Содержание

1. Двойная запись и корреспонденция счетов. 3

2.Формы бухгалтерского учета, применяемые на малых предприятиях. 6

Список литературы.. 9

1. Двойная запись и корреспонденция счетов

При изменениях в балансе, происходящих под влиянием хозяйственных операций, дня операция вызывает равновеликие изменения в двух статьях баланса. Равенство итогов актива и пассива баланса не нарушается. При отражении операций на счетах, органически связанных с балансом и открываемых на основе его статей, каждая хозяйственная операция также будет вызывать двойные и равновеликие изменения. Это виляет отражать хозяйственные операции на счетах способом двойной записи.

Сущность этого способа состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается в одинаковой сумме по дебету и кредиту разных счетов. Текст, указывающий содержание дебетуемого и кредитуемого счетов на сумму отражаемой хозяйственной операции, называется бухгалтерской статьей. Бухгалтерские статьи часто называют бухгалтерскими проводками, бухгалтерскими записями и реже счетными формулами. Составить бухгалтерскую проводку - значит указать, на какую сторону каких счетов записать сумму операции.

Сущность двойной записи можно рассмотреть на примере операций по изменению. Для этого на основании каждой статьи начального баланса необходимо от дельные счета.

Хозяйственные операции, так же как и в балансе, охватывают все возможные типы изменений на счетах бухгалтерского учета: изменения только в активных счетах, только в пассивных счетах, в активных и пассивных счетах в сторону увеличения, в активных и пассивных счетах в сторону уменьшения.

Все хозяйственные операции отражаются в равной сумме по дебету одного и по кредиту другого счета. Итог дебетовых оборотов всех счетов должен быть равен итогу кредитовых оборотов. Нарушение равенства свидетельствует об ошибке в учете. Следовательно, с помощь двойной записи можно обнаружить ошибки в бухгалтерских записях, в этом состоит ее контрольное значение.

Вместе с тем двойная запись имеет большое познавательное значение, так как показывает, откуда (или за счет каких источников) поступили средства и куда они направляются. Например, корреспонденция счетов Дебет счета "Касса"    Кредит счета "Расчетный счет"  показывает, что деньги поступили в кассу с расчетного счета. По корреспонденции можно установить экономический смысл, содержание каждой хозяйственной операции.

Составление бухгалтерских статей (проводок). Хронологические и систематические записи.

Запись на счетах бухгалтерского учета производят на основании документов, по этому все принятые бухгалтерией документы подвергают бухгалтерской обработке.

Одним из этапов бухгалтерской обработки документов является запись корреспондирующих счетов по каждой операции, отраженной в документе. Определение и запись корреспондирующих счетов на документах (т.е. составление бухгалтерских про водок) называется контировкой. Текст, указывающий наименование дебетуемого и кредитуемого счетов и сумму отражаемой хозяйственной операции, называется, как уже отмечалось, бухгалтерской проводкой (статьей, счетной формулой, бухгалтерской записью). Различают бухгалтерские проводки простые, в которых корреспондируются только два счета (все составленные ранее проводки - простые), и сложные, которых один счет корреспондируется с несколькими счетами.

Бухгалтерские проводки составляют на самом документе, которым оформляется хозяйственная операция, в ведомости или журнале, куда записывается операция, или на отдельных специальных бланках (мемориальных ордерах).

Мемориальный ордер - это документ бухгалтерского оформления, содержат  указание записать хозяйственную операцию на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Для облегчения записей каждому счету присваивается определенный номер (шифр), поэтому при составлении бухгалтерских проводок указывают не наименование счетов, а их номера (счет "Касса" - № 50, счет "Расчетный счет" - № 51).

При записи хозяйственных операций на счета их группируют по экономически однородным признакам, т.е. записывают по определенной системе. Отражение хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета называется систематической записью (регистрацией).

Наряду с систематической предприятия применяют хронологическую запись, под которой понимают регистрацию хозяйственных операций в той последовательности, в какой они совершаются. Различия в экономическом содержании операции при этом не учитываются. Хронологическая запись ведется для обеспечения контроля за полнотой учета всех хозяйственных операций. В хронологическом порядке ведутся регистрационные журналы, кассовые книги и другие регистры.

В данном регистрационном журнале отражены все операции, по которым составлены бухгалтерские проводки и мемориальные ордера.

2.Формы бухгалтерского учета, применяемые на малых предприятиях

Для малых предприятий (МП) часто применяется упрощенная форма бухгалтерского учета с использованием журнала хозяйственных операций и шахматной ведомости.

Критерии отнесения предприятий к категории малых установлены Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ (в редакции от 21.03.2002 г.). Согласно этому закону, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, отвечающие трем признакам:

1) в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%;

2) доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;

3) средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

а) в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек;

б) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

в) в оптовой торговле - 50 человек;

г) в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;

д) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

(При этом в среднесписочный состав включаются работники, не состоящие в штате, а работающие по договорам подряда и поручения, а также работающие по совместительству).

Бухгалтерский учет по упрощенной форме проводится следующим образом. Первичные документы обрабатываются в течение двух дней с момента их получения. Обработка состоит в проверке подлинности документов, их соответствия законодательству и наличия в них необходимых реквизитов. Заканчивается она внесением сведений из первичных документов в журнал хозяйственных операций с одновременным кодированием этих операций в виде бухгалтерских проводок.

                         ┌───────────────────┐

                         │Первичные документы├─────────────┐

                         └─────────┬─────────┘             │

                                   ­                       │

                         ┌─────────┴──────────┐            │

                         │Журнал хозяйственных│            │

                         │      операций      │            │

                         └─────────┬──────────┘            │

                                   ­                       │

                         ┌─────────┴─────────┐             │

                         │Шахматная ведомость│             │

                         └─────────┬─────────┘             ­

                                   ­               ┌───────┴─────┐

                         ┌─────────┴───────────┐   │   Кассовая  │

                         │Оборотно - сальдовая ├──┤     книга   │

                         │     ведомость       │   └─────────────┘

                         └──────────┬──────────┘

                                    ­

                          ┌─────────┴─────────┐

                          │Баланс и отчетность│

                          └───────────────────┘

Схема упрощенной формы для малых предприятий

Операции по кассе дополнительно заносятся в кассовую книгу. (Если на предприятии ведутся расчеты с населением с применением контрольно-кассовых машин, то делаются записи также в кассовых книгах кассиров-операционистов.)

На основе бухгалтерских проводок, отраженных в журнале хозяйственных операций, составляется шахматная ведомость, в которой суммированием по горизонтали вычисляются обороты по дебетам, а суммированием по вертикали - обороты по кредитам счетов. Затем данные из шахматной ведомости используются для составления оборотно-сальдовой ведомости, на базе которой оформляется баланс, и составляется отчетность предприятия.

Все элементы, входящие в данную форму (за исключением шахматной ведомости), нами рассмотрены. Осталось представить шахматную ведомость. Она достаточно проста и по своему виду напоминает журнал-ордер. Только формируется по дебетовому признаку и как бы включает одновременно все журналы ордера. С математической точки зрения - это матрица (числовая таблица) хозяйственных операций, строки которой соответствуют дебетовому обороту, а столбцы - кредитовому.

Список литературы

1.                Кондраков Н.П. Самоучитель по бухгалтерскому учету. М.: «КноРус», 2002г.

2.                Безруких Д.А. Бухгалтерский учет, М. 2006. 230с.

3.                Новодворный В.Д. и др. Бухгалтерская отчетность: составление и анализ, М.: Бухгалтерский учет, 2004.

4.                Судебная бухгалтерия: Учебник/Под ред. С.П. Голубятникова. М.: Юрид. литер. 2004.

5.                Судебная (правовая) бухгалтерия: Учебник/Под ред. Т.М.Дмитриенко, С.Г. Чаадаева. М.: «Проспект», 2005.