Содержание
Ситуация 50. 3
Ситуация 100. 4
Тесты.. 7
Список литературы.. 10
Ситуация 50
В американской промышленности, производящей моющие средства, например, небольшие компании, являются вполне прибыльными, обслуживая один узкий географический район или специфический класс потребителей, например, больницы. Но другой возможный размер предприятия для этой отрасли - это гигантские компании, имеющие свою торговую марку, товары которых рекламируются и продаются по всей стране.
Какую роль могут играть фирмы в процессе конкурентного взаимодействия? Каково содержание деятельности этих классов фирм? О роли или содержании деятельности фирм идет речь в этом примере? Какие типы конкурентов в соответствии с этим описываются здесь?
Ответ:
Роль фирм в конкурентном взаимодействии проявляется в том, что фирмы, выбирающие различные конкурентные стратегии на рынке каждая по-своему, не так как другие, но одинаково удачно приспособлены к требованиям рынка. И все они нужны для нормального функционирования экономики.
Выбор стратегии или сочетания стратегий осуществляется фирмами в зависимости от ролевой и содержательной функций фирмы в процессе конкурентного взаимодействия. В соответствии с ролевой функцией можно выделить (по классификации, предложенной американским специалистом по маркетингу Ф.Котлером) следующие типы конкурентов:
а) лидеры (примерно 40% доля на рынке);
б) претенденты на лидерство (30% доля на рынке);
в) “ведомые” (20% доля на рынке);
г) новички (“окопавшиеся в рыночных нишах”) (до 10% рынка).
В данном примере речь идет о содержании. В соответствии с содержательной функцией фирмы можно выделить следующие типы конкурентов:
а) крупные высокоустойчивые компании, осуществляющие массовое производство;
б) специализированные компании, закрепляющиеся в определенных нишах (обычно это одна-две ниши, наилучшим образом приспособленные к определенному рынку и добивающиеся успехов исключительно в рамках этих ниш);
в) мелкие и средние фирмы, осуществляющие экспериментальное производство, благодаря чему опережают соперников в нововведениях;
г) мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности в конкуренции с другими компаниями.
В данном примере описываются крупные высокоустойчивые компании, осуществляющие массовое производство – гигантские компании, а также специализированные компании, закрепляющиеся в определенных нишах.
Ситуация 100
Фирма «Хьюблин инкорпорейтед» производит самую распространенную в США «Смирновскую водку», на долю которой приходится 23% американского рынка. Конкурент фирма «Вольфшмидт» предприняла атаку на позиции «Смирновской». Бутылка водки «Вольфшмидт» стала стоить на один доллар меньше, ничем не отличаясь, как утверждали ее производители, от «Смирновской». Фирма «Хьюблин» разработала стратегию, которая оказалась блистательной. Фирма повысила цены на «Смирновскую» на доллар за бутылку. А в качестве конкурента водке «Вольфшмидт» предложила рынку водку новой марки -«Рельска». Одновременно она выпустила и еще одну марку водки - «Попов» -по цене ниже водки «Вольфшмидт». В рамках стратегии товарного ассортимента «Смирновская» оказалась позиционированной как элитарная. А «Вольфшмидт» - как рядовая марка водки. Искусный маневр фирмы «Хьюблин» позволил ей значительно увеличить свои общие прибыли.
Вся ирония заключается в том, что все три марки водки, предлагаемые фирмой «Хьюблин», почти не отличаются друг от друга ни по вкусу, ни по издержкам производства. Фирма «Хьюблин» научилась продавать практически один и тот же товар по разным ценам, обосновав каждую из них соответствующей концепцией.
Изобразите поле конкурентных стратегий и укажите на нем сегменты рынка, в которые вторглась «Хьюблин». К какому классу фирм по стратегиям конкурентной борьбы относится эта фирма? Опишите эволюцию фирм этого класса.
В данной ситуации фирма осуществила различия в продукции. Как называются эти различия? Раскройте суть различий. Какие факторы различий продукции используются в деятельности этого класса фирм? Какой фактор использован в этой ситуации?
Решение:
В данном случае фирма «Хьюблин инкорпорейтед» использовала стратегию подавления конкурентов.
Поле стратегий конкурентной борьбы можно представить на рис. 1.
Рисунок 1 – Поле стратегий конкурентной борьбы
Фирма «Хьюблин инкорпорейтед» относится к предприятию массового производства, использующее силовую стратегию.
Спецификой данного типа предприятий является широкий ассортимент стандартной продукции по средней цене и среднего качества, занятие большой доли рынка – источник силы – массовость производства и преимущества, которые дают широкомасштабные исследования, развитая сеть сбыта, рекламные кампании.
Различия в продукции, которые использовала фирма «Хьюблин инкорпорейтед» называются дифференциация товара.
Дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части. И на этом новом узком сегменте рынка доля каждой - даже маленькой - фирмы может стать очень большой. Соответственно, появляется и возможность в разумных масштабах диктовать цены и получать повышенную прибыль.
Дифференциация привлекает новые слои потребителей. Люди, которые никогда не купили бы обычные очки (многие женщины считают, что те портят их внешность), приобретают контактные линзы. Сероватая и, в сущности, плохая писчая бумага, изготовленная только из макулатуры, неожиданно находит спрос у защитников окружающей среды и, особенно у фирм и других организаций, желающих таковыми прослыть. Подобные примеры можно приводить бесконечно. Суть же их одна: дифференцированный товар более прицельно удовлетворяет определенную потребность и поэтому часто привлекает покупателей, которых стандартный товар оставил бы равнодушными.
Особенно важно, что дифференциация продукта часто облегчает доступ к высокодоходным слоям клиентов. Оплачивать отклонения от стандарта обычно склонны либо очень состоятельные клиенты, либо те покупатели, для которых иные модификации товара по каким-то причинам абсолютно неприемлемы. И в том, и в другом случае у продавца возникает возможность повышения своей прибыли. Дифференциация продукта полезна производителю также и тем, что формирует лояльность потребителя к данной марке. Придав своей продукции запоминающиеся, а еще лучше неповторимые черты, фирма "привязывает" клиента.
Тесты
10. Установите соответствие между субъектами бизнеса и деловым интересом каждого из них:
1) потребитель; а) доход, возникающий после сбыта продукции;
2) предприниматель; б) личный доход от выполнения должностных обязанностей;
3) наёмный работник; в) товар, удовлетворяющий потребность.
Ответ
1) соответствует «в» , 2) соответствует «а» , 3) соответствует «б».
20. НЕ является недостатком партнёрства:
а) ограниченность финансов;
б) непредсказуемая продолжительность партнёрства;
в) несовместимость интересов партнёров;
г) возможность специализации в управлении.
Ответ: а) ограниченность финансов
30. Вставьте пропущенное слово: «Добровольное объединение фирм одной отрасли и создание единой службы закупки ресурсов и реализации продукции называется картель».
Ответ: картель
40. Эффективность малых фирм определяется:
а) более быстрой реакцией на изменения рыночной конъюнктуры;
б) быстрыми темпами внедрения достижений НТП;
в) ориентацией на массового потребителя;
г) возможностью получения высоких прибылей;
д) действием в новейших отраслях.
Ответ: а) более быстрой реакцией на изменения рыночной конъюнктуры
50. Обязанностью государства является:
а) снижение уровня и продолжительности вынужденной безработицы;
б) материальное обеспечение работников, не по своей воле расставшихся с рабочими местами;
в) установление минимально допустимого уровня оплаты труда;
г) регулирование цен на товары и услуги.
Ответ: а) снижение уровня и продолжительности вынужденной безработицы; б) материальное обеспечение работников, не по своей воле расставшихся с рабочими местами; в) установление минимально допустимого уровня оплаты труда; г) регулирование цен на товары и услуги.
60. Неценовая конкуренция даёт возможность:
а) продавать свою продукцию дороже;
б) повысить потребительскую ценность товара;
в) снизить стоимость товара для потребителя;
г) увеличить срок службы товара.
Ответ: б) повысить потребительскую ценность товар
70. Фирмы с производством мирового класса:
а) постоянно обновляют ассортимент выпускаемой продукции;
б) занимают монопольное положение на рынке;
в) безостановочно разрабатывают и быстро осваивают новые образцы изделий;
г) обеспечивают стабильный рост качества и надёжности своих изделий.
Ответ: г) обеспечивают стабильный рост качества и надёжности своих изделий.
80. Величина фиксированных издержек:
а) остаётся неизменной вне зависимости от объёма производства;
б) возмещается путём включения их в цену готового продукта;
в) связана с выпуском данного экземпляра изделия;
г) связана с объёмом выпуска всех изделий данного вида.
Ответ: а) остаётся неизменной вне зависимости от объёма производства;
90. К качественным характеристикам дифференцированных товаров относятся:
а) учёт или неучёт особых запросов отдельных групп потребителей;
б) длительный срок службы товара;
в) мнимые качественные различия между товарами;
г) местоположение продукта;
д) особые способы использования или потребления товара.
Ответ: г) местоположение продукта
100. Как осуществляется финансирование фирм-пионеров?
а) за счёт отчислений от прибыли;
б) за счёт вложений инвесторов;
в) за счёт венчурных фондов;
г) за счёт личных сбережений владельцев фирм.
Ответ: в) за счёт венчурных фондов
Список литературы
1. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой. Учебное пособие.- М.: Финпресс.- 2002.
2. Мескон С.Х. и др. Основы менеджмента/ Пер. с англ.- М.: Дело, 2003.
3. Малый бизнес в России / Под ред. Винокура С.Ю., М: Финансы и статистика, 2000 . –326 с.
4. Частный бизнес: становление и развитие в регионах России. – М.: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, 2003. – 384 с.
5. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы: аналитический сборник – М.: Институт предпринимательства и инвестиций, 1999.-324 с.
6. США – малый бизнес опять в цене// Ведомости.- 2004.- №46.