Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, уважаемый председатель! Вашему вниманию предлагается дипломная работа на тему:

Особенности налогообложения малого бизнеса.

Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Роль малого предпринимательства в современной является социально ориентированным звеном в рыночной экономике России. Экономическое значение малых предприятий объективно возрастает в силу того, что они призваны значительно, без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; принять активное участие в конвенции через подключение к сети кооперационных связей и использование высвобождающихся ресурсов; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов; вовлечь в производство часть материальных и финансовых средств населения, ранее использовавшиеся исключительно для личного потребления; создать благоприятные предпосылки для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях; ускорить демонополизацию производства, развитие конкуренции, оптимизацию размерной структуры рыночных субъектов, и наконец послужить источником ощутимых бюджетных поступлений.

В реформировании российской экономики еще со времен перестройки малые предприятия взяли на себя роль создателя почвы для новой системы хозяйствования. Доминирующий сегодня частный сектор зарождался именно в сфере малого бизнеса. И вполне закономерно, что к настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных и общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 1/4 всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства.

В целом же Российский малый бизнес находится на начальном этапе своего развития, еще далеком от потребностей реального рыночного хозяйства. Малому бизнесу очень сложно выжить в нынешних экономических условиях.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов с целью совершенствования развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Объектом дипломной работы выступает общество с ограниченной ответственностью «Маркет».

Предметом исследования является налогообложение малого бизнеса.

Цель дипломной работы заключается в исследовании особенностей налогообложения малых предприятий.

Задачи  исследования:

– ознакомиться с законодательно-нормативным регулированием субъектов малого бизнеса;

– рассмотреть значение малого бизнеса в развитии экономики;

– выявить критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса;

– проанализировать специальные режимы налогообложения для субъектов малого предпринимательства

– выявить проблемы развития малого бизнеса в России

– предложить пути совершенствования развития малого бизнеса на примере Тюменской области.

В результате комплексного исследования методологических, теоретических и практических аспектов малого бизнеса можно сделать вывод о том, что малый бизнес– неотъемлемый элемент современной рыночной схемы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.

На сегодняшний день сектор малого предпринимательства уже не характеризуется такими бурными темпами роста, какие наблюдались в начале 90-х годов.

Малый бизнес России, несмотря на огромный потенциал, все еще не стал стратегическим фактором социально-экономического возрождения страны, что явится прямым следствием недальновидности политики, проводимой федеральными властями.

Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого предпринимательства по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм и налоговой политики, недостаточное развитие рынков сбыта, а также рынков сырья и материалов.

Сами малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Так, для повышения своей жизнеспособности МП активно диверсифицируют хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более чем половина МП неторгового профиля помимо основной деятельности занимается еще и торговлей как несложной, но относительно прибыльной деятельностью с быстрым сроком оборачиваемости капиталов. А торговые капиталы все чаще устремляются в производство, хотя и в самых простых его формах.

Эта проблема должна быть в ряду приоритетных задач Министерства экономического развития и торговли России. И именно ему, отвечающему за стратегическое планирование развития страны, и необходимо предметно заняться МП. Развитие МП, несомненно, дин из приоритетов в деятельности Госсовета РФ. На его заседании целесообразно обсудить вопрос о состоянии и развитии МП.

Только такой уровень обеспечит реализацию этого вопроса как вопроса стратегического, имеющего прямую связь с экономическим ростом в стране Нужна лишь политическая воля.

Для закрепления и дальнейшего развития позитивных тенденций роста российского малого предпринимательства, кардинального расширения поля его деятельности требуется активизация государственной поддержки МП на всех уровнях. В первую очередь в поддержке нуждается сфера кредитования и страхования малого бизнеса, стимулирования его инвестиционной активности. Настоятельной необходимостью является декриминализация малого бизнеса. Целесообразно законодательно установить для малых предприятий единый налог в размере 30%. Это позволит создать благоприятную среду для функционирования предпринимателей, снизит степень социально-политической нестабильности в обществе. Чрезвычайно важно также расширение инновационной и научной деятельности МП в интересах развития всех сфер российской экономики. Начало реального подъема в экономике позволит перейти к четвертому этапу по-настоящему рыночного развития российского малого предпринимательства.

Подводя итоги данной работы, можно сделать следующие выводы. По мнению специалистов в области малого бизнеса, новое налоговое законодательство не решает многих проблем налогообложения субъектов малого предпринимательства, а, следовательно, не может быть достаточным стимулом для развития всего малого предпринимательства в стране. Фактически оно применимо только для микробизнеса и призвано помогать развитию в основном посреднического, торгового бизнеса и сферы услуг.

Одним из выходов для некоторых предприятий для уменьшения налогового бремени является переход с обычной системы налогообложения на упрощенную, которая применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством о налогах и сборах.

В настоящее время для перехода на УСН применяется ограничение, предусмотренное п. 2 ст. 346.12 НК РФ, в соответствии с которым организации имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превысил 11 млн руб. (без учета НДС). Однако Федеральным законом от 21.07.2004 N 101-ФЗ в п. 2 ст. 346.12 НК РФ внесена поправка, согласно которой данный пункт с 1 января 2006 г. выглядит следующим образом: "Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн руб.

Применение упрощенной системы организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период. Однако такие организации должны производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством. Иные налоги уплачиваются ими в соответствии с общим режимом налогообложения, т.е. остальные налоги, предусмотренные налоговым законодательством, уплачиваются в общеустановленном порядке.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны по истечении налогового периода - календарного года (см. пункт 1 статьи 346.19 НК РФ) исчислить и уплатить в бюджет сумму единого налога. Сумма налога определяется налогоплательщиками самостоятельно как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В соответствии с пунктом 7 статьи 346.21 НК РФ налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.

На основании статьи 346.23 НК РФ налоговые декларации по итогам 2005 года подаются (и соответственно налог уплачивается):

- налогоплательщиками-организациями - не позднее 31 марта 2006 года;

- налогоплательщиками-индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля 2006 года.

При упрощенной системе налогообложения процент налоговой нагрузки при ставке налога 6% с доходов и 15% с доходов минус расходы составляет также, как и в расчете на 2005 год – 10,83% и 11,60% соответственно.

Таким образом, на данный момент предприятию ООО «Маркет» выгоднее переходить на упрощенную систему налогообложения при обложении дохода в размере ставки налога 6%.

Проведенный анализ целесообразности перехода предприятию ООО «Маркет» на упрощенную систему налогообложения показал, что предприятию следует рассмотреть вопрос по переходу на упрощенную систему налогообложения.

Положительным фактором для ООО «Маркет» является то, что предприятие не будет платить:

единым

- налог на прибыль,

- налог на добавленную стоимость,

- единый социальный налог;

- налог на имущество организаций.

Вместо перечисленных налогов будет платить единый налог.

Необходимо отметить, что в главе 26.2 НК РФ налог на добавленную стоимость исключен из списка налогов, которые заменяются единым налогом. Согласно данному проекту налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Замена четырех налогов одним приведет к тому, что у ООО «Маркет»:

1) снизится налоговая нагрузка на налогоплательщика;

2) упростится ведение налогового учета, поскольку нет необходимости исчислять пять разных налоговых баз и вести налоговые регистры и расчеты по пяти налогам;

3) упростится состав налоговой отчетности, так как сдавать в налоговые органы нужно только одну декларацию по единому налогу;

4) упростится ведение учета в целом.

К достоинствам упрощенной системы налогообложения относится добровольность перехода на данный налоговый режим и возврата к обще­установленной системе налогообложения (исключение — потеря права применять данный налоговый режим).

ООО «Маркет» может само выбрать объект налогообложения из двух предложенных вариантов: доходы или доходы уменьшенные на величину расходов.

Этот факт также позитивен: предварительно оценив оба варианта, можно выбрать наиболее выгодный.

Относительно низкие ставки единого налога (6% от доходов, 15% от доходов, уменьшенных на величину расходов), на мой взгляд, являются положительной чертой нового налогового режима.

Однако, при переходе на упрощенную систему налогообложения ООО «Маркет» необходимо иметь в виду, что при новом налоговом режиме пороговая сумма дохода ограничена и составляет не выше 15 000 000 рублей. Для предприятий малого и сред­него бизнеса это небольшая сумма, к тому же она не привязана к минимальному размеру оплаты труда, то есть уже не будет индексироваться, т.е. ООО «Маркет» избежит принудительного возврата на общий режим налогообложения.

Сложившаяся в последнее время практика взаимоотношений государства и бизнеса показывает, что применять схемы по оптимизации налогообложения пока еще можно, но очень осторожно.

Спасибо за внимание, доклад закончен!