Содержание
Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками. 5
1.1. Нормативная база, регламентирующая организацию учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками. 5
1.2. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. 7
1.3. Организация контроля учета расчетов с поставщиками и подрядчиками 25
Список литературы.. 31
Введение
Эффективность руководства деятельностью предприятия полностью зависит от способности вовремя получать полную, точную, объективную, достаточно детальную экономическую информацию. Это достигается правильным ведением бухгалтерского и налогового учета. Далеко не у всех предприятий может выступать как дебитором, так и кредитором. Дебиторская и кредиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв времени платежа с момента перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.
Между обоими видами задолженности есть много общего, но имеются и определенные различия. Общее состоит в том, что как кредиторская, так и дебиторская задолженность основаны на разрыве во времени между товарной сделкой и ее оплатой и, следовательно, на функции денег как средства платежа. Различия между ними возникают из-за особенностей функционирования каждой разновидности долговых обязательств.
Актуальность данной темы исследования достаточно велика потому, что динамика дебиторской задолженности, интенсивность ее увеличения или уменьшения оказывают большое влияние на оборачиваемость капитала, сла роль долговых обязательств в экономике организаций. В условиях рынка ни одна из них не может обходиться без долговых обязательств, без расчетов с покупателями и заказчиками.
Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками является важным элементом в системе бухгалтерского учета. Основными задачами данного раздела учета являются:
- формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
Целью дипломной работы является совершенствование действующей на предприятии организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать нормативную базу, регламентирующую организацию учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- рассмотреть теоретические основы организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Результатом исследования являются выводы о необходимости проведения значительной по объему правотворческой и научной работы, а также предложения, направленные на совершенствование учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Теоретическая значимость настоящей дипломной работы для конкретного предприятия – ООО «Сибтрейдинструмент» – состоит в оптимизации работы управленческого персонала, а также в увеличении эффективности работы предприятия, основанных на новых подходах к учету и контролю расчетов с на предприятии системы бухгалтерского и налогового учета расчётов с поставщиками и подрядчиками. Приводится оценка системы внутреннего контроля учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками.
Третья глава посвящена разработке рекомендаций, направленных на совершенствование организации учета и контроля расчётов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Сибтрейдинструмент».
Глава 1. Теоретические аспекты организации учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1. Нормативная база, регламентирующая организацию учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками
Законодательно-нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками подразделяются на четыре уровня[1].
К документам первого уровня относятся Федеральные законы, в том числе Закон «О бухгалтерском учете».
Ко второму уровню относятся следующие нормативные документы, регулирующие порядок учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками[2]:
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49.
- «О праве организаций-кредиторов, претензии которых не признаны должниками, на обращение с исками в арбитражный суд». Письмо Высшего Арбитражного Суда, Минфина РФ от 27.12.94 г. №С1-7/ОП-867.
- «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами». Указание Центробанка РФ № 1006.
- «Указание по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом». Приказ размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами. Юридические лица не могут выдавать друг другу по одной сделке более 60 000 рублей и эта сумма относится к платежам в рамках одного договора.
К третьему уровню документов относятся различные указания Минфина РФ по поводу ведения бухгалтерского учета, в том числе и учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, разъяснения и методические рекомендации.
К четвертому уровню документов относятся рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия – учетная политика организации, которая основывается на базе документов первого, второго и третьего уровня.
Учетная политика организации – это принятая его совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Учетная политика организации формируется исходя из установленных ПБУ 1/98 допущений и требований.
При осуществлении контроля и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками используются следующие основные нормативные документы:
О порядке отражения в учете товарообменных операций или операций, учета и контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками подразделяются на четыре уровня. Основными документами являются Гражданский и Налоговый кодекс и Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996г.
1.2. Организация учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставляющие сырье и другие товарно-материальные ценности, а также оказывающие различные виды услуг (отпуск электроэнергии, пара, воды, газа и др.) и выполняющие разные работы (капитальный и текущий ремонт основных средств и др.)[3].
Расчеты с поставщиками и подрядчиками осуществляются после отгрузки ими товарно-материальных ценностей, выполнения работ или оказания услуг либо одновременно с ними с согласия организации или по ее поручению.
В настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную продукцию или оказанные услуги.
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
На этом счете учитываются расчеты:
1) за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
2) за товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили, т.е. так называемые неотфактурованные поставки;
3) за излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, - когда фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в расчетных документах поставщиков[4].
Излишки, выявляемые при приемке материальных ценностей, должны отражаться в первичных учетных документах. Так как появление излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то применяются специальные формы первичных учетных документов[5].
4) за полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта);
5) за все виды услуг связи;
6) генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного подряда;
7) генерального подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ (НИОКР).
Данный перечень не является исчерпывающим.
Учет на счете 60 ведется методом начисления, т.е. все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.
По дебету счета 60 отражаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и подрядчиками за поставленные материальные ценности и оказанные услуги, а также выданные авансы в корреспонденции со счетами учета денежных средств (50 «Касса», 51 «Расчетные счета» и др.), по кредиту – образование задолженности перед другими юридическими лицами в корреспонденции с дебетом счетов материально-производственных запасов (10 «Материалы») и соответствующих затрат (20 «Основное производство», 44 «Издержки обращения» и др.). Основанием для принятия на учет кредиторской задолженности перед поставщиком, т. е. «по отгрузке», означает переход права собственности на отгруженную продукцию к покупателю. Согласно принципу имущественной обособленности, предусмотренному ПБУ/1 «Учетная политика организации», имущество, находящееся в собственности организации, должно быть отражено в ее балансе. Из этого следует, что обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками должны быть отражены организацией в следующих случаях:
- при поступлении непосредственно на склад организации товарно-материальных ценностей или приемки оказанных услуг и выполненных работ в соответствии с документами поставщика;
- при поступлении материалов и оприходовании их без расчетных документов поставщика на их оплату, т. е. имеет место неотфактурованная поставка;
- при оплате расчетных документов поставщика за материалы, нные ранее в составе материально-производственных запасов, должны быть сторнированы на начало месяца. Такой методологический подход к формированию информации о состоянии производственных запасов дает возможность обеспечить достоверные сведения о состоянии материально-производственных запасов, используемые для исчисления налога на имущество.
Рассмотрим основные бухгалтерские записи на счете 60.
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ, услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счетом 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", если его использование предусмотрено учетной политикой) или счетами учета соответствующих затрат.
За услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по переработке материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных запасов, товаров, затрат на производство и т.п.
Многие предприятия приобретают материальные ценности, товары, работы и услуги, счета за которые выражены в условных денежных единицах, поэтому особенно указание счетного плана о том, что независимо от оценки товарно-материальных ценностей в аналитическом учете счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в синтетическом учете кредитуется согласно расчетным документам поставщика. Это означает, что по дебету стоимость товарно-материальных ценностей может быть "разнесена" по различным счетам: например, по счету 10 в нормативной оценке согласно номенклатуре - ценнику и счету 16 - отклонение фактической себестоимости ТМЦ от нормативной оценки, но по кредиту (на счете 60) стоимость должна быть указана в соответствии с документами поставщика.
Когда счет поставщика был акцептован и оплачен до поступления груза ("товары в пути"), а при приемке на склад поступивших товарно - материальных ценностей обнаружилась их недостача сверх предусмотренных в договоре величин, счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям"
Такая задолженность регулярно должна подвергаться инвентаризации. При этом составляется акт инвентаризации расчетов за товарно - материальные ценности, находящиеся в пути (унифицированная ф. N ИНВ-6).
Так же отражается в учете задолженность по акцептованному счету поставщика, когда при его последующей проверке обнаруживаются несоответствие цен, обусловленных договором, либо арифметические ошибки.
За неотфактурованные поставки счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стоимость поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных в договорах. При получении документов от поставщика на ТМЦ возможны два варианта:
- если поступившие документы соответствуют условиям договора, предприятие производит дополнительную запись только на сумму НДС (если он предусмотрен);
- если поступившие документы не соответствуют условиям договора, то предварительная бухгалтерская запись сторнируется и производятся записи на суммы, соответствующие отгрузочным документам.
Счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" дебетуется на суммы исполнения обязательств, т.е. оплату счетов. Согласно новому Плану счетов по дебету этого счета отражаются также авансы и предварительная оплата по счетам поставщиков в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы выданных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.
Суммы задолженности поставщикам и подрядчикам, обеспеченные выданными организацией векселями, не списываются со счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а учитываются обособленно в аналитическом учете.
Аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:
- поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- поставщикам по не оплаченным в срок расчетным документам; поставщикам по неотфактурованным поставкам;
- авансам выданным;
- поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- поставщикам по просроченным оплатой векселям;
- поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.
В соответствии со ст.485 ГК РФ покупатель обязан оплатить товар по цене, предусмотренной договором купли - продажи. При этом условия договора могут предусматривать, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара.
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за ТМЦ, на которые расчетные документы от поставщиков не поступили (неотфактурованные поставки), Планом счетов предусмотрен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". За неотфактурованные поставки счет 60 кредитуется на стоимость поступивших ценностей по ценам, предусмотренным в договорах. Построение аналитического учета по счету 60 должно обеспечить возможность получения необходимых данных по поставщикам по неотфактурованным поставкам.
Согласно п.1 ст.172 НК РФ вычет НДС производится только при наличии соответствующих первичных документов, в противном случае выделение налога необоснованно. В соответствии с условиями договора оплата должна производиться с учетом НДС.
Оприходование материалов, поступивших на склад без первичных учетных документов, отражается в учете по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 1 "Сырье и материалы" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по договорной стоимости материалов с учетом уплаченного НДС.
Для оформления приемки материалов, поступивших без документов, используется акт о приемке материалов по ф. N М-7, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а (ред. от 11.11.1999). Акт в двух экземплярах составляется членами приемной комиссии с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Один экземпляр акта предназначен для учета движения материалов, а другой - для извещения поставщика о неотфактурованной поставке[6].
Претензия, предъявленная поставщику на разницу между уплаченной суммой за материалы и стоимостью, указанной в первичных документах, выявленная при проверке поступивших документов, отражается в учете согласно Инструкции по применению Плана счетов, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, на счете 76, субсчет "Расчеты по претензиям" в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы". Сумма поступивших от поставщика платежей учитывается по кредиту счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям" в корреспонденции со счетами учета денежных средств[7].
Что касается налога на прибыль, то в соответствии со ст.54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки[8]. То есть в связи с уточнением налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль в результате исправления ошибок за прошедшие отчетные (налоговые) периоды производится уточнение ранее представленных налоговых расчетов (деклараций) отдельно за каждый налоговый период, в котором производятся уточнения.
Во избежание двойного налогообложения налогооблагаемая прибыль уменьшается на суммы прибыли прошлых лет, выявленной и отраженной в бухгалтерской отчетности в текущем отчетном периоде, по которой произведен перерасчет налога на прибыль за прошлый отчетный (налоговый) период. В текущем году производится корректировка (уменьшение) налогооблагаемой прибыли на сумму прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году, с отражением по вписываемой строке Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета налога от фактической прибыли"
На счете 60 организации учитывают также свои расчеты с поставщиками поступивших на склад материальных ценностей, по которым счета - фактуры еще не получены, - так называемые неотфактурованные поставки. В этом случае поступившие на склад материальные ценности как неотфактурованные поставки отражаются в бухгалтерском учете по договорным ценам и учитываются по видам материалов и поставщикам в порядке, установленном Инструкцией по ведению регистров бухгалтерского учета (журнально-ордерной формы счетоводства). При наличии расхождений в суммах оценки данных ценностей при принятии на учет и получении счетов - фактур от поставщиков на сумму разницы увеличивается (уменьшается) стоимость принятых ранее материальных ценностей.
Претензия, предъявленная поставщику на разницу между суммой, уплаченной по договору за сырье, и стоимостью, указанной в первичных документах, отражается в учете по дебету счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям" в корреспонденции со счетом 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Сумма поступивших от поставщика платежей отражается по кредиту счета 76, субсчет "Расчеты по претензиям" в корреспонденции со счетами учета денежных средств
Условиями договора может предусматриваться возврат товара в связи с несоответствием требованиям, установленным в договоре поставки. В таком случае составляется акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей. Этот документ подписывается членами комиссии покупателя с участием представителя поставщика.
Если деньги за полученный товар поставщику не перечислены, то в соответствии с п.3.1 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5) покупатель вправе уменьшить сумму платежа на стоимость возвращаемого товара.
Согласно п.12 ПБУ 5/01 приобретаемые для перепродажи товары оцениваются по стоимости приобретения. Они учитываются на счете 41 "Товары".
При получении от поставщиков товарно-материальных ценностей, по которым предприятие на законных основаниях отказывается от акцепта счетов - платежных требований и их оплаты, предприятие - покупатель учитывает эти товары согласно Плану счетов на счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение"
В соответствии с пп."г" п.п.3 ПБУ 5/01 товары - часть материально - производственных запасов организации, приобретенная или полученная от других юридических и физических лиц и предназначенная для продажи или перепродажи без дополнительной обработки. Товары оцениваются согласно п.12 ПБУ 5/01 по стоимости их приобретения.
Расходы, связанные с приобретением материально - производственных запасов, отражаются с учетом правил, установленных ПБУ 10/99. Так, в соответствии с п.5, 7 ПБУ 10/99 расходы, связанные с приобретением товаров, являются расходами по обычным видам деятельности, которые принимаются к учету согласно п.6 ПБУ 10/99 в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме и (или) величине кредиторской задолженности.
Величина оплаты определяется на основании п.6.6 ПБУ 10/99 с учетом суммовых разниц. Суммовые разницы корректируют (уменьшают или увеличивают) стоимость приобретения товаров.
В соответствии с Планом счетов поступление товаров может отражаться в учете с использованием счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" в порядке, аналогичном порядку учета соответствующих операций с материалами. Фактическая себестоимость принадлежащих организации товаров, находящихся в пути (не прибывших на склад), отражается в данном случае по дебету счета 15 и кредиту счета 60 (без оприходования этих товаров на склад). После принятия (оприходования) товаров на склад уточняется их фактическая себестоимость на счете 15. Одновременно уточненная на счете 15 себестоимость товаров списывается с кредита счета 15 в дебет счета 41 "Товары". Построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по товарам, принадлежащим организации, но находящимся в пути.
Согласно п.2 ст.172 НК РФ НДС предъявляется к вычету на основании соответствующих первичных документов. Поэтому стоимость приобретенных материальных ресурсов, включая предполагаемый НДС, учитывается на балансовых бухгалтерских счетах на всю сумму, указанную в договоре.
Суммы НДС, фактически уплаченные поставщикам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, относятся на расчеты с бюджетом. Таким образом, сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета, определяется с учетом возникающих суммовых разниц.
На предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и дебетуют соответствующие материальные счета (10, 11, 15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.).
На счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно - материальным ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором, и арифметических ошибок счет 60 кредитуют на соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет 2 "Расчеты по претензиям".
Сумма НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у покупателя по дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и кредиту счета 60.
Погашение задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от применяемых форм расчетов.
Помимо указанных расчетов на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" отражают выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые разницы, а также прекращение обязательств.
Выданные авансы учитывают по дебету счета 60 с кредита счетов учета денежных средств (51, 52 и др.).
Суммовые разницы по приобретенному имуществу после его приходования или выполненным работам (услугам) учитывают на счетах 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и 91 "Прочие доходы и расходы" в качестве операционных доходов или расходов в зависимости от значения суммовых разниц.
Курсовые разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также отражают на счетах 60 и 91 в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения курсовых разниц.
В случае оформления участниками сделки их обязательств товарными векселями учет расчетов организации с поставщиками и подрядчиками ведется в общем порядке, изложенном выше, но с обособленным учетом на отдельных субсчетах счета 60 задолженности, обеспеченной векселями. Сумма обязательств (кредит счета 60) увеличивается на вексельный процент (доход поставщика или подрядчика), который относится на увеличение стоимости полученных организацией ценностей (дебет счетов 07, 10 и др.) или принятых работ и услуг (дебет счетов 20, 23 и др.).
Организация обязана также вести на счете 60 учет оплаченных, но не поступивших на склад материальных ценностей, находящихся в пути, по которым к ней перешло право собственности.
В соответствии с законодательством обязательства по соглашению сторон могут быть выражены в иностранной валюте или любой условной единице. В этом случае у покупателя продукции или товара на дату окончания расчетов (получения денежных средств и закрытия счета 60) выявляется суммовая разница.
Типовая корреспонденция счетов по счету 60
"Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Содержание хозяйственной операции |
Корреспонденция счетов |
|
Д-т |
К-т |
|
Приняты к оплате счета поставщиков за поступившее и оприходованное оборудование к установке (в том числе транспортные и другие подобные услуги) |
07 |
60 |
Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за выполненные ими работы и оказанные услуги для капитального строительства (в том числе за машины, транспортные средства, оборудование, требующее монтажа); в связи с приобретением объектов нематериальных активов (в том числе по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденежными средствами, например по договору мены) |
08 |
60 |
Отражены затраты по приобретению предметов проката |
08 |
60 |
Отражены затраты, связанные с приобретением лизингового имущества (запись у лизингодателя) |
08 |
60 |
Отражены затраты, связанные с получением лизингового имущества (запись у лизингополучателя при учете лизингового имущества на его балансе) |
08 |
60 |
Приняты к оплате счета поставщиков за поступившие и оприходованные материалы (учетной политикой не предусмотрено использование счета 15); за транспортные услуги, погрузку - разгрузку; по неотфактурованным поставкам; излишки при приемке материалов по сравнению с сопроводительными документами; по договору мены |
10 |
60 |
Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные различные товарно - материальные ценности (учетной политикой предусмотрено использование счета 15); за различные работы и услуги |
15 |
60 |
Отражена сумма НДС по приобретенным материальным ресурсам, оборудованию, нематериальным активам и пр. |
19 |
60 |
Приняты к оплате счета поставщиков за выполненные ими работы и оказанные услуги, в том числе предоставление энергии, газа, пара, воды, услуг связи и т.п. для цехов основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных нужд |
20, 23, 25, 26 |
60 |
Приняты к оплате счета поставщиков за услуги, оказанные ими при исправлении брака и по гарантийному ремонту |
28 |
60 |
Приняты к оплате счета поставщиков за выполненные ими работы и оказанные услуги, в том числе за энергию, газ и т.п. для нужд обслуживающих производств и хозяйств |
29 |
60 |
Приняты к оплате счета поставщиков за приобретенные товары; поступили товары по договору мены |
41 |
60 |
Приняты к оплате счета за оказанные поставщиками и подрядчиками услуги и выполненные работы (транспорт, энергия, связь и т.п.) при приобретении товаров в торговых, снабженческо - сбытовых и иных подобных организациях |
44 |
60 |
Отражен возврат поставщиками сумм, ранее им перечисленных; возврат поставщиками неиспользованных плановых платежей (при расчетах плановыми платежами) |
50 |
60 |
Внесены организациями - поставщиками услуг транспорта, связи, энергии, воды, газа и т.п. суммы, связанные с перебором тарифа (фрахта) |
50 |
60 |
Перечислены поставщиками суммы, ранее отраженные по пересчетам (по ценам, ошибкам в отгрузочных документах и т.п.); возврат перебора тарифов (фрахта) |
51, 52 |
60 |
Предъявлены претензии поставщикам или подрядчикам за обнаруженную при приемке материалов и другую подобную недостачу сверх норм естественной убыли, несоответствие цен, ошибки в отгрузочных документах, нарушение условий договоров и пр. |
76, субсчет 2 "Расчеты по претен- зиям" |
60 |
Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за поставленные ими материальные ценности и услуги для филиалов, представительств и других обособленных подразделений, выделенных на отдельные балансы |
79 |
60 |
Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за услуги, оказанные при ликвидации последствий стихийных бедствий |
99, субсчет "Чрезвы- чайные расходы" |
60 |
Отражены курсовые разницы в связи с переоценкой кредиторской задолженности вследствие изменения курса рубля по отношению к иностранной валюте |
91-2, анали-тический счет "Внере- ализа- ционные расходы" |
60 |
При поступлении ценностей, поступивших от поставщиков, при оприходовании обнаружена недостача или порча в пределах предусмотренных в договоре величин |
94 |
60 |
Погашена задолженность наличными перед поставщиками и подрядчиками |
60 |
50 |
Погашена задолженность перед поставщиками или подрядчиками с расчетного либо валютного счета, в том числе обеспеченная выданным векселем |
60 |
51, 52 |
Погашена задолженность поставщиков путем выдачи поставщику чека; списания средств с аккредитивного счета |
60 |
55 |
Погашена задолженность поставщиков за счет полученных кредитов банка или полученных займов |
60 |
66, 67 |
Отражена передача простого векселя поставщику |
60, субсчет "Векселя выдан-ные" |
60 |
Зачет предварительно выданного аванса |
60, субсчет "Авансы выдан- ные" |
60 |
Сумма задолженности покупателя (дебиторская задолженность) зачтена в погашение долгов перед поставщиками посредством передачи (индоссирования) векселя |
60 |
62 |
Уменьшена задолженность перед поставщиками на стоимость товарно - материальных ценностей, отгруженных в счет договора мены |
60 |
62 |
Задолженность перед поставщиками и подрядчикам погашена филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями, выделенными на обособленный баланс |
60 |
79 |
Отражена сумма списания кредиторской задолженности за истечением сроков исковой давности или вследствие нереальности для взыскания |
60 |
91-1, аналити- ческий счет "Внере- ализа- ционные доходы" |
Отражены курсовые разницы в связи с переоценкой задолженности в иностранной валюте за приобретенное имущество |
60 |
91-1, аналити- ческий счет "Внере- ализа- ционные доходы" |
Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков за выполненные услуги при производстве работ, относящихся к расходам будущих периодов |
97 |
60 |
Отражены суммы, зачтенные при взаимных расчетах |
60 |
76 |
Отражена задолженность поставщикам и подрядчикам за оказанные ими услуги и выполненные работы при сбыте продукции |
44 |
60 |
Приняты к оплате счета поставщиков и подрядчиков, являющихся по отношению к данному предприятию дочерними (зависимыми) обществами |
60 |
60, субсчет "Расчеты с до черними (зави- симыми) общест- вами" |
Сальдо по счету 60 без учета сальдо по субсчету "Расчеты по авансам выданным" может быть только кредитовым. Оно отражается в балансе по строкам:
621 "Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам",
622 "Кредиторская задолженность, обеспеченная векселями к уплате",
623 "Кредиторская задолженность перед дочерними и зависимыми обществами".
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей – по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечить возможность получения необходимых данных по:
- поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты ало месяца);
- сальдо на начало месяца по неотфактурованным поставкам – материалы поступили, а товарно-сопроводительным документы для оплаты их не поступили (сальдо кредитовое);
- сальдо на начало месяца по авансам выданным, когда материалы еще не поступили (сальдо дебетовое).
В течение отчетного месяца бухгалтерия организации получает документы поставщиков, акцептованные отделом маркетинга, принимает приходные ордера и приемные акты складов, получает выписки из расчетного и прочих счетов организации. Это позволяет отразить обязательства либо закончить расчеты ввиду выполнения каждой стороной своих обязательств.
Журнал-ордер №6 ведется линейно-позиционным способом, что дает возможность судить о состоянии расчетов с поставщиками по каждому документу[9]. Кроме справочных данных (номер счета, регистрационный номер, наименование поставщика) в журнал-ордер №6 записываются номер приходного документа склада, стоимость поступивших материалов по учетным ценам организации и стоимость по платежному документу поставщика с выделением в отдельную графу суммы налога на добавленную стоимость, указанной в расчетном документе. Суммы по учетным ценам записываются независимо от вида поступивших ценностей общей суммой, а суммы по платежным требованиям – в разрезе видов материалов (основные, параллельно с аналитическим в ведомостях. Указанные регистры используются для составления оборотных ведомостей по счетам, на основе которых производятся записи в Главную книгу.
1.3. Организация контроля учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
От состояния расчетов с поставщиками и подрядчиками во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. Уверенность в достоверности показателей отчетности о состоянии расчетов необходима всем пользователям отчетности.
Целью контроля расчетных операций является формирование мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности, отражающих обязательства по расчетам с поставщиками и подрядчиками (дебиторскую и кредиторскую задолженность), и о соответствии применяемой методики учета нормативным документам.
Контроль за правильностью учета расчетов с поставщиками и подрядчиками решает следующие задачи (таблица 2).
Таблица 2
Задачи контроля |
Вопросы контроля |
Проверка состояния учета и контроля за расчетными операциями |
Наличие и анализ материалов инвентаризации задолженности по расчетным операциям Документальная обоснованность и законность образования дебиторской и кредиторской задолженности, реальность ее погашения Выявление сомнительных расчетов и невостребованной задолженности Соответствие показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета |
Проверка полноты и правильности расчетов с поставщиками и подрядчиками |
Наличие и правильность оформления договоров и первичных документов по расчетам за полученные ценности (работы, услуги) Соответствие данных первичных документов договорам и учетным регистрам Полнота и правильность отражения расчетов с поставщиками и подрядчиками на счетах в учетных регистрах Своевременность расчетов и реальность числящейся задолженности Соблюдение порядка списания кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками |
Проверка учета расчетов по претензиям |
Обоснованность, своевременность и правильность оформления документов по по претензиям Полнота и правильность отражения в учете претензий Реальность числящейся задолженности по претензиям |
Проверка полноты и правильности учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторами |
Своевременность, обоснованность и правильность отражения в учете депонированной заработной платы Правильность и обоснованность удержания сумм по исполнительным листам, полнота и своевременность их перечисления получателям Правильность и своевременность расчетов с разными организациями по операциям некоммерческого характера и с транспортными организациями Реальность задолженности по расчетам с разными дебиторами и кредиторами на дату составления баланса |
Обобщение результатов аудита расчетных операций |
Оценка влияния состояния расчетов на платежеспособность организации Оценка значимости выявленных ошибок и их влияние на достоверность отчетности |
Для достижения поставленных задач необходимо получить доказательства, используя различные приемы и источники получения информации. При проверке расчетных операций с поставщиками и подрядчиками используются:
- основные нормативные документы, регулирующие вопросы организации учета и налогообложения расчетных операций;
- приказ об учетной политике;
- бухгалтерскую отчетность;
- регистры синтетического и аналитического учета расчетных операций, составленные организацией;
- первичные документы по отражению внешних расчетных операций.
По бухгалтерскому балансу (ф. N 1) устанавливается состояние задолженности по данным разд.II "Оборотные активы" по статьям "Дебиторская задолженность" и разд.V "Краткосрочные обязательства" по статьям "Кредиторская задолженность".
По Приложению к бухгалтерскому балансу (ф. N 5) в разд.2 "Дебиторская и кредиторская задолженность" выясняется состояние (на начало и конец отчетного периода) и движение краткосрочной и долгосрочной задолженности с выделением "просроченной", а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев.
По справкам к разд.2 (ф. N 5) устанавливается движение выданных и полученных векселей и дебиторской задолженности по поставленной продукции (работам, услугам) по фактической себестоимости, а также перечень организаций - дебиторов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность.
Для проведения контроля необходимо проанализировать разные формы регистров синтетического и аналитического учета в зависимости от формы бухгалтерского учета, применяемой в организации. Перечень необходимых для проверки регистров может быть установлен в приказе об учетной политике.
В организациях, применяющих единую журнально - ордерную форму учета, используются журналы - ордера N N 6, 8, 11 в соответствии с рекомендациями по применению учетных регистров на предприятиях.
При ведении учета с использованием компьютерных программ используются распечатки дебетовых и кредитовых оборотов и сальдо по счетам 60 - 64, 67, 68, 74, 78, аналитические ведомости и Главная книга (оборотно-сальдовая ведомость), книга покупок и книга продаж.
Необходимо затребовать первичные документы по оформлению и отражению в учете внешних расчетных операций - это договоры (купли - продажи, поставки, комиссии, возмездного оказания услуг, подряда и т.п.), накладные, товарно-транспортные накладные, счета, счета - фактуры, отгрузочные документы, акты выполненных работ, банковские документы (выписки банка, платежные поручения, реестры чеков), кассовые документы (расходные кассовые ордера и квитанции к приходным кассовым ордерам), векселя полученные и выданные, авизо, акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. Инв-17).
Для оценки состояния контроля за расчетными операциями выясняется:
- порядок, сроки и результаты инвентаризации расчетов;
- наличие графика документооборота и контроль за его соблюдением;
- формы, сроки и исполнителей контроля за платежами и состоянием расчетов и др.
По данным разд.2 ф. N 5 "Приложение к бухгалтерскому отчету" устанавливается величина просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, списание дебиторской задолженности на финансовые результаты, а также перечень организаций - дебиторов, имеющих наибольшую задолженность. В ходе проверки необходимо получить подтверждение достоверности этих данных и реальности погашения просроченной дебиторской задолженности.
По данным регистров синтетического и аналитического учета устанавливается:
- участники расчетных отношений и их число;
- применяемые формы платежей (в безналичном порядке, с использованием наличных денежных средств, векселями, взаимозачетами, путем прямого обмена продукцией и товарами);
- порядок ведения аналитического учета (виды расчетов, участники, сроки возникновения и т.п.);
- нестандартные (нетипичные) бухгалтерские записи.
Оценку состояния учета внешних расчетных операций проводят по видам расчетов. Непосредственную проверку начинают с установления соответствия данных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров синтетического и аналитического учета по счетам 60 - 64, 67, 68, 74, 78, 82.
При сверке обращают внимание на соблюдение следующих правил:
- сальдо счетов расчетов отражается в балансе развернуто;
- дебиторская задолженность, по которой создан резерв по сомнительным долгам, должна быть уменьшена на сумму резерва.
Одновременно на основе данных аналитического учета по соответствующим счетам расчетов проверяют правильность группировки дебиторской задолженности на краткосрочную и долгосрочную с выделением "просроченной", а из нее - длительностью свыше 3 месяцев и более чем через 12 месяцев. Исходя из требований составления отчетности к долгосрочной относится задолженность, которая должна быть погашена в течение 12 месяцев, а не на дату заключения договора.
По выявленным несоответствиям определяют существенность, характер и возможные причины возникновения отклонений.
Для определения реальности задолженности анализируются материалы инвентаризации по каждому виду расчетов. В случае отсутствия материалов по инвентаризации или если данные инвентаризации вызывают сомнения, аудиторы проводят сплошную или выборочную инвентаризацию расчетов.
Реальность задолженности определяют также проверкой документальной обоснованности остатков дебиторской и кредиторской задолженности по каждому виду расчетов. Суммы задолженности, не подтвержденные документами, относятся к нереальной задолженности. К нереальной задолженности относятся также суммы задолженности с истекшими сроками давности, выявляемые при анализе задолженности по срокам возникновения.
По фактам обнаружения нереальной задолженности аудитор устанавливает причины, виновных лиц и влияние на достоверность соответствующих статей баланса[10].
Список литературы
1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ.
2. Крейнина М.Н. Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия // Финансовый менеджмент. – 2001. – № 3. – С. 19-23.
3. Годовой отчет: Практическое пособие по составлению и сдаче годового отчета. – М.; Главбух, 2005.
4. Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ВЗФЭИ, 2003.
5. Лытнева Н.А Резервы по сомнительным долгам / Н.А. Лытнева, Е.А. Кыштымова // Бухгалтеркий учет. – 2003. – №1. – С.23-26.
6. Максютов А.А Управление кредиторскими и дебиторскими долгами компании.// Финансы. – 2001. – № 12. – С. 14-17.
7. Парушина Н.В Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет. – 2002. – № 4. – С. 46-52.
8. Практикум по теории анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие / Л.Т. Гиляровская, В.В. Давнис, Г.Ф. Кретинина и др. – Воронеж: Изд-во ВГУ, 2002. – 160 с.
9. Романовская Т.С Вопросы, возникающие при списании дебиторской задолженности для целей налогообложения прибыли.// Бухгалтерский учет. – 2001. – № 15. – С. 41-44.
10. Савицкая Г.В. Методика анализа хозяйственной деятельности – М.: ИНФРА-М, 2001. – 288 с. (Серия «Высшее образование»).
11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000).
12. Матвеев С.Ю. Организация и ведение учета. – М.; Налоговый вестник, 2004.
13. Макарьева В.И., Орлова Е.В. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – М.; Налоговый вестник, 2002.
14. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. – М.; Информационное агентство ИПБ-БИНФА, 2002. – 266 с.
15. Волков Н.Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. – Бухгалтерский учет. 2002. – 324 с.
16. Грузинов В.П. Экономика предприятия и предпринимательство. – М.: «Софит», 1998. – 496с.
17. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 1998. – 336с.
18. Потёмкина В.М. Финансы предприятий: Учебное пособие. – Донецк: КИТИС, 2000. – 276с.
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. – 6-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Новое знание, 2003. – 704с.
20. Анализ хозяйственной деятельности: Учебник / И.А. Белобжецкий, В.А. Белобородова, М.Ф. Дьячков и др.; Под ред. В.А. Белобородовой, 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1985. – 352с.
[1] Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ВЗФЭИ, 2003. – 525с.
[2] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 640 с. (Серия «Высшее образование»).
[3] Годовой отчет: Практическое пособие по составлению и сдаче годового отчета. – М.; Главбух, 2005.
[4] Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ВЗФЭИ, 2003.
[5] Парушина Н.В Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет. – 2002. – № 4.
[6] Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ВЗФЭИ, 2003.
[7] Парушина Н.В Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учет. – 2002. – № 4.
[8] Годовой отчет: Практическое пособие по составлению и сдаче годового отчета. – М.; Главбух, 2005.
[9] Бабаев Ю.А Бухгалтерский финансовый учет: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А. Бабаева. – М.: ВЗФЭИ, 2003. – 525с.
[10] Годовой отчет: Практическое пособие по составлению и сдаче годового отчета. – М.; Главбух, 2005.