Содержание

1. Основные формы аудиторских проверок. 3

2. Аудит учетной политики предприятия. 10

Список литературы.. 17

1. Основные формы аудиторских проверок

Внешний аудит осуществляется внешними, независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами на основе заказов (договоров) с организациями Отличительной особенностью внешнего аудита является также то, что аудиторы, проводящие проверку, не имеют на проверяемом экономическом субъекте никаких интересов — не являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, несущими ответственность за соблюдение требований к бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также не состоят в родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери) с руководством организации и не связаны с ним служебными отношениями.

Внешняя аудиторская проверка не может проводиться аудиторскими фирмами в отношении экономических проверяемых субъектов, которые являются их учредителями, филиалами, представителями, а также оказывающими данному экономическому субъекту услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.

Сокрытие указанных обстоятельств может стать основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Внешний аудит проводится с целью установления состояния финансово-хозяйственной деятельности и подтверждения достоверности годовой финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта. Внешний аудит также может быть проведен согласно договору с целью разработки различного рода рекомендаций по улучшению постановки бухгалтерского учета, оптимизации финансов, налогооблагаемых баз, организации и управления деятельностью проверяемого субъекта и его сегментов.

Результаты проведения внешнего аудита аудиторами или аудиторскими фирмами оформляются путем составления и представления письменного заключения о состоянии учета, внутреннего контроля в проверяемых ими организациях, а также о достоверности годового отчета. Могут быть оформлены и представлены экономическому субъекту — заказчику внешнего аудита также различные проекты, схемы, бизнес-планы, справки и т. п., в зависимости от поставленной цели в предмете договора на проведение аудиторской (обязательной или инициативной) проверки. Организации самостоятельно выбирают аудитора или аудиторскую фирму для проведения проверки.

Внутренний аудит может рассматриваться как неотъемлемая часть общей системы управленческого контроля. Исторически характер внутреннего контроля менялся. Первоначально роль аудита исходила из задач финансового управления и обеспечения безопасности активов и носила тотальный контроль на детальном уровне. С возрастающим усложнением контроля акцент был смещен на подтверждение выполнения циклов определенных внутрисистемных контрольных процедур. В последующем внимание аудиторов стало акцентироваться не только на том, как функционируют системы контроля и обработки информации, но и насколько они эффективны в достижении целей, для которых предназначены, и какие в них могут быть сделаны усовершенствования.

В последнее время во многих организациях роль внутреннего аудита была расширена путем включения в нее оценки качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой и составляющей основу для принятия решений, а также оценки полезности применяемой методики анализа информации. Внутренние аудиторы предпочли бы, чтобы эта тенденция усиливалась и они воспринимались бы в качестве специалистов в области независимой управленческой контролирующей деятельности.

Исходя из зарубежного опыта, внутренние аудиторы проводят независимую экспертную оценку управленческих функций "фирмы, компании и т. д., в том числе и своей деятельности. Они поставляют своей головной фирме, осуществляющей управление, результаты анализа, оценки, рекомендации, советы и информацию о деятельности проверяемой ими организации. Внутренние аудиторы работают как в государственном, так и частном секторе. Задача внутреннего аудита — помочь соответствующим работникам выполнять свои обязанности настолько квалифицированно и эффективно, насколько это возможно. Внутренний аудитор проверяет бухгалтерскую информацию и ее достоверность. Внутренние аудиторы отчитываются перед вышестоящим руководством и обычно имеют прямые связи с аудиторским комитетом, правлением директоров и другими управленческими подразделениями.

Примером организации внутреннего аудита может служить американская транснациональная корпорация "Истмэн кодак", руководство которой считает аудит важным элементом процесс» управленческого контроля. - Аудит осуществляют сотрудники общего и локальных отделов аудита, которые решают следующие задачи: изучение системы контроля за активами; проверка соответствия установленного контроля политике компании; оценка приверженности правительственным программам; проведение специальных расследовании и представление производственных отчетов, выявление экономии на издержках на аудит. Успех аудиторской проверки измеряется наличием рекомендаций по решению имеющихся и будущих проблем, а показателями ее качества являются полнота аудита, издержки по его проведению и эффективность.

Следует отметить, что имеются различные точки зрения на понятие содержания внутреннего аудита. Одни считают, что аудитор — это бухгалтер, другие — что ревизор.

Наряду с внутренним аудитом широкое распространение в европейских странах получил внешний аудит, проводимый отдельными аудиторскими фирмами и осуществляющий проверки сторонних организаций. Внешний аудит регламентируется юридически и позволяет внешним группам наблюдать и потенциально контролировать деятельность организации и ее руководства. Статус внешних аудиторов обычно определяет требования их ответственности за свой отчет, критерии, на которых этот отчет базируется, полномочия проверяющих, правила их назначения и отстранения, уровень их квалификации, размер вознаграждения и нормы поведения.

Внутренний аудит осуществляется специальной службой организации или ее работниками (специалистами), непосредственно подчиненными руководству хозяйствующего субъекта.,) Внутренний аудит — это фактически внутрихозяйственный контроль, но по содержанию и методам проведения он имеет много общего с внешним аудитом.

При должной организации внутренний аудит способствует повышению ответственности руководителей структурных подразделений и материально-ответственных лиц организации за выполнение ими своих обязанностей, предотвращению негативных явлений при осуществлении хозяйственных операций, связанных с движением имущества и обязательств экономического субъекта. Кроме того, внутренний аудит в значительной мере является информационной базой для внешнего аудита, проводимого в отдельных хозяйствующих субъектах в обязательном порядке согласно законодательству.

Вместе с тем между внутренним и внешним аудитом имеются существенные различия в уровнях независимости, целях и по времени проведения проверок. Потребность во внутреннем аудите все чаще и чаще возникает в средних и крупных организациях, что связано с усложнением законодательных актов, регулирующих механизмы экономических методов управления и экономические отношения субъектов предпринимательства с их сегментами и государством. Кроме того, внутренний аудит необходим для предотвращения нерационального расхода, потерь и хищений материальных и денежных ресурсов организации, своевременного предупреждения и своевременной разработки рекомендаций по выходу из финансовых трудностей. Другими словами, внутренний аудит — это постоянный контроль за эффективностью осуществления управления деятельностью организации и ее структурными подразделениями.

Основной обязанностью внешних аудиторов являются оценки регулярной финансовой отчетности предприятий. В ходе аудиторской проверки финансовой отчетности внешний аудитор обычно вникает в систему внутреннего контроля, и здесь наблюдается, большое сходство с используемыми внутренними аудиторами методами и с выносимыми ими оценками. По результатам своей проверки контрольных систем внешние аудиторы выдают для руководства отчеты, в которых указывают слабые стороны этих систем. В последнее время внешние аудиторы не ограничиваются проверкой финансовой отчетности, а дополнительно дают качественную оценку деятельности организаций экономичности, эффективности и результативности их работы.

Исполнителями внешних аудиторских услуг являются аудиторские фирмы. Помимо аудита, они стремятся оказывать клиентам широкий спектр услуг, к примеру, в области налогообложения, консультаций по вопросам управления и работы информационных систем, по прекращению платежей.

На основании изучения функций внутреннего и внешнего аудита можно определить различия между ними и оценить относительный вклад того и другого в общий процесс организационного контроля. Основное различие состоит в том, что внутренний аудит направлен на оказание помощи менеджерам в осуществлении ими контрольных функций, тогда как внешний аудит служит интересам сторонних групп. Можно сказать, что функции этих двух видов контроля дополняют друг друга, служа различным целям. Но в действительности услуги, оказываемые внутренними и внешними аудиторами, в значительной мере потенциально перекрываются. Поэтому часто в деятельности внутренних и внешних аудиторов наблюдается координация, позволяющая избежать необязательного дублирования в работе и снизить затраты на нее.

Проанализировать различия между внутренним и внешним аудитом по каждому элементу можно исходя из данных табл. 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита

Элементы

Внутренний аудит

Внешний аудит

Рамки,

Определяется руководством. В

Определяется статусом. До-

объект

начале развития целью было

минирует аудит финансовой от-

обеспечение сохранности

четности и достоверности

активов и недопущение убытков. В настоящее

информации. В некоторых странах развивается аудит

время акцент обещается на

производственной деятельности

функциональный аудит ин-

формационных систем

Квалифи-

Определяется по усмотрению

Строго определяется, особен-

кация

управленческой структуры.

но для членов профессиональных

Обладает меньшей степенью

ассоциаций, обладает более -

независимости и более низким

высокой степенью

профессиональным уровнем

независимости

Методы

Используемые методы имеют  много сходного, особенно в плане

анализа систем внутреннего контроля и применения выборочных

проверок при аудиторском тестировании. Различие — в детальности и точности проверок

Цели

Определяются руководством

Проистекают из законополо-

либо из планов

жений, интерпретаций судебных

инстанций, а также внешних

потребностей

Отчет-

Перед руководством

Перед сторонними группами

ность

либо перед руководством

организации. Может быть в ка-

честве дополнительной услуги

2. Аудит учетной политики предприятия

Целью аудита учетной политики является установление соответствия бухгалтерского учета и учетной политики требованиям действующего законодательства и особенностям деятельности предприятия.

Информационной базой проверки являются:

-       должностные инструкции;

-       графики документооборота;

-       описание процесса компьютерной обработки учетной информации;

-       положения об учетной политике.

Основными задачами при проверке являются следующие:

-       установление соответствия организационной структуры бухгалтерии и формы ведения бухгалтерского учета условиям организации и управления предприятия;

-       охрана системы документов и документооборота.

Опыт аудиторских проверок показывает, что в отдельных организациях не утверждается приказ (распоряжение) руководителя об учетной политике. Тем самым нарушается положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9.12.98 г. N 60н, согласно п. 3 которого формирование учетной политики является обязательным для всех организаций независимо от организационно-правовых форм, а раскрытие учетной политики обязательно для всех организаций, публикующих свою бухгалтерскую отчетность.

Отсутствие утвержденной руководителем учетной политики (основного внутреннего нормативного документа по бухгалтерскому учету) дает основание аудитору на начальном этапе проверки сделать вывод о недостаточном внимании руководства аудируемого предприятия к организации внутреннего контроля.

Помимо приказа (распоряжения) об учетной политике аудитору необходимо проверить наличие других внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский учет, которые также являются частью учетной политики организации, в частности:

рабочего плана счетов бухгалтерского учета;

утвержденных форм первичных документов для учета операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также форм внутренней бухгалтерской отчетности;

положения о бухгалтерской службе организации;

должностных инструкций работников бухгалтерии;

плана (графика) документооборота.

В процессе планирования аудита целесообразно провести предварительный анализ содержания утвержденных документов с целью оценить полноту отражения в них всех существенных элементов учетной политики. Такой анализ следует производить с учетом информации о специфике деятельности организации, полученной на этапе предварительного ознакомления с деятельностью проверяемого экономического субъекта. При формировании учетной политики организация должна раскрывать все способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями (п. 11 ПБУ 1/98).

Учетная политика, принятая организацией, должна раскрываться для внешних потребителей финансовой информации о деятельности данной организации. Чтобы проанализировать состояние финансовой (бухгалтерской) отчетности, следует знать, как сформированы те или иные показатели, что означает их изменение (реальное улучшение или ухудшение дел или же это всего лишь корректировка исчисления данных показателей). Это позволит любому заинтересованному пользователю понять и оценить данные бухгалтерской отчетности.

В ходе проверки выясняются:

Организационная структура, распределение обязанностей, уровень квалификации учетного персонала;

– изучаются формы организации бухгалтерского учета;

– изучается график документооборота (порядок оформления первичных документов, сроки сдачи их в бухгалтерию, составление форм внутренней отчетности и порядок их составления, применяются ли типовые формы первичных документов, обоснованы ли формы нетиповых форм документов);

– тщательное изучается положение об учетной политике.

Учетная политика организации является объектом проверки на всех этапах аудита финансовой отчетности - от планирования до формирования аудиторского заключения (табл. 2).

Таблица 2

Направления проведения анализа учетной политики на разных стадиях аудиторской проверки

Этап аудита

Направление анализа учетной политики

1

2

Подготовка и планирование аудита

Изучение учетной политики  позволяет аудитору  сделать выводы о состоянии внутреннего контроля проверяемого экономического субъекта, что необходимо для определения уровня существенности  и аудиторского риска. С помощью учетной политики дается предварительная оценка системы  бухгалтерского учета, на основе которой определяются объем, порядок и сроки проведения аудиторских процедур

Аудиторская проверка

Проверяется соблюдение учетной политики. Аудитор анализирует адекватность учетной политики по каждому разделу бухгалтерского учета. Оцениваются влияние применяемых методов учета на достоверность показателей отчетности, а также  рациональность избранных методов с точки  зрения трудоемкости учета. Оценивается учетная политика для целей налогообложения с точки зрения налогового планирования. Делается вывод о соответствии существующей системы бухгалтерского учета потребностям управления

Подготовка аудиторского заключения

При выражении мнения о достоверности финансовой отчетности аудитор принимает во внимание  свою оценку избранных организацией учетных методик и полноту их раскрытия заинтересованным пользователям

Рассмотрим основные направления анализа методических аспектов учетной политики при проведении аудиторской проверки в разрезе объектов бухгалтерского учета.

При проведении аудита операций по учету основных средств, нематериальных активов и капитальных вложений необходимо проверить:

1. Правильность применения методов начисления амортизации по отдельным объектам основных средств и нематериальных активов.

2. Используемый вариант учета и списания затрат по ремонту основных средств.

3. Периодичность проведения инвентаризаций основных средств и нематериальных активов, соблюдение приказа об учетной политике в части проведения инвентаризаций.

Аудит финансовых вложений включает в себя:

1. Применяемые способы оценки финансовых вложений при выбытии по их группам (видам).

2. Порядок образования и использования резерва под обесценение финансовых вложений.

3. Периодичность проведения инвентаризаций финансовых вложений, соблюдение приказа об учетной политике в части проведения инвентаризаций.

При аудите операций по учету материально-производственных запасов проверяются:

1. Применяемый метод учета заготовления и приобретения материально-производственных запасов.

2. Правильность списания материально-производственных запасов на затраты в соответствии с избранным способом их оценки.

3. Организация складского и бухгалтерского учета материально-производственных запасов.

4. Периодичность проведения инвентаризаций материально-производственных запасов, соблюдение приказа об учетной политике в части проведения инвентаризаций.

Проверка операций по учету затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) включается в себя:

1. Применяемый способ учета затрат на производство, его целесообразность в существующих условиях.

2. Метод формирования себестоимости продукции (полной или неполной производственной себестоимости), его целесообразность.

3. Организация учета затрат по экономическим элементам и статьям калькуляции.

4. Способ калькулирования себестоимости единицы продукции.

5. Правомерность отнесения расходов к косвенным и распределение их по объектам калькулирования.

6. Оценка незавершенного производства и ее соответствие принятой учетной политике. Обоснованность избранного метода распределения затрат между готовой продукцией и незавершенным производством.

7. Состав расходов будущих периодов, порядок их отнесения на издержки производства и обращения.

8. Способ сводного учета затрат на производство.

9. Периодичность проведения инвентаризаций незавершенного производства, соблюдение приказа об учетной политике в части проведения инвентаризаций.

Аудит выпуска готовой продукции и формирования выручки от реализации состоит из проверки следующих разделов:

1. Правильность определения производственной себестоимости отгружаемой и реализованной продукции.

2. Применяемый способ учета выпуска продукции, метод оценки готовой продукции.

3. Периодичность проведения инвентаризаций готовой продукции, соблюдение приказа об учетной политике в части проведения инвентаризаций.

Аудит операций по учету расчетов с контрагентами состоит из проверки следующих разделов:

1. Способ учета выполнения долгосрочных договоров.

2. Использование резервов по сомнительным долгам, правильность их формирования и списания.

3. Периодичность проведения инвентаризаций расчетов, соблюдение приказа об учетной политике в части проведения инвентаризаций.

Проверка операций по расчетам с подотчетными лицами состоит из проверки следующих разделов:

1. Соблюдение приказа об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет.

2. Факты выдачи денежных средств под отчет при наличии остатка неизрасходованного предыдущего аванса, своевременность возврата неиспользованных подотчетных сумм.

3. Соблюдение сроков, на которые выдаются авансы на операционно-хозяйственные расходы.

Аудит операций по расчетам с бюджетом и внебюджетными фондами включает в себя:

1. Организация взаимодействия бухгалтерского и налогового учета, оценка эффективности этой системы.

2. Организация и техника налогового учета, применяемая система регистров налогового учета.

3. Применяемые методы признания доходов и расходов в целях налогообложения отдельными налогами.

4. Амортизационная политика в целях налогообложения прибыли, взаимосвязь с бухгалтерским учетом.

5. Порядок списания на расходы в целях налогообложения материально-производственных запасов, ценных бумаг.

6. Порядок налогового учета незавершенного производства, готовой продукции.

7. Создание резервов в целях налогообложения.

8. Применяемый порядок исчисления налогов и авансовых платежей.

9. Распределение налогов между головной организацией и обособленными подразделениями.

Аудит финансовых результатов, фондов и резервов – это проверка:

1. Правомерности и правильности произведенных отчислений в резервные фонды в соответствии с учредительными документами и учетной политикой.

2. Правомерности образования и использования фондов в соответствии с учредительными документами, учетной политикой и решениями собственников.

3. Использовании оценочных резервов, правильность их образования и списания средств.

4. Состава доходов будущих периодов, порядок их включения в доходы текущего отчетного периода.

Аудит учета кредитов и займов включает в себя:

1. Порядок учета долгосрочной и краткосрочной задолженности по кредитам и займам, использование возможности перевода долгосрочной задолженности в краткосрочную.

2. Периодичность проведения инвентаризаций обязательств по кредитам и займам, соблюдение приказа об учетной политике в части проведения инвентаризаций.

Список литературы

1.     Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. - "Бератор-Пресс", 2005 г.

2.     Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. - М.: Дело и Сервис, 2006.

3.     Андреев В.Д. Практический аудит. - М.: Экономика, 2004.

4.     Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита. – М.: Филинъ, 2005.

5.     Ковалева О.В., Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие / Под. ред. О.в. Ковалевой. – М.: Издательство Приор, 2004.

6.     Овсийчук М.Ф. Аудит. Организация. Методика проведения. - М.: ТОО “Интехтех”, 2005.

7.     Стуков С.А., Голышев В.Д. Введение в аудит. - М.: Тарвер, 2005.

8.     Терехов А.А. Аудит. – М.: Финансы и статистика, 2005.

9.     Терехова Л.А. Теория, практика и методология аудита. - М.: Наука 2005.

10.           Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2006.