СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………….……3

1. Подходы к составлению отчета о прибылях и убытках в Российской и зарубежной практике……………………………...5

1.1. Теоретические основы………………………………………..5

1.2. Нормативно-законодательное регулирование……...……….8

2. Порядок составления отчета о прибылях и убытках…….….12

2.1. Цели и важность составления……………………………….12

2.2. Состав и содержание отчета о прибылях и убытках, техника его составления…………………………………………………...14

2.3. Принципы построения………………………………..……..21

3. Взаимосвязь отчета о прибылях и убытках с другими формами отчетности…………………………………….…….….23

4. Значение отчета о прибылях и убытках в рыночной экономике РФ………………………………………………….….24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….……..…26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……...….…...28

СКВОЗНАЯ ЗАДАЧА…………………………………….….…..29

     

ВВЕДЕНИЕ

В результате своей деятельности любое предприятие осуществляет какие-либо хозяйственные операции, принимает те или иные решения. Практически каждое такое действие находит отражение в бухгалтерском учете.

На основе данных бухгалтерского учета с целью представления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений, составляется бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерская отчетность представляет собой совокупность данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период. Она представляет собой средство управления предприятием и одновременно метод обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности. В свою очередь отчетность служит исходной базой для последующего планирования.

Важнейшей формой выражения деловой активности организаций является величина текущего финансового результата за определенный период – прибыли, получаемой от их предпринимательской, инвестиционной и финансовой деятельности.

Сведения о формировании и использовании прибыли рассматриваются как наиболее значимая часть бухгалтерской (финансовой) отчетности, дополняющая и развивающая информацию, представленную в балансе лишь в виде окончательно оформленного результата.

Представление бухгалтерской отчетности о финансовых результатах осуществляется по форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В условиях рыночной экономики большое значение имеют вопросы о предоставлении пользователям своевременной и полезной для них информации.

Поэтому цель написания данной курсовой работы является отчет о прибылях и убытках как форма финансовой отчетности.

Основные задачи, которые необходимо решить при выполнении курсовой работы заключаются в следующем:

·   изучение теоретических основ бухгалтерской отчетности, правового и информационного обеспечения отчетности в целом, и в том числе отчета о прибылях и убытках;

·   также необходимо выяснить цели и важность составления Отчета, порядок его заполнения в соответствии с нормативными документами, принципы построения;

·   необходимо раскрыть проблемы при составлении отчета о прибылях и убытках.

При написании данной курсовой работы была использована литература из учебных изданий, нормативно-правовая, а также информация из периодических изданий.

1. ПОДХОДЫ К СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЕТА ОПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ В РОССИЙСКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПРАКТИКЕ

 

1.1.         Теоретические основы

 

Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.

По назначению бухгалтерскую  отчетность подразделяют на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя бухгалтерская отчетность (кроме бюджетных организаций) является открытой для заинтересованных пользователей (инвесторов, банков, кредиторов, покупателей и др.). В отдельных случаях законодательством Российской Федерации предусмотрена публикация годовой бухгалтерской отчетности. В ее состав включается аудиторское заключение, подтверждающее ее достоверность.

Внутренняя отчетность разрабатывается соответствующими министерствами и ведомствами для собственных целей и утверждается по согласованию с Министерством Финансов Российской Федерации. Она не подлежит публикации и представляется внешним пользователям.

Таким образом, бухгалтерская отчетность – это система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, а также финансовые результаты ее деятельности за отчетный период. Вместе с тем она состоит из образующих единое целое взаимосвязанных отчетных форм и пояснений к ним, соответствует основным требованиям и стандартам и для более широкого понимания имеет свою классификацию.

Второй составляющей бухгалтерской отчетностью является отчет о прибылях и убытках, который  в соответствии с основной задачей бухгалтерского учета должен дать полную и достоверную информацию о деятельности организации. Финансовый результат в отчете о прибылях и убытках определяется как разница между сальдо доходов и расходов отчетного периода нарастающим итогом с начала года до отчетной даты, для чего используется счет прибылей и убытков. Следовательно, отчет о прибылях и убытках является, по существу, отчетом за определенный период (месяц, квартал, год).

В отчете информация отражается за отчетный период и за аналогичный период прошлого года. Форма и содержание отчета могут быть достаточно разнообразными и  изменяться в связи с развитием рыночных отношений. Содержащаяся в отчете информация отражает уровень деловой активности организации. Эта информация используется для оценки деятельности организации.

В форме № 2 бухгалтерской отчетности доходы и расходы предприятия отражаются по разделам:

·                    доходы и расходы по обычным видам деятельности;

·                    прочие доходы и расходы;

·                    прибыль/убыток до налогообложения;

·                    чистая прибыль (убыток) отчетного периода;

·                    справочно.

Согласно международному стандарту финансовой отчетности «представление финансовой отчетности» МСФО-1 в отчете о прибылях и убытках должны быть представлены следующие статьи:

·                    выручка;

·                    результаты операционной деятельности;

·                    затраты по финансированию;

·                    доля прибылей и убытков ассоциированных организаций и совместной деятельности, учитываемых по методу участия;

·                    прибыль или убыток от обычной деятельности;

·                    результаты от чрезвычайных обстоятельств;

·                    доля меньшинства;

·                    чистая прибыль или убыток за период.

В отчете о прибылях и убытках и в примечаниях к нему необходимо давать аналитическую характеристику доходов и расходов. Стандарт рекомендует два подхода к классификации затрат: метод характера затрат (классификация по элементам затрат) и метод функций затрат или метод себестоимости продаж (реализации). Соответственно возникает два формата представления отчетности. Оба формата позволяют получить совершенно идентичный результат, но по-разному раскрывают данные о формировании финансовых результатов.

Кроме того, в учете указывается сумма дивидендов на акцию, объявленных или предложенных на период, охваченный финансовой отчетностью. Основная идея отчета о прибылях и убытках состоит в корректировке, полученной в отчетном периоде выручки путем прибавления суммы полученных доходов и вычитания суммы произведенных расходов, что в конечном итоге дает величину чистой прибыли за отчетный период.

МСФО-1 предусматривает, что названия статей и число рубрик может меняться в зависимости от характера операций, проведенных организацией, и в интересах достоверного и полного представления информации о формировании финансовых результатов в отчетном периоде.

 

1.2.         Нормативно-законодательное регулирование

 

В России система нормативного регулирования бухгалтерской отчетности, в том числе и отчета о прибылях и убытках, регламентируется нижеследующими документами:

·                    Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. От 30.06.2003 № 86-ФЗ), согласно которого все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. В Законе также предусмотрены адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности, ее публичность.

·                    Налоговый кодекс Российской Федерации.

В соответствии с п.1ст.15 Закона «О бухгалтерском учете определены адреса представления организацией бухгалтерской отчетности, исходя из которого и в соответствии сост. 23 НК РФ организации-налогоплательщики по письменному требованию налоговых органов представляют по месту учета бухгалтерскую отчетность.

·                    Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности». В бухгалтерскую отчетность должны включаться показатели, необходимые для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. При этом следует иметь в виду, что отдельные показатели, которые недостаточно существенны для того, чтобы требовалось их отдельное представление в бухгалтерском балансе и отчете о прибылях и убытках, могут быть достаточно существенными, чтобы представляться обособленно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации.

При формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, об операциях в иностранной валюте, о материально-производственных запасах, об основных средствах, о доходах и расходах организации, о последствиях событий после отчетной даты, о последствиях условных фактов хозяйственной деятельности, а также по раскрытию в бухгалтерской отчетности той или иной информации об активах, капитале, резервах и обязательствах организации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.

Организация в отчете о прибылях и убытках может представлять показатели, приведенные в разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» образца формы, в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета («в том числе» или «из них»).

Бухгалтерская отчетность представляется в сброшюрованном виде или в отдельной папке. Представляемая бухгалтерская отчетность прилагается к сопроводительному письму организации, оформленному в установленном порядке и содержащему информацию о составе представляемой бухгалтерской отчетности. В формах бухгалтерской отчетности недолжно быть никаких подчисток и помарок.

·                    Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999№ 43н, в котором впервые рекомендованы образцы форм бухгалтерской отчетности.

В соответствии с ПБУ4/99, с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», бухгалтерская отчетность состоит из:

-                    бухгалтерского баланса (форма № 1);

-                    отчета о прибылях и убытках (форма № 2);

-                    отчета об изменениях капитала (форма № 3);

-                    отчета о движении денежных средств (форма № 4);

-                    приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

-                    пояснительной записки;

-                    аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений (включая выделенные на отдельные балансы).

Организация должна при составлении бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним придерживаться принятых ею их содержания и формы последовательно от одного отчетного периода к другому.

Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Отражая в отчете о прибылях и убытках различные виды доходов и расходов, бухгалтер должен руководствоваться следующими нормативными документами:

·                    ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденные приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н (в ред. Приказа Минфина РФ от30.02.2001 № 27н);

·                    ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденные приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н (в ред. Приказа Минфина РФ от30.03.2001 № 27н). В них определено, что чрезвычайные доходы и расходы раскрываются в отчете в случае их возникновения. Поэтому организации должны самостоятельно решать вопрос о включении в отчет о прибылях и убытках этих показателей;

·                    ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», утвержденного приказом Минфина РФ от 19.11.2002 №114н.

Показатель «чистая прибыль (убыток) отчетного периода» для отражения в отчете о прибылях и убытках исчисляется исходя из того, что в качестве расхода по налогу на прибыль, вычитаемого из суммы прибыли до налогообложения, должна быть сумма условного расхода по налогу на прибыль, скорректированного на сумму постоянных налоговых обязательств (активов). Указанная сумма расхода по налогу на прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках как совокупность сумм, отраженных по статьям «Отложенные налоговые активы», «Отложенные налоговые обязательства» и «Текущий налог на прибыль», раскрытие которых в данном отчете предусмотрено п.24 ПБУ 18/02. При этом следует отметить, что сумма «Постоянных налоговых обязательств (активов)» принимается во внимание при формировании расхода по налогу на прибыль при определении чистой прибыли (убытка) отчетного периода организации, т.к. эта сумма была учтена при определении текущего налога на прибыль в соответствии с п. 21 ПБУ 18/02.

 

2.                 Порядок составления отчета о прибылях и убытках

2.1.         Цели и важность составления

Завершающим этапом учетного процесса в организации является составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отчетность организации – это система показателей, характеризующих условия и результаты работы на истекший период.

При составлении бухгалтерской отчетов, в том числе отчета о прибылях и убытках, должны быть обеспечены:

-                    полнота отражения за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации денежных средств, основных средств (фондов), материальных ценностей и расчетов;

-                    тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показателей бухгалтерских отчетов и балансов данным синтетического и аналитического учета. Основанием для записей в бухгалтерском учете служат надлежаще оформленные оправдательные документы или приравненные к ним технические носители информации;

-                    правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета и положениями по бухгалтерскому учету РФ;

-                    соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики.

Несоблюдение этих основных условий рассматривается как неправильное составление бухгалтерской отчетности.

Цели бухгалтерской отчетности определяются потребностями пользователей. Поэтому она должна содержать данные о результатах финансово-хозяйственной деятельности, а также о текущем финансовом положении и происшедших в нем изменениях за отчетный период.

Формирование отчета о прибылях и убытках преследует следующие основные цели:

1.                 Отчет должен быть составлен в такой форме, которая была бы доступна для понимания не только специалистами в области бухгалтерского учета, но и всем тем, кто стремится изучить и разобраться в бизнесе любой фирмы.

2.                 Отчет о прибылях и убытках должен предоставлять информацию, которая была бы полезна имеющимся вкладчикам и организациям, другим лицам для принятия рациональных решений.

3.                 Отчет должен давать информацию, характеризующую достигнутые за отчетный период финансовые результаты деятельности компании.

Качественные характеристики отчета о прибылях и убытках выполняются квалифицированными бухгалтерами-аудиторами.

Основное назначение этого отчета – характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период. Отчет дает количественную характеристику функционирования хозяйствующего субъекта за определенный период. Он составляется по кумулятивному методу и состоит из показателей доходов и расходов от хозяйственной  и финансовой деятельности. Прибыль означает прирост собственного капитала и необязательно ассоциируется с ростом денежной наличности. Убытки представляют собой уменьшение собственного капитала. В бухгалтерском балансе результата деятельности отражается свернуто. В нем нет информации о том, как получен результат, за счет каких операций (коммерческих или финансовых), какие факторы позволили получить прибыль (рост объема продаж или снижение себестоимости). На эти и другие вопросы отвечает отчет о прибылях и убытках.

2.2.           Состав и содержание отчета о прибылях и убытках, техника его составления

В основу построения отчета о прибылях и убытках положена классификация доходов и расходов, установленная ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Отражение доходов и расходов регламентированы ПБУ 9/99 «Доходы организации» и ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Показатели формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» заполняется на основании аналитических данных к счетам 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки».

Форма № 2 состоит из 4 разделов:

-                    1 раздел "Доходы и расходы по обычным видам деятельности» (коды строк 010, 020, 029, 030, 040, 050) – в этот раздел входят доходы, которые заявлены в учредительных документах и расходы, связанные с ними;

-                    2 раздел "Прочие доходы и расходы" (коды строк 060, 070, 080, 090, 100) – входят доходы, не заявленные в учредительных документах, которые носят эпизодический характер и расходы, связанные с ними;

-                    3 раздел "Прибыль (убыток) до налогообложения» (коды строк 140, 141, 142, 150) – носит характер результата;

-                    4 раздел "Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» (коды строк 190) – отражается прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов.

А также справочные данные и расшифровка отдельных прибылей и убытков.

Все данные показываются нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря включительно. Показатель, который нужно вычесть или который имеет отрицательное значение, записывается в круглых скобках. Если величина какого-либо дохода превышает 5% от общей суммы доходов предприятия, то его нужно указывать отдельно. Расходы, приходящиеся на такой доход, также оказывается отдельно. В графе 3 приводятся обороты по счетам за отчетный год, а в графе 4- за прошлый год.

Формирование показателей строк Отчета о прибылях и убытках.

Строка 010 «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)». Кредитовый оборот по счету 90 «Продажи» минус Дебетовый оборот по субсчету 90 «Налог на добавленную стоимость» минус Дебетовый оборот по субсчету 90 «Акцизы» минус Дебетовый оборот по субсчету 90 «Экспортные (таможенные) пошлины». В строке 010 не отражаются полученные авансы и суммы, поступившие в качестве залога, задатка.

Строка 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг». Дебетовый оборот по субсчету 90 «Себестоимость продаж» минус Оборот в дебет субсчета 90 «Себестоимость продаж» с кредита счета 26«Общехозяйственные расходы» минус Оборот в дебет субсчета 90 «Себестоимость продаж» с кредита счета 44 «Расходы на продажу». По этой строке отражается сумма расходов по обычным видам деятельности, связанных с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

Строка 029 «Валовая прибыль». Разница между строками 010 и 020

Строка 030 «Коммерческие расходы». Оборот в дебет субсчета 90 «Себестоимость продаж» с кредита счета 44 «Расходы на продажу»

Строка 040 «Управленческие расходы».  Оборот в дебет субсчета 90 «Себестоимость продаж» с кредита счета 26 «Общехозяйственные расходы». По этой строке отражаются расходы а том случае, если в соответствии с учетной политикой, единовременно списываются общехозяйственные расходы, в качестве условно-постоянных, в дебет счета 90.

Строка 050 «Прибыль (убыток) от продаж». Строка 029 «Валовая прибыль» минус строка 030 «Коммерческие расходы» минус строка 040 «Управленческие расходы». Данная сумма должна быть идентична результату, сформированному на субсчете 90 «Прибыль (убыток) от продаж».

Строка 060 «Проценты к получению». Отражается (в зависимости от вида долговых обязательств, по которым начислены проценты): Оборот в кредит субсчета 91 «Прочие доходы» с дебета счета 51 «Расчетные счета» плюс Оборот в кредит субсчета 91 «Прочие доходы» с дебета счета 52 «Валютные счета» плюс Оборот в кредит субсчета 91 «Прочие доходы» с дебета счета 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» плюс Оборот в кредит субсчета 91 «Прочие доходы» с дебета счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Доходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, отражаются по строке 080.

Строка 070 «Проценты к уплате». Отражается (в зависимости от вида долговых обязательств): Оборот в дебет субсчета 91 «Прочие доходы» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» плюс Оборот в дебет субсчета 91 «Прочие доходы» с кредита счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» плюс Оборот в дебет субсчета 91 «Прочие доходы» с кредита счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» плюс Оборот в дебет субсчета 91 «Прочие доходы» с кредита счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Строка 080 «Доходы от участия в других организациях». Отражается: Оборот в кредит субсчета 91 «Прочие доходы» с дебета субсчета 76 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам». Организации, для которых получение доходов от участия в других организациях является основным видом деятельности, отражают суммы этих доходов в строке 010.

Строка 090 «Прочие доходы». Отражается (если не отражено в других строках): Оборот в кредит субсчета 91 «Прочие доходы» с дебета счета 62«Расчеты с покупателями и заказчиками» плюс Оборот в кредит субсчета 91 «Прочие доходы» с дебета счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» минус Оборот в дебет субсчета 91 «Прочие доходы» с кредита счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», в части начисленных при продаже налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин

Строка 100 «Прочие расходы». Отражается (если не отражено в других строках): Оборот в дебет субсчета 91 «Прочие расходы» с кредита разных счетов.

Строка 140 «Прибыль (убыток до налогообложения)». Строка 050 + строка 060 - строка 070 + строка 080 + строка 090 - строка 100. Данная сумма должна быть идентична результату, сформированному на субсчете 99 «Финансовые результаты деятельности до налогообложения».

Строка 141 «Отложенные налоговые активы». Отражается: Дебетовый оборот по счету 09 «Отложенные налоговые активы» минус Кредитовый оборот по счету 09 «Отложенные налоговые активы»

Строка 142 «Отложенные налоговые обязательства». Отражается: Кредитовый оборот по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства» минус Дебетовый оборот по счету 77 «Отложенные налоговые обязательства».

Строка 150 «Текущий налог на прибыль». Отражается: Сальдо по субсчету 68 «Расчеты по налогу на прибыль».

 

  +

( - )

Условный расход(условный доход) по налогу на прибыль

+

Постоянное налоговое обязательство

+

Отложенный налоговый актив

-

Отложенное налоговое обязательство

=

+

( - )

Текущий налог на прибыль (текущий налоговый убыток)

По этой строке отражается сумма налога на прибыль, сформированная по данным налогового учета за отчетный (налоговый) период и отраженная в бухгалтерском учете на счете 68.

Строка 190 «Чистая прибыль (убыток) отчетного периода». Строка 140 (+/-) строка 141 (+/-) строка 142 - строка 150 По этой строке отражается сумма чистой прибыли за отчетный период. Показатель строки 190 должен быть идентичен конечному сальдо по счету 99

По строке 200 отражается: Кредитовый оборот по субсчету 99 «Постоянные налоговые обязательства (активы)» минус Дебетовый оборот по субсчету 99 «Постоянные налоговые обязательства (активы)».

Постоянное налоговое обязательство - сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде. Постоянное налоговое обязательство признается организацией в том отчетном периоде, в котором возникает постоянная разница.

Строка 201 «Базовая прибыль (убыток) на акцию». Базовая прибыль на акцию - часть прибыли отчетного периода, которая причитается акционерам - владельцам обыкновенных акций.

Базовая прибыль (убыток) на акцию определяется как отношение базовой прибыли (убытка) отчетного периода к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение отчетного периода.

 

Средневзвешенное количество обыкновенных акций

=

Суммарное количество обыкновенных  акций, находящихся  в  обращении, на первое  число  каждого  календарного  месяца отчетного периода

количество календарных месяцев в отчетном периоде

Стока 202 «Разводненная прибыль (убыток) на акцию». Под разводнением прибыли понимается ее уменьшение (увеличение убытка) в расчете на одну обыкновенную акцию в результате возможного в будущем выпуска дополнительных обыкновенных акций без соответствующего увеличения активов общества.

Строка 210 « Штрафы, пени , неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании»

В графе «Прибыль» - Оборот в кредит субсчета 91 «Прочие доходы» с дебета субсчета 76 «Расчеты по претензиям». В графе «Убыток» - Оборот в дебет субсчета 91 «Прочие расходы» с кредита субсчета 76 «Расчеты по претензиям». По этой строке отражаются суммы штрафов, пеней и неустоек за нарушение условий хозяйственных договоров. Это санкции, признанные организацией или начисленные по решению суда.

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Строка 220 « Прибыль (убыток) прошлых лет». По этой строке отражается: В графе «Прибыль» - Кредитовый оборот по субсчету 91 «Прочие доходы», в части прибыли прошлых лет. В графе «Убыток» - Дебетовый оборот по субсчету 91 «Прочие расходы», в части убытка прошлых лет.

Строка 230 «Возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств». По этой строке отражается: В графе «Прибыль» - Кредитовый оборот по субсчету 91 «Прочие доходы», в части полученной прибыли. В графе «Убыток» - Дебетовый оборот по субсчету 91 «Прочие расходы», в части понесенных убытков.

В этой строке отражаются данные, не указанные в строке «Штрафы, пени и неустойки, признанные или по которым получены решения суда (арбитражного суда) об их взыскании».

Строка 240 «Курсовые разницы по операциям в иностранной валюте». По этой строке отражается: В графе «Прибыль» - Кредитовый оборот по субсчету 91 «Прочие доходы», в части положительных курсовых разниц. В графе «Убыток» - Дебетовый оборот по субсчету 91 «Прочие расходы», в части отрицательных курсовых разниц.

Строка 250 «Отчисления в оценочные резервы». По этой строке отражается: Кредитовый оборот минус дебетовый оборот по счету 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей» плюс Кредитовый оборот минус дебетовый оборот по счету 59 «Резервы под обесценение финансовых вложений» плюс Кредитовый оборот минус дебетовый оборот по счету 63 «Резервы по сомнительным долгам».

Строка 260 «Списание дебиторских и кредиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности». Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов, либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались.

2.3. Принципы построения

 

При составлении отчете о прибылях и убытках могут использоваться следующие экономические принципы:

-                    недопущение взаимозачета статей доходов и расходов (принцип расчета финансового результата методом брутто);

-                    детализация доходов и расходов по видам (принцип детализации доходов и расходов);

-                    детализация затрат по функциям управления – производство, управление и сбыт (принцип построения отчета о прибылях и убытках по функциям управления);

-                    отражение возникших в отчетном периоде доходов и расходов в зависимости от отношения к отчетному периоду их причин (принцип периодизации);

-                    разделение финансового результата на результат от основной и прочей деятельности (принцип разделения результатов).

Принцип расчета финансового результата по методу брутто предусматривает отражение всех доходов и расходов в полном размере без взаимозачетов. Метод нетто, напротив, допускает суммирование (сверстку) однородных доходов и расходов, при этом отражается только результат сложения.

Только расчет финансового результата по методу брутто в состоянии обеспечить требуемую норму, запрещающую взаимозачет между статьями активов и пассивов баланса, статьями прибылей и убытков на счете прибылей и убытков. Указанная правовая норма должна применяться всеми хозяйствующими субъектами. Исключения допускаются только на основе отдельных правовых положений, например, для субъектов малого предпринимательства, в которых допускается упрощенная система бухгалтерского учета и налогообложения.

Принцип детализации доходов и расходов по видам связан с их характером. Это, прежде всего, означает, что все доходы и расходы отчетного периода должны быть структурированы определенным образом.

Принцип периодизации состоит в том, что в отчете о прибылях и убытках отражаются издержки и поступления, относящиеся к тому отчетному периоду, в котором была произведена продукция (выполнены работы или оказаны услуги). Такая периодизация поступлений является основой для периодизации затрат. Затраты, как и расходы, относятся к тому периоду, в котором согласно принципу начисления (временной определенности фактов хозяйственной деятельности) они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Принцип разделения результата исходит из того, что в отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны быть разделены таким образом, чтобы основные и прочие составляющие финансового результата были прозрачными (т.е. распознаваемы). Такое разделение финансового результата позволяет внешним пользователям бухгалтерской отчетности очистить полученный финансовый результат от случайных фактов, а внутренним пользователям принимать соответствующие управленческие решения по максимизации прибыли и уменьшению убытков (потерь).

3.       Взаимосвязь отчета о прибылях и убытках с другими формами бухгалтерской отчетности

Проверка взаимоувязки показателей отчетных форм является не просто завершающей техническое составление бухгалтерской отчетности фазой. Она должна быть наглядной для пользователей отчетности, обеспечивать их дополнительной информацией для анализа. Главные принципы согласования показателей пяти основных форм бухгалтерской отчетности перечислены далее. Для удобства увязка представлена в виде таблиц.

Таблица 1

Взаимоувязка показателей форм №1 и №2

Наименование показателя и код строки

Бухгалтерский баланс       

Отчет о прибылях и убытках    

«Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» (470), столбец 4 - столбец 3

«Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» (190),столбец 3     

«Отложенные налоговые активы» (145), столбец 4 - столбец 3               

«Отложенные налоговые активы»  (141), столбец 3                  

«Отложенные налоговые обязательства» (515), столбец 4 - столбец 3        

«Отложенные налоговые              обязательства» (142), столбец 3   

Таблица 2

Взаимоувязка показателей форм № 3 и № 2

Наименование показателя и код строки

Отчет об изменениях капитала   

Отчет о прибылях и убытках   

Раздел I «Изменения капитала»,       подраздел «отчетный год», статья     «Чистая прибыль» отчетного года,     столбцы 6 и 7                       

«Чистая прибыль (убыток) отчетного периода» (строка 190), столбец 3  

4.                 Значение отчета о прибылях и убытках в рыночной экономике РФ

Основная цель отчета о прибылях и убытках сводится к тому, чтобы обеспечить информацией лиц, заинтересованных в результате деятельности организации. Информация отчета может быть использована для:

·          оценки эффективности аппарата управления;

·          прогнозирования деятельности организации;

·          распределения доходов (дивидендов) между учредителями (акционерами);

·          анализа результатов деятельности и обоснования управленческих решений;

Значение отчета о прибылях и убытках для оценки доходности и рентабельности организации трудно переоценить. Поскольку общий финансовый результат в отчете представлен развернуто, то по информации, содержащейся в данной форме, можно:

1.       дать оценку изменения доходов и расходов организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим;

2.       проанализировать состав, структуру и динамику валовой прибыли, прибыли от продаж, чистой прибыли;

3.       выявить факторы формирования конечного финансового результата и динамику рентабельности продаж.

Отчет о прибылях и убытках позволяет провести анализ динамики выручки от продаж, затрат на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг, анализ факторов, формирующих различные виды доходов и расходов организации.

Данные, содержащиеся в отчете о прибылях и убытках, используются при расчете некоторых коэффициентов, характеризующих деловую активность и доходность организации. Для оценки деловой активности при расчете коэффициентов оборачиваемости используют показатель выручки (нетто) от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг).

При оценки доходности используют такие показатели, как прибыль (убыток) от продаж, прибыль (убыток) до налогообложения, чистая прибыль (убыток) отчетного периода. Сопоставляя различные показатели финансовых результатов с инвестированными средствами, можно определить различные показатели доходности, разложить их по факторам. Сопоставление активов организации с прибылью позволяет установить фактическую доходность от вложений в целом.

В результате обобщения результатов анализа можно выявить неиспользованные возможности увеличения прибыли и доходности организации, повышения уровня его рентабельности. Информация, представленная в отчете о прибылях и убытках, позволяет всем заинтересованным пользователям сделать вывод, насколько эффективна деятельность данной организации и насколько оправданы и выгодны вложения в ее активы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любое предприятие в той или иной степени нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынках капитала. Привлечь потенциальных инвесторов и кредиторов возможно лишь путем объективного информирования их о своей финансово-хозяйственной деятельности, т.е. с помощью отчетности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, текущее и перспективное финансовое состояние предприятие, настолько и высока вероятность получения дополнительных источников финансирования. Бухгалтерскую отчетность в экономически развитых странах нередко называют финансовой.

Методологически и организационно отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом учетного процесса, что обуславливает органическое единство формирующихся в ней показателей с первичной документацией и учетными регистрами.

При составлении бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования положений по бухгалтерскому учету и других нормативных документов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение или финансовые результаты деятельности организации.

Отчетность выполняет важную функциональную роль в системе экономической информации. Она интегрирует информацию всех видов учета и представляется в виде таблиц, удобных для восприятия информации объектами хозяйствования.

Отчет о прибылях и убытках является одной из основных форм отчетности, обязательно присутствующей в периодической отчетности. Именно этот отчет отражает финансовое положение предприятия на отчетную дату, а также достигнутые им в отчетном периоде финансовые результаты.

Отчет о прибылях и убытках в обобщенном виде отражает следующие функции: экономические, характеризующие финансовые результаты хозяйственной деятельности; стимулирующие, проявляющиеся в процессе ее распределения и использования; формирования финансовых ресурсов организаций и предприятий.

Отчет о прибылях и убытках не только отражает прибыль или убыток как абсолютные величины, но и содержит информацию о доходности, которая позволяет анализировать составляющие финансового результата.

Для уверенности в правильности показателей бухгалтерской отчетности и для того чтобы исключить претензии работников налоговых органов, которые могут возникнуть в процессе проверки деятельности предприятия за отчетный год, необходимо учитывать основные требования, предъявляемые к составлению бухгалтерских отчетов.

Применение в условиях инфляции адекватных методов оценки запасов, в частности, ЛИФО, ускоренной амортизации, может частично сгладить влияние инфляции на стадии подготовки отчетности и способствовать получению более достоверных финансовых результатов.

Бухгалтерская отчетность должна выявлять любые факты, содержание которых может оказать влияние на оценку пользователями информации о состоянии собственности, финансовой ситуации, прибылей и убытков.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.                 Федеральным закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в реакции от 03.11.2006 №183-ФЗ).

2.                 Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом от 06 июля 1999 г. № 43н (в редакции приказа Минфина от 18.09.2006г. №115н).

3.                 Положение «По ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 34н (в редакции приказа Минфина от 18.09.2006г. №116н).

4.                 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06 мая 1999 г. № 33н, №34н (в редакции приказа Минфина от 18.09.2006г. №116н).

5.                 Беликова Т.Н. «Бухгалтерский учет и отчетность от нуля до баланса» 2009.

6.                 Огалесов А. Р. Годовой отчет – 2007. – М.: ЗАО «Актион - Медиа», 2007.

7.                 Отчет о прибылях и убытках, http://know.su/tax-audit/00084/.

8.                 Общие принципы формирования отчета о прибылях и убытках, http://Audit-it.ru/.

9.                 Отчет о прибылях и убытках (форма . 2), http://mvf.klerk.ru/.

10.            Информационно-техническое сопровождение «КОНСУЛЬТАНТ ПЛЮС».

СКВОЗНАЯ ЗАДАЧА

Общие сведения об организации:

Наименование организации – «Эталон» ИНН 7701717975.

Адрес организации: 103045, г. Москва, Октябрьский проспект, 37.

Код по ОКПО (общероссийский классификатор предприятий и организаций) – 54613312.

Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью (код по ОКОПФ – 65).

Форма собственности: частная (код по ОКФС – 16).

Вид деятельности: производство подшипников (код по ОКВЭД – 37.17).

Руководитель – Марченко Д. С.

Главный бухгалтер – Дмитриева Э. Н.

ООО «Эталон» имеет 2 основных цеха: №1 – механический, №2 – сборочный, а также один вспомогательный цех – ремонтно-механический. В основных цехах вырабатывается два вида продукции – А и Б. Вспомогательный цех выполняет текущий ремонт оборудования механического цеха (заказ №301) и сборочного цеха (заказ №302).

Таблица 1

Состояние активов и обязательств ООО "Эталон"

на 1 декабря 2008 г., (согласно рабочему плану счетов)

Номер

Активы и обязательства

Сумма, руб.

счета

 

Дебет

Кредит

1

2

3

4

01

Основные средства

4 039 650

 

02

Амортизация основных средств

 

2 419 170

04

Нематериальные активы

145 000

 

05

Амортизация нематериальны активов

 

25 015

09

Отложенные налоговые активы

97 320

 

10

Материалы

1 397 500

 

16

Отклонения в стоимости материальных ценностей

71 000

 

20

Основное производство - всего

33 090

 

 

в том числе изделия «А»

33 090

 

43

Готовая продукция

666 673

 

50

Касса

7 300

 

51

Расчетные счета

683 349

 

58

Финансовые вложения (долгосрочные)

140 000

 

60-1

Расчеты с поставщиками и подрядчиками (кредит)

 

830 650

62-1

Расчеты с покупателями и заказчиками (дебет)

327 970

 

62-2

Расчеты по авансам полученным (кредит)

 

236 700

66

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

 

679 870

68

Расчеты по налогам и сборам - всего

 

83 006

 

в том числе:

 

 

68-1

НДС

 

21 620

68-2

налог на прибыль

 

32 686

68-3

налог на доходы физических лиц

 

28 700

69

Расчеты по социальному страхованию и обеспечению - всего

 

103 765

 

в том числе:

 

 

69-1-1

Фонд социального страхования

 

11 024

69-1-2

Страховые платежи от несчастных случаев на производстве

 

4 940

69-2

ЕСН, подлежащий уплате в бюджет, взносы по страховой и накопительной части трудовой пенсии

 

76 018

69-3-1

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

 

4 181

69-3-2

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования

 

7 602

70

Расчеты с персоналом по оплате труда

 

379 910

71

Расчеты с подотчетными лицами (дебет)

4 300

 

1

2

3

4

73

Расчеты с персоналом по прочим операциям

128 000

 

76-1

Расчеты с разными дебиторами

30 000

 

76-2

Расчеты с разными кредиторами

 

28 726

77

Отложенные налоговые обязательства

 

19 960

80

Уставный капитал

 

1 000 000

82

Резервный капитал

 

150 000

83

Добавочный капитал

 

591 332

84

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) – всего

 

523 401

 

в том числе:

 

 

84-2

нераспределенная прибыль в обращении

 

462 492

84-3

нераспределенная прибыль в использовании

 

60 909

90-1

Выручка

 

9 150 800

90-2

Себестоимость продаж

6 071 217

 

90-3

НДС

1 395 885

 

90-5

Общехозяйственные расходы

633 190

 

90-6

Коммерческие расходы

181 400

 

90-9

Прибыль/убыток от продаж (прибыль)

869 108

 

91-1

Прочие доходы

 

250 760

91-2

Прочие расходы

174 118

 

91-9

Сальдо прочих доходов и расходов

76 642

 

99

Прибыли и убытки

 

699 647

 

Итого:

17 172 712

17 172 712