Содержание
Введение_____________________________________________________ 3
Глава 1. Туризм как специфическая форма международной торговли услугами_____________________________________________________________ 6
1.1. Индустрия туризма и её развитие в современных условиях_______ 6
1.2. География международного туризма________________________ 13
Глава 2. Туристические ресурсы в странах СНГ__________________ 17
2.1 Туристические ресурсы в Армении__________________________ 17
2.2. Туристические ресурсы Грузии____________________________ 23
Заключение_________________________________________________ 28
Список литературы__________________________________________ 30
Введение
Туризм занимает значительное место в международных отношениях. Около 500 млн. человек ежегодно посещают зарубежные страны в туристических целях. Международный туризм является не только популярным видом отдыха, но и активно развивающейся сферой мировой экономики.
Во многих государствах мира туризм развивается как система, которая предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и её народа, и даёт доход в казну. Не говоря уже о том, что “кормит” эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристических услуг. Помимо значительной статьи дохода туризм является ещё и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста её значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан.
В дни отдыха, в отпускное время, летом и зимой миллионы людей устремляются за город, на лоно природы, отправляются в многодневные туристские походы. В крови у нас эта страсть к дороге, желание увидеть новое, неизведанное. Туризм — наиболее доступная и рациональная форма активного отдыха, физической культуры и спорта. Смена обычной, повседневной обстановки дает человеку возможность встряхнуться, получить заряд бодрости и здоровья.
По характеру организации туристские путешествия могут быть плановыми и- самодеятельными. Для путешествия по плановому маршруту турист приобретает путевку. В пути его обеспечивают всем необходимым: питанием, жильем, снаряжением, транспортом и экскурсионным обслуживанием. На плановых маршрутах с активным способом передвижения (пешком, на байдарках и лодках, на лыжах и лошадях) туристы путешествуют по определенным, заранее разработанным и подготовленным маршрутам с опытным инструктором.
Самодеятельный туризм основывается на самоорганизации туристских путешествий. Туристская группа сама выбирает район похода и разрабатывает маршрут, сама обеспечивает себя в пути. Хорошо организованное и проведенное путешествие не только укрепляет здоровье. Оно вырабатывает инициативу, мужество, находчивость, чувство коллективизма, воспитывает любовь к природе, к Родине.
Но не имея необходимых навыков и опыта, не располагая хорошими картами, описанием маршрута и специальным снаряжением, не зная о предстоящих трудностях и опасностях, нельзя отправляться в дальние странствия. Начинать надо с походов выходного дня — это наиболее доступная и эффективная форма еженедельного отдыха и тренировок к многодневным походам во время отпуска.
Тем, кого по-настоящему увлечет туризм, кто захочет отправиться в горы или тайгу, в тундру или пустыню пешком, на лыжах или велосипеде, на байдарках или плоту, а может быть, и в таинственный и прекрасный мир пещер, не надо торопиться покорить сложный перевал или бурную реку. Сначала нужно приобрести опыт более простых, посильных каждому походов.
Самодеятельные (спортивные) походы проводятся в нашей стране в соответствии с Правилами проведения туристских спортивных походов. В них много «нельзя», но они не должны отпугивать туристов, вызывать, как это часто бывает, обратную реакцию, недовольство. Эти Правила, эти «нельзя» не выдуманы, они разработаны с учетом многолетних ошибок самих туристов. Все их положения проникнуты заботой о том, чтобы походы приносили туристам не увечья и горе, а здоровье и радость. А победы, по-настоящему подготовленные, Памиры и Алтай, Тянь-Шани и Саяны обязательно придут. Как пришли они к многим из нас.
Последние годы ведутся бесконечные споры о структуре и организации, о сути и содержании самодеятельного туризма. Спорят профсоюзные и спортивные работники, общественный туристский актив. А миллионы туристов занимаются любимым делом — ходят в свои походы. Так и хочется сказать, перефразируя известную поговорку: «начальство спорит, а караван идет».
Конечно, как и всякому настоящему массовому движению, самодеятельному туризму необходимы организационные начала. Но они есть. И незачем их бесконечно менять: разрушить легче, чем построить. Какое вновь рожденное специализированное туристское общество (скажем, книголюбов, филателистов и т. п.) сможет заменить ныне существующую структуру: советы по туризму и экскурсиям, их туристские клубы и федерации туризма в каждой республике, крае, области; республиканские, краевые, областные, городские и районные советы Всесоюзного добровольного физкультурно-спортивного общества (ВДФСО) профсоюзов и ведомственных физкультурно-спортивных организаций, коллективы физкультуры с их туристскими секциями и клубами туристов, с их большими финансовыми и штатными возможностями, материальной базой? Нужно только, чтобы все эти организации по-настоящему занимались развитием самодеятельного туризма, выполняли возложенные на них обязанности. И чтобы работали в них компетентные, любящие свое дело люди, а помогал им в этом энергичный, преданный туризму общественный актив. И чтобы не забывали они, что работают для людей увлеченных.[1]
Глава 1. Туризм как специфическая форма международной торговли услугами
1.1. Индустрия туризма и её развитие в современных условиях
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние 20 лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5, 1%, валютных поступлений - 14%. Согласно данным всемирной туристической организации, в 2005 году в мире было зарегистрировано 576 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достигло 372 миллиарда долларов (без учёта поступлений от международного транспорта). В целом объёмы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 2005 год выросли в 144 раза[2].
По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчётам, к 2000 году эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2005 году достигнет 900 млн. человек, а к 2010 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек.
По мнению различных аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:
Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объёма деловых поездок и поездок с познавательными целями.
Совершенствования всех видов транспорта удешевило поездки.
Увеличение числа наёмных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.
Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.
Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.
Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.
Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.
Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.
С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли некоторые изменения в формах организации международного туризма.
Во-первых, существенно возросло число розничных фирм, предлагающие туристические услуги турагентов и лишённых зачастую юридической и хозяйственной независимости.
Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив - туров.
В-третьих, появились крупные корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществляющие операции по представлению туристических услуг клиентам.
Все вышеназванные категории фирм отличаются друг от друга по функциям и характеру деятельности.
Туристические агентства — это розничные фирмы, выполняющие роль посредников между туроператорскими фирмами и обслуживающими предприятиями, с одной стороны, и клиентами-туристами, с другой. Турагенства либо организуют туры, предлагаемыми туроператорскими фирмами, либо занимаются предоставлением отдельных видов услуг индивидуальным туристам или группам лиц, устанавливая непосредственные связи с транспортными организациями, гостиничными корпорациями, экскурсионными бюро. Продажа туров осуществляется по ценам, устанавливаемым туроператорами и указанным в их проспектах. За реализацию инклюзив-туров турагенства получают определённое комиссионное вознаграждение от туроператоров.
Реализация отдельных видов услуг осуществляется по ценам, устанавливаемым их производителями, а за оказание разрозненных услуг турагенства могут устанавливать определённые наценки к розничным ценам производителя. Большинство турагенств находится в сфере влияния крупных туристических оптовых фирм, авиационных компаний, гостиничных корпораций и торговых фирм.
Туроператорские фирмы — это прежде всего оптовые фирмы, выступающие посредниками между предприятиями туристической индустрии и турагенствами. Они реализуют туры от своего имени через турагенства либо непосредственно клиентам. В процессе организации поездок туроператоры устанавливают связи с предприятиями размещения, питания, транспорта, культурно- просветительскими учреждениями и экскурсионными бюро. Часто туроператоры арендуют на основе долгосрочных контрактов гостиницы и другие средства размещения, самолёты, автобусы, обеспечивая их максимальную загрузку и получая значительные скидки.
Туроператорские фирмы в зависимости от используемого вида транспорта подразделяются на специализирующиеся на организации туров с использованием специально оборудованных самолётов; автобусных экскурсий; железнодорожных экскурсий; морских круизов и путешествий в какую-либо одну страну или специализированных туров.
Туристические корпорации — это крупные предприятия, которые путём участия объединяют широкий круг фирм, представляющих различные виды туристических услуг. Они в значительной степени монополизировали рынок и превратились в мощные межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, включающие предприятия самых различных отраслей промышленности, обслуживающих туристический бизнес, транспортные банковские, страховые и другие компании и реализующие туры через широкую сеть туроператоров и турагенства в разных странах.
Оснащение самыми современными автоматизированными системами управления и связи позволяет им оперативно изучать и удовлетворять потребности и интересы туристов. Наибольшего развития подобные крупные компании достигли в развитых капиталистических странах. Во Франции, например, на долю 13 крупнейших туристических корпораций приходится 50% реализуемых туров, в германии 3 крупнейшие туристические корпорации “TUI”, “Nekkerman” и “ITS” сосредоточили в своих руках 70% рынка.
Помимо крупных корпораций, в настоящие время получили широкое развитие гостиничные комплексы, которые предоставляют туристам услуги не только по их размещению, но и широкий комплекс других услуг, например, питание в ресторане при отеле, предоставление залов для проведения совещаний, приобретение билетов на транспорт, вызов такси, экскурсионное обслуживание, организация развлечений, торговля сувенирами и прочими товарами.
Крупнейшие гостиничные комплексы объединяются через автоматизированные системы управления и распределения гостиничного фонда в так называемые “цепи”, что позволяет быстро и точно учитывать каждую индивидуальную сделку и с минимальными затратами времени производить резервирование мест в гостиницах, на транспорте без задержки выдавать всю расчётную документацию и осуществлять платежи. Всего в мире насчитывается около ста таких гостиничных “цепей” с общим числом номеров 1, 6 млн. Ведущие из них - “Holiday Inn”, “Sharaton”, “Hilton”[3].
Важной особенностью современного этапа развития международного туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристический бизнес транспортных, торговых, банковских, промышленных, страховых компаний. Транспортные компании предоставляют как отдельные виды услуг, так и самостоятельные разработанные туры на основе гостиничной базы. Такие фирмы организуют обслуживание на основе деловых отношений с гостиничными и другими предприятиями на обычных условиях туроператора. Торговые фирмы стали активно заниматься реализацией туристических услуг примерно с начала 70-х годов. Это относится, в основном, к крупным розничным концернам и к торгово-посылочным фирмам.
Первоначально универсальные магазины, стремясь улучшить обслуживание клиентуры, сдавали в аренду свои помещения для деятельности турагенств. В дальнейшем, по мере спроса, они перешли к практике организации в своём составе формально не зависимых туристических фирм с ограниченной ответственностью, которые затем стали их дочерними фирмами.
В целях быстрого и прочного завоевания рынка эти компании начали калькулировать цены на туры с расчётом лишь на минимальную прибыль, что было возможно благодаря громадному капиталу торговых фирм. Промышленные фирмы, представляющие в первую очередь отрасли, обслуживающие туристический бизнес, на основе системы участия стали приобретать и включать в свою структуру туристические фирмы. Заметно усилилось проникновение банков и страховых компаний в сферу международного туризма путём приобретения всего или части контрольного пакета акций. Обладая разветвлённой сетью филиалов и обширным штатом страховых агентов, банки и страховые компании стали успешно осуществлять эти операции, получая дополнительную прибыль за счёт экономии на комиссии, выплачиваемой турагенту. Туры, предлагаемые банками, как правило, дешевле, чем у турагентов. Кроме того, банки и страховые компании имеют собственные автоматизированные системы учёта и управления, в памяти которых заложены все основные данные о вкладчиках и застрахованных лицах. Это позволяет им осуществлять целенаправленную рассылку рекламы и информации, предлагая клиенту такие туры, которые могут соответствовать его интересам и средствам.
Дисконтные карточки, выпускаемые банками, в отличие от кредитных и дебетовых пластиковых, являющихся платёжным средством, не предназначены для оплаты, но дают своим владельцам права на самые разнообразные скидки. В мире существует несколько глобальных систем дисконтных карточек. Лидирующее положение занимают “ETN”, “IAPA”, “COUNTDOWN”.
В условиях, когда конкуренция в туристском бизнесе и индустрии отдыха и развлечений очень высока, владельцы отелей принимают участие в дисконтных программах, так как бесплатная информация о скидках, которая даётся в каталогах для владельцев карточек, привлекает потенциальных клиентов. Банковские структуры также заинтересованы в распространении карточек. Они выдают их как дополнение к эмитируемым кредитным карточкам бесплатно или гораздо дешевле розничной цены, тем самум расширяя спектр услуг для своих клиентов.
Кроме распространения дисконтных карточек, банки реализуют дорожные чеки. Система дорожных чеков схожа с системой аккредитивов, но, в отличие от последних, можно не только обменивать в банке на деньги, но ими можно расплачиваться в магазинах, которые их принимают.
Дорожные чеки позволяют обезопасить деньги от кражи, так как платёжный документ становится действительным только после сличения подписи владельца с подписью на корешке книжки. В отличие от пластиковых карточек, для приобретения чека не обязательно иметь счёт в банке.
Дорожный чек ещё называют туристским чеком, под которым понимается платёжный документ, денежное обязательство выплатить обозначенную в нём сумму валюты его владельцу.
В Европе с 1968 года широкую популярность приобрёл еврочек — чек в евровалюте, который выписывается банком без предварительного взноса клиентом наличных денег в счёт банковского кредита сроком до месяца. Чек оплачивается в любой стране-участнице соглашения “Еврочек”, к которым относятся страны ЕС.
На мировом рынке сравнительно недавно появился новый вид размещения — тайм-шер. Это не продажа стандартной недвижимости и не размещение в гостинице, а среднее между ними — собственность, ограниченная по пользованию во времени. За единицу времени принимается одна неделя.
Сегодня тайм-шер-индустрия состоит из двух частей:
— продажа клубов или апартаментов, разделённых на недели;
— обмен этих недель через единый центр по обмену, называемый клубом для отдыха, где собственники могут обменяться своими неделями.
В мире насчитывается пять обменных организаций, среди которых лидируют “RCI”и “II” (Interval International).
Индустрия тайм-шера неуклонно развивается с начала семидесятых годов. С 1989 года мировое число курортов, работающих по системе тайм-шер, возросло на 600%, годовой объём продаж недель увеличился на 300%. К 1994 году в мире было продано тайм-шеров на четыре миллиарда долларов[4].
С ростом популярности тайм-шеров менялась и сама индустрия. Если в годы формирования она привлекала в основном мелких предпринимателей, то сейчас ею занимаются такие корпорации как “Хилтон”, “Марриот”, “Дисней”, “Шэратон”, “Баррат”, “Вамли”.
Сегодня тайм-шер является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей индустрии отдыха. Он считается самой современной технологией в области между туризмом и недвижимостью.
Курорты тайм-шер есть в 75 странах. Европа занимает второе место по развитию тайм-шера после США. Многие принимающие страны рассматривают тайм-шер как существенный элемент всей системы организации отдыха. В большинстве регионов он расширяет сезон каникул, способствует продолжительному экономическому росту, улучшает перспективы для инвестиций, повышает занятость.
Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия туризма является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
На промышленно развитые страны приходится свыше 60% всех прибытий иностранных туристов и 70-75% совершаемых в мире поездок. При этом на долю ЕС приходится около 40% прибытий туристов и валютных поступлений
1.2. География международного туризма
География международного туризма определяется приоритетным для туристов факторами привлекательности тех или иных регионов/стран.
Анализ предложения туристических услуг по географическому признаку [5]
Страна |
Кол. Фирм |
|
1. |
Испания |
137 |
2. |
Турция |
136 |
3. |
Италия |
103 |
4. |
Франция |
97 |
5. |
Греция |
88 |
6. |
Кипр |
72 |
7. |
Великобритания |
69 |
8. |
Чехия |
51 |
9. |
Израиль, Болгария |
47 |
10. |
США, Тунис, Таиланд |
42 |
11. |
Египет |
41 |
12. |
Австрия |
37 |
13. |
ОАЭ |
33 |
14. |
Швейцария |
32 |
15. |
Сейшельские о-ва |
25 |
16. |
Мальта |
24 |
17. |
Германия |
23 |
18. |
Австрия, Венгрия |
20 |
19. |
Португалия |
19 |
20. |
Мексика |
17 |
21. |
Мальдивские о-ва |
15 |
22. |
Швеция, ЮАР |
13 |
23. |
О. Маврикий, Голландия, Финляндия |
12 |
Факторы роста привлекательности для туристов отдельных регионов мира[6]
Наиболее популярные страны региона. |
Факторы роста привлекательности |
Южно-американский регион |
|
Бразилия |
1. Широкое развитие экологических туров по Амазонии. 2. Экзотическая природа. 3. Современная архитектура и дизайн столицы страны |
Европейский регион |
|
Франция Англия Германия Финляндия Швеция |
1. Высокая концентрация исторических и культурных достопримечательностей. 2. Упрощённый визовый режим (возможность широкого спектра комплексных туров). 3. Высокий уровень сервиса. |
Средиземноморский регион |
|
Кипр |
1. Выгодная система налогообложения. 2. Современная банковская сеть. 3. Хорошо налаженная структура телекоммуникаций 4. Упрощённая процедура создания оффшорных компаний (10 дней) 5. Обеспечиваемая государством полная конфиденциальность во всех вопросах, касающихся учредителей компаний и банковских счётов. |
Израиль Регион в целом |
1. Рост паломнического туризма. 2. Наличие широкого спектра оздоровительных центров. 3. Туры по четырём морям. 4. Наличие молодёжных лагерей. 5. Рост деловых связей. 6. Развитая инфраструктура туризма. 7. Высокий уровень обслуживания. 8. Комфортный климат. 9. Большая продолжительность туристского сезона. 10. Сочетание отдыха у моря с осмотром достопримечательностей. |
Азиатский регион |
|
Объединённые Арабские Эмираты |
1. Низкие цены на электронику и бутовую технику хорошего качества. 2. Высокий уровень сервиса. 3. Минимальные налоги. Практика системы “TAX FREE”. 4. Большой опыт каргоперевозок. 5. Упрощённая система визового режима. |
Регион в целом |
1. Экзотическая природа и культура. 2. Политическая стабильность. 3. Удобный транзитный путь для туристов, летящих в Австралию и Океанию. 4. Главное направление “пляжного” отдыха зимой. |
Глава 2. Туристические ресурсы в странах СНГ
2.1 Туристические ресурсы Армении и Азербайджана
Несмотря на высокий потенциал в сфере туризма, Армения занимает незначительную позицию на мировом туристическом рынке. По оценкам международных организаций, на сегодняшний день республика может принимать 500 тысяч иностранных туристов. Однако число приезжающих с деловой, туристической, спортивной, культурной целью составляет всего 260 тысяч в год.
По данным Национальной службы статистики в этом году Армению уже посетило 108 715 иностранных граждан, но только 20 774 из них остановилось в гостиницах. Это значит, что, по всей вероятности, оставшиеся 87 941- это люди либо армянской национальности, приехавшие на Родину к родственникам, либо иностранные студенты, проживающие в студенческих общежитиях.
В Армении остро стоит проблема качественных гостиниц по разумным ценам. Так, в среднем, 14-дневный тур из США в Армению стоит $2200, из Европы - 1600 EUR (в сумму входит оплата билета и проживание). Какую гостиницу может предложить туроператор клиенту? Сутки проживания в двухместном номере гостиницы Armenia Marriott стоят 87500 драмов (примерно $200) + 20% НДС. Клиентам придется выбирать гостиницу поскромнее, в которой, между тем, сервис оставляет желать лучшего. Кроме того, ситуация в сфере туризма еще более усугубилась в связи с падением курса доллара на 30% по сравнению с прошлым годом.
Не хватает республике и высококвалифицированных специалистов туристического бизнеса, сообщает ИА "REGNUM". Сейчас их готовят только Институт туризма (филиал московской Академии международного туризма) и Российско-Армянский (Славянский) государственный университет, и этого явно недостаточно. Еще одной острой проблемой остается въезд в страну. В Армению можно попасть только воздушным путем; плюс ко всему, рейсы, осуществляемые иностранными компаниями, прилетают в Ереван ночью (это остаточные рейсы).
Армения - древняя страна с уникальной историей, которая может предложить своим гостям самый разнообразный отдых. Помимо экскурсий по достопримечательностям, туристы могут посетить курорты Анкаван, Аревик, Арзни, Ванадзор, Джермук, Дилижан, Цахкадзор и другие. Они славятся на все Закавказье своими прекрасными пейзажами, минеральными источниками и целебным горным воздухом. В 40 км. к северу от столицы расположен горный курорт Цахкадзор, имеющий около 12 км. горнолыжных трасс. Среди природных достопримечательностей Армении заслуженной славой пользуется Национальный парк Севан.
Чешская туристическая компания Jason Travel и итальянская Larus Viaggi, входящие в состав созданной в 2001 году Universal Tourism Alliance, заявили о выходе на армянский туристический рынок. В Армении их официальным представителем станет организации "Blizzard".
По словам президента Larus Viaggi Франко Витали, его компания будет содействовать в привлечении в Армению туристических групп. "Политическая ситуация в Армении стабильная, что благоприятно отражается на развитии туризма в этой стране", - отметил Витали. Итальянская фирма была создана 1985 году, в 2005 г. было открыто представительство в Москве, два года назад - в Шанхае. В скором времени представительство будет открыто и в Ереване. В свою очередь президент Jason Travel Санья Халили представила основные направления деятельности своей компании в Чехии и Словакии. Специализирующаяся в основном на приеме туристов, чешская компания намерена предложить своим клиентам классическую программу туристической поездки в Армению.
По словам директора компании Blizzard Микаэла Даниеляна, вход этих двух компаний на армянский рынок - само по себе очень важное событие, которое будет стимулировать конкуренцию, содействуя развитию армянских туристических компаний. Как сообщает ИА "REGNUM", в декабре прошлого года правительство Армении одобрило ежегодную программу развития туризма на 2005 год. В общей сложности, на долю диаспоры приходится 60%-65% посещений от общего количества туристов, число региональных туристов колеблется в пределах 10%. Доля туризма в ВВП Армении составляет 5-6%.
Развитие туристической отрасли – один из приоритетов правительства Армении. Принят и реализуется ряд соответствующих программ, формируется комфортный климат для инвесторов.
В 1999 году в Армении побывало около 40 тыс. туристов, в 2000 году – 50 тыс. Следующий год, как я уже говорил, стал переломным. Страну посетили 123 тыс. человек. После торжеств поток гостей не ослаб, а только усилился. В 2002 году количество туристов составило 162 тыс., а в 2003 году мы преодолели планку в 200 тыс. Армению тогда посетили 206 тыс. человек.
С 2001 в Армении построено 17 гостиниц, еще примерно 10 реконструированы. В общей сложности количество гостиничных мест, соответствующих международным стандартам, достигает в Армении (преимущественно, конечно, в Ереване) почти 4 тысяч. Мы поставили задачу децентрализовать этот процесс, развивать гостиничный бизнес в регионах страны. Работа уже идет. Транспортных проблем также все меньше. Каждый год в Армению завозятся новые автобусы, микроавтобусы, которые позволяют комфортно перевозить туристов от одного исторического памятника к другому. В здоровой конкурентной среде динамично развивается сеть ресторанов, кафе и т.д. Сегодня любая программа по развитию этой сферы формируется с учетом требований туристической отрасли.
В 2005 году правительство утвердило концепцию развития туризма в Армении, которая заложила основу для развития этой сферы. В прошлом году была разработана государственная программа и принят закон «О туризме и туристической деятельности», а также вытекающие из него нормативные акты. Реализуя эти документы, мы пытаемся придать импульс тем видам туризма, которые перспективны и для которых есть серьезная база в стране.
Без сомнения, наиболее перспективными видами являются историко-культурный и ознакомительный исторический туризм. Третий вид, который имеет давние традиции и может с успехом развиваться – религиозный туризм. В какой-то мере это и паломнический туризм, учитывая фактор наличия зарубежной армянской диаспоры. Следующий вид туризма, который имеет перспективу в Армении – оздоровительный, восстановительный туризм. Правительство Армении приняло программу по развитию этого направления. При должном финансировании она станет новым импульсом развития курортного туризма.
И еще один важный вид туризма — агротуризм с элементами экотуризма. Он для тех, кто хочет провести отдых в экологически чистой сельской местности, где, кстати, хорошо сохранены наши культурно-исторические ценности и этнографические традиции. Такой комбинированный турпродукт популярен во всем мире, многие туристические компании работают в этом сегменте отрасли. Вместе с уже названными мною направлениями культивируются и нетрадиционные для Армении виды туризма, например, пешеходные туры, альпинизм и т.д. Одним из видов туризма, который, я уверен, имеет будущее – событийный туризм, приуроченный к всеармянским мероприятиям. Это и форумы «Армения и диаспора», и Всеармянские игры и т.д. Тут сходятся два компонента – политико-экономический и спортивно-культурный. Этот вид туризма можно смело назвать этническим.
На сегодняшний день в Армении примерно 30-35 туристических компаний. При разработке закона о туризме мы предполагали ввести лицензирование туристических компаний, однако в результате длительных обсуждений воздержались от такого шага. Решили просто зафиксировать в законе требования к турорганизациям. Они обязаны, например, работать с клиентом по договору, иметь оснащенный офис, рекламные материалы и т.д.
Согласен с тем, что пока остаются проблемы, связанные с ценами на армянские туристические продукты на международном рынке. При разработке концепции туризма в 2004 году эта проблема рассматривалась в качестве основного сдерживающего фактора. Но я должен сказать, что в этом направлении проведена достаточно серьезная работа. Если в конце 90-х годов у нас было только две гостиницы («Армения» и «Ереван»), которые предоставляли услуги, соответствующие международным стандартам, то сегодня их 20-25. Конкуренция привела и к улучшению сервиса, и к снижению цен. Поэтому мы считаем, что этот фактор уже не является сдерживающим для развития туризма.
В аэропортовом хозяйстве также налицо положительные сдвиги. Строится новый терминал, который позволит шире открыть воздушные ворота Армении. Наличие современного аэропорта, предоставляющего авиакомпаниям все необходимые услуги, обеспечит приток в Армению новых авиаперевозчиков, что в условиях возросшей конкуренции приведет к установлению логически обоснованных цен на авиабилеты.
Азербайджан - необыкновенная страна с богатой и древней историей.
Лучшее время для поездки в Азербайджан - теплые и сухие месяцы с апреля по октябрь. Стоит иметь в виду, что во второй половине лета температура воздуха может подниматься до 38°С. Зимой азербайджанское небо заволакивают тучи, а горы погружаются в густой туман.
Азербайджан – это практически Мекка для туристов. Еще с советских времен сохранилось большое количество туристических маршрутов. Одни названия чего стоят! «Шелковый путь», «Икорный путь», «Ковровый путь». Можно познакомиться с такими регионами страны, что желание уехать домой просто атрофируется, и захочется навсегда поселиться в этих волшебных горах. Или на равнинах – это, что называется, дело вкуса. А если вам больше по душе классический морской отдых, то Каспий теперь – одно из самых чистых морей.
А какой простор для экотуризма в этой стране. Пожалуй, ни одна бывшая союзная республика не даст такой возможности. С Азербайджаном могут сравниться только такие корифеи экотуризма, как африканские страны с их роскошными Национальными парками, где любой желающий может прикоснуться к нетронутой девственной природе и полюбоваться на многочисленных диких животных и птиц. Теперь не надо за таким чудом лететь в Африку! Достаточно прилететь в Азербайджан. Здесь обитает более 12 тысяч видов животных, несколько сотен видов птиц, одних только перелетных более 200 видов, более 50 видов рыб…
В каждом парке создаются специальные туристические маршруты. Можно даже в прошлое отправится в таких национальных парках! Например, в Гирканском сохранился чудо-лес третичного периода, которого не коснулось всемирное оледенение. Или в Ширванском, где находится самая большая в мире естественная популяция джейранов, стоящих еще 40 лет назад под угрозой полного вымирания.
Но самое главное богатство этого края – люди. Здесь сложно что-либо объяснить или описать. Проще один раз увидеть. «Горячее кавказское гостеприимство» здесь не термин, а норма человеческого общения. Это так же нормально для местного жителя, как просыпаться утром, засыпать ночью, пить воду, чтобы утолить жажду и поднимать глаза к небу, когда захочется покоя. Люди здесь отзывчивы и бесхитростны, одинаково любят своих детей и путника, случайно забредшего в селение. Они пасут скот, разводят птицу, занимаются сельским хозяйством, рыболовством и прочими привычными как мир занятиями.
2.2. Туристические ресурсы Грузии
Грузия – небольшая страна с переходной экономикой с населением около 5 миллионов человек. Валовой национальный доход (ВНД) в расчете на душу населения составляет 736 долл. США. В советские времена Грузия экспортировала сельскохозяйственную и энергоемкую промышленную продукцию в других республики бывшего Советского Союза и была популярным объектом туризма в регионе. После провозглашения независимости в 1991 году начался глубокий экономический спад, который явился результатом гражданской войны, потери доступа к рынкам бывшего Советского Союза на льготных условиях и прекращением крупных трансфертов из союзного бюджета. Объем производства сократился на 70 процентов, а экспорта – на 90 процентов – наиболее глубокий спад среди всех стран с переходной экономикой.
Страна существенно пострадала от конфликтов в Абхазии и Южной Осетии, в результате которых 300 000 человек вынуждены были покинуть места постоянного проживания, значительная часть физического капитала была разрушена, важные торговые пути перекрыты, а доверие к государственной власти на значительной части территории страны подорвано. Кроме того, конфликт в Чечне ослабил контроль Грузии над Панкисским ущельем и прилегающей территорией, где часты случаи контрабанды, вымогательства и похищения людей. Экономика Грузии пострадала также от российского кризиса, раздробленности страны и засухи.
Грузия богата природными ресурсами. Страна расположена на “шелковом пути”, связывающем Европу с Азией, и через ее территорию и Кавказские горы перевозится большое количество товаров. Черноморское побережье, горы и богатые культурно-исторические традиции делают страну весьма привлекательной для туристов. Другими характерными особенностями Грузии являются высокообразованная рабочая сила, широко распространенная частная собственность на землю и давние традиции предпринимательства. База природных ресурсов таит в себе значительный потенциал для экономического роста. Плодородные почвы и благоприятный климат способствуют диверсифицированному сельскохозяйственному производству: в стране выращивается множество разновидностей овощей и фруктов, орехи, чай, разводится скот и производятся молочные продукты. Грузия известна давними традициями виноделия: на территории страны произрастают около 500 сортов винограда. Среди других ресурсов можно отметить марганец, железо, уголь, медь, золото, гранит, известняк, мрамор и минеральные воды. Одна треть территории страны покрыта густыми лесами, а многочисленные горные реки могут быть использованы для выработки гидроэлектроэнергии.
Популяризация и маркетинг положительного туристического имиджа страны, обеспечение, безопасность многообразия туристического продукта, подготовка компетентного персонала и развитие инфраструктуры – такова состоящая из пяти основных приоритетов задача, требующая скорейшего решения, чтобы развитие туризма стало реально возможным.
Уникальные природные богатства Грузии – климат, минеральные и лечебные воды, море, горы, леса и реки – потенциал, который позволит стране в кратчайшие сроки осуществить серьезное экономическое продвижение. Полноценное использование этого потенциала во благо страны отражено в “Национальной концепции туризма Грузии” и ее программе действий, рассмотрение которых состоялось 26 июля у Президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе.
Концепция разработана на основании совместных исследований грузинских и иностранных экспертов. В ее осмыслении важную роль сыграли рекомендации Всемирной туристической организации и проведенный в 1998 году в Тбилиси Всемирный форум “Туризм на Великом Шелковом пути”. В ней основательно проанализированы, с одной стороны, способствующие развитию туризма факторы, с другой - его возможная доля в развитии экономики страны.
Как заявил председатель Государственного департамента по туризму и курортам Грузии Важа Шубладзе, эта отрасль в начале ХХI века может сыграть решающую роль в развитии страны, повышении ее международного имиджа.
Сложившаяся на сегодня в мире реальная картина подтверждает, что туризм как экономический феномен твердо занял первое место. Для 49 стран мира он представляет основной источник валютных поступлений. По показателям прошлого года, в мире зафиксировано 715 миллионов туристов. К 2020 году это число, по прогнозным показателям, достигнет полутора миллиардов.
Что происходит в это время в Грузии? По информации председателя департамента, с 2005 года в четыре раза увеличилось число прибывших в Грузию туристов, что, само по себе, очень хорошее явление.
Плохо лишь то, что это число могло быть вдвое больше, если бы не вышеназванные препятствующие факторы. На посвященном специально этой важной проблеме совещании руководители всех соответствующих служб, министерств и ведомств договорились, что туризм однозначно следует объявить приоритетной отраслью и Правительство Грузии должно осуществить все необходимые мероприятия по его развитию.
Этого же потребовал прежде всего и Президент Грузии. Он заявил: “Надо признать, что развитие туризма – один из основных приоритетов. Это та отрасль, которая быстрее других даст результаты и внесет серьезный вклад в урегулирование проблемы занятости. Ни одна другая отрасль не может так быстро решить эту проблему”.
По заявлению Эдуарда Шеварднадзе, огромное значение имеет работа с населением и его информирование о том, с чем связано развитие туризма и как происходит этот процесс в Грузии. “Если страна не окажется готовой к туризму, какие бы здания и дворцы мы ни строили, эта отрасль не сможет развиваться. Наши граждане должны знать, что каждый турист представляет дополнительный доход, рабочее место и так далее”, - отметил глава страны и вспомнил инцидент, связанный с японскими туристами в Сванети. По его оценке, этот позорный факт на два-три года задержал развитие этой отрасли в крае, подобный которому трудно найти во всей Европе.
По мнению Президента Грузии, надо начать всеобщее рассмотрение концепции. Регионы, службы должны разработать программы, как следует работать на местах в этом направлении, что необходимо сделать для сохранения и спасения памятников культуры, ибо именно культурное наследие – одно из главных условий развития туризма в Грузии.
Один из заслуживающих внимания факторов привлечения туристов в страну – лечебные курорты Грузии, уникальные возможности которых раньше были известны в Советском Союзе, а сейчас, по мнению Президента Грузии, о них должен узнать весь мир.
Президент Грузии связал перспективы развития туризма в Грузии и с процессом возрождения “Великого Шелкового пути” и отметил, что у Грузии есть возможность занять центральное место на Южном Кавказе и в Центральной Азии с точки зрения развития туризма в регионе.
“Грузия – неповторимая страна. В одной маленькой стране такой комплекс – горы, море, культура и так далее – уникальное явление. Было бы преступлением перед нашими будущими поколениями не использовать это”, - подчеркнул Эдуард Шеварднадзе и отметил, что желательно вести просветительную работу на эту тему и среди детей школьного возраста.
На совещании было решено, что в концепции найдут отражение четко выраженные соображения и с их учетом будет подготовлен окончательный вариант соответствующего указа Президента Грузии.
Заключение
Итак, туристская деятельность в развитых странах является важным источником доходов государства. В 1996 году США от реализации туристских услуг иностранным гражданам получили 58 миллиардов долларов, Франция и Италия - по 27 миллиардов, Испания - 25 миллиардов. Помимо явной прибыльности туризм на Западе является еще и одним из мощных факторов усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Во многих государствах туризм развивается как система, которая дает и доход в казну и предоставляет все возможности для ознакомления с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями данной страны и ее народа. Не говоря уже о том, что "кормит" эта система очень много физических и юридических лиц, так или иначе связанных с оказанием туристских услуг.
Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т. е. отдых, возможность развития личности, познания исторических и культурных ценностей, занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др. Таким образом, туризм сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, воспитательный и эстетический факторы.
В результате развития торговли туристическими услугами возникла индустрия туризма, основу которой составляют фирмы, организующие туристические поездки и продажу путевок и туров, предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов, их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса.
Международный туризм как вид экономической деятельности имеет следующие особенности:
• в отличие от внешней торговли основан не на обмене товарами и услугами, а туристами, т. е. живыми людьми;
• туристические услуги не мобильны, они не могут следовать за покупателем и не подлежат хранению;
• в предложениях отсутствует гибкость. Туризм зависит от политической и экономической ситуации, а также от моды и рекламы, которые, воздействуя на потребности и интересы людей, их настроение, определяют спрос. В то же время предложение строго определено, поскольку число мест в гостиницах или на предприятиях питания относительно стабильно. В результате возникает несоответствие между спросом и предложением. Страна, принимающая туристов, обычно не имеет эффективных методов воздействия на спрос;
• обладает сезонным характером;
• относится к числу наиболее капитале- и трудоемких отраслей. Туризм является крупным землепользователем, весьма требовательным к качеству природных и иных ресурсов; • предложение услуг, т. е. число стран, преимущественно принимающих туристов, значительно превышает спрос на туристические поездки, т. е. число стран — поставщиков туристов. Иным»-словами, рынок международного туризма является рынком покупателя.
Международный туризм оказывает влияние на развитие как отдельных стран, так и мировой экономики в целом. По мере расширения международной торговли и иных форм международных экономических отношений, повышения уровня культуры и образования международный туризм также будет развиваться.
Список литературы
Бургонова Г.Н., Коморджанова Н.А. Гостинничный и туристский бизнес. Учеб. пособ. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 352с.
Власова И. Б., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 2004.
Герасимова А. Особенности осуществления бухгалтерского учёта в международном туризме. //Экономика и жизнь. 2005 №14.
Гуляев В. Г. Организация туристской деятельности. — М.: Нолидж, 2006.
Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме. М.: «Издательство ПРИОР», 2003. - 144с.
Дмитревский Ю. Д. Страноведение и география международного туризма. — СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 2004.
Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. // Экономика и жизнь. 2005. №42.
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. Учеб. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 256с.
Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. пособ. - Мн.: ООО «Новое знание», 2000. - 216с.
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 320с.
Квартальное В. А. Туризм, экскурсии, обмены: Современная практика. — М.: Наука, 2003.
Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета 2004 №2.
Попчиковский В.Ю. Организация и проведение туристических походов. - М.: Профиздат, 1987. - 224с.
Туристская декларация: Всемирная конференция министров по туризму (4 ноября 1994 г.) //Туринфо. № 16. 2004.
Туристские услуги//Спрос. №3. 2006.
Уваров В. Д., Борисов К. Г. Международные туристские организации. - М.: Междунар. отношения, 2006.
Чеботарь Ю.М. Туристский бизнес. - М.: Мир деловой книги, 2004.
Экономика современного туризма. Под ред. доктора эконом. наук Г.А. Карповой. М.-СПб., Издательский Торговый Дом «Герда», 2003.-416с.
[1] Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 52с.
[2] Добрецов А. Экспорт услуг и международный туризм. //Экономика и жизнь. 1995 №42.
[3] Ходорков Л. ф. Мировое гостиничное хозяйство. —М.: ВКШпо иностранному туризму, 1991. С.142.
[4] Власова И. Б., Зорин И. В., Ильина Е. Н. Основы туристской деятельности. — М.: Российский международный институт туризма, 1996. С. 203.
[5] Дмитревский Ю. Д. Страноведение и география международного туризма. — СПб.: Изд-во СП6УЭФ, 1997. С. 215.
[6] Легорнев С. Ф. Туризм в экономике открытого типа. // Вестник московского Университета 1994 №2.