В России формируется правовое государство, которое должно представлять собой систему органов и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование гражданского общества на основе права, защиту прав и свобод каждого гражданина, подъем экономики и духовный прогресс народа.

Сущность и структура государственной власти юридически закрепляются в Конституции и конституционных законах. Государственная власть опирается на законодательство, государственный аппарат, материальные ресурсы, денежные средства, механизмы убеждения и принуждения. При этом она должна быть носительницей определенной идеи, иметь нравственное оправдание, обладать легитимностью, то есть общественным признанием.

Согласно ст. 10 и 11 Конституции, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе принципа разделения властей — на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и органами государственной власти ее субъектов.

Функциями органов законодательной власти являются: законодательная, то есть подготовка и принятие законов, и контрольная — в отношении органов исполнительной власти в тех пределах, которые установлены Конституцией (ст. 101, 103, 114).

Органы судебной власти призваны в соответствии со ст. 118 Конституции рассматривать конституционные, уголовные, гражданские и административные дела. Кроме того, судебная власть осуществляет контроль за законностью в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, представителей власти. Порядок реализации этой функции определен рядом законов.

Что же касается исполнительной власти, то на эту ветвь государственной власти возложена организационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами на основе и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного  (текущего) функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможности осуществления исполнительной власти  предоставлены Правительству, федеральным министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Правительство — федеральный орган власти общей компетенции, так как в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает осуществление Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента на практике.

Главной причиной выбора именно этой темы является стремление рассмотреть все разнообразие и сложность этого института не только с учетом общетеоретического материала, показывающего, какой должна быть исполнительная власть, но и воплощения идей правоведов, философов.

Объектом исследования является органы исполнительной власти в Российской Федерации.

Предметом данного исследования будет рассмотрение Правительства Российской Федерации.

Целью данной дипломной работы является изучение административно- правового статуса Правительства РФ.

В соответствии с поставленной целью задачами работы будут являться рассмотрение следующих вопросов:

- дать характеристику исполнительной власти России;

- рассмотреть понятие органов исполнительной власти и принципы их организации и деятельности;

- описать систему и классификацию органов исполнительной власти;

- проанализировать статус и состав Правительства РФ;

- раскрыть взаимоотношения Правительства РФ с органами других ветвей власти;

- охарактеризовать основные полномочия Правительства Российской Федерации;

- исследовать организацию деятельности Правительства Российской Федерации.

Для решения поставленных задач автором изучена специальная литература, российское законодательство об органах исполнительной власти; нормы конституционного и административного права.

При этом использованы статистический, сравнительна - правовой и аналитический методы исследования.

Данной теме посвящено много работ ученых и ведущих специалистов в области административного права: Р. Драго, Д.Н. Бахраха, Г.А.Туманова, А.П. Плехин, А.А. Кармолицкий и др.

Правительство РФ, наряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ и судами РФ осуществляет государственную власть. Согласно статьи 110 Конституции РФ, Правительство Российской Федерации является высшим федеральным органом исполнительной власти, состоящим из Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и федеральных министров (глав федеральных отраслевых органов управления). В состав правительства также входят председатели государственных комитетов и федеральных служб в ранге министра[1].

Огромное влияние на деятельность Правительства РФ оказывает Президент РФ, поскольку его полномочия в этой сфере осуществления государственной власти настолько велики, что он определяет кандидатуру Председателя Правительства участвует в формировании Правительства и даже имеет право председательствовать на его заседаниях. Однако не Президент, а Правительство РФ называется высшим органом исполнительной власти, поскольку оно является органом общей компетенции и осуществляет непосредственное управление основными сферами жизни государства.

Председатель Правительства РФ является его непосредственным руководителем. Он организует работу Правительства, определяет основные направления его деятельности, структуру его аппарата, а совместно с Президентом РРФ - и структуру самого Правительства.

Срок осуществления полномочий Правительством РФ совпадает со сроком осуществления своих полномочий Президентом РФ. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия, всем составом уходит в отставку. Коллективная отставка Правительства возможна также по собственному решению кабинета, а также по инициативе Президента РФ. На отставку Правительства может повлиять и вынесения вотума недоверия Правительству Государственной Думой. В отставку может уйти и отдельный член Правительства (либо по своей инициативе, либо по инициативе Президента).

Правительство РФ обладает правом законодательной инициативы, а ряд законопроектов разрабатывает самостоятельно, например, о федеральном бюджете, по вопросам финансовой и налоговой политики.

В компетенцию Правительства РФ входят вопросы: обеспечения функционирования единой системы управления по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения с субъектами Федерации; обеспечения единой государственной политики в социокультурной сфере; разработки федерального бюджета и его исполнения; осуществления мер по обороне страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ; осуществления мер по обеспечению правового режима законности на всей территории государства; осуществления управления федеральной собственностью и т.д.

Согласно федеральному конституционному закону "О Правительстве РФ" оно наделено широкими полномочиями:

1. Общие полномочия: организация реализации внутренней и внешней политики РФ; обеспечивает единство системы исполнительной власти, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

2. Полномочия в сфере экономики: антимонопольная политика; прогнозирует социально - экономическое, инвестиционное развитие; руководит таможенным делом и разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового сотрудничества.

3. Полномочия в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики: представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; налоговая политика; осуществляет валютное регулирование, рынка ценных бумаг и управление государственным внутренним и внешним долгом.

4. Полномочия в социальной сфере.

5. Полномочия в сфере науки, культуры, образования.

6. Полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

7. Полномочия в сфере обеспечения законности прав и свобод граждан, борьбы с преступностью (например, осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти).

8. Полномочия по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ (например, осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны государственной безопасности РФ и руководит гражданской обороной).[2]

А также Правительство РФ имеет полномочия в сфере внешней политики и международных отношений и иные полномочия, к которым относятся: создание федеральных территориальных органов федеральными органами с разрешения Правительства РФ.[3]

С целью эффективного осуществления своих полномочий Правительство РФ издает особые подзаконные нормативные юридические акты - постановления и распоряжения, которые создают механизмы реализации нормативных положений федеральных законов и обязательны к исполнению па всей территории РФ . Постановления и распоряжения Правительства РФ могут отменяться особыми распоряжениями Председателя Правительства РФ, а в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ, они могут отменяться Президентом РФ.

Хочу сказать немного слов о таком полномочии Правительства как законодательная инициатива. В соответствии с пунктом 3 ст.104. Конституции законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении их от уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства. Таким образом, оно получает уникальную возможность в какой-то степени корректировать законотворческую деятельность субъектов законодательной инициативы и тем самым влиять на весь ход законодательной работы.

Хочу отметить несколько организационных деталей:

1. Для решения оперативных вопросов Правительств РФ по предложению Председателя Правительства РФ может образовать Президиум Правительства, Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства;

2. Отставка Правительства происходит после избрания нового Президента, она может быть принята или отклонена. Отставка Правительства возможна и в случаях выражения Государственной Думой недоверия Правительству, либо отказа в доверии Правительству, так же Правительство может подать в отставку самостоятельно;

3. В случае отставки или сложения полномочий Правительство продолжает действовать до формирования нового Правительства.

Тем самым Конституция вверяет Правительству реализацию полномочий исполнительной власти как одной из самостоятельных и независимых ветвей государственной власти. Из положений ст. 110 Конституции РФ вытекает вывод о том, что Правительство несет ответственность за осуществление исполнительной власти в государстве в целом. Кроме того, из содержания ч. 2 ст. 77 Конституции можно сделать еще один важный вывод: Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти, поскольку Конституция установила, что в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения с субъектами Федерации органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти.

Правомерно поэтому обозначить статус Правительства как высшего органа исполнительной власти Российской Федерации, действующего в пределах и рамках конституционных полномочий. Обратим в этой связи внимание на формулировку названия ст. 1 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". В этой статье Правительство РФ названо высшим исполнительным органом государственной власти РФ и подчеркивается, что Правительство РФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Правительство является органом общей компетенции, поскольку обеспечивает общее руководство отраслями хозяйства, социально-культурной и административной деятельностью. Таким образом Правительство осуществляет государственное управление в непосредственном смысле этого слова.


[1] Основы государства и права изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск, ЧелГУ, 1998.с.150-151.

[2] См. подробнее; Федеральный конституционный закон РФ "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 1997. - №51. - Ст.5712.

[3] Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 11. Ст. 945.