Содержание 

Введение. 3

1. Понятие и значение конкуренции и конкурентоспособности  предприятия в условиях рыночной экономики. 7

1.1. Определение и сущность конкуренции и  конкурентоспособности предприятия  7

1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия. 16

1.3. Методика оценки конкурентоспособности предприятия. 27

2. Анализ конкурентоспособности ООО «Орион» 37

2.1. Краткая характеристика предприятия. 37

2.2. Анализ труда и персонала предприятия. 39

2.3. Процесс управления на предприятии и предложения по его улучшению.. 47

2.4. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе анализа финансово-хозяйственной деятельности. 52

2.5. Оценка конкурентоспособности предприятия на основе  стратегического анализа внешней и внутренней среды.. 66

3. Пути повышения конкурентоспособности ООО «Орион» 70

3.1. Финансово-экономическое развитие предприятия. 70

3.2. Оценка конкурентоспособности предприятия. 72

3.3. Предложения по улучшению конкурентоспособности предприятия. 76

Заключение. 79

Список литературы.. 85

Приложения. 87

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Решающий фактор коммерческого успеха товара на конкурентном рынке – его конкурентоспособность. Проблема конкурентоспособности российской экономики не нова. Еще во времена командной системы стало очевидно, что невосприимчивость государственных предприятий к нововведениям приводит к их серьезному отставанию на мировых рынках. Но тогда это еще не воспринималось в качестве острой проблемы, поскольку российский рынок все равно поглощал все, что производилось вне зависимости от качества продукции и услуг. В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рыке.

С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров.

В связи с этим в современной экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.

Нормальное функционирование предприятий различных сфер деятельности в условиях рынка предполагает поиск и разработку каждым из них собственной стратегии развития. Чтобы успешно развиваться, предприятие должно иметь оптимальное соотношение между затратами и результатами, изыскивать новые формы приложения капитала, обновлять и улучшать свою продукцию в соответствии с требованиями рынка, находить более эффективные способы ее доведения до конкретных потребителей, проводить обоснованную товарную политику, применять принципиально новые методы управления и т.д. Иначе говоря, предприятие должно быть конкурентоспособным и экономически устойчивым.

Высокая конкурентоспособность предприятия обусловливается наличием следующих трех признаков:

1) потребители довольны и готовы купить повторно продукцию этой фирмы (потребители возвращаются, а товары нет);

2) общество, акционеры, партнеры  не имеют претензий к фирме;

3) работники гордятся своим участием в деятельности фирмы, а посторонние считают за честь трудиться в этой компании.

Конкурентоспособность предприятия, его экономическая устойчивость - это сложные и взаимосвязанные категории.

С одной стороны, повышение конкурентоспособности предприятия является необходимым и обязательным условием обеспечения и поддержания на должном уровне экономической устойчивости.

С другой стороны, неустойчивое экономическое состояние предприятия не позволяет успешно решать проблему конкурентоспособности. Поддержание необходимого уровня конкурентоспособности и экономической устойчивости предприятия требует полного использования многочисленных внутренних и внешних факторов развития. Практическое решение этих вопросов должно опираться на всесторонние научные исследования и разработки.

Цель данной работы – провести анализ конкурентоспособности предприятия на рынке и предложить пути ее повышения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

·              раскрыть сущность конкуренции и конкурентоспособности предприятия;

·              рассмотреть факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;

·              описать методику оценки конкурентоспособности предприятия;

·              провести анализ конкурентоспособности предприятия;

·              предложить пути повышения конкурентоспособности предприятия.

Объектом исследования работы ООО «Орион» . Это коммерческая организация, основным видом деятельности которой является оптовая торговля оборудованием для строительства.

Предметом исследования является финансово-хозяйственная деятельность предприятия, его внутренняя и внешняя среда.

Научной и методической основой дипломной работы послужили законодательные акты, а также работы отечественных и зарубеж­ных ученых по вопросам конкуренции и конкурентоспособности.

В рамках системного подхода к исследованию были применены методы анализа и синтеза, группировки и сравнения, моделирования; в практической части использовались расчетно-аналитические методы, методы структурно-динамического анализа.

Выдвигаемые в дипломной работе выводы могут использоваться при выработке научно обоснованных решений относительно продукции и обслуживания клиентов предприятия.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно содержит разработки рекомендаций по улучшению конкурентоспособности предприятия, имеющей огромное значение для дальнейшей деятельности предприятия.

Основные идеи, выводы и рекомендации в дипломной работе формулируются с учетом возможностей их практической реализации, на основе анализа как теории, так и практики управления предприятием. Закономерным результатом такого подхода является возможность практического применения большинства результатов исследования на любом другом предприятии.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

В первой главе «Понятие и значение конкуренции и конкурентоспособности  предприятия в условиях рыночной экономики» основное внимание уделено сущности конкуренции и конкурентоспособности, рассмотрены различные определения конкуренции и конкурентоспособности, их виды и факторы, также в данном разделе работы представлена методика оценки конкурентоспособности предприятия.

Во второй главе «Анализ конкурентоспособности ООО «Орион»  представлена оценка конкурентоспособности предприятия на основе стратегического анализа внешней и внутренней среды предприятия, анализа финансово-хозяйственной деятельности, процесса управления, труда и персонала предприятия.

В третьей главе диплома «Пути повышения конкурентоспособности ООО «Орион»  рассмотрены пути улучшения финансово-экономического развития предприятия, проведен сравнительный анализ конкурентов предприятия и сделаны предложения по улучшению конкурентоспособности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ проведенной работы показал, что функционирование предприятий в рыночных условиях, где действует множество аналогичных соперников, происходит в форме постоянной конкуренции, непрерывного соперничества.

С позиции экономики, кон­куренция - это борьба продавцов (производителей) за луч­шее удовлетворение требований потребителей, а также соперничество покупателей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях.

У нас в стране о конкуренции заговорили лишь в связи с проведением рыночных реформ. Поэтому очевидно, что опыта ведения конкурентной борьбы у наших производителей и посред­ников пока не хватает.

Конкурентная борьба на рынке ведется двумя основ­ными методами:

1.                        Ценовая конкуренция.

2.                        Неценовая конкуренция.

В первом случае борьба с конкурентами ведется посред­ством снижения цены на свой товар. Неценовой метод конкуренции яв­ляется более эффективным, так как конкуренты не могут столь же молниеносно, как при ценовом, предпринять от­ветные шаги.

В зависимости от целей и возможностей фирма может выбрать один из нескольких вариантов конкурент­ного поведения:

-                создание новых продуктов, технологий, методов сбы­та, сервиса и рекламы;

-                копирование в минимальные сроки и с минимальны­ми затратами результатов тех, кто создает что-то новое;

-                сохранение достигнутых позиций в течение макси­мально возможного периода времени путем повышения качества, видоизменения ассортимента и т. п. мер

Общие прин­ципы, которые дают конкурентные преимущества произ­водителям:

-                Нацеленность всех и каждого работника на действие, на продолжение начатого дела.

-                Близость предприятия к клиенту.

-                Создание автономии и творческой атмосферы на пред­приятии.

-                Рост производительности благодаря использованию способностей людей и их желанию работать.

-                Демонстрация важности общих для предприятия ценностей.

-                Умение твердо стоять на своем.

-                Простота организации, минимум уровней управле­ния и служебного персонала.

-                Умение быть одновременно мягким и жестким. Дер­жать под жестким контролем наиболее важные проблемы и передавать подчиненным менее важные.

Конкурентоспособность как обобщенная экономическая категория характеризует экономическую ситуацию, вклю­чая проектные, производственные, распределительные и потребительские аспекты результатов экономической де­ятельности. Конкурентоспособность присуща всем элемен­там экономической системы и является многоплановой экономической категорией, которую можно рассматривать на нескольких уровнях: конкурентоспособность товаров, фирм, отраслей, страны.

Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

·                    конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;

·                    вид производимого товара;

·                    ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);

·                    лёгкость доступа на рынок;

·                    однородность рынка;

·                    конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;

·                    конкурентоспособность отрасли;

·                    возможность технических новшеств в отрасли;

·                    конкурентоспособность региона и страны.

Объектом исследования данной работы является общество с ограниченной ответственностью «Орион». Это коммерческая организация, основным видом деятельности которой является оптовая торговля оборудованием для строительства.

Для определения уровня конкурентоспособности предприятия в работе проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия за 2004 – 2005 гг., а также оценка внешней и внутренней среды предприятия.

В работе был проведен:

-                анализ оптового  товарооборота;

-                анализ прибыли;

-                анализ издержек обращения;

-                анализ финансового состояния;

-                анализ основных фондов;

-                анализ труда и заработной платы;

-                стратегический анализ внешней и внутренней среды по схеме SNW и  SWOT анализа.

Качество менеджмента основных специалистов фирмы находится на достаточно высоком уровне, обеспечивающем выполнение поставленных стратегических задач.

Анализ показал, что у ООО «Орион» есть все предпосылки для стабильного развития на рынке: расположение нового офиса в центре города; выраженные предпринимательские способности руководства компании, сплоченность коллектива, командный дух, ориентированность на общие цели внутри коллектива, продуманная политика планирования задач, широкий ассортимент, гибкая ценовая политика, продолжительные партнерские отношения со многими поставщиками.

С другой стороны развитие торгового предприятия тормозят такие факторы, как: недостаточный опыт работы с клиентами (компания существует на рынке только 2 года), неправильная расстановка приоритетов по выбору клиентов, отсутствие четкого позиционирования продукции, отсутствие отдела маркетинга, нецентрализованное принятие решений, неустойчивое финансовое положение компании.

ООО «Орион»  проигрывает конкурентам по уровню обслуживания клиентов, организации сбыта товаров, рыночной доле, имиджу и упаковке товара, использованию рекламы, технологическому уровню и возможности получения финансовой помощи.

Таким образом, положение компании на рынке может быть улучшено, если внутри фирмы будут проводиться маркетинговые исследования отрасли, покупателей, поставщиков, продукции; если будет разработана эффективная стратегия продаж, улучшено качество обслуживания клиентов, открыты новые торговые точки.

Приняв во внимание выявленные в ходе анализа негативные явления, можно дать некоторые рекомендации по улучшению и оздоровлению финансово – хозяйственной деятельности предприятия ООО «Орион» :

·                    совершенствовать товароснабжение предприятия и повышать эффективность использования товарных ресурсов. С этой целью коммерческой службе предприятия необходимо значительно расширить закупку и реализацию товаров, больше внимания уделять заключению договоров с поставщиками;

·                    снизить дебиторскую задолженность;

·                    снизить величину запасов;

·                    привлекать кредиты и займы, т.к. собственного капитала недостаточно;

·                    улучшить пользование материально-технической базы предприятия. С этой целью установить оптимальный режим работы предприятия, вести внедрение прогрессивных форм торговли;

·                    экономической службе предприятия разрабатывать прогнозы развития товарооборота на предстоящий период и вести оперативный контроль за ходом реализации прогнозов;

·                    совершенствовать систему материального стимулирования труда работников предприятия (на основе увеличения количества реализованных това­ров, обслуживания наибольшего количества покупателей и др.);

·                    оперативнее представлять данные по продаже руководству для принятия управленческих решений;

·                    следует увеличить объем инвестиций в основной капитал и его долю в общем имуществе организации;

·                    продумывать и тщательно планировать политику ценообразования;

·                    изыскивать резервы по снижению издержек обращения;

·                    активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия.

Реализация этих мер позволит нарастить объемы получаемой прибыли, уровень рентабельности и, в конечном счете, приведет к повышению эффектности деятельности предприятия в целом.

Для повышения конкурентоспособности предприятия было предложено также внедрить автоматизированную программу управления конкурентоспособностью фирмы. Разработанные «Микротест – Программ Лайн» решения охватывают весь спектр бизнес-процессов, связанных с функционированием торговой сети, позволяя при этом в полной мере использовать потенциал современных учетных систем, быстро находить и использовать скрытые резервы роста компании в условиях растущей конкуренции. Решения «Микротест – Программ Лайн» помогают топ-менеджменту торговой компании оперативно выявить тенденции в развитии бизнеса, оценить финансовые показатели деятельности компании, определить наиболее затратные и наиболее прибыльные товары и подразделения, проследить выполнение планов продаж и закупок, вовремя скорректировать ценовую политику, систему скидок, кредитную политику и многое другое. Система оперативно обрабатывает информацию, представляя ее в виде ответов на запросы, независимо от объема анализируемых данных и количества одновременно работающих пользователей.

Кроме того было предложено вве­сти в штат предприятия службу маркетинга, хотя бы одного маркетолога. Для вы­живания предприятия в современных экономических условиях работа в области маркетинга просто необходима. Проведение маркетинговых исследований позволит предприятию более точно определять свою политику развития и более быстро и в нужном направлении реагировать на изменения конъюнк­туры рынка.

Также был рассмотрен ряд возможных управленческих решений, которые позволяют предприятию значительно расширить свой рынок сбыта, при этом соответственно увеличить прибыль и сократить издержки.

Список литературы

1.           Закон от 22.03.1991г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

2.           Азрилиян А. Н. , Азрилиян О. М. , Калашникова Е. В. и др. Большой экономический словарь: 24. 8 тыс. терминов, М: Институт новой экономики,  2002, - 1280 с.

3.           Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. — М: Центр экономики и маркетинга, 2004. – 235с.

4.           Альбеков А. У. , Митько О. А.  Коммерческая логистика: Учебное пособие - Ростов: Феникс, 2002. - 416 с.

5.           Белоусов А. Г. , Стаханов Д. В. , Стаханов В. Н.  Коммерческая логистика: Учебное пособие для экономических специальностей высших и средних специальных учебных заведений Ростов: Феникс  2001. - 224 с.

6.           Бланк И.А. Торговый менеджмент. Киев: Украинско-Финский институт менеджмента и бизнеса, 2002. -  408 с.

7.           Бланк И.А. Управление торговым предприятием. — М.: Тандем, ЭКМОС, 2003. – 456 с.

8.           Бланк И.А. Управление использованием капитала. — К.: Ника-Центр, Эльга, 2001.— 656 с.

9.           Бланк И.А.  Управление активами. - Киев: Ника-Центр, Эльга, 2002.- 785с.

10.      Валевич Р.П., Давыдова Г.А. Экономика торгового предприятия: Учеб. пособие. – Мн.: 2001. - 208с.

11.      Гамова В.В. Закупка товаров - важнейший элемент коммерции в условиях рынка. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2002. - 87 с.

12.      Гордон М. П. , Карнаухов С. Б.  Логистика товародвижения Изд. 2-е, перераб., доп. М: Центр экономики и маркетинга 2001. - 200 с.

13.      Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. – 2001. – 458с.

14.      Дашков Л. П. , Памбухчиянц В. К.  Коммерция и технология торговли: Учебник для вузов Изд. 3-е, перераб., доп. М: Маркетинг 2001.- 596 с.

15.      Дородников В.Н. Основы коммерческой деятельности: Учебное пособие.- Нск: НГАЭиХ. - 2002. - 78 с.

16.      Дородников В.Н. Управление запасами на предприятии: Учебное пособие. - Нск: НГАЭиУ, 2002. - 64 с.

17.      Друкер Питер. Задачи менеджмента в XXI веке. : пер. с англ.: Уч. пос. –М.: Издательский дом «Вильямс», 2000. - 454с.

18.      Еленева Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело»: Дис. канд. техн. наук. — М., 2002.- 215с.

19.      Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие — М.: ЗАО «ТК Велби», 2003.— 264 с.

20.      Мишин Ю. Слагаемые конкурентоспособности: Рекомендации по выработке стратегии развития производственных структур// Риск. – 1999. – 451с.

21.      Панкратов Ф.Г. Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. М.: ИВЦ, «Маркетинг», 2003.- 328с.

22.      Портер М. Международная конкуренция / Пер. с англ.; Под. ред. Е.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. – 451с.

23.      Манько А. В.  Коммерция: Учебно-методическое пособие: Финансы и статистика, 2004.- 256 с.

24.      Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2004. - 312 с.

25.      Федько В.П., Федько Н.Г. Основы маркетинга. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 480 с.

26.      Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебное пособие; 2-е изд., с испр. и доп. — М.: Ассоциация авторов и издателей “Тандем”; Изд-во “ГНОМ-ПРЕСС”, 2003.- 457с.

Приложения