Содержание

1. Общая характеристика бухгалтерского учета, принципы и требования предъявляемые к нему. 3

2. Бухгалтерские документы, их назначение и классификация. Порядок и техника приемки и обработки их в бухгалтерии. 8

Список литературы.. 12

1. Общая характеристика бухгалтерского учета, принципы и требования предъявляемые к нему

Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии - существенное звено формирования экономической политики, инструмент бизнеса, один из главных механизмов управления производством и сбытом продукции. Он способствует совершенствованию организации производства, оперативного и долгосрочного планирования, прогнозирования и анализа хозяйственной деятельности.

На основе бухгалтерского анализа может быть определена тенденция развития предприятия.

Бухгалтерский учет позволяет представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана по прибыли.

Важнейшие функции бухгалтерского учета как информационно-аналитической подсистемы контура управления коммерческим предприятием:

1) контроль процесса производства и реализации продукции (работ, услуг);

2) обеспечение сохранности ценностей;

3) снабжение руководства и менеджеров различных уровней необходимой информацией;

4) поддержание обратной связи между производством и административно-хозяйственным аппаратом;

5) анализ хозяйственной деятельности.

1. Функция контроля процесса производства и реализации продукции осуществляется в трех видах.

Предварительный контроль производится до начала хозяйственной операции, чтобы прогнозировать ее конечный результат.

Текущий контроль осуществляется во время совершения хозяйственной операции и обеспечивает ее выполнение с наибольшим эффектом.

Последующий контроль проводится после завершения хозяйственной операции и позволяет корректировать полученный результат и предвидеть дальнейший ход событий.

2. Функция обеспечения сохранности ценностей достигается использованием развернутого плана счетов и системы бухгалтерских проводок, охватывающих все аспекты движения и хранения материальных ценностей и денежных средств. Эта функция усиливается развитым механизмом учета и инвентаризации.

3. Информационная функция достигается непрерывностью и документированностью бухгалтерского учета, в котором в любой момент может быть представлена полная информация о состоянии дел на предприятии.

4. Функция обратной связи реализуется налаженным сбором и анализом сведений о хозяйственных средствах и хозяйственных процессах. Результаты этого анализа оперативно передаются в необходимые инстанции для принятия ответственных решений.

5. Аналитическая функция проявляется через профессионализм кадров, хорошее программное обеспечение и большой практический опыт руководства бухгалтерии. Она позволяет оценить рациональность использования материальных, трудовых и денежных ресурсов предприятия, эффективность инвестиций и кредитной политики. С ее помощью выявляются основные рычаги рентабельности предприятия, находятся узкие места в хозяйственной деятельности, обобщается материал для прогноза и принятия решений в области долгосрочной финансовой политики предприятия.

Все перечисленные выше функции достаточно легко программируются на персональном компьютере, поскольку бухгалтерский учет имеет свой специфический язык кодирования хозяйственной деятельности и хозяйственных средств. Словарем этого языка служит план счетов бухгалтерского учета.

Структура бухгалтерии и организация дела в ней должны обеспечивать выполнение учетных задач в минимальные сроки и с высоким качеством.

Главные задачи бухгалтерского учета на коммерческом предприятии:

1) предоставлять полную и точную информацию руководству предприятия о финансово-экономическом состоянии предприятия, о критических ситуациях в сфере договорных отношений и в области материальных поставок, о нарастающем дефиците денежных средств;

2) осуществлять и регулировать расчетные взаимоотношения с дебиторами и кредиторами, сотрудниками предприятия по оплате труда и по средствам, выданным в подотчет;

3) контролировать работу материально-ответственных лиц предприятия;

4) отвечать за своевременное и в полном объеме выполнение предприятием своих обязательств по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;

5) нести ответственность за полноту и четкость операций по наличному и безналичному денежному обороту предприятия;

6) выполнять в срок и предоставлять в государственные контролирующие органы исчерпывающий и точный баланс, другую финансовую отчетность предприятия.

Абсолютную ответственность перед руководством коммерческого предприятия за выполнение указанных задач несет главный бухгалтер - ключевая финансовая персона на предприятии. Главная его обязанность по важности и профессиональной принадлежности - это организация, управление и контроль повседневной, подчас рутинной, учетной работы.

Бухгалтерский учет должен быть скрупулезным и идеальным. На первый взгляд, прозрачность бухгалтерского учета находится в некотором противоречии с соблюдением коммерческих тайн предприятия. Но это не так. Четкость учета, его абсолютная ясность и легкая читаемость необходимы, в первую очередь, самому бухгалтеру, чтобы иметь возможность принимать важные решения в предельно сжатые сроки. Коммерческие тайны целесообразно выделять отдельно. Лучше, чтобы их было немного, тогда оберегать их будет легче.

Для успешного решения финансово-экономических проблем предприятия в современных условиях необходимо планировать положительный финансовый результат, обозначать его реальные границы, намечать пути достижения и затем воплощать принятое решение в виде первичных документов. Но для этого необходимы дополнительные условия и полномочия.

Бухгалтер должен активно участвовать в формировании и осуществлении договорной, финансовой, налоговой и учетной политики предприятия. Каждый из этих элементов - составная часть общей экономической стратегии предприятия, и каждый теснейшим образом связан со многими зависящими и не зависящими от личности бухгалтера обстоятельствами.

Таким образом, бухгалтерский учет на предприятии позволяет представить полную картину об имущественном и финансовом положении. В нем содержится всеобъемлющая синтетическая и аналитическая информация по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, что позволяет управлять процессом хозяйственной деятельности и контролировать выполнение плана по прибыли.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель. В его должностные обязанности входит создание необходимых условий для правильной постановки учета.

Главный бухгалтер несет ответственность за методологию бухгалтерского учета; обеспечивает контроль и своевременное отражение хозяйственных операций в форме бухгалтерских проводок; анализирует и обобщает информацию; составляет баланс и отчетность и предоставляет их в заданные сроки в контролирующие организации.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений в полном объеме и заданные сроки обязательны для всех работников предприятия.

2. Бухгалтерские документы, их назначение и классификация. Порядок и техника приемки и обработки их в бухгалтерии

Основой бухгалтерского учета являются документы. Ни одна хозяйственная операция не может быть отражена в учете без ее документального оформления. Количество бухгалтерских документов определяется специальным перечнем, в котором документы сгруппированы по отдельным участкам, видам бухгалтерской работы.

Бухгалтерские документы – это первичная запись хозяйственных операций, подтвержденная подписями лиц, которые участвуют в ее совершении.

Бухгалтерские документы имеют следующее значение:

1.                Являются основой бухгалтерского учета, т.к. в них регистрируется каждая хозяйственная операция;

2.                Имеют юридическое значение, т.к. порой являются единственными свидетелями совершенной операции;

3.                Документы служат основой для проведения ревизий и инвентаризаций;

4.                Помогают осуществлять контроль за работой материально-ответственных лиц.

Чтобы документы могли быть использованы по перечисленным направлениям, к ним предъявляется ряд требований:

·                   Документ должен правдиво отражать факт совершенной операции (быть достоверным);

·                   Каждый документ должен быть обеспечен необходимыми подписями;

·                   Документ составляется в твердо установленные сроки;

·                   Сведения (реквизиты) в документе должны быть все заполнены;

·                   Отсутствующие реквизиты в колонках и строках прочеркиваются;

·                   Содержание пишется четко без двусмысленного истолкования;

·                   Суммы в бухгалтерских документах пишутся цифрами и прописью;

·                   Цифры в документе записываются отдельно одна от другой, без соединительных знаков.

·                   Исправления в бухгалтерских документах допускаются, кроме банковских, методом зачеркивания (корректурным методом).

Корректурный метод предусматривает зачеркивание неправильной суммы тонкой чертой так, чтобы можно было прочесть зачеркивание. На полях делается оговорка – «исправленному верить» и заверяется подписью.

Хозяйственные операции совершаются на предприятиях различных по-своему содержанию. Поэтому и в учете применяются разные документы. Чтобы правильно применять документы их принято классифицировать по разным признакам:

·        По назначению;

·        Порядку составления;

·        Способу охвата операций;

·        Месту составления.

По назначению документы делятся на:

- распорядительные, которые содержат приказ и распоряжение на выполнение операций;

- оправдательные (исполнительные), которые содержат факт совершенной операции, т.е. оправдывают действия лиц, участвующих в операции.

По порядку составления документы делятся на:

- первичные – составляются сразу в момент совершения операции;

- сводные – составляются на основании нескольких первичных документов. В них уже отражаются операции ранее совершенные и оформленные первичными документами.

По способу охвату операций документы делятся на:

- разовые – в них отражаются хозяйственные

- накопительные – служат для отражения и оформления однородных операций, совершенных в разное время. Применение накопительных документов уменьшает количество выписываемых документов.

По месту составления документы делятся на:

- внутренние – составляются на данном заводе, организации;

- внешние – составляются другим предприятием, организацией.

Бухгалтерские документы сосредотачиваются в бухгалтерии и подлежат обязательной обработке, которая состоит из следующих этапов:

1.                Проверка по существу устанавливает целесообразность и законность указанных в документе операций, соответствие ее содержанию плановым заданиям.

2.                Арифметическая проверка документов контролирует правильность произведенных в документе вычислений и подсчетов.

3.                Таксирование документов необходимо для исчисления стоимости ТМЦ.

4.                Исправление ошибок в документах. Ошибки могут состоять в неправильном написании цифр или слов. Подлежащие исправлению ошибочные слова или цифры зачеркивают тонкой чертой, чтобы зачеркнутое можно было прочесть.

5.                Разметка корреспондирующих счетов в документе состоит в следующем: на документах обозначаются корреспондирующие счета, в которых должны быть отражены совершенные хозяйственные операции.

6.                Гашение бухгалтерских документов. На проверенных и обработанных документах накладывается штамп «погашено», который свидетельствует о том, что документ в отчете отражен.

Сведения, содержащиеся в бухгалтерских документах называются реквизитами. Различают обязательные и дополнительные реквизиты.

К числу обязательных реквизитов относятся:

·        Наименование документов;

·        Дата составления;

·        Наименование предприятия и его адрес;

·        Подписи лиц, ответственные за ее содержание.

В зависимости от особенностей операций применяется дополнительные реквизиты , которые как бы уточняют , расширяют сведения об операциях.

Все реквизиты должны быть заполнены в документе, иначе документ не может служить основанием для учета.

Список литературы

1.     Козлова Е. П., Парашутин Н. В., Бабченко Т. Н., Галанина Е. Н. Бухгалтерский учет. - М.: Финансы и статистика, 2004.

2.     Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет. – М.: ИНФРА – М., 2005г.

3.     Принципы бухгалтерского учета. Б. Нидлз. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4.     Теория бухгалтерского учета /З. В. Кирьянова. - М.: Финансы и статистика, 2005.