Содержание

Выполнить фонетическую транскрипцию текста. 3

Объяснить выбор Н или НН в различных частях речи. 3

Образовать от количественных числительных порядковые. 4

Образовать прилагательные отданных существительных, используя приставки без- или бес- 4

Образовать существительные. 4

1. с помощью суффиксов –ищ, -иц. 4

2. с помощью суффиксов -ушк (юшк), -ышк (ишк) 5

Расставить недостающие знаки препинания. 5

Укажите, какие изобразительно-выразительные средства языка использованы в данных стихотворных отрывках. 7

Список литературы.. 9

         Выполнить фонетическую транскрипцию текста

         Я ехал вечером с охоты один, на беговых дрожках. До дому еще было верст восемь, моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дороге, изредка похрапывая и шевеля ушами, усталая собака, словно привязанная, ни на шаг не отставала от задних колес. Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса надо мною, и мне навстречу неслись длинные серые облака, ракиты тревожно шевелились и лепетали.

(По И.С. Тургеневу)

[Jа ехал в`эчэрам с Δхоты Δд`ин на б`игавых дрошках. Да дому ищо была в`орст восим` маjа добраjа рыс`истаjа кабыла бодра б`ижала па пыл`най дарог`и изр`идка пахрапываjа и шив`ил`а ушам`и усталаjа сабака словно пр`ив`азанаjа н`и на шак н`и Δтставала Δт задн`их кал`ос. Граза надв`игалас`. Фп`ир`ид`и Δгромнаjа л`иловаjа туча м`эдл`ина падн`ималас` из за л`эса нада мноjу и мн`э навстречу н`исл`ис` с`эрыjи Δблака рак`иты тр`ивожна шив`ил`ил`ис` и л`ип`итал`и]

         Объяснить выбор Н или НН в различных частях речи

         Бадминтонный, балованный, бедственный, береженый, бешеный. берестяной, беспламенный, бессемянный, великомученик, бессребреник, вишенник, воспитанник, власяница, вкушенный, выдворенный, доклеенный, долгожданный, жасминный, жданный, жеваный - пережеванный, жестяник, забракованный.

         Груженый вагон - груженный цементом вагон, граненый стакан - граненный особым способом стакан, графленый лист - графленный карандашом лист, ветреный день - безветренная погода.

         Путаница, ледяной, маневренность, масленица, масленый (блин), масляная (лампа), миграционный, мудрено, марципанный. марципановый, перифразированный, пестротканый, петушиный, племянник, подлинник, подобранный, скрещенный, торфяник, студеный (ключ), удлинение, утонченность, таможенный.

Образовать от количественных числительных порядковые

58 – пятьдесят восьмой,

28 – двадцать восьмой,

77 – семьдесят седьмой,

14 – четырнадцатый,

690 – шестьсот девяностый,

2005 – две тысячи пятый,

28 тысяч – двадцати восьми тысячный,

395 миллионов – трехсот девяносто пятимиллионный,

506 миллионов – пятисот шестимиллионный

32 миллиарда – тридцати двухмиллиардный.

 

         Образовать прилагательные отданных существительных, используя приставки без- или бес-

         Бесфабульный, безыгральный, бесплатный, бесцеремонный, безгрешный, безропотный, бесшумный, безмятежный, безнравственный, бесцитрусовый, бездомный, бессеченный, бесспросовый, беззвучный, бесконечный, беспомощный, бездробный, безнежный, бесчувственный, безненавистный, безнегодованый, безнездоровый, бессонный, безлиственный, безжизненный.

         Образовать существительные

         1. с помощью суффиксов –ищ, -иц

Кресло – креслице,

игра – игрища,

город – городище,

масло – маслице,

сила – силища,

борода – бородища,

верблюд – верблюдица,

грязь – грязища,

кулак – кулачище,

нога – ножища,

нож – ножище,

сапог – сапожище,

платье – платьице,

пальто – пальтище.

         2. с помощью суффиксов -ушк (юшк), -ышк (ишк)

Дом – домишко,

хозяйка – хозяюшка,

забор – заборишко,

батя – батюшка,

брат – братишка,

мелочь – мелочишка,

пальто – пальтишко,

река – речушка,

письмо – письмишко,

сын – сынишка,

соловей – соловушка,

перо – перышко.

Расставить недостающие знаки препинания

         Тихо умирали над рекой туманы.

         А в распадках и тайге они будут стоять до высокого солнца, которое хотя еще и не обозначило себя и было за далью гор, где стойко держались снежные беляки, ночами насылающие холодом, и эти вот густые туманы, что украдчиво ползли к нашему селу в сонное предутрие, но с первыми звуками, с пробуждением людей убирались в лога ущелья, провалы речек обращались студеными каплями и питали собой листья, травы, птах, зверушек и все живое, цветущее на земле.

         Мы пробили головами устоявшийся в распадки туман и, плывя вверх, брели по нему будто по мягкой податливой воде медленно и бесшумно. Вот туман по грудь нам, по пояс, до колен и вдруг навстречу из-за дальних увалов полоснуло ярким светом, празднично заискрилось, заиграло в лапках пихтача, на камнях, на валежниках, на упругих шляпках молодых маслят в каждой травинке и былинке.

         Над моей головой встрепенулась птичка, стряхнула горсть искорок и пропела звонким чистым голосом как будто она и не спала, будто все время была начеку. Тить-тить-тит-ррри...

         «Что это баба?»

         «Это Зорькина песня ... Зорька поет, значит, утро идет!», - пропела благостным голосом бабушка, и мы поспешили навстречу утру и солнцу, медленно поднимающемуся из-за увалов.

(По В. Астафьеву)

         1. Можно ли назвать записанный отрывок текстом? К какому стилю он принадлежит? Найдите структурные элементы, связывающие части данного отрывка, подчеркните их.

         Данный отрывок можно назвать текстом. Он принадлежит к художественному стилю.

         2. Подчеркните в первом и втором абзаце слова, употребленные в переносном значении.

         3. К какой части речи принадлежат данные ниже слова? Укажите их грамматические признаки.

Тить-тить-тит-ррри... – междометие,

навстречу утру – наречие,

как будто – наречие

предутрие – существительное,

поднимающемуся из-за увалов – деепричастие,

с пробуждением – существительное,

не обозначило себя, и было – глагол.

         Укажите, какие изобразительно-выразительные средства языка использованы в данных стихотворных отрывках

Вчера и в самый миг разлуки

Я вдруг обмолвился стихом -

Исчезли слезы, стихли муки,

И точно солнечным лучом

И близь, и даль озолотило ...

Но не кори меня, мой друг!

Венец свой творческая сила

Кует лишь из душевных мук!

Глубоким выхвачен он горем

Из недр души заповедных,

как жемчуг, выброшенный морем

Под грохот бури, - этот стих  (А.Н. Майков)

         Эпитеты – солнечным, озолотило, творческая, душевных, заповедных.

         Метафора – как жемчуг, этот стих; творческая сила кует.

Пустите!

Меня не остановите.

Вру я,

вправе ли,

но я не могу быть спокойней.

Смотрите —

звезды опять обезглавили

и небо окровавили бойней!

Эй, вы!

Небо!

Снимите шляпу!

Я иду!

Глухо.

Вселенная спит,

положив на лапу

с клещами звезд огромное ухо (В.Маяковский)

         Много риторических восклицаний.

         Олицетворение – вселенная спит, звезды обезглавили.

         Метафора – положив на лапу, огромное ухо, небо окровавили бойней,

 

Любит? Не любит? Я руки ломаю

И пальцы разбрасываю

разломавши,

Так рвут, загадав, и пускают

по маю

венчики встреченных

ромашек

пускай седины обнаруживает

стрижка и бритье

пусть серебро годов

нанизывает уймою

надуюсь, верую - вовеки не

придет

ко мне позорное

благоразумие. (В.Маяковский)

         Эпитеты – позорное, серебро годов.

         Метафора – пускают по маю, нанизывает уймою, руки ломаю, пальцы разбрасываю.

         Олицетворение – придет благоразумие.

Список литературы

1.     Введенская Л.А., Павлова Л.Г, Катаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2003

2.     Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-на-Дону, 2003

3.     Головин Б.Н. Основы культуры речи. М. Высшая школа. 1998

4.     Максимов В.И. Русский язык и культура речи. Учебник. М. 2005

5.     Ожегов С. И. Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка - М., 1996