ДОКЛАД

Уважаемые Председатель и члены Государственной Аттестационной Комиссии! Разрешите представить Вашему вниманию дипломную работу на тему «Управление оборотным капиталом в организации».

Актуальность данной темы обусловлена тем, что оборотный капитал составляет существенную долю всего капитала предприятия. От умелого управления им во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотным капиталом занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.

Выделяют следующие укрупненные компоненты оборотного капитала, имеющие значение в системе финансового менеджмента: производственные запасы, дебиторская задолженность, денежные средства и их эквиваленты. Как и в отношении других объектов управления, входящих в сферу интересов финансового менеджера, речь идет не о предметно-вещественном составе оборотного капитала, а о политике оптимального управления вложениями в этот капитал.

Занижение величины оборотного капитала влечет за собой неустойчивое финансовое состояние, перебои в производственном процессе и,  как следствие, снижение объема производства и прибыли. В свою очередь, завышение размера оборотного капитала снижает возможности предприятия производить капитальные затраты по расширению производства. Замораживание средств (собственных  и  заемных) в любом виде, будь то складские запасы готовой продукции или приостановленное производство, излишние сырье и материалы, обходятся предприятию очень дорого, так как свободные денежные средства можно использовать более рационально для получения дополнительного дохода.

На предприятии определение потребности в оборотном капитале должно быть увязано со сметой затрат на производство и производственным планом предприятия. В нем следует обосновывать выпуск конкретных видов продукции в нужном количестве и в определенные сроки.

Несмотря на нестабильность хозяйственных связей, ненадежность поставщиков, трудности приобретения качественного сырья и комплектующих изделий, в производственном плане должны быть отработаны вопросы, от которых зависят обеспечение производства и потребность в оборотном капитале. Задачи значительно упрощаются, если своевременно заключены хозяйственные договоры и определены все условия поставок (цены на товарно-материальные ценности, размеры поставляемых партий, условия и формы расчетов и др.). Если с поставщиками уже сложились хозяйственные связи, то условия и периодичность поставок товарно-материальных ценностей, их оплаты несложно учесть при расчете потребности в оборотном капитале.

Одновременно с определением круга поставщиков составляется полный перечень видов сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, запасных частей, при необходимости предусматривается использование тары – покупной или собственного производства, разовой или оборотной (возвратной). 

В завершающей части производственного плана отражается возможные производственные затраты по выпуску продукции, определяющие в сумме производственную себестоимость продукции. Именно величина производственных затрат лежит в основе определения потребности в оборотном капитале.

Данная тема интересна тем, что оптимизация и состояние оборотного капитала напрямую связана с эффективной работой предприятия и с тем, получит ли предприятие прибыль. Для того чтобы эффективно управлять оборотным капиталом, нужно рассматривать их в целом и, что наиболее важно, в разрезе  отдельных статей.

Предмет исследования – процесс управления оборотным капиталом ОАО «Русич».

Объектом исследования данной выпускной работы было выбрано конкретное предприятие – открытое акционерное общество “Русич”(далее ОАО “Русич”).

Целью данной выпускной работы является разработка конкретных предложений по улучшению использования оборотного капитала на предприятии.

Для достижения главной цели необходимо решить следующие задачи:

-оценить состояние и эффективность  использования оборотного капитала предприятия;

-обосновать целесообразность применения  системы показателей для определения эффективности использования оборотного капитала;

-оценить эффективность управления текущими финансовыми потребностями и собственным оборотным капиталом предприятия.

За анализируемый период были выбраны 2003-2005 года.

Информационную базу исследования составляют данные бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия,  внутризаводская нормативно техническая документация,  информация из периодической печати,  монографии и учебники отечественных и зарубежных специалистов в области финансового менеджмента.

Методы исследования: сравнительный анализ, монографический анализ, экономический анализ, финансовый анализ.

В первой главе дипломной работы рассматривается экономическое содержание и основы управления оборотным капиталом.

Оборотный капитал – это средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции. В обеспечении непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения заключается основное назначение оборотного капитала предприятия.

Источниками  формирования  оборотного капитала любого  предприятия  являются  собственный  оборотный  капитал, заемные  средства  и  кредиторская  задолженность. При  отсутствии  одной  части, источниками  выступают  другие  части  оборотного  капитала. Для  расчета  потребности  в  оборотном  капитале  используются  методы  определения  нормативов  оборотного  капитала, самым  распространенным  из  которых  является  метод  прямого  счета. На  основании  этого  метода  определяют  необходимый  норматив оборотного  капитала  для  производственных  запасов, готовой  продукции, незавершенного  производства  и  расходов  будущих  периодов, необходимых  для  нормальной  работы  предприятия. 

Осуществляя анализ оборотного капитала, необходимо выделить основные факторы, которые влияют на скорость оборота оборотного капитала. К таким факторам относятся: внешние факторы (конъюнктура рынка, масштабы деятельности, экономическая ситуация), а также внутренние факторы (ценовая политика, структура активов, учетная политика, совершенствование технологии).

Во второй главе дипломной работы проведен анализ источников формирования и оборачиваемости оборотного капитала в ОАО “Русич”.

Хлебокомбинат “Русич” был создан и впервые выпустил свою продукцию в 1992 году. Предприятие является юридическим лицом по законодательству РФ. Права и обязанности юридического лица предприятие приобрело с момента его государственной регистрации. Имеет свой фирменный знак (символику),штамп, круглую печать, которые исполнены на русском языке, и другие реквизиты, а также расчетный, валютный и другие счета в банковских учреждениях.

Данное предприятие относится к отрасли пищевой промышленности,  основным вид деятельности являются:

-производство и реализация хлебобулочных изделий

-производство и реализация кондитерских изделий.

В настоящее время комбинат выпускает следующий  ассортимент  продукции: хлебобулочная продукция, кондитерская продукция (печенье сахарное, печенье сдобное, пряники).

Производственная деятельность ОАО «Русич» основывается на выпуске хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий. Производственная мощность предприятия составляет 12 тонн продукции в сутки.

Организационная структура предприятия представлена на рис. 1 раздаточного материала.

Предварительный обзор баланса предприятия показал, что в 2003 и в 2004 произошло значительное увеличение основных статей баланса. За счет роста величины основных средств и незавершенного строительства произошло увеличение величины внеоборотных активов на 940% и на 23% в 2003 и в 2004 году соответственно. Также и увеличились оборотные активы (на 178% и на 44%), главным образом за счет увеличения дебиторской задолженности и запасов, что косвенно свидетельствует об увеличении масштабов деятельности предприятия. В пассиве баланса также произошли существенные изменения. За счет роста нераспределенной прибыли (в 2 раза за 2004 год) увеличилась величина собственных средств предприятия (на 570% в 2003 году и на 47% в 2004 году). Также и увеличилась величина обязательств организации (в основном за счет роста кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками): в 2003 году увеличение составило 173%, а в 2004 году – 27%.

В 2003 и 2004 годах произошло улучшения платежеспособности предприятия (в 3 раза в 2003 году и в 2,3 раза в 2004). Это вызвано увеличение величины денежных средств и оборотных активов (табл. 1 раздаточного материала).

Как показывают расчеты, в 2004 году произошло улучшение ликвидности предприятия, но абсолютная ликвидность так и не была достигнута. Это вызвано превышением величины быстрореализуемых активов над величиной краткосрочных пассивов: на 01.01.2003г. на 1,9 млн. руб., на 01.01.2004г. на 2,9 млн. руб. и на начало 2005 года на 5,4 млн. руб (табл. 2 и 3 раздаточного материала).

В структуре оборотного капитала предприятия преобладает дебиторская задолженность (табл. 4 раздаточного материала).

Анализ оборачиваемости оборотного капитала ОАО «Русич» показал, что коэффициент оборачиваемости уменьшился, а длительность одного оборота увеличилась на 25 дней, что говорит о более эффективном использовании оборотного капитала в 2003 году (табл. 5).

Практически вся задолженность ОАО «Русич»– это задолженность покупателей. Это вызвано особенностями кредитной политики предприятия: поставка товаров с отсрочкой платежа, поэтому рост дебиторской задолженности можно объяснить ростом объемов продаж.

Структура дебиторской задолженности свидетельствует о высокой доли одного дебитора в общей структуре (65%), что является неблагоприятным фактором для предприятия, так как при несоблюдении сроков оплаты задолженности первым дебитором возможны финансовые затруднения (табл. 6).

С 2003 по 2005 годы в структуре кредиторской задолженности произошел сдвиг в сторону поставщиков и подрядчиков (с 68% до 80%). Это вызвано увеличением доли расчетов с отсрочкой платежа.

Основная доля кредиторской задолженности принадлежит кредитору 1 (около 58%), что является негативным явлением.

В третьей части дипломной работы были даны рекомендации по улучшению управления оборотным капиталом предприятия.

В инструментарий управления оборотным капиталом ОАО “Русич” необходимо включить следующее:

- работа с платежным календарем (который позволяет ежедневно отслеживать потребность в деньгах, предвидеть кассовые разрывы);

- использование возможностей соответствующих бюджетов (в первую очередь бюджета движения денежных средств, БДДС);

- меры по контролю над оплатой счетов дебиторов. Эти меры включают в себя введение отчетов по возрасту дебиторской задолженности, так называемых стоп-листов, с помощью которых определяется момент отказа в поставках покупателю, превысившему лимит накопленной задолженности, и введение специальной должности контролера за состоянием «дебиторской задолженности»;

— контролирование достигнутых результатов с помощью расчета коэффициентов;

— ведение кредитной политики, которая вводит достаточно жесткие правила определения скидок и отсрочек платежа для покупателей (учитывается история взаимоотношений, доля в общем обороте, и т. д.);

Для сокращения срока товарного кредита необходимо контро­лировать состояние расчетов с покупателями по просроченным за­долженностям, по возможности ориентироваться на большее число покупателей в целях уменьшения риска неуплаты одним или несколь­кими крупными покупателями, использовать способ предоставле­ния скидок при досрочной оплате. Ускорить платежи можно путем совершенствования расчетов, своевременного оформления расчет­ных документов, предварительной оплаты, применения вексельной формы расчетов и т. д.

Для управления дебиторской задолженностью предприятия необходимо:

1. Своевременно выявлять недопустимые виды дебиторской задолженности (просроченная (неоправданная) задолженность).

2. Контролировать состояние расчетов с покупателями по отсроченным (просроченным) за­долженностям.

3. Следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженностей: значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости предприятия и делает необходимым привлечение дополнительных (как правило, дорогостоящих) источников фи­нансирования.

4. Использовать систему скидок при долгосрочно оплате.

ОАО «Русич» необходимо уменьшить срок оборота дебиторской задолженности, что повлечет за собой снижение срока оборота всего капитала.

Кроме того, ОАО «Русич» можно рекомендовать использовать различные виды электронных платежей. В подавляющем большинстве случаев речь идет об установке системы «Клиент-банк», которую предлагают многие банки.

Для финансирования текущей деятельности предприятие может воспользоваться и краткосрочной бюджетной поддержкой, которая предоставляется бюджетами различных уровней в следующих формах:

- фактическая передача денежных средств заемщику;

- возмещение разницы в процентных ставках по банковским кредитам для обеспечения льготных условий кредитования;

- предоставление бюджетных гарантий под банковские кредиты;

- кредитование посредством временного уменьшения обязательств перед бюджетом.

Дополнительная потребность предприятия в оборотном капитале может быть покрыта за счет разнообразных источников кредитного характера.

В рамках механизма управления оборотным капиталом целесообразно использовать метод экономико-математического моделирования, позволяющий упростить и подвести рассматриваемую систему под класс уже известных структур, поддающихся экономико-математическому описанию. В качестве инструмента реализации данного метода необходимо выбрать модель. Критерием эффективности при использовании модели явилось получение наибольшей прибыли с использование минимально необходимого для бесперебойной работы предприятия объема оборотного капитала при условии ускорения его оборачиваемости. Показателем эффективности при создании модели определена рентабельность оборотного капитала.

Первым этапом в разработке модели является формулировка цели. Определено, что основная цель заключается в повышении эффективности деятельности предприятия посредством реализации механизма управления оборотным капиталом.

Поскольку этот процесс сводится к определению объема и структуры текущих активов, источников их покрытия и соотношения между ними, достаточного для обеспечения эффективной деятельности предприятия, разрабатываемую модель можно представить посредством максимизации двух целевых функций: рентабельности оборотных активов и рентабельности собственного капитала.

Для максимизации рентабельности оборотного капитала необходимо увеличить рентабельность продаж, сократить период окупаемости собственного капитала.

Основным фактором увеличения объема продаж является увеличение объема выпуска. Также это можно обеспечить:

- уменьшив объем продаж в кредит; используя такие меры по работе с дебиторами как, разработка схем погашения задолженности векселями с их последующей реализацией, прямые телефонные переговоры, выезды к контрагентам, оформление договоров цессии, применение факторинга, ужесточение системы штрафных санкций и др.;

- ускорив оборачиваемость готовой продукции, применяя дифференцированную сбытовую политику на основе региональной дистрибьюции и прямых контактов с покупателями;

- применяя гибкую систему скидок: при 100 % предоплате продукции – скидки до 10 %; для покупателей, закупающих продукцию в больших объемах, – скидку в 7 %; для посредников – функциональную скидку в размере 5 %.

Кроме того, одним из резервов увеличения суммы прибыли, а также средством реализации модели максимизации рентабельности оборотного капитала, является производство более качественной продукции, имеющей более высокую цену.

Резервами снижения затрат на рубль продукции на данном предприятии являются:

- сокращение расхода основных и вспомогательных материалов, энергетических ресурсов в соответствии с требованиями стандартов качества, заключающихся в экономичности и рациональности, что можно обеспечить путем применения малоотходных технологий, ликвидации потерь и брака материалов, а также за счет модернизации оборудования;

- сокращение транспортно-заготовительных расходов путем применения прогрессивных форм материально-технического снабжения;

- минимизация брака продукции за счет увеличения материальной ответственности за брак и внедрения систем поощрения.

Возникает также необходимость осуществления мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотного капитала. Резервами ускорения оборачиваемости оборотного капитала ОАО «Русич» могут быть:

- в сфере производства – использование усовершенствованных технологий, автоматизация производственных процессов, установление четких договорных условий поставок сырья и материалов и условий их выполнения;

- в сфере обращения – ускорение процесса отгрузки продукции, своевременное оформление расчетных документов, применение прогрессивных форм расчетов, систематическое наблюдение за состоянием дебиторской и кредиторской задолженности.

Кроме того, модель максимизации рентабельности оборотного капитала предполагает увеличение заемного капитала и рост собственных средств. Основным источником заемных средств должны стать кредиты банка. В качестве наиболее реального источника собственных средств возможно использование прибыли.

Существующая структура управления на ОАО «Русич» является линейно-функциональной. Формальный характер правил и процедур, свойственный для взаимоотношений работников аппарата управления данной структуры, существенно затрудняющий и замедляющий передачу информации, чрезмерная централизация оперативного управления производством и неспособность существующей структуры обеспечить разработку и реализацию новых проектов свидетельствуют о ее неприемлемости для реализации модели максимизации рентабельности оборотного капитала.

Для реализации модели максимизации рентабельности оборотного капитала наиболее целесообразно применение организационной структуры проектного типа, которая способна устранить барьеры между подразделениями и ориентировать их работу на удовлетворение требований заказчика. Такая структура построена на принципе двоичного подчинения: непосредственному руководителю функциональной службы, предоставляющему специалистов и техническую помощь, и руководителю проекта. Процесс принятия и реализации управленческих решений при этом становится существенно распределенным по многим уровням и специалистам, позволяя каждому из них вкладывать свои знания, опыт и интуицию в реализацию разработанной модели. Следует отметить, что переход к управлению проектом предполагает четко поставленную цель: максимизация рентабельности оборотного капитала, что позволяет распределить функции среди работников – членов проектной группы.

Таким образом, для реализации  модели максимизации оборотного капитала проектная группа должна состоять из работников следующих отделов: планово-экономического, финансового, маркетинга, снабжения и комплектации, производственно-диспетчерского, качества, автоматизации и информации, управления технической подготовки производства и бухгалтерии.

Разработанные рекомендации могут быть рекомендованы к внедрении на предприятии.

Доклад окончен. Благодарю за внимание.