Обзор индустрии туризма в России

Общая ситуация на рынке предоставления туристических услуг

Российская туристическая отрасль в последние годы оказалась в центре всеобщего внимания. Если еще пару лет назад наши потребители продвигались на ощупь в потемках российских туристических джунглей, то сегодня наметился просвет, сигнализирующий, судя по всему, о движении в сторону цивилизованного рынка туристических услуг в России. Последнее время на российском рынке появляется все больше компаний, работающих в области туризма: на данный момент их количество достигает 9000, хотя фирм, в действительности работающих в этом сегменте российской экономики, намного меньше — около 6000. Из них чуть больше 30 компаний реально контролируют рынок: каждая из них обслуживает более 5000 туристов в год. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), ранее известного как Российская ассоциация туристических агентств (РАТА), это одна из наиболее прибыльных отраслей российской экономики: по результатам деятельности за 11 месяцев 2001 года, прибыль предприятий туризма увеличилась в 2,2 раза.

Однако ситуация в отрасли по-прежнему является критической. Во-первых, на российском туристическом рынке работает слишком много мелких фирм, предоставляющих услуги низкого качества и не имеющих представления о стандартах сервисной индустрии, принятых во всем мире. Это является следствием общего состояния индустрии гостеприимства в нашей стране: например, на рынке отмечается переизбыток топ-менеджеров, в то время как горничных со знанием иностранного языка катастрофически не хватает. Во-вторых, до последнего времени не все компании, формально зарегистрированные как турфирмы, реально занимались этим бизнесом, что часто приводит потребителя в растерянность. И, наконец, рынок туризма как таковой не подлежит на данный момент четкой регуляции со стороны органов власти, что приводит к ощущению общей нецивилизованности, царящей в туристической сфере России. Последнее, впрочем, не является исключением из общих правил, управляющих и другими секторами российской экономики.

И все же в российском турбизнесе наметились своего рода подвижки: видимо, в связи с ростом экономических показателей туристического сектора эта отрасль вызвала к себе интерес высших органов российской власти. Новый закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», вступивший в силу 10 февраля 2002 года, призван способствовать улучшению качества предоставляемых услуг. Этим законом предусмотрено раздельное лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Его главное новшество заключается в том, что теперь турфирмы подразделяются на две категории: операторов и агентов. (Туроператоры компетентны в достаточной степени, чтобы формировать туристические пакеты, а турагенты лишь распространяют предложения, составленные туроператорами.) Для фирм, претендующих на допуск в любую из этих сфер бизнеса, установлены соответствующие цензы: по численности персонала, по уровню его образованности, по стажу работы в туризме. Проекты соответствующих Положений разработаны Департаментом туризма и согласованы в Минюсте РФ. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление лицензирования, является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Министерство уже начало прием заявок на лицензии нового образца с 24 декабря 2001 года. Первоначально предполагалось, что их прием закончится 10 февраля 2002 года, со вступлением в силу федерального закона. Одновременно должен был прекратиться срок действия старых лицензий. Однако 11 февраля Правительство России издало постановление, продлевающее процесс сбора заявок и действие старых лицензий еще на 2 месяца — до 10 апреля.

По сообщению информационного агентства ORSIS, на пресс-конференции, состоявшейся 14 апреля 2002 года по этому поводу в Департаменте туризма Минэкономразвития России, было объявлено, что заявки от всех фирм страны, желающих работать в сфере туризма, уже получены и что отказов в выдаче новой лицензии еще не было. Как сообщил заместитель министра экономического развития Владимир Стржалковский, к настоящему моменту 1350 фирм представили документы, доказывающие, что они соответствуют высокому званию туроператора. А еще 2700 компаний подали заявки на осуществление деятельности турагента. Туристических лицензий старого образца (не делавших разницы между оператором и агентом) в России было выдано примерно 12 200 штук. По оценке г-на Стржалковского, реально туристическим бизнесом сейчас занимается не более 50–60% фирм, обладающих на это формальным правом.

Следующим этапом проведения четкой политики в отношении государства к туристическому сектору стало заседание Правительства РФ, состоявшееся 11 апреля 2002 года, на котором была рассмотрена концепция развития туризма в России. Были разработаны несколько направлений политики правительства, нацеленных на систематизацию российской туриндустрии. Государство планирует взять на себя функцию создания инфраструктуры туризма — аэропортов, дорог, реставрации исторических памятников, — а также разработать четкую систему критериев требований к отелям с точки зрения присвоения им «звезд». Региональные власти должны сосредоточиться на решении проблем безопасности и улучшения инфраструктуры вокруг гостиниц. Что же касается бизнес-структур, то ожидается, что они должны заняться реконструкцией и созданием новых отелей, ресторанов и магазинов. Также рассматривается вопрос о создании туристической полиции. И, наконец, особенно остро стоит вопрос подготовки кадров для турбизнеса — в частности, обслуживающего персонала в гостиничной сфере. В этой связи Минэкономразвития уже заключило ряд договоров с зарубежными компаниями о создании профильных курсов для сотрудников гостиниц.

Ожидается, что по итогам лицензионной кампании Минэкономразвития количество существующих в стране турфирм сильно уменьшится. Тем не менее, в среде профессионалов туристической отрасли бытует мнение, что принятие данного закона не решит всех проблем, так как по-прежнему не существует главной финансовой гарантии, защищающей интересы потребителя. Если подобные гарантии будут введены, то для получения лицензии турфирмы будут обязаны внести внушительный депозит, достигающий, по предварительным оценкам, 100 тыс. долл. США. Фактом внесения подобного депозита компании смогут гарантировать возможность максимально защитить потребителя от любых непредвиденных изменений в условиях тура, имеющих место не по вине самого туриста. В этом случае можно будет говорить о выявлении явных лидеров и факте становления цивилизованного рынка, так как только крупные игроки туристического рынка смогут предоставить подобные финансовые гарантии.

Описание сегментов туристического рынка и информация о компаниях

Основными сегментами рынка туристических услуг традиционно являлись корпоративный туризм, индивидуальный туризм и массовый туризм. Сейчас все более популярны такие новые категории, как экологический и экстремальный туризм, а также уверенно развивается сектор молодежного и студенческого туризма. В сфере экстремального туризма особенно зарекомендовали себя московские компании «Ультра-трэвел» и «Астравел». Компания «Ультра-трэвел» разработала программы путешествий на Северный полюс и дважды с неизменным успехом презентовала эти туры в Москве — в сентябре и октябре 2001 года, а в ноябре 2001 года компания представила свои полярные программы на выставке World Travel Market в Лондоне. Компания «Астравел», или «Ассоциация путешественников», замечательна опытом проведения таких акций, как европейский этап Кругосветного марафона на инвалидных колясках, международный велопробег Пекин — Москва — Париж, мотопробег Ижевск — Москва — Кейптаун, международные парашютные экспедиции на Северный полюс, а также спелеоэкспедиции в Италию и Англию.

Безусловным лидером в сфере молодежного и студенческого туризма является компания STAR Travel — российское подразделение крупнейшей международной компании STA Travel, работающей в 40 странах мира. Агентство представляет авиабилеты, хостелы, гостиницы, страховки, а также рабочие программы и стажировки за границей.

Также на туристическом рынке представлен исторический туризм, но мы не будем подробно останавливаться на изучении данного сегмента, а сосредоточимся на обзоре корпоративного и массового туризма.

Рынок корпоративного туризма в России

По информации газеты «Туринфо», корпоративный туризм, под которым понимают в самом широком смысле организацию деловых поездок и отдыха сотрудников различных компаний, начал развиваться одновременно с появлением в России крупных иностранных и совместных предприятий. Тогда же у нас заявили о себе мировые лидеры в этом виде бизнеса: American Express Travel Services и Carlson Wagonlit Travel. Все известные транснациональные и иностранные компании имеют в своем бюджете отдельную строку — расходы на деловые поездки (travel account), которую они предпочитают реализовывать через известные международные же специализированные корпоративные фирмы.

В России десятки тысяч крупных и средних компаний, особенно в регионах, не охваченных корпоративным обслуживанием. Как правило, их руководители понятия не имеют о существовании индустрии делового туризма и специализированных фирмах. В этом смысле у всех российских участников рынка бизнес-туризма — колоссальные перспективы, особенно в регионах. Бизнес-туризм — один из наиболее капиталоемких видов туризма, он невозможен без инвестиций в развитие собственной материальной и управленческой базы. Но главное, что, в отличие от обычного туризма, оплата оказанных услуг производится корпорантом уже после их оказания и оператор должен найти средства сам рассчитаться с партнерами. Вторым серьезным препятствием в развитии сектора деловых поездок, по мнению большинства руководителей фирм, стоит назвать экономическую нестабильность.

Специалисты по-разному оценивают перспективы развития сектора бизнес-поездок в общем обороте российского туризма. С одной стороны, нам еще очень далеко до мировых лидеров в этой области, с другой — стремительная динамика роста поездок и фирм, их организующих, а также стремление осваивать все новые виды деятельности становятся сильным стимулирующим фактором для развития бизнес-туризма. Согласно независимому исследованию рынка деловых поездок, проведенному агентствами Business and Consumer Direct (B&CD) и Independent Marketing Consultants Association (IMCA), на российском рынке сейчас работает по крайней мере 15 представителей сектора корпоративного туризма, но лидерами по объемам продаж на нашем рынке остаются American Express и Calson Wagonlit.

Основные игроки на рынке корпоративного туризма

Сейчас многие крупные туроператоры стали предлагать корпоративное обслуживание для своих клиентов, однако компаний, работающих эксклюзивно в этом секторе и прочно закрепивших за собой звание китов корпоративного туризма, не более 5. American Express Travel Services — одна из первых компаний, работающих на рынке корпоративного туризма, открывшихся в России. В США компания American Express существует уже 150 лет, а на российском (а ранее — советском) рынке фирма работает с 1970-х годов, когда открылось первое ее представительство в СССР: «Америкэн Экспресс Международные услуги». В США компания представлена как финансовая корпорация, включающая, в числе прочих, подразделения корпоративного туризма и пластиковых карт. В России основной упор в бизнесе делается на туризм, а также есть отделы пластиковых карт и туристских чеков. На данный момент, компания «Американ Экспресс» — один из китов корпоративного туризма в России.

Carlson Wagonlit Travel — лидер в предоставлении услуг по обслуживанию корпоративных клиентов. Сегодня группа компаний Carlson Wagonlit, образовавшаяся в результате слияния американской Carlson Travel Group и французской Wagon-Lits имеет офисы в 141 странах. Оборот годовых продаж компании превышает 12 млрд. долл. Владельцами Carlson Wagonlit Travel являются французская Accor Group, расположенная в Париже, и Carlson Companies, Inc. — американская компания со штаб-квартирой в Миннеаполисе, штат Миннесота.

Компания «Розенблут Интернэшнл» была основана в 1892 году в Филадельфии, где до сих пор находится главный офис компании. «Розенблут Интернэшнл» предоставляет услуги по организации деловых поездок корпоративных клиентов в 26 странах мира. В 1998 году «Розенблут Интернэшнл» была признана журналом Fortune одной из лучших 10 компаний в Америке по условиям работы и отношению к сотрудникам.

Nicko Tours — российская компания, основанная в 1991 году. С 1991-го по 1994 год компания «Нико Турс» работала как агентство по приему иностранных туристов на территории СНГ, а с 1995 года обслуживание корпоративных клиентов стало основным видом деятельности компании. С 1994 года компания «Нико Турс» стала первым агентством, рекомендованным Российским национальным комитетом IATA.

Компания «Аэроклуб» — одна из крупнейших российских компаний по продаже авиабилетов, существующая в России с 1994 года. Компания является членом IATA (Международной авиатранспортной ассоциации) с 1995 года. Среди клиентов «Аэроклуба» — заметные российские и западные фирмы.

«Инфинити Травел» представляет в России сеть Synergi Global Travel Management, объединяющую более 50 туристических компаний с общим оборотом более 12 млрд. долл. Российско-американская компания «Инфинити Травел» была основана в 1992 году.

«Люфтганза Сити Центр» — российское подразделение всемирной сети туристических агентств Lufthansa City Center, объединяющей более 380 бюро путешествий по всему миру. У нас компания представлена под именем «Орбита Турс Партнер».

Corporate Travel Network — компания CTN сертифицирована IATA и является подразделением Центрального агентства гражданской авиации при ГАВС. Компания существует с 2000 года и является первым независимым турагентством в России, работающим на корпоративном рынке и активно развивающим региональную сеть.

Также на рынке корпоративного туризма в России фигурируют еще несколько компаний. В результате поглощения компании Andrews Consulting компанией Travel House на российском рынке делового туризма возникла компания Andrews Travel House, офисы которой находятся в Москве, Санкт-Петербурге и Лондоне. Американско-шведское совместное предприятие Travel House работало в России на рынке делового туризма с 1995 года, а Andrews Consulting — с 1994-го. Среди профессионалов бытует мнение, что компания уже давно потеряла ту долю рынка, на которую раньше претендовала, и не является конкурентом компаниям уровня American Express, Rosenbluth и Carlson Wagonlit. Компания Olympia Business Travel работает на рынке корпоративного туризма с лета 1998 года и сертифицирована IATA. UCS Travel — ранее один из 10 крупнейших игроков на рынке туризма, а в настоящее время обанкротившаяся компания. Также стоит отметить такие компании, как JeNico Travel, Mosco, Euro Lloyd, BTI, «Аэротур», «Спасские ворота Тур».

Российский рынок массового туризма

Общепринятые лидеры массового выездного туризма (количество обслуживаемых туристов — от 100 до 130 тыс. в год): «Натали Турс», «Тез Тур» и турфирма «Нева». Пальму первенства в индивидуальном выездном туризме прочно держит «Содис» — компания, предоставляющая VIP-туры по всем направлениям.

Турфирма «Натали Турс» является туроператором и действует на российском рынке с апреля 1992 года. Компания самостоятельно разрабатывает и реализует туры на отдых и экскурсионные маршруты. Фирма «Тез Тур» работает в России с 1995 года и имеет несколько представительств за рубежом. По итогам сезона 2001 года компания обслужила рекордное количество туристов из России и СНГ в Турции. В 2002 году «Тез Тур» начинает внедрение новых технологий продаж, нацеленное на улучшение системы контроля качества, а также создает программу поддержки путешественников за рубежом. Турфирма «Нева» базируется в Санкт-Петербурге и работает с 1990 года на рынках выездного, внутреннего и въездного туризма по всем направлениям туристской деятельности. Вся сеть агентств-партнеров турфирмы «Нева» насчитывает около 3000 фирм в 180 городах России, странах СНГ и Балтии, а штат сотрудников предприятия по Российской Федерации составляет более 400 человек. Компания имеет свое постоянное представительство в Финляндии, а в летний сезон — также в Болгарии, Испании и на Крите. С 1998 года турфирма «Нева» сама является, в частности, официальным туристским агентом администрации Санкт-Петербурга.

Лидеры массового въездного туризма: «Академсервис ДМС», ВАО «Интурист», KMP-Group, «Тари Тур».

Мы уже публиковали материал, посвященный истории компании «Академсервис», ныне известной как «Академсервис ДМС» (Москва). Основанная в 1990 году, на данный момент туристическая компания «Академсервис ДМС» является одним из ведущих мировых туроператоров по приему в России, странах СНГ и Балтии. Компания предлагает весь спектр гостинично-туристского обслуживания (размещение в отелях, трансферы, транспортное обслуживание, экскурсии, авиаперелеты, VIP-сервис в аэропортах, железнодорожные пассажирские перевозки, круизы, визовую поддержку) в 110 городах всех 15 стран бывшего СССР.

ВАО «Интурист» — крупнейшая туристическая компания в России, отметившая в 1999 году свой 70-летний юбилей. Внешнеэкономическое акционерное общество по туризму и инвестициям «Интурист» — своего рода «флагман» российского турбизнеса, объединяющий 56 дочерних компаний. Основной клиент компании — это быстрыми темпами формирующийся «средний класс», но в компании также работает и специальный VIP-центр. Своим постоянным клиентам ВАО «Интурист» предлагает «клубные карточки», предоставляющие очень существенные скидки. В дополнение к ним, в конце минувшего года «Интурист» и Diners Club International объявили о новой совместной программе «Весь мир в одной карте», которая предусматривает выпуск совместной кобрэндовой пластиковой карты.

Компания «Тари Тур» работает на туристическом рынке с 1989 года и по праву может считаться одной из крупнейших компаний в своем секторе. Помимо нескольких офисов в регионах России, компания представлена в США, в штате Флорида.

Основанная в 1989 году, компания KMP-Group является одной из лидирующих турфирм Москвы, специализирующихся на массовом туризме. Компания входит в Лигу защиты прав путешествующих, аккредитована IATA и имеет свой филиал в Санкт-Петербурге, а также представительства во Франции, США и Канаде.

Среди «билетчиков» (компаний, занимающихся, в основном, продажей авиабилетов) бесспорным лидером является «Инна Тур». Самая крупная турагентсткая сеть: «Магазин горящих путевок». Это франчайзинговая компания, работающая в сфере выездного туризма, к сети которой принадлежат около 100 офисов, расположенных не только в России, но также на Украине и в Белоруссии. Недавно компания открыла сеть турагентств под маркой «Машина времени». «Машина времени» и «Сеть магазинов горящих путевок» 20 мая 2002 года выводят на рынок новый проект, именуемый «Дисконтная туристическая система».

На рынке консолидаторов — турфирм, формирущих чартерные рейсы и распродающих их другим турфирмам, — четко лидируют «Экспресс Лайн» и Entire Travel.

Внутренний туризм: основные операторы

Что же касается создания четкой картины туристических направлений внутри России, на прошедшем недавно заседании Правительства РФ, о котором мы упоминали в начале обзора, было постановлено, что основными туристическими центрами страны будут Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, кавказские Минеральные воды, а также Красная Поляна. В документе отмечается, что в ближайшие годы приобретет дополнительное развитие экологический и экстремальный туризм, центрами которого станут Байкал, Камчатская область, Сочи, Хакасия, Саяногорск. Основные игроки на рынке внутреннего туризма: «Дельфин», «Орфей», «Аврора Интур», «Ванд Интернэшнл», санаторно-курортное объединение «Здоровье».

Фирма «Дельфин» уже 8 лет работает на рынке внутреннего туризма. Туры компании можно приобрести в более чем 950 турагентствах России, а также компания предлагает дисконтные карты своим постоянным клиентам. Фирма «Орфей» — универсальный оператор по внутреннему туризму, лауреат и дипломант многочисленных российских премий в области туризма. «Аврора Интур» работает на рынке туристических услуг с 1996 года и имеет достаточно развитую региональную сеть. Компания предоставляет скидки постоянным и корпоративным клиентам, членам Aurore Intour Travel Club и владельцам карт Countdown. Также компания является одним из учредителей «Российской туристической газеты». «Ванд Интернэшнл» уже 10 лет работает на туристическом рынке, является соучредителем Московской ассоциации туристических агентств и входит в рейтинг ведущих российских туроператоров. По экспертизе независимой консалтинговой компании PRO CONTACT фирма названа «Лучшей туристической компанией России 1999 года». Санаторно-курортное объединение «Здоровье» специализируется на оздоровительном туризме. Участниками объединения являются российские здравницы, а также известные здравницы Крыма.

Профессиональные ассоциации и специализированные издания в сфере туризма

Ассоциации: Российский союз туриндустрии — ранее известный как Российская ассоциация туристических агентств; Ассоциация делового туризма; Национальная гильдия туристической прессы; Московская ассоциация туристических агентств; Авиатранспортная ассоциация. Профессиональные издания: «Горячая линия. Туризм», «Российская туристическая газета», «Туризм ППП», «Турбизнес», «Туринфо». Издания для потребителей: «Вояж», «Вояж и отдых», «Чук и Гек», «Разыскивается: отдых», «Туризм и отдых».

Основные тенденции отрасли

Сейчас можно четко выделить две основные тенденции в сфере туризма.

Во-первых, в 2000 году наметилась тенденция к консолидации туристического рынка. Во-вторых, стали развиваться турагентские сети. Компания UTS Travel запустила сайт www.kuda.ru, а «Магазин горящих путевок» сейчас создает новый сервис: сеть туристических агентств «Машина времени» с участием Андрея Макаревича.

Тогда как до кризиса 1998 года было множество мелких турфирм, то в результате кризиса мелкие компании разорились, а у крупных резко увеличились объемы продаж. До кризиса самостоятельно формировать турпакеты старалась каждая, даже небольшая, турфирма — считалось, что это выгоднее, чем просто работать на комиссионных, продавая чужие туры. Сокращение нормы прибыли, особенно на направлениях массового отдыха, сделало выгодным лишь крупный туроператорский бизнес. На каждом направлении выделились 3–5 компаний, контролирующих более 50% рынка.

В этом году на российском туристическом рынке сложилась уникальная ситуация. Впервые здесь появился крупный инвестор, который собирается радикально изменить расклад сил. Речь идет о центре фондовых операций «Тантьема», который в конце прошлого года приобрел сразу 3 туристические фирмы: Destinations of the World Eurasia (DOTW) и «Лагуна-тур» — туроператоров средней руки, а также недавно созданную и пока не раскрученную сеть турагентств «Куда.Ру». Руководство «Тантьемы» заявило, что за год-два создаст на базе этих компаний холдинг, который должен занять лидирующие позиции на российском рынке, а затем его акции будут проданы. Весьма существенными, по меркам российского туррынка, оказались уже первые инвестиции: к сегодняшнему дню на сумму 3,4 млн. долл. выкуплены места в гостиницах на Кипре и в Тунисе, всего же «Тантьема» намерена вложить в развитие бизнеса 10 млн. долл.

В целом можно говорить о том, что российский турбизнес встал на путь консолидации и готов к переходу на новые, более цивилизованные, условия работы. Однако один аспект по-прежнему не внушает удовлетворения: у нас нет и не предвидится в ближайшее время возможности приобретать туристические предложения в режиме online, не отходя от компьютера, как это делают туристы во многих западных странах. И это ограничение никак не связано с уровнем сервиса, который готовы предоставлять российские туристические компании: все упирается в отсутствие системы безопасности информации в целом, а также в экономические факторы, ограничивающие возможности среднего потребителя.

В обзоре использованы материалы РАТА, газеты «Туринфо», а также информационного агентства ORSIS. Также при подготовке текста использовались публикации газеты «Ъ». E-xecutive благодарит источники за предоставленную информацию. Особую благодарность автор обзора выражает Тимуру Бордюгу, ИД «Коммерсантъ».

Материалы проанализировала и обобщила Валентина Янкина.