Уважаемый председатель комиссии и члены комиссии, Вашему вниманию представлена дипломная работа на тему: Социально-педагогическая работа по профилактике наркозависимого поведения подростков»

Актуальность исследования определяется расширением злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних и усугублением социальных и медицинских последствий, а также необходимостью междисциплинарного взаимодействия врачей, психологов, педагогов, сотрудников социальной службы и правоохранительных органов в решении проблемы.

Наркологическая ситуация в Новосибирске и состояние дел с профилактикой злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних представляет собой достаточно типичную картину. В целом в профилактике превалирует медико-центрический подход, при котором основная часть работы ложится на плечи врачей-наркологов (с преобладанием информационного подхода). Профилактические мероприятия не входят в круг непосредственных обязанностей специалистов, имеющих отношение к физическому и психическому здоровью, гармоничному развитию несовершеннолетних (школьные врачи и психологи, социальные работники).

Достаточно противоречивы взгляды на задачи и методы профилактики, а также на распределение зоны ответственности специалистов. Их совместная работа ограничивается контактами в период критических ситуаций, создающих угрозу здоровью или общественному порядку. Отмена участкового принципа в подростковой наркологии повлекла за собой снижение активности диспансерного наблюдения. Хотя диспансеризация этого контингента и не дает полной гарантии предотвращения перехода злоупотребления в зависимость, но отказ от нее существенно затрудняет организацию системы профилактики, в которой врач играет роль «дирижера», принимающего сквозное участие на всех ее этапах – первичной, вторичной и третичной. Работа правоохранительных органов ведется «вдогонку» за совершенными деликтами.

Многофакторность развития аддиктивного поведения и патогенеза наркологических заболеваний позволяет говорить о необходимости мультидисциплинарного подхода в изучении этой проблемы. Он должен включать в себя не только традиционные методы, такие как психопатологический, патопсихологический, но и социально-психологический, юридический и др.

На протяжении многих лет внимание исследователей было заострено на медицинских профилактических мероприятиях (вторичной профилактике), однако в последние годы первичная профилактика является одним из приоритетных направлений противодействия распространению психоактивных веществ среди молодежи.

Вместе с тем, до последнего времени отсутствуют работы, комплексно рассматривающие проблему профилактики в разных группах несовершеннолетних, как интактных в отношении психоактивных веществ, так и вовлеченных в разной степени в их употребление.

Системная помощь подросткам, злоупотребляющим ПАВ, должна учитывать течение аддиктивного поведения, а также наличие зависимости. Она включает в себя педагогические методы воспитательного характера, в том числе воспитание через предмет, психокоррекционное и психотерапевтическое воздействие индивидуального и группового оказание помощи семье и педагогическому коллективу.

Попытка разработать комплексную систему профилактики (психолого-педагогическая, медицинская, социально-профилактическая) позволила с минимальным привлечением дополнительных средств оказать влияние на личность несовершеннолетних, что способствует оптимальной профилактике аддиктивного поведения.

Объект исследования – социально-педагогическая работа с наркозависимыми подростками.

Предмет исследования – профилактика наркозависимости.

Основная гипотеза исследования заключается в том, что главными факторами защиты подростков от наркотиков являются высокий уровень критичности к тем, кто их употребляет, и сформированная мотивация к общественно полезному труду, а не информированность о вреде наркопотребления. В целом ближайшее социальное окружение таит в себе много опасностей, не давая особых возможностей подросткам, ищущим новые способы самоутверждения, найти их в общественно одобряемых формах досуга.

 Цель работы – изучить особенности социально-педагогической работы по профилактике наркозависимого поведения подростков.

Задачи работы:

1)                               Представить общую характеристику наркозависимого поведения подростка;

2)                               Обозначить роль социально-педагогической работы в профилактике наркозависимого поведения подростка;

3)                               Рассмотреть направление социально-педагогической работы на решение проблем, связанных с наркозависимым поведением подростка;

4)                               Изучить исследуемую проблему на примере конкретной группы подростков.

База исследования – школы Ленинского района г. Новосибирска. В опросе приняли участие 368 учащихся 9 – 11 классов.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме, эмпирические методы (тестирования), методы статистической обработки.

Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа – сбор информации и статистических данных; анализ данных; написание дипломной работы.

Анализ исследований отечественных и зарубежных психологов позволяют сформулировать следующие выводы.

Имеющиеся психологические данные неоднородны и противоречивы по характеру, а корреляты употребления наркотиков часто путают с их причинами.

Ни одна концепция возникновения, формирования психологической зависимости не представляется исчерпывающей и убедительной.

Столкновение личности с обстоятельствами, препятствующими реализации в жизни ее глубинных, базисных тенденций, обусловливает предрасположенность к злоупотреблению наркотиками.

Злоупотребление наркотиками является защитной активностью личности перед лицом трудностей, которые препятствуют удовлетворению наиболее важных и значимых для него потребностей и носит адаптивный смысл.

Побуждением к употреблению наркотиков может быть не только ожидания снижения напряженности неудовлетворенных потребностей, но и ожидания возрастания возможностей действования на фоне наркотического опьянения. Речь идет об отношении к наркотику как средству, увеличивающему возможности индивида во взаимодействии с миром.

Конечно, приведенный анализ не является исчерпывающим. Однако, он дает возможность увидеть многоаспектность проблемы и роль психического фактора в динамике зависимости. В связи с этим, эффективное лечение наркомании возможно, если оно строится как системное воздействие, способное повысить возможности личности самореализоваться в динамичной социальной среде.

Наименее исследованным аспектом наркомании оказывается центральный компонент зависимости - психическая зависимость от наркотика. На наш взгляд, это объясняется следующими причинами. Во-первых, длительной недооценкой психических факторов патогенеза при наркомании. Во-вторых, отсутствием достоверных и надежных данных об эффективности различных методов разрушения психической зависимости. В-третьих, неразработанностью методологической базы для исследования структуры, функций и динамики психической зависимости от наркотического вещества.

Однако очевидно, что все попытки первичной, вторичной (реабилитация) и третичной профилактики наркомании среди подростков будут малоэффективны без анализа центрального компонента наркомании - психической зависимости.

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что распространение наркотиков на сегодняшний день имеет глобальный характер. Поэтому, как одним из методов «остановки» должен использоваться курс профилактики в средней школе.

         Методический комплекс, очевидно, должен строиться на следующих базовых принципах:

-       Элементы как первичной, так и вторичной профилактики, так как по полученным данным практически половина учащейся молодёжи имеет в своей биографии факты аддиктивного поведения.

-       В структуру комплекса должна быть помещена максимально полная и объективная информация об аддиктивных веществах и различных сторонах их употребления (как положительных, так и отрицательных) с целью избежать возникновения информационных пустот. Как известно на место подобных пустот имеют тенденцию проникать различного рода стереотипы и мифы.

-       Следует избегать подачи заведомо ложной или стереотипной негативной информации, чтобы в целевой группе не возникло недоверие ко всему комплексу.

-       Следует избегать передачи собственного эмоционального отношения к проблеме (чаще всего негативного). У подростков и детей эмоциональная окраска информации может изменяться на прямо противоположную, таким образом, следует предоставить им самим формировать собственное (эмоциональное) отношение к проблеме со своей стороны предоставив по возможности максимально полную и объективную информацию.

         Методический комплекс для средней школы включает в себя две возможных программы. Первая программа рассчитана на проведение занятий в рамках классного часа на протяжении всего учебного года (с частотой не реже одного раза в месяц), вторая — расширенная, на проведение занятий в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (в виде автономного модуля).

         Цели: Снижение спроса на аддиктивные вещества, минимизация риска формирования аддиктивных расстройств и уменьшение вреда от употребления аддиктивных веществ.

         Целевая группа: Учащиеся старших классов, в отношении которых официально не выявлено фактов аддиктивного поведения.

         В процессе изучения материала ученики должны приобрести следующие знания:

-       Подростки должны знать основные формы аддиктивного поведения, этапы и механизмы формирования зависимости от аддиктивных веществ.

-       Подростки должны знать основные признаки аддиктивного поведения.

-       Подростки должны знать явные и скрытые свойства аддиктивных веществ.

-       Подростки должны знать последствия употребления основных классов аддиктивных веществ.

         Данный учебный курс не является тренингом, развивающим навыки отказа от употребления аддиктивных веществ и другие сопутствующие навыки, однако он рассчитан на усвоение необходимых для развития подобных навыков знаний:

-       Подростки должны уметь самостоятельно распознавать проявления зависимости.

-       Подростки должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков сопротивления групповому давлению в ситуациях употребления аддиктивных веществ.

-       Подростки должны усвоить основные знания, необходимые для развития навыков безопасного сосуществования с потребителями аддиктивных веществ.

         Тренинги по развитию соответствующих навыков могут быть проведены школьным психологом или проведены как самостоятельный блок.

Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования не подтвердилась. При проведении социологического опроса на вопрос: «В каком качестве Вы согласны принять людей, употребляющих наркотики?» 65,2% опрошенных ответили, что не хотели бы, чтобы наркоманы были в стране. Тем не менее распространение эпидемии употребления наркотических средств принимает глобальные масштабы и представляет угрозу национальной безопасности.

Спасибо за внимание!