Содержание

1. Порядок составления программы ревизии основных средств. 3

2.   Задание. 6

Список литературы.. 23

1. Порядок составления программы ревизии основных средств

Задача контроля основных средств - проверка их сохранности и технического состояния;

законности и правильности документального оформления операций по поступлению;

 правильности начисления амортизации, своевременности и полноты включения ее в затраты производства; правильности начисления и списания износа основных средств;

правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по поступлению;

 выработка мероприятий по реализации результатов контроля: привлечь к ответственности виновных служащих с возмещением убытков, начисление и наложение штрафных финансовых санкций в пользу государственного бюджета за допущенные нарушения действующего законодательства по объектам контроля, которые взаимосвязаны с налогообложением доходов предприятия (оценка имущества, амортизация, реализация и т.п.).[5,79]

Целью проверки учета поступления основных средств является подтверждение того, что приобретенные основные средства были правильно отражены в учете и представляют собой стоимость реальных объектов, введенных в эксплуатацию.

На этом этапе необходимо выполнить следующие процедуры: получить список (с указанием количества и стоимости) приобретенных объектов основных средств, сверить полученные показатели с данными оборотов по дебету счета 01 "Основные средства"',  проверить первичные документы и физическое наличие вновь приобретенных объектов. Проверка проводится выборочно при существенном увеличении объектов основных средств, определить, что стоимость объектов основных средств, введенных в эксплуатацию, надлежащим образом отражена на счетах бухгалтерского учета;

определить, соблюдены ли соответствующие положения налогового законодательства;

в случае значительных поступлений основных средств в течение отчетного периода определить, была ли списана стоимость строго оборудования. [7,55]

Приступая к ревизии поступления основных средств, следует провести формальную проверку первичных учетных документов с точки зрения оформления их в соответствии с установленными правилами. Ревизор должен проверить: отражаются ли затраты по объектам основных средств, приобретенным за плату, возведению (сооружению), изготовлению на счете 08 "Капитальные вложения", на котором формируется первоначальная (инвентарная) стоимость объекта. При этом проверяется состав расходов, включаемых в инвентарную стоимость основных средств, их связь с созданием данного объекта.

При этом могут быть выполнены процедуры:

получить список объектов основных средств, выбывших в течение отчетного периода, с указанием первоначальной стоимости и суммы накопленной амортизации на день выбытия; причин выбытия; продажной цены; финансового результата от операции. Сверить данные полученной информации с данными по кредиту счета 01 "Основные средства", дебету счета 02 "Износ основных средств", данными счета 91 "Прочие прибыли и убытки" ; [4,94]

проверить наличие соответствующего разрешения на операции по выбытию основных средств и их документальное оформление; проанализировать по каждой операции выбытия (при значительных объемах выборочно) правильность списания основных средств и определения финансового результата.

Проверка порядка налогообложения операций поступления основных средств .

Если организация приобретала основные средства за плату, ревизор должен проверить правильность отражения НДС на счетах бухгалтерского учета или его включения в первоначальную стоимость объекта.

Ревизор должен установить методом прослеживания: выделен ли НДС в договоре, в первичных документах поставщиков, в расчетных документах организации; имеется ли счет-фактура на приобретенные основные средства, используется ли в учете счет 19 "Налог на добавленную стоимость" при осуществлении капитальных вложений; для каких целей приобретен объект основных средств, поскольку от этого зависит порядок списания сумм налога с кредита указанного счета. [3,58]

Если организация приобретала в проверяемом периоде автотранспортные средства, то необходимо проверить правильность начисления налога на приобретение автотранспортных средств.

Ревизор должен также проверить, включен ли налог на приобретение автотранспортных средств в первоначальную стоимость объекта; правильность применяемых ставок и определения налогооблагаемой базы (продажной цены автомобиля без налога на добавленную стоимость).

Особое внимание следует обратить на операции приобретения организацией основных средств у физических лиц. Такие операции оформляются договором купли-продажи, составленным в письменной форме с указанием паспортных данных продавца. Если физическое лицо зарегистрировано как предприниматель (имеет лицензию), то при покупке у него основных средств с него не удерживается подоходный налог. [2,48]

При проверке выбытия основных средств необходимо выяснить, правильно ли начислены и уплачены налоги на добавленную стоимость и на прибыль. При передаче основных средств по договору дарения плательщиком НДС является сторона, передающая основные средства.

2.   Задание

1)  Осуществить инвентаризацию товаров, составить сличитель­ную ведомость и определить результаты инвентаризации.

2)  Проверить операции по поступлению товаров, оценить свое­временность и полноту их оприходования.

3)  Проверить операции по отгрузке и реализации товаров поку­пателям.

4)  Оценить состояние контроля за товарными операциями.

5)  Сформулировать записи в ведомости нарушений.

Ведомость остатков товаров по складу №1 на 01.10.04

№ кар- точки

Наименование товара

Цена за ед. продукции

Ед. измерения

Количество

На 01.10

Сумма

1

2

3

4

5

6

10

Сахар песок

10-00

Кг

6840

68400

20

Сахар рафинад

12-00

Кг

1760

21120

30

Масло сливочное кр.

40-00

Кг

1132

45280

40

Мука высший сорт

4-00

Кг

3510

14040

#S

Форма по ОКУД

0317018

Организация   ___________________ООО «Агат»________

по ОКПО

Структурное подразделение _______________Склад №1_________

   

#G1                             

#G1                              

#G0Номер документа

Дата составления

#G1#M12293 0 809001069 2725664165 2225 3675456991 2918883727 3088194437 4 1434611963 3003153602ПРИКАЗ#S

15

30.09.2004

    (постановление, распоряжение)

    о проведении инвентаризации

#G1Для проведения инвентаризации ______на складе №1______________________________

_______________________________________________________________________________

назначается рабочая инвентаризационная комиссия в составе:

Председатель комиссии Представитель исполкома    Гурова н.И.

                           должность             фамилия, имя, отчество

Члены комиссии:       Товаровед-эксперт          Петрова В.В. 

                           должность             фамилия, имя, отчество

                      Зав. складом                Кравченко

                           должность             фамилия, имя, отчество

                      ______________________  _________________________________

                           должность             фамилия, имя, отчество

Инвентаризации подлежит ____товары на хранении______________________

                              наименование имущества, обязательства

_______________________________________________________________________________

К инвентаризации приступить "_30_" _сентября___  2004   г.

и окончить "__" _______________     г.                                        

Причина инвентаризации ____Контрольная проверка__________________

                      контрольная проверка, смена материально

_______________________________________________________________________________

 ответственных лиц, переоценка и т.д.

         

Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию __Середе__________

_______________________________________________________________________________

не позднее "__2_"__октября________________ 2004    г.

Руководитель _Директор              _________________  ______ Песков___________ 

                   должность             подпись        расшифровка подписи

#G0

Коды

                                                                                                                                  

Форма по ОКУД

317004

Организация

    ООО «Агат»

по ОКПО

       

Структурное подразделение

 Склад №1

      

 

  Вид деятельности

  торговля

Основание для проведения инвентаризации:

приказ, постановление, распоряжение

номер

       15

                                                                                        ненужное зачеркнуть

дата

  30,09.20041

                                                                                                                          Дата начала инвентаризации

       30.09.04

                                                                                                                     Дата окончания инвентаризации

      

 

  Вид операции

 

 

 

Номер документа

Дата составления

 

 

#M12293 0 809001078 2761250687 3063380722 927654715 2472987455 1230693900 106 1969723321 1951685565ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ#S

  15

 

 

 

#M12293 0 809001078 2761250687 3063380722 927654715 2472987455 1230693900 106 1969723321 1951685565товарно-материальных ценностей#S

 

 

 

 

вид товарно-материальных ценностей

 

  

 

 

в собственности организации, полученные для переработки                            

 

 

#M12293 0 809001078 4294957258 1776883546 3088194436 3154 3762221912 1647251276 1465659472 217114040РАСПИСКА#S

#G0К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы на товарно-материальные ценности сданы в бухгалтерию и все товарно-материальные ценности, поступившие на мою(нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.#G1

#G0   Материально ответственное(ые) лицо(а):

  Представитель исполкома

 

 

 

  Гурова

 

                                                                                       

 

 

должность

          

подпись  

               

  расшифровка подписи

 

   Материально ответственное(ые) лицо(а):

  Товаровед

 

 

 

  Петрова

 

                                                                                       

 

 

должность

          

подпись  

               

  расшифровка подписи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Произведено снятие фактических остатков ценностей по состоянию на "  30 " _______сентября______________________      г.

#G1

#G1Вкладной лист к форме № ИНВ-3

   

#G0

Номер

по

        

Счет,

субсчет

Товарно-

материальные

ценности

Единица

измерения

Цена,

руб. коп

         Номер 

 

Фактическое

наличие

По данным

бухгалтерского

учета

порядку

 

наименование,

характеристика,

вид, сорт, группа

номенк-

латурный

номер

Код

по ОКЕИ

наимено-

вание

 

инвен-

тарный

паспорта

коли-

чество

сумма,

руб.

коп

коли-

чество

сумма,

руб.

коп

1

          2

3

4

5

6

7

8

#M12293 0 809001078 4292900552 3662732533 764341429 49547699 3464 377006919 287365050 11612765569#S

#M12293 0 809001078 4292900552 3662732533 764341429 49547699 3464 377006919 287365050 116127655610#S

11

12

13

    

1    

  41/2

        Масло сливочное 

30     

    

 кг

  40

   

    

    1132

45280    

     1152

 46080    

  2   

  41/2

  Сахар рафинад

20 

 

  кг

  12

 

 

  1760

 21120

  1880

 22560

  3    

  41/2

  Мука, в/с

  40

 

  кг

  4

 

 

3510

  14040

  3510

14040

  4    

  41/2

  Сахар песок

  10

 

  кг

  10

 

 

 6840

 68400

 6940

 69400

Итого

13242

148840 

 13482

 152080    

Итого по странице: 

 

 

 

 

 

а) количество порядковых номеров

              4                                                                                    четыре                                                                                                4

 

прописью

 

 

 

 

 б) общее количество единиц фактически

 4                                                                                            четыре

 

прописью

 

 

 

 

в) на сумму фактически

 163580                             сто шестьдесят три тысячи пятьсот восемьдесят

руб

 00

коп

 

                    прописью

 

 

 

 

#G1

     Все товарно-материальные ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с №

  1

 по №

  4

  , комиссией

  проверены в натуре в моем (нашем) присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею (не имеем).

  Товарно-материальные ценности, перечисленные в описи, находятся на моем (нашем) ответственном хранении.

 

    Лицо(а), ответственное(ые) за сохранность товарно-материальных ценностей:

 

  Зав. складом

 

 

 

  Кравченко

 

 

должность

 

подпись

 

расшифровка подписи

 

  Указанные в настоящей описи данные и расчеты проверил

  товаровед

 

 

 

  Петрова

 

 

должность

 

подпись

 

расшифровка подписи

 

#G0Унифицированная форма N ИНВ-19

Утверждена #M12291 901717338постановлением Госкомстата

России от 18.08.98 N 88#S

#G0

Коды

                                                                                                                                  

Форма по ОКУД

0317017

Организация

   ООО «Агат»

по ОКПО

      

Структурное подразделение

 Склад №1

      

 

 

 Вид деятельности

 

Основание для проведения инвентаризации:

приказ, постановление, распоряжение

номер

      

                                                                                        ненужное зачеркнуть

 дата

 

                                                                                                                         

Дата начала инвентаризации

      

                                                                                                                   

  Дата окончания инвентаризации

      

 

  Вид операции

 

 

Номер документа

Дата составления

 

#M12293 0 809001080 2725664165 2225 1306353935 287365050 3088194436 3548211643 3820609998 2380694331СЛИЧИТЕЛЬНАЯ ВЕДОМОСТЬ#S

  15

  30,09,2004

 

результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей                                                    

 

 

  Проведена инвентаризация фактического наличия ценностей, находящихся на ответственном хранении

 

 

 

 

 

 

должность

Представитель исполкома

фамилия, имя, отчество

  Гурова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  должность

  товаровед

фамилия, имя, отчество

  Петрова

 

 

 

 

 

 

 

 

  по состоянию на

" 30   " 

  сентября

       г.

 

 

 

 При инвентаризации установлено следующее: 

 

 

#G1

#G02-я страница формы №ИНВ-19

#G1

#G0Номер

по

порядку

Товарно-

материаль-

ные ценности

Единица

измерения

         Номер

 

Результаты

инвентаризации

Отрегулировано за счет

уточнения записей в учете

наименование,

код

  

паспорта

излишек

недостача

излишек

недостача

 

 

характеристика

(вид,сорт,группа )

(номенк-

латурный

номер)

код по ОКЕИ

 наимено-

    вание

инвен-

тарный

(докумен-

та о

регистра-

ции)

коли-

чество

сумма,

руб.

коп

коли-

чество

сумма,

руб.

коп

коли-

чество

сумма,

руб.

коп

номер

счета,

статьи,

заказа

коли-

чество

сумма,

руб.

коп

номер

счета,

статьи,

заказа

1

2

3

4

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

  1

        Масло сливочное 

 

 

 

 

 

  20

  800

 

 

 

  20

  800

 

  2

  Сахар рафинад

 

 

 

 

 

  120

 1440

 

 

 

  120

  1440

 

  3

  Мука, в/с

 

 

 

 

 

 

  4

  Сахар песок

 

 

 

 

 

100

1000

 

  100

1000 

 

  Итого

240

3240

Х

240

3240

Х

#G1    

#G0Бухгалтер

 

#G1  

#G0 

#G1

#G0 

подпись

расшифровка подписи

 

 

           Материально ответственное лицо

  Зав. складом

  

 

 

  Кравченко

должность

подпись

расшифровка подписи

          

 

 

 

 

 

должность

подпись

расшифровка подписи

 

 

 

Код

 

 

 

Форма по ОКУД

0330228

 

 

ООО Агат

 

по ОКПО

 

 

 

организация

 

 

 

 

Склад №1                 

 

 

 

 

                         структурное  подразделение

 

Камера (секция)

 

 

 

 

Вид деятельности по ОКДП

 

 

 

 

 

Вид операции

 

 

 

#G0 

Номер

документа

Дата

составлени

 

 

КАРТОЧКА

  10

30.08

 

 

КОЛИЧЕСТВЕННО-СТОИМОСТНОГО УЧЕТА

 

#G0Товар

Единица измерения

Размер

Сорт

 

 

Учетная

 

Корреспондирующий счет

Примечание

наименование

код

наименование

код по

 

 

 

 

цена,

 

счет,

код аналитического

 

 

 

 

ОКЕИ

 

 

 

 

руб. коп

 

субсчет

учета

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

  Сахар песок

 

  кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер

Дата

Документ

Поставщик или получатель

Цена,

Приход

Расход

Остаток

Подпись,

записи

дата

номер

 

руб. коп

количество, шт

сумма,

руб. коп

количест-

во, шт.

сумма,

руб. коп

количест

во, шт

сумма,

руб. коп

дата

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

  1

  31.08

 

 

  Остаток

 

 

 

 

 

18000 

 180000

 

  2

  01.09

  01.09

 

  ОАО Алейский сахарный завод

  10

7700

77000

 

 

 25700

257000 

 

  3

  01.09

  01.09

  1236

  ООО «Олди»

 10

 

 

560

5600

25140

251400

 

  4

  02.09

  02.09

  1237

  ООО «АРС»

  10

 

 

8400

84000

16740

167400

 

  5

  03.09

  03.09

  1238

  Областная больница

  10

 

 

9800

98000

6940

69400

 

  6

30.09

  30.09

  15

  Оприходование излишков

  10

100

1000

6840

68400

 

 

 

Код

 

Форма по ОКУД

0330228

ООО Агат

 

по ОКПО

 

организация

 

 

Склад №1                 

 

 

                         структурное  подразделение

 

Камера (секция)

 

 

Вид деятельности по ОКДП

 

 

 

Вид операции

 

 

#G0 

Номер

документа

Дата

составления

 

 

КАРТОЧКА

  20

30.08 

 

 

КОЛИЧЕСТВЕННО-СТОИМОСТНОГО УЧЕТА

 

#G0Товар

Единица измерения

Размер

Сорт

 

 

Учетная

 

Корреспондирующий счет

Примечание

наименование

код

наименование

код по

 

 

 

 

цена,

 

счет,

код аналитического

 

 

 

 

ОКЕИ

 

 

 

 

руб. коп

 

субсчет

учета

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

  Сахар рафинирован.

 

  кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер

Дата

Документ

Поставщик или получатель

Цена,

Приход

Расход

Остаток

Подпись,

записи

дата

номер

 

руб. коп

количество, шт

сумма,

руб. коп

количест-

во, шт.

сумма,

руб. коп

количест

во, шт

сумма,

руб. коп

дата

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

  1

  31.08

 

 

Остаток

  12

 

 

 

 

2000 

24000 

 

  2

  01.09

  01.09

 

  ОАО Алейский сахарный завод

  12

1700

20400

 

 

3700

44400

 

  3

02.09

02.09

  1237

  ООО «АРС»

  12

  

 

1820

21840

1880

22560

 

  4

30.09

3009

15 

Списание недостачи 

12 

 

 

120

1440

1760

21120

 

  5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Код

 

Форма по ОКУД

0330228

ООО Агат

 

по ОКПО

 

организация

 

 

Склад №1                  

 

 

                         структурное  подразделение

 

Камера (секция)

 

 

Вид деятельности по ОКДП

 

 

 

Вид операции

 

 

#G0 

Номер

документа

Дата

составления

 

 

КАРТОЧКА

  30

  30.08

 

 

КОЛИЧЕСТВЕННО-СТОИМОСТНОГО УЧЕТА

 

#G0Товар

Единица измерения

Размер

Сорт

 

 

Учетная

 

Корреспондирующий счет

Примечание

наименование

код

наименование

код по

 

 

 

 

цена,

 

счет,

код аналитического

 

 

 

 

ОКЕИ

 

 

 

 

руб. коп

 

субсчет

учета

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

  Масло сливочное

 

  кг

 

 

 

 

 

 

 

  41/1

 

 

 

Номер

Дата

Документ

Поставщик или получатель

Цена,

Приход

Расход

Остаток

Подпись,

по порядк

записи

дата

номер

 

руб. коп

количество, шт

сумма,

руб. коп

количест-

во, шт.

сумма,

руб. коп

количест

во, шт

сумма,

руб. коп

дата

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

  1

  31.08

 

 

  Остаток

  40

 

 

 

 

900 

36000 

 

  2

  01.09

  01.09

  1236

  ООО «Олуи»

  40

 

 

308

12320

592

23680

 

  3

03.09

03.09

  257

  ЗАО «Искитимский молочный завод»

  40

560

22400

 

 

1152

46080

 

  4

13.09. 

13.09 

752 

ОАО «Сибирское молоко» 

 40

504

20160

 

 

1656

66240

 

  5

23.09 

23.09 

1240 

ЧП Свирь 

40 

 

 

476

19040

1180

47200

 

  6

  30.09

  30.09

  31

  Списание порчи

 40

 

 

28

1120

1152

46080

 

7

30.09

30.09

15

Списание недостачи

40

20

800

1132

45280

 

 

Код

 

Форма по ОКУД

0330228

ООО Агат

 

по ОКПО

 

организация

 

 

Склад №1                  

 

 

                         структурное  подразделение

 

Камера (секция)

 

 

Вид деятельности по ОКДП

 

 

 

Вид операции

 

#G0 

Номер

документа

Дата

составления

КАРТОЧКА

  40

  30.08

КОЛИЧЕСТВЕННО-СТОИМОСТНОГО УЧЕТА

 

#G0Товар

Единица измерения

Размер

Сорт

 

 

Учетная

 

Корреспондирующий счет

Примечание

наименование

код

наименование

код по

 

 

 

 

цена,

 

счет,

код аналитического

 

 

 

 

ОКЕИ

 

 

 

 

руб. коп

 

субсчет

учета

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

  Мука, высший сорт

 

  кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Номер

Дата

Документ

Поставщик или получатель

Цена,

Приход

Расход

Остаток

Подпись,

записи

дата

номер

 

руб. коп

количество, шт

сумма,

руб. коп

количест-

во, шт.

сумма,

руб. коп

количест

во, шт

сумма,

руб. коп

дата

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

  1

  31.08

 

 

  Остаток

  4

 

 

 

 

4000 

16000 

 

  2

  01.09

  01.09

  1236

  ООО «Олди»

  4

 

 

700 

2800 

3300

13200

 

  3

02.09

02.09

  314

  ООО «Сатурн»

  4

  980

3920 

 

 

4280

17120

 

  4

03.09 

03.09 

  1238

  Областная больница

  4

 

 

  1120

  4480

3160

12640

 

  5

  08.09

08.09 

  425

  Чикский элеватор

  4

  1190

  4760

 

  

4350

17400

 

  6

23.09 

23,09 

1240 

 ЧП Свирь

  4

 

 

  840

3360 

3510

14040

 

7

30.09

30.09

15

Списание недостачи

4

 

При ревизии и контроле деятельности торговых организаций основное внимание ревизору следует обратить на правильность документального оформления приема, хранения, отпуска товаров и отражения товарных операций в бухгалтерском учете; изучить условия хранения товарных ценностей; выявить факты искажения отчетных данных и хищений товарных ценностей.

Ревизия и контроль товарных операций необходимо начинать с проведения инвентаризации. Приступая к проверке фактического наличия и сохранности, аудитор должен установить перечень имущества, которое будет подвергнуто инвентаризации, а также убедиться, что с материально-ответственными лицами заключены договоры о полной материальной ответственности.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.

Материально-ответственные лица должны дать расписки в том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, что все ценности, поступившие на их материальную ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки должны дать и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение материальных ценностей или доверенности на получение имущества. Сведения о фактическом наличии имущества записываются в инвентаризационные описи. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Ревизор должен лично убедиться в пригодности весоизмерительного оборудования, а также в том, имеется ли документ, подтверждающий его госпроверку, клеймение мерного инвентаря.

Следует не допускать внесения в описи данных об остатках товаров со слов материально-ответственного лица или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Товарно-материальные ценности (ТМЦ), числящиеся за розничным торговым предприятием и хранящиеся на складах других организаций, должны быть занесены в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих товаров на ответственное хранение. В описях на эти товары указывают: их наименование; сорт; стоимость по данным учета; дата принятия товара на хранение; место хранения; номера и даты документов. На товары, переданные в переработку другой организации, в описи указывают: наименование перерабатывающей организации, наименование товаров; их количество; фактическую стоимость по данным учета; дату передачи товаров в переработку; номера и даты документов.

Инвентаризация товаров, находящихся в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально-ответственных лиц (в пути, товары отгруженные), могут оставаться только суммы, подтвержденные правильно оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами; по отгруженным - копиями предъявленных документов (платежные поручения, векселя); по просроченным - документами, подтвержденными учреждениями банка; по находящимся на складах сторонних организаций - сохранными расписками. Проведение ревизии и контроля товарных операций следует осуществлять: по поступлению товаров; продаже товаров; переоценке товаров.

Ревизору следует убедиться в правильности документального оформления товарных операций и составления отчетности материально-ответственных лиц о наличии и движении товаров.

Проводя проверку правильности документального оформления поступления товаров, следует убедиться в том, что движение товара от поставщика к потребителю оформляется товаросопроводительными документами, предусмотренными условиями поставки товаров и правилами перевозки грузов (накладной, товарно-транспортной накладной, железнодорожной накладной, счетом или счетом-фактурой). Кроме того, материально-ответственным лицом должна выписываться накладная при оформлении отпуска товаров со склада, при принятии товаров в торговой организации.

Если материально-ответственное лицо получает товары вне склада покупателя, следует проверить наличие доверенности, которая подтверждает право материально-ответственного лица на получение товара.

Ревизору следует выяснить порядок приемки товаров и ее документального оформления, так как при нарушении правил приема и сроков торговые организации лишаются возможности предъявления претензий поставщикам или транспортным организациям в случае недостачи или снижения качества товаров.

Если количество и качество товара соответствуют указанным в товаросопроводительных документах, то на сопроводительные документах накладывается штамп организации, что подтверждает соответствие принятых товаров данным, указанным в сопроводительных документах. Материально-ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись на товаросопроводительных документах и заверяет ее круглой печатью торговой организации.

В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, или данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику, а в сопроводительном документе делается отметку об актировании.

На следующем этапе необходимо перейти к проверке соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин. В розничных организациях денежные расчеты с населением должны вестись с применением контрольно-кассовых машин. В связи с этим необходимо проверить наличие в торговой организации и ее структурных подразделениях контрольно-кассовых машин и соблюдение порядка их применения.

Ревизору следует убедиться в том, что внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, где работают разные материально-ответственные лица, проводится на основании письменного или устного распоряжения руководителя организации и оформляется накладной в установленном порядке.

Необходимо проверить своевременность составления и представления товарных отчетов материально-ответственными лицами, сопоставив сроки составления отчетности о наличии и движении товаров, установленные руководителем и главным бухгалтером торговой организации, со сроками фактической сдачи отчетов.

Во время правильности составления отчетов материально-ответственных лиц ревизор устанавливает:

·                     подлинность документов и правильность записей в отчете, сделанных на основании приложенных документов, а также соответствие даты документов периоду, за который представляется отчет;

·                     соответствие в данном отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода остаткам, показанным в предыдущем отчете на конец отчетного периода;

·                     соответствие в отчете остатков товаров и тары на начало отчетного периода фактическим остаткам в инвентаризационных описях на дату проведения инвентаризации;

·                     соответствие хронологии первичных документов, приложенных к отчету;

·                     законность и обоснованность хозяйственных операций (прием, отпуск, списание товара и т. д.);

·                     наличие в документах всех необходимых реквизитов, подписей материально-ответственных лиц, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров;

·                     полноту оприходования в отчетном периоде товаров по выданным доверенностям, оплаченным или принятым к оплате документам;

·                     правильность цен на товары, таксировки и подсчетов в отчете и приложенных к нему документах;

·                     соответствие записей, сделанных материально-ответственными лицами в карточках (книгах) складского учета, первичным приходно-расходным документам;

·                     соответствие суммы по внутреннему перемещению отпущенных товаров и тары сумме, показанной в приходной части товарных отчетов других материально-ответственных лиц;

·                     соответствие выручки, показанной в расходной части товарного (товарно-кассового) отчета, сумме, оприходованной по кассовому отчету (при учете по продажным ценам).

Необходимо контролировать своевременность сдачи торговой выручки материально-ответственным лицом в главную кассу или банк, проверяя соблюдение лимита денег в кассе.

Проверяя правильность документального оформления и учета продажи товаров необходимо руководствоваться тем, что объем реализации (товарооборот) является важнейшим показателем хозяйственной деятельности торговых организаций.

Оптовым товарооборотом является продажа товаров одной организацией другой организации для последующей перепродажи или потребления. При этом продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям для собственных нужд включается в оптовый товарооборот.

Под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет независимо от каналов их реализации, а именно продажа:

·                     юридическими лицами, осуществляющими розничную торговлю и общественное питание, для которых торговая деятельность является основной;

·                     юридическими лицами, осуществляющими торговлю, но для которых торговая деятельность не является основной;

·                     физическими лицами, осуществляющими продажу товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

В состав розничного товарооборота включается продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т.п.) по безналичному расчету из розничной торговой сети, мелкооптовых баз, сети общественного питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения, а также продажа товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям за наличный расчет.

Ревизору следует проверить правильность определения оптового и розничного товарооборота. Для проверки правильности отпуска и точности расчетов с покупателями, выявления фактов недовеса, недомера, недолива, обсчета аудитору следует провести внезапные контрольные закупки.

Проверяя порядок отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению и выбытию товаров, аудитору следует учитывать, что товары в организациях торговли отражаются по покупной стоимости или по продажным ценам в соответствии с выбранной учетной политикой на счете 41 "Товары". Записи в регистрах бухгалтерского учета по счету 41 "Товары" должны вестись в целом по отчету материально-ответственного лица. Следует удостовериться, что оборот по дебету счета 41 "Товары" по каждой строке учетного регистра равен общей сумме прихода товаров в соответствующем отчете, а оборот по кредиту - общей сумме расхода товаров в том же отчете. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода в учетном регистре также должны совпадать с соответствующими показателями в отчете.

Итоги записей по счету 41 "Товары" должны подсчитываться по окончании месяца, а затем сверяться с соответствующими показателями учетных регистров по другим счетам. При проведении проверки правильности организации ведения аналитического учета следует обратить внимание на случаи отсутствия аналитического учета или на случаи, когда данные аналитического учета товарных запасов не соответствуют оборотам и остаткам по счетам синтетического учета, что позволит не допустить неточности по оборотам и остаткам в регистрах синтетического учета, а также подтвердить достоверность статьи "Товары". Если ревизор обнаружит, что остатки по счетам товарных запасов по показателям аналитического учета не соответствуют показателям складского учета товаров, то в этом случае можно сделать вывод о занижении оборотов по дебету счета 41 "Товары".

При обнаружении фактов возврата товаров от покупателей необходимо обратить внимание:

·                     на причины возврата товаров;

·                     наличие сторнировочных записей на счетах бухгалтерского учета;

·                     порядок исчисления налога на добавленную стоимость;

·                     правильность возмещения излишне перечисленных сумм из бюджета;

·                     порядок возвращения денег покупателю и замены товаров.

Список литературы

1.     Федеральный закон О бухгалтерском учете от 21.11.96 г. №129-ФЗ.с последующими изменениями и дополнениями.

2.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бух­галтерской отчетности в РФ, утвержденное приказом Мин­фина РФ от 29.07.1998 г. № 34н с изменениями и дополне­ниями от 24.03.2000 г. с последующими изменениями и дополнениями.

3. Положения по бухгалтерскому учету

4. Астахов В. П. Бухгалтерский (финансовый) учет. Учебное пособие. М., «Экспертное бюро» Приор, 2000 г.-250 с

5. Астахов В. П. Теория бухгалтерского учета. М., «Эк­спертное бюро, 2004 г.-450 с

6. Вещунова Н. Л., Фомина Л. Ф. Бухгалтерский учет на предприятиях различной формы собственности. М., 2003 г.-351 с.

7. Кондраков Н. П., Кондраков ИЛ. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. - М., «Проспект» - 2001 г.-267с.

8. Мураховская И. С.Бухгалтерский учет и отчетность. Сборник нормативных документов и справочных материалов, М., 2000 г.- 278 с.

10. Пошерстняк Е.Б. Кассовые операции. М.,2003г.-167 с.

11. Токарев И.Н. Бухгалтерский учет. М., «ИД ФБК Пресс», 2002 г.-278 с