Содержание
Введение_____________________________________________________ 3
1 Рентабельность предприятия__________________________________ 4
1.1 Норма рентабельности_____________________________________ 4
1.2 Показатели рентабельности_________________________________ 5
1.3 Новые показатели рентабельности____________________________ 9
2 Основные пути повышения рентабельности производства и продукции ОАО “БИОХИМИК”______________________________________________ 11
2.1 Анализ динамики прибыли и рентабельности на ОАО “БИОХИМИК” 11
2.2 Факторный анализ прибыли на ОАО “БИОХИМИК”___________ 17
2.3 Пути повышения рентабельности ОАО “БИОХИМИК”__________ 18
Заключение_________________________________________________ 24
Список литературы__________________________________________ 25
Введение
В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, приходится постоянно принимать неординарные решения, связанные с учетом финансового положения предприятия. К примеру, если темпы продаж предприятия падают, то уменьшится ли соответственно этому производство товаров или предприятие должно придерживаться прежних темпов развития, делая запас на будущее? Или если спрос на продукцию сильно и неожиданно увеличивается, то можно ли с существующих мощностей снять больше продукции? Должно ли предприятие развивать новые технологии, требующие значительных капиталовложений, или ограничиться интенсификацией труда? Все это в конечном итоге связано с оценкой использования ресурсов предприятия.
Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат (валовой доход, прибыль) сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение прибыли с затратами означает рентабельность, или, точнее, норму рентабельности.
В данной работе рассматриваются такие понятия как определение рентабельности, показатели рентабельности: рентабельность производства и рентабельность продукции, рассматриваются новые показатели и финансово-экономическое содержание прибыли и рентабельности, а также факторы влияющие на рентабельность и формулы Дюпона.
Объект исследования: рентабельность производства и продукции
Предмет исследования: пути повышения рентабельности производства и продукции
Цель исследования: выявить основные пути повышения рентабельности производства и продукции.
1 Рентабельность предприятия
1.1 Норма рентабельности
Норма рентабельности - показатель эффективности единовременных и текущих затрат. В общем виде норма рентабельности определяется отношением годовой прибыли к единовременным и текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль.
Принято считать, что норма рентабельности до 50% вполне приемлема, а свыше 100% относится к сверхприбыли.
На практике используются два варианта измерения нормы рентабельности. Это отношение прибыли к текущим затратам - издержкам предприятия (себестоимости) или к авансированным вложениям (основным производственным фондам и оборотным средствам). Оба измерителя связаны между собой показателем скорости оборота авансированных вложений.
Р Р
Р1' = ---- , Р2' = ---- ,
Фз Фа
где P - прибыль;
Р1', Р2' - норма прибыли (первый и второй варианты):
Фа, Фз - фонды авансирования и фонды себестоимости.
Поскольку число оборотов:
n = Фа / Фз то Р2' = Р1'× n
Норму рентабельности предприятия можно рассчитать по следующей формуле:
П-(Ц-С)
Р ' = --------------------- × 100,
Фо + Фоб
где Ц - цена единицы продукции:
С - себестоимость продукции;
П - объем продукции;
Фо - стоимость основных производственных фондов;
Фоб - объем оборотных средств.
1.2 Показатели рентабельности
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным. Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуют относительную прибыльность.
Различают показатели рентабельности продукции и рентабельности предприятия, а также ряд других показателей.
Рентабельность производства показывает, насколько результативно используется имущество предприятия. Она определяется как процентное отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости основных фондов и сумме оборотных средств:
Рентабельность продукции показывает результативность текущих затрат; она определяется отношением прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости продукции. Рентабельность продукции можно определять как в целом по всей продукции, так и по отдельным ее видам.
Рентабельность реализованной продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию, то есть к себестоимости продукции.
Пб
Рп = ---------- ×100 %,
Сп
где Рп - рентабельность реализуемой продукции (%);
Пб - прибыль от реализации продукции, тыс.руб.,
Сп - себестоимость реализуемой продукции.
Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции; по отношению чистой прибыли к выручке от реализации продукции.
Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции.
Определяется рентабельность отдельных видов продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному ее виду.
Рентабельность товарной продукции характеризуется показателем затрат на денежную единица товарной продукции или его обратной величиной.
(Т-С)/ Т100,
где Т - товарная продукция в оптовых ценах предприятия;
С - полная себестоимость товарной продукции .
Классической формулой вычисления рентабельности товарной продукции является формула
(Т-С)/ С100.
Рентабельность изделия - это отношение прибыли на единицу изделия к себестоимости этого изделия. Прибыль по изделию равна разности между его оптовой ценой и себестоимостью.
Рентабельность предприятия (общая рентабельность), определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости Основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия. По иному говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала ( активов) , равняется прибыли до начисления процентов*100 и делённой на активы.
Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие фирмы исходя из уровня ее общей рентабельности , необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.
Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле
прибыль до начисления процентов
РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА = ---------------------------------------- * 100
валовая выручка
Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота.
Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле
валовая выручка
ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА = ------------------------
активы
Чем выше валовая выручка фирмы , тем больше число оборотов ее капитала. В итоге следует , что
УРОВЕНЬ ОБЩЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ = РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОБОРОТА * ЧИСЛО ОБОРОТОВ КАПИТАЛА.
Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в схеме 1.
Схема 1.
Рентабельность производственных фондов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных производственных фондов и материальных оборотных средств. Этот показатель можно рассчитать и по чистой прибыли.[1]
Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому балансу. Кроме прибыли при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от реализации продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество предприятия.
Рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определяемым по балансу. Целесообразно рассчитать и отдачу долгосрочных финансовых вложений. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений рассчитывается как отношение суммы доходов от ценных бумаг и долевого участия в других предприятиях к общему объему долгосрочных финансовых вложений. Полученный результат интересно сравнить с рентабельностью производственных фондов. В ряде случаев он может быть выше, чем рентабельность производственных фондов.
1.3 Новые показатели рентабельности
В Настоящее время для определения состояния "здоровья" предприятия рекомендуется использование ряда новых показателей, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой:
- основной коэффициент доходности - ROE (return on equity) коэффициент рентабельности собственного капитала.
чистая прибыль
ROE = ---------------------------------------- × 100(%)
средний собственный капитал
Коэффициент, выраженный процентом, показывает степень возмещения собственного капитала и характеризует необходимое условие существования и развития предприятия. Знаменатель получен как среднее данное начала и конца периода.
Следующие коэффициенты прибыльности, хотя и важны, но имеют частичное значение и объединены в показателе ROE.
ROI (return on investment) - это коэффициент прибыльности инвестированного капитала.
оперативный характерный результат
ROI = ------------------------------------------------- × 100(%)
средний инвестированный капитал
Коэффициент (ROI) выражает в процентном соотношении среднюю ставку прибыльности инвестированного капитала (инвестированный капитал равен оборотному плюс основной капитал), независимо от формы использования финансовых вложений предприятия. Его значимость состоит в том, что он позволяет судить об экономической эффективности главного оперативного оборота.
Тем не менее этот коэффициент носит частный характер, поскольку не отражает, как идут другие оперативные обороты (такие, как финансовые вложения заемного капитала, финансовые вложения собственного капитала).
Другой коэффициент рентабельности - это ROS (return on sale), коэффициент прибыльности:
результат оперативного характера
ROS = --------------------------------------------- × 100(%)
чистые доходы от продаж
Коэффициент ROS выражает в процентном виде долю заработка от продаж, показывая существующие отношения между расходами и доходами, и, следовательно, эффективность производства (использованные ресурсы по отношению к полученным результатам).
2 Основные пути повышения рентабельности производства и продукции ОАО “БИОХИМИК”
2.1 Анализ динамики прибыли и рентабельности на ОАО “БИОХИМИК”
Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает в себя пять последовательных этапов:
1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.
2. Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый приход.
3. Программирование индексов инфляции
4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.
5. Выбор оптимального варианта.
Базовые показатели за предшествующий год – это отчетные показатели, но скорректированные на условия, действующие к началу года и сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов.
Рассмотрим базовые показатели полученные на основе действующей отчетности (табл. 1).
На втором этапе предприятие должно определить целевые варианты путей хозяйствования в следующем году. Выбор обусловлен непосредственным воздействием на величину прибыли и рентабельности.
Таблица 2
Базовые показатели за 2003 год.
Показатели |
Величина показателя |
1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг без НДС, акцизов, таможенных пошлин, тыс. руб.) |
127052,519 |
2. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), тыс. руб. |
104600,577 |
3. Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. |
22451,943 |
4. Прочая прибыль, тыс. руб. |
1708,240 |
5. Валовая прибыль, тыс. руб. |
25781,309 |
1. Структура себестоимости продукции в процентах: а) материальные затраты в % б) зарплата с начислениями в % в) амортизационные отчисления в % г) прочие затраты в % |
100 80 15 5 0 |
2. Стоимость активов предприятия на конец года, тыс. руб. а) немобильные активы, тыс. руб. б) материальные запасы и затраты, тыс. руб. в) денежные и прочие активы, тыс. руб. |
130975,451 82763,726 25345,997 22865,728 |
Предлагаемые данные инфляции на планируемый год предприятием определяются на основе собственной информации о движении цен и неизменной структуры продукции или затрат. Важно ввести постоянные наблюдения за индексами цен с выделением для этого достаточно представительной группы товаров или затрат. При этом даже несовершенные индексы инфляции лучше, чем их полное отсутствие.
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшим среди них является показатель прибыли. Конечным финансовым результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает балансовая прибыль, которая представляет собой алгебраическую сумму трех слагаемых: прибыль от реализации товарной продукции предприятия; прибыль от прочей реализации; сальдо (положительная или отрицательная разность) доходовот внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен следующей формулой:
Рб=Рр+(-)Рвп+(-)Ррп, где
Рб - балансовая прибыль,
Рр - прибыль или убыток от реализации продукции (работ, услуг),
Рвп - сальдо доходов или расходов от внереализационных операций,
Рпр - прибыль или убыток от прочей реализации.
Прибыль от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость. Прибыль от реализации продукции определяется следующим расчетом:
Рр=Np-Sp-Pндс-Ра, где
Np – выручка от реализации продукции (работ, услуг);
Sp – затраты на производство реализованной продукции, включаемые в себестоимость;
Рндс – налог на добавленную стоимость;
Ра – величина акцизов.
Прибыль от прочей реализации включает финансовые результаты (прибыль, убыток) от реализации продукции, работ, услуг подсобных и обслуживающих производств, а также от реализации покупных товарно – материальных ценностей. К прочей реализации предприятия относятся невключаемые в объем реализуемой продукции основной деятельности работы и услуги непромышленного характера, в том числе по капитальному ремонту и по капитальному ремонту и по капитальному строительству: услуги транспортных хозяйств; реализация покупной теплоэнергии, пара, а также полученных со стороны полуфабрикатов, не подвергшихся обработке и монтажу.
В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:
- доходы, полученные от долевого участия в совместных предприятиях;
- доходы от сдачи имущества в аренду;
- доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащих предприятию;
- доходы от проведения операций, непосредственно связанных с производством и реализацией продукции, включая суммы, полученные в возмещение убытков;
- экологические санкции, штрафы, неустойки, полученные за нарушение условий перевозок по всем видам транспорта, за невыполнение договорных обязательств по поставкам продукции заказчикам, за поставку некачественной продукции и т. д.;
- доходы и расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.
Балансовая прибыль является основой для определения величины налогооблагаемой прибыли.
Для целей исчисления облагаемой прибыли валовая прибыль корректируется:
- увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной;
- уменьшается на сумму:
а) рентных платежей, вносимых в бюджет в установленном порядке;
б) доходов, полученным по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;
в) дохода долевого участия в деятельности других предприятий;
г) прибыли от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;
д) прибыли от страховой деятельности и осуществления банковских операций и сделок;
При определении прибыли, облагаемой налогом, из валовой прибыли исключается сумма отчислений в резервные и другие аналогичные по назначению фонды, формируемые предприятиями.
Проведем анализ и оценку уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности предприятия на основе данных таблицы 4.
Данные таблицы 4 показывают, что в отчетном периоде на предприятии произошел рост основных показателей финансовых результатов деятельности. Такое резкое увеличение прибыли в 2000 году вызвано общеэкономическими причинами, а именно: нарастанием инфляционных процессов и неуклонным ростом цен на все виды услуг
Таблица 3
Динамика показателей прибыли, тыс. руб.
Показатели |
2002 год |
2003год |
2003г. в % к 2002 году |
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов |
74219141 |
127063169 |
171.2 |
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) |
11843780 |
22443963 |
189.5 |
Прибыль от прочей реализации |
1491327 |
1707569 |
114.5 |
Прибыль от внереализационных операций |
1230604 |
1620705 |
131.7 |
Балансовая прибыль |
14565711 |
25781308 |
177 |
Налогооблагаемая прибыль |
13129807 |
22478230 |
171 |
Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия |
8929739 |
15305574 |
171.4 |
Сейчас сформировался экономический механизм, в котором каждое предприятие вынуждено вести себя как монополист: повышать цены и сокращать производство, чтобы обеспечить необходимый уровень заработной платы и прибыли. Именно этот процесс роста цен является основной причиной инфляции.
Уровень цены в конечном итоге определяется уровнем оплаты труда и прибыли. Поэтому необходимо воздействовать на эти два фактора: регулировать оплату труда и массу прибыли в цене. Массу прибыли в цене в свою очередь, реально регулировать через уровень рентабельности производства и реализации продукции.
2.2 Факторный анализ прибыли на ОАО “БИОХИМИК”
Для факторного метода планирования прибыли и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции:
1. Изменение «продажных» цен для продукции (работ, услуг) производимых предприятием (И-1).
2. Изменение «покупных» цен для товарно-материальных ценностей, приобретаемых предприятием. (И-2)
3. Изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по балансовой оценке (И-3)
Такими укрупненными факторами являются:
2. Рост (снижение) выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах.
3. Изменение себестоимости сравнимой продукции.
4. Выпуск несравнимой продукции.
5. Изменение цен на продукцию предприятия.
6. Изменение цен на покупные товарно-материальные ценности.
7. Изменение оценки основных средств и капитальных вложений предприятия.
8. Изменение оплаты труда в связи с инфляцией.
9. Изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций.
10. Изменение стоимости активов предприятия
11. Рост (снижение) величины собственного капитала предприятия.
Приведем сводные данные о целевых установках в планируемом 2004 году по одному из возможных вариантов (табл. 3)
Таблица 4
Факторы изменения прибыли и рентабельности в % к базовому году (без учета инфляции)
Факторы |
Величина факторов |
1. Рост выручки от реализации сравнимой продукции (работ, услуг) |
+ 10,0 |
2. Снижение себестоимости |
- 0,8 |
3. Прирост несравнимой продукции (рентабельность продаж 30%) |
+5,0 |
4. Снижение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций |
+20,0 |
5. Рост стоимости активов предприятия |
+8,0 |
6. Финансовый рычаг в планируемом году (отношение стоимости всех активов предприятия к собственному капиталу) |
+2,2 |
2.3 Пути повышения рентабельности ОАО “БИОХИМИК”
Анализ рентабельности отдельных видов продукции, а также всей совокупности ее, поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения качества продукции для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит улучшит финансовое, социально-экономическое положение предприятий промышленности.
Как видно из общей формулы рентабельности производства
факторами роста будут:
1. Величина прибыли.
2. Стоимость и эффективность использования основных фондов.
3. Стоимость и эффективность использования оборотных средств.
Чем выше прибыль, чем с меньшей стоимостью основных фондов и оборотных средств она достигнута и более эффективно они используются, тем выше рентабельность производства, а значит выше экономическая эффективность функционирования отрасли.
Таким образом, из факторов рентабельности производства следуют и основные пути ее повышения.
В отраслевой экономике к наиболее обобщающим путям повышения рентабельности производства с учетом всего вышеизложенного будут следующие.
1. Все пути и мероприятия, повышающие сумму прибыли.
2. Все пути, улучшающие эффективность использования основных фондов.
3. Все пути, улучшающие эффективность использования оборотных средств, ускоряющие их оборачиваемость.
В экономической литературе, в том числе по финансам, экономике предприятий, анализе хозяйственной деятельности и других используется множество специфических показателей рентабельности. Все они играют в экономике определенную роль. Однако для отраслевой экономики, для общего взгляда на экономические процессы, изложенные здесь показатели вполне достаточны и верны.
При нормально функционирующей экономике уровень рентабельности в промышленности находится в пределах 20-25%, а в сельском хозяйстве - 40-50%. При регулировании цен государством используется фиксируемая рентабельность.
Изменение структуры заработной платы в связи с инфляцией (И-4).
В приведенном выше примере прогнозируемые индексы инфляции таковы: И-1=1,31; И-2=1,30; И-3=1,18; И-4=1,21. Располагая данной инфляцией можно приступить к расчету плановой прибыли и рентабельности. Методика расчета представлена в таблице 4
Таблица 5
Расчет плановой прибыли на 2004 г.
Наименование фактора |
Методика расчета |
Величина фактора |
Базовая прибыль от реализации продукции |
127052.519 – 104600.577 |
+22451.942 |
Рост объема реализации продукции |
Индекс роста 1.122451.942x1.1=24697.136 (пересчитаная прибыль) 24697.136 – 22451.942 |
+2245.194 |
Снижение себестоимости сравнимой продукции |
Индекс снижения –0.008104600,577x1.1=115060,63 (пересчитанный объем на индекс роста) 115060,63x0.008 |
+920.485 |
Несравнимая продукция |
Рост на 5% к объему всей продукции предшествующего года 127052519x5:100=63522626 ( планируемый выпуск несравнимой продукции) 6352.626x30:100 (прибыль от несравнимой продукции) |
+1905.788 |
Прибыль от прочей реализации и внереализационных операций |
Снижение на 20%1708.240 – 1708.240x20:100 |
+1366.592 |
Наименование фактора |
Методика расчета |
Величина фактора |
Изменение цен на продукцию предприятия |
И-1=1.31127052.519x1.1=139757.771 (пересчитанный объем выручки от реализации на темп роста) 139757.771x1.31=183082.680 183082.680-139757.771 |
+43324,909 |
Изменение цен на покупаемые материальные ценности |
И-2=1.3104600.577x1.1=1150660.635 (пересчитанный объем себестоимости реализации на темп роста) 115060,63x5:100=5753.032 5753.032x1.8=10355,46 10355,46– 5753.032 |
+4602,428 |
Изменение оплаты труда в связи с инфляцией |
И-4=1.4115060.635x15=17259.095 (заработная плата с начислениями в себестоимости) 17259.095x1.21=20883.505 20883.505-172590.954 |
-3624.410 |
Плановая прибыль |
22451.942+2245.194+ +920.485+1905.788+ +1366.592+43324,909 - -4826.219+4602,428 - 3624.410 |
+68366,709 |
Итак, плановая прибыль, полученная факторным методом по ОАО “Биохимик” составляет 68366,709 тыс. рублей, что больше, чем в базовом году на 45914,766 тыс. рублей, за счет следующих факторов: роста объема реализации сравнимой продукции (2245.194 тыс. рублей) снижения себестоимости сравнимой продукции (+920.485 тыс. руб.), выпуска новой продукции (+1905.788 тыс. руб.), прочей прибыли (-341.648 тыс. руб.), инфляционных факторов. Все расчеты сделаны в предположении, что структура сравнимой продукции и затрат существенно не меняются по отношению к предшествующему году. Если все же изменения есть, то в качестве самостоятельного фактора можно ввести структурные сдвиги в производстве и затратах.
Факторный метод позволяет достаточно достоверно планировать финансовую деятельность предприятия и оценивать ее результаты в условиях нестабильности экономики и инфляционного роста цен. В дальнейшем он может стать основой для перехода к нормативным методам планирования финансовых показателей.
Сегодня частные, коллективные акционерные иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения платежей в бюджет и возврата кредитов. Они самостоятельно определяют части дохода, направленные на оплату труда и премирование работников, на выплату дивидендов, на производственные инвестиции. Государственным предприятиям, которые в большей или меньшей степени сохраняются и при переходе к рынку, следует представить такие же права в области распределения доходов, что и предприятиям, базирующимся на других видах форм собственности.
Заключение
Таким образом рентабельность - важнейший показатель эффективности работы предприятия.
Рентабельность исчисляется с помощью нормы рентабельности как отношение годовой прибыли к затратам, понадобившимся для ее получения.
Важнейшими показателями рентабельности является рентабельность производства и рентабельность продаж. На практике также используются ряд новых показателей это - основной коэффициент доходности, коэффициент прибыльности и коэффициент прибыльности инвестированного капитала.
Показатели рентабельности являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности.
Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия финансово-экономических факторов, а значит как объекты финансово-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно - хозяйственной деятельности от основных финансово - экономических факторов.
Список литературы
Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы изд. "Высшая школа" 1998г.
Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 1999.
Курс экономической теории. Под общей редакцией: проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. Киров 1999.
Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю Экономикс, "Республика", 1998.
Мамедов О.Ю. Современная экономика. Ростов-на-дону: Феникс, 1999.
Палий, Л.П.Суздальцева Технико - экономический анализ производственно - хозяйственной деятельности предприятий изд. "Машиностроение" 1989.
Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2000.
Шеремет А.Д. Экономический анализ в управлении производством 1984г.
Финансовый менеджмент./ Под ред. Е. С. Стояновой. М.: 2001г.
Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. М.: 1996г.
[1] Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. - М.: Финансы и статистика, 1999. – 220с.