С.67.
[9] Система экономико-математических моделей для анализа и прогноза уровня жизни /Под ред. Н.П. Федоренко, Н.М. Римашевской – М.: Наука, 1986. С.5.
[10] Уровень жизни городского населения России и социальные проблемы реформ. /Под ред. М.А. Можиной. М., ИСЭПН РАН, Междисциплинарный академический центр социальных наук, 1995. С.22
[11] Методологические положения по статистике. М., Госкомстат России, 1996. С.74.
[12] Райцин В.Я. Модели планирования уровня жизни. М.: Экономика, 1987. С.38-42.
[13] Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл-корр. РАН И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1997. – С. 69–70.