Доклад

Уважаемый председатель и члены Государственной Аттестационной Комиссии! Разрешите представить Вашему вниманию дипломную работу на тему: «Анализ проблем и особенностей сбалансированного планирования поставок материально-технических ресурсов» (на примере АК «АЛРОСА» (ЗАО)) (слайд 1).

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что с  переходом  России  к  рыночной  экономике  и  отменой  в  1992 г.  Егором  Гайдаром   централизованного  завоза  материально-технических  ресурсов  в  северные  районы  актуализировалась  проблема  «Северного  завоза»  или  сезонного  завоза  в  районы  Дальнего  Востока  и  Крайнего  Севера.

Северные регионы -  это  65%  площади  страны,  80%  запасов  полезных  ископаемых.  Их  экономика  обеспечивает  две  трети  валютных   поступлений  страны,  по  ВВП  на  душу  населения  они  почти  втрое  превосходят  остальные  регионы.  При  этом  экономический  потенциал  этих  отдаленных  территорий,  по  оценке  экономистов,  гораздо  выше.  Но  здесь  катастрофически  не хватает  «рабочих  рук».  В  регионах  северного  завоза  живет  всего  8%  населения.

На  Крайнем  Севере, в районы западной  Якутии 100% всех  материально-технических ресурсов завозится алмазодобывающей  компанией  «АЛРОСА».

Зона  деятельности  «АЛРОСА»  расстилается  от  крайних  северных  территорий  Якутии  до  западных  и  юго-западных (слайд 1). На  балансе  «АЛРОСА»  находятся  целые  инфраструктуры  городов  западной  Якутии,  промышленные  объекты  и  объекты  социальной  сферы. И  в  задачи  «АЛРОСА»  кроме  основной  задачи  -  добычи,  обработки  и  реализации  алмазов,  входит  одна  из  важнейших  -  доставка  в  полном  объеме  необходимых  материально-технических  ресурсов  в  районы  Крайнего   Севера  в  ограниченные  сроки,  как  правило  в  летние  месяцы  -  июнь-сентябрь  водным  транспортом и  здесь  встает  проблема  правильно  расчета  необходимого   объема  МТР  с  учетом  особенностей  завоза,  хранения  и  использования. 

Целью данной дипломной работы является осуществление анализа проблем сбалансированного планирования поставок материально-технических ресурсов (МТР) на производственно-технологические нужды, а так же  изучение сущности логистики в условиях Крайнего Севера (слайд 3).

Для реализации цели данной дипломной работы были поставлены следующие задачи:

- исследование логистических условий поставок материально-технических ресурсов предприятиям  Крайнего Севера;

- проведения анализа действующей системы планирования материально-технического обеспечения АК «АЛРОСА»;

- охарактеризовать порядок планирования материально-технического обеспечения АК «АЛРОСА» (слайд4)

Рыночные отношения кардинально изменили подходы  предприятий к оценке своей деятельности в целом и  поставленных перед ними целей в частности. Успешное функционирование предприятия рассматривается через призму максимизации прибыли, что не достижимо без всестороннего анализа и снижения издержек.

Одним из наиболее эффективных инструментов в этой области является логистика. Логистика – это важная функция, так как каждому предприятию необходим надежный  материальный поток. Мы говорим здесь как о производителях, перемещающих материальные товары, так и о поставщиках услуг, перемещающих материалы для своих нематериальных услуг. Логистика не ограничивается масштабами организации, а занимает уникальную позицию, связывая эту организацию с внешними поставщиками, с одной стороны, и заказчиками и потребителями ее продукции, с другой. Поэтому предприятия все больше понимают, что они работают не изолированно от других структур бизнеса, а входят в цепь поставок, цель которой – удовлетворение запросов потребителей.

Эта область деятельности очень динамично развивается. Цель на снижение издержек производства за счет оптимизации материального потока в значительной степени меняют и спрос на логистику.

Всё  сказанное  в  полной  мере  относится  к  крупнейшей алмазодобывающей компании России  АК « АЛРОСА ». Для достижения этой цели необходимо максимально эффективно использовать уже накопленный потенциал и ускорить достижений новых горизонтов. В связи с этим, наиболее эффективными направлениями видятся снижение издержек производства по всем переделам ведения работ АК «АЛРОСА»

Данная дипломная работа выполнена на фактическом материале алмазной компании «АЛРОСА» и имеет сугубо практическую направленность.

В отличие от ряда регионов России транспортная проблема обеспечения экономики Якутии народнохозяйственными грузами имеет два ярко выраженных направления, тесно связанных между собой:

- обоснование оптимальной схемы доставки грузов из-за пределов республики до перевалочных баз;

- распределение перевозок между видами транспорта и организации работы транспортных средств на территории республики.

Из общего объема потребляемых материальных ресурсов из-за пределов республики до 80% завозится в короткий навигационный период, который длится в среднем 3 месяца, а по малым водным путям период эксплуатации составляет всего 10-14 суток.

Для обеспечения бесперебойного функционирования хозяйственного комплекса Якутии, производственной и социальной инфраструктуры в период навигации ежегодно необходимо осуществлять поставку не менее 2,5 млн. тонн грузов, в том числе жизнеобеспечивающих. Чтобы произвести завоз грузов в течение 2-3 месяцев, должны быть привлечены значительные финансовые средства для расчетов с поставщиками и транспортными организациями. Затраты на завоз грузов достигают 50-70% от себестоимости продукции работ или услуг. Совершенно очевидно, что даже высоко рентабельное предприятие не в состоянии за счет собственных средств закупить и доставить ресурсы. Ежегодно перед каждым хозяйствующим субъектом республики встает вопрос об изыскании источников финансирования завоза грузов. В этих условиях поиск оптимальных вариантов доставки грузов в республику является первоочередной проблемой экономики региона.

Расстояние продвижения грузов от внереспубликанских поставщиков в среднем составляет свыше 3 тыс. км. Среднее расстояние транспортировки грузов внутри республики сравнимо с расстояниями межобластных перевозок. Например, чтобы доставить груз из  порта Якутск потребителям бассейна р. Колыма, необходимо преодолеть расстояние от поставщиков до входных ворот республики около 3 тыс. км и внутри республики водным путем - более 4 тыс. км. Объем транспортных издержек по отдельным видам товарных ресурсов в несколько раз превышает цены поставщиков.

Основные объемы продукции, закупаемой за счет средств государственной поддержки и предназначенные для заполярной территории республики, как правило, завозятся один раз в год; при этом для заполярных улусов время прохождения товаров в пути достигает 18 месяцев.

Большая продолжительность доставки связана с несовпадением периодов работы сезонных участков, товарная масса постоянно накапливается в пунктах стыковки сезонных участков. Накопление, как правило, происходит в различных пунктах. Таким образом, пока товарная масса завоза текущего года еще продолжает движение к потребителю, в начальном пункте (на железнодорожной станции) уже формируется накопительный запас для навигации следующего года.

На период начала накопления грузов в начальном пункте по принятой схеме завоза запас грузов в конечном пункте транспортной схемы должен составлять объем, достаточный для потребления до первого поступления грузов в текущем году. Этот объем запаса должен быть не снижаем и постоянно присутствовать на одном из участков транспортной схемы завоза. В идеальном варианте данная часть запаса должна составлять собственные оборотные средства улусов республики или предприятий, осуществляющих завоз грузов. Для улусов со сроками доставки груза более года этот объем должен быть увеличен на объем грузов, находящихся в депонации на одном из промежуточных пунктов.

К настоящему времени сложились следующие направления, по которым осуществляются перевозки грузов внешнего завоза в Республику Саха (Якутия).

1.     Южное направление. Это направление имеет два самостоятельных входа в республику: через порт Осетрово, который считался основным после выхода сюда железнодорожной ветки Тайшет - Усть-Кут в 1962 г., и через железнодорожную станцию Большой Невер и Беркакит, когда в 1980 г. железная дорога вышла к Беркакиту.

Завоз грузов через порт Осетрово связан с решением проблемы устранения мелководья на участке Осетрово - Киренск на р. Лене.

2. Восточное направление. Грузы по этому направлению в основном поступают морем через порт Нагаево в Магаданской области, где осуществляется передача грузов на автомобильный транспорт, и по Колымской автостраде они доставляются в восточные и частично в западные районы республики.

3. Северное направление. По этому направлению грузы доставляются в республику из северных портов европейской части России, а также из дальневосточных портов на морских судах и по Северному Морскому пути. Они поступают в морские порты Тикси, Певек, Зеленый мыс и устьевые пункты северных рек (Яна, Колыма, Индигирка, Оленек, Анабар), откуда речным транспортом развозятся по большей части территории республики.

Завоз грузов в Республику Саха (Якутия) по этому направлению оказывается крайне сложным (короткий навигационный период, ограниченные глубины морского шельфа). В настоящее время распределение общего количества перевозок грузов в республику из других регионов по отдельным направлениям завоза неравномерно. Относительные данные, характеризующие это перераспределение, приведены в табл. 1.

В этих условиях для предприятий Якутии особую значимость приобретает вопрос управления запасами материальных ресурсов с точки зрения экономии финансовых средств на их закупку, возможность экономии оборотных средств в товарных запасах и использованием их для более прибыльных вложений по направлениям деятельности. Это тем более важно в условиях инфляции и хронического недостатка финансовых средств. Поэтому планирование материального обеспечения должно исходить из четкой обоснованности объемов закупки для нужд производственного потребления и поддержания уровня товарных запасов, необходимого для ритмичного снабжения производства.

В работе рассмотрены два процесса: организация поставок потребителям по отдельным позициям МТР и формирование общего плана МТО по Компании как планового документа. Планирование и организация поставок по отдельным позициям ассортимента за счет завоза ресурсов начинается до начала разработки общего плана МТО. К моменту его утверждения (октябрь-ноябрь предпланового года) завоз продукции по этой части потребляемых ресурсов может быть уже оформлен договором с поставщиками и «автоматически»  включается в плановый документ. Поэтому автор акцентирует внимание на порядке планирования поставок подразделениям, рассматривая вопрос формирования плана МТО как единый документ.

Порядок разработки плана МТО Компании предполагает тщательное согласование показателей производственно-хозяйственной деятельности между подразделениями Компании и оперативное взаимодействие в процессе разработки и корректировки отдельных частей общего плана работы Компании на соответствующий период. Основными показателями, подлежащими балансированию, являются:

- потребность подразделений Компании в материальных ресурсах (заявок) - с установленными им производственными заданиями;

- потребность подразделений в ассортименте МТР с определенными сроками его поставки – кварталам, месяцам;

- потребность подразделений Компании в разрезе ассортиментных позиций - с устанавливаемыми планами поставок УМТС;

- объемов закупок МТР - с финансовыми ресурсами и планами перевозок.

Обеспечение сбалансированности плана МТО по указанным направлениям достигается за счет взаимоувязки материальных и финансовых потоков. В основе такой взаимоувязки лежит учет сроков выполнения отдельных этапов МТО. Расчеты объемов завоза по номенклатуре ресурсов являются центральной задачей в разработке плана снабжения. При проведении этих расчетов должны быть сбалансированы потребность к поставке, заявленной подразделениями Компании, наличных и ожидаемых на конец планового года материальных запасов, с одной стороны, а с другой – имеющиеся у Компании финансовые средства на закупку МТР. При этом под планированием завоза понимается не только формирование объемов заказа поставщикам по номенклатуре, но и распределение поступления заказываемых ресурсов по кварталам и месяцам планируемого периода и складским объектам УМТС.

В целях апробации предложенного подхода был разработан алгоритм расчета показателей плановых объемов завоза по укрупненным, видовым позициям МТР. Экспериментальные расчеты по данному алгоритму показали его полную работоспособность. Кроме того, уточнены и детализированы отдельные алгоритмы планирования очередности поступления при навигационном завозе МТР и доставке авиатранспортом. Подготовлена таблица определения способов завоза для практического использования работниками АК «АЛРОСА».

Реализацию подготовленных предложений по совершенствованию разработки планов МТО необходимо начинать с формиро­вания достоверной и надежной информации о структуре потребности Компа­нии в МТР по ценовым диапазонам внутривидового ассортимента и срокам производственного использования. 

Взаимоувязка при планировании снабжения расхода МТР, их завоза на склады УМТС АК «АЛРОСА» и заказа внешним поставщикам по времени и объемам предлагается осуществить, реализуя комплекс процедур, последовательность которых схематично изображена на слайде 5.

Принцип взаимоувязки по срокам отдельных этапов снабжения (заказ МТР, оплата, отгрузка поставщиками, завоз на базы, поставка потребителям) является главной методической основой сбалансированного планирования МТО. Рассматриваемые ниже требования к условиям планирования служат организационным обеспечением сбалансированного планирования МТО.

Общий порядок определения потребности в МТР представлен на слайде 6. Требования сбалансированного планирования основаны на следующих положениях определения потребности Компании в МТР:

1) Объем потребности в материально-технических ресурсах на плановый год служит основой для проведения расчетов следующих основных частей плана МТО:

- объема поставок ресурсов подразделениям Компании для выполнения установленных заданий по производственно-хозяйственной деятельности на плановый год и первое полугодие послепланового года;

- объемов закупок МТР у поставщиков; 

- объемов финансирования закупок МТР;

- товарных балансов МТР;

- плана перевозок МТР;

- выбора поставщиков и заключения с ними договоров на поставку МТР.

2) Для всех указанных разделов плана МТС объем потребности в МТР используется в различной степени детализации номенклатуры ресурсов. Так, для определения планового объема закупок и их финансирования достаточно иметь информацию в укрупненной номенклатуре. Разработка материальных балансов и планирование перевозок может осуществляться также в достаточно укрупненной, хотя и в разной степени агрегации номенклатуры.

3) В процессе разработки плана МТО определение потребности в МТР не является разовой задачей, проводимой в рамках заявочной кампании. Заявочная кампания начинается в марте-апреле предпланового года, когда еще не до конца известны все задания по производственно-хозяйственной деятельности подразделений Компании. Поэтому практически всегда первоначальный план МТО в дальнейшем подвергается корректировке как по ассортименту поставляемой продукции, так и по объемам. Это означает, что после утверждения плана МТО (его отдельных частей) продолжается уточнение потребности в МТР, появляется новая, ранее не предусмотренная никакими расчетами потребность.    

4) Функции по финансированию закупок МТР и организации договорных отношений с поставщиками централизованы на уровне управлений Компании, именно они окончательно решают вопросы коммерческого обеспечения плана МТО для выполнения установленных производственных заданий.

5) Желательна дифференциация заявляемой материальной потребности по направлениям расхода, которая позволила бы плановым органам Компании при ограниченности финансовых средств на закупку МТР использовать приоритеты в удовлетворении потребности своих предприятий в целом и по срокам.

Принцип  формирования  принятия  заявок  или  заказов  с  расчетными  данными,  включая  ассортимент,  цены,  сроки  с  учетом  особенностей  доставки,  складских  возможностей  указанный  в  данной  работе  уже  применяется  в  этом  году  основной  службой  снабжения    АК «АЛРОСА»  -  Управлением  материально-технического  снабжения  (УМТС).    Уже  в  первом  квартале  2006 г.  от  правильного  расчета  объема,  способа  доставки,  рекомендуемых  УМТС  сроков  ремонтов  фабрик  с  учетом  стоимости  доставки  и  конечно  применение  конкурсных  поставок,  только по  технологическим  запчастям  при  плановом  объеме  закупа  на  год   354 млн. рублей,  и  квартальном  130  млн. рублей  экономия  средств  ожидается  порядка  10-15%  всех  расходов.