Доклад
Уважаемый председатель комиссии и члены комиссии!
Вашему вниманию представлена дипломная работа на тему: «Этапы реформирования внешнеэкономической деятельности России в конце ХХ века»
Актуальность темы дипломной работы определяется тем, что совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью в условиях преодоления кризиса российской экономики в последнее десятилетие прошлого века, безусловно, способствовало оздоровлению народного хозяйства и стало ведущим фактором экономического роста. Тенденции расширения самостоятельности в организации внешнеэкономической деятельности настоятельно требовала создания механизмов регулирования деятельности всех участников ВЭД, включая торговых посредников.
Институт внешнеэкономических посредников становился неотъемлемым элементом коммерческой инфраструктуры общества, который в равной мере обслуживал как общегосударственные, так и региональные экономические интересы.
Теоретической базой работы являются исследования по общей теории конституционного, административного, таможенного и уголовного права, связанные с выявлением содержания процессуальных отношений, отраженных в трудах Алехина А.П., Бахраха Д.Н., Бернова Е.А., Габричидзе Б.Н., Дмитриева Ю.А., Козлова Ю.М., Козырина А.Н., Козыкина А.Ф. Корельского В.М., Лазарева Б.М., Елисеева Б.П. и др.
Цель работы – исследовать этапы реформирования внешнеэкономической деятельности России в конце ХХ века.
Задачи исследовательской работы:
1) охарактеризовать первые постсоветские реформы в сфере внешнеэкономической деятельности;
2) изучить реформирование и внешнеэкономическая деятельность в России в 1995-1997 г;
3) рассмотреть меры по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятельности.
При раскрытии темы дипломной работы использованы методы сравнительного, логического и формально-юридического анализа.
К середине 80-х гг. выявились негативные стороны развития внешней торговли: отсталая стратегия и товарная структура экспорта и импорта, падение темпов внешнеторгового оборота, устарелые формы организации работы на внешнем рынке и т.д. Несмотря на то, что в начале десятилетия ежегодный прирост внешнеторгового оборота СССР в 1,3 раза опережал рост национального дохода, обеспечивая до 16% поступлений в госбюджет, к концу его внешнеторговый объем снизился на 33%, составив лишь 6% национального дохода. Это явилось результатом прежде всего одностороннего развития внешнеторговых отношений как с восточноевропейскими и развивающимися странами, так и с западными государствами.
Они
строились на чрезмерно высоком объеме продаж сырья и энергоносителей (до 60%
экспорта), что означало вывоз каждой 4-й тонны добытой нефти в
В то же время доля экспорта машинно-технической продукции США и Японии к этому периоду превышала 40—65%. Кроме того, развитые страны ориентируются в большей степени на замещение поставок топлива и оборудования наукоемкой продукцией, самой эффективной составной мирового экспорта. Так, в 80-х гг. экспорт электронного оборудования шести основных стран-производителей нарастал в 2 раза быстрее поставок машин и оборудования1. Экспорт услуг, например в США, обеспечивает 75% всех валютных поступлений, достигая 400 млрд долл. в год.
Неразвитость экспортной структуры и зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка узкой группы товаров обернулись для России прежде всего большими валютными потерями (45 млрд руб. в 1985—1990 гг.) в связи с ухудшением условий мировой торговли и снижением цен на нефть в 1984—1989 гг.
Причинами неконкурентоспособности экспортной машинно-технической продукции послужили отчужденность производителей от внешнего рынка, отсутствие стимулов по улучшению качества и технических характеристик продукции, низкий уровень технологии производства, отсутствие права распоряжаться заработанными валютными средствами.
Для внешней торговли того периода был характерен необоснованно широкий ассортимент импорта химической продукции, некоторых видов проката, труб, руды, концентратов, металла из них, удобрений (в совокупности — до 13% импорта); оборудования для агропромышленного комплекса (21%), которое способна была производить отечественная промышленность; слишком завышенные объемы закупок товаров народного потребления и продовольствия, достигавшие ежегодно 30,5—36,3% всего импорта.
Однообразие и неизменность импортных позиций в течение длительного периода привели к прекращению развития в стране многих отраслей и направлений производства. Импортные поставки промышленного оборудования через посредников в лице внешнеторговых объединений не были адресными, к тому же не предусматривалась ответственность за своевременный ввод оборудования в эксплуатацию.
Значительный урон развитию ВЭД нанесла также устойчивая мод ель товарообмена с восточноевропейскими странами, основанная преимущественно на сложившихся в прошлом национальных структурах производства, что тормозило их качественные изменения и повышение научно-технического уровня.
Либерализация
внешнеэкономической деятельности в нашей стране не осуществлялась в рамках
реализации первоочередных мер перехода к рынку. Начало этому процессу положил
Указ Президента Российской Федерации от 15 ноября
Сфера ВЭД реформировалась в несколько этапов.
Первый этап (1986—1988 гг.) характеризовался изменением принципов организации управления внешней торговлей и ее децентрализацией. На этом этапе решались две основные задачи.
1. Расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений и организаций по выходу на внешний рынок, установлению прямых связей и осуществлению производственной и научно-технической кооперации с зарубежными партнерами, предоставление предприятиям-производителям права самостоятельного участия в ВЭД.
Для облегчения перестройки ВЭС ряду отраслевых министерств (агропромышленному комплексу, Минсельхозмашу, Минхимпрому, Минавиапрому и др.) были полностью переданы из состава Министерства внешней торговли двенадцать внешнеторговых объединений с закрепленной номенклатурой экспортно-импортной продукции и персоналом.
2. Расширение числа участников ВЭД за счет создания совместных предприятий (СП), международных объединений и организаций (МО), ассоциаций внешнеэкономического сотрудничества с зарубежными странами (АВС) с целью ускорения научно-технического прогресса.
Второй
этап (1989—1991 гг.) характеризовался дальнейшим развитием ВЭД и формированием
системы государственного регулирования данной сферы, прежде всего нетарифного
(регистрация участников ВЭД, лицензирование, квотирование и контингентирование
экспорта). Право самостоятельного выхода на внешний рынок с апреля
На первых двух этапах реформы принципиальные изменения коснулись всей системы организации управления ВЭС и порядка осуществления ВЭД. Были реорганизованы структуры и изменены функции основных управленческих звеньев, отвечающих за ВЭС. Созданы новые функциональные подразделения по ВЭД на отраслевом и территориальном уровнях, а также в составе крупных предприятий—производителей экспортной продукции.
На
начало
На
третьем этапе, начиная с
Новая
стратегия ВЭД России была разработана в середине
К
внутренним факторам добавились и внешние. Прежде всего — огромный внешний долг,
составивший на начало
Сказалась также неблагоприятная конъюнктура мировых цен на готовую продукцию и сырье в результате спада деловой активности и производства в западных государствах.
Особо следует остановиться на противодействии развитых стран Запада выходу на внешние рынки российских предприятий с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию на мировых рынках вооружения, атомной и авиакосмической продукции. Выход новых государств на международные рынки противоречит интересам давно закрепившихся на них развитых стран, поэтому сопротивление со стороны последних неизбежно. Высокая интегрированность западных государств, объединенных в ряд не только политических, но и экономических союзов и организаций, позволяет предположить и в дальнейшем высокую скоординированность этого сопротивления.
Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное место занимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкций в отношении торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран — членов ЕС, правовой основой для применения которых является присутствие России в списке стран с государственной системой торговли.
В первые годы реформы, к сожалению, не была выработана единая концепция развития внешнеэкономических связей России. Она стала складываться несколько позже, когда правительство спохватилось и начало разработку перспективной концепции. Новый механизм управления внешними связями создавался постепенно. Его создание отличала крайняя непоследовательность мер, которые в целом не формировали единую систему и нередко противоречили друг другу. Меры по обвальному открытию внутреннего рынка чередовались с жесткими административными ограничениями.
Значительной вехой в выработке единой внешнеэкономической политики государства явился Закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 7 июля 1995 г. В нем четко обозначены определяющие контуры долговременной внешнеэкономической политики страны, ясно выражена цель — защита экономического суверенитета и обеспечение условий эффективной интеграции экономики России в мировое хозяйство. Кроме того, закон определил компетенцию различных субъектов Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической деятельности на определенном уровне. В законе ясно прописаны основополагающие меры, составляющие содержание систем государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента, Правительства и Государственного таможенного комитета Российской Федерации.
Работа над созданием нового Кодекса началась давно. На некоторое время она приостанавливалась, затем возобновлялась и вот, наконец, в текущем году завершилась. Принятый Таможенный кодекс вступает в силу 1 января 2004 г.
Последнее десятилетие убедило всех в том, что таможенное законодательство касается не какой-то ограниченной прослойки общества, не какого-то отдельного сектора экономики, а непосредственно затрагивает интересы большинства российского общества. Таможенный кодекс регламентирует интересы бизнес-сообщества и граждан, пересекающих таможенную границу с самыми разными целями (туризм, гуманитарные контакты, деловые поездки и т.д.). Он касается даже тех, кто не планирует отправляться за границу, поскольку регламентирует порядок уплаты таможенных платежей, таможенное законодательство — словом, затрагивает интересы многомиллионной армии покупателей иностранных товаров. Таможенные пошлины, НДС и акцизы за ввозимые товары, будучи косвенными налогами, включаются в цену товара и, тем самым, касаются практически каждого семейного и иного бюджета российских граждан.
Наконец, следует помнить о том, что доходы, собираемые на таможне, составляют около трети всех налоговых поступлений в федеральный бюджет.
Все эти причины в их совокупности объясняют повышенный интерес общества к появлению нового Таможенного кодекса.
Существенные изменения коснулись и околотаможенного бизнеса (деятельности таможенных брокеров, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и т.д.). В новом Кодексе отказались от лицензирования этих видов деятельности и установили практику обязательной регистрации упомянутых субъектов предпринимательской деятельности в специальных реестрах. Законодатель установил перечень требований, которым должны удовлетворять такие предприниматели — российские юридические лица — для того, чтобы быть включенными в реестры. Среди требований появились и такие как внесение финансового обеспечения в пользу как федерального бюджета, так и участников внешнеэкономической деятельности; страхование бизнеса в пользу лиц, которым принадлежат товары, и др. Если заинтересованное лицо отвечает всем установленным требованиям, его автоматически включают в соответствующий реестр и оно получает право осуществлять предпринимательскую деятельность в так называемой околотаможенной сфере.
Безусловно, в рамках одной небольшой статьи не представляется возможным не только охарактеризовать все основные институты нового Таможенного кодекса, но и даже просто перечислить его новеллы. Хотелось бы еще раз обратить внимание читателей на основные направления, по которым происходит реформирование современного таможенного законодательства. Это — максимальное сближение с существующими в международной практике стандартами по таможенному делу; создание стабильных и четких правил, в соответствии с которыми участник внешнеэкономической деятельности строит свои отношения с таможней — таких правил, которые создавали бы на границе таможенный климат, благоприятный для развития бизнеса и инвестиционных процессов; наконец, эффективная защита публичного порядка и национальных интересов Российской Федерации в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Спасибо за внимание!