Доклад
Рост национальной экономики сопровождается увеличением платежеспособного спроса на страховые услуги. При этом становление страхового рынка основано на приоритетном развитии коммерческого страхования.
Принятие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» стало значимым событием не только для национального страхового рынка, но и для страны в целом. Введение ОСАГО в России является логичным следствием и необходимым инструментом проводимых в нашей стране рыночных реформ, конечная цель которых в построении приближенных к общемировым стандартам цивилизованных отношений между обществом, государством и его гражданами. Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств - это цивилизованный способ защиты интересов участников дорожного движения во всем мире и одна из важнейших составляющих вступления России в Европейское сообщество.
Цель дипломной работы состоит в оценке эффективности страхования средств автотранспорта в РФ.
Объектом дипломной работы выступает рынок автострахования РФ.
Рынок автострахования условно можно поделить на обязательное страхование (сокращенно ОСАГО) и добровольное (КАСКО).
На долю «каско» приходится более 95% сборов.
Рынок добровольного автострахования стремительно развивается – за последние 3 года он более чем удвоился.
Однако по сравнению с другими европейскими странами, Россия находится на гораздо более ранней стадии развития добровольного автострахования.
Автострахование является основным источником роста страховых сборов и увеличения доли рынка для российских страховых компаний. Таким образом, страховщики, нацеленные на рост капитализации, вынуждены делать ставку на добровольное автострахование.
Системные ошибки рынка автострахования, закладывавшиеся в период расцвета рынка, в 2009 году стали причинами кризиса на этом рынке.
По прогнозам «Эксперт РА» в результате резкого сжатия рынка кредитования, объем рынка автострахования в 2009 году по сравнению с 2008 годом упал на 25%. Лист 1
В 2009 году произошел целый ряд громких банкротств автостраховщиков.
Рост рынка автокаско напрямую зависит от объемов автокредитования – до финансового кризиса по кредитам покупалось около половины всех автомобилей. В настоящий момент банки значительно ужесточили условия выдачи кредитов на покупку машины, значительно повысили их стоимость. Кроме того, в результате финансового кризиса впервые за несколько лет упали реальные доходы населения. Как следствие существенно сократился спрос на покупку автомобилей, а вместе с ним и рынок автострахования.
Важнейший вопрос для развития рынка – как будет развиваться ситуация с демпингом в автокаско. Девальвация рубля уже вызвала рост цен на запчасти и услуги станций технического обслуживания, увеличилась средняя величина страховых выплат. В этих условиях выросла нагрузка на страховые тарифы. Однако многие страховые компании, наоборот, пытаясь любыми способами получить положительные денежные потоки, снижают страховые тарифы. В подобной ситуации демпинг является однозначным признаком резкого снижения ликвидности страховщика, ухудшения его финансового состояния.
Взносы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в 2009 г. снизились на 8 %. Лист 2
Лидерами по объемам собранных страховых премий (взносов) по договорам ОСАГО выступили компании системы «РОСГОССТРАХ», «РЕСО-ГАРАНТИЯ», «МСК», «ИНГОССТРАХ» Лист 3.
90,18% совокупного объема выплат пришлось на крупнейшие страховые компании по объему страховых выплат (для сравнения в 2008г. на долю крупнейших страховщиков приходилось 86 % общего объема выплат по договорам ОСАГО). Прирост объемов выплат по договорам ОСАГО 50 крупнейшими страховыми компаниями в 2009г. по отношению к 2008г. составил 9,41% Лист 4
Среди крупнейших страховщиков наибольшие темпы роста объемов выплат в 2009 г. относительно 2008г. были отмечены у «ИННОГАРАНТ» (более чем в 4,9 раз), «РСТК» (в 2 раза) и «ГРУППА РЕНЕССАНС СТРАХОВАНИЕ» (в 1,75 раза), «РУССКИЙ МИР» (в 1,64 раза). Снизили объемы выплат по договорам ОСАГО в отчетном периоде «СКПО-УРАЛСИБ» (на 45,28% относительно 2008г.), «МЕГАРУСС-Д» (на 32,43%), «ЮЖУРАЛ-АСКО» (на 26,93%).
На сегодняшний день можно выявить следующие тенденции развития рынка автострахования: Лист 5
· эффективное формирование резервов;
· сегментация клиентов;
· добросовестная конкуренция;
· реализация мощных комплексов IT;
· внедрение эффективной структуры оценки сатисфакции и мнения клиента;
· внедрение франшизы.
Несмотря на положительные тенденции роста страховых портфелей страховых компаний, на рынке автострахования сохраняются проблемы. Лист 6
- низкий уровень платежеспособного спроса;
- недоверие населения к страховым компаниям;
- низкое качество удовлетворения потребностей реальных страхователей отечественными страховщиками;
- неразвитость рыночных механизмов формирования;
- поддержания и развития устойчивого спроса на страховые услуги;
- преобладание надзорных и контрольных функций в ущерб регулятивным.
Для совершенствования работы страховых компаний и повышения эффективности автострахования дадим следующие рекомендации: Лист 7
· формирование экономического интереса у потенциальных страхователей путем обеспечения соответствующих стимулов, а также повышения доверия граждан к финансовым институтам;
· стимулирование роста продаж новых иномарок в автосалонах и развитие в дальнейшем программ сотрудничества с автопроизводителями;
· введение морального и материального стимулирования нестраховых посредников – агентов, брокеров и банки, а также поддержка региональных рынков;
· серьезное внимание необходимо уделять вопросу снижения риска мошенничества в автостраховании.
· разработать Каталог по выявлению наиболее убыточных для Компании клиентов, заявивших значительное количество убытков и одновременно являющихся «лидерами» по страховым выплатам.
· оптимизировать процедуру оказания услуг Аварийными комиссарами;
· по аналогии с лидерами страхового рынка разработать специальные страховые продукты по страхованию автомобилей определенных марок, например все автомобили концерна «GM», «Jaguar» и «Land Rover», «Volkswagen», «AUDI». Продукты предусматривают специальные условия как в части страховых тарифов, так и в части сервисного наполнения.
· Развитие сервиса обслуживания, а именно: обязательства по общению с правоохранительными органами, сбор документов по поводу дорожно-транспортного происшествия, а также юридическая защита застрахованного.
· Создать информационную систему, позволяющую достоверно считать тарифы, объемы продаж, выплат.
Эти мероприятия позволят активно развивать автострахования в компании и повысят эффективность работы.
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что в дипломной работе были рассмотрены теоретические аспекты обязательного и добровольного страхования транспортных средств, проанализирован рынок автострахования, выявлены проблемы и тенденции развития рынка. Также даны рекомендации по совершенствованию рынка автострахования в России. Таким образом, цель дипломной работы достигнута.
Доклад закончен. Спасибо за внимание.