Содержание

1.Понятие торговой деятельности. Сфера и виды торговой деятельности. Объединения торговых предприятий. 3

2. Состав и структура товарооборота. Система показателей, характеризующих розничный товарооборот. 8

Задача. 14

Список литературы.. 15

1.Понятие торговой деятельности. Сфера и виды торговой деятельности. Объединения торговых предприятий

Торговля – обширнейшая область предпринимательской деятельности и сфера приложения труда – получила в последние годы новые импульсы своего развития, существенно расширив “поле и правила игры” в экономике переходного периода. В нее влилось много новых предприимчивых людей, в ряде случаев коренным образом поменявших свою профессию и жизненные ориентиры. Резкий подъем данного сектора экономики в последнее десятилетие на фоне кризисного состояния практически всех остальных отраслей вызвал невиданное до этого перераспределение кадров. В торговлю пришли миллионы людей, ранее сталкивающихся с ней только в роли покупателей.

В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» (Принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 августа 1999 г. № 242-ст, дата введения 1 января 2000 г.) различают следующие виды торговых структур:

1.Торговое предприятие: Имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. Имущественный комплекс включает земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, товары, права требования, долги, фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания и др.

2.Торговая сеть: Совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

3.Стационарная торговая сеть: Торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, имеющие замкнутый объем, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.

4.Нестационарная торговая сеть: Торговая сеть, функционирующая на принципах разносной и развозной торговли. Нестационарную торговую сеть представляют палатки, автолавки, автоцистерны и т.п.

5.Предприятие оптовой торговли: Торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров с целью их последующей перепродажи, а также оказывающее услуги по организации оптового оборота товаров.

6.Оптовая (торговая) сеть: Торговая сеть, представленная предприятиями оптовой торговли.

7.Товарный склад: Организация, обеспечивающая и/или осуществляющая хранение, подготовку к продаже и отпуск товаров оптовым покупателям. Товарный склад может функционировать и как структурное подразделение предприятия оптовой торговли.

8.Общетоварный склад: Товарный склад, предназначенный для осуществления складских операций с товарами, не требующими регулируемых режимов хранения.

9.Специализированный (общетоварный) склад: Общетоварный склад, осуществляющий складские операции с одной группой товаров.

10.Универсальный (общетоварный) склад: Общетоварный склад, осуществляющий складские операции с универсальным ассортиментом товаров.

11.Предприятие розничной торговли: Торговое предприятие, осуществляющее куплю-продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг покупателям для их личного, семейного, домашнего использования. Для ведения хозяйственной деятельности розничные торговые предприятия используют магазины, павильоны, киоски и палатки.

12.Розничная (торговая) сеть: Торговая сеть, представленная предприятиями розничной торговли.

13.Мелкорозничная (торговая) сеть: Торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разносной торговли. К передвижным средствам развозной и разносной торговли относятся торговые автоматы, автолавки, автомагазины, тележки, лотки, корзины и иные специальные приспособления.

14.Вид предприятия розничной торговли: Предприятие розничной торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. Различают универсальные, специализированные магазины, магазины с комбинированным, а также смешанным ассортиментом товаров.

15.Тип предприятия розничной торговли: Предприятие розничной торговли, определенного вида, классифицированное по торговой площади и формам торгового обслуживания покупателей. Типом предприятия розничной торговли являются: универмаг, универсам, магазин "Ткани", магазин "Продукты" и т.д.

16.Универсальный магазин: Предприятие розничной торговли, реализующее универсальный ассортимент продовольственных и/или непродовольственных товаров.

17.Специализированный магазин: Предприятие розничной торговли, реализующее одну группу товаров или ее часть.

18.Магазин с комбинированным ассортиментом товаров: Предприятие розничной торговли, реализующее несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности.

19.Магазин со смешанным ассортиментом товаров: Предприятие розничной торговли, реализующее отдельные виды продовольственных и непродовольственных товаров.

20.Торговое объединение: Добровольное договорное объединение, созданное торговыми предприятиями, сохраняющими свою самостоятельность и права юридического лица, для координации предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов и являющееся некоммерческой организацией.

21.Торговый комплекс: Совокупность торговых предприятий, реализующих универсальный ассортимент товаров и оказывающих широкий набор услуг, а также централизующих функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. Под функциями хозяйственного обслуживания понимается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи); ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих и т.п.

22.Торговый центр: Совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный ассортимент товаров и услуг, расположенных на определенной территории, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

23.Торговый дом (Ндп: дом торговли): Многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

24.Магазин: Специально оборудованное стационарное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

25.Павильон: Оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

26.Киоск: Оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанное на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

27.Палатка (НДП: ларек): Легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день торговли.

28.Рынок: Организация, создающая условия для ведения торгов на основе договоров купли-продажи.

29.Ярмарка: Самостоятельное рыночное мероприятие, доступное для всех товаропроизводителей-продавцов и покупателей, организуемое в установленном месте и на установленный срок с целью заключения договоров купли-продажи и формирования региональных, межрегиональных и межгосударственных хозяйственных связей.

2. Состав и структура товарооборота. Система показателей, характеризующих розничный товарооборот

Анализ товарной структуры товарооборота торгового предприя­тия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдви­гов. Соотношение реализованных товаров в структуре товарооборота измеряется в процентах к его объему в целом или отдельных товар­ных групп. Результаты анализа используются для изучения соответ­ствия структуры товарного предложения спросу потребителей и ока­зывают определяющее влияние на формирование заказов постав­щикам и выбор самих поставщиков.

Товары классифицируют и по таким признакам, как частота спроса на товары, а также стабильность и характер предъявляемого спроса.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы: повседневного спроса – наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары; периодического спроса – товары, покупка которых осуществляется периодически; редкого спроса – предметы длительного пользования, срок службы которых обычно превышает пять лет.

Кроме того, имеется группа сезонных товаров, реализация которых осуществляется в определенные периоды (сезоны) года.

Спрос на товары может быть стабильным (устойчивым) или подвергаться определенным (в том числе и резким) колебаниям. С учетом этого товары делят на следующие группы: стабильного спроса; товары, спрос на которые подвержен резким колебаниям; твердо сформулированного спроса; альтернативного спроса; импульсного спроса.

Для рационального формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети большое значение имеет группировка товаров по комплексности спроса покупателей, когда в состав комплексов входят товары различных групп, предназначенные для комплексного удовлетворения спроса. В основу разработки таких комплексов может быть положен половозрастной признак (“Товары для женщин” и т.д.), особенности образа жизни и проведения досуга (“Товары для садовода”, “Товары для туриста” и т.д.), а также другие признаки. Потребительские комплексы делятся на микрокомплексы.

Формирование ассортимента товаров в магазинах, в отличие от предприятий оптовой торговли, имеет свою специфику. При этом необходимо учитывать влияние многих факторов.

На построение ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях оказывают влияние следующие факторы: тип и размер магазина и его техническая оснащенность; условия товароснабжения розничной торговой сети (в первую очередь наличие стабильных источников); численность обслуживаемого населения; транспортные условия; наличие сети магазинов-конкурентов и др.

Известно, что одним из важных признаков, определяющих тип магазина, является его ассортиментный профиль. Поэтому первое, что следует учитывать при формировании ассортимента товаров, – тип розничного торгового предприятия.

Кроме того, в магазинах одного типа, но с различной торговой площадью ассортимент товаров будет отличаться как по широте, так и по глубине. Существенное влияние при этом будет оказывать и оснащенность магазина, например, холодильным оборудованием.

Для того чтобы обеспечить постоянное наличие в продаже определенных товаров, необходимо, чтобы магазин снабжался ими из стабильных источников и желательно в централизованном порядке.

На формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях сильное влияние оказывают социальный состав обслуживаемого населения и характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходов населения. Весьма существенным фактором является уровень цен на товары. Кроме этого, следует учитывать половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, а также количество и структуру обслуживаемых семей.

При формировании ассортимента товаров нельзя не учитывать наличие сети магазинов-конкурентов, представленного в них ассортимента товаров, уровня цен на товары, методов продажи, предлагаемых услуг и т.д.

Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети можно условно разделить на три этапа рисунке 1.

Таким образом, формирование ассортимента товаров в магазинах должно быть в первую очередь подчинено интересам наиболее полного удовлетворения спроса населения, т.е. должна быть обеспечена достаточная полнота ассортимента товаров, хорошо известных населению, комплексность их предложения. Кроме того, должна быть обеспечена прибыльная работа магазина.

 

Рисунок 1. Процесс формирования ассортимента товаров в розничной торговой сети

Для того чтобы определить, насколько ритмично осуществляется товароснабжение розничного торгового предприятия, можно использовать такой показатель, как коэффициент ритмичности снабжения (Кр), который рассчитывается следующим образом:

,

где Пф – фактическая поставка за исследуемый период (месяц, декаду и т.д.) в пределах графика (плана);

Пп – поставка по графику за каждый период времени.

Анализ динамики товарооборота розничной торговли как часть общей задачи изучения развития розничного товарооборота преследует следующие главные цели: отразить изменения и тенденции денежной выручки товарооборота розничной торговли, объема товарной массы, реализуемой через розничную торговую сеть, и выявить некоторые факторы динамики, связанные со стоимостной природой товарооборота.

Анализ начинается с составления динамических рядов. Динамические ряды, построенные за определенное число лет, дают возможность глубоко исследовать процесс развития товарооборота и использовать для его анализа такие показатели, как базисные и цепные темпы роста, абсолютные приросты (тоже базисные и цепные), среднегодовые темпы и трендовые модели, отражающие тенденций развития и т.п.

Исчисляя темпы роста розничного товарооборота, мы рассматриваем его как однородный показатель, как сумму денежной выручки торговли или сумму расходов населения на покупку товаров. Однако при этом не принимаем во внимание материально-вещественное содержание товарооборота, движение товарных масс, противостоящее движению денежных масс. Так как за каждую единицу товара была уплачена сумма денег, соответствующая его цене, общая сумма товарооборота (ΣO) может быть представлена в виде суммы произведений цен (р) на количество (q) проданных товаров: ΣO = Σрq. Тогда темп роста будет представлен сложной агрегированной величиной, индексом розничного товарооборота:

где р0, р1 розничные цены соответственно базисного и отчетного периодов;

q0, q1 – количество проданных товаров в розничной торговле соответственно в базисном и отчетном периодах.

Этот индекс, характеризуя изменение товарооборота, отражает влияние двух факторов: количественного и ценностного. Это означает, что товарооборота изменяется не только вследствие динамики количества проданных товаров, но и в результате изменения цен. Перед статистикою стоит задача выявить влияние каждого фактора. Для этой цели необходимо элиминировать каждый из двух показателей, последовательно принимая его неизменным.

Чтобы показать изменение объема проданных товаров, надо исключить влияние цен. Для этого в числителе и знаменателе индекса цены должны быть взяты одного и того же периода, обычно базисного. Такой указатель носит название индексу физического объема розничного товарооборота или индекса розничного товарооборота в сопоставимых ценах. Он выражается в виде следующей формулы:

Числитель этого индекса представляет собой условный товарооборот отчетного периода в базисных ценах; именно такая сумма была бы заплачена за товары, если бы цены не менялись по сравнению с базисным периодом. Знаменатель индекса – фактический базисный товарооборот. Индекс физического объема розничного товарооборота показывает, как изменился бы товарооборот, если бы розничные цены оставались на базисном уровне, т.е. как он изменился вследствие изменения одного, объемного (количественного) фактора. Влияние цен при, этом исключено или элиминировано. Надо правильно понимать сущность исключения влияния цен. Это всего лишь условность, фиксация цены. На самом деле, количество проданных товаров отчетного периода уже испытало экономическое влияние изменения цен.

Если же элиминировать влияние количественного фактора, взвешивая цены по количеству проданных товаров отчетного периода, то будет получен следующий показатель, который называется индексом цен. Он может быть представлен в виде следующей формулы:

Хотя этот индекс называется индексом цен и действительно отражает среднее изменение цен, его можно рассматривать и в качестве индекса розничного товарооборота, отражающего действие ценностного фактора, который показывает, как изменился бы розничный товарооборот только в результате изменения цен. При этом сравниваются два товарооборота: фактический – отчетного периода и условный – отчетного периода в базисных ценах.

Индекс физического объема товарооборота можно рассчитать по следующей формуле:

Схема расчета индекса физического объема розничного товарооборота предприятий торговли представлен в таблице:

Товарная группа

Розничный товарооборот, млн. руб.

Групповой индекс цен

Условный товарооборот отчетного периода в базисных ценах

(гр.2 : гр.3),

млн. руб.

Индексы физического объема товарооборота

(гр.4 : гр.1)

Базисного года

Отчетного года

А

Б

Итого

Задача

Норма времени на изготовление одного  изделия  составляет 12 мин., часовая тарифная ставка при данной сложности  труда –15 руб., в месяце 24 рабочих дня, продолжительность смены –8 часов. За месяц изготовлено  1008 изделий. Определите: норму выработки в месяц; сдельную расценку на изделие; сумму сдельной заработной платы в месяц, если за каждый процент перевыполнения плана выплачивается 1,5% заработка по сдельным расценкам.

Решение:

при Нвр - 2 шт. на смену за месяц рабочий должен был собрать 46 узлов. Таким образом, выполнение норм выработки составило: 46*100%/20=230%.

при Нвр -10 шт. на смену за месяц рабочий должен был собрать 230 узлов. Таким образом, выполнение норм выработки составило: 160*100%/230=69,9%.

при Нвр — 8 шт. на смену за месяц рабочий должен был собрать 184 узла. Таким образом, выполнение норм выработки составило: 24*100%/184=13,04%.

Список литературы

1.     Баканов М.И. Экономический анализ в торговле: Учебник – М.: Экономика, 1984.

2.     Канаян К. Ассортимент: стратегия и тактика //Оборудование: Технологии и Оборудование для Магазинов и Ресторанов. – 2002. – № 9. – С. 36-40.

3.     Коммерческое товароведение: Учеб. для экон. специальностей/В.И. Теплов, М.В. Сероштан, В.Е. Боряев, В.А. Панасенко. - 2-е изд. - М.: Дашков и К, 2001.

4.     Новиков О.А., Мясникова Л.А. Закупки и формирование товарного ассортимента. //Современная торговля. – 2000. – № 12. – С. 2-6.

5.     Памбухчиянц О.В. Технология розничной торговли: Учеб. М.: Маркетинг, 2001.

6.     Пигунова О.В. Ассортиментная стратегия предприятия розничной торговли //Современная торговля. - 2002.– № 3.-С. 16-18.

7.     Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник / Под общ. ред. Л.А. Брагина, Т.П. Данько – М.: ИНФРА-М, 2002.

8.     Экономика торговли: Учебник /Под общ. ред. А.И. Покровского – М.: Экономика, 2000.