Лист 1
Динамика взносов по страхованию автокаско
Источник: «Эксперт РА»
Лист 2
Динамика взносов по страхованию ОСАГО
Источник: «Эксперт РА»
Лист 3
Крупнейших страховщиков ОСАГО по объему собранной страховой премии РФ за 2009 год
Краткое наименование |
Премии по ОСАГО, 2009г., тыс. руб. |
Доля на рынке, % |
Премии по ОСАГО, 2008г., тыс. руб. |
Доля на рынке, % |
Темп роста, % |
РФ |
85 736 320,00 |
100,00 |
80 193 667,00 |
100,00 |
106,91 |
РОСГОССТРАХ |
25 270 984,00 |
29,48 |
20 787 365,00 |
25,92 |
132,89 |
ИНГОССТРАХ |
5 884 977,00 |
6,86 |
5 067 388,00 |
6,32 |
116,13 |
РОСНО |
2 993 432,00 |
3,49 |
3 168 593,00 |
3,95 |
94,47 |
УРАЛСИБ |
2 735 065,00 |
3,19 |
2 458 126,00 |
3,07 |
111,27 |
ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ |
2 672 188,00 |
3,12 |
2 456 994,00 |
3,06 |
108,76 |
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ |
2 303 510,00 |
2,69 |
1 790 895,00 |
2,23 |
128,62 |
ЦЮРИХ. РИТЕЙЛ (бывш. НАСТА-ЦЕНТР) |
1 912 167,00 |
2,23 |
2 018 456,00 |
2,52 |
94,73 |
СОГЛАСИЕ |
1 477 309,00 |
1,72 |
1 253 902,00 |
1,56 |
117,82 |
МАКС |
1 427 087,00 |
1,66 |
1 347 046,00 |
1,68 |
105,94 |
ЮГОРИЯ |
1 250 970,00 |
1,46 |
1 077 394,00 |
1,34 |
116,11 |
ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ |
1 139 398,00 |
1,33 |
1 168 812,00 |
1,46 |
97,48 |
ИННОГАРАНТ |
1 085 967,00 |
1,27 |
283 015,00 |
0,35 |
383,71 |
РОССИЯ |
936 119,00 |
1,09 |
1 155 988,00 |
1,44 |
80,98 |
ГУТА-СТРАХОВАНИЕ |
922 505,00 |
1,08 |
687 093,00 |
0,86 |
134,26 |
СОГАЗ |
920 609,00 |
1,07 |
932 837,00 |
1,16 |
98,69 |
|
|||||
АСКО |
492 433,00 |
0,57 |
372 592,00 |
0,46 |
132,16 |
ЮЖУРАЛ-АСКО |
394 582,00 |
0,46 |
299 480,00 |
0,37 |
131,76 |
Источник: Федеральная служба страхового надзора (ФССН)
Лист 4
Крупнейших страховщиков ОСАГО по объему собранных страховых выплат РФ за 2009 г.
Краткое наименование |
Выплаты по ОСАГО, 2009г., тыс. руб. |
Доля на рынке, % |
Выплаты по ОСАГО, 2008г., тыс. руб. |
Доля на рынке, % |
Темп роста, % |
РФ |
49 848 348,00 |
100,00 |
47 829 446,00 |
100,00 |
104,22 |
РЕСО-ГАРАНТИЯ |
3 651 109,00 |
7,32 |
3 743 361,00 |
7,83 |
97,54 |
ИНГОССТРАХ |
3 309 837,00 |
6,64 |
2 660 132,00 |
5,56 |
124,42 |
РОСГОССТРАХ - ПОВОЛЖЬЕ |
2 352 444,00 |
4,72 |
2 305 229,00 |
4,82 |
102,05 |
УРАЛСИБ |
1 968 420,00 |
3,95 |
1 470 036,00 |
3,07 |
133,90 |
РОСГОССТРАХ-ЮГ |
1 923 956,00 |
3,86 |
1 831 238,00 |
3,83 |
105,06 |
СПАССКИЕ ВОРОТА |
1 884 663,00 |
3,78 |
1 432 032,00 |
2,99 |
131,61 |
РОСГОССТРАХ-ЦЕНТР |
1 876 442,00 |
3,76 |
1 643 771,00 |
3,44 |
114,15 |
РОСГОССТРАХ-УРАЛ |
1 710 043,00 |
3,43 |
1 546 966,00 |
3,23 |
110,54 |
РОСГОССТРАХ-СТОЛИЦА |
1 619 430,00 |
3,25 |
1 559 038,00 |
3,26 |
103,87 |
РОСНО |
1 595 199,00 |
3,20 |
1 922 085,00 |
4,02 |
82,99 |
ЦЮРИХ. РИТЕЙЛ (бывш. НАСТА-ЦЕНТР) |
1 539 400,00 |
3,09 |
1 408 810,00 |
2,95 |
109,27 |
РОСГОССТРАХ-СИБИРЬ |
1 514 450,00 |
3,04 |
1 596 237,00 |
3,34 |
94,88 |
РОСГОССТРАХ-СЕВЕРО-ЗАПАД |
1 374 590,00 |
2,76 |
1 260 333,00 |
2,64 |
109,07 |
АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ |
1 277 290,00 |
2,56 |
1 059 758,00 |
2,22 |
120,53 |
РУССКИЙ МИР |
1 247 791,00 |
2,50 |
1 273 767,00 |
2,66 |
97,96 |
ВОЕННО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ |
1 190 430,00 |
2,39 |
1 421 073,00 |
2,97 |
83,77 |
МСК-СТАНДАРТ |
1 114 141,00 |
2,24 |
1 095 545,00 |
2,29 |
101,70 |
СОГЛАСИЕ |
1 098 128,00 |
2,20 |
903 546,00 |
1,89 |
121,54 |
ЮГОРИЯ |
863 401,00 |
1,73 |
714 621,00 |
1,49 |
120,82 |
МАКС |
839 890,00 |
1,68 |
846 792,00 |
1,77 |
99,18 |
РОСГОССТРАХ-АККОРД |
804 943,00 |
1,61 |
702 707,00 |
1,47 |
114,55 |
МОСКОВСКАЯ СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ |
774 217,00 |
1,55 |
649 818,00 |
1,36 |
119,14 |
РОССИЯ |
736 261,00 |
1,48 |
697 078,00 |
1,46 |
105,62 |
ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ |
675 639,00 |
1,36 |
459 574,00 |
0,96 |
147,01 |
РОСГОССТРАХ-ДАЛЬНИЙ ВОСТОК |
633 969,00 |
1,27 |
681 987,00 |
1,43 |
92,96 |
РОСГОССТРАХ-ТАТАРСТАН |
515 881,00 |
1,03 |
440 322,00 |
0,92 |
117,16 |
ГУТА-СТРАХОВАНИЕ |
492 638,00 |
0,99 |
377 846,00 |
0,79 |
130,38 |
СОГАЗ |
477 901,00 |
0,96 |
527 634,00 |
1,10 |
90,57 |
Источник: Федеральная служба страхового надзора (ФССН)
Лист 5
Тенденции рынка автострахования:
· эффективное формирование резервов (эффективная финансовая политика компании);
· сегментация клиентов (ориентация на своего потенциального клиента);
· добросовестная конкуренция;
· реализация мощных комплексов IT (внедрение новых комплексов для улучшения обслуживания);
· внедрение эффективной структуры оценки сатисфакции и мнения клиента;
· внедрение франшизы (как средства участия клиента в расходах СК).
Лист 6
Практически всегда отмечаются следующие препятствия на пути развития страхования в нашей стране:
- низкий уровень платежеспособного спроса;
- недоверие населения к страховым компаниям;
- низкое качество удовлетворения потребностей реальных страхователей отечественными страховщиками;
- неразвитость рыночных механизмов формирования;
- поддержания и развития устойчивого спроса на страховые услуги;
- преобладание надзорных и контрольных функций в ущерб регулятивным.
Лист 7
Для совершенствования работы страховых компаний и повышения эффективности автострахования дадим следующие рекомендации:
· формирование экономического интереса у потенциальных страхователей путем обеспечения соответствующих стимулов (налогового и иного характера), а также повышения доверия граждан к финансовым институтам;
· стимулирование роста продаж новых иномарок в автосалонах и развитие в дальнейшем программ сотрудничества с автопроизводителями;
· введение морального и материального стимулирования нестраховых посредников – агентов, брокеров и банки, а также поддержка региональных рынков;
· серьезное внимание необходимо уделять вопросу снижения риска мошенничества в автостраховании, а именно: внедрить проект по разработке Каталога рисков мошенничества. На основании сценариев мошенничества, закрепленных в каталоге, выработаны индикаторы, позволяющие установить наличие признаков мошеннических действий при работе с клиентами в процессах аквизиции, регистрации и расследования убытков. Разработать перечень мероприятий, проведение которых рекомендовано при осуществлении расследования и сбора информации при подозрении в мошенничестве.
· разработать Каталог по выявлению наиболее убыточных для Компании клиентов, заявивших значительное количество убытков и одновременно являющихся «лидерами» по страховым выплатам. По всем этим лицам выставить запреты на дальнейшее страхование.
· оптимизировать процедуру оказания услуг Аварийными комиссарами: снижение времени на обработку одной заявки специалистами Контакт – центра; увеличение доли оперативных (в течение 1,5 часов после обращения клиента) выездов Аварийных комиссаров.
· по аналогии с лидерами страхового рынка разработать специальные страховые продукты по страхованию автомобилей определенных марок, например все автомобили концерна «GM», «Jaguar» и «Land Rover», «Volkswagen», «AUDI». Продукты предусматривают специальные условия как в части страховых тарифов, так и в части сервисного наполнения.
· Развитие сервиса обслуживания, а именно: обязательства по общению с правоохранительными органами, сбор документов по поводу дорожно-транспортного происшествия, а также юридическая защита застрахованного.
· Создать информационную систему, позволяющую достоверно считать тарифы, объемы продаж, выплат. Пока нет статистики в полном объеме, нельзя сделать расчет по всем секторам автовладельцев, позволяющий изменить существующую тарифную базу. Отлаженная информационная система значительно упростит процесс автострахования. В странах зарубежья действует такая система. Главное преимущество в том, что вся информация об автомобилисте хранится на единой карточке (идентификационный номер, вся информация о водительском стаже, о том, попадал ли автомобилист в ДТП, насколько они были серьезны и др.). На этом основании рассчитывается тариф и оформляется полис. Безусловно, переход на подобную систему потребует значительного времени и соответствующих инвестиций, но это, действительно, необходимо.