Лекция №3.

Целями развития оптовой торговли являются:

ü  Создание развитой структуры товародвижения, способной поддерживать необходимую интенсивность товаропотоков.

ü  Обеспечение экономии издержек обращения и высокой эффективности всей системы обращения товаров в стране.

ü  Мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для финансирования процессов товародвижения.

На всех уровнях управления оптовой торговлей необходимо предусмотреть выполнение следующих функций:

1)                        По отношению к своим покупателям: оценка потребностей в товарах и всего спроса, организация продвижения товаров от производителей в сферу обращения, преобразование промышленного ассортимента в торговый ассортимент, формирование необходимых размеров и хранение товарных запасов, кредитование, информационное и консалтинговое обслуживание своих покупателей.

2)                        По отношению к поставщикам товаров: осуществление коммерческой деятельности и воздействие на производителей доли их ориентации (в соответствии с маркетинговыми исследованиями) на потребности покупателей и выпуск необходимых товаров, использование процесса перехода прав собственности на товары в целях повышения ответственности и заинтересованности сторон в повышении эффективности товародвижения, осуществление мер по поддержке отечественных товаропроизводителей, минимизация коммерческого риска.

Виды торговых предприятий и их объединений.

В зависимости от контингента обслуживаемого населения торговые предприятия делятся на следующие группы:

1.      Предприятия, торгующие по относительно невысоким ценам, к которым относятся:

ü  Дискантные магазины (торгующие по сниженным ценам) имеют простое оформление, низкие издержки, узкий товарный ассортимент.

ü  Магазины-склады на вещественных рынках предназначены для населения с низким уровнем доходов.

ü  Уличные рынки имеют невысокие издержки на рекламу, довольно примитивны.

Опыт зарубежных стран показывает, что контейнерно-палаточные городки следует преобразовывать в торговые центры, гипермаркеты, способные за счет больших объемов оборота, быстрой оборачиваемости товара и минимизации издержек обращения продавать товары по значительно низким ценам, чем в других торговых предприятий.

2.      Универмаги, расположенные не в центре торговых зон. Обслуживают покупателей, которые имеют среднедушевой доход, соответствующий прожиточному минимуму или чуть выше его.

3.      Специализированные магазины, крупные универмаги, супермаркеты, гипермаркеты, а также магазины, находящиеся главным образом в центре торговых зон, торгующие высококачественными, дорогостоящими товарами для покупателей, среднедушевой доход которых значительно выше среднего.

В оптовой торговле сложились следующие организационно-правовые формы хозяйствования: ОАО (30%), ЗАО (13%), ЧП (18%), ООО и др. За последние годы получили развитие новые формы торговых предприятий:

1) Торговые и торгово-производственные фирмы, создающиеся как на базе местных торговых предприятий, так и самостоятельными коммерческими структурами.

2) Арендные предприятия, образующиеся путем передачи во временное пользование и за определенную плату имущества государственных торговых предприятий.

3) Акционерные общества. Крупные хозяйственные предприятия, образующиеся путем выпуска ценных бумаг на всю сумму уставного капитала. Создание такого общества возможно на базе крупных розничных предприятий.

4) Совместные предприятия (ООО, Товарищества), одним из учредителей которого является иностранный партнер, либо объединение розничных предприятий для совместной деятельности.

5) Малые предприятия на основе любых форм собственности численностью до 15 человек.

6) Ассоциации розничной торговли, представляющие собой добровольные объединения предприятий.

7) Концерны. Объединение предприятий, добровольно централизующих некоторые или все функции хозяйственного, научно-технического развития, финансовой, внешнеторговой деятельности.

8) Кооперативы, представляющие собой организации граждан, для ведения торговой или других видов деятельности.

Исходя из особенностей развития внутренней торговли и решения задачи обеспечения потребностей рынка товаров народного потребления, поиска новых форм хозяйственных связей в оптовом звене торговли должны получить развитие 2 основных группы оптовых предприятий:

1)      Крупные оптовые структуры общенационального, федерального и межрегионального масштаба, оптовые предприятия 1 уровня.

2)      Оптовые предприятия регионального уровня.

Потребителями предприятий 1 уровня могут быть самостоятельные оптовые организации, крупные розничные структуры и их объединения. Основным звеном оптовой торговли должны стать предприятия 2 уровня.

Структура оптовых предприятий.

1)      Самостоятельно хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на оптовой торговле предприятия, осуществляющие полный комплекс закупочно-сбытовых операций с переходом к ним права собственности на товар.

2)      Посреднические оптовые структуры, не использующие, как правило, в своей деятельности перехода к ним права собственности на товар (предприятия-брокеры, торговые агенты и т.д.)

3)      Организаторы оптового оборота, абсолютно не работающие с товаром (ярмарки, товарные биржи и т.д.)

Из указанных трех видов оптовых структур основными являются самостоятельно хозяйствующие субъекты, специализирующиеся на оптово-торговой деятельности. Они представлены, как специализированными на отдельных группах товаров, так и универсальных товарах. Могут использовать различные методы обслуживания клиентов, предоставляя им виды оптовых услуг.

Согласно Гражданскому Кодексу коммерческие организации в целях координации предпринимательской деятельности, а также предоставления и защиты имущественных интересов могут по договоренности между собой объединяться в некоммерческие организации. В нашей стране получили развития такие формы объединений, как торговые лиги, торгово-промышленные палаты, специализированные торговые союзы.

Основные их задачи:

ü  защита интересов внутренней торговли;

ü  разработка концепций ее развития;

ü  изучение и распространение отечественного и зарубежного опыта.

Монополизация в отраслях торговли.

Старейшие монополии – картели и синдикаты. Современная форма – торговые концерны. Картели – гласные и негласные соглашения группы близких по профилю предприятий об объемах производства и продажи, ценах и рынках сбыта товаров. Они призваны ограничивать конкуренцию среди участников соглашения и противостоять внешней конкуренции. Наиболее широкое распространение получили 3 вида картелей:

1)      Картели, образованные функционирующими монополиями (соглашение о рынках сбыта,  сотрудничество в области электронной обработки информации, а также редко исполняемые ценовые соглашения).

2)      Отраслевые союзы предпринимателей, связанные с защитой и представительством отраслевых интересов, оказанием консультационной помощи и т.д.

3)      Соглашение между торговыми монополиями и мелким торговым капиталом, например, контрактные соглашения, типа франчайз, призванные ограничивать масштабы разорения мелких торговых предприятий.

4)      Синдикаты, создающиеся торговыми предприятиями в виде закупочных организаций для осуществления совместных оптовых закупок товара.

  

Экономическое обоснование, создание и ликвидация предприятия.

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) – это экономическое и финансовое исследование возможности и целесообразности создания предприятия. В зависимости от требований точности обоснований может быть проведено несколько этапов обоснований от укрупненных до детальных.

По рекомендации международной организации ЮНИДа ТЭО должно содержать следующие разделы:

1.      Общие исходные данные при создании предприятий.

2.      Структура производства товаров.

3.      Рынок и производственная мощность предприятия.

4.      Материальные ресурсы.

5.      Место размещения и площадки предприятия.

6.      Технологическая разработка.

7.      Организация управления на предприятии.

8.      Кадры.

9.      Экономическая оценка проекта (расчет стоимости основного и оборотного капитала, предполагаемые издержки, предполагаемая величина прибыли и так далее).

10.  Осуществление проекта.

ТЭО делается, если предприятие довольно крупное и внедрение проекта потребует вложения большого денежного капитала. У нас помимо (вместо) ТЭО разрабатывается бизнес-план. Если предполагается открыть небольшое предприятие, то составляются некоторые пункты, части ТЭО или ограничиваются одним бизнес-планом. Во время выбора и обоснования организационно-правовой формы будущего предприятия, подготовки учредительных документов, государственной регистрации необходимо определить величину уставного и резервного капитала. Резервный капитал обязателен для АО.

Уставный капитал характеризует в стоимостной форме минимальный размер денежных средств, имущественных прав и интеллектуальной собственности, принадлежащих предприятию. Другими словами он представляет собой общую денежную оценку средств предприятия и является одним из основных источников собственных средств, идущих на формирование основного и оборотного капитала. Уставный капитал свидетельствует о возможностях об имени фирмы, о размерах, размахе предпринимательской деятельности.

При формировании и установлении размеров уставного капитала перед учредителями стоят определенные экономические проблемы. С одной стороны вроде бы нужно установить большую величину, с другой стороны его необходимо оплатить, но сможет ли предприятие это сделать.

Точной методики установления оптимального размера уставного капитала нет. Во многих странах регламентируется минимальный размер уставного капитала (для сокращения возьмем РУК).

1.      РУК для АО, ЗАО численностью работников до 50 человек, для предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, государственных муниципальных предприятий должен быть не менее суммы равной десятикратному размеру минимальной заработной платы.

2.      Размер уставного капитала предприятий и других организационных форм должен быть не менее суммы стократного размера минимальной заработной платы.

Первоначально уставной капитал формируется за счет вкладов учредителей по следующим видам:

  1. В виде денежных средств ( в рублях и конвертируемой валюте).
  2. В виде материальных ценностей или имущества (здание, оборудование, машина).
  3. В виде ценных бумаг.
  4. В виде имущественных прав (право пользования землей, ресурсами).
  5. В виде нематериальных активов (патенты, товарные знаки и тому подобное).
  6. В виде интеллектуальной собственности (знание, опыт, деловые связи).

Оценка вклада в уставный капитал в форме имущества, ценных бумаг, имущественных прав, нематериальных активов и интеллектуальной собственности принимается совместным решением учредителей по рыночным ценам. Если по этой цене сумма вклада получится более 200 минимальных зарплат, то необходимо подтверждение независимых экспертов. К моменту государственной регистрации предприятия должно быть оплачено не менее 50% заявленного первоначального уставного капитала путем перечисления н его расчетный счет. Вторая часть уставного капитала оплачивается в течение первого года предпринимательской деятельности. В случае неоплаты по истечению года необходимо перерегистрировать размер, исходя из оплаченной величины.

В процессе предпринимательской деятельности предприятие может увеличивать или уменьшать свой уставный капитал. Увеличение уставного капитала идет после полной оплаты первоначально заявленного капитала путем выпуска новых акций или повышения их номинальной стоимости.

Если это АО, то на величину его уставного капитала должны быть выпущены простые или обыкновенные акции. Они должны быть распределены между учредителями пропорционально к их общему индивидуальному вкладу в уставный капитал, выраженному в денежной форме.

Номинальная или нарицательная стоимость одной акции должна быть не менее 10 рублей и кратной 10.

Во время вторичной и последующих эмиссий акций разрешается их первично продавать, если уставный капитал АО больше 10 минимального ее размера.

Рассмотрим формирование первоначального устава предприятия и пакета акций учредителей на условном примере.

Пример: создается ЗАО ТПА. Центр подготовки аудита. Его учредители – 10 физических лиц и 1 юридическое лицо.

Таблица формирования первоначального уровня капитала ЗАО ТПА.

Учредители

Вид вклада

Величина в

Взносы в %

Количество полученных акций

Руб

%

До регистрации

После регистрации

Иванов

Денежный

60000

20

Аудитова

Денежный

40000

13,33

Петров

Имущественный

(компьютер)

5000

1,67

Рублева

Имущественный

(легковой автомобиль)

20000

6,67

Сидоров

Конвертируемая валюта

12000

4

Медведев

Интеллектуальный вклад

7000

2,67

Денежный

1000

Банк. Юридическое лицо

Денежный

150000

Ценные бумаги

5000

Собрание учредителей определило номинальную стоимость акции 100 рублей и внесли первоначальный взнос до регистрации 150000. В течение первого года необходимо оплатить еще 50000. Для подсчета нужно воспользоваться формулой: общее число акций равно уставному капиталу деленному на стоимость одной акции.

Помимо уставного капитала определяется величина резервного капитала. Она оговаривается в учредительных документах и должна быть не менее 15% от величины уставного капитала и обычно не более 25%.

Перечисление денежных средств в резервный капитал осуществляется в течение нескольких лет. Размер ежегодно до 5% от балансовой прибыли, но не более 50% от налогооблагаемой прибыли.

Смета затрат на создание предприятия в общем виде включает следующие статьи расходов:

Наименование расходов

Сумма в рублях

1. Подготовка учредительных документов, оплата консультации специалистов и так далее.

10 минимальных зарплат.

2. Сбор за государственную регистрацию.

10 минимальных зарплат

3. Прочие расходы, связанные с регистрацией предприятия. Изготовление печатей, штампов и так далее

Не менее 5-7 минимальных зарплат.

4. Закупка оборудования, приборов и другой техники.

5. Закупка инструментов, инвентаря, мебели.

6. Покупка транспортных средств

7. Покупка недостающих платежей, их первоначальный ремонт, зарплаты на перегруппировку.

8. Затраты на проведение экспертизы, получение товарного сертификата, получение лицензии.

9. Покупка оргтехники. Кассовые аппараты, средства связи, компьютеры.

10. Затраты на охранную и пожарную сигнализацию.

11. Затраты на рекламу.

12. Затраты на первичную подготовку кадров.

Далее необходимо определить все источники финансирования (собственные или заемные). В обосновании создания предприятия необходимо показать состав и формирование имущества предприятия.

Имущество

На каких правах поручено

Единица измерения

Количество в натуральном выражении

Цена за 1 материала

Стоимость

Земля

Долгосрочная рента

м2

500

Здание

Вклад в уставный капитал

м2

Нематериальные активы

Уставный капитал

Оборудование

Приобретенная собственность

Порядок образования и ликвидации предприятия регулируется соответствующим законодательством. Основные экономические аспекты этих процедур заключаются в следующем:

1.      Разработка и утверждение учредительных документов в которых указывается величина основного и резервного капитала и другие учредительные вопросы.

2.      Открытие расчетного счета в коммерческом или некоммерческом банке.

3.      Получение лицензии на определенные виды предпринимательской деятельности.

4.      Регистрация в налоговых и других государственных органах.

5.      Решение организационно-экономических вопросов, связанных с обеспечением нормальных условий предпринимательской деятельности, подбор персонала, лизинг.

6.      Проведение ТЭО, составление бизнес-плана.

Прекращение деятельности предприятия, если оно не нарушает законодательства и инструкций, обычно происходит по экономическим причинам, таким как некомпетентное управление бизнесом, недостаточное знание рыночной конъюнктуры.