Содержание
1. Характеристика предмета и метода бухгалтерского учета. 3
2. Способы исправления ошибок в бухгалтерских документах и учетных регистрах. 7
Список литературы.. 9
1. Характеристика предмета и метода бухгалтерского учета
В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998 г.) бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления, обработки и анализа финансово-экономической информации о деятельности предприятия или физического лица.
Он проводится исходя из непрерывного, сплошного и документированного отражения хозяйственных операций.
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. (В дальнейшем речь будет вестись только применительно к предприятиям.) Высокую и длительную плодотворность этой деятельности обеспечивают следующие хозяйственные средства:
-основные средства;
-нематериальные активы;
-оборотные средства;
-денежные средства;
-средства в расчетах;
-отвлеченные средства.
Основные средства - это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, исчерпывая срок своего полезного использования и изнашиваясь постепенно. Их стоимость включается в себестоимость производимой с их участием продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг) частями, путем начисления амортизации по установленным способам и нормам. Основные средства обладают существенным признаком, отличающим их от остальных хозяйственных элементов и факторов: они значительно увеличивают производственные возможности человека. К ним относятся: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и инвентарь, транспортные средства, скот (рабочий, продуктивный и племенной), библиотечные фонды, многолетние насаждения, произведения живописи и скульптуры и т.п.
Кроме того, в настоящее время в состав основных средств переведены также следующие активы, которые ранее относились к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (при условии, что срок их полезного использования превышает 12 месяцев):
1) инструменты и приспособления общего назначения, имеющие универсальное применение;
2) специальные инструменты и приспособления, используемые для индивидуальных заказов;
3) сменное оборудование, многократно используемое в производстве;
4) технологическая тара, т.е. тара, применяемая многократно;
5) производственный инвентарь, для осуществления и облегчения технологических операций;
6) хозяйственный инвентарь;
7) специальная одежда и специальная обувь, а также предохранительные приспособления;
8) постельные принадлежности;
9) временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых включаются в себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;
10) прочие аналогичные предметы.
Если малоценные предметы в составе основных средств имеют стоимость до 10 тыс. руб., то при передаче в эксплуатацию их стоимость одномоментно включается в себестоимость продукции (работ и услуг). Но так как они продолжают эксплуатироваться еще достаточно длительное время, то в бухгалтерском учете должен быть налажен четкий контроль их сохранности, использования и последующего списания.
Нематериальные активы - это объекты прав и интеллектуальной собственности длительного пользования, не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку, обусловленную спросом на них и расходами, понесенными при их создании. Они, подобно основным средствам, участвуют в хозяйственной деятельности длительное время и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) постепенно. Этот процесс тоже носит название амортизации.
К нематериальным активам относятся исключительные (единственные) права:
патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель или селекционное достижение;
автора на программу для ЭВМ, базу данных или топологию интегральных микросхем;
владельца на товарный знак, знак обслуживания или наименование места происхождения товара.
Кроме того, в состав нематериальных активов включаются: деловая репутация фирмы, завоеванная в процессе деятельности, и организационные расходы, которые понесли ее участники при создании и регистрации.
Оборотные средства - это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость одновременно (или в течение производственного цикла) переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п. К оборотным средствам принадлежат и малоценные предметы (перечень которых приведен в составе основных средств) при условии, если они имеют срок полезного использования менее 12-ти месяцев. Так как эти предметы относятся к категории инвентаря многократного использования, то в течение срока их эксплуатации должен осуществляться действенный контроль их сохранности, использования и выбытия.
Примечание. Малоценные предметы в составе основных и оборотных средств занимают значительную долю. Например, у строительно-монтажных организаций они составляют до 40% объема материально-производственных запасов и до 15% стоимости готовой продукции (или выполненных работ). Поэтому их учет требует особого внимания.
Денежные средства - это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, а также находящихся в пути.
Средства в расчетах - это средства, которые еще не получены предприятием, и числятся в качестве обязательств других организаций и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги (в том числе по полученным в счет оплаты векселям), задолженности поставщиков по выданным им авансам, а также задолженности подотчетных лиц.
Отвлеченные средства - это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде различных кредиторских задолженностей, в том числе по налогам и сборам, а также сосредоточенные в различных резервах.
2. Способы исправления ошибок в бухгалтерских документах и учетных регистрах
При разносе хозяйственных операций могут быть допущены ошибки в учетных регистрах. Ошибку необходимо найти. Это очень кропотливый труд. В зависимости от квалификации бухгалтера ошибку можно найти:
Методом сплошной проверки
Каждый первичный документ, где отражена операция сверяется с записями в учетном регистре. Около каждой проверенной суммы ставится знак (галочка), который говорит о том, что операция проверена.
Методом взаимной проверки между учетными регистрами
Так как одна и та же сумма затрагивается в двух регистрах (метод двойной записи), то сумма проверяется по этим двум регистрам.
Найденная ошибка подлежит исправлению.
Если итог из журнала-ордера не перенесен в главный регистр учета – главную книгу, то ошибка, найденная в самом регистре, исправляется корректурным методом как в документах.
Если итог из журнала-ордера перенесен в главную книгу, а потом выявлена ошибка, то нельзя зачеркнуть, исправляется только на следующий месяц при открытии регистра на основании составленной бухгалтерской справки. Справка содержит изменения, которые необходимо внести в регистр.
Исправления осуществляются двумя способами:
Ø Метод дополнительных записей – применяется, когда операция пропущена и когда сумма операции записана меньше, чем следовало. В этом случае в справке указывается номер документа, по которому пропущена операция, ее сумма.
Ø Метод «красного сторно» или метод сторнировочных записей, или метод отрицательных чисел. Суммы корректирующие записываются красным, т.е. при подсчете итогов они вычитаются.
Этот метод применяется:
- когда допущена ошибка в определении корреспонденции счетов. Чтобы ее исправить, надо записать в справке неправильную сумму по ней красным или выделить ее в квадрат. Это уничтожит неправильную запись. А также указать правильную запись обычными чернилами.
- одна и та же операция отражена дважды. Для ее исправления необходимо сумма операции указывается красным.
- сумма по операции записана больше, чем необходимо, тогда в справке содержание операции повторяется, а сумма, на которую нужно уменьшить пишется красным.
Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются.
Это обеспечивает:
- сплошной, непрерывный учет всех объектов учета;
- юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу;
- использование документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций;
- контроль за сохранностью собственности;
- укрепление законности.
Таким образом, хозяйственные операции находят отражение в бухгалтерских документах, а именно в учетных регистрах.
Учетные регистры делятся по двум признакам: по внешнему виду, по объему и содержанию. По внешнему виду регистры делятся на книги, карточки и свободные листы. У каждой из форм есть свои преимущества и недостатки. Исправление ошибок производится несколькими способами.
Список литературы
1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.). Статья 7. Главный бухгалтер
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н
3. Антипят В. В. Основы бухгалтерского учета (практическое пособие). Ростов н/д, Феникс, 2004.
4. Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2003 г.
5. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - "ИПБ-БИНФА", 2005 г.