Содержание

 

Введение. 3

1. Кризисы в социально-экономическом развитии. 4

1.1. Понятие кризисов. 4

1.2. Типология признаков. 5

1.3. Признаки кризисов. 7

2. Практическая часть. 10

2.1. Кризис 1991 года. 10

2.2. Кризис 1993 года. 12

2.3. Кризис 1998 года. 13

Список литературы.. 18

Введение

Можно дать самое общее определение кризиса. Социально-экономический кризис – это значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях, что, в конечном счете, ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом.

В литературе по антикризисному управлению проблема кризиса рассматривается в следующем ракурсе. Социально-экономическая система в любом своем виде и любой форме, будь то общественная формация, фирма или предприятие, имеет две тенденции своего существования: функционирование и развитие.

Функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих её целостность, качественную определенность, сущностные характеристики.

Развитие - это приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды. Проводя аналогию с терминологией теории управления, процессу развития соответствует процесс организационных изменений.

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономического развития, что и порождает возможность и закономерность наступления и разрешения кризиса. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления. Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов.

1. Кризисы в социально-экономическом развитии

1.1. Понятие кризисов

Кризис - это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее её жизнестойкости в окружающей среде.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

Если понимать кризис таким образом, можно констатировать то обстоятельство, что опасность кризиса существует всегда и его необходимо предвидеть и прогнозировать.

Разработанная О’Connor социально-политическая теория кризисной ситуации говорит о том, каким образом комплекс символов культуры и идеологий, которые приобрели материальную силу, оказывают свое воздействие на характер восприятия реальности. Данная теория вполне уместна применительно к этому исследованию, поскольку качественное восприятие индивидуумом символов и личного опыта воздействует на его восприятие реальности. Реальность основывается на том, каким образом человек воспринимает кризисную ситуацию применительно к накопленным в прошлом опыту, знаниям и пониманию кризисной ситуации. «Истинной» реальности, как констатирует О’Connor, не существует – восприятие индивидуума находится под воздействием приобретенного в прошлом личного опыта[1].

Вместе с тем, реальность можно сформировать с помощью информации и осуществления плана в качестве упреждающей меры для разрешения кризисной ситуации. Методы приобщения отдельных лиц для поиска решений сложных проблем по инициативе специалистов по связи с общественными организациями окажут самое серьезное влияние на планирование процесса восприятия кризисной ситуации, реагирования на нее и на последствия кризиса.

В частности, социально-политическая перспектива планирования и реализации действий по ликвидации кризисной ситуации предполагает, что:

1) Все кризисные ситуации характеризуются такой общей чертой, как разбивка на более мелкие составляющие социального конструирования реальности;

2) Организации будут переживать кризис руководства и культурных норм вследствие события, которое обусловит более пристальное внимание как со стороны внутренней, так и внешней аудитории;

3) Члены организации, по всей вероятности, будут ставить под сомнение убеждения (ценности) организации в период кризисной ситуации;

4) Планирование и реализация действий по ликвидации кризисных ситуаций вряд ли могут быть успешными без реформирования руководства и культурных норм организации.

Результатом такого предположения является разрушение общественного порядка, единоначалия и общепризнанных ценностей и верований, когда могут возрастать такие негативные тенденции, как крайний индивидуализм, антиобщественное поведение и акты насилия в случае неспособности найти правильный выход из кризисной ситуации.

1.2. Типология признаков

Практика показывает, что кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Необходимость в разветвленной классификации кризисов связана с дифференциацией средств и способов управления ими. Если есть типология и понимание характера кризиса, появляются возможности снижения его остроты, сокращение времени и обеспечение безболезненности протекания.

Существуют общие и локальные кризисы. Общие охватывают всю социально-экономическую систему, локальные только часть её. Это разделение кризисов по масштабам проявления.

По проблематике кризиса можно выделить макро и микрокризисы.  Макрокризису присущи довольно большие объемы и масштабы проблематики. Микрокризис захватывает только отдельную проблему или группу проблем.

Общие кризисы охватывают все национальное хозяйство.

Частичные распространяются на какую-либо одну сферу или отрасль экономики.

Так, финансовый  кризис – глубокое расстройство государственных финансов. Оно проявляется в постоянных бюджетных дефицитах. Крайним проявлением финансового кризиса является неплатежеспособность государства по иностранным займам (во время мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. прекратили платежи по внешним займам Великобритания, Франция, Германия, Италия. В 1931 г. США на год отсрочили все платежи по внешним долгам).

Денежно-кредитный  кризис – потрясение денежно-кредитной системы. Происходит резкое сокращение коммерческого и банковского кредита, массовое изъятие вкладов и крах банков, погоня населения и предпринимателей за наличными деньгами, падение курсов акций и облигаций, а также нормы банковского процента[2].

Валютный  кризис выражается в ликвидации золотого стандарта в обращении на мировом рынке и обесценении валюты отдельных стран (нехватка иностранных «твердых» валют, истощение валютных резервов в банках, падение валютных курсов).

Биржевой  кризис – резкое снижение курсов ценных бумаг, значительное сокращение их эмиссий, глубокие спады в деятельности фондовой биржи.

По структуре отношений в социально-экономической системе, по дифференциации проблематики её развития можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия, фирмы. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и пр. В группе экономических кризисов отдельно можно выделить финансовые кризисы. Они характеризуют противоречия в состоянии финансовой системы или финансовых возможностях фирмы.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий,  персонала и менеджеров и др. Часто социальные конфликты являются как бы продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношения к экологическим проблемам и т.п. Особое положение в группе социальных кризисов занимает политический кризис. Это - кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении обществом. Политические кризисы, как правило затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

Кризисы могут быть предсказуемыми (закономерными) и неожиданными (случайными).

Существуют также кризисы явные и латентные (скрытые). Первые протекают заметно и легко обнаруживаются. Вторые являются скрытыми, протекают относительно незаметно и поэтому наиболее опасны.

Кризисы бывают глубокими и легкими. Глубокие, острые кризисы часто ведут к разрушению социально-экономической системы. Они протекают сложно и неравномерно, часто аккумулируют в себе множество противоречий, завязывают их в запутанный клубок. Легкие, мягкие кризисы протекают более последовательно и безболезненно. Их можно предвидеть, ими легче управлять.

Вся совокупность возможных кризисов разделяется также на группы кризисов, затяжных и кратковременных. Фактор времени в кризисных ситуациях играет важную роль. Затяжные кризисы, как правило, проходят болезненно и сложно. Они часто являются следствием неумения управлять кризисными ситуациями, непониманием сущности и характера кризиса, его причин и возможных последствий.

По регулярности нарушения равновесия в экономике различают периодические, промежуточные и нерегулярные кризисы.

Периодические кризисы повторяются регулярно через какие-то промежутки времени (другое название – циклические кризисы).

Промежуточные не дают начала полного делового цикла и прерываются на какой-то фазе; являются менее глубокими и менее продолжительными.

По характеру нарушения пропорций воспроизводства выделяют 2 вида кризисов.

Кризис перепроизводства товаров – выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта.

Кризис недопроизводства товаров – острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения.(боря 340-341)

1.3. Признаки кризисов

Надо заметить, что кризисы несут в себе и свое лечение. По мере развития кризиса, цены на товары падали ниже и ниже, создавая тем самым возможность сбыта и перспективу выхода из кризиса. После первой мировой войны циклические кризисы продолжали регулярно сотрясать мировую экономику, однако, характер их стал иным. Грандиозный биржевой крах в «черный» вторник 29 октября 1929 года положил начало кризису, или Великой депрессии 1929-1933 гг., который по своей глубине превзошел все предыдущие. Падение цен, которого еще не знала экономика США, Германии, Франции и Англии, сопровождалось резким сокращением производства, происходил глубокий кризис всей банковской системы, обесценивались валюты – вот далеко не полный перечень бед, свалившихся на экономику государств, еще недавно считавшихся богатейшими и преуспевающими. Однако кризис 1929 года заставил правительство этих стран предпринимать серьезные попытки воздействия на экономическое развитие и предупреждения их разрушительных последствий. (чеп.392-393)[3].

Кризис отечественной экономики чреват полной хозяйственной разрухой и усилением деградации общества. Поэтому требуется объективный и глубокий анализ данного явления, приобретшего в переходный период новые черты. Всестороннее научное исследование необходимо для того, чтобы правильно оценить эту болезненную фазу в развитии общественного производства, выработать и применить надежные и эффективные меры по ограничению ее продолжительности и потерь, найти пути выхода из ситуации для последующего подъема экономики. Решению таких задач поможет, в частности, выяснение закономерностей и взаимосвязей кризисов в производственной, научно-технической и социокультурной сферах, политических и государственно-правовых отношениях, экологии.

Необходимость учета взаимодействия кризисов в экономике и других сферах. Ориентирами в этом могут служить следующие их свойства:

- всеобщность, неизбежная в цикличной динамике всех элементов общества. Периодические кризисные потрясения - закономерность живой и неживой природы;

- полезность. Это кажется абсурдным, и тем не менее кризисы подрывают основу устаревших систем или их элементов, расчищают дорогу для новых поколении людей и машин, технологических и экономических укладов, политического устройства;

- многофакторность 11 многомерность, вызываемые множеством переплетающихся факторов, которые в зависимости от ситуации поочередно выходят на первый план. Кризисы охватывают различные стороны системы, их нельзя определить и измерить одним обобщающим показателем, а потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных потому требуется совокупность подходов, чтобы получить верный ориентир. И хотя возможна их классификация, не найти двух тождественных кризисов; взаимодействие, проявляющееся в разных аспектах. Кризисные фазы циклов неодинаковой длительности накладываются друг на друга, резонируют, углубляют потрясения общества. Взаимовлияние испытывают смежные сферы. Так, экономический кризис обычно сопряжен с технологическим, на него оказывают негативное воздействие кризисы экологические, социокультурные, политические, государственно-правовые;

- заканчиваемость, которая может стать переходом к оздоровлению общества и экономики либо заменой их одной или несколькими более жизнеспособными системами;

- прогнозируемость. Обычно кризисы, особенно экономические, неожиданны, только задним числом выясняют и доказывают их неизбежность. Тем не менее, познав циклично-генетические закономерности динамики общества, логику смены циклов, можно предвидеть сроки наступления и характер кризиса.

С точки зрения человеческого фактора для ситуации кризиса характерно возникновение, как минимум, двух проблем: рассогласование между профессиональным инструментарием, которым владеет персонал организации, и требуемым для новой ситуации, неадекватность норм и правил внутриорганизационной жизни (собственно корпоративной или организационной культуры) новым условиям.

Таким образом, можно предположить, что с точки зрения ситуация кризиса человеческой составляющей детерминируется извне необходимостью смены типа профессиональной деятельности, а изнутри — организационной культуры.

2. Практическая часть

2.1. Кризис 1991 года

На август приходится два крупнейших события новейшей российской истории: попытка государственного переворота со стороны ГКЧП 1991 года и финансовый кризис 1998 года. Оба эти события связаны между собой не только хронологически, но и по смыслу. События восьмилетней давности проложили дорогу к завоеванию Б. Ельциным верховной власти в Кремле и началу проведения политики капиталистических реформ. События 1998 года подвели черту под начальным этапом этих реформ и в глазах миллионов людей показали их полное банкротство.

Разочарование в значении августовской "демократической победы" 1991 года не привело, однако, до сих пор к переосмыслению подлинного содержания этих событий. По-прежнему в массовом сознании России доминируют две противоположные точки зрения. Первая из них следует либерально-демократическим иллюзиям той поры. Согласно им, в России победили молодые, наиболее образованные и думающие силы, которые повели страну из исторического тупика на дорогу единой мировой демократической цивилизации. Согласно другой точке зрения, которая разделяется большинством националистов и коммунистов, в августе 1991 года победила "пятая колонна" мирового империализма, после чего в стране был создан "оккупационный режим", который держится только обманом, насилием и поддержкой своих западных спонсоров.

В августе 1991 года состоялось решающее столкновение между крупнейшими фракциями бывшей советской номенклатуры, которые предлагали разные способы проведения единой для них всех прокапиталистической политики. Говоря сжато, для советской номенклатуры был упущен в тот момент шанс развивать капитализм в России по "китайскому" пути.

Создание ГКЧП ни в малейшей степени не означало попытку свернуть с пути проведения прокапиталистической политики. Это была попытка удержать "процесс" под контролем более консервативных, умеренных и многочисленных слоев правящей бюрократии. В документах, выпущенных от имени ГКЧП, ни слова не говорилось о необходимости возрождения социализма, не говоря уже о лозунгах возвращения к программе Октябрьской революции 1917 года или апелляции к инициативе рабочего класса. Уже через несколько лет можно было наблюдать, как практически все бывшие участники ГКЧП весьма успешно интегрировались в новую капиталистическую Россию.

Несмотря на то, что после подавления путча структура власти осталась прежней, а Михаил Горбачев продолжал оставаться президентом СССР, реальную победу одержали силы, группировавшиеся вокруг Ельцина. Овладев в продолжение двух-трех месяцев всеми рычагами власти в Кремле, эта группа открыла, по словам историка и социолога Вадима Роговина, период превентивной гражданской войны против своего народа. Состояние постоянного морального и психологического шока стало с этого времени отличительной чертой простого российского гражданина.

К 1991 году страна подошла в состоянии глубокого социально-экономического кризиса. Однако этот кризис был связан с существованием определенных противоречий советского хозяйства, накоплением структурных диспропорций, стагнацией показателей роста и уровня жизни вследствие ложных политических ориентиров. Тем не менее, несмотря на усиление негативных тенденций, общий потенциал благосостояния, накопленный за предшествовавшие десятилетия ценой огромных усилий и жертв, сохранялся. Страна нуждалась в реформировании, улучшении качества накопленных ресурсов, более эффективном использовании сырья, технического потенциала и трудовых кадров.

Вместо разрешения этих задач либерализация цен и введение свободной торговли принесли с собой прямо противоположные результаты. В продолжение 90-х гг. экономический потенциал страны оказался не реформирован, а фундаментально подорван, техническая база предприятий и инфраструктуры пришла в еще большую негодность, а уровень жизни большинства жителей резко упал. Следствием этого явился стремительный рост многочисленных социальных болезней (преступность, самоубийства, болезни и т.д.), а также этнических и религиозных конфликтов.

Главной чертой прошедших с 1991 г. лет стала огромная дифференциация в социальном положении: возникла узкая группа необыкновенно богатых, насквозь коррумпированных, криминальных и безжалостных богачей, в то время как основная часть населения оказалась сброшенной на уровень борьбы за физическое выживание. Если вспомнить слова Ельцина, которые он высказал в самом начале своих реформ: "Нам нужны не сотни миллионеров, а миллионы собственников", - то эта фраза звучит сегодня как злобная и бесстыдная насмешка над тем, что происходит в реальности.

Кризис 1991 года оказался не только политическим, но и социально-экономическим; общественным, всеобщим – захватывающим все отрасли народного хозяйства; явным и глубоким, поскольку период стабилизации после него занял огромный промежуток времени.

2.2. Кризис 1993 года

Рассмотрим теперь причины, человеческий фактор кризиса 1993 года.

Уход в отставку правительства Е. Гайдара осенью 1992 г. резко изменил направленность социально-экономической политики. Пришедшее ему на смену реформаторское правительство В. Черномырдина состояло в основном из опыт­ных хозяйственников, прошедших большую школу в советские времена, хорошо знающих свои отрасли, сферы деятельности. Но они никогда не изучали рынок, не знали его и крайне поверхностно — в основном отрицательно — относились к рыночным реформам Е. Гайдара. В. Черномырдин как-то назвал правительство Гайдара "правительством завлабов". Правительство Е. Гайдара обвиняли в монетаризме и в излишнем внимании к финансовым и кредитно-денежным вопросам в ущерб решению производственных задач.

Идеологическая установка нового правительства в общих чертах состояла в следующем: повернуться лицом к производству, прежде всего к промышленности, восстановить, наладить его; если производство заработает, то и бюджет будет наполняться, и финансовые потоки нормализуются, и все будет хорошо. Новое правительства больше всего занималось отраслями и крупнейшими предприятиями, производством, принимая меры по восстановлению хозяйства. Внимание к финансовым и денежно-кредитным вопросам было ослабленно. Многие хозяйственники вслед за скороспелыми высказываниями отдельных научных работников говорили, что в умеренной инфляции ничего страшного нет, мало того, инфляция даже стимулирует экономический рост и попытка слишком резко затормозить ее, как это делало правительство Е. Гайдара, приводит к углублению кризиса, сокращению производства. И правительство В. Черномырдина мало что предприняло для сокращения инфляции.

До осени 1993 г. цены росли ежемесячно на 10—15 и даже 20%. Сохранялся высокий дефицит бюджета. На полную мощь работал станок по печатанию денег, которых при такой инфляции временами не хватало. После обвала в первой половине 1992 г. и принятых летом этого года еще правительством Е. Гайдара мер промышленность стала восстанавливаться. Ее уровень во второй половине 1992 г. и до осени 1993 г. в основном поддерживался. Неожиданно для правительства осенью 1993 г. произошел обвал производства. Промышленное производство сократилось почти на треть. Это было самое глубокое его падение за все годы реформ и, пожалуй, самое крупное в столь короткий срок в истории мировых кризисов, имевших место в мирное время в большой стране.

С рыночных позиций такие последствия высокой инфляции можно было предвидеть: она обесценила оборотные средства предприятий, которые не могли пополняться за счет банковских кредитов. Опять предприятия постепенно переходили на бартер, задерживали зарплату и в конце концов прекратили работу, что и привело к столь сокрушительному обвалу.

Для правительства оказался неожиданным крах его поли­тики, всей его деятельности. На роль первого заместителя председателя правительства срочно был приглашен "ненавистный" Е. Гайдар, который жесткой рукой вместе с министром финансов Б. Федоровым опять установил контроль над финансовой и денежно-кредитной политикой, что уже к концу 1993 — началу 1994 г. привело к значительному сокращению инфляции. При кредитовании промышленности и взаимозчете долгов многие предприятия опять заработали, хотя и на более низком уровне.

1993 год был переломным в социально-экономическом кризисе в России. Он мог стать годом стагнации и накопле­ния предпосылок для дальнейшего оживления и подъема экономики уже с 1994 г. Так, в частности, случилось в Балтийских странах, которые справились с инфляцией в 1993 г., "привязали" свои валюты к доллару, пережили трудности 1993 г., из которых особенно болезненным был значительный рост безработицы, но с 1994 г. производство перестало у них сокращаться и началось некоторое оживление. Если рассмотреть временные рамки кризисов при переходе к рынку в постсоциалистических странах Европы, то у них также обычно второй или третий год кризиса был годом депрессии, стагна­ции, а за ним следовали оживление и подъем уже на четвертый-пятый год.

Кризис 1993 года также был политическим, социально-экономическим; общественным, всеобщим – захватывающим все отрасли народного хозяйства; явным и глубоким, а также, по моему мнению, прогнозируемым.

2.3. Кризис 1998 года

При анализе причин кризиса 1998 г. важно понять, что он явился результатом не чьей-то злой воли или некомпетентности, а стечения обстоятельств, многие из которых складывались против нас. В России реформы неизбежно должны были идти трудно и сопро­вождаться усилением социального недовольства. Ниже приведена логическая цепь событий, приведших к кризису[4]:

1. "Черный вторник" в октябре 1994 г. и решение отказаться от эмиссионного кредитования бюджетного дефицита. Необходимо было после этого резкого поворота в бюджетной политике обеспечить улучшение сбора налогов, сокращение государственных расходов и дефицита бюджета и уже для сокращенного дефицита - переход на его финансирование за счет так называемых неинфляционных источников, то есть внешних и внутренних займов[5].

2. Раскручивание рынка ГКО плюс широкое использование КО (казначейских обязательств). Пик применения этих денежных суррогатов пришелся на конец 1995 г. и 1996г. Две трети налоговых поступлений в бюджет в апреле 1996г.- было представлено этими бумажками. Опасность "пирамиды" ГКО к августу 1996 г. стала очевидной. Все это были попытки увернуться от жестких требований стабилизации. Правительство медлило с реши­тельными действиями, Дума же прямо противодействовала.

Налоги стали собираться хуже. Попытка дать Госналогслужбе повышенное задание на 1997 год (до 15% ВВП) - явная ошибка[6]. Не было понимания важности организационно-технической работы в этом  ведомстве. Не было и реалистичной оценки возможностей улучшения сбора налогов. ГКО оказались самым простым выходом в данный момент. О последствиях в целом стали задумываться только осенью 1996 г. Погашение инфляции не за счет сбалансированного бюджета, а в результате роста государственного долга привело к отсроченной инфляции. То, что произошло в августе 1998 г. первый ее взрыв.

3. Начало 1997 г. - либерализация рынка ГКО, расширение до пуска на него нерезидентов. "Горячие деньги" устремляются в Россию. К середине лета доля нерезидентов на рынке ГКО достигла 30%, в результате доходность последних упала до 18-20% годовых, снизи­лись процентные ставки [7]. Экономика "задышала".

4. Март 1997 г. - обновление состава правительства РФ, приход в него А. Чубайса и Б. Немцова, что позволило говорить о правительстве "молодых реформаторов." Один из первых шагов – «урезание» на 30% только что с трудом утвержденного бюджета. Шаг, вызванный ощущением опасности грядущего кризиса, встреченный в штыки практически всеми. Принятые "молодыми реформаторами" меры могли дать плоды, если бы они быстро добились существенных успехов и получили поддержку не только президента РФ, но и общества.

5. Июль 1997 г. - аукцион по "Связьинвесту" и начало информационной "войны" олигархов против А Чубайса и Б. Немцова. Главный итог - потеря доверия к реформаторам, к их порядочности и готовности служить обществу.

6. Осень 1997 г. Полный отказ левой Думы от сотрудничества с ''Правительством "молодых реформаторов", в том числе с учетом итогов информационной "войны".

7. Ноябрь 1997 г. До России докатываются первые отзвуки "азиатского" кризиса. Миссия МВФ отказывается одобрить очередной транш займа на том основании, что до сих пор не учитывались растущие долги бюджетных организаций за газ, энергию, тепло, а исполнение бюджета оценивалось только по фактическим ассигнованиям без учета роста его долгов. Задержка транша - еще один толчок к потере доверия правительству. Начала расти доходность ГКО - до 40%. ЦБР ради стабильности курса рубля отказывается поддерживать рынок ГКО. Про­центные ставки поползли вверх, начался отток капитала. Ясно, что наметившийся прорыв к экономическому росту не состоится. Напротив, проблема государственного долга, ранее ослабленная притоком зарубежных "горячих денег", теперь из-за этого же будет обостряться[8].

 Роль "азиатского", а в действительности, как это стало ясно се­годня, мирового финансового кризиса, его влияние на Россию нельзя недооценивать. Если бы мы не впустили нерезидентов на рынок ГКО, то влияние мирового кризиса на нашу экономику было бы намного меньше.

И, тем не менее, наш кризис можно понять лишь как часть мирового финансового кризиса. Весна 1997 г. - крах банковской системы в. Чехии, осень 1997 г. - в Малайзии и Таиланде, начало 1998 г. - удары кризиса настигают Южную Корею, Японию и Индонезию, летом - Россию, в начале 1999 г. - Бразилию. Во всех этих странах картина кризиса одинаковая:                

- резкое обесценение национальной валюты;

- банковский кризис

- падение капитализации фондового рынка

- спад производства [9].

Характерно, что удары кризиса обрушились на развивающиеся страны, структура экономики которых страдает существенными ограничениями свободы конкуренции в пользу привилегированных агентов на основе связи власти с крупным капиталом, где велико вмешательство государства в экономику в интересах определенных групп. Итог - резкое сокращение потоков капиталов на эти рынки, кризис доверия. По оценкам экспертов МВФ, чистый приток капитала на развивающиеся рынки, включая страны с переходной экономикой, снизился с 215 млрд. долл. в 1996 г. до 123,5 млрд. в 1997 г. и до 56,7 млрд. долл. в 1998 г. Произошло общее снижение уровня доверия к развивающимся рынкам, в том числе российскому. Процентные ставки пошли вверх.

8. Март 1998 г. Отставка В. Черномырдина, которая, казалось, была осуществлена в интересах реформаторов. Но первый ее результат - шанс для левого парламента усилить давление на исполнительную  власть. И С. Кириенко вынужден был пойти  на уступки. Тогда уже стало предрешенным вхождение коммунистов в '"правительство, чтобы добиться сотрудничества с Думой. Политическая стабильность была подорвана.

9. 12 мая 1998 г. Начинается обвал на финансовых рынках. По мнению специалистов, помимо правительственного кризиса ему способствовали заявления председателя Счетной палаты о целесообразности одностороннего прекращения платежей по долгам, постановление Думы об уменьшении доли иностранных инвесторов капитале РАО "ЕЭС", а также банкротство "Токобанка", в котором значительная доля принадлежала иностранным инвесторам. Последние заняли жесткую позицию в отношении долгов российских банков и ускорили вывод капиталов.

Стремительно растет доходность ГКО, достигая 70-80%, потом 100% и более. Правительство предпринимает меры для спасения положения, восстановления доверия со стороны инвесторов. Готовится и публикуется антикризисная программа, начинаются переговоры с МВФ о крупном дополнительном займе, в основном на пополнение тающих валютных резервов, чтобы уравновесить их с краткосрочными обязательствами и убедить инвесторов в способности России платить по ним. Одновременно каждую среду на очередных аукционах ГКО Минфин РФ вынужден отказываться от размещения новых облигаций из-за их высокой доходности и вместо рефинансирования старых обязательств погашать часть их из бюджета. Берется долг на еврорынке под все более высокий процент, разменивая внутренний долг на внешний. В итоге внешний долг самой России (без СССР) за короткий срок увеличивается вдвое.

10. В конце июля 1998 г. Россия получает первый транш - 4,8 млрд. долл. Правительство и ЦБР ожидали передышки на 2-3 месяца.[10] Однако, она продлилась всего 8-10 дней.

Настало время принимать крайние меры, поскольку было ясно, что дальше удерживать сложившуюся ситуацию бессмысленно. Кризис переходил в открытую фазу. В его основе лежит проводившаяся с 1994 г. нерешительная и безответственная бюджетная политика. Доходы бюджета во все большей степени не соответствовали обязательствам государства, разрыв заполнялся заимствованиями.        

Если бы не было осложнений на мировых рынках и доходность ГКО не повышалась более 20%, то сохранялась бы теоретическая возможность за 2-3 года радикально изменить ситуацию, сводя бюджет с первич­ным профицитом и гася задолженность при минимуме новых займов. Такого рода планы разрабатывались с осени 1997 г.

С октября 1997г. по август 1998г. правительство В.С..Черномырдина и С.В.Кириенко вместе с Центральным банком РФ истратили на поддержку курса рубля 25 млрд дол. Этих денег заведомо хватило бы на пенсии, зарплаты, выплату многочисленных долгов... Ведь это больше федерального годового бюджета 1999г.! Резервы ЦБ РФ дошли до 11 млрд, причем треть этих резервов - золото, а не быстроликвидная валюта. За две недели был израсходован транш Международного валютного фонда.

В этой ситуации руководители Правительства РФ и ЦБ РФ не придумали нечего лучшего, чем 11 августа 1998г., заседая всю ночь без участия специалистов в банковском деле, международном праве, юриспруденции, принять решение о стихийной девольвации рубля , об отказе от обязательств по возмещению внутреннего долга по ГКО, что явилось нарушением восьми статей Гражданского кодекса РФ. На 90 дней был объявлен также мораторий на выплату валютных долгов честными российскими компаниями иностранным банкам.

Кризис 17 августа не был неизбежным, ведь о том, что необходимо девальтировать рубль, говорили некоторые экономисты, но Центробанк и Правительство РФ считали, что это делать не следует. Неправомерно представлять эти события неизбежным результатом экономической политики, проводимой, по мнению одних, с 1917г., а других (в зависимости от политических убеждений)-с 1991г. Конечно, за всеми событиями в экономике стоит какая-то история, но тем не менее есть новейшие их причины, о которых было сказано выше.

Кризис 1998 года был социально-экономическим; общественным, всеобщим – захватывающим все отрасли хозяйства; явным и глубоким, и тоже прогнозируемым.

Список литературы

1.      Абалкин Л. К цели через кризис. – М.; Луч, 1992.

2.      Бартенев С.А. Экономические теории и школы. – М.; БЕК, 1996.

3.      Волков В. Россия: год после финансового кризиса, 8 лет после августовского путча. – М.; WSWS. 1999.

4.      Государственное регулирование экономики в современном мире. – М.; Наука, 1998.

5.      Давыдов В.М., Боровиков А.В., Теперман В.А. Локальные кризисы или мировой феномен- М.; ЭКО,  1999.

6.      Козлова Е.А., Маневич В.Е.. Анатомия социально-экономического кризиса. Макроэкономические итоги реформ. – М.; Экономика и финансы, 2003.

7.      Нещадин А. Причины кризиса 1998. – М.; Кремль. 2004.

8.      Римашевская Н., Овсянников А., Иудин А. Социальное дно: драма реальностей и реальность драмы.- М.; Литературная газета. 2003.

9.      Россия: политические противоборства и поиск согласия. – М.; РАУ, Российская академия политической науки, 1998.

10.   Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. – М.; Наука, 1999.


[1] Яковец Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. – М.; Наука, 1999.

[2] Римашевская Н., Овсянников А., Иудин А. Социальное дно: драма реальностей и реальность драмы.- М.; Литературная газета. 2003.

[3] Римашевская Н., Овсянников А., Иудин А. Социальное дно: драма реальностей и реальность драмы.- М.; Литературная газета. 2003.

[4] Нещадин А. Причины кризиса 1998. – М.; Кремль. 2004.

[5] Е. Ясин. Поражение или отступление? – М.; Вопросы экономики. 1999, №2.

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Нещадин А. Причины кризиса 1998. – М.; Кремль. 2004.

[9] Ясин Е.. Поражение или отступление? – М.; Вопросы экономики.1999, №2.

[10] Давыдов В.А., Боровиков А.В., Теперман В.А.. Локальные кризисы или мировой феномен.- М.; ЭКО, 1999.