Всероссийский заочный финансово – экономический институт

Кафедра «Бухгалтерского учета, аудита и статистики»

Контрольная работа

по дисциплине: «Контроль и ревизия»

Вариант №11

Тема: «Федеральная налоговая служба. Функции, полномочия, обязанности, контрольные подразделения и порядок осуществления контроля»

                                                   Уфа 

                                                   2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение............................................................................................................ 2

1. Теоретическая  часть ……..  ....................................................................... 3

1.1.Федеральная налоговая служба ……..  .................................................. 3

1.2.Функции, полномочия и обязанности ФНС ……..  ............................... 5

1.3.Взаимодействие системы налоговых органов с государственными органами власти ……..  .................................................................................................... 9

2. Практическая часть................................................................................... 12

Заключение..................................................................................................... 16

Литература...................................................................................................... 17

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В нынешних условиях развития рыночной экономики функция контроля становится одной из главных в государственном управлении. Государство и его контрольные органы, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивают защиту сво­их граждан от незаконных действий предпринимателей, менеджеров; государство гарантирует сохранность собственности граждан и испол­нение обязательств, которые принимают собственники в отношении наемных работников и хозяйствующие субъекты в отношении государства и друг друга. Одним из таких органов является Федеральная налоговая служба, которая осуществляет функ­ции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисле­ния, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной про­дукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Система налоговых органов не функционирует абсолютно автономно, а тесно взаимодействует с прочими органами государственной власти. Отношения с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным направлениям: - территориальные налоговые органы – органы региональной и местной власти (главным образом, финансовые); - ФНС и МВД; - ФНС и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости – информационный обмен и т.п. Подробнее функции, обязанности ФНС и их взаимодействие с другими государственными органами рассмотрим далее в контрольной работе.

В практической части данной работы была проведена ревизия денежных средств, в результате которой был обнаружен излишек в сумме 12000 руб.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

 

Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Министер­ство Российской Федерации по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу.

В систему ФНС входят подведомственные организации.

Подведомственные организации ФНС:

- Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС России (ФГУП ГНИВЦ ФНС России);

- Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы ФНС России (ГНИИ РНС);

- Государственные лечебно-оздоровительные, образовательные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, находящиеся в ведении ФНС России.

Территориальные органы ФНС:

- управления ФНС по субъектам Российской Федерации;

- межрегиональные инспекции ФНС;

- инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления;

- инспекции ФНС межрайонного уровня.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра финансов Российской Федерации.

Руководитель Федеральной налоговой службы несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу задач и функций.

Руководитель Федеральной налоговой службы имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы.

В центральный аппарат ФНС РФ входят следующие структурные подразделения:

- Управление организации налогового контроля

- Управление крупнейших налогоплательщиков

- Управление налогообложения прибыли (дохода)

- Управление косвенных налогов

-Управление налогообложения доходов физических лиц, исчисления и уплаты государственной пошлины

- Управление единого социального налога

- Управление ресурсных и имущественных налогов

- Управление налогообложения малого бизнеса

- Управление кредитных организаций

- Управление налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции

- Управление государственной регистрации и учета юридических и физических лиц

- Управление урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства

- Управление учета и отчетности

- Управление анализа и планирования налоговых поступлений

- Управление контроля налоговых органов

- Управление международного сотрудничества и обмена информацией

- Юридическое управление

- Управление информационных технологий

- Управление безопасности

- Сводно-аналитическое управление

- Управление делами

- Управление по модернизации налоговых органов

- Управление государственной службы и кадров 

- Управление финансового обеспечения

- Управление материально-технического и социального обеспечения

- Управление организации капитального строительства.

1.2. ФУНКЦИИ, ПОЛНОМОЧИЯ И ОБЯЗАННОСТИ ФНС

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сен­тября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» определены основные функции и полномочия Федеральной налоговой службы, находящейся в ведении Мини­стерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является феде­ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функ­ции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Рос­сийской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисле­ния, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законода­тельством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной про­дукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процеду­рах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министер­ства финансов Российской Федерации и осуществляет свою дея­тельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, органами местного самоуправления и государ­ственными внебюджетными фондами, общественными объедине­ниями и иными организациями.

Служба и ее территориальные органы — управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, горо­дам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня (далее — налоговые органы) составляют единую централи­зованную систему налоговых органов.

Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полно­мочия в установленной сфере деятельности.

1. Осуществляет контроль и надзор за:

1.1.    соблюдением законодательства  Российской Федерации  о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним норма­тивных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, — за пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

-  представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

 - выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;

 - фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

 - осуществлением валютных операций резидентами и нерези­дентами, не являющимися кредитными организациями;

 - соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

 - полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

1.8. проведением лотерей, в том числе за целевым использова­нием выручки от проведения лотерей.

2. Федеральная налоговая служба с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

- организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам контроля и надзора в установленной сфере деятельности;

 - запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

- осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Службы и подведомственных организаций;

- привлекать в установленном порядке для проработки во­просов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов;

- применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профи­лактического характера, а также санкции, направленные на недо­пущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов на­ рушения законодательства Российской Федерации;

 - создавать совещательные и экспертные органы (советы, ко­ миссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

- разрабатывать и утверждать в установленном порядке об­разцы форменной одежды, знаков различия и отличия, удостовере­ний, а также порядок ношения форменной одежды.

3. Федеральная налоговая служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента  РФ  и  постановлениями  Правительства  РФ,   а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, полно­мочиями налоговых органов обладают также таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

1.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С

ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВЛАСТИ

Система налоговых органов не функционирует абсолютно автономно, а тесно взаимодействует с прочими органами государственной власти.

Отношения с прочими органами государственной власти строятся по следующим основным направлениям:

- территориальные налоговые органы – органы региональной и местной власти (главным образом, финансовые);

- ФНС и МВД;

- ФНС и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости – информационный обмен;

- ФНС и Государственный комитет Российской Федерации по статистке – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

- ФНС и Пенсионный фонд Российской Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

- ФНС и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде;

- ФНС и Фонд социального страхования Российской Федерации – при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в электронном виде.

Рассмотрим подробнее один из видов взаимодействия налоговиков с органами государственной власти - МВД и Федеральная налоговая служба.

С МВД ФНС заключила Соглашение, предметом которого является организация взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов Российской Федерации в вопросах предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства о налогах и сборах и законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, а также в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Сотрудничество Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется по следующим основным направлениям:

- выявление и пресечение противоправной деятельности организаций и физических лиц, уклоняющихся от налогообложения, в том числе осуществляющих незаконное предпринимательство;

- выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, законодательства о государственной регистрации юридических лиц, законодательства о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, а также правонарушений в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной и табачной продукции;

- предотвращение неправомерного возмещения из федерального бюджета сумм налога на добавленную стоимость;

- выявление кредитных организаций, имеющих картотеку неоплаченных платежных документов клиентов по перечислению денежных средств в бюджеты всех уровней из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах.

Стороны в пределах установленной компетенции осуществляют взаимодействие на всех уровнях в следующих основных формах:

- планирование и проведение, как совместно, так и самостоятельно по запросам одной из Сторон, мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации и предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации;

- взаимный информационный обмен сведениями, представляющими интерес для Сторон и непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- совместные экспертизы и консультации по вопросам разработки нормативных правовых актов;

- обмен опытом в целях повышении квалификации кадров, в том числе путем проведения совместных семинаров (конференций) и стажировок;

- проведение совместных исследований проблем, связанных с выявлением, предупреждением и пресечением налоговых правонарушений, и преступлений в сфере экономической деятельности.

Порядок и методы взаимодействия утверждаются отдельными приказами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения.

Для осуществления мероприятий взаимодействия в перечисленных выше формах и координации совместной деятельности на всех уровнях могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников органов внутренних дел и налоговых органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В связи со сдачей годовой отчетности за 2008 г. на предприятии ЗАО «СА-НЭКО» проведем плановую ревизию денежных средств (согласно приказу №49 Минфина РФ от 13.06.1995 "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств" и Порядком ведения кассовых операций»).

Целью данной ревизии является проверка правил хранения наличных денег, оформления первичной и вторичной учетной документации, соответствие остатка в кассовой книге фактическому остатку в кассе.

Перед началом ревизии необходимо составить «Приказ о проведении инвентаризации», в котором назначается комиссия для проведения ревизии (представители руководства, бухгалтерии, службы аудита).

Ревизия начинается с проверки учетного остатка, отраженного в отчете кассира, фактическому наличию денег в кассе. Если фактический остаток больше учетного, то в кассе имеется излишек, который должен быть признан в составе внереализационных доходов организации. В обратном случае в кассе недостача, которая должна быть взыскана за счет кассира.   По результатам ревизии составляется Акт по форме Инв-15, на основании которого в бухгалтерии делают проводки:

Дебет 50 Кредит 91-1 - на сумму излишка        Дебет 94 Кредит 50 - на сумму недостачи        Дебет 73 Кредит 94 - недостача отнесена на кассира