АППАРАТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ  УПРАВЛЕНИЕ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК

Использование биржевых механизмов

реализации сельскохозяйственной продукции

(по материалам заседания Общественного экспертного

совета по банковскому законодательству)

№6 (73)

март

Москва

1998 г.

13 марта 1998 года в Совете Федерации состоялось очередное заседание Общественного экспертного совета по банковскому законодательству на тему: "Использование биржевых механизмов реализации сельскохозяйственной продукции", подготовленное Информационно-аналитическим управлением Аппарата Совета Федерации.

В заседании Общественного экспертного совета приняли участие представители  Аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы, руководители государственных коммерческих, сельскохозяйственных и торговых организаций, представители кредитных учреждений, связанных с агробизнесом.

В настоящем Аналитическом вестнике публикуются материалы подготовленные к данному заседанию, выдержки из выступлений участников заседания и рекомендации, принятые по результатам дискуссии.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Использование биржевых механизмов реализации сельскохозяйственной продукции

3

Из выступлений участников заседания

9

Историческая справка

32

Рекомендации заседания Общественного экспертного совета

35

Использование биржевых механизмов

реализации сельскохозяйственной продукции

12 марта 1998 года в Совете Федерации проходило заседание Общественного экспертного совета по банковскому законодательству,  посвященное очень важной и жгучей проблеме - восстановлению и развитию отечественного сельскохозяйственного производства. Восстановление сельскохозяйственного производства можно начать с составления грандиозных планов, а можно начать с малого, но достаточно эффективного дела, которое поможет оздоровить финансовую сферу села на основе увеличения товарооборота между “городом” и “деревней”. Такой подход, в конечном счете, позволит оживить в целом всю экономику (достаточно вспомнить НЭП 20-х годов), а это сейчас одна из приоритетных задач.

                                   

                                        *        *        * 

1. Отставание в развитии аграрной сферы в значительной мере вызвано отсутствием финансовых средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Денежные средства, находящиеся в распоряжении сельскохозяйственных предприятий, не обеспечивают нормальных условий воспроизводства. Основную их часть составляют поступления от реализации продукции, работ и услуг: более 70% в 1995 году и почти 2/3 - 1996 году. В структуре выручки от реализации на протяжении 1992-1995 годов устойчиво росла доля издержек: с 60% до 95%.  В 1996 г. издержки превышали выручку на 20%. Большая часть  денежных средств расходуется на возмещение материальных затрат производства и оплату труда, среди которых значительное место занимают затраты на реализацию продукции и транспортные расходы (30%).

О нестабильности финансового состояния  сельскохозяйственных предприятий свидетельствует также  рост их дебиторской и кредиторской задолженности. С 1994 по 1997 год дебиторская задолженность выросла в 4,6, а кредиторская - более чем в 10 раз. При этом кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 3,5 раза. К концу 1997 года 90% сельскохозяйственных предприятий имели просроченную задолженность по оплате труда своих работников.

Такое положение дел рождает у сельскохозяйственных товаропроизводителей чувство безысходности. Получается, что они работают практически только на погашение долга.

От этого пропадает мотивация к труду, сельчане начинают сосредотачивать свое внимание на  подсобном хозяйстве. Как следствие сокращается  объем производимой продукции. Достаточно сказать, что объем валовой продукции сельского хозяйства, сократился за последние четыре года почти на 14 трлн. рублей в сопоставимых ценах. Причем это касается всех групп сельских товаропроизводителей.

2. Одной из главных причин такой  ситуации является  неудовлетворительно функционирующая система сбыта сельхозпродукции.     В 1997 году состояние рынка сельскохозяйственной продукции характеризовалось дальнейшим сокращением объемов продажи продукции для государственных нужд при одновременном расширении ее реализации по свободным каналам сбыта. То есть практически каждый производитель самостоятельно вынужден заниматься сбытом своей продукции, что часто приводит к товарным и финансовым потерям, росту издержек производства, а, в конечном счете, снижает товарность сельскохозяйственного производства.

По свободным каналам сбыта в 1997 г. было реализовано 76% зерна, 73% овощей, 60% скота и птицы.

При этом, сегодня только 28% сельскохозяйственных предприятий и 22% фермерских хозяйства имеют гарантированный выход на местный оптовый рынок. Поставка своей продукции в другие регионы большинству сельхозпредприятий просто не под силу.

Статистические данные и социологические опросы показывают, что население уже однозначно сделало выбор в сторону отечественной продукции. Однако на рынке, особенно в больших городах по-прежнему преобладает импортное продовольствие. Причина - отсутствие стабильной системы сбыта отечественной сельхозпродукции.

В 1997 году Центром экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации был проведен анкетный опрос ведущих специалистов сельского хозяйства экономических ведомств и научно-исследовательских организаций субъектов Российской Федерации “О состоянии аграрного сектора экономики в 1996 году и путях преодоления кризисных явлений”, в котором среди пяти приоритетных направлений по преодолению кризисных явлений в сельском хозяйстве была выделена необходимость формирования структур, занимающихся сбытом сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, назрела необходимость создания такой товаропроводящей сети, которая с одной стороны учитывала бы интересы и финансовое состояние сельхозпредприятий, а,  с другой стороны, могла бы эффективно функционировать  на основе высокого платежеспособного спроса на отечественную продукцию в отдельных регионах и соответственно складывающихся цен.

 Такая товаропроводящая структура реально смогла бы увеличить товарообмен между “городом” и “деревней” со всеми вытекающими отсюда положительными сдвигами в экономике регионов.

3. Проблему сбыта стандартной сельхозпродукции, а таковой является ее значительная часть может решить создание системы товарных бирж.

В настоящее время из множества товарно-фондовых бирж, действовавших в 1990-91 годах, уцелели единицы, которые в основном работают с ценными бумагами. Если говорить строго, то биржи 1990-1991 годов не были биржами в подлинном смысле этого слова, цель их заключалась в обходе государственных цен, а не организации оптовой торговли как таковой.

В общих чертах можно предложить такую схему. В систему товарной биржи входят: 1) торговая площадка с главным офисом (собственно “биржа”), находящаяся в крупном промышленном центре; 2) биржевые склады в близлежащих областях, которые обеспечивают приемку товара одновременно с его сертификацией, сохранность продукции и ее отгрузку по предъявлении складского свидетельства; 3) уполномоченный банк, через который совершаются расчеты участников биржевой торговли.

Особенностью данной схемы является то, что она, с одной стороны, имеет разветвленную структуру, а с другой имеет дело с реальным товаром.

4. Именно сельхозпроизводителю способ реализации продукции через биржу предоставляет наибольшие выгоды. Реализация через биржу, избавляя производителя от изнурительного поиска покупателя и значительных дополнительных издержек, гарантирует сбыт доставленной продукции.

Биржа дает производителю возможность, не покидая пределов своего района, реализовать продукцию по ценам крупного индустриального центра, которые, как правило, выше, чем в глубинке. Так цены на некоторые виды сельскохозяйственной продукции в субъектах Российской Федерации с максимальной и минимальной стоимостью (в том числе между регионами Европейской части России) различаются в несколько раз. Например, по некоторым видам овощей и молочных продуктов в 1997 году цены различались от 5 до 8 раз, отдельным видам хлебобулочных изделий - от 4 до 9 раз.

 Важно отметить, что комиссионный процент биржи существенно ниже, чем прибыль посредника, который скупает товар в провинции и реализует в крупных городах. Таким образом, существенная часть разницы в ценах крупного центра и провинции попадет товаропроизводителю и может быть им направлена на воспроизводственный процесс.

Выгода покупателя состоит в том, что покупка через биржу гарантирует соответствие товара определенному стандарту качества, а также снимает вопрос о том, где и у кого закупать необходимую качественную продукцию.

Роль уполномоченных банков на первом этапе развития данной системы сбыта сельхозпродукции будет состоять в четком обеспечении сделок по их купле-продаже.

5. Содействуя реализации такой схемы товародвижения, администрации субъектов Российской Федерации, во-первых, смогут в целом оживить  экономику своих регионов, во-вторых, восстановят и расширят межрегиональные связи, в-третьих, увеличат налогооблагаемую базу местных бюджетов, в-четвертых, создадут новые рабочие места, в-пятых, легализуют движение сельскохозяйственной продукции, тем самым обеспечат возвратность финансовых средств сельскохозяйственному производителю.

  Учитывая, что внедрение данной схемы на первом этапе будет затруднено из-за уже сложившейся системы и будет встречать сопротивление со стороны различных структур, в том числе криминальных, необходимым условием успеха рассматриваемого проекта является политическая и организационная поддержка администрации субъектов Федерации (для начала 2-3). Такая поддержка должна выразится, в первую очередь, в подготовке и издании пакета нормативных документов главы администрации, дающего соответствующие поручения местным органам. При этом следует подчеркнуть, что данные документы не должны предоставлять какие-либо привилегии, а должны оградить от бюрократических препонов.

Для успешной реализации данной схемы очень важно, чтобы руководство субъекта Федерации ориентировало местных сельхозпроизводителей (а соответственно, руководство города, где расположена торговая площадка, - покупателей) на сотрудничество с биржей.

Из выступлений участников заседания

 А.Ф.ВЛАСОВ - президент АО “Российская биржа”

Публичные аукционы - основа формирования справедливой цены и минимизации прибыли посредников биржевой торговли. Взаимодействие продавцов и покупателей формирует цену. Такие аукционы удобнее всего проводить на товарных биржах. Они  существуют с 1990 года, имеют подготовленный штат сотрудников, необходимые функциональные связи.

История российских товарных бирж такова, что, начиная с  1991 года продажи осуществлялись на уровне квот на определенные товары, затем, в 1993 году, объектом биржевых торгов стала гуманитарная помощь.  Сегодня - это тоже квоты на отдельные виды товаров (например, ковры, продажа иномарок министерств и ведомств, товары, конфискованные таможней).

Схема работы биржи следующая. На продажу выставляется товар. В случае, когда цена устраивает и покупателя и продавца, заключаются соответствующие договора. Биржа гарантирует исполнение всех сторон договора. В случае если одна из сторон нарушает условия договора, биржа вправе наложить штрафные санкции на нарушителя договора в размере 15-20% от суммы сделки. Очевидно, что биржа может это гарантировать только в том случае, если в момент совершения сделки и у продавца, и у покупателя, внесены залоги, равные 15% стоимости реализуемого товара. Таким образом, через аукцион, либо через биржу заключаются вполне реальные сделки по купле-продаже товаров, так как  15 или 20%  - достаточно серьезные штрафные санкции для того, чтобы сделка была доведена до конкретного результата.

Несколько слов по биржевому складу. В данном случае биржевой склад не является постоянным местом хранения произведенной сельхозпродукции. Биржевой склад является  точкой, посредством которой можно отследить обязательства продавца, который привез зерно, и обязательства покупателя, который это зерно вывез.

Проблема сертификации товаров, предложенных на продажу. Сертификация должна производиться в специальных лабораториях. Отсутствие жестких стандартов не дает возможности качественно производить оценку товаров. Сегодня существуют ряд лабораторий, которые могли бы достаточно качественно сертифицировать товар, например, зерно. При проработке вопросов организации биржевой торговли можно было бы предложить программу, согласно которой биржи могли бы за счет своих средств приобрести несколько таких лабораторий.

Вопрос о цене продаваемой продукции стоит очень остро. Себестоимость выпускаемой сельскохозяйственной продукции достаточно высокая. На биржу поступают предложения из регионов о подаче заявки на продажу по определенной ими цене, и она может быть выше рыночной. Реализовать такую продукцию крайне сложно или, что наиболее вероятно, невозможно.

Все финансовые операции, проводимые через биржу осуществляются только в денежной форме. Таким образом, опасность оплаты различными денежными суррогатами отсутствует.

Проблемы с подготовкой и проведением аукционов на сегодня не существует. Все биржи связаны со средствами массовой информации, имеют выход в Интернет (свои странички или сервер в Интернете) и возможность размещения предложений на покупку или продажу.

Вторая проблема это так называемый срочный рынок. Пример, сельхозпредприятие обращается к банку с просьбой прокредитовать будущий урожай. Понятно, что рентабельное сельхозпредприятие сдаст урожай в запланированных объемах. Через определенный промежуток времени встанет вопрос о реализации урожая на рынке по конкретным ценам. Возникает вопрос определения перспективной цены урожая, цены через 2 или 3 месяца. Это достаточно важный вопрос для налаживания механизма кредитования сельскохозяйственных предприятий и работы с ценами на рынке. Для этого существует, срочный рынок или рынок фьючерсных контрактов. Это значит, что если, например, сельхозпредприятие продало по контракту 20 тыс. тонн пшеницы, зафиксировав цену сентября, то в сентябре за проданный товар оно получит эти деньги.

Вступает в действие механизм гарантий биржи, связанный с залоговой системой. Сейчас на Российской бирже срочный рынок работает по ценным бумагам и его емкость, то есть ежедневный оборот, примерно 200-250 миллионов долларов в день. Точно такой же рынок может работать по сельхозпродукции, по стандартизованной, нормально разворачивающейся схеме.

В заключение несколько предложений по вопросам деятельности Совета Федерации, касающимся обсуждаемой проблемы. Необходимо более четко законодательно закрепить нормы, запрещающие существующие ограничения на вывоз продукции из регионов.

Считаем важным в рекомендации заседания включить пункт о том, чтобы подготовить обращение к губернаторам, заинтересованным в реализации данного проекта. Призвать их рекомендовать товаропроизводителям своего региона продажу сельхозпродукции на публичных и гласных торгах через биржи и одновременно решать вопросы с биржевыми складами. Важно также, чтоб руководители регионов способствовали заключению договоров с элеваторами, которые должны будут принимать зерно на хранение для осуществления поставки по заключенному биржевому контракту.

Г.Я.ЕЛИСТРАТОВ - заместитель руководителя департамента продовольствия правительства Москвы

 

В обязанности департамента продовольственных ресурсов правительства Москвы входит оптовый завоз и обеспечение Москвы необходимыми видами продовольствия. В прошлом году через департамент в Москву поступило продовольствия на 16 трлн.рублей. В этом году, по нашим расчетам, придется обеспечить завоз продовольствия примерно на 20 млрд. деноминированных рублей. Что касается отдельных видов продукции, мы вынуждены завозить в Москву сегодня свыше 700 тысяч тонн мяса ежегодно, 1 млн. 200 тыс. тонн зерна, 500 тысяч тонн сахара.

Проблема реализации сельскохозяйственной продукции в России существует. Сегодня не работает с населением потребкооперация. Учитывая сложившиеся обстоятельства, начиная с 1993 года, правительство Москвы вплотную занялось созданием новой системы продовольственного обеспечения Москвы. Уже в течение трех лет сбоев в снабжении населения продовольствием нет. Насыщенность торговых предприятий необходимыми продовольственными товарами оценивается сегодня в 98%.

В плане обмена опытом хочу сказать, что с 1993 года два раза в год начали проводиться постоянные ярмарки товаропроизводителей со всех регионов России и стран СНГ. Однако существуют и свои трудности. В первую очередь это низкая дисциплина выполнения договорных обязательств. Московский продовольственный ярмарочный центр ориентирован на работу с регионами России. Здесь можно получить различного рода информацию об участниках торгов, ценах на товары и т.д. Нами проведено  около 40 выставок-ярмарок. До начало этого года такого рода выставки-ярмарки принесли городу товаров на сумму 2,3 трлн. рублей, сразу поступивших в торговую сеть.

В регионах России создано сегодня 10 дочерних предприятий “Моспродконтракта”. Однако опыт работы показал, что товаропроизводители не нуждаются в услугах региональных посредников. Поэтому вероятнее всего представительства на местах придется ликвидировать.

Создание оптовых продовольственных рынков сейчас является приоритетным направлением деятельности правительства Москвы. К 2005 году по решению правительства Москвы таких рынков в городе будет 16 со всей необходимой для работы инфраструктурой. Форма работы будет наиболее приемлемой и доступной для товаропроизводителя: он либо сам сможет продавать свой товар, либо реализовывать его оптом.

С 1997 года восстановлена работа нашей зерновой биржи, где торги проводятся ежеквартально. Последние торги были 11 марта этого года, нами было закуплено 150 тысяч тонн зерна (в общей сложности за все время торгов правительством Москвы было закуплено около 400 тыс. тонн зерна). Активность на торгах была очень высокая, участвовало в общей сложности 33 представителя из регионов России, стран СНГ.

Причина успеха зерновой биржи заключается, на наш взгляд, во-первых, в том, что, как принято сегодня говорить, биржевая торговля стала прозрачной (дана возможность участвовать всем, кто сделал заявку); во-вторых, под жесткий контроль поставлено выполнение сделок и контрактов (при нарушении сторонами договорных обязательств от дальнейших торгов отстраняется виновный).

Сегодня стоит вопрос о проведении аналогичной работы по закупкам картофеля и плодоовощной продукции. Основная идея заключается в том, чтобы заявки на торги регистрировать до посевной, тем самым выявляя товаропроизводителя на поставку конкретной продукции. Нарушение договоренностей - один из наиболее неприятных моментов. Из-за отсутствия дисциплины поставок Москва вынуждена держать постоянно обновляемые запасы продовольствия на 2-3 месяца (мяса на два месяца, масла - на три, зерна - на четыре). На это приходится идти, чтобы удержать рост цен.

Еще одна проблема связана с превышением спроса над предложением. В целом по России эта тенденция достигает 18-25%. Уровень потребления основных продуктов питания во многих регионах сегодня на критической отметке. Решение в реанимировании производства. Москва пошла по пути максимальной поддержки регионов России, прежде всего, тех, которые ближе к Москве. Им выделяются определенные финансовые ресурсы в январе с тем, чтобы в августе-сентябре получить нужную продукцию. В прошлом году на эти цели было направлено 400 млрд. рублей. В этом году уже за 2 месяца ушло больше 100 миллионов рублей на поддержку такого производства.

Дальше. Мы вошли с инициативой в Правительство Российской Федерации с тем, чтобы в этом году разработать программу поддержки отечественного товаропроизводителя, который будет поставлять продукцию в Москву. Например, в Москве собирались птицеводы России. Нами выдвигались следующие условия: Правительство Москвы финансирует производство, а прирост остается Москве.

В заключение хочется сказать, что поставленная сегодня тема биржевой торговли носит актуальный характер. Надо искать пути решения. Над рекомендациями надо очень серьезно поработать. Рынок, сам по себе ничего по местам не расставил, на что теоретически надеялись. Нам надо самим расставлять на этом рынке все, что требуется.

А.Б.ГОНЧАРОВ - начальник отдела товарных рынков АО "Российская биржа"

Развал действовавшей в СССР системы сбыта сельскохозяйственной продукции породил ряд проблем, которые не решаются автоматически при внедрении в экономике рыночных механизмов.

Однако многие из этих проблем можно решить, используя механизм биржевой торговли, который за восемь лет своего существования не только доказал свою высокую эффективность, но и значительно трансформировался и уже совсем не похож на те малоцивилизованные формы, которые он имел при своём зарождении.

В настоящее время именно биржи могут предложить сельхозпроизводителям то, чего им очень не хватает - информацию о реальных рыночных ценах на производимую ими продукцию и связь с потенциальными покупателями. Отсутствие информации приводит к тому, что они отдают свою продукцию по заниженным ценам или вообще не могут продать её. Очевидно, что здесь необходим механизм публичного и гласного ценообразования, механизм доведения цен до производителей, механизм расширения числа посредников, конкурирующих за сельхозпроизводителя. Наилучшим образом решает эти задачи биржевая торговля.

Выход сельхозпроизводителей на биржевые рынки сопряжён с рядом проблем. Биржевая торговля предполагает гарантированное наличие сертифицированного товара на складе, откуда покупатель вывозит товар на основании биржевого контракта. Решением этой проблемы было бы создание сети складов, на которые производители сдают свою продукцию и тут же, на складе, сертифицируют её, а биржи заключали бы договоры с этими складами о признании биржами выдаваемых этими складами складских расписок и о признании самими складами заключаемых на биржах контрактов в качестве основания для выдачи товаров покупателям.

Кроме того, необходим посредник, работающий на местах с сельхозпроизводителями, которым самим, как правило, просто некогда заниматься сбытом. Такой посредник, имея головную контору в областном или районном центре, уже мог бы самостоятельно связываться с биржевыми брокерами, либо напрямую выходить на биржевые торги через удалённый терминал, становясь сам брокером. И если бы местные власти взяли на себя труд по созданию условий для развития этой сферы деятельности и по контролю за её работой, то можно было бы решить последнюю проблему продавцов, да и покупателей сельхозпродукции - проблему финансовых гарантий.

Биржи давно уже освоили механизмы работы, позволяющие им выступать в качестве гарантов исполнения обязательств брокеров по договорам купли-продажи. Но при этом брокеры, а на самом деле стоящие за ними реальные покупатели и продавцы обязаны вносить на биржи залоги, обеспечивающие финансовую сторону гарантий. Этими залогами являются либо деньги, либо ценные бумаги - государственные, корпоративные и т.д. Понятно, что сельхозпроизводители не могут выставить таких залогов, а землю, поскольку она не является частной собственностью, в качестве залога принимать нельзя.

И здесь именно местные власти могли бы помочь решить эту проблему. Большинство бюджетных средств держится в крупных банках, гарантии которых могут принимать биржи в обеспечение обязательств поставщиков сельскохозяйственной продукции. При этом вопрос о том, на каких условиях банки будут выдавать такие гарантии, решается отдельно в каждом случае. Контролируя через местных посредников как сельхозпроизводителей, так и склады готовой продукции, местные власти могли бы выступать по сути в качестве гарантов биржевых операций своих наиболее надёжных сельхозпроизводителей.

Особо стоит отметить, что для выполнения задачи сбыта сельхозпродукции не требуется создавать новую сеть товарных бирж, поскольку на начальном этапе работы вполне хватит работающих сейчас биржевых брокеров, а в дальнейшем, при успешном развёртывании программы, их количество будет увеличиваться за счёт местных посреднических фирм.

В.П.ГАВРИЛОВ - старший научный сотрудник Центра социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН

Нам представляется, что создание системы товарных бирж действительно поможет решить проблему сбыта сельскохозяйственной продукции и эту идею следует реализовать. Вместе с тем, необходимо обеспечит правовую защищенность сельхозпроизводителей (продавцов) и покупателей с тем, чтобы исключить превращения товарных бирж в спекулятивные организации. Должна быть обеспечена своевременность получения сельхозпроизводителем денег от продажи продукции на торгах. Следует обязать биржу предоставлять сельхозпроизводителю всю необходимую информацию о ценах реализации его продукции и в договоре заранее оговорить величину комиссионных.

При создании системы биржевой торговли следует учитывать, что она не должна подменять государственную систему закупок сельхозпродукции и другие формы ее реализации.

В.П.ЧЕРНОГОРОДСКИЙ - генеральный директор ЗАО ИФК “Оптимум-финанс”

Фонд развития регионов, безусловно, будет приветствовать развитие всех организованных форм торговли, продажи, закупки сельскохозяйственной продукции. И одной из целей нашей программы является активное привлечение региональных властей к решению вопросов регулирования торговли, реализации сельскохозяйственной продукции. На данном этапе развития нашей экономики наиболее актуальным становится выполнение взятых на себя обязательств продавцов и покупателей.

Безусловно, мы поддерживаем и будем поддерживать развитие биржевой торговли. Бурное развитие бирж в начальный период реформ было продиктовано интересами формирования легальных цен. Одной из причин, повлиявших на биржевую торговлю, явилось отсутствие оборотных средств. Сегодня отсутствие оборотных средств является основным препятствием торговли. Хозяйства идут на бартер, на замену зерна нефтепродуктами, удобрениями и так далее. Это происходит из-за того, что нет надежного платежеспособного продавца.

И если вернуться к истории и использовать опыт Москвы, нужно продумать вопросы встречной торговли на бирже. Хозяйство предлагает свой товар и заказывает то, что ему необходимо.

Это могло бы ускорить оборачиваемость средств и заинтересовать сельхозпроизводителя тем, что на бирже он может продав товар, сразу приобрести необходимую в хозяйстве продукцию.

Складирование реализуемой продукции для бирж - проблема на сегодня достаточно сложная. Приобретение и содержание, например, элеваторов представляется очень дорогим для биржи механизмом. Биржа, как нам кажется, должна реализовывать только присущие ей функции, т.е. организацию торгов.

Но, тем не менее проблема продажи реального товара остается. И здесь большая роль принадлежит региональным властям, которые должны контролировать процесс и допускать к торгам тех товаропроизводителей, которые являются способными выполнить свои обязательства.

Следующая проблема. Сложившаяся в силу своих специфических особенностей система не устраивает сейчас ни производителей, ни потребителей. Поэтому, если развивать более цивилизованные методы торговли, в материалах это упоминалось, будут ущемляться совершенно конкретные интересы. Скорей всего это интересы посредников, так как они поделили рынок сбыта, регионы. Необходимо законодательными методами защитить цивилизованные методы торговли.

Сегодняшнее совещание - первый шаг, который Совет Федерации сделал по длинному и тернистому пути, но по этому пути нужно идти, потому что альтернативы я не вижу.

И.Л.БУБНОВ - директор НИИ Банка России

Биржевой механизм является составной частью любой рыночной экономики. Товарная биржа - это наиболее рациональный и экономичный рынок, который позволяет снижать издержки, связанные с услугами посредников. Для сельского хозяйства и агропромышленного комплекса в целом организованный рынок (в данном случае посредством биржи) должен принести большую пользу.

Свое выступление хотелось бы сосредоточить вокруг финансово-кредитной стороны рассматриваемой проблемы. В схеме биржевого механизма, занимающегося реализацией сельскохозяйственной продукции, должен стоять банк. Однако создание специализированного биржевого банка, на мой взгляд, не целесообразно. Тем более, что на практике уже был такого рода банк и финал его деятельности всем известен.

Мне представляется, что существует несколько вариантов решения проблемы. Первое, это то, что банк должен быть надежный, адаптированный к особенностям сельского хозяйства и условиям регионального биржевого механизма. Сегодня реально такого банка нет. Те банки, которые работали в регионах, сегодня превращаются в филиалы столичных банков (87% активов региональных банков сосредоточено в Москве, более 45% банков по численности - тоже расположены в Москве). Поэтому выход, вероятно, в том, чтобы все элементы инфраструктуры биржевого механизма находились в единых кооперативных руках. В качестве рекомендаций хотелось бы внести предложение о принятии закона о сельскохозяйственной кооперации, проект которого уже поступил в Совет Федерации и Центральный банк Российской Федерации.

В.М.ИВАНОВ - вице-президент Межреспубликанской универсальной товарной биржи г. Москвы

Хотелось бы остановиться на рассмотрении законодательной базы работы биржи. На сегодня в России существует несколько десятков товарных бирж, имеющих право официальной работы.

В 1991 году, когда Межреспубликанская универсальная биржа организовывалась постановлением Правительства СССР на базе Госснаба СССР, было около трех тысяч зарегистрированных бирж. Сегодня существует тенденция к превращению товарных бирж в торговые дома. Причина в том, что выжить по тем канонам, которые сегодня законодательно не оговорены, очень сложно. Государство, заинтересованное в работе бирж и использовании биржевого механизма, должно очень детально просмотреть все законодательные основы.

Нужно предусмотреть систему льгот для стимулирования работы бирж. Чтобы добиться прозрачности в работе биржи, в заключение сделок, то вероятно можно было бы в качестве льготы уменьшить  процент, установленный для НДС. Надо сказать, что некоторый опыт, связанный с льготами для бирж, имеется в Республике Узбекистан.

Государственные закупки на бюджетные средства для МВД госрезерва, осуществляемые сейчас ведомствами с помощью своих аукционов, можно было бы также проводить через биржевые торги.

Готовность и желание Межреспубликанской универсальной биржи участвовать в работе организационного комитета по всем перечисленным направлениям есть. Мы примем активное участие в подготовке рекомендаций совещания и других законодательных документов.

В.П.ЕРМАКОВ - президент Российского агентства поддержки малого и среднего бизнеса

Проблема, предложенная сегодня к обсуждению, на мой взгляд,  представляется своевременной и актуальной.

Если проанализировать ситуацию, связанную с поставкой продовольствия в столицу, то можно сказать, что она не благоприятная. Москва - один из самых дорогих городов мира, в ней обширный товарооборот, а качество реализуемой продукции низкое. Ответственность за сложившуюся ситуацию должно нести не только правительство Москвы. Виновата система в целом, и в одиночку решить проблему нельзя.

Наши представительства открыты в 47 регионах России. За прошлый год было инвестировано внебюджетных средств на сумму порядка 200 млрд. рублей. Во всем мире механизмы реализации сельскохозяйственной продукции везде одинаковы: госзаказ, биржи, предложение товаров через информационные каналы.

Мы попробовали использовать информационные каналы. Разработали сервер, обслуживающий и регионы. Таким образом, товаропроизводители могут успешно реализовывать свою продукцию, имея постоянно обновляемую информационную базу. Труднее обстоит дело с фермерами, так как не у каждого фермера есть возможность работать с информационными сетями.

Возможный вариант выхода из создавшейся ситуации, вероятно, в создании агропромышленных финансовых групп, в состав которых войдут биржи, банки, другие финансовые институты.

Другая проблема - это организация системы складских помещений. Причем, речь идет не только о хранении зерна на элеваторах, а о складировании всей сельхозпродукции. Нужны складские помещения, оборудованные специальными лабораториями для сертификации реализуемого товара.

Создавать специальный биржевой банк не нужно. Другое дело, хотелось бы, чтобы в аграрном секторе работали только надежные банки. Необходимо исключить возможность спекуляции на сельском хозяйстве. Необходимо работать в четком контакте с местной администрацией, товаропроизводителями.

Роль государства как защитника товаропроизводителя очень велика. Сельхозпроизводители, фермеры должны быть законодательно защищены.

Б.И.ПОШКУС - президент Зерновой биржи

Зерновая биржа только набирает опыт и делает первые шаги. Мы поддерживаем инициативу принятия предложенных рекомендаций, потому что из нашей практики видно, что не покупатель к товару должен приближаться, а товар к покупателю. Этому способствует развитие региональных бирж. В своей деятельности мы стремимся к созданию в экономических регионах комплексных продовольственных бирж, а некоторые крупные регионы проявляют инициативу в формировании двух, а то и трех таких бирж.

Первые аукционы показывали, что если сельский товаропроизводитель реализует свою продукцию на бирже, то выручка его будет на 15-20% выше, чем при продаже продукции коммерческим структурам. А государственный заказчик приобретет на бирже товар по цене на 15-20% ниже, чем, если бы приобрел товар у посредников. Поэтому выгодно на бирже торговать и сельскому товаропроизводителю, и государственным заказчикам.

Мы должны стремиться к торговле срочными договорами. Фьючерсные сделки требуют развитого рынка, соответствующей материально-технической базы, гарантий банков и страховых компаний. К этому мы должны идти.

Хотелось бы обратить внимание на развитие торгов опционами. Спрос по опционам будет воздействовать на сельскохозяйственные предприятия в сторону оптимизации производственной структуры, структуры посевных площадей и так далее. Этот вид срочных договоров - опционов может служить для реализации функции государственного регулирования.

Академия выступает в поддержку этой инициативы.

А.В.КОРБУТ - помощник Главы администрации Белгородской области

Обсуждаемая здесь система сбыта включает в себя серьезнейшую проблему, связанную с отсутствием стандартов на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. В качестве примера: в Москве продается мука высшего качества, на одной написано “ГОСТ”, а другой  - “ТУ”. С пометкой “ТУ” - мука с Украины. Клейковина в ней пониже, качество похуже, но, учитывая старую советскую систему, которая действует в системе стандартизации, Украина может поставлять эту муку и демпинговать нашу. У Правительства Москвы соответственно возникает проблема с качеством муки, которая идет на хлебозаводы.

С моей точки зрения, вполне возможно я ошибаюсь и не прав, биржи, не должны торговать наличным товаром. Наличный товар должен реализовываться через оптовые рынки. Уже есть опыт такой работы, есть профессиональные кадры, складские помещения и т.д.

Самое основное для биржи,  с моей точки зрения, это налаживание рынка срочных контрактов. Пока сельхозпроизводитель не получит четких ориентиров по цене, он не сможет скорректировать свою производственную программу и цену на товар. Себестоимость сельхозпродукции опережает уровни инфляции, кредитных ставок, все, что только можно.

Поэтому необходимо, с моей точки зрения, начать развивать именно рынок срочных контрактов. И здесь нужна максимальная господдержка. В подтверждение сказанного замечу, что нами совместно с зерновым союзом разработан проект закона по складским распискам на зерно.

Здесь интересен опыт Польши. Под эгидой Мирового банка, примерно  в 14 или 16 воеводствах работает проект по складским распискам. Ряд западных зерновых фирм работают в регионах России по складским распискам.

Еще один момент, на котором хотелось бы остановиться, аукционная продажа на государственные нужды. Проводимые сегодня закрытые конкурсы практически исключают возможность не только сельхозпроизводителей, но и регионов выйти на торги со своей продукцией. Вероятно надо сделать эти торги открытыми и реализовывать товар через биржи. Заявку на участие в торгах на биржу из области можно передавать через Интернет или по электронной почте через администрацию области. Сейчас возможности закупок для государственных нужд ограничены узким кругом фирм.

В части рекомендаций. Наши  рекомендации должны быть более конкретные и носить не политико-идеологический характер. Рабочая группа должна заниматься комплексными вопросами реформации системы сбыта сельскохозяйственной продукции. Биржевая торговля это один из важных элементов, но только элемент.

Д.А.ПАНКРАТОВ - заместитель председателя Всероссийского банка развития регионов

 

Хотелось бы остановиться на нескольких вопросах с точки зрения специалиста финансового сектора экономики. Безусловно, все проекты, которые здесь обсуждались, невозможны без привлечения банковского капитала. На любой стадии его привлечение будет значительным, будь-то кредитование под будущий урожай, расчетные операции по биржевой продаже продуктов или  срочные операции.

Хотелось бы отметить проблему, связанную с таким новым для нашей страны инструментом фондового рынка, как складские расписки. На сегодня этот вопрос остается плохо проработанным. В частности, действующая система бухгалтерского учета, существующая в банках, не предусматривает использование такого инструмента, как складские расписки, а это очень важно с точки зрения обеспечения надежных гарантий под выданные кредиты. Чтобы понимать как правильно должны банки работать с этим инструментом, необходимо вносить соответствующие коррективы и в бухгалтерский учет, и в методические инструктивные документы Центрального банка.

Второй очень важный момент, который мне хотелось бы отметить, это вопрос, связанный с тем, какие финансовые институты необходимо привлекать под реализацию указанных проектов. Было высказано две точки зрения: первая - это крупные существующие банки, имеющие устойчивую репутацию и финансовую структуру; вторая - это использование структур Центрального банка и, возможно, Казначейства; третья - создание специализированных организаций, типа кредитных, с ограниченным кругом финансовых операций, предназначенных только для расчетных функций, обеспечивающих биржевую торговлю.

С точки зрения специалиста кредитного рынка,  могу сказать, что использование крупного капитала для этих целей вряд ли возможно. Потому что у крупного капитала есть собственные интересы. К сожалению, в настоящий момент в ближайшее время сельское хозяйство и сельскохозяйственное производство не будет высокоприбыльным производством. И рассматривать крупный капитал как объект потенциального вложения значительных средств в этот будет рынок нельзя. Кроме того, надо представлять, что в условиях нашей страны с жесткой монополизацией, в том числе и финансовой, крупный капитал будет, безусловно, диктовать свою волю регионам, в том числе и через такой инструмент, как биржевая или рыночная торговля сельскохозяйственной продукцией. Конечно, очень интересно завоевать доверие и заручиться поддержкой того или иного региона, добиться лоббирования своих интересов через такой действенный механизм, как финансирование и обеспечение расчетов в сбыте сельскохозяйственной продукции.

Поэтому представляется более правильным использование государственных структур как для финансирования этих проектов и организации этой работы, так и для организации расчетов, будь это казначейство или система РКЦ Центрального банка, или государственные банки, одним из которых является Всероссийский банк развития регионов.

Идеология его создания и возможность учета интересов регионов при обеспечении тех или иных операций являются приоритетными по сравнению с задачами достижения сверхприбыльности тех или иных операций, которые могут присутствовать у крупного финансового, банковского капитала.

А.Г.ГАВРИЛЕНКО  - генеральный директор “Алор-Инвест”

На мой взгляд, не надо придумывать ничего нового, надо использовать уже существующий опыт в этой области. Не для кого не секрет, биржевая торговля была и до революции и после, она работает и в других странах мира. Восемь лет существует биржевое движение в России. И, тем не менее, реальной торговли на биржах нет. Торговля осуществляется не товарами, а ценными бумагами. Не существует реального биржевого товара. Сейчас, например, работает зерновая биржа. Надо попытаться взять за основу опыт ее работы и постараться разработать реальный пилотный проект для двух-трех бирж.

Москва в плане реализации товаров не показательна, так как находится в привилегированном положении, как столица. Положение простого фермера значительно труднее. Сегодня у него нет возможности регулярно участвовать в биржевых торгах и быть уверенным, что его не обманут. Грамотно организованный биржевой механизм должен способствовать организации современной системы торговли.

А.В.ГАРМАШ - начальник отдела отраслевых проектов и программ ИНКОМбанка

Практика взаимоотношений ИНКОМбанка с предприятиями пищевой промышленности, возможно, будет полезна для выработки рекомендаций этого совещания.

В ИНКОМбанке два года назад было создано управление финансирования торговли, перед которым были поставлены задачи решения проблем между поставщиками сельхозпродукции и производителями.

Сейчас реализуется программа льготного кредитования предприятий агропромышленного комплекса. В результате устанавливаются контакты между поставщиками и производителями сельхозпродукции в рамках кредитов Минфина.

ИНКОМбанк занимает второе место после СБС-Агро по получению средств льготного кредитования. Средства направляются в регион на основании контракта. Кредиты выдаются непосредственно либо сельхозпроизводителям, либо перерабатывающим предприятиям. Выдача посредникам таких кредитов запрещена, банк подвергается достаточно серьезным штрафным санкциям. Кроме того, в случае кредитования перерабатывающего предприятия, банк должен получить контракт, заключенный между товаропроизводителем и самим предприятием, о том, что средства с бюджетного счета будут использованы предприятием по назначению. Только в этом случае выдается кредит. Таким образом, исключена возможность использования посредников.

В данном случае можно сказать, что банк осуществляет функции биржи.

Что касается посредничества. У нас существуют свои структуры, которые сотрудничают с ИНКОМбанком и выполняют такого рода функции. Ответственность за совершенные сделки и их проведение лежит на этих операторах продовольственного рынка, которые эти сделки контролируют.

Разделяя в целом идеи, отраженные в разосланных материалах, хочется заострить внимание присутствующих на финансовой проблеме, которая может возникнуть. Необходимо учитывать тот факт, что многие сельхозпроизводители являются сегодня должниками перед бюджетом, и как только они получают денежные средства, так сразу же должны вернуть их государству. Поэтому необходимо учитывать и возможность осуществления платежей векселями и прочими денежными суррогатами.

Следует обдумать возможность использования биржевого механизма, действительно достаточно эффективного в регулировании спроса и предложения, в рамках возникающих сейчас финансово-промышленных групп и холдингов.

Примером может служить работа нашего кондитерского холдинга.  У нас большой ассортимент кондитерской продукции, правда при небольшом объеме выпуска. Поступающая из-за рубежа продукция некачественная, несертифицированная. С помощью таких холдингов, как наш, появляется реальная возможность борьбы за право торговать качественными отечественными товарами.

П.П.БЕРЕЖНОЙ - начальника департамента концерна “ЛУКОЙЛ”

Хотелось бы несколько с другой стороны рассмотреть предложенную тему для обсуждения.

Постоянно приходится искать средства для поддержки сельхозтоваропроизводителей. Нельзя забывать, что АПК - это очень сложный механизм, и отдельно взятая проблема (в данном случае вопросы, касающиеся биржевой торговли) не будет решена без учета особенностей каждой из составляющих АПК. Они должны быть взаимосвязаны экономическими рычагами, экономическими интересами.

Наиболее приемлемой формой такого взаимодействия может быть создание агропромышленной финансовой группы. В этом случае эффективно можно использовать собственные инвестиционные возможности, а не рассчитывать лишь на зарубежные кредиты. Начнет работать другой важный блок - финансово-кредитный. Для эффективного взаимодействия банковских структур этой группы с элементами агропромышленного комплекса желательно их объединение в агропромышленные финансовые группы, о которых говорилось выше.

Законодательная база для создания таких финансовых групп есть. В 1993 году был подписан указ Президента Российской Федерации о создании финансово-промышленных групп. Есть соответствующее постановление Правительства Российской Федерации. При создании таких групп эффективнее будут использоваться все рычаги, задействованные в них. На наш взгляд, биржи нужно тоже рассматривать как одно из звеньев агропромышленных финансовых групп.

В качестве примера может служить сотрудничество нашей организации с агропромышленным комплексом. ЛУКОЙЛ инвестирует отдельные программы агропромышленного комплекса. И сегодня видно, что такой механизм взаимодействия очень эффективно работает, прослеживается заинтересованность в конечном результате сотрудничества всех звеньев этой цепи.

Историческая справка

 

Биржевая торговля сельскохозяйственной продукцией имеет богатую историю, как в нашей стране, так и за рубежом.

Если до революции в сбыте сельхозпродукции преобладали ярмарки и другие формы мелкооптовой торговли, то НЭП стал временем расцвета биржевой торговли сельхозпродукцией. Именно в этот период проявились преимущества данной формы организации оптовой торговли в условиях нашей страны.

Первые советские товарные биржи возникли в конце 1921 года, а к 1925 г. их было уже больше сотни. Они действовали не только во всех губернских центрах, но и в ряде уездных городов. По объему товарооборота наиболее крупными были Московская, Ленинградская, Харьковская, Ростовская биржи.

В структуре товарооборота Московской товарной биржи преобладающее место занимали зерно и фураж (28%), бакалея и продукты питания (21%). Таким образом, сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки составляли около половины всего биржевого оборота. На региональных биржах сельхозпродукция составляла основу товарооборота, причем преобладали биржевые операции с зерном.

Товарные биржи способствовали регулированию рынка: в период снижения рыночных цен на хлеб содействовали стабилизации и их последующему повышению, в период повышения цен удерживали их от резкого роста. Все это содействовало росту и повышению устойчивости сельскохозяйственного производства. Большинство бирж в то время издавали периодические биржевые ведомости или бюллетени, в которых печатались торговые и аналитические обзоры, котировки цен, данные о сделках, спросе и предложении.

За рубежом к наиболее известным сельскохозяйственным биржам относятся две крупнейшие чикагские биржи в США: Чикагский Совет по торговле и Чикагская товарная биржа. Первая из их была образована в 1848 году и специализировалась на зерне, вторая была создана в 1874 году и занималась торговлей маслом, птицей, мясом, яйцами и другими сельскохозяйственными продуктами.

Необходимо отметить, что сельскохозяйственные товары и продукты их переработки по своим признакам (однородность, делимость, возможность стандартизации требований к качеству, массовость производства и потребления) относятся к классическим биржевым товарам. Поэтому еще в конце XIX века членами Чикагского Совета были выработаны специальные правила по торговле срочными (фьючерсными) контрактами на сельскохозяйственную продукцию. Фьючерсная торговля помогала нейтрализовать постоянно возникающие диспропорции в объеме спроса и предложения на зерно в течение года, значительные колебания цен, постоянные ценовые риски продавцов и покупателей, уничтожение урожая в неблагоприятные периоды.

Создание чикагских бирж было следствием наличия постоянных проблем с реализацией зерна. В середине 40-х годов XIX века Чикаго превращается в центр торговли для фермеров из соседних штатов. Все фермеры доставляли зерно осенью, потому что зимой реки, являвшиеся основными транспортными артериями региона, замерзали. Весной дороги “развозило”, и доставка зерна также была невозможной. Иногда в городе скапливалось столько зерна, что его приходилось топить в озере Мичиган или выбрасывать на дороги, поскольку не было покупателей. С другой стороны, практически каждый год весной ощущалась нехватка зерна. Проблема спроса и предложения отягощалась также отсутствием необходимых помещений для хранения и неразвитой системой транспортировки. Повышенное предложение осенью заставляло фермеров снижать цену, чтобы стимулировать закупки зерна, но весной, когда предложение исчерпывалось, спрос на зерно был так высок, что цены вырастали астрономически.

В середине XIX века несколько крупных чикагских зерноторговцев решили объединить свои усилия и создать организованную зерновую биржу. Результатом стало учреждение в 1848 году Чикагской торговой палаты. Появление организованной биржи, сводящей в одном месте продавцов и покупателей, сделало выгодным строительство больших элеваторов и зернохранилищ для круглогодичного хранения зерна. Кстати, именно первые товарные биржи прикладывали большие усилия для того, чтобы подтолкнуть правительственные органы к созданию необходимой инфраструктуры – строительству дорог, складов, расширению портов. Это помогло уменьшить проблемы поставок зерна, возникавшие в прошлом, и внести некоторую стабильность в формирование цен на зерно в течение года.

Представляется, что опыт чикагских бирж в немалой степени применим к решению проблем сельскохозяйственного рынка в России. Дело в том, что сельскохозяйственное производство отличается по своей структуре от других отраслей наличием множества мелких производителей, рассредоточенных по обширной территории. Необходим инструмент, который, оперируя коммерческой информацией о ценах локальных рынков, позволил бы свести воедино цены и объемы спроса и предложения, тем самым установив среднюю цену,  а при отклонениях цен мог бы страховать неизбежные при этом финансовые риски продавцов и покупателей. Этим инструментом может стать биржа с ее системой фьючерсов и опционов.

 

 

Рекомендации заседания Общественного

экспертного совета

по банковскому законодательству от 13 марта 1998 года

“Использование биржевого механизма

для реализации сельскохозяйственной продукции”.

 

 

Обсудив проблемы аграрного сектора России, участники заседания Общественного экспертного совета по банковскому законодательству констатируют, что одной из главных причин кризисного состояния сельского хозяйства является  неудовлетворительное функционирование системы сбыта сельхозпродукции.

По данным статистики только 28% сельскохозяйственных предприятий и 22% фермерских хозяйств имеют гарантированный выход на местный оптовый рынок. В результате отсутствия сбыта объем валовой продукции сельскохозяйственных предприятий сократился за последние четыре года на 14 трлн. рублей. В среднем издержки сельскохозяйственных производителей превышают выручку на 20%.

Подобное положение дел рождает у сельскохозяйственных товаропроизводителей чувство безысходности, уничтожает мотивацию к труду и, как следствие, ведет к сокращению объема производимой продукции.

Без нормально функционирующей системы сбыта бюджетная поддержка сельского хозяйства бесперспективна. Выход из аграрного кризиса следует искать на пути развития оптового рынка сбыта, прежде всего, товарных бирж, как наиболее соответствующей современным российским условиям формы реализации сельскохозяйственной продукции.

На основании вышеизложенного участники совещания принимают следующие рекомендации:

1. Считать целесообразным инициировать осуществление на уровне регионов проекта организации биржевой торговли сельскохозяйственной продукцией с участием Министерства сельского хозяйства  и Министерства внутренних дел России, руководителей регионов, банковских и биржевых структур.

2. Для подготовки данного проекта создать Оргкомитет, поручив ему проработку вопросов, связанных с определением механизма реализации проекта и привлечением к его осуществлению заинтересованных сторон, а также организацию разработки бизнес-плана проекта.

3. Считать целесообразным апробировать данную систему в нескольких субъектах Российской Федерации, поручив Оргкомитету подбор регионов и проработку организационных вопросов с их руководителями.

Аналитический вестник открыт для публикации любых точек зрения по проблемам, связанным с законотворческой деятельностью Совета Федерации. Приглашаем к сотрудничеству всех желающих.

Контактные телефоны в Информационно-аналитическом управлении

203-78-58, 203-63-74,

Факс/тел. 203-45-43

Ответственный за выпуск                                               И.И.Харланов