V. Оформление курсовой работы

Весьма важным этапом написания курсовой работы по конституционному (государственному) праву РФ является письменное изложение основных теоретических обобщений, практических выводов и рекомендаций.

В ходе написания могут возникать новые идеи, как следствие мыслительной деятельности и потому может возникнуть необходимость отойти от первоначального плана, что естественно может не только изменить и уточнить структуру, но и обогатить содержание работы и увеличить объем курсовой работы.

Поэтому, к окончательному оформлению курсовой работы не рекомендуется приступать сразу после сбора и анализа материалов.

Конкретно указывать время для обдумывания трудно, так как это зависит от самого студента, от степени знания исследуемой проблемы и уровня общей подготовленности к подобного рода работе.

Вместе с тем, не следует затягивать время, а укладываться в установленные сроки и письменный текст в первоначальном виде необходимо показать своему научному руководителю. В соответствии с теми замечаниями и советами, которые выскажет научный руководитель, студент вносит поправки, дополнения и необходимые изменения. Разумеется, каждый студент в написание курсовой работы вносит свой индивидуальный почерк, свой стиль в подходе исследуемой работы, чем обогащает ее внутреннее содержание, однако основные требования, предъявляемые к курсовой работе, должны быть соблюдены.

VI. Требования, предъявляемые к содержанию курсовой работы

Во-первых, во введении следует обосновать актуальность избранной темы курсовой работы, раскрыть ее теоретическую и практическую значимость в курсе и предмете конституционного права.

Во-вторых, во введении, а также в той части работы, где рассматривается теоретический аспект данной проблемы, автор должен дать, хотя бы кратко, обзор литературы, изданной по этой теме.

Правильно поступают те авторы курсовых работ, которые обзор литературы выделяют в отдельный пункт оглавления и делают предметом особого (отдельного) комментирования. При этом разделяют обзор первоисточников и второисточников (или собственно литературы). Под первыми подразумеваются тексты, которые являются объектом исследования. К ним относят исторические документы, законодательные и иные нормативные акты и т.п. Ко второисточникам относятся тексты, которые используются студентами, но которые не являются

объектом исследования.

Умение понимать и производить само различение на первоисточники и второисточники чрезвычайно важно для того, чтобы четко определить способ обработки тех или иных групп источников и публикаций. Это также важно для тех студентов, кто имеет намерение (мечту) в будущем разработать избранную тему и превратить ее в тему кандидатской диссертации.

Кроме того, в теоретической части рекомендуется излагать наиболее общие положения, касающиеся данной темы и не вторгаться во все проблемы конституционного права в глобальном масштабе.

В-третих, в своем большинстве в практической части рекомендуется рассматривать наиболее конкретизированный текстовой или эмпирический материал, который размещается, как правило, после теоретической части.

Но не будет ошибки, если сначала анализировать конкретный материал, а затем на основе этого анализа делать теоретические обобщения. Все зависит от желания и предпочтения самого автора.

Рекомендуется также, чтобы все разделы и подразделы были, по возможности, и по структуре и по своему объему примерно соразмерны. В конце каждого раздела основной части необходимо составить краткие выводы и обобщения из предшествующего положения.

Очень важно, чтобы разделы были взаимосвязаны последовательно смысловым содержанием и не несли слишком явных разрывов с изложением

текста.

В-четвертых, как правило, в заключении автор курсовой работы должен суммировать все те выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, указать их научную новизну, практическую значимость, а также определить основные направления для дальнейших исследований в данной сфере

знаний.

Объем самого заключения, как подсказывает практический опыт, составляет

где-то одну двадцатую часть общего объема курсовой работы.

VII. Требования, предъявляемые к оформлению курсовой работы

При оформлении курсовой работы студент обязан соблюдать требования ГОСТа 7.1 - 84." Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления". М: Госкомитет СССР по стандартам, 1984

Развернутая методика изложена в "Правилах составления библиографического описания." М.: Книга, 1986. ч.1.

Библиографию необходимо располагать следующим образом: нормативные акты (по юридической значимости и силе, в нисходящем порядке, внутри равной юридической силы по алфавиту или по дате издания);

-  литература в алфавитном порядке;

-  неопубликованные документы.

Страницы нумеруют последовательно в нарастающем порядке. Ссылки

на одной странице.                                                                                                                    .

Приложения помещаются в конце курсовой работы, где могут быть представлены различные таблицы, схемы, графики, данные социологический" исследований и т.п. Все приложения выполняются на отдельных листах и должны * иметь порядковый номер. Обычно приложения располагают после библиографии.

Как правило, все тексты {диссертации, рефераты, курсовые работы, доклады и т.п. ) печатаются в соответствии со стандартом, через два интервала, 1800 знаков на странице, включая пробелы и знаки препинания. Размер левого поля - ; 30 мм, правого - 10 мм, верхнего и нижнего - по 20 мм.                                                    ,_.

Вообще, при написании работы следует учитывать целый ряд технических правил цитирования, оформления таблиц (схем, диаграмм), правил употребления. числительных, правил сокращения и т.п.

Так, при цитировании соблюдаются следующие правила.

Непосредственно сама цитата берется в кавычки и приводится в том виде,' в каком она дана в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания. Пропуск слов, предложений, абзацев допускается при цитировании лишь тогда, когда это не искажает всего фрагмента, и обозначается многоточием, которое ставится на местах пропуска. Каждая цитата обязательно должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно размещаться в соответствии с требованиями библиографических стандартов. Если же в приводимой цитате вы выделяете какие - то слова, т,© . сразу же в скобках вы пишете об этом: (курсив мой - В.В.), (выделено мною -В.В.) и т.п. Если вы даете еще иные пояснения, введенные в сам текст цитаты, то обязательно помещаете свои инициалы.

Кроме того, все схемы, диаграммы, таблицы нумеруют арабскими цифрами на протяжении всего текста. Например, "Таблица 3". Такую надпись размещают над правым верхним углом. Таблицу сопровождают тематическим заголовком, который располагают посередине страницы, пишут с прописной буквы без точки в конце. Если в тексте приводится одна таблица, то нумерация не указывается.

Важным требованием является правильное оформление при написании числительных. Однозначные количественные числительные пишутся словами. Например: "восемь лет", ("8 лет" неправильная запись), "в шести странах" (неправильно- "в 6 странах"), "на трех страницах" (неправильно- "на 3 страницах"). Многозначные количественные числительные пишутся, как правило, цифрами (5 лет, а не "пять лет"), за исключением тех числительных, с которых начинается новый абзац. В этом случае они пишутся просто словами. Кроме того, надо иметь ввиду, что количественные числительные при написании арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если они не называются вместе с существительными. Пример, "в 7 главах" ( неправильно - "в 7-ми главах"). Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся, как правило, только словами. Например, "третий", "семнадцатый", "десятый". Могут быть исключения, когда порядковый номер обусловлен многократным повторением традиционного названия. Например, "1-й Белорусский фронт", "2-й Украинский фронт".

"Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, а также в научных текстах пишут цифрами". * Пример, "10-кратное превосходство", "5-тонный груз" и т.п.  Порядковые числительные,  если пишутся арабскими

цифрами, имеют падежные окончания. В первом случае, когда они состоят из одной буквы, оканчивающейся на две согласные, на "й" и на согласную букву (например, девятая - "9-я", а не "9-ая"; пятидесятых - "50-х", а не "50-ых" или "50-тых", "в 90-м году", а не "в 90-м" или " в 90-том году"). Во втором случае, порядковые числительные также имеют падежные окончания - это когда они состоят из двух букв и если они оканчиваются на согласную и гласную букву (например, "2-го разряда", а не "1-о" или "2-ого разряда"). Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они расположены после существительного , к которому они приставлены. К примеру, в "в ч. 2. абз. 3", "в гл.1". При записи римскими цифрами порядковые числительные окончаний не имеют. Например, "XX (а не ХХ-й ) съезд КПСС", "XIX (а не "XIX-й") век.

Кроме того, имеются общепринятые правила сокращения слов и выражений, применяемые при написании диссертаций, рефератов, курсовых работ, статей. При этом используются три основных способа:

1.   Когда пишут первые буквы слова, ("гл." - глава, "св." - святой, "ст." - статья);

2.   Оставляют лишь первую букву слова (век - "в", год - "г");

, 3. Оставляется только часть слова без окончания и суффикса ("абз." - абзац, "сов." - советский );

4. Когда пропускается сразу несколько букв в середине слова, а вместо них ставят дефис (университет - "ун-т", издательство - "изд-во").

Существует и такое правило, когда сокращение, как таковое, не должно заканчиваться на гласную, если она сама не является начальной буквой слова, на букву "й", а также мягкий и твердый знаки.

Студенты должны также быть внимательны при использовании и таких трех видов сокращений, как - буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные географические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов.

Такими аббревиатурами удобно пользоваться, так как они составляются из общеизвестных словообразований. ("ВУЗ", "КПСС", "колхоз", "профсоюз"). Если вы сами захотели обозначить свой сложный термин такой аббревиатурой, то в этом случае ее следует указывать сразу же после данного сложного термина. Например: "средства массовой информации (СМИ)". После этого вы можете свою аббревиатуру свободно использовать без расшифровки.

При написании курсовой и дипломной работы студент должен соблюдать общепринятые условные графические сокращения по начальным буквам слов или по частям таких слов: "и т. д." (и так далее), "и т.п." (и тому подобное), "и др." (и другое), "т.е." (то - есть), "и пр." (и прочее), "вв" - века, "гг" - годы, "н. э." (нашей эры), "обл." (область), "гр." (гражданин), "доц." (доцент), "акад." (академик). При сносках и ссылках на источники употребляются такие сокращения, как - "ст. ст." (статьи), "см." (смотри), "ср."" (сравни), "напр." (например), "т. т." (тома).

Следует иметь также ввиду, что внутри самих предложений такие слова, как" и другие", "и тому подобное", "и прочие" не принято сокращать. Не допускаются сокращения слов "так называемый" (т. н.), "таккак" (т.к.), "например" (напр.), "около" (ок.), "формула" (ф - ла).

И вообще вся курсовая ( дипломная ) работа должна выглядеть логически