Содержание

1. Характеристика предмета и метода бухгалтерского учета. 3

2. Способы исправления ошибок в бухгалтерских документах и учетных регистрах. 7

Список литературы.. 9

1. Характеристика предмета и метода бухгалтерского учета

В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ (в редакции от 23.07.1998 г.) бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, накопления, обработки и анализа финансово-экономической информации о деятельности предприятия или физического лица.

Он проводится исходя из непрерывного, сплошного и документированного отражения хозяйственных операций.

Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. (В дальнейшем речь будет вестись только применительно к предприятиям.) Высокую и длительную плодотворность этой деятельности обеспечивают следующие хозяйственные средства:

-основные средства;

-нематериальные активы;

-оборотные средства;

-денежные средства;

-средства в расчетах;

-отвлеченные средства.

Основные средства - это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время, исчерпывая срок своего полезного использования и изнашиваясь постепенно. Их стоимость включается в себестоимость производимой с их участием продукции (выполняемых работ и оказываемых услуг) частями, путем начисления амортизации по установленным способам и нормам. Основные средства обладают существенным признаком, отличающим их от остальных хозяйственных элементов и факторов: они значительно увеличивают производственные возможности человека. К ним относятся: здания и сооружения, машины и механизмы, оборудование и инвентарь, транспортные средства, скот (рабочий, продуктивный и племенной), библиотечные фонды, многолетние насаждения, произведения живописи и скульптуры и т.п.

Кроме того, в настоящее время в состав основных средств переведены также следующие активы, которые ранее относились к малоценным и быстроизнашивающимся предметам (при условии, что срок их полезного использования превышает 12 месяцев):

1) инструменты и приспособления общего назначения, имеющие универсальное применение;

2) специальные инструменты и приспособления, используемые для индивидуальных заказов;

3) сменное оборудование, многократно используемое в производстве;

4) технологическая тара, т.е. тара, применяемая многократно;

5) производственный инвентарь, для осуществления и облегчения технологических операций;

6) хозяйственный инвентарь;

7) специальная одежда и специальная обувь, а также предохранительные приспособления;

8) постельные принадлежности;

9) временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых включаются в себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;

10) прочие аналогичные предметы.

Если малоценные предметы в составе основных средств имеют стоимость до 10 тыс. руб., то при передаче в эксплуатацию их стоимость одномоментно включается в себестоимость продукции (работ и услуг). Но так как они продолжают эксплуатироваться еще достаточно длительное время, то в бухгалтерском учете должен быть налажен четкий контроль их сохранности, использования и последующего списания.

Нематериальные активы - это объекты прав и интеллектуальной собственности длительного пользования, не являющиеся материальными, но имеющие стоимостную оценку, обусловленную спросом на них и расходами, понесенными при их создании. Они, подобно основным средствам, участвуют в хозяйственной деятельности длительное время и переносят свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции (работ, услуг) постепенно. Этот процесс тоже носит название амортизации.

К нематериальным активам относятся исключительные (единственные) права:

патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель или селекционное достижение;

автора на программу для ЭВМ, базу данных или топологию интегральных микросхем;

владельца на товарный знак, знак обслуживания или наименование места происхождения товара.

Кроме того, в состав нематериальных активов включаются: деловая репутация фирмы, завоеванная в процессе деятельности, и организационные расходы, которые понесли ее участники при создании и регистрации.

Оборотные средства - это средства, которые используются в одном цикле производства и всю свою стоимость одновременно (или в течение производственного цикла) переносят на себестоимость изготовленной продукции. К ним относятся: сырье и материалы, комплектующие изделия и запасные части, тара и топливо, незавершенное производство и готовая продукция и т.п. К оборотным средствам принадлежат и малоценные предметы (перечень которых приведен в составе основных средств) при условии, если они имеют срок полезного использования менее 12-ти месяцев. Так как эти предметы относятся к категории инвентаря многократного использования, то в течение срока их эксплуатации должен осуществляться действенный контроль их сохранности, использования и выбытия.

Примечание. Малоценные предметы в составе основных и оборотных средств занимают значительную долю. Например, у строительно-монтажных организаций они составляют до 40% объема материально-производственных запасов и до 15% стоимости готовой продукции (или выполненных работ). Поэтому их учет требует особого внимания.

Денежные средства - это деньги и ценные бумаги в кассе, средства на расчетных, валютных и специальных счетах в банках, а также находящихся в пути.

Средства в расчетах - это средства, которые еще не получены предприятием, и числятся в качестве обязательств других организаций и физических лиц. К ним относятся: дебиторские задолженности предприятию за поставленные товары и услуги (в том числе по полученным в счет оплаты векселям), задолженности поставщиков по выданным им авансам, а также задолженности подотчетных лиц.

Отвлеченные средства - это суммы, которые предприятие зарезервировало для выполнения определенных обязательств или целей, но еще не использовало по назначению. К ним относятся средства, подлежащие уплате в виде различных кредиторских задолженностей, в том числе по налогам и сборам, а также сосредоточенные в различных резервах.

2. Способы исправления ошибок в бухгалтерских документах и учетных регистрах

При разносе хозяйственных операций могут быть допущены ошибки в учетных регистрах. Ошибку необходимо найти. Это очень кропотливый труд. В зависимости от квалификации бухгалтера ошибку можно найти:

Методом сплошной проверки

Каждый первичный документ, где отражена операция сверяется с записями в учетном регистре. Около каждой проверенной суммы ставится знак (галочка), который говорит о том, что операция проверена.

Методом взаимной проверки между учетными регистрами

Так как одна и та же сумма затрагивается в двух регистрах (метод двойной записи), то сумма проверяется по этим двум регистрам.

Найденная ошибка подлежит исправлению.

Если итог из журнала-ордера не перенесен в главный регистр учета – главную книгу, то ошибка, найденная в самом регистре, исправляется корректурным методом как в документах.

Если итог из журнала-ордера перенесен в главную книгу, а потом выявлена ошибка, то нельзя зачеркнуть, исправляется только на следующий месяц при открытии регистра на основании составленной бухгалтерской справки. Справка содержит изменения, которые необходимо внести в регистр.

Исправления осуществляются двумя способами:

Ø   Метод дополнительных записей – применяется, когда операция пропущена и когда сумма операции записана меньше, чем следовало. В этом случае в справке указывается номер документа, по которому пропущена операция, ее сумма.

Ø   Метод «красного сторно» или метод сторнировочных записей, или метод отрицательных чисел. Суммы корректирующие записываются красным, т.е. при подсчете итогов они вычитаются.

Этот метод применяется:

- когда допущена ошибка в определении корреспонденции счетов. Чтобы ее исправить, надо записать в справке неправильную сумму по ней красным или выделить ее в квадрат. Это уничтожит неправильную запись. А также указать правильную запись обычными чернилами.

- одна и та же операция отражена дважды. Для ее исправления необходимо сумма операции указывается красным.

- сумма по операции записана больше, чем необходимо, тогда в справке содержание операции повторяется, а сумма, на которую нужно уменьшить пишется красным.

Бухгалтерскими документами оформляются любые хозяйственные операции в той последовательности, в какой они совершаются.

Это обеспечивает:

- сплошной, непре­рывный учет всех объектов учета;

- юридическое обоснование бухгалтерских записей, которые делают на основании документов, имеющих доказательную силу;

- использова­ние документов для текущего контроля и оперативного руководства хозяйственной деятельностью организаций;

- контроль за сохранностью собственности;

- укрепление законности.

Таким образом, хозяйственные операции находят отражение в бухгалтерских документах, а именно в учетных регистрах.

Учетные регистры делятся по двум признакам: по внешнему виду, по объему и содержанию. По внешнему виду регистры делятся на книги, карточки и свободные листы. У каждой из форм есть свои преимущества и недостатки. Исправление ошибок производится несколькими способами.

Список литературы

1.             Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.). Статья 7. Главный бухгалтер

2.            Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н

3.            Антипят В. В. Основы бухгалтерского учета (практическое пособие). Ростов н/д, Феникс, 2004.

4.             Кожинов В.Я. Основы бухгалтерского учета. - Система ГАРАНТ, 2003 г.

5.             Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет. Учебное пособие. - "ИПБ-БИНФА", 2005 г.