Совершенствование системы управления персоналом

Содержание

Введение. 5

1. Теоретическая часть. 8

1.1 Современная концепция управления персоналом. 8

1.2 Организация управления  предприятиями торговли. 23

1.3 Основные этапы по совершенствованию системы управления персоналом  29

2. Аналитическая часть. 32

2.1 Общая характеристика предприятия ТК «Спортмастер». 32

2.2 Анализ организационной структуры ТК «Спортмастер». 34

2.3 Финансово-экономический анализ деятельности ТК «Спортмастер» (ТЭП) 41

2.4 Анализ организации управления персоналом в ТК «Спортмастер». 43

2.4.1 Анализ состава и структуры персонала. 53

2.4.2 Анализ динамики персонала. 56

2.4.3 Анализ системы стимулирования персонала. 61

2.4.4 Анализ качества трудовой жизни, достоинства и недостатки. 65

2.5 Выводы.. 68

3. Проектная часть. 72

3.1 Мероприятия по совершенствованию организационной структуры ТК «Спортмастер». 72

3.2 Совершенствование системы управления персоналом ТК «Спортмастер»  75

3.2.1 Совершенствование системы подбора персонала. 75

3.2.2 Совершенствование системы обучения персонала. 79

3.2.3 Совершенствование системы адаптации персонала. 82

3.2.4 Совершенствование системы аттестации сотрудников. 90

3.2.5 Совершенствование системы стимулирования персонала организации  93

3.3 Правовой раздел. 101

3.4 Компьютерный раздел. 110

Проект мероприятий по совершенствованию системы управления персоналом  124

4. Экономическая часть. 124

4. Экономическая часть. 125

4.1 Расчет эффективности мероприятий по совершенствованию системы организации труда. 125

4.2 Расчет эффективности мероприятий по совершенствованию системы обучения персонала. 128

4.3 Расчет эффективности от мероприятий по стимулированию персонала. 136

4.4 Расчет ТЭП ТК «Спортмастер» по проекту. 138

Выводы.. 142

Библиография. 149

Приложение №1 - Стандарты, предъявляемые к внешнему виду торгового персонала ТК «Спортмастер». 153

Приложение №2  - Стандарты, предъявляемые к поведению персонала в торговом зале ТК «Спортмастер». 154

Приложение №3 – Анкета. 156

Приложение №4 Должностная инструкция менеджера по персоналу. 159

Приложение № 5- Лист адаптации. 164

Приложение №6 Аттестационный лист сотрудника. 167

Приложение №7 – Трудовой контракт. 171

Введение

Цель дипломной работы состоит в разработке мероприятий, направленных на совершенствование управления персоналом торговых предприятий.  Успех работы предприятия обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.

Действующая в течение многих десятилетий плановая экономическая система ограничивала возможности предприятий, а также предъявляла определенные требования к их персоналу. Экономическая реформа, предусматривающая изменение форм собственности, права фирм на хозяйственную самостоятельность и распоряжение результатами труда, создает объективные экономические условия применения менеджмента в деятельности фирм.

Разумеется, что рыночная экономика зачастую предъявляет к квалификации специалистов более высокие требования, чем плановая. Так, руководители должны разрабатывать и рекомендовать эффективную стратегию, ориентированную на рыночные критерии, обеспечивать постоянное обновление продукции, создавать благоприятную организационную культуру.

Руководители должны постоянно отслеживать изменения, происходящие во внешней среде, а также оценивать изменения, происходящие в деятельности фирмы.

Успешное развитие фирмы связано со значительным повышением продуктивности производственных ресурсов и ростом производительности труда. Менеджеры должны быть вооружены различными методиками по оценке эффективности различных ресурсов и, в первую очередь, персонала фирм.

Система управления персоналом обеспечивает непрерывное совершенствование методов работы с кадрами и использованием достижений отечественной и зарубежной науки и наилучшего производственного опыта.

Сущность управления персоналом, включая наемных работников, работодателей и других владельцев предприятия, заключается в установлении организационно-экономических, социально-психологических и правовых отношений субъекта и объекта управления. В основе этих отношений лежат принципы, методы и формы воздействия на интересы, поведение и деятельность работников в целях максимального использования их.

Управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.

Исследования в области повышения эффективности управления персоналом можно признать «постоянно актуальными». Их необходимость возникает всякий раз, когда меняются экономические условия или когда появляются новые, более эффективные методы производственного управления. В действительности развитие экономической среды и управленческих технологий происходит непрерывно и постепенно, хотя время от времени они претерпевают весьма значительные, революционные изменения.

На результативность деятельности предприятия, конечно, определяющее влияние продолжает оказывать экономический аспект в управлении персоналом. Именно с ним связано формирование численности персонала, его профессионально-квалификационного состава (в увязке с применяемой техникой, технологией, организаций производства и труда), эффективное использование персонала по времени, по квалификации, уровню образования и т.д.

Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.

Исходя из поставленной цели, были определены задачи работы:

1. Разработка теоретической части, которая включает современную концепцию управления персоналом; организационный процесс торгового предприятия, и основные этапы по совершенствованию управлению персонала

2. Аналитическая часть работы разработана на основе магазина спортивных товаров  «Спортмастер», и включает в себя анализ организации управления персоналом на данном предприятии, разработки решений по более эффективному управлению.

3. Проектная часть предполагает разработку мероприятий, направленных на совершенствование системы управления персоналом, а именно организационной структуры, системы обучения, мотивации, адаптации и подбора кадров.

4. Расчетная часть – предусматривает расчет экономической эффективности от проведенных мероприятий по совершенствованию процесса управления персоналом.

В качестве предмета исследования определено управление персоналом.

Объектом исследования выступила ТК «Спортмастер».

Информационно-методологической основой работы послужили работы таких авторов, как: Музыченко В., Московая П., Кибанов Я., Маркенков Л., Демченко Т., в качестве нормативной базы было использовано Законодательство РФ, в частности Трудовой кодекс РФ.

 

Библиография

1.                          Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ

2.                          Федеральный закон от 19.06.2000 №82-ФЗ «О Минимальном размере оплаты труда»

3.                          Положение о персонале ТК «Спортмастер» от 12.01.2004 г.

4.                          Кодекс деловой этики ТК «Спортмастер» от 12.01.2000 (с изменениями от 23.01.2005)

5.                          Положение о порядке приема персонала в ТК «Спортмастер» от 19.01.2005

6.                          Положение о сроке испытания при приеме в ТК «Спортмастер» от 19.01.2005

7.                          Правила внутреннего трудового распорядка от 12.01.2000 ( с изменениями от 19.01.2005)

8.                          Положение об адаптации сотрудников ТК «Спортмастер» от 19.01.2005

9.                          Положение о подготовке персонала ТК «Спортмастер» (от 19.01.2005)

10.                     Агапцов С.А, Мордвинцев А.И., Фомин П.А., Шаховская Л.С. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия// Управление магазином- 2004,-№2, стр. 21

11.                     Баско В.Н. Управление кадрами: наука и практика // Деньги и кредит – 2003,№10, стр.41-44.

12.                     БОСС-Кадровик. Система управления персоналом (брошюра) // www.it.ru/documents/broshures/kadrovik.pdf

13.                     Беляева Е.Г. Непрерывное развитие сотрудников, как условие развития компании //Справочник по управлению персоналом- 2004, №5.

14.                     Гончарова С.Г., Горобенко О.И. Как разработать и внедрить систему материального стимулирования //Справочник по управлению персоналом- 2004,  №2.

15.                     Демченко Т. Управление персоналом: современные подходы// Человек и труд- 2003, №8, стр.72-75.

16.                     Должностная инструкция Менеджера по персоналу // www.korolewstvo.narod.ru

17.                     Домбровская И.Т. Как построить систему премирования. //Справочник по управлению персоналом- 2004, №8.

18.                     Дорощук Н. Как оценить эффективность обучения персонала // www.kpd.com.ua

19.                     Дубовик Т. Управление персоналом. Киев. 2004. – 60с.

20.                     Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов.- Нижний Новгород: НИМБ, 2003. - 720 с.

21.                     Егоршин А. Управлять по науке // Служба кадров – 2002, №8, стр.38-41.

22.                     Израильская Т.В. Как управлять персоналом – пособие для руководителей.//Справочник по управлению персоналом- 2004, №4.

23.                     Килякова Д.А. Лестница для персонала // Справочник по управлению персоналом – 2005, №1.

24.                     Компьютерные программы для службы кадров //Справочник по управлению персоналом – 2001, №1.

25.                     Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли. Питер- 2001. – 448с.

26.                     Лобовко В. Особенности управления персоналом в розничной торговле.// Управление магазином- 2004,  №9, стр.19-23.

27.                     Лукашевич В.В. Управление персоналом (предприятий торговли и общественного питания). Учебное пособие. Гелан.: 2001-253с.

28.                     Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие для вузов. - М.: Инфра-М, 2001. - 312 с.

29.                     Маренков Н.Л., Косаренко Н.Н. Управление персоналом организаций. М.: Академический проект, 2005. – 461с.

30.                     Марр Р., Шмидт Г. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики. М.: МГУ, 1997, -с.95-96.

31.                     Московая П. Управление персоналом – путь к успеху // Управление персоналом- 2003, №5, стр.28-29.

32.                     Музыченко В. Управление персоналом. Лекции. М.: Академия. 2003. – 558с.

33.                     Нормативные материалы, регламентирующие трудовую деятельность//Справочник кадровика-2004, №6

34.                     Олешек М. Оценка персонала //Управление магазином-2003, №3,  стр.14

35.                     Панюшина Е.А. Оптимизация системы найма персонала //Справочник по управлению персоналом – 2004., №3.

36.                     Полякова Н.Э. Аттестация не событие, а система //Справочник по управлению персоналом-2005, №4.

37.                     Пустынникова Ю., Гольдберг С. Система мотивации персонала в торговых компаниях //Управление компанией- 2004, №9

38.                     Ряковский С.М. Планирование затрат на обучение: пошаговая технология //Справочник по управлению персоналом – 2005, №2.

39.                     Сергеев В.И., Башкова С.А. Секреты мотивации//Справочник по управлению персоналом- 2005, №3.

40.                     Система БОСС-кадровик: основа эффективного управления персоналом// www.credos.ru/page62.html

41.                     Силантьев Д.В. Автоматизация кадровой работы //Справочник кадровика -2005, - №5

42.                     Сорокина М.В. Менеджмент торгового предприятия. М.: Финансы. 2003. – 528с.

43.                     Сорочихина Е.А., Бодрова Л.А. Система обучения персонала для торгового дома.//Справочник по обучению персонала-2002,  №2.

44.                     Тарелкина Т.В. Пришел, увидел и остался.//Фотодело- 2003,-№3

45.                     Татулов Б.Э. Проблемы оценки эффективности управления персоналом. //www.cfin.ru

46.                     Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.:Дело. 2002.- 272 с.

47.                     Управление персоналом: учеб. для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина.- 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ. 2003. - 554 с. 

48.                     Управление персоналом организации: учеб. для вузов / под ред. А.Я. Кибанова.- 2-е изд., доп. и перераб. -М.: ИНФРА-М. 2003. - 638 с. 

49.                     Усова К.А. Особенности адаптации персонала розничной сети.//Справочник по управлению персоналом. 2003. - №3

50.                     Шекшня С.В.  Управление персоналом современной организации : учеб.-практ. пособие. -М. : Бизнес-школа:  Интел-Синтез. 2002. - 368 с.

51.                     Шлендер П.Э. Управление персоналом. Учебное пособие. М.: Юнити-ДАНА. 2005. – 320с.

52.                     Ярных В. Как мотивировать персонал в магазине: задачи и решения//Управление магазином- 2005, №8.