2.8. Организационное поведение

2.8.1. Место организационного поведения среди научных дисциплин об организации ОП имеет междисциплинарный характер. Оно объединяет:

■ общий и стратегический менеджмент;

■ теорию организаций;

■ поведенческие науки: психологию, социологию, имиджеологию и др.;

■ экономическую теорию;

■ экономико-математические методы, кибернетику. Лютенс:

Теория Организаций

Организационное поведение

Организационное развитие

Управление персоналом

Теоретический подход Прикладной  подход

Макро                                 Микро

На рисунке показаны взаимосвязи между организационным поведением (ОП) и смежными дисциплинами: теорией организации (ТО), организационным развитием (ОР), и управлением персоналом (УП). ОП характеризуется теоретической ориентацией, так же анализом явлений на микро уровне. Организационное поведение представляет бихевиористский подход к менеджменту, а не весь менеджмент. В число других подходов к менеджменту входят процессный, количественный, системный и ситуационный подходы. Не вызывает сомнения, что прежние науки о поведении внесли значительный вклад в теоретическую и исследовательскую базы организационного поведения. «Организационное поведение» тесно взаимосвязано с такими дисциплинами, как психология (которая изучает основы поведения личности), социология (предметом которой является социальная система, в которой индивид осуществляет свою социальную роль), социальная психология (которая изучает непосредственное влияние людей друг на друга), экономика, история и философия. Основываясь на изучении уже перечисленных дисциплин, «Организационное поведение» представляет основу для изучения целого комплекса управленческих дисциплин и в первую очередь для принятия управленческих решений в области управления персоналом.

2.8.2. Характеристики и особенности оргповедения как области знаний

ОП- область знаний, стремящаяся понять и научиться предсказывать поведение людей в

организации, а так же управлять им.

Область знаний, потому что субъективна (зависит от присутствия участников) и

ситуативна (зависит от многих параметров)

Цели ОП как науки:

1)систематизированное описание поведения людей в «трудовых» ситуациях;

2)объективное объяснение причин поступков индивидов/групп в определенных условиях;

3)предсказание поведения работника в будущем;

4)овладение навыками управления поведением людей при выполнении работы.

Поле (сфера действия) ОП формируется в процессе взаимодействия четырех факторов -людей, организационных структур, технологии и внешней среды.

Теории ОП предлагают объяснения образа мыслей, чувств и причин поступков людей. В общем, они выявляют сущностные переменные, на их основе выдвигают гипотезы, справедливость которых проверяется в ходе экспериментов.

Методы исследование ОП - изучение конкретных ситуаций, полевые или лабораторные эксперименты. Исследования должны быть непрерывным процессом, чтобы постоянно расширять и проверять теоретическую информацию о поведении человека. Практика ОП- сознательное применение концептуальных моделей и результатов исследований в организации с целью повышения эффективности качественных и количественных показателей деятельности людей и организации в целом. Особенность ОП- постоянно возрастающая популярность исследований. Разработки в области ОП развивают управленческие личностные качества, являются источником новых идей, повышают эффективность личных моделей управления. Основные теоретические подходы, на которых основывается ОП:

■ Ориентированный на человеческий капитал - поддерживаются рост и развитие работников

■ Ситуационный - для достижения нужного результата при различных обстоятельствах акцент делается на различных аспектах поведения

■ Ориентированный на результат - программы ОП оцениваются по их результатам "   Системный - все части организационного взаимодействия увязаны в систему

2.8.3. Управление ожиданиями и сценариями как основа и инструмент управления оргповедением.

При управлении организационным поведением в организации необходимо помнить, что люди приходят в организацию, работают там для подтверждения собственных ожиданий, и уходят из организации, если ожидания не подтвердились, либо не оправдались. Ожидания - это явные/скрытые цели, поставленные человеком на момент трудоустройства. Организационный сценарий - это план и образ действий, реализуемый в ОП его участникам* в целях подтверждения собственных ожиданий. Организационный сценарий:

■ не всегда направлен на эффективное взаимодействие людей для решения профессиональных задач

■ часто ожидания могут противоречить сценарию.

Одним из инструментов управления ОП является Сценарии ОП (Силовой,

Манипулятивный, Формальный, Деловой, Идеологический), которые представляют собой

систему управляющих воздействий в соответствии с целями действий и ожиданиями

человека.

Характеристики модели управления сценариями

Критерии

1) время на построение основы реализации сценария (культуры)

2) возможность синергии

3) темп реализации управленческих решений

4) эффективность в нестандартных ситуациях

5) устойчивость, стабильность в нестандартных ситуациях

Управленец использует спектр моделей управления ОП для оптимального достижения целей

2.8.4.  Ключевые     компетенции     менеджеров     в    управлении оргповедением

Для эффективного менеджмента обязательно требуются искренняя симпатия к людям и желание работать с ними. Менеджеры также должны понимать и уметь применять инновационные технологии для лучшего управления человеческими ресурсами. Менеджмент характеризуют три основных измерения: техническое, концептуальное и человеческое. Техническое измерение включает знания менеджера в области компьютеров или его квалификацию в области бухгалтерского учета, инженерных наук или маркетинга. Компетенция современных менеджеров в их функциональной области не подлежит сомнению. Но большинство менеджеров либо игнорировали концептуальное и человеческое измерения в своей деятельности, либо понимали их весьма упрощенно. Итак, каковы же эти компетенции? Перечислим их и затем кратко прокомментируем:

■ способность управлять саморазвитием - компетенция приобретения опыта(развитие человеческой личности);

■ способность управлять взаимоотношениями - компетенция сотрудничества (значимость этого качества менеджера для успеха увеличивается прямо пропорционально сложности задачи, стоящей перед ним и его подразделением);

■ способность управлять организацией - аналитическая компетенция; способность управлять изменениями - компетенция действия (способность менеджера понять причины и предсказать последствия, выявить проблемы и предложить способы их решения);

•   способность управлять контекстом - компетенция видения.

Развитие у менеджера таланта замечать взаимосвязи, чувствовать тенденции, определять влияния - верный путь к более глубокому пониманию контекста бизнеса. Такая способность развивается по мере расширения жизненного опыта и, наверное, является результатом действия способностей, рассмотренных ранее.

2.8.5.   Логика анализа ситуации оргповедения

1.  задавать вопросы до получения максимальной информации обо всех людях, чь* интересы представлены в данной ситуации;

2.  экспертность сознания;

3.  понимание событий, которые соответствуют ожиданиям всех персон;

4.  продумывание возможных сценариев;

5.  ресурсный анализ (разбор сценариев по критерию экономности);

6.отбор и реализация первого из сценариев;

7.  продумать действия, если сценарий окажется неудачным.

2.8.6.   Сценарный компонент управления оргповедением

Разработка методов эффективного анализа и предсказания путей развития организации требует получения специальных данных о состоянии, тенденциях поведения и возможных последствиях применения управляющих воздействий субъектом управления. Элементы необходимой информации, а также способы ее выделения, получения и обработки завися! от целей и аппарата исследования. В любом случае изучается модельное представление системы, а в силу дискретности измерения получают сведения о выделенных дискретных е< состояниях. Следовательно, любой прогноз поведения фактически является некоторым сценарием поведения системы, определяемым теми предпосылками, на которые опираете); исследователь. Генерацию сценариев различного назначения можно осуществить в рамка> формализованного сценарного анализа, опирающегося на элементы сценарного исчисления Ядром обсуждаемых методов служит объектно-субъектный подход в сочетании < методологией структурного анализа сложных систем, что позволяет изучать различные аспекты функционирования компонентов рассматриваемой системы на основе генераци* формализованных сценариев их поведения. Такой подход к изучению сложной системь называют сценарным анализом.

2.8.7. Правила сценариев управления ОП

Логика введения правил ОП:

1. правило обосновывается, формулируется письменно, доводится до каждого под роспись

2. появляются те, кто проверяет правила на прочность. Важно: адекватное наказание

3. 2 феномена:

S начнут оговаривать особый статус

S автора правила подставят под его действие

4. правило становится групповой нормой

5. часть позиций руководства при приеме на работу

Избежать осложнений и затрат, связанных с манипулятивным силовым управлением можно, если применять групповые модели принятия решений. На деловом приняли - на формальном зафиксировали.

2.8.26. Компетенции менеджеров в управлении манипулятивными и политическими играми

Отвратительный выбор - «бодаться» с вышестоящими или манипулировать теми, кто снизу. Нужно быть исключительно устойчивой личностью, чтобы не опуститься до игр.

Стимулом к манипулированию и обману бывает как малодушие, так и гнев. Гнев оттого, что от тебя требуют подло обойтись с другими или с тобой подобным образом обращаются вышестоящие.

Каждый начальник, не уверенный в результатах своей работы и действительно некомпетентный, часто оказывается виртуозом в психологических играх. Существует игра, столь распространенная и разрушительная для доверия, что повсюду приводит к раскручиванию других игр. Речь идет о пропасти между тем. Что начальство говорит, и тем, что делает. Так что следите, чтобы ваши слова не расходились с делом, а уж если дело дошло до игр, то хитрите по полной!

2.8.8. Модели управления сценариями - силовая, манипулятивная, формальная, деловая, идеологическая: достоинства и ограничения

Сценарии ОП • система управленческих воздействий в соответствии с целями действий и ожиданиями человека.

1) Силовой: увеличение собственного ресурса для воздействия на позицию другого человека.

Характеристики:

S Единый критерий правильности принимаемых решений

S Стремление к стандартизации реакции, нарушение стандарта резко карается

S Волевой, часто агрессивный стиль управления

S Спорные моменты между людьми или подразделениями делегируются наверх

S Перекладывание ответственности

S кризисная ситуация в организации - силовой сценарий Сильные стороны:

S Высокая скорость реакции

S Отсутствие борьбы за лидерство

S Высокая степень волевой мобилизации группы

S Высокая степень сплоченности

S Упорядоченность отношений: система однозначна и прозрачна Слабые стороны:

S Борьба за место возле лидера

S Скованность реакций

S Боязнь принятия личной ответственности

S Отсутствие у группы командных ощущений

S Невротическая болезнь лидера

S Снижение ценности человеческих ресурсов Максимально быстрый сценарий карьерного роста. На пике успеха надо уходить

2)         Манипулятивный: система воздействия на другого человека без учета его интересов. Характеристики:

S Наличие скрытых интересов, неявных и явных коалиций S В группе присутствует понятие «свой - чужой» S Большое количество неформальной коммуникации S Воздействие на личные качества и слабости партнера S Эмоции как средство управления. Манипуляция чаще всего индивидуальна S Руководитель над ситуацией (руководство извне) Сильные стороны:

S Умелое управление отношениями сотрудников

S Свобода в отсутствии собственных интересов

S Возможность развития индивидуального ресурса

S Интеллектуальность системы отношений

S Закрытость позиций, выраженное умение держать удар

S Гибкость ценностей

S Умение держать агрессию извне

S Стремление к одержанию победы в перспективе Слабые стороны:

S Внутригрупповые альянсы мешают эффективности

S Эмоции могут быть неконтролируемыми

S Чрезмерное увлечение борьбой

S Не переносит конструктивного анализа

S Сопротивляется нововведениям Приемы: политические игры, использование базовых личностных, автоматических реакций

3)         Формальный: воздействие на позицию другого чела через систему регламентов и санкций.

Характеристики:

S Алгоритм на каждый случай

S Формализация правил и норм (принимаются, но не используются)

S Структура может быть чересчур бюрократизирована

S Соблюдение регламента стоит на первом месте

S Меньшая значимость личности (незаменимых нет!)

S Стремление избежать личной ответственности в нестандартных ситуациях Сильные стороны:

S Фиксированные правила, границы и критерии поведения

^ Высокая устойчивость структуры

J Оптимальность действий в стандартных ситуациях

S Механистичность, возможность действовать самостоятельно по заданному алгоритму

S Защищенность от эмоций и высших воздействий

S Потенциал стабильности процессов Слабые стороны:

S Подчиняет неопытных или слабых руководителей

* Успешно находит целесообразность в себе самой при отсутствии пользы деятельности

S Неповоротлива при изменении условий среды

S Не заинтересована в эффективности деятельности

S Слаба без жесткой власти Приемы: документирование процессов и норм, апелляция договоренностям и статусам.

4) Деловой: основан на балансе интересов сторон Характеристики:

S Пошаговое согласование интересов S Перепроверка поступающей информации S Наличие гарантий соблюдения договоренностей S Стремление к разумному компромиссу S Наличие твердых позиций профессиональных интересов Сильные стороны:

S Поиск взаимоприемлемых вариантов в решении проблемных ситуаций

S Качественное делегирование полномочий и ответственности S Нацеленность на результат профессиональной деятельности

*  Возможность конструктивного управления конфликтом

*  Ощущение командной сплоченности Слабые стороны:

S Увеличение времени реакции на изменение ситуации

S Уязвим по отношению ко всем остальным стилям

S Требует много времени и высокой деловой культуры людей

5) Идеологический: воздействие на поведение другого человека через его ценности Характеристики:

S Корпоративная культура основывается на постулатах веры

S Харизматичность лидера и его безусловный авторитет

S Добровольное исполнение принятых в группе норм

Сильные стороны:

S Выраженная идентификация личности с группой «я как мы»

S Ощущение духовного единения

S Жертвенность ради групповых ценностей

S Максимальная синергия группы («что я буду с этого иметь») Слабые стороны:

S Сниженная критичность к происходящему

S Снятие персональной ответственности за то, что одобрено верой

S Легкость управляемости группой

S Малая адаптивность, стремление перебороть препятствие

18.9. Формальные границы оргповедения как параметры

согласования встречных ожиданий: содержание,значение и взаимосвязь

К границам оргповедения относят следующие элементы: иерархия, базис, перспектива,

контроль, вознаграждение, оргкультура.

Иерархия - это формальная структура организации, определяющая требования к характеру

работы, статусу, ролям, отношений, доступу у внутренней информации.

Базис - формальные требования у профессиональной деятельности, описание технологии

деятельности: кем поставлена задача, что делать, в каком виде результат, куда и кому он

предназначен, кем и как он субъективно контролируется.

Правила базиса:

S защита от "дурака" - алгоритмизируемое описание требуемых действий

S должен четко описывать ожидания будущих сотрудников

S не должен вызывать чувство сопротивления

Перспектива - правила продвижения по карьерной лестнице и организационной иерархии. Контроль - правила и меры контроля качества деятельности: кем осуществляется, по каким критериям, в каком виде фиксируется результат, как может влиять на вознаграждение. Вознаграждение - формальная система "поощрения - наказания", увязана с контролем. Оргкультура - психологический климат, зафиксированные правила корпоративной культуры. Схема границ ОП:

Взаимодействия

2.8.10.   Варианты согласования ожиданий в рамках границ оргповедения

Каждый член организации не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. От человека, обладающего определенным статусом, ожидается определенное поведение, выполнение некоторого набора функций. Индивид следует заданному типу поведения, основываясь на интерпретации того, что от него ждут другие и как ему надлежит себя вести.

Организация имеет взаимные ожидания: менеджер - от подчиненного и наоборот. По сути дела, этот контакт определяет поведенческие ожидания, соответствующие каждой роли. Ожидается, что менеджер будет справедлив к служащему, создаст для него приемлемые условия труда, будет требовать от него выполнения понятных и реальных задач, а так же будет снабжать его информацией о качестве его работы. В свою очередь, от служащего ожидается серьезное отношение к работе, выполнение указаний и лояльность к организации.

Если менеджер не выполняет ожидаемых от него действий, это отрицательно сказывается на деятельности и удовлетворенности служащих. Если же служащий не следует своей роли, это ведет к дисциплинарным взысканиям и даже увольнению, в определенных случаях. Во избежание несогласования ожиданий, необходимо заранее четко оговорить при найме в условиях контракта, те функции, которые будет выполнять работник, и те обязанности, которые будет выполнять менеджер. Помимо того в теории менеджмента существует различные подходы к исследованию удовлетворенности/неудовлетворенности условиями труда работника.

2.8.11.   Коммуникативный компонент управления оргповедением

Коммуникации - взаимодействие субъектов на основе информации. Естественно считать, чтс информационные процессы составляют ядро коммуникации. К ним относятся поведенческая активность субъектов, сложным образом зависящая от характера передаваемой информации, способности индивидуумов и их возможности участвовать в информационных процессах, мотивация, самоконтроль, внешние факторы, влияющие на эти процессы и др. Функции коммуникации:

 предоставление информации членам организации, позволяющей им принимать верные решения и добиваться поставленных целей.

 мотивация членов организации. Менеджеры используют коммуникации, чтобы доводить до сотрудников те цели, которые они должны достичь, и стимулируют их на долстижение, а также сообщать, как они двигаются по пути их достижения.

■   контролирование и координирование усилий отдельных сотрудников.

Организационные коммуникации:

S Организационные коммуникации - это специфические процессы, посредством

которых происходит движение и обмен информацией внутри организации. * Эффективная деятельность организации зависит от сложных потоков информации -

восходящих, нисходящих и латеральных. S Группы внутри организации демонстрируют в работе различные интерактивные

модели и используют различные коммуникационные сети. S Интерактивные группы с децентрализованными сетями - сложные задания, группы с

централизованными сетями успешно справляются с простыми заданиями. S Ограниченные коммуникационные сети типичны для противодействующих групп,

характеризующихся наличием внутригрупповых разногласий. Формула идеального коммуникатора: S Четко определить свою цель S Мобилизовать усилия для достижения этой цели: о  не делать лишнего

о развиваем себя, приобретаем новые ресурсы S Умеет остановиться, когда цель достигнута Феномены организационных коммуникаций:

S На каждом промежуточном уровне искажается 20% информации S Искажение более всего свойственно нисходящей коммуникации S Пренебрежение поступающей информацией более свойственно восходящим

коммуникациям. Основная причина - перегрузка S Быстрее передают информацию неформальные каналы. S Более оперативна односторонняя коммуникация, но более точна двусторонняя.

2.8.12. Мифы о коммуникации и их влияние на структуру и закономерности орг. коммуникаций.

1.  нам кажется, что мы общаемся только тогда, когда сами сознательно и преднамеренно направляем поток информации. Мы управляем только тем, что осознаем. Все неосознаваемое управляет нами.

2.  слушатель понимает слова так же, как и мы. Причины искажения:

S человек не понимает нашей речи (фильтр знаний и профессионализма); S человек не хочет слышать (барьер установки и перегрузка информацией); S фильтр приписывания (человек домысливает за вас ваши намерения и мотивы); S содержательные информационные фильтры. Виды смысловых фильтров:

S Как? (пауза, тембр голоса, темп речи, невербальные сигналы)

V   Кто? (статус, пол, возраст, имидж)

S Зачем? (фильтр приписывания мотивов)

•     Что?

3.  мы общаемся в основном с помощью слов. Существует также невербальное общение: мы говорим слова, а человек воспринимает сообщение. Сообщения индивидуальны.

4.невербальное общение - язык молчания. Участвуют: нюх, зрение и осязание.

5. Общение - это однонаправленное действие. Однонаправленная коммуникация - это не общение. Общение - это коммуникация с обратной связью. Обратная связь - это реакция собеседника на наше вербальное и невербальное общение. Если человек получает сообщение, то обратная связь будет всегда! Отсутствие сообщения - тоже сообщение!

6. информации не бывает слишком много. Во избежание индивидуальных перегрузок в организациях действуют механизмы фильтрации.

1. Информация фильтруется отправителем;

2. Информация учитывает особенности восприятия адресата.

2.8.13.   Качество сценарных управленческих коммуникаций в рамках оргсценариев

Силовой сценарий: Стремление к стандартизации, выработка единых критериев правильности и управление сверху диктуют свои правила. Поток информации циркулирующий в коммуникационных сетях подобных организаций максимально прозрачен и однозначен.

Манипулятивный: Наличие явных и неявных коалиций порождают понятия «свой» «чужой». Главная «фишка» - «не раскрыть свои карты», создать видимость, поэтому зг достоверность информации, полученной в такой организации, никто ответственности не несет!

Формальный: Регламент, санкции, алгоритм действий на каждый день -хорошо слаженный и смазанный механизм, приспособленный лишь к крайне ограниченным условиям Практически полное отсутствие неформальных коммуникаций и воцарение бюрократии! Деловой: Максимальное раскрытие деловой информации и максимальная обратная связь Вся поступающая информация перепроверяется и проходит глобальную «чистку» oт субъективизма. Бизнес требует качественного общения, лишенного как слухов, так и излишней документации. Всего должно быть в меру, но высшего качества, чтобы все были довольны!

Идеологический: Объем и содержание поступаемой информации определяются харизматическим лидером. Так как подчинение основано либо на вере в общее дело, либо на поклонении авторитету «вождя», то поиск информации отдает неким фанатизмом, что может привести к сокрытию неприятных для руководителя нюансов, либо к искажении фактов в лучшую, выгодную сторону. Потоки информации могут быть как полностьк регламентированы, так и максимально свободными, главное, чтобы ничего не ускользнуло от «владыки».

2.8.14. Виды групп в организации и их характеристики

Группа - это общность людей, которые регулярно взаимодействуют друг с другом для достижения определенной цели и считают себя целым, отличным от других.

Виды iDVim в организации"

Категория

Формальная

Неформальная

Команда

Структура

Задается сверху

Спонтанно либо лидером

Вырабатывается в совместном взаимодействии

Направленное ть достижения цели

Формальные цели организации

1) цель лидера 2) цель отношения (псевдокоманда). Наиболее распространены конфликты норм производительности

Общая цель

Источник власти

Статус, формальные полномочия

Личный ресурс влияния

Индивидуальная ответственность за групповой результат

Принятие решения

Наверху

Лидером, либо спонтанно (ситуации, эмоции)

Группой на основе консенсуса

Основа объединения

Лояльность организации

1) некуда бежать 2) симпатия

Идея, взаимное доверие, взаимопонимание

Кто руководит

Начальник, администратор

Лидер

Распределенное лидерство

Организация любого масштаба состоит из разного количества групп. Те из них, которые создаются ее администрацией, являются формальными. Он имеют структуру, иерархию полномочий и ответственности, а также определенный набор должностей. Три типа формальных групп:

1.Группы руководителя - одна или несколько командных соподчиненных групп, состоящих из руководителя и его подчиненных - специалистов любого ранга. Этот тип групп признан самой эффективной формой управления за последние 10 лет.

2.Производственные создаются временно для достижения определенных целей, имеют определенную самостоятельность в планировании и осуществлении своей деятельности. За эффективную деятельность они получают дополнительные льготы или премии.

3.Комитеты - выборные группы для решения спорных вопросов или проблем и координации определенных видов деятельности. Существование комитетов более эффективно в крупных организациях.

Если в организации существует несколько групп, то они вместе с межгрупповыми взаимосвязями формируют групповую структуру фирмы. Группа работает лучше самого квалифицированного работника, а хорошо управляемая группа работает во много раз лучше не управляемой руководителем.

Неформальные группы - это спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения общих целей. Такие группы более динамичны чем формальные, имеют тенденцию к объединению в сеть и являются важнейшими каналами передачи информации в организации. Неформальные группы, как и формальные, характеризуются иерархией, но не жесткой . Эта иерархия определяется ролями членов группы, которые они выбирают на начальных стадиях ее развития. Есть в группе лидеры, цели, задачи, нормы поведения, которые подкрепляются системой поощрений и санкций. Причины вступления в неформальные группы:

1) необходимость удовлетворения потребности в принадлежности;

2)потребность в помощи;

3)потребность в защите;

4)необходимость получения информации;

5) необходимость тесного общения и симпатии.

В то время как принадлежность к формальной организации определяется во многом

желанием реализовать свои организационные цели и возможности, а также получить

повышение.

Отличительные черты неформальных групп:

а) неформальная группа осуществляет социальный контроль за своими членами: с

помощью эталонов приемлемого и неприемлемого поведения - на начальных стадиях ее

развития, с помощью поощрений и санкций психологического характера - на последующих

стадиях. Главная санкция - отчуждение, которое переживается членом группы очень

тяжело;

6)         если цели группы существенно отличаются от целей организации, то в группе наблюдается усиленное сопротивление переменам и нововведениям, которые часто представляют угрозу для ее существования. Если же цели группы совпадают с целями организации, то все хорошо;

в) подобно формальным организациям, неформальные имеют своих лидеров.

Формальный лидер получает делегированные полномочия в конкретной функциональной

области, а опора неформального лидера - признание его группой, которое завоевывается им

с момента возникновения отношений. Область основных усилий неформального лидера -

сфера взаимоотношений в группе, которая намного шире рамок полномочий формального

лидера.

Факторы, определяющие возможность стать лидером, включают возраст, должность

профессиональную    компетентность,    расположение    рабочего    места,    необходимое™

передвижения в течение рабочего дня, отзывчивость, поддержку руководства и коллектива

Более точные или дополнительные характеристики определяются каждой группой пс

принятой в ней системе ценностей.

Характеристики групп:

Размер

Размер группы может влиять на поведение ее членов. По мере роста группы общение межд)

людьми становится все более формализованным, возникают проблемы дисциплинарной:

характера.   Чем   многочисленнее   группа,   тем   труднее   координировать   действия   ^

контролировать поведение ее членов.

Оптимальное число членов группы - 5 человек; для собраний и совещаний - 8 человек

наиболее точные решения принимаются группой численностью 5-11 человек. В группе из f

человек все работники обычно испытывают большую удовлетворенность, чем в группа>

другого размера. Дело в том, что в меньших группах доля персональной ответственност*

достаточно велика и не для каждого приемлема, тогда как в группах, состоящих более nev

из пяти человек, многие испытывают затруднения в общении. Закон психологическое

триады:     самой устойчивой психологической структурой является триада с сильны*

лидером, а самой стабильной - триада плюс 2 человека, играющих роль стабилизаторов.

Формальное лидерство

Почти каждая группа имеет своего формального лидера. Типичные формальные лидерь

группы:  начальник подразделения, руководитель проект. Значение лидера для успех*

работы  группы  крайне  велико.  Лидеры  во  многом  определяют  моральный  климат

взаимоотношения в коллективе и, в конечном счете, эффективность его работы.

Роли За каждым членом группы обычно закрепляются определенные роли, то есть модель поведения, ожидаемые от членов групп в соответствии с тем местом в группе, которое ого занимают. Каждому из нас приходится играть не одну, а несколько ролей. Нормы

Для того чтобы успешно трудиться, все группы вырабатывают определенные нормы поведения, то есть принятые образцы поведения внутри группы, которые должны выполняться всеми ее членами. Нормы могут быть формализованы в определению документах: стандартах, положениях и процедурах. Однако большинство норм носят неформальный характер. Именно они могут оказывать наиболее существенное влияние на взаимоотношения в коллективе и эффективность его работы. Для того чтобы был принятым в группу и чувствовать ее поддержку, необходимо уметь приспосабливаться к её нормам. Статус

Под статусом в группе мы понимаем положение или ранг, который присваивается тому или иному члену этой группы другими ее членами. Статус также может быть формальным (победитель конкурса «Лучший менеджер») и неформальным (уважение, авторитет). Состав группы

Работа, выполняемая в группах, как правило, требует различных знаний, умений, навыков и личностных качеств. В этой связи принято считать, что разнородные по составу группы работают более эффективно, чем группы однородные. Вместе с тем в разнородных по составу группах могут возникать такого рода проблемы, как конфликты из-за недопонимания среди их членов, борьба за власть, более высокая текучесть кадров. Однако при умелом управлении эти проблемы весьма успешно преодолеваются.

2.8.15. Правила группового принятия решения с точки зрения управления групповой динамикой в ОП

Решение продавлено. Групповая сплоченность низкая, минимальная синергия.

Сплоченность против лидера => новый лидер. «Король умер, да здравствует второй». Ситуации подставного неуспеха - основа дворцовых переворотов.

Высокое сплочение вокруг лидера, лидер - гуру, логика подставного успеха (идя на конфликт с группой = группа в итоге смотрит в рот). Высокий кредит доверия лидеру, делегирование ответственности.

Ситуация группового конфликта, болото. Низкая направленность на задачу, низкая зависимость сплоченности от результатов работы. Подвижность группировок, простор для манипуляции и политических игр. Высокий допуск ошибки (спихивание ответственности) Распределенное лидерство. Сплоченность высокая, синергия высокая.

Успех

Неудача

Усиление сплоченности против неудачи за счет внутреннего ресурса группы___________

Роль лидера размывается, опасно лидеру проявлять амбиции => группа его вытеснит.        ______

Плюсы и минусы группового принятия решения

Принятие компетентных решений в сложных ситуациях

■Ощущение собственного статуса

■Уменьшение риска, саботажа

Информация -для решения проблемы привлекается больше знаний и опыта.

Альтернативы - исследуется большее количество альтернатив, не происходит сужения точки зрения.

Понимание и приятие - окончательное решение пользуется большим пониманием и приятием со стороны членов группы.

Заинтересованность - члены - группы заинтересованы в том, чтобы осуществить принятое решение.    

■ Затратность ресурсов (чем больше людей участвуют в обсуждении, тем больше времени и денег)

■ Высокий риск результата

■ Различность персональной ответственности

Конформизм - изменение действий и убеждений под действием реального либо мнимого давления группы

Доминирование меньшинства - один человек или маленькая коалиция могут направить принятие группового решения в нужное русло.

управления людьми. Различные подходы

2.8.16. Лидерство как инструмент управления группой в рамках оргповедения Лидерство - это способность нести за собой людей для достижения конкретных целей Лидер может быть формальным и неформальным (человек, который в силу свою способностей и личностных качеств, способен увлечь и повести за собой людей). Влияние неформального лидера на результаты работы организации более значимо, чем влияние формального лидера,  не  располагающего  качествами,  необходимыми для  успешного

к этой проблеме могут быть разделены на следующие основные

группы:

Теории личностных качеств лидера. Наиболее известные ранние теории лидерства были сконцентрированы на том, какие личностные качества и характеристики отличают лидера oт того, кто не является им. При этом наиболее общими чертами, которые отличают эффективного лидера от тех, кого они ведут за собой, являются: честолюбие; энергичность желание вести за собой других; честность и прямота; уверенность в себе; способности и знания. Теории личностных качеств имели практическое применение в работе с персонала посредством методов отбора найти такого человека, который успешно справился бы с этой ролью.

Поведенческие теории лидерства. Способствовали усилению внимания к вопросам обучения эффективным формам поведения. Поведение, ориентированное на успешное решение производственных задач, при одновременном создании удовлетворенности трудом у подчиненных и их развитии, как правило, сопровождается более высокими показателями работы, дисциплиной и невысокой текучестью, по сравнению с теми подразделениями которыми руководят лидеры, игнорирующие эти вопросы. Таким образом, задача организации заключается не только в том, чтобы распознать эффективного лидера в процессе отбора персонала, но и в том, чтобы научить его навыкам успешного управления людьми.

Теории лидерства, основанные на ситуационном подходе. В рамках ситуационного подхода существует два основных направления исследований. Первое изучает лидерское поведение как зависимую переменную. Это поиск ответа на вопрос: как ситуация влияет m лидерское поведение?

Эффективный лидер способен: примирить ролевые конфликты, использовать все возможности, продемонстрировать свою компетентность. Ситуационные теории утверждают, что различные модели поведения могут быть эффективны в различных ситуациях и что одна модель может быть оптимальной во многих ситуациях. Теории харизматических качеств лидеров. Сделаны попытки сформулировать те качества лидеров, которые придают им в глазах тех, кого они ведут за собой, ореол особой значимости, позволяющий увлекать за собой людей. Некоторые из этих качеств уверенность в своих суждениях и способностях; умение видеть перспективу лучше, чем остальные; способность увлечь своей идеей; преданность идее, готовность рисковать и взять на себя ответственность; умение хорошо чувствовать ситуацию и находить ресурсы необходимые для достижения цели.

Установлено, что те, кто идет за лидерами, обладающими харизматическими качествами отличаются высокой мотивацией, способны работать с энтузиазмом и достигать исключительно высоких результатов. Такого рода лидеры особенно необходимы на переломных этапах развития, в период выхода из кризисного состояния, осуществления радикальных реформ и изменений.

2.8.17. Логика и значение управления ситуативно-динамическим лидерством в оргповедении

В начале 60-х гг. все большее признание начинает получать тезис о том, что, выбирая стиль управления, предпочтение следует отдать тому стилю, который в наибольшей степени учитывает особенности данной ситуации. Ситуационный подход к лидерству - изучение всех сторон лидерства в конкретной ситуации.

Рассмотрим ситуативную модель руководства Фидлера. Он предположил, что эффективность работы группы будет зависеть от следующих факторов: во-первых, от того насколько выбранный стиль управления учитывает особенности подчиненных и, во-вторых от того, какими возможностями располагает руководитель, чтобы влиять на их поведение Изучив поведение лидера и его эффективность в различных ситуациях, Фидлер пришел к выводу о том, что эффективный лидер должен попеременно демонстрировать то тот, то другой стиль управления. Фидлер также определил три группы факторов, от которых зависит эффективность работы руководителя и подразделения в целом:

S взаимоотношения руководителя с подчиненными (степень доверительности);

S характер регламентации труда;

S возможность руководителя влиять на работу подчиненных посредством подбора,

стимулирования и продвижения кадров.

В соответствии с этим Фидлер предложил два основных направления повышения эффективности руководящей деятельности:

S приспособить лидера к ситуации (посредством его подбора, обучения и переобучения, а также стимулирования)

S изменить ситуацию (посредством наделения руководителя дополнительными

полномочиями по стимулированию работников и их продвижению). Широкое практическое применение получила также теория выбора лидером эффективного стиля управления в зависимости от его подчиненных: их способностей и желания успешно выполнять поставленные перед ними задачи. При этом может быть выделено четьгое основных стиля управления:

1. стиль, основанный, главным образом, на директивах и указаниях;

2. стиль, сочетающий директивные методы управления с различными формами участия подчиненных в принятии решений, с их самостоятельностью и ответственностью;

3.стиль, основанный преимущественно на демократических методах управления (обсуждение и групповое принятие решений, участие подчиненных в оценке работы);

4.делегирование полномочий (практически полное отсутствие указаний и директив, максимальное расширение самостоятельности и ответственности подчиненных).

Какому из упомянутых стилей следует отдать предпочтение? Этот вопрос должен решаться в зависимости от степени зрелости тех, кем приходится руководить. При этом могут быть выделены четыре типа подчиненных:

■ работники не в состоянии самостоятельно решить задачу и не хотят брать на себя ответственность за ее выполнение;

■ работники не могут самостоятельно решить задачу, но хотят выполнить работу успешно;

■ работники в состоянии самостоятельно решить задачу, но не хотят брать на себя ответственность;

■ работники могут и хотят успешно решить задачу.

Таким образом, при выборе стиля управления следует учитывать, какими возможностями

располагают подчиненные и насколько они заинтересованы в успешном выполнении

работы.

Эффективность управления зависит от того:

■ как руководитель понимает требования ситуации;

■ насколько сильно давление ситуации;

■ распознаны ли возможности ее изменения.

2.8.18. Характер взаимодействия лидера и менеджера в оргповедении Менеджмент обычно рассматривается как осуществление работы с помощью других людей для достижения целей, поставленных перед организацией. Менеджер должен адекватно реагировать на возникающие ситуации и решать конкретные сиюминутные задачи. Менеджмент в целом рассматривается во взаимодействии с людьми, работающими в структурированной организации и имеющими свои четко обозначенные функции

Все дело в том, что лидерство нужно понимать в широком контексте межличностного поведения, ведь зачастую оно ассоциируется с такими явлениями, как усердие и энтузиазм последователей. Очень важно запомнить аксиому, которая гласит, чтс лидерство не всегда наблюдается в иерархической структуре организации. Многие люди на практике действуют как лидеры, хотя их роль формально может быть ж определена. Лидерство может рассматриваться как процесс воодушевления людей. Существует еще несколько различий между лидерством и менеджментом. Например, Залезник занимавшийся исследованием различий в установках по отношению к целям, концепциям работы, отношениям с другими, самовосприятию и развитию, выделил следующие моменты:

■ Менеджеры  не  соотносят  цели  компании  со  своими личным,  а лидеры  лично заинтересованны в эффективном функционировании организации и достижении ее целей.

■ Для того чтобы подчиненные принимали и выполняли решения, менеджер вынужден постоянно находить компромисс между ценностными установками. Лидер же создает у людей стимул к работе и постоянно поддерживает интерес к ней.

■ В своих отношениях с другими людьми менеджер поддерживает низкий уровень эмоциональной вовлеченности. Лидер обладает умением поставить себя на место другого

■ Менеджеры  воспринимают самих  себя  скорее  как  консерваторов,  регулирующих механизм организации, с которой они себя идентифицируют и от которой получают привилегии. Личность лидера не зависит от места работы и ролей,   они постояннс находятся в поиске возможности для изменений.

Менеджмент должен рассматриваться  как  сумма  таких действий,   как  планирование

организация, направление и контроль деятельности подчиненных. А лидерство сосредоточено

на коммуникации, мотивации, поощрении и вовлечении людей.

По мнению Уотсона, менеджеры тяготеют к опоре: на стратегию; структуру; системы. Лидерам

же свойственно использование так называемых «мягких С», а именно: стиля; сотрудников

способностей; совместных целей.

Основные отличия лидера от менеджера показывает следующее сравнение:

Менеджер

Лидер

Руководитель, администратор, организатор

Новатор

Делегирует, поручает

Вдохновляет

Рабртает по целям других

Работает по своим

План - основа действий

Видение - основа

Полагается на систему

Полагается на

Использует доводы

Использует

Контролирует

Доверяет

Поддерживает движение

Дает импульс

Профессионален

Энтузиаст

Принимает решения

Превращает

Делает дело правильно

Делает

Уважаем

Обожаем

2.8.19. Иерархия как граница управления оргповедением: влияние на характер коммуникаций

К границам оргповедения относятся: «взаимодействие», «контроль», «перспектива» «базис», «иерархия» и «вознаграждение». Когда появляются проблемы координирования и мотивирования межгрупповых отношений, один из первых шагов, к которым прибегают организации, - создание организационной иерархии, отражающей полномочия, приданные каждой роли и каждому виду работы. Полномочия - это власть, позволяющая человеку на более высокой позиции требовать от сотрудника на более низкой позиции отчета в егс действиях. Полномочия прямо связаны с ответственностью за эффективное использование организационных ресурсов. Число уровней в иерархии у каждой организации свое. В целом чем крупнее организация и чем она более сложная, тем шире ее иерархия. С ростом числа управленческих уровней начинают возникать проблемы коммуникационного характера Время, необходимое для отправки сообщений вверх и вниз по иерархической структуре увеличивается, а динамика принятия решений замедляется. Кроме того, информация циркулирующая от одного человека к другому, может искажаться, фильтроваться и фальсифицироваться, а менеджеры, разумеется, интерпретируют сообщение, исходя из собственных интересов. Подобные проблемы еще больше снижают качество принимаемых

решений.   Фактически,   когда   масштабы   иерархии   в   организации   возрастают,   все коммуникационные проблемы становятся более очевидными.

2.8.20.   Правила силового управления в иерархии: достоинства и недостатки

Характеристики:

•   Единый критерий правильности принимаемых решений;

•   Стремление к стандартизации реакции. Нарушение стандарта резко карается.

•   Волевой, часто агрессивный стиль управления (инакомыслие только в дозволенном количестве);

•   Спорные моменты между людьми или подразделениями делегируются наверх;

•   Перекладывание ответственности;

•   Чем более кризисная ситуация, тем чаще применяется силовой сценарий. Достоинства:

•   Высокая скорость реакции;

•   Отсутствие борьбы за лидерство;

•   Высокая степень волевой мобилизации группы;

•   Упорядоченность отношений.

•   Борьба за место возле лидера, либо невротическая боязнь лидера;

•   Боязнь принятия личной ответственности;

•   Отсутствие у группы командных ощущений;

•   Снижение ценности человеческого ресурса.

2.8.21.   Организационная культура как граница управления ОП

ОК - взаимосвязанная система принятых и разделяемых большинством ценностей, убеждений, правил и норм поведения. Меньшинство подчиняется большинству. Отсутствие или слабость ОК приводит к нестабильности системы менеджмента. ОК - самый хрупкий и нестабильный элемент системы, поэтому требует максимальных усилий со стороны менеджеров. ОК отвечает на вопрос, как в организации действует правило формальных границ.

Сферы проявления ОК:

Имидж - отождествление себя с организацией, лицо компании в отрасли

Четкость структуры - роли отделов, старшинство и власть, организация дисциплины

Руководство персоналом - отношение к сотрудникам, стиль руководства.

Норма управления - пути решения конфликтов, виды контроля, критерии выдвижения

Правило коммуникаций - процесс принятия решений, характер информирования,

ведущий стиль коммуникаций.

2.8.22.1. Характеристики OK

OK обладает рядом важных характеристик:

/. Наблюдаемые регулярные формы поведения. Когда члены организации

взаимодействуют друг с другом, они прибегают к общему языку, терминологии, а также ритуалам для проявления уважения или демонстрации приемлемого поведения.

2. Нормы. Существующие стандарты поведения определяют отношение к работе, во многих организациях они сводятся к формуле: «Не надо работать слишком много и не надо работать слишком мало».

3. Доминирующие ценности. Ожидается, что основные ценности, которых придерживается организация, должны разделять и ее члены. Типичными примерами могут служить высокое качество продукции, редкие прогулы, а также высокая производительность.

4. Философия. Организацией выработана политика, отражающая ее убеждения о том, как надлежит обращаться с сотрудниками и/или клиентами компании.

5. Правила. В организациях имеются жесткие правила поведения. Вновь принятые на работу сотрудники должны их усвоить, чтобы стать полноправными членами организации.

6. Организационный климат. Это то общее ощущение, которое создается физической организацией пространства, стилем общения сотрудников между собой и формой поведения сотрудников по отношению к клиентам и другим посторонним лицам.

2.8.22.      Виды и характеристики ОК, значение субкультур в организации

2.8.22.2.          ВидыОК

ВидыОК

Ключевые отличия

Источники власти

Критерии продвижений

Ведущая модель управления

Культура власти

Особая роль лидера (личные качества, способности, жесткая иерархия)

Доступ к ресурсам

Лояльность, личная преданность

Силовая (власть силы и харизмы, идеи)    /

Культура задач

Ориентация на использование проектов (эффект координации, выбор деятельности диктует рынок)

Знание, роль эксперта, доступ к информации

Профессионал изм (опыт + прикладные умения)

Деловая (во имя интересов дела) Манипулятив н.

Ролевая культура

Распределение ролей, специализация, правила, стандарты

Позиции в иерархии

Соблюдение правил, соответствие стандартам

Формальная

Культура личности

Объединение людей для достижения их собственных целей

Доступ к информации, умение договаривать ся

Вес индивидуально го ресурса в системе распределения

Манипулятив н. (Деловая)

Параметры управления оргповедением

Руководит ел.

Top-man, /команд

а/

Middle-мап /лин. рук./

Специалист ы

/мастера/

Сотрудникии работники

Логика постановки задач

Почему? Зачем?

Что?

Как? Кто?

Кто? Как?

А почему мы? Когда?

Ремарка: опасно требовать от одного уровня организации компетенции при ответе на вопросы более высокого уровня.

ответственность

Распределя ет, навязывает

делегируе т

делегирует

Спихивает, торпедирует выше

Торпедирует обратно

Ремарка: самый напряженный уровень иерархии, где встречаются потоки ответственности - уровень middle-management.

Модели управления

И(М),Ф

Д,М

Д,М,Ф

Ф,М,С

М,Ф

■д

Д,М

Д,М,Ф

М,Ф

М,С

с,и,д

Д,И,Ф

Ф,М,С

Ф,С,М

------

Ремарка: Основной демотиватор на нижней ступени иерархии, он же является самой напряженной с точки зрения стресса позицией. Нижняя ступень иерархии -приоритетный объект антистрессовых, социальных, учебных, развивающих и т.д. программ на крупных предприятиях.

Модель разрешения конфликта

Политические модели

Рациональ ные модели (деловые переговор ы)

Рациональны е меры с упором на формальн. решения (посред-во)

Формальн о-силовые модели

Конфликт гасится

Ремарка: Политические модели используются, когда нет возможности аппеляции к формальным нормам и единичным критериям разрешения ситуации. Политическое решение подразумевает временные договоренности, ситуативные критерии.       \ Деловой подход призван сформулировать алгоритм, зафиксировать критерии и регламент, предотвращающие конфликты в будущем. Рациональные модели аппелируют к имеющимся нормам и критериям.

Политич. игры

«Выносить сор»                        | Неповиновение

Противодействие

Коалиция                                  | Покровители

Ремарка: Игра с использованием коалиции: цель - получить поддержку в обмен на право говорить от имени группы и в ее интересах. Игра с использованием покровителя - это частичное совмещение сценариев (обмен покровительства на поддержку). «Выносить сор из избы» - угроза или реализация обращения к третьей стороне (суды, пресса, конкуренты, клиенты и т.д.) в целях получения льготной возможности реализации собственных сценариев.

Г         У   1           ~'      1             I лидерства         1       1

Культура власти основана на центральном источнике власти, ключевой фигуре организации, которая оказывает влияние на деятельность всего предприятия. Существует в небольших частных фирмах, она основана на доверии, сопереживании и личном общении. Контроль осуществляется из общего центра с помощью нескольких ключевых сотрудников. При данном типе культуры организации не бюрократичны, в их рамках существует не много правил и положений. Они являются политическими организациями. Ролевая культура ассоциируется зачастую с бюрократией, она основана на рационализации деятельности, то есть четком распределении ответственности, обязанностей и прав. Ролевая культура основана на мощных организационных «столпах», выделяемых в соответствии с функциями сотрудников организации. Деятельность отдельных подразделений и их взаимодействие контролируются с помощью определенных правил и процедур и координируются высшим руководством. Главным критерием оценки человека является выполняемая им роль или работа; основным же источником власти служит должность. Культура задачи ориентирована на решение задач и реализацию проектов. Примером может служить организация матричного типа. Задачей целевой культуры является объединение необходимых ресурсов и нужных людей и использование объединяющей силы группы. Источники влияния распределены по всей организации и зависят скорее от уровня профессионализма сотрудника, чем от занимаемой должности или личной власти. Культура личности сконцентрирована на отдельном работнике, и любая существующая в рамках организации структура направлена на обслуживание сотрудников. Существует в организациях, состоящих из относительно независимых специалистов. Примерами таких организаций являются юридические консультации, объединения архитекторов или врачей, консалтинговые фирмы. Использование управленческой иерархии и механизмов контроля возможно лишь с общего согласия. Сотрудники работают практически автономно и воздействовать на них можно только с помощью личной власти.

2.8.22.3.       Субкультуры

Мелкие фирмы часто обладают единой доминантной культурой с целым набором общих поступков, ценностей и убеждений. В более крупных организациях существует несколько субкультур, а также одна или несколько контркультур.

Субкультуры - группы индивидов, обладающих уникальным набором ценностей и философией, не вступающими в противоречие с доминантными ценностями и философией организации. Культура формируется для того, чтобы объединить людей, интенсивно работающих над решением общей задачи.

Контркультуры обладают набором ценностей и философией, отвергающими окружающую культуру. Контркультура внутри организации может возникать в результате слияний и поглощения фирм. Рабочие и менеджеры поглощенной фирмы могут исповедовать ценности и убеждения, серьезно отличающиеся от таковых поглотившей фирмы. Это явление известно под названием «столкновения корпоративных культур».

2.8.23. Взаимосвязь ОК с моделями управления сценариями ОП и характером иерархии

Виды ОК

Ведущая модель управления сценариями

Характер иерархии

 

Культура власти

Силовая (власть силы и харизмы, идеи)

Политическая, высокая централизация

Культура задач

Деловая (во имя интересов дела) Манипулятивная

Матричная структура

Ролевая культура

Формальная

Функциональная структура

Культура личности

Манипулятивная (Деловая)

Использование управленческой иерархии и механизмов контроля возможно с общего согласия

2.8.25. Манипулятивные и политические игры в организации: роль и значение с точки зрения управления оргповедением

Помимо социальных основ поведением человека в коллективе управляют психологические, заложенные наследственностью и воспитанием. Общение в процессе труда не бывает однородным. Оно всегда подразделяется на три составные части: прямое общение, действие защитных механизмов при возникновении критических ситуаций, игровое общение, всегда преследующее определенные цели. Игровое общение может также быть следствием внутренней слабости основных структур личности (темперамента, эмоционального ряда и др.). Цели: скрытые Методология: манипулятивная, навязывание собственного мнения любой ценой. Психологическое, прямое или косвенное, воздействие на работников является одним из самых мощных нематериальных средств стимулирования и управления, однако, на наш взгляд, оно требует от руководителя обязательных мер предосторожности Манипулятивные игры обычно отнимают много времени и энергии у участников и оставляют недобрые чувства. Их следует ограничить или вообще свести на нет, в целях повышения эффективности деятельности организации. Политические игры бывают нескольких видов:

1.  с использованием коалиции: цель - получить поддержку в обмен на право говорить от имени группы и в ее интересах.

2.с использованием покровителя - это частичное совмещение сценариев (обмен покровительства на поддержку).

3.«Выносить сор из избы» - угроза или реализация обращения к третьей стороне (суды, пресса, конкуренты, клиенты и т.д.) в целях получения льготной возможности реализации собственных сценариев.

2.8.24. Парадоксы правила и ошибки изменения организационной культуры в организации

Право осуществлять те или иные изменения в культуре зависит, прежде всего, от финансовых последствий и риска, с которым это связано для предприятия. Политика и цели руководства предприятия должны быть направлены в первую очередь на сохранение предприятия и получение прибыли. Основой управления процессом изменения культуры является хорошее знание руководством того, что могут и хотят сотрудники. Это должно достигаться регулярными беседами по вопросам выполнения служебных обязанностей. Цели, суть и политика изменений должны быть хорошо продуманы и доведены до сведения всех участников. Основными характеристиками программного планирования изменения культуры организации являются:

1.       комплексная постановка целей;

2.       сжатый период времени и ограниченный объем;

3.       одноразовый характер;

4.       различные функции,

5.       ответственность и компетентность.

Важной задачей при проведении изменений является подбор состава проектной и рабочих групп. Необходимо создать команду, состоящую из специалистов различных отделов и секторов, которые хотят и могут творчески работать и в сжатых временных рамках. Назначение этих специалистов должно осуществляться после беседы с их начальниками. Работа проектной группы над осуществлением изменений наверняка вызовет сопротивление среды работников предприятия, у которых могут быть возражения в отношении проводимых перемен. Возможными причинами сопротивления могут быть: противоположность интересов; нетерпимость в отношении перемен; отсутствие необходимого доверия.

Фундаментом проводимых изменений должна быть причастность высшего руководства. Все их усилия нужны для того, чтобы обеспечить единство действий в достижении поставленной цели по выходу из кризисного состояния. Работа над осуществлением изменений в культуре организации означает: творческий подход, тщательную подготовку, хорошее планирование, выбор правильного пути, добросовестную работу и т.д. Для успешной реализации программного планирования изменения культуры организации

1.       Создание центр, рук-ва способного действовать энергично и целеустремленно.

2.       Определение и четкая формулировка целей, выделение различий между старым и новым.

3.       Оценка экономии, которая должна быть достигнута.

4.       Своевременное обучение лиц, выделенных для работы над проектом изменений.

5.       Выделение необходимых людских и финансовых средств для планируемых изменений.

6.   Позаботиться о том, чтобы изменения соответствовали интересам большинства.

7.       Обеспечение наличия в проекте аспектов, интересных для всей организации.

8.       Поддержание коллектива в курсе дел относительно реализации проекта путем достаточно подробной информации (периодические сообщения, наглядная агитация, СМИ).

9.       Обеспечение наличия консультационной и информационной сети с четкими разграничениями и способностью решать конфликтные ситуации.

10.Постоянный контроль и быстрое реагирование на возникающие сложности.

11.Постоянная коррекция хода реализации проекта (планирование, согласование и т.д.)

12.Коррекция временного графика; продолжительные проекты нередко устаревают.

13.Постоянный контроль за полученными результатами, систематическая оценка хода реализации изменений в культуре предприятия.

Изменения всегда порождают чувство неуверенности. От способностей менеджеров и всего коллектива, которые должны проявить гибкость и изобретательность, зависит, насколько безболезненно будут восприняты и пережиты эти изменения. Отмечено, что проведение радикальных и быстрых изменений в содержании организационной культуры происходит с большими трудностями и более болезненно, чем проведение медленных изменений.

2.8.27. Матрица организационного поведения