СООДЕРЖАНИЕ

1. ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ     3

2. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ........ 15

2.1 Анализ формы №1 «Бухгалтерский баланс»......................................... 15

2.2 Анализ формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»............................. 25

2.3 Анализ формы №4 «Отчет о движении денежных средств»................. 27

2.4. Анализ формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»........... 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 39

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................ 41

1. ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Рассмотрим формирование показателей, отражающихся в бухгалтерском балансе (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Формирование баланса  по данным счетов бухгалтерского учета

Наименование строки и номера формирующих счетов

№ строки

Корреспонденция счетов, формирующих каждую строку отчетности

Дебет

Кредит

Сумма

АКТИВ

I. Внеоборотные активы

Основные  средства

120

Сальдо на начало по балансу (гр.3), в т.ч.

остаток счета 01

01

486000

остаток счета 02

02

35000

Операции за период:

1. Начислена амортизация основных средств

зданий и сооружений

20

02

7000

машин, оборудования, транспортных средств

44

02

5000

Сальдо на конец по балансу (гр.4), в т.ч.

остаток счета 01

01

486000

остаток счета 02

02

47000

Итого по разделу I

Сальдо на начало

451000

Сальдо на конец

435000

II. Оборотные активы

НДС

220

Сальдо на начало по балансу (гр.3), в т.ч.

остаток счета 19

19

99000

Операции за период:

1. Списано в зачет бюджету задолженность по НДС

68

19

99000

Сальдо на конец по балансу (гр.4), в т.ч.

остаток счета 19

Продолжение таблицы

 

Дебиторская задолженность

240

Сальдо на начало по балансу (гр.3), в т.ч.

 

остаток счета 62

62

40000

 

Операции за период:

 

1. Погашена задолженность покупателей

51

62

5000

 

Сальдо на конец по балансу (гр.4), в т.ч.

 

остаток счета 62

62

35000

 

Денежные средства

260

Сальдо на начало по балансу (гр.3), в т.ч.

 

остаток счета 51

51

3000

 

Операции за период:

 

1. Получены арендные платежи от арендаторов

51

62

218000

 

2. Получен кредит банка

51

66

69000

Денежные средства

260

3. Прочие доходы

51

91

10000

4. Оплачены счета поставщиков за материальные ценности

60

51

118000

5. Получены денежные средства в кассу для выплаты заработной платы

50

51

53000

6. Выдана заработная плата работникам

70

50

53000

7. Погашена задолженность перед бюджетом по налогам и сборам

68

51

101800

8. Погашена задолженность перед внебюджетными фондами

69

51

18200

9. Расходы на рекламу

91

51

9000

Сальдо на конец по балансу (гр.4), в т.ч.

остаток счета 50

50

остаток счета 51

51

0

Продолжение таблицы

 

Прочие оборотные активы

270

Сальдо на начало по балансу (гр.3), в т.ч.

 

остаток счета 73

73

3000

 

Операции за период:

 

1. Сума недостачи, подлежащая взысканию с виновных лиц

73

94

2000

 

Сальдо на конец по балансу (гр.4), в т.ч.

 

остаток счета 73

73

5000

 

Итого по разделу II

Сальдо на начало

145000

 

Сальдо на конец

40000

 

БАЛАНС

Сальдо на начало

596000

 

Сальдо на конец

475000

 

ПАССИВ

 

III. Капитал и резервы

 

Уставный капитал

410

Сальдо на начало по балансу (гр.3), в т.ч.

 

остаток счета 80

80

8500

 

Сальдо на конец по балансу (гр.4), в т.ч.

 

остаток счета 80

80

8500

 

Непокрытый убыток

470

Сальдо на начало по балансу (гр.3), в т.ч.

 

остаток счета 84

84

256500

 

Операции за период:

 

1. Выручка от продажи

62

90

218000

 

2. Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

90

20

472500

 

3. Убыток от продаж

99

90

254500

 

4. Прочие операционные расходы

91

76

14000

 

5. Закрывается счет 91

99

91

14000

Непокрытый

убыток

470

6. В конец реформация баланса на сумму убытка

84

99

240500

Сальдо на конец по балансу (гр.4), в т.ч.

остаток счета 84

84

497000

Сальдо на начало

248000

Сальдо на конец

488500

Продолжение таблицы

Займы и кредиты

610

Сальдо на начало по балансу (гр.3), в т.ч.

остаток счета 66

66

705000

Операции за период:

1. Получен кредит банка

51

66

64000

2. Начислены проценты за пользование кредитом

91

66

5000

Сальдо на конец по балансу (гр.4), в т.ч.

остаток счета 66

66

774000

Кредиторская задолженность

620

Сальдо на начало по балансу (гр.3), в т.ч.

остаток счета 60

60

124000

остаток счета 70

70

10000

остаток счета 69

69

1000

остаток счета 68

68

3000

остаток счета 76

76

1000

Операции за период:

1. Поступили материальные ценности от поставщиков

10

60

137000

2. Оплачены счета поставщиков за материальные ценности

60

51

118000

Продолжение таблицы

 

Кредиторская задолженность

620

3. Начислена заработная плата работникам

44

70

53000

 

4. Выдана заработная плата

70

50

53000

 

5. Начислен ЕСН

44

69

19200

 

6. Перечислены денежные средства во внебюджетные фонды в счет уплаты ЕСН

69

51

18200

 

7. Удержан налог на доход физических лиц

70

68

6500

 

8. Начислен налог на рекламу

26

68

450

 

9. Начислен налог на землю

26

68

110300

 

10. Начислен транспортный налог

26

68

18550

 

11. Перечислены денежные средства в бюджет

68

51

101800

 

11. Предъявленные претензии поставщикам материальных ценностей удовлетворены

76

60

1000

13. Сума недостачи, подлежащая взысканию с виновных лиц

73

94

2000

14. Списание суммы недостачи в пределах норм

10

94

1000

Сальдо на конец по балансу (гр.4), в т.ч.

остаток счета 60

60

144000

остаток счета 70

70

3500

остаток счета 69

69

2000

остаток счета 68

68

37000

остаток счета 76

76

0

остаток счета 94

94

3000

844000

Сальдо на конец

963500

596000

Сальдо на конец

475000

Таким образом, за отчетный период на предприятии уменьшилась стоимость объектов основных средств в результате начисленных сумм амортизации в размере 12 тыс. руб. Запасов предприятие не имеет как на начало, так и на конец периода. Сумма НДС по приобретенным ценностям начисленная за период была полностью погашена, то есть остатка на конец периода предприятие по данной статье не имеет. Задолженность покупателей и заказчиков к концу года сократилась лишь на 5 тыс. руб. на начало периода на расчетном счете предприятия находилось 3 тыс. руб. В результате поступлений денежных средств на расчетный счет от арендаторов, сумм полученного краткосрочного кредита и прочих доходов на счету у предприятия оказались свободные денежные средства, которые были в свою очередь направлены на оплату материальных ценностей, приобретенных у поставщиков, погашение задолженности по оплате труда перед работниками предприятия, в бюджет и внебюджетные фонды по налогам и сборам, а также были оплачены расходы на рекламу. По итогам года денежных средств на счету предприятия нет. В разделе прочие оборотные активы у данного предприятия отражена недостача, подлежащая взысканию с виновных лиц в размере 2 тыс. руб.

Изменений в уставном капитале предприятия не происходило, размер уставного капитала остался неизменным 8,5 тыс. руб. Результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия в отчетном году явился убыток, который составил 497 тыс. руб. В частности за счет превышения себестоимости проданных товаров, работ, услуг над полученной выручкой от их продажи предприятием был получен убыток в размере 254,5 тыс. руб. За отчетный период предприятием были произведены прочие операционные расходы на сумму 14 тыс. руб. За отчетный период предприятию был выдан краткосрочный кредит в размере 69 тыс. руб. кредиторская задолженность предприятия возросла за счет увеличения задолженности перед поставщиками и подрядчиками за приобретенные материальные ценности, задолженности перед внебюджетными фондами и бюджетом по налогам и сборам. Задолженность прочих кредиторов к концу года была полностью погашена. В разделе прочие краткосрочные обязательства у предприятия находит отражение недостача в размере 3 тыс. руб. к концу отчетного года.

Рассмотрим формирование показателей, отражающихся в отчете о прибылях и убытках (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Формирование отчета о прибылях и убытках по информации счетов бухгалтерского учета

Наименование строки

№ строки

Сумма по отчету

Содержание информации, используемой для заполнения строк отчетности

Дебет

Кредит

Сумма по операции

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка от продаж

010

218000

Операции за период:

1. Реализовано товаров покупателям

62

90

114000

2. Выполнены работы и оказаны услуги

62

90

104000

Себестоимость продаж

020

472500

1. Себестоимость товаров

90

41

128900

2. Себестоимость работ и услуг

90

20

343600

Прибыль (убыток) от продаж

050

-254500

1. Убыток от реализации товаров

90

99

-14900

2. Убыток от оказания услуг и выполнения работ

99

90

-239600

Прочие доходы и расходы

Прочие операционные расходы

100

14000

1. Расходы на рекламу

91

51

9000

2. Начислены проценты за пользование кредитом

91

66

5000

Прибыль (убыток) до налогообложения

140

-240500

 

За отчетный период предприятие реализовало товаров, выполнило работ и оказало услуг на сумму 218 тыс. руб. Себестоимость товаров превысила полученную выручку, в связи с чем был получен убыток в размере 14,9 тыс. руб. В результате аналогичного превышения себестоимости работ и услуг также был получен убыток на сумму 239,6 тыс. руб. Таким образом, предприятие получило убыток от продаж в размере 254,5 тыс. руб. на уменьшение финансового результата оказали влияние произведенные прочие операционные расходы в сумме 14 тыс. руб. По итогам деятельности предприятием был получен убыток в размере 240,5 тыс. руб.

Рассмотрим формирование показателей, отражающихся в отчете о движении денежных средств (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Формирование отчета о движении денежных средств по информации счетов бухгалтерского учета

Наименование строки

№ строки

Сумма по отчету

Содержание информации, используемой для заполнения строк отчетности

Дебет

Кредит

Сумма по операции

остаток на начало года

100

3000

Счет 50 "Касса"

Счет 51 "Расчетный счет"

51

3000

Всего

3000

Движение денежных средств по текущей деятельности

Средства, полученные от покупателей, заказчиков

110

218000

Операции за период:

1. Реализовано товаров покупателям

51

62

114000

2. Выполнены работы и оказаны услуги

51

62

104000

Прочие доходы

120

79000

Операции за период:

1. Получен краткосрочный кредит банка

51

66

69000

2. Прочие доходы

51

91

10000

Денежные средства, направленные:

150

300000

 

Продолжение таблицы

Операции за период:

на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья

160

118000

1. Оплачены счета поставщиков за материальные ценности

60

51

118000

на оплату труда

170

53000

2. Получены денежные средства в кассу для выплаты заработной платы

50

51

53000

3. Выдана заработная плата работникам

70

50

53000

на расчеты по налогам и сборам

180

120000

4. Погашена задолженность перед бюджетом по налогам и сборам

68

51

101800

5. Погашена задолженность перед внебюджетными фондами

69

51

18200

на прочие расходы

9000

6. Расходы на рекламу

91

51

9000

Сальдо на конец по балансу (гр.4), в т.ч.

остаток счета 50

50

остаток счета 51

51

На начало отчетного периода предприятие имело на расчетном счету 3 тыс. руб. В связи с движением денежных средств по текущей деятельности предприятия на расчетный счет поступили: денежные средства от покупателей товаров в сумме 114 тыс. руб., от заказчиков на сумму 104 тыс. руб., а также был получен краткосрочный кредит банка в размере 69 тыс. руб. и прочие доходы на сумму 10 тыс. руб. поступившие денежные средства были направлены на оплату счетов поставщиков – 118 тыс. руб., на выплату заработной платы работникам – 53 тыс. руб., уплачены бюджету налоги и сборы в сумме 101,8 тыс. руб., погашена задолженность перед внебюджетными фондами – 18,2 тыс. руб. и оплачены расходы на рекламу в размере 9 тыс. руб. По итогам года на расчетном счету денежных средств нет.

Для того, чтобы проверить правильность составления бухгалтерской отчетности необходимо провести взаимоувязку показателей всех форм отчетности.

Таблица 1.4

Взаимоувязка показателей формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» и формы №1 «Бухгалтерский баланс»

Показатель

Ф. №2 «Отчет о прибылях и

убытках»

Ф. №1 «Бухгалтерский баланс»

строка

столбец

Сумма по отчету

строка

столбец

Сумма по отчету

Прибыль

190

3

470

4

Убыток

190

3

-73

475

4

-73

Таблица 1.5

Взаимоувязка показателей формы №3 «Отчет об изменениях капитала» и формы №1 «Бухгалтерский баланс»

Показатель

Ф. №3 «Отчет об изменениях

капитала»

Ф. №1 «Бухгалтерский баланс»

строка

столбец

Сумма по отчету

строка

столбец

Сумма по отчету

Уставный капитал

010

3

8,5

410

3

8,5

Итого по разделу I «Капитал»

079

3

8,5

410

420

430

440

450

460

3

8,5

079

3

8,5

410

420

430

440

450

460

4

8,5

Таблица 1.6

Взаимоувязка показателей формы №4 «Отчет о движении денежных средств» и формы №1 «Бухгалтерский баланс»

Показатель

Ф. №4 «Отчет о движении денежных средств»

Ф. №1 «Бухгалтерский баланс»

строка

столбец

Сумма по отчету

строка

столбец

Сумма по отчету

Остаток денежных средств на начало года

010

3

2

261+262+263+264 (-Д 57)

3

2

Остаток денежных средств на конец года

260

3

3

261+262+263+264 (-Д 57)

4

3

Таблица 1.7

Взаимоувязка показателей формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» и формы №1 «Бухгалтерский баланс»

Показатель

Ф. №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

Ф. №1 «Бухгалтерский баланс»

строка

столбец

Сумма по отчету

строка

столбец

Сумма по отчету

Краткосрочные кредиты

130

130

3

6

0

0

611

611

3

4

0

0

Краткосрочные займы

140

140

3

6

648

705

612

612

3

4

648

705

Краткосрочные кредиты и займы

130+140

130+140

3

6

648

705

610

610

3

4

648

705

Дебиторская задолженность, всего

210+220

210+220

3

6

16

43

230+240

230+240

3

4

16

43

Краткосрочная кредиторская задолженность

230+240

230+240

3

6

119

139

620

620

3

4

119

139

Векселя выданные

262

262

3

6

0

0

622

622

3

4

0

0

Векселя полученные

264

264

3

6

0

0

232+242

232+242

3

4

0

0

Здания, сооружения, машины и оборудование

370-394

370-394

3

6

467

154

122

122

3

4

467

154

Отчисления в государственные внебюджетные фонды

å710-740(ст.3)

å710-740(ст.4)

å710-740(ст.5)

3

1

625

3

1

Таблица 1.8

Взаимоувязка показателей формы №4 «Отчет о движении денежных средств» и формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

Показатель

Ф. №4 «Отчет о движении денежных средств»

Ф. №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

строка

столбец

Сумма по отчету

строка

столбец

Сумма по отчету

Кредиты банков

080

3

57

110-130

4

57

Другие займы

085

3

120+140

4

Таким образом, все показатели бухгалтерской отчетности взаимоувязаны друг с другом.

2. АНАЛИЗ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ

2.1 Анализ формы №1 «Бухгалтерский баланс»

Проанализируем динамику и структуру статей бухгалтерского баланса ООО «Строй-Подряд» (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Сравнительный аналитический баланс

Наименование статей

Абсолютные величины, тыс. руб.

Относительные величины, %

на начало года

на конец года

изменения

на начало года

на конец года

изменения

Темп роста, %

в % к изменению итогового баланса

Актив

1. Долгосрочные  активы

1.1. Основные средства

451

435

-16

76,1

5,76

-70,3

96,5

-0,2

1.2. Нематериальные активы

1.3. Прочие активы

ИТОГО по разделу I

451

435

-16

76,1

5,8

-70,3

96,5

-0,2

2. Оборотные активы

2.1. Товарно-материальные ценности

99

7080

6981

1,4

101,8

100,3

7151,5

100,3

2.2. Дебиторская задолженность (до12 месяцев)

40

35

-5

6,7

0,5

-6,3

87,5

-0,1

2.3. Краткосрочные финансовые вложения

2.3. Денежные средства

3

0

-3

0,5

0,0

-0,5

0,0

0,0

Продолжение таблицы

 

ИТОГО по разделу II

142

7115

6973

23,9

102,3

78,3

5010,6

100,2

 

Стоимость имущества

593

7550

6957

1273,2

Наименование статей

Абсолютные величины, тыс. руб.

Относительные величины, %

на начало года

на конец года

изменения

на начало года

на конец года

изменения

Темп роста, %

в % к изменению итогового баланса

 

Пассив

 

1. Источники собственных средств

 

1.1. Уставный капитал

8,5

8,5

1,4

0,1

-1,3

100,0

0,0

 

1.2. Добавочный и резервный капитал

 

1.4. Непокрытый убыток

256,5

497

240,5

43,0

6,6

-36,5

193,8

3,5

 

ИТОГО по разделу I

-248

-488,5

-240,5

-41,6

-102,8

-61,2

197,0

198,8

 

2. Обязательства

 

2.1. Краткосрочные займы

705

774

69

1,2

1,6

0,0

109,8

-57,0

 

2.2. Кредиторская задолженность

139

186,5

47,5

23,3

39,3

8,9

134,2

0,0

 

2.3. Прочие краткосрочные обязательства

 

ИТОГО по разделу II

844

963,5

117

1,4

2,0

0,6

114,2

-96,3

 

ИТОГО источников

596

475

-121

0,0

79,7

100,0

По данным табл. 2.1 мы видим, что в целом имущество предприятия уменьшилось в конце отчетного периода на 121 тыс. руб. или на 20,3%. Так как темп роста выручки от реализации (181,7%) опережает темп роста имущества (79,7%), результат такого изменения характеризуется положительно.

В составе всего имущества мы видим резкое снижение удельных весов долгосрочных активов с 76,1 до 5,80%. Такие изменения, очевидно, повышают мобильность структуры капитала предприятия, увеличивая ликвидность баланса.

При общем снижении доли оборотных средств на предприятии также наблюдается снижение удельного веса денежных средств в составе оборотного капитала с 0,5 до 0% в сравнении с началом периода. Снижение удельного веса денежных средств характеризует снижение мобильности активов и, следовательно, степени платежеспособности предприятия по текущим обязательствам.

У предприятия наряду с уменьшением доли денежных средств, повысилась доля кредиторской задолженности с 23,3 до 39,3%. То есть уменьшение свободных средств повлекло за собой увеличение задолженности перед кредиторами.

В пассиве баланса наблюдается увеличение обязательств предприятия. Относительные показатели отражают снижение удельного веса собственного капитала с 41,6 до 102,8% при повышении величины заемного капитала с 1,4 до 2,0%. Такое изменение понижает платежеспособность предприятия, независимость от заемных источников.

Рост кредиторской задолженности на 47,5 тыс. руб. или 89% говорит об увеличении полученных предприятием кредитов за купленный товар, задолженности перед бюджетом по налогам и сборам.

Графически изменение статей бухгалтерского баланса можно представить следующим образом (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Изменение стоимости отдельных статей актива и пассива баланса

ООО «Строй-Подряд»

С позиции финансовой деятельности любой коммерческой организа­ции присуща необходимость решения двух основных задач:

– поддержание способности отвечать по текущим финансовым обяза­тельствам;

– обеспечение долгосрочного финансирования в желаемых объемах и способности безболезненно поддерживать сложившуюся или желаемую структуру капитала.

Основополагающими понятиями в этом разделе методики анализа яв­ляются «ликвидность» и «платежеспособность». Под ликвидностью какого-либо актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства в ходе предусмотренного производственно-технологического процесса, а степень ликвидности опреде­ляется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена. Чем короче период, тем выше ликвидность данного вида активов. В таком понимании любые активы, которые можно обратить в деньги, являются ликвидными.

Таблица 2.2

Группировка активов по степени ликвидности

Статьи актива

На начало года

На конец года

Изменения структуры, %

в тыс. руб.

в % к

в тыс. руб.

в % к

ВБ

ВБ

А1 – быстрореализуемые активы

Денежные средства (260):

3

0,01

0

0,00

-0,01

- касса (261)

 

 

 

 

 

- расчётный счёт (262)

1

0,17

 

0,00

-0,17

- валютный счёт (263)

 

 

 

 

 

- прочие денежные средства (264)

 

 

 

 

 

Краткосрочные финансовые вложения (250)

 

 

 

0,00

0,00

Итого

3

0,01

0

0,00

-0,01

А2 – активы средней скорости реализации

Товары отгруженные (215)

0

0

0

0

 

Дебиторская задолженность (часть240)

40

6,71

35

7,37

7,06

Итого

40

6,7

35

7,37

7,06

А3 – медленнореализуемые активы

Сырьё, материалы и др. (211)

 

0,00

 

0,00

-11,63

Расходы будущих периодов (216)

 

0,000

 

 

0,000

Незавершенное производство (213)

 

 

 

 

 

Готовая продукция и товары (214)

 

 

 

 

 

Итого

0

0,0

0

0,00

0,00

А4 – труднореализуемые активы

Основные средства (120)

54

9,06

25,00

5,26

-3,80

НМА (110)

 

 

 

 

 

Долгосрочные финансовые вложения (140)

 

 

 

 

 

Незавершенное строительство (130)

 

 

 

 

 

Итого

54

9,06

25,00

5,26

-3,80

Валюта баланса (ВБ)

596

100,00

475,00

100,00

0,00

Таблица 2.3

Группировка пассивов по степени их погашения

Статьи пассива

На начало года

На конец года

Изм.

структуры, %

в тыс. руб.

в % к

в тыс. руб.

в % к

ВБ

ВБ

П1 – срочные обязательства со сроком погашения в текущем месяце

Кредиторская задолженность (часть 620)

139

12,53

186,5

8,87

1,64

Итого

139

7,23

186,5

8,87

1,64

П2 – краткосрочные обязательства

Кредиты и займы (часть 610)

705

774,00

774

52,69

-18,925

Расчёты с кредиторами, не вошедшие в группу П1 (часть 620)

 

 

 

 

 

Итого

705

63,57

774

52,69

-10,88

П3 – долгосрочные пассивы

Кредиты, займы и т.п. (510+520+часть610)

 

 

 

 

 

Прочие долгосрочные обязательства (520+630+640+650+660)

0,00

0,00

3,00

 

0,00

Итого

0,00

0,00

3,00

0,00

0,00

П4 – постоянные пассивы

Уставный капитал (410)

8,50

0,77

8,50

0,58

-0,19

Резервный капитал (430)

 

 

 

 

 

Добавочный капитал (420)

 

 

 

 

 

Непокрытый убыток (470)

256,50

23,13

497,00

33,83

10,70

Итого (490)

265,00

23,90

505,50

34,41

10,52

Валюта баланса (ВБ)

1109,00

 

1469,00

 

0,00

Сопоставление итогов по активу и по пассиву для третьей и четвёртой групп отражает соотношение платежей и поступлений в относительно отдалённом будущем.

Таблица 2.4

Расчет текущей платежеспособности ООО «Строй-Подряд»

Группа актива

На начало года

На конец года

Группа пассива

На начало года

На конец года

Излишек / недостача

нач. года

кон. года

А1

3

0

П1

139

7,2

-136

-7,2

А2

40

6,7

П2

705

118,3

-665

-111,6

А3

П3

А4

54

9,1

П4

-248,0

-41,6

-302

-50,7

Как видно из табл. 2.4, первое соотношение не соот­ветствует установленному ограничению. Наиболее ликвидные активы (А1) не покрывают наиболее сроч­ные обязательства (П1) на конец периода с недос­татком, равным 7,2 тыс. руб. То есть предприятие нее способно погасить текущую задолженность кре­диторов на сумму 7,2 тыс. руб.

По остальным соотношениям выполняются указан­ные ограничения. Следовательно, организация не спо­собна расплатиться по платежам ближайшей и отда­лённой перспективы.

Не выполнение последнего неравенства свидетельст­вует о недостаточности собственного капитала органи­зации (А4) для покрытия труднореализуемых активов (П4).

Далее проведем анализ эффективности использования имущества исследуемого предприятия (табл. 2.5).

Таблица 2.5

Показатели оборачиваемости оборотных активов

Показатели

Формула

Прошлый год

Отчетный год

Изменения

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

с.010 ф. №2 / с.290 ф.№1

1,50

5,45

3,95

2. Коэффициент загрузки оборотных средств

с.290 ф.№1 / с.010 ф. №2

0,67

0,18

-0,48

Продолжение таблицы

3. Однодневный оборот

365 / Коб.акт.

0,004

0,015

0,01

4. Длительность одного оборота

(с.290 ф.№1*365) / с.010 ф. №2

243

67

-176

5. Оборачиваемость дебиторской задолженности

с.010 ф. №2 / с.230+240 ф.№1

5,45

6,23

0,78

6. Оборачиваемость МПЗ

с.010 ф. №2 / с.210 ф.№1

Таким образом, количество оборотов оборотных активов увеличилось в отчетном году, что говорит об увеличении объема реализуемых товаров, работ, услуг на1 рубль, вложенного в оборотные активы. Величина оборотных средств на 1 рубль реализованных товаров, работ, услуг сократилась, что показывает снижение коэффициента загрузки оборотных средств. Однодневный оборот увеличился на 0,01 дня. Время обращения оборотных средств сократилось на 176 дней. Оборачиваемость дебиторской задолженности также возросла, что свидетельствует об увеличении коммерческого кредита, предоставляемого организацией своим дебиторам.

Таблица 2.6

Показатели рентабельности активов и пассивов

Показатели

Формула

Прошлый год

Отчетный год

Изменения

1. Рентабельность собст-венного капитала

С.190 ф.№2 / с.490 ф.№1

- 1,03

- 1,02

- 0,02

2. Рентабельность капитала, вложенного в активы

С.190 ф.№2 / с.300 ф.№1

-0,43

-1,05

-0,62

3. Рентабельность текущих активов

С.190 ф.№2 / с.290 ф.№1

-1,77

-12,43

-10,66

Таким образом, показатели рентабельности все отрицательные в связи с тем, что предприятием был получен убыток по итогам хозяйственной деятельности за 2004 год. Следовательно, собственный капитал используется неэффективно и показывает долю убытка в собственном капитале предприятия. Снижение рентабельности капитала, вложенного в активы свидетельствует о снижении спроса на товар фирмы. Текущие активы предприятия также используются неэффективно.

Определение финансовой устойчивости с помощью относительных показателей производится с помощью коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициента обеспеченности материальных запасами СОС и коэффициента финансовой независимости (табл. 2.7).

Таблица 2.7

Анализ финансовой устойчивости по относительным показателям

Наименование

коэффициента

Расчет

Норм. значение

Начало года

Конец года

Изменение

1. Коэффициент обеспеченности СОС

СОС/ВБ

>0,4

-0,34

-1,9

-1,60

2. Коэффициент обеспеченности мат.запасов СОС

СОС/с.290

>1,0

-1,4

-23,1

-21,69

3. Коэффициент финансовой устойчивости

с.590+с.690/с.700

<1,0

1,4

2,0

0,61

4. Коэффициент маневренности

(С.490+с.640+с.650-с.190)/с.490+с.640++с.650

>0,5

2,82

1,89

-0,93

5. Коэффициент автономии

(с.490+с.640+с.650)//с.700

0,5

-0,42

-1,03

-0,61

Продолжение таблицы

6. Коэффициент финансовой активности

(с.590+с.690-с.640+с.650)/с.490+

+с.640+с.650

<1,0

-3,40

-1,97

1,43

7. Коэффициент финансирования

(с.490+с.640+с.650)/

/с.(590+с.690)

>1,0

-0,29

-0,51

-0,21

Данные представленной таблицы свидетельствуют о том, что оборотные активы предприятия не обеспечены в полном объеме собственными оборотными средствами. Материальные запасы нуждаются в привлечении заемных средств для их покрытия. Предприятие не может длительное время использовать заемные источники финансирования в своей деятельности, что свидетельствует коэффициент финансовой устойчивости. Мобильность собственных источников средств повысилась, о чем говорит увеличение коэффициента маневренности, следовательно, улучшилось финансовое состояние предприятия. Снижение коэффициента автономии отражает тенденцию к повышению зависимости организации от заемных источников финансирования, то есть вероятность финансовых затруднений возрастает. Степень зависимости от заемных источников снизилась, о чем говорит снижение коэффициента финансовой активности. Большая часть имущества организации финансируется за счет заемных источников, что говорит об опасности неплатежеспособности и затруднении возможности получения кредита.

Проанализируем коэффициенты ликвидности (табл. 2.8).

Таблица 2.8

Коэффициенты ликвидности

Коэффициент

Формула

На начало периода

На конец периода

Изменение

Кабс. ликв.

0,0036

-0,0036

Ккритич. ликв.

0,0509

0,0535

0,0025

Ктек. ликв.

0,0509

0,0535

0,0025

Как видно из табл. 2.8, величина коэффициента абсолютной ликвидности к концу года не удовлетворяет ограничению. Это позволяет сделать вывод о том, что общей суммы оборотных средств у данного предприятия недостаточно для обеспечения платеже­способности. То есть ООО «Строй-Подряд» не в состоянии погасить достаточную часть краткосрочной задолженности на дату составления баланса.

Критическая ликвидность тоже ниже ус­тановленного ограничения. Следовательно, суммы наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов у предприятия недостаточно для покрытия его кратко­срочных обязательств. И краткосрочная задолжен­ность не будет погашена в полной мере в течение краткосрочных поступлений на счет ООО «Строй-Подряд».

Величина коэффициента текущей ликвидности также не удовлетворяет установленному ограничению. Это позволяет сделать вывод о том, что общей суммы оборотных средств у данного предприятия недостаточно для обеспечения платежеспособности.

2.2 Анализ формы №2 «Отчет о прибылях и убытках»

Проанализируем прибыль до налогообложения ООО «Строй-Подряд» за отчетный период (табл. 2.9).

Таблица 2.9

Анализ налогооблагаемой прибыли

Показатели

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение

 

в тыс. руб.

доля в НОП, %

в тыс. руб.

доля в НОП, %

абс., тыс. руб.

темп прироста %

 

1.Прибыль от продаж (050)

-117

100,0

-254,5

100,0

-137,5

117,5

 

2.Операционные доходы (060+080+090)

 

3.Операционные расходы (070+100)

13

-11,1

14

-5,5

1

7,7

 

4.Внереализацион-ные доходы (120)

72

-61,5

 

 

5.Внереализацион-ные расходы (130)

15

-12,8

-15

 

Итого налогооблагаемая прибыль (стр.1+стр.2-стр.3+стр.4-стр.5)

-73

62,4

-240,5

94,5

-167,5

229,5

В виде диаграммы динамику полученного финансового результата можно представить следующим образом (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Увеличение полученного убытка ООО «Строй-Подряд»

За отчетный период финансовым результатом хозяйственной деятельности является убыток в размере 254,5 тыс. руб., который увеличилась по сравнению с прошлым годом на 137,5 тыс. руб., в частности за счет превышения себестоимости продаж над выручкой от продаж.

Таким образом, покупательная способность товаров, реализуемых предприятием снизилась, в связи с чем был получен отрицательный финансовый результат. Из этого следует, что затраты по приобретению товара, по оплате труда не могут быть погашены в полной мере. Налоги, уплачиваемые предприятием также не перечисляются, в связи с чем растет задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, что дополнительно влечет за собой уплату пеней и штрафов за несвоевременную уплату.

2.3 Анализ формы №4 «Отчет о движении денежных средств»

Денежный поток – это совокупность распределенных во времени объемов поступления и выбытия денежных средств в процессе хозяйственной деятельности организации.

Поступление (приток) денежных средств называется положительным потоком, выбытие (отток) денежных средств – отрицательным денежным потоком. Разность между положительным и отрицательным денежными потоками по каждому виду деятельности или по хозяйственной деятельности организации в целом называется чистым денежным потоком.

Целью анализа денежных потоков является подготовка информации об объемах, временных параметрах, источниках поступления и направлениях расходования денежных средств, которая необходима для обоснованного принятия решений по управлению ими с учетом влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов.

Таблица 2.10

Анализ динамики и структуры денежного потока по текущей деятельности

 

Состав денежного потока

Отчетный год

Предыдущий год

Изменения

Темп роста, %

 

сумма, тыс. руб.

струк-тура, %

сумма, тыс. руб.

струк-тура, %

сумма, тыс. руб.

струк-тура, %

 

1. Остаток денежных средств на начало года

3

2

-1

150,0

 

2. Движение денежных средств по текущей деятельности

297

100,0

116

100,0

-181

256,0

 

средства, полученные от покупателей, заказчиков

218

73,4

59

50,9

-159

-22,5

369,5

 

 

прочие доходы

79

26,6

57

49,1

-22

22,5

138,6

 

 

5. Денежные средства, направленные:

300

100,0

115

100,0

-185

260,9

 

на оплату приобретенных товаров, работ, услуг, сырья и иных оборотных активов

118

39,3

12

10,4

-106

-28,9

983,3

 

на оплату труда

53

17,7

27

23,5

-26

5,8

196,3

 

на выплату дивидендов

0

 

на расчеты по налогам и сборам

120

40,0

76

66,1

-44

26,1

157,9

 

на прочие расходы

9

3,0

-9

-3

 

6. Остаток денежных средств на конец года

3

3

 

Таким образом, основную долю в поступлении денежных средств на предприятие составляют платежи покупателей и заказчиков (73,4% на конец года) – 218 тыс. руб., что больше аналогичного показателя прошлого года на 159 тыс. руб.

В свою очередь основную долю в денежных оттоках занимают платежи в бюджет по налогам и сборам – 40,0% к концу года, что меньше аналогичного показателя прошлого года на 44 тыс. руб. (66,1%), то есть в отчетном году предприятие погасило некоторую долю задолженности.

Другой по значимости расходной статьей являются расчеты с поставщиками за материальные ценности: за отчетный год – 39,3%, прошлый год – 10,4%, то есть задолженность перед поставщиками значительно выросла – на 106 тыс. руб.

Темп роста притока денежных средств (256,0%) меньше темпа роста оттока денежных средств предприятия (260,9%), что отрицательно влияет на финансовую устойчивость предприятия.

На конец года остатка денежных средств предприятие не имеет, когда как в прошлом году интенсивность изменения остатка денежных средств составляла (+50%).

На величину денежных средств, на их динамику влияют такие показатели, как дебиторская и кредиторская задолженности. Проведем анализ их динамики (2.11).

Таблица 2.11

Баланс дебиторской и кредиторской задолженности

Дебиторская задолженность

Начало года

Конец года

Кредиторская задолженность

Начало года

Конец года

– расчеты с покупателями и заказчиками

40

35

– расчеты с поставщиками и подрядчиками

124

144

– расчеты по налогам и сборам

4

39

– кредиты полученные

705

777

Продолжение таблицы

– прочие

11

3,5

Итого ДЗ

40

35

Итого КЗ

844

963,5

Превышение КЗ над ДЗ

804

928,5

Таким образом, кредиторская задолженность намного превышает дебиторскую – на конец года на 963,5 тыс. руб. Недостаток денежных средств связан в первую очередь именно с наличием высокой доли кредиторской задолженности.

С точки зрения инвестора данное предприятие не привлекательно для вложения в него инвестиций, так как имеется большая доля задолженности перед кредиторами, погашение дебиторской задолженности происходит слишком медленным темпами. Вести расчеты с таким предприятием и быть в роли контрагента не рекомендуется, так как предприятие неплатежеспособно. Взыскать задолженность довольно трудно, так как свободных денежных средств предприятие не имеет, тем более что по результатам деятельности оно получило убытки.

2.4. Анализ формы №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»

Полнота и достоверность анализа основных средств зависят от степени совершенства бухгалтерского учета, отлаженности систем регистрации операций с объектами основных средств, полноты заполнения учетных документов, точности отнесения объектов к учетным классификационным группам, достоверности инвентаризационных описей, глубины разработки и ведения регистров аналитического учета.

Задачи анализа — определить обеспеченность предприятия и его структурных подразделений основными средствами и уровень их использования по обобщающим и частным показателям, установить причины их изменения; рассчитать влияние использования основных фондов на объем производства продукции и другие показатели; изучить степень использования производственной мощности предприятия и оборудования; выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.

Таблица 2.12

Анализ состава и дивжения основных средств

Наименование показателей

Наличие на начало отчетного года

Посту-пили

Вы-было

Наличие на конец отчет-ного периода

Изменение

Динамика остатка в %

Интенсив-ность

обновле-

ния

Интен-сив-ность выбы-тия

сумма

струк-тура

сумма

струк-тура

1. Здания

432

432

89,6

2. Сооружения

3. Машины и оборудование

50

50

10,4

4. Транспортные средства

5. Производст-венный и хозяйственный инвентарь

6. Рабочий скот

7. Продуктивный скот

8. Многолетние насаждения

9. Другие виды основных средств

Продолжение таблицы

10. Земельные участки и объекты природополь-зования

11. Капиталь-ные вложения на коренное улучшение земель

Итого

482

482

Таким образом, за отчетный период на предприятии не было ни поступления, ни выбытия объектов основных средств. Так основную долю в составе основных средств занимают здания (89,6%) – как на начало, так и на конец периода. Машины и оборудование – лишь 10,4%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

За 2004 год значительные изменения произошли по таким статьям бухгалтерского баланса, как НДС по приобретенным ценностям – задолженность в размере 99 тыс. руб. к концу года погашена полностью; предприятие получило убыток в размере 240,5 тыс. руб., что больше аналогичного показателя прошлого года на 166,7 тыс. руб.; предприятие взяло краткосрочный кредит на сумму 79 тыс. руб., то есть задолженность перед банком увеличилась и составляет на конец 2004 года 774 тыс. руб.; задолженность перед бюджетом по налогам и сборам также возросла на 34 тыс. руб. в результате не уплаты налогов в местные бюджеты.

По данным проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО СМП «Строй-Подряд» можно сделать вывод, что предприятие находится в кризисном финансовом состоянии. Средства предприятия финансируются только за счет заемных средств. По итогам деятельности был получен убыток, как в отчетном году, так и в прошлом.

В целом имущество предприятия уменьшилось в конце отчетного периода на 20,3%. В составе всего имущества наблюдается резкое снижение удельных весов долгосрочных активов, что повышает мобильность структуры капитала предприятия, увеличивая ликвидность баланса. При общем снижении доли оборотных средств на предприятии также наблюдается снижение удельного веса денежных средств в составе оборотного капитала. Снижение удельного веса денежных средств характеризует снижение мобильности активов и, следовательно, степени платежеспособности предприятия по текущим обязательствам.

У предприятия наряду с уменьшением доли денежных средств, повысилась доля кредиторской задолженности с 23,3 до 39,3%. То есть уменьшение свободных средств повлекло за собой увеличение задолженности перед кредиторами. В пассиве баланса наблюдается увеличение обязательств предприятия. Относительные показатели отражают снижение удельного веса собственного капитала при повышении величины заемного капитала. Такое изменение понижает платежеспособность предприятия, независимость от заемных источников.

Рост кредиторской задолженности на 89% говорит об увеличении полученных предприятием кредитов за купленный товар, задолженности перед бюджетом по налогам и сборам.

Анализ ликвидности и платежеспособности показала, что предприятие нее способно погасить текущую задолженность кре­диторов на сумму 7,2 тыс. руб. Но организация спо­собна расплатиться по платежам ближайшей и отда­лённой перспективы. Наблюдается недостаточность собственного капитала органи­зации для покрытия труднореализуемых активов. Общей суммы оборотных средств у данного предприятия недостаточно для обеспечения платеже­способности. То есть ООО «Строй-Подряд» не в состоянии погасить достаточную часть краткосрочной задолженности на дату составления баланса. Краткосрочная задолжен­ность не будет погашена в полной мере в течение краткосрочных поступлений на счет ООО «Строй-Подряд». Общей суммы оборотных средств у данного предприятия недостаточно для обеспечения платежеспособности.

Анализ структуры капитала показал, что доля собственного капитала сократилась за счет получения предприятием убытка в результате хозяйственной деятельности. Величина заемного капитала увеличилась на 119,5тыс. руб., что произошло в результате увеличения краткосрочных займов и кредитов на 69,0 тыс. руб., а также кредиторской задолженности на 47,5 тыс. руб. Превышение заемного капитала над собственным капиталом не очень хорошо влияет на хозяйственную деятельности предприятия.

По результатам анализа финансовой устойчивости было выявлено, что оборотные активы предприятия не обеспечены в полном объеме собственными оборотными средствами. Материальные запасы нуждаются в привлечении заемных средств для их покрытия. Предприятие не может длительное время использовать заемные источники финансирования в своей деятельности. Мобильность собственных источников средств повысилась, следовательно, улучшилось финансовое состояние предприятия. Наблюдается тенденция к повышению зависимости организации от заемных источников финансирования, то есть вероятность финансовых затруднений возрастает. Степень зависимости от заемных источников снизилась. Большая часть имущества организации финансируется за счет заемных источников, что говорит об опасности неплатежеспособности и затруднении возможности получения кредита.

За отчетный период финансовым результатом хозяйственной деятельности является убыток в размере 254,5 тыс. руб., который увеличился по сравнению с прошлым годом на 137,5 тыс. руб., в частности за счет превышения себестоимости продаж над выручкой от продаж.

В целом можно сказать, что исследуемое предприятие находится кризисном финансовом положении, о чем свидетельствует также конечный результат деятельности – убыток.

Руководству предприятия можно порекомендовать следующее.

В обществе наблюдает очень большая доля внеоборотных активов. Необходимо вовремя формировать необходимый уровень интенсивности обновления отдельных групп операционных внеоборотных активов, который определяется физическим и моральным износом. Управление внеоборотными активами предприятия должно быть направлена на разработку амортизационной политики. Выбирая амортизационную политику, ООО «Строй-Подряд» должно учитывать ее влияние как на учет амортизационных отчислений, так и на величину налоговых обязательств.

С целью снижения дебиторской задолженности руководству предприятия необходимо более тщательнее рассматривать условия расчетов с покупателями и заказчиками, так как увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов ведут к росту дебиторской задолженности. Вести политику взыскания дебиторской задолженности, ведь чем активнее ООО «Строй-Подряд» во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше "качество" дебиторской задолженности. Следить за платежной дисциплиной покупателей общества. Вести разработку политики расчетов и обоснование условий предоставления кредита постоянным покупателям. Но при выборе политики расчетов с покупателями необходимо учитывать, что предоставление покупателям более льготных условий расчетов сопровождается увеличением остатков дебиторской задолженности, что, в свою очередь, влечет за собой нарастание потребности в источниках финансирования, а, следовательно, и расходов по их привлечению.

Необходимы формирование и экспертиза базы проведения оценки кредитоспособности покупателей, цель которых обеспечение достоверности. Информационная база, используемая для этих целей, может состоять из сведений, представляемых непосредственно покупателем (их перечень может дифференцироваться в разрезе форм кредита); данных, формируемых из внутренних источников (если сделки с покупателем носят постоянный характер); информации, формируемой из внешних источников (коммерческого банка, обслуживающего покупателя; других его партнеров по сделкам). Экспертиза полученной информации должна проводится путем логической ее проверки; в процессе ведения коммерческих переговоров с покупателями; путем непосредственного посещения клиента с целью проверки состояния его имущества и в других формах в соответствии с объемом кредитования.

Руководству общества необходимо формировать процедуру инкассации дебиторской задолженности, то есть предварительное и последующее напоминание о дате платежей, предоставлять возможность и обговаривать условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту. Реальные поступления от дебиторов могут быть направлены на погашение кредиторской задолженности предприятия.

Реализация большинства управленческих решений по проведению хозяйственных операций связана с использованием денежных средств, обеспечивающих поддержание необходимого объема оборотного капитала и направляемых на финансирование внеоборотных активов организации и долгосрочные финансовые вложения в деятельность других хозяйствующих субъектов.

Чтобы деньги работали на предприятие, необходимо их пускать в оборот с целью получения прибыли:

– расширять свое производство, прокручивая их в цикле оборотного капитала;

– инвестировать в доходные проекты других субъектов хо­зяйствования с целью получения выгодных процентов;

– уменьшать величину кредиторской задолженности с целью сокращения расходов по обслуживанию долга.

В целях повышения степени платежеспособности необходимо обеспечение рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов, то есть формировать политику управления денежных активов с целью разработки системы мероприятий по минимизации уровня потерь альтернативного дохода в процессе их хранения и противоинфляционной защиты. К числу таких мероприятий можно отнести согласование с банком, осуществляющим расчетное обслуживание предприятие, условий текущего хранения остатка денежных активов с выплатой депозитного процента по средней сумме этого остатка (например, путем открытия контокоррентного счета в банке); использование краткосрочных денежных инструментов инвестирования (в первую очередь, депозитных вкладов в банках) для временного хранения страхового и инвестиционного остатков денежных активов.

На предприятии можно также рекомендовать регу­лярно производить анализ финансово-хозяйствен­ной деятельности, для того чтобы предприятие могло "на ходу" оценить и улучшить свое финансовое поло­жение. Для этого, в настоящее время, лучше всего использовать бухгалтерскую программу с встроен­ным блоком анализа хозяйственной деятельности. Эта программа со встроенным блоком финансового анализа очень удобна и даже необходима для неус­тойчивых предприятий, чтобы оперативно следить за изменением финансового состояния.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Федеральный Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июля 2001г.).

2.     Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ: Утв. приказом Минфина РФ, 29 июля 2001г., №34н (с изм. и доп. от 30 декабря 2002г., 24 марта 2000г.).

3.     Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утв. Приказом Минфина РФ от 28 июня 2000г. №60н.

4.     Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Схемы бухгалтерских проводок типовых хозяйственных операций. – М.: Налоги и финансовое право, 2004. 648 с.

5.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. – М.: ИНФА, 2002. 640 с.

6.     Ананьев В.К. Управление предприятиями. Коэффициенты как инструмент финансового анализа // Финансовая газета. - N 42. - 1999. – с. – 15.

7.     Балансовое обобщение данных финансовой отчетности (А.Н. Хорин, "Бухгалтерский учет", N 10, май 2002 г.)

8.     Батуев М.В. Изменения в начислении амортизации, вводимые главой 25 Налогового кодекса РФ // Бухгалтерский учет.– 2002. – N 8. – С. 48.

9.     Безруких П.С. Учет внеоборотных активов // Бухгалтерский учет.– 2001. – N 4. – С. 46.

10.           Волошин Д.А. Изменения в учете основных средств // Главбух.– 2002. – N 12. – С. 27-28.

11.           Газарян А.В. Значение анализа финансового состояния предприятия для выводов в аудиторском заключении // Бухгалтерский учет. -№ 7. – 2001. – с. 16-17.

12.           Годовой отчет - 2004 // Главбух.– 2005. – N 1. – С. 7.

13.           Гутников О.В. Инвентаризация имущества и финансовых обязательств // Главбух. – N 8. – 2000. – С. 12.

14.           Ефимова О.В. Оборотные активы организации и их анализ // Бухгалтерский учет. - N 19. – 2000. – с. 32-35.

15.           Масютин С.А. Умеем ли мы оценивать финансовую устойчивость предприятий // ЭКО, 1997. - № 5. - с 105 -110. – с. 19-21.

16.           Парушина Н.В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет. - N 4. – 2002. – с. 8-9.

17.           Парушина Н.В. Анализ собственного и привлеченного капитала в бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. - N 3. - 2002. – с. 21-22.

18.           Пласкова Н., Тойкер Д. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. - N 35. – 2002. – с. 30.

19.           Чурилов С.В. Анализ собственного оборотного капитала // Бухгалтерский учет. - N 11. – 2000. – с. 7-8.

20.           Шеремет А.Д. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия // Бухгалтерский учет. - N 13. – 2001. – с. 18.

21.           Щербакова Н.Ф. Финансовая устойчивость и диагностика возможного банкротства организации // Аудиторские ведомости". - N 10. - 2002 г. – с.7.

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ