Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы формирования амортизационной политики. 5

Глава 2. Значение и задачи выбора амортизационной политики. 15

Заключение. 27

Список использованных источников. 29

Введение

Экономическую систему можно определить  как совокупность общественных отношений в сфере производства, обмена и распределения продукции. Человечество постоянно нуждается в удовлетворении материальных потребностей, которые становятся целью процесса производства. Данный процесс определяют четыре основных фактора: земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Все четыре фактора нуждаются в воссоздании, чтобы обеспечить непрерывность процесса производства материальных благ. И если труд, земля и предпринимательские способности воссоздаются путем своевременной выплаты заработной платы (помимо воспроизводства населения), восстановительных работ и вечного стремления к прибыли соответственно, то с воссозданием капитала связанно такое понятие, как амортизация.

Капитал, как фактор производства, представляет собой фонды производственного оборудования. Для того, чтобы капитал приносил прибыль в процессе производства, необходимо  постоянно поддерживать его в первоначальном рентабельном состоянии, чтобы его неизбежный износ не наносил ущерба коммерческой деятельности предприятия.

С целью избежать убытков и поддержать прибыльность капитальных фондов организация делает амортизационные отчисления, представляющие собой денежные средства, предназначенные для возмещения износа капитала. Амортизационные отчисления на полное восстановление капитала производятся с дохода, полученного от реализации созданной с помощью капитальных фондов продукции. Причем, фактически амортизационные отчисления включаются в стоимость произведенной данным капитальными фондами продукции и представляют собой перенесение стоимости постепенно изнашивающихся основных средств на стоимость вырабатываемой продукции. Таким образом, амортизация – это процесс воспроизводства капитала. Чем быстрее происходит его воссоздание, тем эффективнее коммерческая деятельность организации. Это особенно актуально в связи со стремительным научно-техническим прогрессом, повышением наукоемкости производства и сокращением жизненного цикла большинства капитальных фондов.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2002 года главы 25 «Налог на прибыль организаций»  Налогового кодекса Российской Федерации, у налогоплательщиков возникает немало вопросов, касающихся амортизационной политики.

Изложенный вопрос является также актуальным в связи с необходимостью верного определения остаточной стоимости капитальных фондов в целях формирования облагаемой базы по налогу на имущество по данным бухгалтерского учета.

Другим важным вопросом амортизационной политики является порядок начисления амортизации в целях исчисления налога на прибыль организаций.

Глава 1. Теоретические основы формирования амортизационной политики

Амортизационная политика является составной частью экономической политики государства. Она выступает в качестве важнейшего рычага воздействия государства на экономические процессы в стране. В первую очередь амортизационная политика воздействует на процесс обновления основных производственных фондов, ускорение темпов научно-технического прогресса, инвестиционную деятельность, а через них и на эффективность общественного производства.

Анализ источников экономической литературы показал, что среди ученых – экономистов и практиков нет единого подхода в понимании сущности амортизационной политики как целостной системы как на макро-, так и на микро-уровне.

Для отраслей определяющих научно-технический прогресс экономики в целом государством устанавливается ускоренная амортизация, что позволяет быстрее списывать используемые средства труда, заменять их новыми, более совершенными, ввод которых своими выгодами перекрывает ущерб от списания физически еще не изношенного оборудования. Это стимулирует производителей новой техники разрабатывать и выпускать новые модели.

Покупатель же выигрывает за счет высоких параметров приобретенной техники большей производительности, меньшей трудоемкости. Есть и побочный эффект: списанная техника может быть продана тем предприятиям, которые на ее основе  будут производить пользующуюся спросом продукцию.

Для реализации данной схемы требуются определенные условия. Во-первых, машиностроительный комплекс должен удовлетворять спрос на средства производства. Во-вторых, темп повышения потребительских качеств новой техники должен опережать темп амортизации. По имеющимся оценкам, новое оборудование должно превосходить заменяемое не менее, чем на 40-50%. Ниже этого предела реновация теряет смысл: незачем списывать за три года эксплуатации вполне исправный станок, чтобы заменить его таким же.

Такое понимание взаимосвязи амортизационной политики и научно-технического прогресса на наш взгляд, является упрощенным  и далеко не полным по следующим причинам.

Во-первых, предлагается использовать механизм ускоренной амортизации только в отраслях, развитие которых определяет ускорение научно-технического прогресса в целом. Вряд ли с этим можно согласиться. Процесс ускорения научно-технического прогресса наиболее успешно может осуществляться только в том случае, когда все отрасли  национального хозяйства имеют право на применение механизма ускоренной  амортизации [23].

Во-вторых, представляется связь амортизационной политики с научно-техническим прогрессом только через механизм осуществления ускоренной амортизации, что является чрезмерно узким подходом. Взаимосвязь амортизационной политики с научно-техническим прогрессом осуществляется не только через механизм ускоренной амортизации, но и через систему норм амортизации вообще, через систему использования амортизационных отчислений в качестве источника финансирования инвестиций, а также по другим направлениям [12].

В проанализированных литературных источниках развернутого и целостного толкования сущности амортизационной политики не приводится.

На наш взгляд, под амортизационной политикой следует понимать научно обоснованную и целенаправленную систему мер, осуществляемую государством в области простого и расширенного воспроизводства амортизируемого имущества, с целью создания благоприятных условий для развития всех субъектов хозяйствования, ускорения научно-технического прогресса, и реализации экономической политики государства.

Амортизационная политика тесно связанна с научно-технической, инвестиционной, финансово-кредитной политикой и другими, но все они являются составными частями общей экономической политики государства.

Целью амортизационной политики является создание благоприятных условий всем субъектам хозяйствования для воспроизводства и обновления внеоборотных активов, активизации инвестиционной деятельности и ускорения научно-технического прогресса.

В связи с тем, что амортизационная политика является составной частью общей экономической политики, она направлена на повышение эффективности производства и подъем отечественной экономики.  Амортизационная политика государства в каждый конкретный момент времени предполагает определенные корректировки в зависимости от сложившейся ситуации и экономической стратегии на перспективу.

Амортизационная политика должна способствовать решению задач по направлениям:

- развитие научно-технического прогресса;

- ускорение процесса обновления основного капитала и наращивания национального богатства страны;

 - оптимизацию сроков полезного использования имущества;

- накоплению достаточных средств для простого и расширенного воспроизводства;

- созданию условий для объективной оценки и переоценки основных производственных фондов.

         При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться таких принципов, как:

- своевременность и правильность осуществления переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции;

- дифференцированность сроков полезного использования и соответственно норм амортизации в зависимости от функционального назначения основных фондов, учет их морального и физического износа;

- обеспечение за счет амортизационных отчислений не только простого, но и расширенного воспроизводства основных средств;

- обеспечение целевого характера использования амортизационных отчислений на предприятиях всех форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования;

- возможность осуществления всеми предприятиями ускоренной амортизации;

- стимулирование своевременного обновления основных фондов и ускорение научно-технического прогресса;

- предоставление больших прав предприятиям в области проведения амортизационной политики.

Исходя из сущности, цели и задач амортизационной политики, можно сделать вывод, что она играет важную роль в экономике любого государства. Амортизационная политика является мощным рычагом воздействия государства на происходящие экономические процессы и управления ими в необходимом направлении [47].

Проводя эффективную амортизационную политику, государство тем самым способствует:

- ускорению темпов научно-технического прогресса;

- наращиванию национального богатства страны;

- улучшению качественного состояния основных фондов;

- оживлению инвестиционной деятельности;

- обеспечению конкурентоспособности отечественной продукции;

- развитию отечественной экономики.

В настоящее время государством осуществляется новая амортизационная политика, ориентированная на международные стандарты как в направлении экономически целесообразных сроков полезного использования амортизируемого имущества, так и применения новых эффективных механизмов начисления амортизационных отчислений. Наиболее важными составляющими этой амортизационной политики является значительное снижение сроков полезного использования амортизируемого имущества, более широкая возможность выбора методов начисления амортизационных отчислений.

Основными элементами амортизационной политики являются:

1. Взаимосвязь амортизационной политики с инвестиционной и инновационной политикой. Амортизационные отчисления являются одним из источников финансирования инвестиций и в основном обеспечивает простое воспроизводство амортизируемых активов. Величина амортизационных отчислений во многом определяет рамки инвестиционной деятельности в стране. Соотношение между амортизационными отчислениями и валовыми инвестициями характеризует темпы развития экономики. В том случае, если валовые инвестиции превышают амортизационные отчисления, экономика находится на подъеме. При этом обеспечивается не только простое воспроизводство основного капитала, но и его прирост за счет других источников финансирования и прежде сего прибыли. Если валовые инвестиции меньше амортизационных отчислений, то экономика находится на стадии спада и этих инвестиций недостаточно для возмещения потребленного в производстве капитала.

В течение ряда последних лет для экономики России был характерен спад производства, амортизационные отчисления отвлекались для финансирования оборотных средств, что привело к значительному старению производственных фондов. В результате в настоящее время амортизационные отчисления не могут обеспечить даже простого воспроизводства основных средств.

В то же время направления инвестирования оказывают влияние на последующее формирование инвестиционных ресурсов. В связи с этим необходимо направлять амортизационные отчисления в первую очередь на внедрение инноваций, поскольку в условиях рыночных отношений резко возрастает конкуренция, и в результате освоения технологических инноваций можно значительно повысить производительность труда и качество продукции без существенных затрат на основные фонды.

2. Разработка экономически целесообразных сроков полезного использования амортизируемого имущества. Срок полезной службы – ожидаемый (расчетный) период использования активов компании, или количество изделий, которое компания предполагает произвести с использованием актива. Вместе с тем действует целый ряд факторов, противодействующих максимилизации эффекта, получаемого от эксплуатации активов. Поэтому, при определении срока полезной службы актива в соответствии с вышеназванным стандартом учитываются следующие факторы:

- ожидаемый объем использования актива компанией, который оценивается по предполагаемой мощности или физической производительности актива;

- предполагаемый физический износ, зависящий от производственных факторов, таких, как количество смен, использующих данный актив, и программа ремонта и обслуживания, принятая в компании, а также условия хранения и обслуживания актива в период простоя;

- моральный износ в результате изменений или усовершенствования производственного процесса, или в результате изменений объема спроса на рынке на данную продукцию или услугу, производимые или предоставляемые с использованием актива;

- юридические или аналогичные ограничения на использование актива, такие, как сроки аренды.

В соответствии с международными подходами срок полезной службы объекта основных средств определяется оценочным путем на основе опыта работы компании с аналогичными активами [24].

В отличии от этого, в российской практике в соответствии с постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», а также ранее действовавшим нормам для большинства объектов основных средств сроки полезного использования были установлены централизованно. Но ввиду того, что с переходом на рыночные  отношения ситуация резко изменилась, такой порядок уже не соответствовал сложившейся экономической реальности. Поэтому предпринимались попытки расширить самостоятельность предприятий в этом вопросе.

В соответствии с ПБУ 6/97 возможность самостоятельного установления сроков полезного использования была у предприятий только в том случае, если этот срок отсутствовал в технических условиях  или не был установлен в централизованном порядке.

ПБУ 6/01 также были внесены изменения в порядок определения срока полезного использования активов. Кроме того, была введена норма, предусматривающая возможность пересмотра срока полезного использования объекта основных средств в случае улучшения первоначально принятых  нормативных показателей функционирования объекта в результате проведенной реконструкции или модернизации [37]. Таким образом, по аналогии с международными стандартами финансовой отчетности, российское законодательство разрешает организациям самостоятельно устанавливать сроки полезного использования основных средств.

Тем не менее, такой важный фактор, определяющий срок полезного использования актива, как моральный износ, предусмотренный международным стандартом №16, в отечественном ПБУ 6/01 не учтен, не смотря на то, что и в настоящее время ускорение научно-технического прогресса играет решающую роль в развитии экономики.

3. Реализация наиболее эффективных механизмов начисления амортизационных отчислений. Действующими  в настоящее время нормативными актами государство предусматривает несколько механизмов начисления амортизационных отчислений. К ним относятся:

- линейный метод; 

- ускоренный (нелинейный) метод (с применением понижающих коэффициентов, с использованием повышающих коэффициентов, с льготным режимом начисления амортизационных отчислений (для малых предприятий), с мерами ограничительного характера на применение ускоренной амортизации (например, применение линейного метода начисления амортизации к зданиям, сооружениям, передаточным устройствам, входящим в восьмую-десятую амортизационные группы, независимо от сроков ввода в эксплуатацию этих объектов).

На основе разрешенных к применению механизмов каждый хозяйствующий субъект выбирает наиболее оптимальный и приемлемый вариант, исходя из конкретных целей и задач развития предприятия и сложившихся условий хозяйствования.

4. Создание условий, обеспечивающих использование амортизационных отчислений в соответствии с функциональным назначением. На протяжении ряда последних лет предложение инвестиций на российском рынке не удовлетворяет потребностей в них, и для создания конкурентоспособной отечественной технической базы производства необходимо привлечение дополнительных ресурсов. В связи с этим в настоящее время исключается возможность массового обновления основного капитала, и тем более за счет собственных инвестиционных ресурсов. Необходимо привлечение внешних источников. В сложившихся условиях единственный постоянный источник финансирования воспроизводства внеоборотных активов – амортизационные отчисления – должен использоваться с наивысшей отдачей. Для этого государству необходимо создавать условия, обеспечивающие использование амортизационных отчислений в соответствии с их функциональным назначением.

5. Налоговое стимулирование ускорения обновления амортизируемого имущества. Введение нового порядка начисления амортизационных отчислений с 01.01.02 г. напрямую связывается со стимулированием обновления имущества в производственном секторе экономики, поскольку при формировании амортизационной политики появилась возможность выбора метода начисления амортизации, а следовательно,  регулирования величины прибыли, налога на прибыль и налога на имущество. Таким образом, механизм ускоренной амортизации можно рассматривать в качестве своеобразной формы налоговых скидок, преследующей цель стимулирование инвестиций и внедрения новой техники.

6. Методическое руководство процессами разработки и реализации амортизационной политики. Методическое руководство амортизационной политикой включает подготовку пакета нормативных актов; проведение мероприятий по обучению персонала, обмену опытом работы в соответствующем направлении; руководство процессами внедрения новых правил, методов, способов начисления амортизационных отчислений, их учета, составления отчетности; своевременное доведение распорядительных документов до исполнителей и другие мероприятия. Методическое руководство амортизационной политикой должно осуществляться на всех уровнях управления: федеральном, региональном и местном, поскольку эффективность амортизационной политики во многом зависит от качества управленческих решений, принимаемых всеми участниками этого процесса.

7. Мониторинг и контроль за реализацией амортизационной политики. Мониторинг – это наблюдение за состоянием дел в области амортизационной политики с целью контроля за ее реализацией и прогноза. Мониторинг должен включать получение сведений по установленной форме (оценка последствий изменения финансового положения, условий накопления и расходования амортизационных начислений), обобщение и подготовку сводных материалов, а также соответствующих предложений по совершенствованию механизма начисления амортизационных отчислений, обеспечению целевого характера их использования, контролю за рациональным их расходованием. Информация, получаемая посредством мониторинга позволяет оценивать размеры инвестиций, текущие условия хозяйственной деятельности и стратегию предприятий, качество механизмов амортизационной политики и перспективы ее развития.

8. Оценка результативности амортизационной политики государства. На основе полученной в процессе мониторинга информации осуществляется оценка результативности амортизационной политики с точки зрения ее эффективности. В качестве показателей эффективности амортизационной политики могут выступать такие, как:

- соотношение темпов ввода основных фондов и темпов их выбытия;

- степень износа основных фондов;

- использование амортизационных отчислений в соответствии с функциональным назначением;

- средний возраст основных фондов;

- доля нематериальных активов в структуре внеоборотных активов;

- степень использования производственных мощностей по выпуску отдельных видов продукции;

- доля активной части основных производственных фондов в их видовой структуре;

- прирост дохода за счет улучшения использования амортизируемого имущества.

Оценка эффективности амортизационной политики, механизмов и перспектив ее развития важна как для предприятий, осуществляющих инвестиции в основной капитал, так и органов управления, регулирующих экономические процессы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Глава 2. Значение и задачи выбора амортизационной политики

Амортизационную политику организации можно рассматривать как составную часть общей политики управления операционным основным капиталом, как часть общей политики формирования собственных инвестиционных ресурсов, как составную часть общей политики управления операционными оборотными активами.

В частности, амортизационная политика как часть общей политики управления операционными оборотными активами заключается в индивидуализации уровня интенсивности их обновления в соответствии со спецификой их эксплуатации.

Амортизационная политика как составная часть общей политики формирования собственных инвестиционных ресурсов заключается в управлении амортизационными отчислениями от используемых  собственных основных средств и нематериальных активов с целью их реинвестирования в производственную деятельность [20]. 

Таким образом, каждый раз содержание амортизационной политики в этих вариантах раскрывается или через интенсивность обновления внеоборотных активов, или управление амортизационными отчислениями.

На наш взгляд, в понятие амортизационной политики должна входить каждая из этих сторон и их необходимо рассматривать в совокупности. Если исходить из содержания амортизационной политики как комплексного понятия, то, оно должно включать: вопросы обновления внеоборотных активов, в зависимости от интенсивности их использования, вопросы формирования необходимых амортизационных ресурсов, а также их использования  в соответствии с функциональным назначением.

Задачами амортизационной политики организации являются:

1. Оценка и переоценка амортизируемого имущества. Для правильного начисления амортизационных отчислений определяющее значение имеет оценка и переоценка амортизируемого имущества.

Согласно российскому ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, что соответствует основным требованиям зарубежных стандартов. Порядок формирования первоначальной стоимости объектов основных средств согласно российским нормативным актам зависит от способа их поступления на предприятие. Поэтому предприятие, приобретая те или иные объекты внеобротных активов, должно учитывать особенности формирования их стоимости исходя из условий их получения.

Учет основных средств по первоначальной стоимости, которая может довольно значительно отличаться от восстановительной (особенно в условиях высоких темпов инфляции), приводит к тому, что суммы начисленных амортизационных отчислений не покрывают затрат на воспроизводство основных фондов. В этих условиях возникает необходимость их переоценки.

В условиях плановой экономики переоценка основных фондов осуществлялась примерно один раз в десять лет. С переходом на рыночные отношения и соответственно изменением условий хозяйствования, а также инфляции частота переоценок повысилась. Так, были проведены переоценки основных фондов по состоянию на 1 июля 1992 г., на 1 января 1994 г., на 1 января 1995 г., на 1 января 1996 г., на 1 января 1997 г. Начиная с 1998 г. право устанавливать необходимость переоценки предоставлено предприятиям. Ранее это было исключительной прерогативой Правительства Российской Федерации [40].

Переоценка может осуществляться двумя способами:

- индексным методом, при котором восстановительная стоимость объектов основных средств, по которой они отражены в бухгалтерском учете, умножается на коэффициент, разработанный Госкомстатом Российской Федерации;

- методом прямого пересчета, при котором переоценка основных средств производится на основе экспертных заключений, базирующихся на состоянии уровня цен на аналогичные объекты.

После того, как стало очевидным, что применение индексов пересчета, предложенных Госкомстатом РФ, не позволяет получить реальную стоимость основных фондов, их переоценку стали проводить каждый год в сочетании с рыночным подходом. Уже в 1994 г.  переоценку основных фондов рыночным подходом провели несколько тысяч российских предприятий, а в 1995 г. эта цифра выросла до одного миллиона.

Рыночный подход к переоценке основных фондов означает использование методов оценки, предусмотренных Международными стандартами, позволяющих рассчитать реальную стоимость основных фондов.

В настоящее время у многих предприятий ощущается дефицит собственных средств, поэтому они заинтересованы в определении реальной рыночной стоимости основных фондов. В этом случае амортизационные отчисления начисляются в размерах, достаточных для простого воспроизводства основных фондов. Кроме того, амортизационные отчисления, относимые на затраты производства и реализации продукции, уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. В результате амортизационные отчисления, как правило, многократно превышающие налог на имущество, остаются на предприятии и могут использоваться для воспроизводства основных фондов.

Если рассматривать проблему оценки основных фондов с точки зрения государственных интересов, то органы государственного управления также заинтересованы в информации о реальной стоимости основных фондов, участвующих в формировании налогооблагаемой базы. А эту информацию можно получить лишь с использованием рыночного подхода к их оценке.

В соответствии с главой 25 НК РФ при переоценке (уценке) стоимость объектов основных средств по рыночной стоимости положительная либо отрицательная, в рамках налогового учета, сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемой для целей налогообложения.

2. Определение сроков полезного использования основных средств и нематериальных активов. В российской экономике до применения Классификатора основных средств, включаемых в амортизационные группы, сроки полезного использования объектов основных средств были весьма значительными, они примерно в 3-4 раза превышали зарубежные стандарты. Например, срок полезного использования зданий высотных составлял 250 лет; зданий многоэтажных – 100 лет; мостов железобетонных – 100 лет; металлорежущих станков с ручным управлением – 20 лет; печей вращающихся по производств цемента – 20 лет; автомобилей среднего класса – 9 лет.

         Новая амортизационная политика, проводимая с 1 января 2002 г., сориентированная на международные нормы эксплуатации, позволяет в несколько раз сократить срок полезного использования объектов и применить международную практику расчета амортизации.

         В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 1.01.02 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» данная классификация, введенная для целей налогообложения, может быть использоваться и для целей бухгалтерского учета. По существу, применение классификатора для целей бухгалтерского учета означает появление возможности устанавливать сроки полезного использования основных средств в бухгалтерском учете без их экономического обоснования путем ссылки на соответствующую группу классификатора, применяемую для расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

         В соответствии с п. 20 ПБУ 6/01 срок полезного использования основных средств определяется исходя из:

- ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

- ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

- нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды) [37].

         Данным положением также предусмотрены возможные основания изменения срока полезного использования основных средств. Например, в случаях ухудшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в результате проведенной реконструкции или модернизации, организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекта.

         С точки зрения Международных стандартов финансовой отчетности срок полезного использования также должен периодически пересматриваться, и если предположения существенно отличаются от предыдущих оценок, то сумма амортизационных отчислений текущего и будущих периодов должна корректироваться. Например, в момент принятия объектов основных средств к бухгалтерскому учету предполагалось использовать их в суровых климатических условиях или многосменном режиме, с учетом чего и были определенны сроки полезного использования. Фактически основные средства использовались в обычных климатических условиях или в одну смену. В такой ситуации пересмотр сроков полезного использования основных средств приведет к более достоверному учету и представлению в отчетности информации об основных средствах.

         Пересмотр сроков полезного использования должен быть обоснованным, определенным на основе экономических или технических расчетов, технических паспортов объектов и оформленным в установленном порядке. Обосновывая срок, необходимо руководствоваться общим определением срока полезного использования. ПБУ 6/01 определенно, что сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации.

         Если организацией принимается обоснованное решение об изменении срока полезного использования основного средства, то последствия изменения сроков отражаются в учете и отчетности. Изменение сроков оформляется внутренним распорядительным документом организации (приказом руководителя организации).

         Если сроки полезного использования были закреплены в учетной политики организации, то изменение сроков должно отражаться по основаниям и в порядке, предусмотренных для изменения учетной политики организаций. На практике большинство компаний закрепляют сроки полезного использования основных средств в приложении к учетной политики организации.

3. Выбор и обоснование методов начисления амортизации. Зарубежная практика предполагает использование достаточно большого количества разнообразных методов начисления амортизационных отчислений. Причем известны десятки специфических методов как прогрессивной (ускоренной), так и дигрессивной амортизации.

         Среди известных в промышленно развитых странах методов начисления амортизации можно выделить такие, как:

- линейная амортизация с первоначальной стоимости;

- линейная амортизация с рыночной стоимости;

- амортизация в соответствии с уровнем использования объекта;

- амортизация после вычета определенной базовой величины;

- амортизация после вычета остаточной стоимости;

- чрезвычайная амортизация;

- метод амортизации, основанный на использовании сложных процентов;

- метод функциональной амортизации;

- метод пропорциональной рентабельности и т.д.

         Такой широкий перечень методов начисления амортизации позволяет учесть не только национальные особенности отдельных стран, но и индивидуальные условия функционирования того или другого предприятия.

         Российское законодательство существенно ограничивает спектр используемых методов амортизации. Вместе с тем даже разрешенные законодательством способы начисления амортизационных отчислений используются не в полной мере. До введения в действие главы 25 Налогового кодекса РФ с 1 января 2002 г., как правило, использовался в основном линейный способ начисления амортизации, что было связанно  с ограничениями в налоговом законодательстве (для целей налогообложения принимались лишь амортизационные отчисления, начисленные линейным способом в соответствии с постановлением Совета Министров СССР 22 октября 1990 г., № 1072) [41].

4. Обеспечение целевого использования амортизационных отчислений. Амортизационные отчисления включаются в состав затрат по производству и реализации продукции, после ее реализации поступают на расчетный счет организации в составе выручки. В соответствии с новым Планом счетов бухгалтерского учета амортизационные отчисления находятся в общем денежном обороте и не обособленны в качестве самостоятельного фонда денежных средств. В результате они могут быть использованы организацией не только в соответствии с функциональным назначением, но и на другие цели, например, на финансирование оборотных средств. Но если у финансово устойчивых организаций амортизационные отчисления могут лишь на краткосрочный период использоваться не по целевому назначению, то в случае кризисной ситуации они становятся постоянным источником финансирования недостатка собственных оборотных средств. В результате организация не может обеспечить даже простого воспроизводства основных фондов и другого амортизируемого имущества. Как правило, причиной нецелевого использования амортизационных отчислений, наряду с недостатком финансовых ресурсов, является то, что это собственный источник и, как считается очень часто,  он является бесплатным.  В связи с этим при возникновении соответствующей потребности в финансовых ресурсах этому источнику отдают предпочтение в первую очередь. На самом деле ситуация выглядит несколько иначе.

         В отношении цены собственных средств организации существуют  различные точки зрения. В частности, одна из них состоит в том, что собственные средства являются бесплатным источником.  Сторонники другой точки зрения придерживаются мнения, что хотя использование собственных средств и не предполагает никаких явных выплат (таких, как процент или дивиденд), они все же имеют свою цену.

         В теории вторая точка зрения является  наиболее распространенной, на практике же редко прибегают к определению стоимости собственных средств.

         На наш взгляд  вторая точки зрения более правильна, исходя из того, что при использовании амортизационных отчислений по целевому назначению они вкладываются в производство и обеспечивают доход на уровне рентабельности собственного капитала. В противном случае, амортизационные отчисления могут быть помещены в банк под соответствующий процент или на определенных условиях сданы в ссуду и т.д. В этом случае они также обеспечивают получение соответствующего дохода. Таким образом, использование амортизационных отчислений по целевому назначению оценивается неполученным доходом из других возможных источников. Обычно из имеющихся альтернатив выбирают ту, у которой наивысшая доходность.

5. Предотвращение чрезмерного физического и морального износа амортизируемого имущества. Физический износ основных фондов – это материальное снашивание основных фондов, постоянная потеря ими своих естественных (физических, химических, биологических) свойств и стоимости в результате эксплуатации или бездействия, влияния сил природы или чрезвычайных обстоятельств (землетрясений, наводнений, пожаров и т.п.). Физический износ приводит в негодность основные фонды, в силу чего возникает необходимость их замены новыми. Абсолютная величина физического износа выражается суммой накопленных амортизационных отчислений.

         Моральный износ – это снижение стоимости основных фондов обусловленное удешевлением воспроизводства действующих или созданием новых, более совершенных основных фондов.

         Основными направлениями предотвращения чрезмерного морального и физического износа амортизируемого имущества на предприятии могут быть:

- внедрение принципиально новой техники и технологий;

- опережение темпов ввода основных фондов над темпами их выбытия;

- совершенствование ремонтно-эксплуатационного обслуживания основных фондов;

- дифференциация сроков полезного использования активов в зависимости от степени их подверженности моральному износу.

6. Определение необходимого объема обновления внеоборотных активов.

Каждая организация осуществляет определенную воспроизводственную политику, направленную на обеспечение производства основными средствами в необходимом количестве и соответствующего качества.

         Количественная характеристика воспроизводства основных фондов отражается в балансе основных фондов по полной первоначальной стоимости. Это можно представить следующим образом:

Фк = Фн + Фв – Фл, (1.1)

где Фк – стоимость основных фондов на конец года;

Фн – стоимость основных фондов на начало года;

Фв – стоимость вводимых в течение года основных фондов;

Фл – стоимость ликвидируемых в течение года основных фондов.

         В условиях простого воспроизводства стоимость вводимых основных фондов включает стоимость фондов, направляемых на замену выбывших по причине как физического, так и морального износа. Тем самым обеспечивается доведение их стоимости до первоначальной. Таким образом, в этих условиях стоимость вводимых основных фондов соответствует сумме начисленных амортизационных отчислений за соответствующий период.

         Соответственно сумма ликвидируемых основных фондов включает стоимость объектов, выбывающих по причине физического и морального износа.

         При расширенном воспроизводстве, наряду с амортизационными отчислениями, для финансирования приобретения основных фондов могут использоваться и другие источники: чистая прибыль, кредитные ресурсы, займы и прочие. Поэтому в составе вводимых основных фондов, кроме той их части, которая идет на возмещение выбывших по причине физического и морального износа, будут включены и основные фонды, предназначенные для расширения производства продукции.

         Потребность в основных фондах в условиях простого воспроизводства можно определить следующим образом:

Фвп = Фф + Фм  (1.2)

Фвп – общая потребность в обновлении основных фондов в условиях их простого воспроизводства;

Фф – первоначальная (восстановительная) стоимость основных фондов, направляемых на замену выбывающих по причине физического износа;

Фм – первоначальная (восстановительная) стоимость основных фондов, направляемых на замену выбывающих по причине морального износа.

         В условиях расширенного воспроизводства потребность в основных фондах можно рассчитать на основе следующей формулы:

Фвр = Фф + Фм + Фув (1.3)

Фвр – общая потребность в обновлении основных фондов в условиях расширенного воспроизводства;

Фув – первоначальная стоимость дополнительно вводимых основных фондов с целью обеспечения расширенного производства продукции.

        Аналогичным образом можно рассчитать потребность организации в нематериальных активах. Вместе с тем сумма ввода и выбытия основных фондов, рассчитанных для условий простого воспроизводства, может не совпадать с аналогичными показателями в балансе основных фондов. Это объясняется характером операций, совершаемых в каких-либо особых условиях (например, выбытие основных фондов по причине чрезвычайной ситуации) или, например, при реализации излишнего и поэтому используемого с низкой эффективностью оборудования, а также в результате обменных операций (во всех случаях выбытия основных фондов, кроме их выбытия по причине морального и физического износа.

7. Выбор наиболее эффективных форм воспроизводства основных средств. Важным моментом в разработке амортизационной политики организации является выбор формы, в которой будет осуществляться воспроизводство основных фондов, поскольку эффективность реализации тех или иных проектов, а также необходимые финансовые ресурсы для их осуществления отличаются достаточно существенно.

         Наиболее эффективными формами воспроизводства основных производственных фондов являются техническое перевооружение, реконструкция и модернизация производства. Это связанно с тем, что капитальных вложений на их реализацию по сравнению с новым строительством требуется, как правило, существенно меньше, меньше и длительность цикла капитального строительства.

 8. Совершенствование видовой, технологической и возрастной структуры основных фондов. Такое совершенствование зависит от изменений воспроизводственной и технологической структуры капитальных вложений.

         Совершенствование технологической и воспроизводственной структуры капитальных вложений на стадии общего цикла капитального строительства обеспечивает следующие позитивные изменения:

- сокращение длительности общего цикла капитального строительства;

- снижение удельных капитальных вложений;

- досрочный запуск объекта и получение дополнительного выпуска продукции и прибыли.

9. Оптимизация налоговых платежей предприятия. Традиционно в отечественной практике амортизация рассматривается в качестве бухгалтерской категории и трактуется как способ накопления источника простого воспроизводства амортизируемого имущества. В практике же многих западных стран амортизация чаще рассматривается с точки зрения налогообложения и определяется как способ возврата предприятию финансовых  ресурсов, вложенных в развитие и обновление основных фондов. Именно поэтому в этих странах широко применяется ускоренная амортизация, завышающая объемы амортизационных отчислений по сравнению с фактическим износом имущества. Это позволяет активизировать стимулирующий потенциал налога на прибыль, так как увеличение амортизационных отчислений ведет к снижению налоговых платежей и увеличению собственных финансовых ресурсов предприятия.

Заключение

         Проведенное в данной работе исследование позволило сделать следующие выводы:

1. С момента перехода на рыночные отношения в нашей стране произошли существенные изменения как позитивного, так и негативного плана.

         К негативным явлениям прежде всего следует отнести:

- экономический кризис, который затронул практически все отрасли народного хозяйства, но особенно некоторые отрасли промышленности (машиностроение и металлообработку, химическую, текстильную и др.) и оказался достаточно затяжным. Только к 1999 г. наметилась определенная стабилизация и некоторый подъем в национальной экономике;

- инвестиционный кризис, который является составной частью экономического кризиса, оказался более глубоким. В результате этого ускорился процесс физического и морального износа активной части основных производственных фондов. В некоторых отраслях уровень физического износа уже достиг критической отметки;

- замедление процесса научно-технического прогресса. Страна стала «проедать» тот научный потенциал, который был создан за годы Советской власти, и в еще большей степени отставать от развитых стран мира в области развития науки и техники.

 2.  В этих условиях со стороны государства требуются неординарные меры по устранению негативных последствий экономического кризиса в нашей стране и прежде всего в области инвестиционной, научно-технической и амортизационной политики, которые тесно связанны между собой. Но эти неординарные меры должны быть приняты на основе глубокого экономического анализа и обоснования.

         Амортизация и амортизационная политика играют очень важную роль в экономике любого государства. В научной литературе явно недостаточно раскрыта сущность амортизации как экономической категории.

         Известно, что любая экономическая категория проявляется через свои функции. На наш взгляд, амортизация как экономическая категория выполняет такие функции как: обеспечение процесса простого и отчасти расширенного воспроизводства основных производственных фондов; является основой для определения физического износа основных фондов; служит базой для расчета себестоимости и прибыли организации; является основой для исчисления амортизационных отчислений как источника финансирования простого воспроизводства основных фондов; выступает регулятором обновления и кругооборота основных фондов.

         Без знания функций, которые выполняет амортизация, вряд ли можно разрабатывать и осуществлять научно обоснованную амортизационную политику.

         Стоит отметить, что в научной экономической литературе сущность амортизационной политики на макро- и микро-уровне практически не освещена, что является существенным пробелом в развитии фундаментальной экономической теории и конкретной экономики.

         В работе изложены различные подходы по определению влияния амортизационной политики на финансовые результаты работы организаций, а также на другие важные вопросы рассматриваемой проблемы.

3. Амортизационная политика проводимая в организации прежде всего должна отвечать целям и задачам, которые ставит перед предприятием. В исследуемой организации проводимая амортизационная политика полностью отвечает целям предприятия в реорганизационный период.

Список использованных источников

1.     Аврова И. А. Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет. М.: Бератор-пресс, 2003.

2.     Астахов В. П. Основные средства: Бухгалтерский учет и налогообложение. М.: ИД ФБК-Пресс, 2002.

3.     Бакаев А. С. Некоторые вопросы учета основных средств. Бухгалтерский учет, 2002, № 3.

4.     Бланк И. А. Основы инвестиционного менеджмента. К.: Эльга, 2001.

5.     Бланк И. А. Управление финансированием капитала. К.: Ника-центр, 2002.

6.     Большой энциклопедический словарь, М.: Большая Российская Энциклопедия, 2004.

7.     Бочаров В. В. Инвестиции. СПБ.: Питер, 2002.

8.     Бочаров В. И. Корпоративные финансы, СПБ.: Питер, 2003.

9.     Владимирова А. В. О переходе российских организаций на международные стандарты финансовой отчетности. Налоговый вестник, 2002, № 12.

10.                        Веретенникова И. И. Амортизация и амортизационная политика. М.: Финансы и статистика, 2004.

11.                       Горохова Н. Г. Могут ли быть пересмотрены сроки полезного использования основных средств. Консультант. 2003, № 5.

12.                        Гражданский кодекс РФ. Часть первая. М.: Спилит, 2003.

13.                        Глава 26 НК РФ «Упрощенная система налогообложения. Помощник бухгалтера, 2005, № 1.

14.                        Захарова И. В. Бухгалтерский учет амортизации: начисление амортизации и износа. М.: Экзамен, 2005.

15.                        Ильин А. И., Синица Л. М. Планирование на предприятии. Минск: Новое знание, 2000.

16.                        Камышанов П. И., Барсукова И. В., Густяков И. М. Бухгалтерский учет: отечественная система и международные стандарты. М.: БФК – Пресс, 2002.

17.                        Касьянова Г. Ю. Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет. М.: Информцентр ХХI века, 2001.

18.                        Крылов Э. И., Журавкова И. В. Анализ эффективности инновационной деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2001.

19.                        Кударь Г. В. Амортизация: бухгалтерский и налоговый учет. М.: Бератор – Пресс, 2002.

20.                        Кочергов Д. С. Амортизация. М.: Олига – Л, 2005.

21.                        Кожинов В. Я. Амортизация. М.: Экзамен, 2004.

22.                        Кверкова Ж. А., Сапожникова Н. Г., Савин А. А. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. М.: Кнорус, 2004.

23.                        Лихачева О. Н. Финансовое планирование на предприятии. М.: ТК Велби, 2003.

24.                        Макконелл К. Р., Бою С. Л. Экономика: принципы, проблемы и политика. М.: Финансы и статистика, 2001.

25.                        Макарьева В. И. Амортизационные отчисления в бухгалтерском и налоговом учете. М.: Горячая линия бухгалтера, 2003.

26.                        Митюкова Э. С. Ведение регистров по налоговому учету основных средств. Бухгалтерский учет. 2003, № 6.

27.                       Налоговый кодекс РФ. Часть первая. М.: Финансы и статистика, 2004.

28.                        Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. М.: Финансы и статистика, 2004.