Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты налогообложения индивидуальных предпринимателей  4

1.1 Исторические аспекты налогообложения индивидуальных предпринимателей  4

1.2 Значение индивидуальной трудовой деятельности в развитие экономики страны   16

1.3 Характеристика действующих режимов налогообложения. 19

3. Перспективы развития индивидуального предпринимательства в России. 36

3.1 Тенденции и проблемы развития индивидуального предпринимательства  36

3.2 Меры государственного регулирования в сфере малого бизнеса. 44

Список литературы.. 48

Введение

Развитие индивидуального предпринимательства является одним из приоритетных направлений государственной политики, направленной на рост российской экономики.

Развитие предпринимательства в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования слоя цивилизованных бизнесменов условиях. Несмотря ни на что, российские предприниматели постепенно завоевывают твердые позиции на мировой арене, и наверняка через какой-то промежуток времени они будут лидировать, так как по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают западных коллег.

Современная экономика развитых стран и Российской Федерации основана в основном на устойчивой деятельности малого бизнеса, для которого создано и развивается в последние годы правовое поле по его поддержке. Либерализация законодательства и поддержка государством занятия гражданами индивидуальной предпринимательской деятельностью эффективно воздействуют на рост числа таких граждан, их доходов и, как следствие, на рост поступлений налогов от них в бюджет.

Данные факты определили выбор темы дипломной работы и обусловили ее актуальность. 

Целью настоящей работы является анализ особенностей налогообложения индивидуальных предпринимателей.

1. Теоретические аспекты налогообложения индивидуальных предпринимателей

1.1 Исторические аспекты налогообложения индивидуальных предпринимателей

Развитие современного предпринимательского законодательства (законодательства о предпринимательской деятельности) условно можно разделить на четыре периода.

Первый период - с середины 80-х годов ХХ в. до 1990 г.

Второй период - с 1990 по 1992 г.

Третий период - с 1992 по 1995 г.

Четвертый период - с 1995 г. по настоящее время.

Первый период характеризуется активной деятельностью различных законотворческих органов Союза ССР, положивших начало формированию современного законодательства о предпринимательской деятельности.

В период с 1990 по 1992 г. был принят ряд основополагающих правовых актов, при этом часто акты одного и того же содержания принимались как на уровне Союза ССР, так и на уровне РСФСР. 4 июня 1990 г. был принят Закон СССР "О предприятиях в СССР", а 25 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР - Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". В указанный период шла так называемая война законов.

Третий период характеризовался принятием ряда нормативных актов предпринимательского (хозяйственного) законодательства до принятия первой, а затем и второй части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Последний период развития российского законодательства о предпринимательской деятельности связан с принятием новых нормативных актов, прежде всего законов, а также с внесением изменений и дополнений в принятые ранее правовые акты.

Одним из основных вопросов, возникающих при исследовании проблемы законодательства о предпринимательской деятельности, является вопрос об основаниях (основах) формирования законодательства.

Ключевым звеном механизма поддержки и  развития малого бизнеса является налоговая  система.

Важным шагом стало принятие Федерального  закона "Об упрощенной системе  налогообложения, учета  и  отчетности  для субъектов малого предпринимательства". Действие упрощенной  системы налогообложения распространялось на индивидуальных  предпринимателей и организации с предельной численностью работающих до  15 человек. Важно отметить, что в отличие от льгот по налогу  на  прибыль, субъектом  упрощенной  системы  налогобложения  могли  стать предприятия, независимо от вида их деятельности.

Под действие упрощенной системы налогообложения не попадали предприятия, занятые выпуском подакцизной продукции, предприятия, созданные на базе ликвидированных структурных  подразделений  действующих  предприятий, а также кредитные, страховые  организации, инвестиционные  фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и прочие организации, для которых в законодательном порядке установлены особые правила ведения бухгалтерского учета и отчетности. При этом совокупный размер  валовой  выручки предприятия в течении года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на право  использования  упрощенной  системы налогообложения, не должен был превышать  100000-кратной  суммы  минимального размера оплаты труда.

Объектом налогообложения единым налогом организаций в  упрощенной системе налогообложения являлся совокупный доход или  валовая выручка, полученные за отчетный период.

Если переход на упрощенную систему налогообложения - добровольное дело  малого  предприятия, то выбор объекта налогообложения  осуществлялся  органом государственной власти субъекта Российской  Федерации. Были установлены единые правила исчисления совокупного  дохода  и  валовой  выручки.

Были установлены следующие ставки налога на совокупный доход, подлежащий зачислению: в федеральный бюджет - в размере 10 %  от  совокупного дохода; в бюджет субъекта Российской Федерации  и  местный бюджет - в  суммарном  размере  не  более  20  %  от  совокупного дохода.

Если объектом налогообложения выбрана валовая выручка, устанавливались следующие ставки единого налога, подлежащего зачислению: в федеральный бюджет - 3,33 % от  суммы  валовой  выручки; в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - не  более 6,67 % от суммы валовой выручки. Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства,  а также пропорции распределения налоговых платежей между  субъектом Российской Федерации и местным бюджетом устанавливались решением органа государственной власти субъекта Российской  Федерации.

Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной системы налогообложения, являлся  патент, выдаваемый сроком на один год. Годовая стоимость патента  устанавливалась с учетом ставок единого налога  решением  органа  государственной власти субъекта Российской Федерации  в  зависимости  от вида деятельности. Именно введение патента, наряду с  освобождением от налога на доход, значительно упростило взаимоотношения  предприятий с  налоговыми  инспекциями, освободит  их  от  рутинной  работы. Приобретение патентов позволило вырваться из порочного круга, когда предприятия получают лицензию и не доходят до  налоговой инспекции. Именно патент стал основным документом для многочисленных контролирующих органов, осуществляющих надзор за  деятельностью предприятий.

Далее приведем сравнение упрощенной системы налогообложения до вступления в силу главы 26.2 НК РФ для индивидуальных предпринимателей (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная таблица упрощенной системы налогообложения до вступления в силу главы 26.2 НК РФ для индивидуальных предпринимателей

Закон N 222-ФЗ

Глава 26.2 НК РФ

Сущность упрощенной системы налогообложения

замена уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от  предпринимательской деятельности уплатой стоимости  патента на занятие данной деятельностью, при этом индивидуальные предприниматели единый налог не уплачивают

замена   уплаты   налога   на   доходы физических лиц (в  отношении  доходов, полученных   от    предпринимательской деятельности), налога  на  добавленную стоимость   (за    исключением    НДС, подлежащего уплате при  ввозе  товаров на таможенную территорию РФ), налога с продаж, налога на имущество  (в  части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности)  и  единого  социального налога (с доходов от предпринимательской деятельности, выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц) уплатой единого налога,  исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период

Условия перехода на упрощенную систему налогообложения

- предельная численность работа­ющих (включая  работающих по до­говорам гражданско-правового ха­рактера и работающих  в филиалах и подразделениях) до 15  человек независимо от вида  осуществляе­мой деятельности;

- своевременная (с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения) подача заявления в налоговый орган о переходе на упрощенную систему;

Продолжение табл. 1

- совокупный размер валовой выручки не превысил 100 000 МРОТ на первый день квартала, в котором произошла подача заявления;

- индивидуальный предприниматель не является частным нотариусом;

- отсутствие деятельности по производству подакцизной продукции и в сфере игорного бизнеса;

- индивидуальным предпринимате­лем получен патент, удостоверяю­щий право применения  упрощенной системы налогообложения, выдава­емый  на  основании  письменного заявления;

- индивидуальный предприниматель не относится к профессиональным участни­кам рынка ценных бумаг;

- индивидуальный предприниматель не   является   профессиональным участником рынка  ценных  бумаг, предприятием игорного и развлекательного бизнеса;

- индивидуальный  предприниматель  не переведен на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, а также на систему  налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

- для индивидуального предприни­мателя Минфином РФ не установлен особый порядок ведения бухгалте­рского учета и отчетности

- средняя численность работников инди­видуальных предпринимателей за налого­вый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Государствен­ным комитетом Российской Федерации по статистике, не превышает 100 человек.

Особенности учета доходов и расходов для целей налогообложения

Налоговый    учет    показателей хозяйственной деятельности велся в соответствии с приказом Минфи­на РФ от 22 февраля 1996 г. N 18 "0  форме  книги  учета  доходов и расходов и порядке отражения в ней хозяйственных операций субъ­ектами малого предпринимательст­ва, применяющими упрощенную сис­тему  налогообложения,  учета  и отчетности".

Кассовый метод признания доходов и расходов. Закрытый перечень расходов, учитываемых при налогообложении в порядке, предусмотренном НК РФ. Нало­говый учет показателей хозяйственной деятельности ведется в Книге учета до­ходов и расходов организаций и индиви­дуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма которой утверждена приказом МНС РФ   от    28    октября    2002    г. N БГ-3-22/606.

Продолжение табл. 1

Расходы предпринимателя не влия­ют на величину уплачиваемой сто­имости патента, которая заменяет сумму единого налога

Объекты налогообложения

Только для организаций: - совокупный доход; - валовая выручка.

- доход; - доход, уменьшенный на величину рас­ходов (действует до 1 января 2005 г.).

Выбор объекта налогообложения налогоплательщиком

Осуществляется органом государс­твенной власти субъекта Российс­кой Федерации.

До 1 января 2005 г. осуществляет­ся  самостоятельно  налогоплательщиком (с 1 января 2005 г. объектом налогооб­ложения признается доход,  уменьшенный на величину расходов). Выбор осуществляется до начала налого­вого периода, с  которого  планируется применять упрощенную систему налогообложения. При изменении выбранного объ­екта  необходимо уведомить об этом на­логовый орган в срок до 20 декабря го­да, в котором подается заявление о пе­реходе на упрощенную систему.

Ставки единого налога

фиксированный  платеж   в   виде уплачиваемой  годовой  стоимости патента  (ежеквартальная  оплата стоимости  патента   в   течение года, на который патент выдан).

Если   объектом  налогообложения является  доход:  -  ставка  налога  без процентов;

Если   объектом  налогообложения является   доход,    уменьшенный   на величину расходов: - ставка налога  15 процентов.   -   ставка   минимального налога  1  процент  от  суммы доходов (уплачивается  в  случае,  если  сумма налога, исчисленного в общем порядке, менее суммы минимального налога)

Отчетный  период

Законом  отчетный   период  не установлен, но исходя из порядка выплаты годовой стоимости патента - квартал

Первый квартал, полугодие,  девять месяцев

Налоговый период

** Календарный год

Календарный год

Продолжение табл. 1

Налоговая база

** Законом не установлена, но на практике  принималась в качестве денежного выражения соответствующего объекта налогообложения

Денежное выражение соответствующего объекта налогообложения

Порядок исчисления налога

** На  практике  исчислялся  как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы".

Соответствующая налоговой  ставке

процентная доля налоговой базы.

В  течение   налогового   периода исчисляются     суммы     квартальных авансовых платежей  исходя  из  ставки налога и фактически полученных доходов (доходов,  уменьшенных   на   величину расходов),  рассчитанных   нарастающим итогом с начала налогового периода  до окончания  соответствующего  отчетного периода с учетом ранее  исчисленных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.

Если   объектом   налогообложения является  доход,  сумма   налога  или квартальных     авансовых    платежей уменьшается на сумму  уплачиваемых  за тот  же  период  времени  обязательных пенсионных взносов а  также  на  сумму выплаченных  работникам  пособий   по временной  нетрудоспособности,  но  не более чем на 50 процентов,.

Если объектом  налогообложения является доход, уменьшенный   на величину расходов, предусмотрена уплата "минимального налога" в размере 1%  от  величины налоговой   базы в случае,  если  сумма  исчисленного в общем порядке  налога  меньше   суммы "минимального налога".

Продолжение табл. 1

Порядок и сроки уплаты налога

Стоимость  патента, уплачиваемая индивидуальными предпринимателями, засчитываемая в счет  уплаты единого налога:

- ежеквартально;

Квартальные авансовые платежи: - до 25 числа первого  месяца,  следующего  за отчетным периодом. Сумма налога: -  не позднее 30 апреля года, следующего  за истекшим налоговым периодом.

Сроки представления налоговой декларации

- обязанность представлять  декларацию Законом N 222-ФЗ не предусмотрена, но НК  РФ  установил общую норму (ст.22 9) в соответствии с которой налоговая  декларация представляется  налогоплательщиками не позднее 30  апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

- по итогам налогового периода: до  30 апреля года,  следующего  за  истекшим налоговым  периодом;

- по итогам отчетного периода: не позднее  250 дней со дня окончания отчетного периода;

Условия перехода на общий режим налогообложения

В соответствии  с  законом:  при превышении предельной численности работающих переход  осуществляется начиная с квартала, следующего за кварталом,  в котором должен  быть  представлен расчет налога;

По желанию налогоплательщика:  с начала  очередного  календарного года   при   условии   подачи заявления в налоговый  орган  не позднее,  чем  за  15  дней  до начала  завершения  календарного года.

В  соответствии  с  законом,  уведомив

налоговый орган:

- при превышении дохода налогоплательщика по итогам налогового  (отчетного) периода 15 млн. рублей предприниматель считается перешедшим  на  общий  режим налогообложения  с  начала   квартала, в котором допущено превышение.

Уведомление производится в течение  15 дней по истечении отчетного (налогового)  периода, в котором произошло превышение.

По желанию налогоплательщика: с начала следующего календарного  года при условии уведомления налогового органа в срок до 15 января

* Законодательным актом установлено косвенно

** Законодательным актом не установлено

В 2002 году были подготовлены Правительством РФ проекты главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Согласно положениям проекта главы 26.2 НК РФ упрощенная система налогообложения должна была применяться налогоплательщиками на добровольной основе.

Применение налогоплательщиками данного налогового режима должно было предусматривать замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налога с продаж, единого социального налога, налогов на имущество организаций и физических лиц уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности налогоплательщиков за налоговый период.

При этом для налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения, должна была сохраняться обязанность уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании. Законопроектом предусматривается, что уплаченные страховые взносы в зависимости от объекта налогообложения уменьшают общую сумму уплачиваемого налогоплательщиками единого налога (но не более чем на 50%) либо принимаются к вычету при исчислении налоговой базы.

Право на применение данного налогового режима должно предоставляться только тем субъектам малого предпринимательства (организациям и индивидуальным предпринимателям), чей валовой доход от реализации товаров (работ, услуг) за год, предшествующий дате перехода на упрощенную систему налогообложения, не превысил 10 млн руб. (а с учетом предлагаемых поправок - от 15 млн руб. и выше).

Кроме того, указанным налогоплательщикам должно было предоставлено право выбора объекта налогообложения (валовой доход либо так называемый чистый доход) и, следовательно, того или иного порядка ведения учета результатов их хозяйственной деятельности.

Для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения валовой доход, ставка единого налога должна была быть установлена в размере 8%, а налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения так называемый чистый доход, должны уплачивать единый налог по ставке 20%.

Предлагаемыми Правительством РФ поправками планировалось на тот момент снижение вышеуказанных налоговых ставок до 6 и 15% соответственно.

Принятие главы 26.2 НК РФ позволило не только резко снизить налоговую нагрузку на субъектов малого предпринимательства (примерно в 2-2,5 раза), но и значительно упростило процедуру ведения учета доходов и расходов, а также сократить объем представляемой налогоплательщиками налоговой отчетности.

Что касается проекта главы 26.3 НК РФ, то данной главой предусматривалось введение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Данная система налогообложения не является нововведением для налогоплательщиков. Аналогичная система налогообложения в настоящее время применяется на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".

Предусмотренный проектом указанной главы НК РФ механизм налогообложения вмененного дохода не претерпел существенных изменений по сравнению с действующим в настоящее время порядком налогообложения.

Вместе с тем при подготовке данного законопроекта Правительством РФ были учтены отдельные недостатки и "пробелы" действующего федерального законодательства о едином налоге на вмененный доход, что позволило уточнить, а в некоторых случаях и изменить действующий порядок применения единого налога на вмененный доход.

Так, в соответствии с положениями данного законопроекта плательщики единого налога на вмененный доход (организации и индивидуальные предприниматели) освобождаются от уплаты только наиболее крупных налогов, таких как налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей), НДС, налог с продаж, налог на имущество организаций и физических лиц, а также единый социальный налог.

При этом для данной категории налогоплательщиков сохранилась обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Суммы уплаченных налогоплательщиками страховых взносов принимаются к уменьшению (но не более чем на 25%) исчисленной за налоговый период суммы единого налога на вмененный доход.

Действие единого налога на вмененный доход будет распространяться только на семь видов предпринимательской деятельности (в настоящее время под действие единого налога подпадают 14 видов деятельности): оказание бытовых услуг населению; оказание ветеринарных услуг; оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; розничная торговля; общественное питание; оказание автотранспортных услуг и розничная торговля горюче-смазочными материалами через АЗС.

Значения показателей базовой доходности, а также физические показатели базовой доходности по каждому виду деятельности будут закреплены непосредственно в НК РФ, что позволило избежать значительных колебаний налоговой нагрузки на налогоплательщиков, осуществляющих в сопоставимых условиях одни и те же виды деятельности на территории различных субъектов Российской Федерации.

Как показала четырехлетняя практика применения единого налога, налогообложение вмененного дохода у налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в секторах экономики с высокой долей налично-денежного обращения, дало положительные результаты не только в части увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, но и способствовало легализации предпринимательской деятельности, а также выводу доходов из теневого оборота.

Кроме того, применение данного механизма налогообложения позволило упростить для налогоплательщиков процедуру ведения учета доходов и расходов от осуществляемой ими деятельности, сократить объем представляемой налоговой отчетности, а также в отдельных случаях снизить налоговую нагрузку, связанную с возложенной на большинство налогоплательщиков обязанностью уплачивать совокупность установленных на территории Российской Федерации налогов и сборов.

Учитывая все вышеуказанные положительные аспекты применения единого налога на вмененный доход, налоговые органы считали целесообразным сохранение данного налогового режима в рамках НК РФ как системы налогообложения, позволяющей обеспечить не только стабильный рост налоговых поступлений, но и способствующей развитию малого бизнеса в Российской Федерации.

1.2 Значение индивидуальной трудовой деятельности в развитие экономики страны

Все более ясным становится огромное значение сектора малого предпринимательства в экономике России и предпочтение отечественным товарам со стороны потребителя [19, с. 45].

Малые предприятия стали неотъемлемой частью экономики большинства промышленно-развитых стран. Они выполняют ряд важнейших социально-экономических функций, таких как обеспечение занятости, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства.

Между тем, хотя сектор индивидуальной трудовой деятельности действительно  нуждается  в государственной поддержке, именно он может реально  противостоять крупнейшим монополиям, захватившим товарный рынок. За рубежом  давно пришли к выводу, что малый бизнес служит одним из  краеугольных камней жизнестойкой экономики. Именно такая форма предпринимательства создает наиболее благоприятные возможности  для  предпринимательской деятельности, особенно на ее начальной стадии.

Присутствие на  рынке значительного количества предпринимателей обусловливает  наличие конкуренции. Для  предпринимателя  всегда  найдется  ниша на рынке. Ведь она, как правило, имеет  гибкое, быстро  переналаживаемое производство. Стимулируя конкуренцию, малый бизнес способствует повышению эффективности производства  и  производительности  общественного труда, а, следовательно, реальному подъему  экономики.

Индивидуальное предпринимательство выполняет важнейшие  социальные  функции, задействуя трудовые ресурсы, высвободившиеся из государственного сектора экономики вследствие снижения объемов  производства.

В Российской Федерации сформирована система государственной поддержки малого предпринимательства. Государством предприняты определенные шаги по совершенствованию нормативно-правовой базы, реализуются федеральные и региональные программы поддержки малого предпринимательства, налаживаются межрегиональные и международные контакты в сфере малого предпринимательства. Вместе с тем, сложившаяся в последние годы ситуация в этом секторе экономики, а также необходимость обеспечения его роста требует значительной активизации государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства.

В экономике развитых стран число малых и средних предприятий превышает 80% от общего числа предприятий. В данном секторе экономики сосредоточены две трети активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства.

По данным ФНС России в последние годы наблюдается устойчивый 10% ежегодный прирост числа индивидуальных предпринимателей. На начало 2006 года в регистр Госкомстата России на основании данных органов государственной регистрации включено около 4,5 млн. индивидуальных предпринимателей, которые составляют основу сферы розничной торговли, оказания различных видов услуг, производства товаров для населения, строительства по заказам населения. По оценкам на долю индивидуальных предпринимателей приходится до 9% ВВП, ими обеспечивается половина оборота розничной торговли, почти треть перевозок автомобильным транспортом, 40% оказанных бытовых услуг населению. Весьма существенен их вклад в производство отдельных видов продукции пищевой и деревообрабатывающей промышленности.

Показатели деятельности отдельных индивидуальных предпринимателей (количество работающих по найму, оборот, производство и продажа товаров, объем оказанных услуг и п.т.) соизмеримы не только с малыми предприятиями - юридическими лицами, но и крупными и средними предприятиями.

В ближайшие три года число жителей Тюменской области, занятых в сфере малого бизнеса, возрастет на 3-5%. Объем продукции, выпускаемой небольшими фирмами, к 2008 году увеличится на 12-16%. В настоящее время в регионе насчитывается свыше 11 тысяч малых предприятий и 28 тысяч индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих работой пятую часть местного населения. На их долю приходится 10% производимой в области промышленной продукции, треть объема строительных работ, четверть розничного товарооборота и 80% рынка бытовых услуг. В скором времени ожидается активное развитие малого бизнеса в научно-технической сфере и транспортной отрасли.

По состоянию на 1 марта 2005 года в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесено 43 595 записей. По данным Управления ФНС России по Тюменской области, в том числе с 1 января 2004 года вновь зарегистрировалось 5 295 индивидуальных предпринимателей. Из тех, кто был зарегистрирован до первого января 2004 года, сведения подали 19 917 индивидуальных предпринимателя. За январь-сентябрь 2005 года более 3 тысяч индивидуальных предпринимателей зарегистрировано в Тюменской области.

28 тысяч индивидуальных предпринимателей, обеспечивающих работой пятую часть местного населения. На их долю приходится 10% производимой в области промышленной продукции, треть объема строительных работ, четверть розничного товарооборота и 80% рынка бытовых услуг [22].

1850 организаций и 1515 индивидуальных предпринимателей юга Тюменской области перешли с начала 2003 года на упрощенную систему налогообложения. По Ханты-Мансийскому автономному округу данные выглядят так: 1480 организаций и 1379 предпринимателей предпочли упрощенную систему налогообложения. Доходы минус расходы как объект налогообложения выбрали 826 предприятий и 1051 бизнесмен. В Ямало-Ненецком автономном округе 462 организации и 398 индивидуальных предпринимателей перешли к упрощенной системе. Из них 331 предприятие и 274 предпринимателя определили объектом, за который они будут платить налоги, доходы [23].

Таким образом, индивидуальное предпринимательство имеет важное социально-экономическое значение для России, обеспечивая социальную и политическую стабильность, смягчая последствия структурных изменений.

1.3 Характеристика действующих режимов налогообложения

В настоящее время государство возлагает на малый бизнес определенные надежды как на резерв, использование которого позволит поднять экономику страны, и пытается снизить налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства, а также облегчить налоговый учет. Для исполнения указанных целей предназначена упрощенная система налогообложения, которая является специальным налоговым режимом.

Сущность упрощенной системы налогообложения заключается в том, что уплата ряда налогов налогоплательщиками, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, заменяется уплатой единого налога, исчисляемого в порядке, установленном НК РФ.

Плательщиками единого налога, исчисленного по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.

Налогоплательщиками признаются организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, если они соответствуют следующим критериям:

1) не имеют филиалов и (или) представительств;

2) доля участия в этих организациях других организаций не превышает 25 процентов;

3) средняя численность работников не превышает 100 человек;

4) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 миллионов рублей;

5) доход в течение года составляет не более 15 миллионов рублей;

6) не занимаются специфическими видами деятельности (банки, ломбарды);

7) не применяют иные специальные налоговые режимы (за исключением системы вмененного налогообложения).

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками (лицами, обязанными уплачивать налог) единого налога, если они соответствуют следующим критериям:

1) средняя численность работников не превышает 100 человек;

2) доход в течение года составляет не более 15 миллионов рублей;

3) остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не превышает 100 миллионов рублей;

4) не занимаются специфическими видами деятельности (нотариусы);

5) не применяют иные специальные налоговые режимы (за исключением системы вмененного налогообложения).

Установлены два способа перехода на упрощенную систему налогообложения:

1) для ранее созданных (зарегистрированных) организаций и индивидуальных предпринимателей;

2) для вновь созданных (зарегистрированных) организаций и индивидуальных предпринимателей.

Переход на упрощенную систему в данном случае осуществляется после постановки на налоговый учет организаций или индивидуальных предпринимателей. Иными словами, данные организации или индивидуальные предприниматели уже применяли общий режим налогообложения. При этом не имеют значения никакие показатели: осуществляли ли они деятельность или нет; получали ли прибыль (доход) или не получали и др.

Таким образом, единственным условием для прохождения стадии перехода на упрощенную систему налогообложения является сохранение лимита размера дохода от реализации. Данное условие должно применяться в следующем порядке.

Доход от реализации по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, не превышает 11 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость).

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Реализацией товаров (работ, услуг) признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ, возмездное оказание услуг.

Безвозмездная передача товаров (работ, услуг) в качестве реализации не рассматривается.

Доходы по аренде для целей налогообложения прибыли относятся к внереализационным доходам, если они не рассматриваются налогоплательщиком в качестве доходов от реализации.

При формировании доходов от реализации необходимо учитывать операции, связанные с переходом права собственности, но не признаваемые для целей налогообложения реализацией. Следовательно, эти операции не могут также участвовать при определении дохода от реализации.

К таким операциям в частности относятся:

- осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;

- передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;

- передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);

- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;

- передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;

- изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.

Претенденты-предприниматели – это индивидуальные предприниматели, которые желают перейти на упрощенную систему налогообложения. Иными словами, никаких специальных условий для претендентов-предпринимателей не установлено.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Указанное положение означает что, если организация или индивидуальный предприниматель, побывав на упрощенной системе, переходит на общий режим налогообложения, то последующий переход на упрощенную систему налогообложения возможен лишь через один год.

Второй способ перехода на упрощенную систему заключается в следующем. Данный способ перехода используется теми организациями и индивидуальными предпринимателями, которые хотят применять упрощенную систему налогообложения с момента их создания (регистрации).

В связи с этим данные субъекты должны обладать признаками налогоплательщика единого налога также с момента создания (регистрации).

Вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, желающие перейти на упрощенную систему налогообложения с момента их создания (регистрации), должны подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.

В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.

Таким образом, данный способ применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, которые успели вовремя подать заявление о переходе.

Если вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель нарушили установленный срок, то они вправе перейти на упрощенную систему налогообложения по правилам первого способа (путем подачи заявления с 1 октября по 30 ноября соответствующего года).

Таким образом, способы перехода на упрощенную систему представим в следующем виде (рис. 1).

Первый способ перехода

Организации (доход от реализации не более 11 млн. руб.)

С 1 октября по 30 ноября подают заявление

Индивидуальные предприниматели

Налоговый орган по месту нахождения (месту жительства)

Второй способ перехода

Вновь созданные организации

Вместе с заявлением о постановке на налоговый учет подают заявление

Налоговый орган по месту нахождения (месту жительства)

Вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели

Рис. 1. Переход на упрощенную систему

Налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели), перешедшие на упрощенную систему налогообложения, обязаны применять ее на протяжении всего налогового периода, если не наступят основания для обязательного прекращения действия упрощенной системы или не будут нарушены условия признания субъекта налогоплательщиком.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения.

Таким образом, добровольный отказ от применения упрощенной системы налогообложения возможен только начиная с нового календарного года. При этом в налоговый орган по месту учета не позднее 15 января нового года необходимо направить уведомление об отказе.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, утрачивают право на ее применение и переходят на общую систему налогообложения в следующих случаях:

1) если по итогам налогового (отчетного) периода их доход превысит 15 млн. рублей;

2) если остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. рублей.

Для организаций в состав дохода включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав и внереализационные доходы.

Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают только доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Налогоплательщик (организация, индивидуальный предприниматель) считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение установленных для него критериев.

Следовательно, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн. рублей, то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.

При этом налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором произошло превышение установленных лимитов.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Исходя из анализа вышеназванной нормы, можно сделать следующие выводы.

Данное положение применяется в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Данное положение применяется при любом способе утраты права на применение упрощенной системы налогообложения (как при добровольном, так и при обязательном способе). Однолетний срок запрета начинает исчисляться с момента утраты права.

Рассмотрим обязательные критерии признания организаций и индивидуальных предпринимателей налогоплательщиками по единому налогу. В случае нарушения иных признаков налогоплательщиков возникает ситуация налоговой ошибки.

В отношении организаций речь идет о следующих нарушениях:

1) создание филиалов и (или) представительств;

2) образование доли участия в этих организациях других организаций в сумме более 25 процентов;

3) превышение допустимой средней численности работников в 100 человек;

4) занятие специфическими видами деятельности (игорный бизнес, ломбарды);

5) применение иного специального налогового режима.

В отношении индивидуальных предпринимателей речь идет о следующих нарушениях:

1) превышение допустимой средней численности работников в 100 человек;

2) занятие специфическими видами деятельности (игорный бизнес);

3) применение иного специального налогового режима.

Если в период применения упрощенной системы налогообложения организация или индивидуальный предприниматель допустит какое-либо из указанных выше нарушений, то она (он) перестает быть налогоплательщиком единого налога.

При этом, переход на общую систему налогообложения в этом случае должен также осуществляться с начала того квартала, в котором произошло данное нарушение. Однако, льготный порядок перехода к общей системе налогообложения, который предусмотрен при обязательном переходе, в данном случае не применяется. Следовательно, организация и индивидуальный предприниматель должны будут доплатить соответствующие налоги и пени и сдать соответствующие налоговые декларации.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Ставка единого налога составляет 15 процентов.

Налогоплательщик уплачивает минимальный налог, в случае, если по итогам налогового периода сума исчисленного налога оказывается меньше суммы исчисленного минимального налога либо отсутствует налоговая база для исчисления единого налога (получены убытки).

Сумма минимального налога исчисляется в размере 1 процента налоговой базы, которой являются доходы.

Для удобства далее были сгруппированы преимущества упрощенной системы для юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица (табл. 4). Но эти преимущества различны для предпринимателей и организаций.

Таблица 4

Преимущества упрощенной системы налогообложения перед общей системой налогообложения

Преимущества

Для индивидуальных предприятий

Для организаций

Не нужно вести бухгалтерский учет

+

Для расчета налога можно не нанимать бухгалтера

+

Впоследствии можно отказаться от упрощенной системы налогообложения

+

+

Позволяет минимизировать выплаты в бюджет

+

+

Так, организации, которые работают по "упрощенке", могут не вести бухгалтерский учет, вернее, вести его в минимальном объеме. Что, безусловно, является существенным преимуществом. А индивидуальные предприниматели не ведут бухгалтерский учет в любом случае, какую бы систему налогообложения они ни выбрали. Зато для них, безусловно, важна простота расчета налога. А на упрощенной системе налог рассчитывается элементарно.

Главный плюс упрощенной системы налогообложения - это возможность организации и частному предпринимателю работать "в белую". Разумеется, какую-то сумму придется отдать на налоги.

Единый налог можно уплачивать одним из двух способов: с доходов либо с доходов, уменьшенных на расходы (то есть прибыли). Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы (табл. 5).

Таблица 5

Плюсы и минусы объектов налогообложения при "упрощенке"

Объект налогообложения: доходы

+ Просто рассчитывать единый налог

+Минимум рисков, связанные с неправильным учетом расходов

+Можно уменьшить единый налог на сумму взносов в ПФР и пособий по временной нетрудоспособности

– Двойное налогообложение доходов по бартерным сделкам

–Не возможно повлиять на сумму налога, увеличивая расходы

Объект налогообложения: доходы минус расходы

+ Можно повлиять на сумму единого налога, планируя и перераспределяя расходы

+Возможность перенести убыток, полученные в текущем году, на уменьшение доходов в течение 10 последующих лет

– Риски, связанные с неправильным учетом расходов

– Ограниченный перечень расходов, которые уменьшают налогооблагаемый доход

Подведем итог и посмотрим, какой способ уплаты единого налога выгоднее (табл. 6).

Таблица 6

Эффективность применения способа уплаты единого налога

при применении УСНО

Уплата единого налога с доходов

Уплата единого налога с разницы между доходами и расходами

Выгодна, если маленькая выручка

Выгодна, если большой оборот

Выгодна, если нет возможности проводить все расходы официально

Выгодна, если есть возможность проводить все расходы официально

Выгодна, если продукция продается физическим лицам за наличные

Выбор того или иного способа уплаты единого налога производится только с учетом специфики самого субъекта хозяйствования.

Процедура расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, зависит, прежде всего, от выбора объекта налогообложения.

Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, исчисляют по итогам каждого отчетного периода сумму квартального авансового платежа по налогу. Квартальный авансовый платеж рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода и до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев.

По окончании налогового периода, то есть по окончании календарного года, рассчитывается не квартальный авансовый платеж, а сумма налога.

При расчете сумма квартального авансового платежа, исчисленная нарастающим итогом, уменьшается на сумму авансовых платежей по налогу, уплаченных ранее в течение налогового периода.

Сумма налога, исчисленного по итогам работы за год, а также исчисленные суммы квартальных авансовых платежей по налогу у организаций и индивидуальных предпринимателей, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшаются на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, фактически уплачиваемых за тот же период времени, что и рассчитываемые суммы налога (квартальных авансовых платежей), а также на сумму фактически выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачиваются в соответствии с положениями Закона N 167-ФЗ.

Необходимо отметить, что формулировка "уплачиваемых" несколько некорректна. Однако исходя из данной формулировки по мнению специалистов можно сделать вывод, что речь идет о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, начисленных за тот же период времени, что и рассчитываемые суммы налога (квартальных авансовых платежей), но не обязательно фактически перечисленных, то есть о взносах, которые уплачены в течение отчетного периода или должны быть уплачены по результатам отчетного периода.

К сожалению, в Методических рекомендациях не отражена четко позиция МНС России по данному вопросу. Во избежание возможных разногласий с налоговыми органами до окончательного разъяснения данного вопроса целесообразно перечислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные за отчетный период, до окончания отчетного периода. В таком случае налогоплательщики совершенно смело могут уменьшить сумму налога (квартальных авансовых платежей) на сумму начисленных и перечисленных взносов в Пенсионный фонд.

Сумма налога или квартального авансового платежа по налогу при этом не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.

Организации и индивидуальные предприниматели, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, также исчисляют по итогам каждого отчетного периода сумму квартального авансового платежа по налогу. Квартальный авансовый платеж рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода и до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев.

По окончании налогового периода, то есть по окончании календарного года, рассчитывается не квартальный авансовый платеж, а сумма налога.

Уплата квартальных авансовых платежей и налога производится по месту нахождения организации и месту жительства индивидуального предпринимателя.

Квартальные авансовые платежи по налогу уплачиваются как организациями, так и индивидуальными предпринимателями не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Следовательно, уплата квартальных авансовых платежей осуществляется 25 апреля, 25 июля, 25 октября.

Налог, исчисленный по итогам налогового периода, уплачивается организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Например, уплата в бюджет налога на 2004 год должна быть произведена не позднее 31 марта 2005 года.

Налог, исчисленный по итогам налогового периода, уплачивается индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Например, уплата в бюджет налога за 2004 год должна быть произведена не позднее 30 апреля 2005 года.

В соответствии со ст.346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности введена в действие на территории субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации и распространяется на налогоплательщиков, осуществляющих виды предпринимательской деятельности.

Объектом обложения единым налогом на вмененный доход признается вмененный доход налогоплательщика (ст.346.29 НК РФ).

В соответствии со ст.346.27 НК РФ вмененный доход представляет собой потенциально возможный доход плательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение вышеуказанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Уплата единого налога на вмененный доход производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора только с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обстоятельством, с которым НК РФ связывает возникновение у налогоплательщиков обязанности по уплате единого налога на вмененный доход, является осуществление такими налогоплательщиками видов предпринимательской деятельности, подлежащих переводу на систему налогообложения в виде этого налога.

При отсутствии (прекращении существования) вышеуказанного обстоятельства у налогоплательщиков не возникает (прекращается) и обязанность по уплате данного налога.

Временное прекращение (приостановление) предпринимательской деятельности в том или ином налоговом периоде (календарном месяце налогового периода) фиксируется налогоплательщиками в налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход путем проставления прочерков по соответствующим кодам строк соответствующей графы листа Д декларации, а также по всем кодам строк листа Ж декларации (если деятельность не осуществлялась в течение всего налогового периода и являлась единственной, облагаемой единым налогом на вмененный доход, для налогоплательщика).

При этом осуществление налогоплательщиками деятельности в течение неполного календарного месяца налогового периода не может служить основанием для проставления ими прочерков по соответствующим данному календарному месяцу кодам строк листа Д декларации.

Налогоплательщики, осуществляющие деятельность, облагаемую единым налогом на вмененный доход, не полный налоговый период (в том числе в разовом или эпизодическом порядке), производят исчисление и уплату данного налога только за те календарные месяцы налогового периода, в течение которых ими фактически велась такая деятельность.

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты ряда налогов, в том числе налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога с продаж (в отношении операций, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).

Таким образом, со дня введения на территории субъекта Российской Федерации системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, подпадающие под действие единого налога на вмененный доход, освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого в такой деятельности, независимо от того, используется ими данное имущество в вышеуказанной деятельности полностью либо частично.

Таким образом, налогообложение индивидуальных предпринимателей в России осуществляется на основе т упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и системы налогообложения по принципу вмененного дохода.

3. Перспективы развития индивидуального предпринимательства в России

3.1 Тенденции и проблемы развития индивидуального предпринимательства

Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития российского малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы индивидуального предпринимательства. На основании имеющихся статистических и аналитических данных можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкиваются в своей деятельности представители малого предпринимательства:

-        несовершенство нормативно-правовой базы в сфере малого предпринимательства;

-        отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития индивидуального предпринимательства;

-        несовершенство системы налогообложения;

-        недобросовестная конкуренция;

-        несовершенство государственной системы поддержки индивидуального предпринимательства;

-        неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий;

-        проблемы кадрового обеспечения и подготовки специалистов для малого предпринимательства.

В российских и зарубежных публикациях неоднократно отмечалось, в качестве важнейшей причины отсутствия ощутимых результатов российских реформ, дефицит не только артикулированной политики в отношении малых предприятий, но более того, сколько-нибудь осмысленной политики в отношении частнопредпринимательского сектора экономики вообще. То есть причиной отсутствия сдвигов в политике государства в отношении малого бизнеса следует назвать «плохие инструменты» и невнятную концепцию                 [20, с. 27-28].

Что касается «плохих институтов», то следует обратить внимание, прежде всего, на постоянные изменения всей конструкции государственных органов, участвующих в выборке и осуществлении политики в отношении малых предприятий на федеральном уровне. Во-вторых, следует упомянуть не только сумбурные и непрерывные изменения организационной схемы государственной политики в отношении малых фирм, но и непрерывную кадровую чехарду во главе ряда ведомств, связанных с ее осуществлением.

В России выгоднее быть индивидуальным предпринимателем, нежели владельцем малого предприятия в форме юридического лица. Такой вывод содержится в исследовании компании GfK. Между тем сами бизнесмены не видят преимуществ в статусе индивидуального предпринимателя. И юридические лица, и предприниматели без образования юридического лица (ПБОЮЛ) испытывают постоянный прессинг как со стороны чиновников, так и контрольно-надзорных органов [13].

Результаты исследования показали, что московские власти и контрольно-надзорные органы неодинаково относятся к разным видам малых предпринимателей — юрлицам и предпринимателям без образования юридического лица. Это выражается в том, что власти несколько предвзято относятся к малым компаниям: работа госорганов вводит их в состояние стагнации. При этом деятельности индивидуальных предпринимателей если не оказывается реальная поддержка, то хотя бы не чинятся существенные препятствия. К примеру, об отсутствии проблем, которые мешают работе предпринимателей, заявляет вдвое большее число индивидуальных предпринимателей, чем малых юридических лиц. Справедливости ради нужно заметить, что доля предпринимателей, которые не испытывают проблем с ведением бизнеса, невелика в обеих группах.

Впрочем, не все опрошенные представители малого бизнеса соглашаются с тем, что власти предпочитают поддерживать именно индивидуальных предпринимателей. «Для властей не имеет значения, в каком качестве существует предприниматель,— говорит руководитель Московского отделения профсоюза предпринимателей „Лига cвободы” Георгий Комаров. – По моему опыту, чем бизнес меньше, тем ему труднее». А микробизнес, по словам эксперта, существует именно в форме индивидуальных предпринимателей. «Первоначально люди начинают заниматься, например, торговлей, пытаясь упростить отчетность, регистрируются индивидуальными предпринимателями,— объяснил он.— Если бизнес развивается, то человек задумывается о том, чтобы зарегистрироваться юрлицом».

Индивидуальные предприниматели отвечают по обязательствам всем своим имуществом, в то время как малые предприятия отвечают по своим обязательствам лишь в пределах уставного капитала. «Поддержки индивидуальных предпринимателей нет, они испытывают скорее давление власти», – говорит эксперт.

Более жестко высказывается член организации малого бизнеса «ОПОРА РОССИИ», предприниматель Ярослав Полеско: «Власти заинтересованы не в развитии малого бизнеса в любом виде, а в развитии собственного бизнеса».

Между тем все проблемы, мешающие развитию бизнеса, имеют разную степень важности для фирм и индивидуальных предпринимателей. Если индивидуального предпринимателя в первую очередь заботят высокие налоги и только затем высокая арендная плата, то у небольших фирм главной проблемой является все же высокая ставка аренды, а налоговая нагрузка занимает второе место. В то же время именно небольшие компании страдают от растущих коррупционных аппетитов чиновников, а индивидуальные предприниматели называют серьезным препятствием для развития недостаток финансов. Кроме того, индивидуальные предприниматели больше жаловались на давление со стороны крупного бизнеса.

Одной из наиболее важных проблем в сфере индивидуального предпринимательства является отсутствие эффективного законодательства. Правовая база по малому бизнесу на сегодняшний день недостаточна.

В Гражданском кодексе нет даже упоминания о малых предприятиях [14, с. 12-16].

В настоящее время существует лишь один закон в сфере малого предпринимательства - Закон РФ от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Данный Закон является первым законом в сфере малого предпринимательства России. Ранее малое предпринимательство регулировалось, в основном, постановлениями Правительства, которые часто сменялись и противоречили друг другу. К тому же, данные акты регулировали отдельные вопросы в сфере малого бизнеса.

Тем не менее, этот Закон не является надежной правовой базой для поддержки малого предпринимательства по целому ряду причин.

Во-первых, он был принят в 1995 г. и, естественно, уже не в полной мере отвечает потребностям индивидуального предпринимательства. Многие специалисты отмечают, что он безнадежно устарел.

Во-вторых, многие, если не большинство, нормы Закона носят так называемый рамочный, или отсылочный характер. Они не имеют прямого действия, образуя лишь правовую основу для разработки особых законодательных и иных нормативно-правовых актов. В частности, в Законе нередко встречаются фразы о том, что те или иные вопросы регулируются "в порядке, установленном действующим законодательством". Поэтому для реализации норм Закона органами исполнительной власти разрабатывается множество подзаконных актов (инструкций, приказов, писем, указаний), которые систематически изменяются, уточняются, дополняются, и в силу этого предпринимателям, особенно начинающим, трудно в них разобраться, а тем более руководствоваться ими.

В-третьих, Закон противоречит ряду законодательных актов. В частности, Бюджетному, Налоговому, Гражданскому кодексам.

Исходя из вышесказанного, совсем неудивительно, что семнадцать из двадцати трех статей Закона фактически не применяются.

Ни у кого не вызывает сомнений необходимость реформирования законодательства в сфере индивидуального предпринимательства. Однако у специалистов нет единого мнения о том, по какому пути оно должно пойти.

Одни считают, что необходимо принять новый закон. С этой целью московским Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства разработан проект Федерального закона "О малом и среднем предпринимательстве в РФ", который определяет виды и способы государственной поддержки этого сектора экономики на всех уровнях исполнительной власти.

Другие специалисты считают, что можно ограничиться внесением изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" с внесением изменений в смежные правовые акты.

Существует еще один подход, наиболее оптимальный. Он заключается в разработке одного или нескольких законов, имеющих основополагающий характер, которые дополняются комплексом правовых актов, регулирующих отдельные сферы деятельности малого бизнеса. Иначе говоря, вначале принимается базовый акт о малом предпринимательстве, и на его основе издаются иные акты по конкретным вопросам малого бизнеса, в том числе и о его государственной поддержке. Именно такой стратегии развития законодательства об индивидуальном предпринимательстве придерживаются развитые зарубежные страны.

Однако не все законодатели готовы пойти по такому пути, поскольку большинство законопроектов о малом бизнесе называются "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", и в них не указано на необходимость принятия отдельного основополагающего закона об индивидуальном предпринимательстве с соответствующим названием.

В результате такого положения добиться соответствия между названием акта и предметом его регулирования практически невозможно. Законопроекты "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", как и ныне действующий Закон, направлены на регулирование достаточно широкого круга отношений в сфере малого предпринимательства, в то время как название ограничивает их правовое регулирование только рамками государственной поддержки малого бизнеса. В частности, в преамбуле Закона N 88 сказано: "Настоящий Федеральный закон определяет общие положения в области государственной поддержки и развития малого предпринимательства в РФ, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства". Однако из содержания закона совершенно ясно, что предмет его регулирования не сводится к указанному в преамбуле.

Исходя из вышесказанного, очевидна необходимость принятия базового закона в сфере малого бизнеса, например, Закона "О малом предпринимательстве в РФ", который регулировал бы общие вопросы в этой сфере и предусматривал издание специальных актов по отдельным вопросам в области малого бизнеса, в том числе и акт "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ".

Одними из наиболее важных вопросов в сфере малого бизнеса, нуждающихся в специальном правовом регулировании, являются вопросы его финансирования и кредитования.

В Законе РФ от 14.06.1995 N 88 "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ" финансирование субъектов малого бизнеса фактически сводится к предоставлению им льготных кредитов, беспроцентных ссуд и краткосрочных займов. А субъектами, осуществляющими кредитование, указываются лишь кредитные организации и общества взаимного кредитования.

Круг вопросов, посвященных данной проблеме, несколько расширен в проекте новой редакции Закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ", разработанном Торгово-промышленной палатой и Правительством Москвы. В нем предусмотрена отдельная статья под названием "Финансовая поддержка малого предпринимательства".

В данной статье указаны два источника финансирования малого бизнеса - бюджетный и внебюджетный. Указаны также формы бюджетного финансирования субъектов малого предпринимательства. К ним относятся:

– субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

– бюджетные кредиты, займы, ссуды;

– государственные и муниципальные гарантии;

– иные формы, предусмотренные законодательством РФ.

Как видно, данный перечень является открытым. Что касается внебюджетных форм финансирования, то в Проекте нет даже их примерного перечня.

Далее сказано, что условия и порядок предоставления бюджетных форм финансирования определяется законами РФ, законами субъектов РФ, нормативными актами органов местного самоуправления. Таким образом, данная статья Проекта, как и многие статьи ныне действующего Закона, носит отсылочный характер. Она недостаточно регулирует механизм реализации нормы.

Что касается кредитования малого бизнеса, то в Проекте, как и в Законе, речь идет лишь о компенсации недополученных доходов кредитными организациями при льготном кредитовании субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, не только действующий Закон, но и Проект его новой редакции, несмотря на некоторые преимущества последнего, не охватывают всего комплекса вопросов финансирования и кредитования субъектов малого предпринимательства. В результате указанные вопросы, имеющие столь существенное значение для малого бизнеса, все еще остаются недостаточно урегулированными законодательством.

К недостаткам правового регулирования финансирования и кредитования малого бизнеса можно отнести и разрозненность нормативных актов, относящихся к различным отраслям и подотраслям права. В частности, нормами гражданского законодательства регулируются такие формы финансирования и кредитования как банковское и коммерческое кредитование, факторинг, франчайзинг, лизинг и т.д. Бюджетное законодательство регулирует предоставление субсидий, субвенций, бюджетного кредита и т.д. Налоговым законодательством регулируется предоставление налоговых кредитов.

Существует еще целый ряд нормативных актов, регламентирующих вопросы финансирования и кредитования. Однако почти все эти акты не учитывают специфику индивидуального предпринимательства.

С учетом изложенного, недостатки законодательства о финансировании и кредитовании индивидуального предпринимательства во всех отраслях экономики можно свести к трем основным проблемам:

– недостаточность правового регулирования;

– разрозненность нормативных актов;

– отсутствие учета специфики индивидуального предпринимательства в нормативных актах.

Положительной тенденцией в развитии законодательства о малом бизнесе является предусмотренное в Проекте повышение статуса программ развития и поддержки малого предпринимательства. Предлагается придать федеральным, региональным и муниципальным программам статуса целевых. Это будет способствовать особому контролю за их выполнением.

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости изменения не только отдельных нормативных актов, но и всей системы законодательства о малом предпринимательстве.

3.2 Меры государственного регулирования в сфере малого бизнеса

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства по распоряжению правительства скоро будет закрыт. Фонд работал неэффективно. Он занимался прямым предоставлением бюджетных средств для финансирования отдельных проектов. Задача государства заключается в предоставлении гарантий финансовым институтам на основе разделения кредитных рисков. Средства государственные и муниципальные фонды поддержки должны, прежде всего, привлекать с рынка капитала, а не из бюджета. Банки сегодня предоставляют малому бизнесу кредита на 10 млрд. долларов, а федеральный бюджет на текущий год предусмотрел только полтора миллиарда рублей.

Последствия реформы, начатой правительством несколько лет назад, в регионах ощущаются все слабее, считают в Центре экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР). Причина - в слабом исполнении законов на местах.

ЦЭФИР начал проводить мониторинг административных барьеров в сфере малого предпринимательства с весны 2002 г., спустя год после вступления в силу законов о лицензировании и о защите предпринимателей при проверках. Первые два раунда исследования показали значительное улучшение ситуации: количество проверок сократилось, взятки при регистрации фирм бизнесмены стали давать реже.

Мониторинг ЦЭФИР проводится в 20 регионах семи федеральных округов: по четыре в Дальневосточном и Поволжском, один - в Южном, два - в Северо-Западном и по три в каждом из остальных округов. Лучший деловой климат с точки зрения госрегулирования обнаружен в Республике Коми, Курганской и Пермской областях, худший, чем в среднем по России, - в московском регионе, Санкт-Петербурге и Челябинской области.

Однако третий раунд исследования (весна 2003 г.) показал, что влияние реформы стало менее заметным. Половина фирм сталкивалась хотя бы с одной серьезной проблемой в области госрегулирования. Так же обстояло дело во втором раунде мониторинга, когда предприниматели-респонденты отмечали значительные улучшения в своем положении. Об улучшениях бизнес-климата опрошенные говорили реже, чем в прошлом году.

Правда, весной 2003 г. предприниматели отмечали, что конкуренция является для них более серьезной проблемой, чем регулирование и налоговое администрирование. Это произошло после массового перехода малых предприятий на упрощенную систему налогообложения. Но в целом степень административного давления на малый бизнес остается высокой из-за слабого исполнения законов, констатирует он.

Усиление конкуренции волнует предпринимателей больше налогового администрирования: Предприниматели заинтересованы в том, чтобы показывать выручку полностью, так как перешли на упрощенную систему налогообложения. Наиболее важной проблемой бизнеса административные барьеры, "потому что ожидаемых существенных сдвигов в этом плане не получилось".

Стимулировать региональные власти к исполнению законов о регулировании следовало бы фискальными инструментами. Сейчас трансферты из федерального бюджета в регионы уменьшаются, если на местах собирают больше налогов. Следовательно, местные власти не заинтересованы в стимулировании малого бизнеса.

Импульс административной реформы "никуда не пропадет". Малым предприятиям свойственны довольно короткие сроки жизни и западные эксперты считают нормальной обновляемость малого бизнеса на 30% в год. При этом сейчас на рынок выходит много новых игроков, а принятые недавно изменения в закон о контроле и надзоре позволяют им работать без проверок три года с момента регистрации.

В последнее время правительство России обратило свое внимание и рассматривает поддержку малого бизнеса как одно из приоритетных направлений своей деятельности. Среди многих причин, мешающих активному развитию малого предпринимательства - отсутствие отлаженной многоуровневой системы кредитования и рефинансирования малого и среднего бизнеса.

Для малого бизнеса, конечно же, интересны так называемые "длинные" кредиты. Без сомнения, дешевый кредит - огромное благо для предпринимателя. Но если его придется возвращать через три месяца, то нет смысла брать его. Для формирования «длинных» кредитов необходимы соответствующие «длинные» ресурсы коммерческих банков. Действующее законодательство не позволяет их сформировать. Например, вкладчик может в любой момент забрать свой вклад из банка. Соответственно коммерческие банки не могут планировать эффективную кредитную политику. Для того чтобы снять эту проблему, сейчас внесен законопроект, позволяющий формировать банкам новый вид вкладов – «безотзывный». Он будет существовать наряду с «отзывными» вкладами. Согласно этому законопроекту вкладчики и банк смогут договариваться о внесении денег на определенный срок без досрочного изъятия. Это позволит банкам сформировать соответствующую ресурсную базу, которая в том числе пойдет на кредитование малого бизнеса.

Сегодня банки практически не привлекают ресурсы с российского рынка капиталов. Это в том числе связано с тем, что ограничено число финансовых инструментов, с помощью которых можно занимать деньги на рынке. В настоящий момент мною внесен законопроект, который вводит четыре новых вида облигаций, с помощью этих облигаций банки смогут привлечь средства населения и бизнеса для кредитования различных сфер экономики.

В России практически отсутствует так называемая секьюритизация активов. На Западе банки, сформировав пул кредитов, например, малому бизнесу или под покупку автомобилей выпускают ценные бумаги, обеспеченные данным активом, таким образом, имеют возможность заставить работать предоставленные кредиты для привлечения дополнительных ресурсов. Сейчас Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам вместе с правительством создали рабочую группу, которая готовит пакет законопроектов, направленных на развитие секьюритизации активов.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то данный комитет поддержал предложение, в соответствии с которым система получения для них кредитов упрощается.

Комитетом Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам подготовлено предложение о внесении 30 законопроектов для улучшения финансирования малого бизнеса.

Главная задача для снижения процентных ставок для физических и юридических лиц, это снижение инфляции. На текущий год правительство заложило показатель 8,5 процента. Если эта задача будет реализована, то и процентная ставка снизится.

Список литературы

1.                 Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

2.                 Гражданский Кодекс РФ. – М., 2005.

3.                 Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятия: Практическое пособие. - М.: ПРИОР,1999.  95с.

4.                 Дружинин А.И., Рыжова В.В. Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий: Учебное пособие / Под ред. Дунаева О.Н.  Екатеринбург: УГТУ, 1998.  87 с.

5.                 Ефимова О.В. Финансовый анализ. М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1998. 320с.

6.                 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой/Отв. ред. О.Н. Садиков. М.: Юринформцентр, 1995. С. 18.

7.                 Ломакин Д.В. Акционерные правоотношения. М., 1997. С. 15

8.                 Общая теория государства и права. Академический курс: В 2 т./Под ред. проф. М.Н. Марченко. М.: ИКД Зерцало, 1998. Т. 2. Теория права. С. 238.

9.                 Предпринимательское право: Учебник/Под ред. Е.П. Губина и П.Г. Лахно. С. 50-51.

10.            Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М., 2003. С. 111-120.

11.            Черевко А.С., Евдошенко С.Е. Эффективность работы предприятия.  Челябинск, 2001. 144 с.

12.            Яковлев В.Ф. Россия: экономика, гражданское право (вопросы теории и практики). М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2000. С. 165.

13.            Власти отдают предпочтение ПБОЮЛ? // Бизнес. – 2005. – 14 мая.

14.            Ибадова Л.Т. Некоторые проблемы законодательства о малом предпринимательстве // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. – 2004. – №2. – С. 12-16.

15.            Малый бизнес обеспечивает 21% ВВП России // Интерфакс. – 2003. – 3 октября

16.            Моисеев М. Предпринимательская деятельность граждан: Понятие и конститутивные признаки // Хозяйство и право. – 1997. – №3. – С. 7.

17.            Нетреба П. Владимир Путин расшевелил бизнес-сообщество // Коммерсантъ. – 2003. – 4 октября.

18.            Сокращается доля торговли в структуре малого бизнеса // Новости малого и среднего бизнеса. – 2004. – 26 августа.

19.            Украинский Р.В. Аренда, предпринимательство, налоги // Законодательство. – 2004. – №10. – С. 12.

20.            Челябинская область. Доля малого предпринимательства в общем объеме производства возросла до 11% // "Южно-уральская служба новостей". – 2006. – 31 ноября.

21.            Шаров А.В. Новые формы государственной поддержки малого предпринимательства // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. – 2005. – №4. – С. 12-16.

22.            В Тюменской области растет количество индивидуальных предпринимателей // www.vsluh.ru.

23.            Тюменская область: С начала года 1515 предпринимателей области перешли на упрощенную систему налогообложения // www.regnum.ru.