3. Оценка кредитоспособности предприятия в соответствии с методикой ОАО «Новосибирский Муниципальный Банк»
По методике оценки кредитоспособности заемщика, применяемой в ОАО «Новосибирский Муниципальный Банк» на первом этапе проводится оценка финансового состояния заемщика.
С целью оценки финансового положения заемщика рассчитываются и анализируются относительные показатели (за исключением предпринимателей, заемщиков, использующих упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и не составляющих формы №1 «Бухгалтерский баланс» и №2 «Отчет о прибылях и убытках» в управленческих целях) и качественные показатели.
1. Показатели финансовой независимости (К1, К2)
Коэффициенты данной группы показывают, насколько предприятие зависимо от внешних источников финансирования.
К1 - коэффициент автономии (коэффициент независимости, уровень самофинансирования)
Расчетная формула:
К1 = Собственный капитал (стр.490 ф.1) / Общая сумма активов (стр.300 ф.1)
Значения коэффициента автономии анализируемого предприятия за рассматриваемый период представлены в табл. 1.
Таблица 3.1
Значения коэффициента автономии анализируемого предприятия за рассматриваемый период
Дата |
К. автономии: Ка=3П/ВБ |
01.01.04 |
0,2098489 |
01.01.05 |
0,3514461 |
01.01.06 |
0,3805933 |
Как видно из данных табл. 3.1., происходит увеличения коэффициента финансовой автономии, что является положительным показателем. Однако значения данного коэффициента ниже установленных нормативов (нормативное значение данного коэффициента составляет 0,5), соответственно, предприятие зависимо от внешних источников финансирования.
К2 - коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами
Расчетная формула:
К2 = (Собственный капитал (стр.490 ф.1) – Внеоборотные активы (стр.190 ф.1))/ Оборотные активы (стр.290 ф.1)
Рассчитанные значения данного коэффициента для анализируемого предприятия представлены в табл. 3.2.
Таблица 3.2.
Дата |
К. автономии: Косс=(3П-1А)/2П |
01.01.04 |
0,9409192 |
01.01.05 |
0,9392698 |
01.01.06 |
0,9478064 |
Как видно из табл. 3.2., фактические значения коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами превышают минимальное установленное значение (0,1), значит можно говорить о том, что предприятие обеспечено собственными оборотными средствами.
2. Показатель текущей ликвидности (К3)
Показатель текущей ликвидности являются одними из самых важных, поскольку недостаточная ликвидность может означать задержку в уплате процентов и основной суммы долга.
К3 - коэффициент текущей ликвидности
Расчетная формула:
К3 = Оборотные активы (стр.290 ф.1) / (Краткосрочные обязательства (стр.690 ф.1) – Доходы будущих периодов (стр.640 ф.1) – Резервы предстоящих платежей (стр.650 ф.1))
Рассчитанные значения данного коэффициента для анализируемого предприятия представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3.
Дата |
Коэффициент покрытия Кп=(А1+А2+А3)/(П1 + П2) |
01.01.04 |
2,3017723 |
01.01.05 |
3,7742612 |
01.01.06 |
3,82104 |
Рекомендуемое значение данного коэффициента должно быть больше 2. Из табл. 3.3. следует, что коэффициенты текущей ликвидности предприятия за все годы рассматриваемого периода соответствовали нормативу.
3. Показатель рентабельности активов (К4)
Показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности предприятия. Получение прибыли является основной целью деятельности любого коммерческого предприятия. Для кредитора прибыль является самым надежным источником выплаты процентов и основной суммы долга. Поэтому анализ показателей рентабельности необходим при определении кредитного риска.
К4 - коэффициент рентабельности активов – характеризует в относительных единицах эффективность использования всех ресурсов, полученных предприятием в своем распоряжении.
Расчетная формула:
К4 = Прибыль до налогообложения за отчетный квартал / Валюта баланса (стр.300 ф.1);
Рассчитанные значения данного коэффициента для анализируемого предприятия представлены в табл. 3.4.
Таблица 3.4.
Дата |
(прибыль чистая/ общая величина имущества)*100% |
01.01.04 |
0,19 |
01.01.05 |
0,16 |
01.01.06 |
0,55 |
Нормативов для данного показателя не определено, но видно, что в динамике рентабельность активов увеличивается, что является хорошим показателем.
4. Показатели оборачиваемости (К5-К7)
Данная группа показателей характеризует эффективность управления оборотными активам и оперирования различными источниками средств за определенный период времени.
К5 – коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности;
Расчетная формула:
К5 = Средняя за период дебиторская задолженность / Среднедневной объем Выручки нетто за период (стр.010 ф.2 / n),
Средняя за период дебиторская задолженность = (Размер дебиторской задолженности на начало периода (стр.240 ф.1) + Размер дебиторской задолженности на конец периода (стр.240 ф.1)) / 2,
n – количество дней в периоде.
Рассчитанные значения данного коэффициента для анализируемого предприятия представлены в табл. 3.5.
Таблица 3.5.
Дата |
Оборачиваемость дебиторской задолженности Кдз=VP/Дзср |
01.01.04 |
1,82 |
01.01.05 |
1,21 |
01.01.06 |
1,69 |
Норматива для данного показателя также не определено, однако как видно из табл. 3.5., коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2003 году составлял 1,82, в 2004 году – снизился до 1,21, в 2005 году – вновь увеличился до 1,69. По сравнению с 2004 годом в 2005 году наблюдается увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности, что говорит об ускорении оборачиваемости дебиторской задолженности, что является положительным фактором.
К6 – коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности;
Расчетная формула:
К6 = Средняя за период кредиторская задолженность / Среднедневной объем Выручки нетто за период (стр.010 ф.2 / n),
Средняя за период кредиторская задолженность = (Размер кредиторской задолженности на начало периода (стр.620 ф.1) + Размер кредиторской задолженности на конец периода (стр.620 ф.1)) / 2,
n – количество дней в периоде.
Таблица 3.5.
Дата |
Оборачиваемость кредиторской задолженности |
01.01.04 |
8,84 |
01.01.05 |
5,73 |
01.01.06 |
8,36 |
Из данных табл. 3.5. видно, что коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности в 2005 году увеличился по сравнению с 2004 годом на 5,73 и составил 8,36. Это говорит о том, что оборачиваемости кредиторской задолженности ускорилась. Это также является положительным фактором при оценке финансового состояния заемщика.
К7 – коэффициент оборачиваемости запасов;
Расчетная формула:
К7 = Средний за период размер запасов / Среднедневной объем Выручки нетто за период (стр.010 ф.2 / n),
Средний за период размер запасов = (Размер запасов на начало периода (стр.210 ф.1) + Размер запасов на конец периода (стр.210 ф.1)) / 2,
n – количество дней в периоде.
Значения данного коэффициента представлены в табл. 3.6.
Таблица 3.6.
Дата |
Коэффициент оборачиваемости запасов |
01.01.04 |
6,25 |
01.01.05 |
4,92 |
01.01.06 |
4,18 |
Снижение данного коэффициента говорит о снижении оборачиваемости запасов.
5. Показатель стабильности производства (К8)
Стабильность производства характеризуется динамикой показателя выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Динамика показателя рассчитывается как темп изменения показателя за квартал.
Расчетная формула:
К8 = (Выручка нетто за отчетный квартал / Выручка нетто за предшествующий квартал ) * 100.
Значения данного коэффициента представлены в табл. 3.7.
Таблица 3.7.
Показатель стабильности производства
Дата |
Показатель стабильности производства |
01.01.04 |
Нет данных |
01.01.05 |
1,08 |
01.01.06 |
1,15 |
Постепенное увеличение данного коэффициента говорит о стабильности производства, что является положительным фактором при оценке финансового состояния заемщика.
Сводная оценка рассчитанных показателей представлена в табл. 3.9.
Таблица 3.9.
Показатели |
Критерии оценки |
Оценка |
||||
Плохое |
Среднее |
Хорошее |
2003 |
2004 |
2005 |
|
К1 (коэффициент автономии) |
<0,2 |
≥0,2 |
≥0,5 |
среднее |
среднее |
среднее |
К2 (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами) |
<0,05 |
≥0,05 |
≥0,1 |
хорошее |
хорошее |
хорошее |
К3 (коэффициент текущей ликвидности) |
<1 |
≥1 |
≥2 |
хорошее |
хорошее |
хорошее |
К4 (коэффициент рентабельности активов) |
<0,2 |
≥0,2 |
≥0,5 |
плохое |
плохое |
хорошее |
К5 (коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности) |
≥90 дней |
60-90 дней |
≤ 60 дней |
плохое |
плохое |
плохое |
К6 (коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности) |
≥120 дней |
90-120 дней |
≤ 90 дней |
плохое |
плохое |
плохое |
К7 (коэффициент оборачиваемости запасов) |
≥90 дней |
От 31 до 90 дней |
До 30 дней |
плохое |
плохое |
плохое |
К8 (Показатель стабильности производства) |
≥0,5 |
≤ 0,5 |
≤ 1 |
Нет данных |
хорошее |
хорошее |
Финансовое положение заемщика, которому предоставлена (рассматривается вопрос о предоставлении) ссуда (совокупность ссуд) величиной пять процентов и более от величины капитала Банка, оценивается не лучше, чем среднее, если хотя бы один из показателей К3, К4 или К8 оценен ниже, чем «средний».
Таким образом, следуя данным, представленным в табл. 3.9., можно сделать вывод, что так как в 2003 и 2004 годах коэффициент рентабельности активов ниже, чем рекомендуемое значение и согласно методике банка значение коэффициента оценивается как плохое. В соответствии с этим, сумма выдаваемая заемщику не может превышать пять процентов и более от величины капитала банка.
На втором этапе проводится оценка качественных показателей заемщика.
Порядок оценки представлен в табл. 3.10.
Проводя анализ качественных показателей оценки кредитоспособности заемщика в соответствии с таблицей 3.10 можно сделать следующие выводы.
На анализируемом предприятии Платежи по ссудам в части основного долга и процентам осуществлялись своевременно и в полном объеме; имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней до пяти календарных дней включительно; отсутствуют случаи реструктуризации ссуд, не предусмотренные договором, в сторону, более благоприятную для заемщика.
Заемщик сотрудничает с Банком на постоянной основе; среднемесячный оборот по счетам, открытым в Банке за шесть последних месяцев равен или превышает лимит ссудной задолженности (с учетом рассматриваемой заявки).
По результатам данной оценки можно сказать, что качественные показатели кредитоспособности заемщика оцениваются в 200 баллов.
Таблица 3.10.
Оцениваемые показатели |
Порядок оценки |
Источники информации |
Критерии оценок |
Количество баллов |
Кредитная история |
Определить качество кредитной истории заемщика |
Кредитующие подразделения; Отдел экономической защиты; Кредитное бюро; Кредитные организации. |
Платежи по ссудам в части основного долга и процентам осуществлялись своевременно и в полном объеме; имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней до пяти календарных дней включительно; отсутствуют случаи реструктуризации ссуд, не предусмотренные договором, в сторону, более благоприятную для заемщика. |
100 |
Платежи по ссудам в части основного долга и процентам осуществлялись своевременно и в полном объеме; имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней от 6до 30 календарных дней включительно; отсутствуют случаи реструктуризации ссуд, не предусмотренные договором, в сторону, более благоприятную для заемщика. |
50 |
|||
Имели место случаи просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней более 30 дней; имели место случаи реструктуризации ссуд, не предусмотренные договором, в сторону, более благоприятную для заемщика; имели место случаи, когда платежи по ссудам осуществлялись за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщику Банком прямо либо косвенно (через третьих лиц); кредитная история отсутствует |
0 |
|||
Взаимодействие с Банком. |
Определить степень взаимодействия заемщика с Банком. |
Отдел экономической защиты; Кредитный отдел; Управление корпоративного бизнеса; Отдел ценных бумаг и др. подразделения Банка |
Заемщик сотрудничает с Банком на постоянной основе; среднемесячный оборот по счетам[1], открытым в Банке за шесть последних месяцев равен или превышает лимит ссудной задолженности (с учетом рассматриваемой заявки). |
100 |
Заемщик сотрудничает с Банком на постоянной основе; среднемесячный оборот по счетам, открытым в Банке за шесть последних месяцев не менее 0,5 от лимита ссудной задолженности (с учетом рассматриваемой заявки). |
60 |
|||
Заемщик сотрудничает с Банком на постоянной основе; среднемесячный оборот по счетам, открытым в Банке за шесть последних месяцев менее 0,5 от лимита ссудной задолженности, но более 100 000 рублей (с учетом рассматриваемой заявки). |
30 |
|||
Заемщик обратился в Банк впервые (единичные случаи обращения), расчетных счетов в Банке не имеет или счета неработающие. |
0 |
Финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее, если:
Величина чистых активов – для коммерческих предприятий или итог по разделу III бухгалтерского баланса – для некоммерческих отрицательны или равны 0.
Расчет стоимости чистых активов производится в порядке, установленном Приказом Минфина России и ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз и представлен в Таблице 3:
Таблица 3.11
Наименование показателя |
Код строки бухгалтерского баланса |
|||
|
I. |
Активы |
|
|
|
1. |
Нематериальные активы |
110 |
|
|
2. |
Основные средства |
120 |
|
|
3. |
Незавершенное строительство |
130 |
|
|
4. |
Доходные вложения в материальные ценности |
135 |
|
|
5. |
Долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения[2] |
140,250 |
|
|
6. |
Прочие внеоборотные активы[3] |
150 |
|
|
7. |
Запасы |
210 |
|
|
8. |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
220 |
|
|
9. |
Дебиторская задолженность[4] |
230, 240 |
|
|
10. |
Денежные средства |
260 |
|
|
11. |
Прочие оборотные активы |
270 |
|
|
12. |
Итого активы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 1 - 11) |
|
|
|
II. |
Пассивы |
|
|
|
13. |
Долгосрочные обязательства по займам и кредитам |
510 |
|
|
14. |
Прочие долгосрочные обязательства[5],[6] |
520, 515 |
|
|
15. |
Краткосрочные обязательства по займам и кредитам |
610 |
|
|
16. |
Кредиторская задолженность |
620 |
|
|
17. |
Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов |
630 |
|
|
18. |
Резервы предстоящих расходов |
650 |
|
|
19. |
Прочие краткосрочные обязательства5 |
660 |
|
|
20. |
Итого пассивы, принимаемые к расчету (сумма данных пунктов 13 - 19) |
|
|
|
21. |
К9 ( Стоимость чистых активов акционерного общества) =(итого активы, принимаемые к расчету (стр. 12) минус итого пассивы, принимаемые к расчету (стр. 20) |
|
В соответствии с данными табл. 3.11 проведем расчет стоимости чистых активов (табл. 3.12).
Таблица 3.12
Дата |
Показатель стабильности производства |
01.01.04 |
265338 – 113786 = 151552 |
01.01.05 |
310503-137287 = 173216 |
01.01.06 |
312322-137057 = 175265 |
Оценка чистых активов представлена в табл. 3.13
Таблица 3.13
5 балла |
3 балла |
1 балл |
0 баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
Чакт > Уставного капитала |
Чакт = Уставному капиталу |
0 < Чакт < Уставного капитала |
Чакт < 0 |
Рассчитанные значения представлены в табл. 3.14.
Таблица 3.14
Дата |
Оценка качества чистых активов |
01.01.04 |
151552 > Уставного капитала |
01.01.05 |
173216> Уставного капитала |
01.01.06 |
175265> Уставного капитала |
В зависимости от суммарного количества баллов, полученных при расчете относительных и качественных показателей, и с учетом вышеизложенных положений финансовое положение заемщика оценивается следующим образом (табл.3.15 ):
Таблица 3.15
Оценка финансового положения |
Количество баллов на ЭТАПЕ 1 |
Хорошо |
700 - 1000 |
Средне |
300 – 699 |
Плохо |
0-299 |
Таким образом, оценка финансового положения предприятия «средняя», количество баллов составляет 300-699.
На втором этапе проводится анализ качества обслуживания долга.
Качество обслуживания долга оценивается как хорошее, среднее или плохое с присвоением 800, 400 и 0 баллов соответственно.
При осуществлении оценки ссуды до определенного договором срока выплаты процентов и (или) суммы основного долга обслуживание долга может быть оценено в зависимости от оценки финансового положения заемщика, полученной на этапе 1:
Таблица 3.16
Оценка финансового состояния |
Оценка качества обслуживания долга |
Количество баллов |
Хорошо |
Хорошо |
800 |
Средне |
Средне |
400 |
Плохо |
Плохо |
0 |
Таким образом, анализируемое предприятие имеет среднее качество обслуживания долга, что оценивается в 400 баллов.
В зависимости от качества обслуживания долга ссуды относятся в одну из трех категорий: хорошее, среднее, плохое обслуживание долга следующим образом (табл. 3.17).
Характеристика обслуживания долга |
Оценка качества обслуживания долга |
Количество баллов |
Платежи по основному долгу и процентам осуществлялись своевременно и в полном объеме; имеется единичный случай просроченных платежей по основному долгу и (или) процентам в течение последних 180 календарных дней до пяти календарных дней включительно. |
Хорошо |
800 |
Платежи по основному долгу и (или) по процентам осуществляются за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщику Банком прямо либо косвенно (через третьих лиц), либо Банк прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств и (или) иного имущества, кроме случаев, когда ссуда предоставлена Банком в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде заемщику, финансовое положение которого на протяжении последнего завершенного и текущего года может быть оценено как хорошее в соответствии с ЭТАПОМ 1 Настоящей методики; Ссуда реструктурирована, то есть на основании соглашений с заемщиком изменены существенные условия первоначального договора по ссуде в сторону, более благоприятную для заемщика, в том числе если указанные соглашения предусматривают увеличение сроков возврата основного долга, снижение процентной ставки, за исключением изменения процентной ставки, осуществляемого в соответствии с условиями договора (например, в случае плавающей процентной ставки, если ее изменение осуществляется в соответствии с условиями первоначального договора, в том числе в связи с изменением ставки рефинансирования Банка России, иной базовой процентной ставки), увеличение суммы основного долга, изменение графика уплаты процентов по ссуде, изменение порядка расчета процентной ставки, кроме случаев, когда платежи по реструктурированной ссуде осуществляются своевременно и в полном объеме, а финансовое положение заемщика на протяжении последнего завершенного и текущего года может быть оценено не хуже, чем среднее в соответствии с ЭТАПОМ 1 Настоящей методики; Имеется случай просроченных платежей по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе от шести до 30 календарных дней включительно; Ссуда прямо либо косвенно (через третьих лиц) предоставлена заемщику Банком в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде либо Банк прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств в указанных целях, при условии отсутствия просроченных платежей по новой ссуде, а также при условии, что по ранее предоставленной ссуде обслуживание долга признавалось хорошим, а финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее в соответствии с ЭТАПОМ 1 Настоящей методики. |
Средне |
400 |
Имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней свыше 30 календарных дней; Ссуда реструктурирована, и по ней имеются просроченные платежи по основному долгу и (или) по процентам, а финансовое положение заемщика оценивается как плохое в соответствии с ЭТАПОМ 1 настоящей методики; Ссуда предоставлена заемщику Банком прямо либо косвенно (через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде, либо Банк прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением денежных средств заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено лучше, чем среднее, в соответствии с ЭТАПОМ 1 Настоящей методики при условии, что ранее предоставленная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием долга по основаниям, изложенным в подпункте 3.7.2.4 Положения №254-П для указанных ссуд либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде. |
Плохо |
0 |
Таким образом, можно дать следующую характеристику обслуживания долга:
Платежи по основному долгу и (или) по процентам осуществляются за счет денежных средств и (или) иного имущества, предоставленных заемщику Банком прямо либо косвенно (через третьих лиц), либо Банк прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств и (или) иного имущества, кроме случаев, когда ссуда предоставлена Банком в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде заемщику, финансовое положение которого на протяжении последнего завершенного и текущего года может быть оценено как хорошее в соответствии с ЭТАПОМ 1 методики.
Ссуда реструктурирована, то есть на основании соглашений с заемщиком изменены существенные условия первоначального договора по ссуде в сторону, более благоприятную для заемщика, в том числе если указанные соглашения предусматривают увеличение сроков возврата основного долга, снижение процентной ставки, за исключением изменения процентной ставки, осуществляемого в соответствии с условиями договора (например, в случае плавающей процентной ставки, если ее изменение осуществляется в соответствии с условиями первоначального договора, в том числе в связи с изменением ставки рефинансирования Банка России, иной базовой процентной ставки), увеличение суммы основного долга, изменение графика уплаты процентов по ссуде, изменение порядка расчета процентной ставки, кроме случаев, когда платежи по реструктурированной ссуде осуществляются своевременно и в полном объеме, а финансовое положение заемщика на протяжении последнего завершенного и текущего года может быть оценено не хуже, чем среднее в соответствии с ЭТАПОМ 1 методики;
Имеется случай просроченных платежей по основному долгу и (или) по процентам в течение последних 180 календарных дней, в том числе от шести до 30 календарных дней включительно;
Ссуда прямо либо косвенно (через третьих лиц) предоставлена заемщику Банком в целях погашения долга по ранее предоставленной ссуде либо Банк прямо или косвенно (через третьих лиц) принял на себя риски (опасность) понесения потерь в связи с предоставлением заемщику денежных средств в указанных целях, при условии отсутствия просроченных платежей по новой ссуде, а также при условии, что по ранее предоставленной ссуде обслуживание долга признавалось хорошим, а финансовое положение заемщика не может быть оценено как хорошее в соответствии с ЭТАПОМ 1 методики.
На третьем этапе проводится оценка региональных и отраслевых рисков.
Целесообразность оценки региональных и отраслевых рисков объясняется:
- необходимостью выявления и оценки рисков, типичных для всех предприятий[7] отрасли;
- непосредственной зависимостью финансового состояния клиента от его позиции в отрасли и регионе;
- возможным появлением и/или наличием конкурирующих компаний в отрасли/регионе, которые способны повлиять на формирование денежных потоков клиента;
- возможной зависимостью клиента от ограниченного количества поставщиков и потребителей.
Порядок оценки определен в табл. 3.18
Таблица 3.18
Оцениваемые факторы |
Порядок оценки |
Источники информации |
Критерии оценок |
Количество баллов |
1. Состояние рынка в отрасли, тенденции развития отрасли. |
Определить отраслевую принадлежность заемщика по коду ОКВЭД заемщика и согласно «Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности», введенному в действие с 01/01/2003. 2. Определить географические границы деятельности заемщика (местный, региональный, национальный или международный рынок). 3. Определить темпы роста отрасли в регионах деятельности заемщика, используя информация Государственного Комитета РФ по статистике. |
«Общероссийский классификатор видов экономической деятельности»; Ежеквартальный бюллетень банковской информации; Анкета заемщика; информация Государственного Комитета РФ по статистике (http://www.gks.ru, www.sibstat.gcom.ru) |
Стадия роста - наблюдается стабильное увеличение темпов роста в отрасли |
40 |
Стадия зрелости - положение в отрасли стабильно, стабильного роста не наблюдается; имеют место временные колебания темпов роста. |
20 |
|||
Стадия старения - наблюдается долговременное снижение темпов роста в отрасли |
0 |
|||
2. Конкуренция в регионе, тенденции развития конкуренции |
Определить фактическое количество фирм-конкурентов (отечественных и иностранных) в регионе. Определить доли наиболее крупных фирм на региональном рынке. Определить барьеры входа и выхода в отрасль потенциальных конкурентов (лицензии, требования к размеру уставного капитала, необходимость больших капитальных вложений для ведения деятельности и др.). |
Анкета заемщика; Интернет; СМИ и др. |
Олигополия - несколько фирм продают стандартизованный или дифференцированный товар, причем доля каждого из них в общих продажах настолько велика, что изменение в количестве предлагаемой продукции одной из фирм ведет к изменению цены. Доступ на олигополистический рынок для других фирм затруднен. Обычно на олигополистическом рынке действует сильная неценовая конкуренция. |
30 |
Чистая конкуренция - множество продавцов и покупателей схожего, взаимозаменяемого товара. Ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж. Конкуренция достаточно агрессивна. |
0 |
|||
3. Значимость предприятия в масштабах отрасли, региона |
Определить темпы роста отдельных показателей деятельности заемщика (выпуск продукции, торговый оборот и др.). Сравнить темпы роста заемщика с отраслевыми. Определить долю рынка заемщика на рынке, стабильность доли рынка, конкурентные преимущества, наличие развитой сбытовой сети (количество и месторасположение собственных сбытовых точек и точек посредников). Определить степень зависимости предприятия от потребителей и поставщиков. Определить уровень государственной поддержки заемщика (целевое финансирование, размер получаемых льгот, участие органов власти в уставном капитале, программы развития и т.п.). |
Финансовая отчетность заемщика (форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»); Анкета заемщика; информация Государственного Комитета РФ по статистике (http://www.gks.ru, www.sibstat.gcom.ru); Ежеквартальный бюллетень банковской информации; Интернет; СМИ и др. |
Лидерство - темпы роста заемщика выше отраслевых, доля на рынке значительна и устойчива, заемщик имеет широко диверсифицированную сеть поставщиков и потребителей, высокий уровень поддержки государства (местных органов власти). |
80 |
Средний уровень - темпы роста на уровне среднеотраслевых, доля рынка невелика, но достаточно устойчива при ограниченном количестве поставщиков и потребителей. |
40 |
|||
Неустойчивость - темпы роста ниже среднеотраслевых, доля рынка уменьшается, поставщики и потребители имеют ограниченные способности поставлять/ оплачивать товары и услуги своевременно, полностью и в денежной форме; государственной поддержки нет. |
0 |
На четвертом этапе проводится оценка управленческих и производственных рисков.
Целесообразность оценки управленческих и производственных рисков объясняется:
непосредственной зависимостью финансового состояния клиента от качества управления и производственного оснащения;
возможностью ухудшения финансовых отношений клиента с контрагентами вследствие неэффективного управления;
необходимостью поддержания соответствующего уровня технической и технологической оснащенности, качества товаров/ услуг для сохранения устойчивой позиции клиента на рынке.
Порядок оценки определен в табл. 3.19
К сожалению из-за недостатка данных о предприятии и его сфере деятельности, не знания отрасли невозможно провести оценки на данном этапе.
Оцениваемые факторы |
Порядок оценки |
Источники информации |
Критерии оценок |
Количество баллов |
1. Деловая репутация заемщика |
Выявить факты неисполнения обязательств перед поставщиками и другими кредиторами; Изучить историю судебных разбирательств с участием заемщика; Изучить основных партнеров и контрагентов; Выявить наличие претензий со стороны налоговых органов. |
Интернет; СМИ; Отдел экономической защиты; Анкета заемщика; - Отдел по работе с юридическими лицами. |
Безупречная - отсутствие негативной информации, касающейся деловой репутации заемщика |
50 |
Удовлетворительная - факты незначительной задержки исполнения обязательств перед кредиторами, налоговыми органами. |
25 |
|||
Плохая - наличие информации о неисполнении обязательств перед кредиторами, претензии со стороны налоговых органов, неоднократные судебные разбирательства с участием заемщика в качестве ответчика. |
0 |
|||
2. Уровень менеджмента высшего звена. |
Определить состав менеджмента высшего звена. Проанализировать уровень образования и опыт руководящей работы менеджеров высшего звена. Проанализировать устойчивости состава менеджеров. Выявить наличие фактов наличия судимостей у менеджеров. |
Анкета заемщика; Отдел экономической защиты. |
Высокий - наличие устойчивого состава высококвалифицированных менеджеров с безупречной репутацией |
40 |
Средний - менеджеры достаточно квалифицированы, но состав неустойчив (срок пребывания в должности менее 1 года). |
20 |
|||
Низкий - состав менеджеров неустойчив, уровень образования низок, отсутствие опыта руководства предприятием, наличие судимостей у менеджеров высшего и среднего звена. |
0 |
|||
3. Уровень производственной оснащенности заемщика, использования современных технологий, качество продукции |
Проанализировать состав производственных мощностей (собственные, арендованные, уровень физического и морального износа). Сравнить производственные мощности заемщика с основными конкурентами (при наличии аналогичной информации о конкурентах). |
Анкета заемщика; Интернет; СМИ. |
Высокий - отсутствие технического и технологического отставания от конкурентов, уровень износа производственных мощностей невысок; наличие сертификатов по стандартам ISO9000, а также других сертификатов и наград; отсутствие зависимости деятельности заемщика от производственной оснащенности и от современных технологий (посреднические, торговые и прочие аналогичные предприятия) |
50 |
Средний - возможно техническое и технологическое отставание от некоторых конкурентов, средний уровень износа производственных мощностей |
25 |
|||
Низкий - значительное техническое и технологическое отставание от конкурентов, высокий уровень износа производственных мощностей. |
0 |
|||
4. Финансовая и инвестиционная политика. |
Анализ инвестиций заемщика за последние несколько лет. Анализ осуществляемых в настоящее время проектов. Анализ планируемых проектов. Оценка рискованности инвестиционной политики (инвестирование в развитие существующих отраслей менее рискованны, чем в новые направления деятельности). |
Анкета заемщика; Результаты собеседования с заемщиком; Бизнес-план, инвестиционный проект или др. аналогичный документ. |
Качественная - успешное осуществление инвестиционных проектов, отсутствие в настоящее время «законсервированных проектов», отсутствие планируемых широкомасштабных расходов, умеренный риск инвестиционной политики |
50 |
Удовлетворительная - большее количество проектов успешны, осуществление масштабных проектов в настоящее время или в ближайшее время (год), средний риск инвестиционной политики |
25 |
|||
Плохая - последние инвестиционные проекты неуспешны, наличие «законсервированных проектов»,высокий риск инвестиционной политики. |
0 |
На пятом этапе проводится классификация заемщика по категориям качества.
Классификация заемщиков по категориям качества осуществляется на основании двух факторов: финансового положения и качества обслуживания долга. Классификация производится в соответствии с таблицей 3.19.
Таблица 3.19.
Обслуживание долга Финансовое положение |
Хорошо |
Средне |
Плохо |
Хорошо |
Стандартные ссуды (I категория качества) 1500-1800 баллов |
Нестандартные ссуды (II категория качества) 1100-1499 баллов |
Сомнительные ссуды (III категория качества) 700-1099 баллов |
Средне |
Нестандартные ссуды (II категория качества) 1100-1499 баллов |
Сомнительные ссуды (III категория качества) 700-1099 баллов |
Проблемные ссуды (IV категория качества) 300-699 баллов |
Плохо |
Сомнительные ссуды (III категория качества) 700-1099 баллов |
Проблемные ссуды (IV категория качества) 300-699 баллов |
Безнадежные ссуды (V категория качества) 0-299 баллов |
Предположим, что на третьем и четвертом этапе рассматриваемый заемщик набрал максимальное количество баллов – 290, тогда максимальное количество баллов составляет 290+400+500 = 1190 баллов.
Ссуда может быть отнесена к нестандартным ссудам (II категория качества) - 1100-1499 баллов.
На шестом этапе проводится определение размера расчетного резерва.
На основании категории качества ссуды, определенной на этапе 5, и общей суммы баллов, набранной на ЭТАПАХ 1-4, производится определение размера расчетного резерва в следующем порядке:
Таблица 3.20
Категория качества |
Количество баллов |
Размер расчетного резерва |
Стандартные ссуды (I категория качества) |
1500 и более |
0% |
Нестандартные ссуды (II категория качества) |
Более 1499 1499-1100 |
1% 1 - 20 % * |
Сомнительные ссуды (III категория качества) |
Более 1099 1099-700 |
21% 21 – 50%** |
Проблемные ссуды (IV категория качества) |
Более 699 699-300 |
51% 51 – 100%*** |
Безнадежные ссуды (V категория качества) |
Любое |
100% |
Размер расчетного резерва составляет:
РР (%)[8] = 1+(1499 –1190* ((20-1)/(1499-1100)), т.е. изменение в баллах на 21 соответствует изменению размера расчетного резерва на 1% = 15,08 %
2. Оценка кредитоспособности предприятия в соответствии с методикой ОАО «Сбербанк»
Проведение анализа показателей платежеспособности и ликвидности, характеризующих способность организации своевременно рассчитываться по своим финансовым обязательствам:
1) Коэффициент текущей ликвидности (покрытия) показывает достаточность оборотных средств организации для покрытия своих краткосрочных обязательств и рассчитывается как:
КЗ (оборотные активы – затраты в незавершенном производстве – дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты)) /(краткосрочные обязательства – доходы будущих периодов — резервы предстоящих расходов и платежей)
Рекомендуемое значение показателя 1-2. Нижняя граница указывает на то, что оборотных средств должно быть достаточно для покрытия краткосрочных обязательств.
2) коэффициент абсолютной ликвидности характеризует платежеспособность организации и определяет какую часть краткосрочной задолженности организация может погасить в ближайшее время (на дату составления баланса), рассчитывается как:
К4 = (краткосрочные финансовые вложения + денежные средств») / (краткосрочные обязательства — доходы будущих периодов –резервы предстоящих расходов и платежей). Рекомендуемое значение показателя 0,15-0,2. Низкое значение указывает на снижение платежеспособности.
Проведение анализа результативности финансово-хозяйственной деятельности, включающего в себя анализ прибыли, рентабельности и эффективности текущей деятельности (деловой активности). Анализ бухгалтерской прибыли начинается с исследования ее динамики и структуры по отчету «О прибылях и убытках» (ф. 2), например, в следующем виде (табл. 3.21):
Таблица 3.21.
Анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности
Наименование показателей |
За аналогичный период прошлого года, в тыс. руб. |
За отчетный период текущего года, в тыс. руб. |
Отклонения (+/-), тыс. руб. |
Удельный вес, % к выручке |
Отклонения (+/-), % |
|
За прошедший год |
За отчетный год |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Выручка (нетто) от продажи товаров (продукции, работ, услуг) |
70.626 |
102.072 |
+31.446 |
100 |
100 |
- |
Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг) |
56.579 |
79.436 |
22.857 |
80,1 |
77,8 |
-2,3 |
и т.д. |
Экономическая эффективность деятельности организации выражается показателями рентабельности (доходности):
1) рентабельность продаж (норма валовой прибыли) показывает, насколько эффективно и прибыльно организация ведет свою деятельность и рассчитывается как: К5 = валовая прибыль/выручка от реализации товаров, услуг
Достаточным усредненным значением для этого коэффициента считается значение больше или равное 0,15.
Тем не менее, для оптовой торговли достаточным значением для этого коэффициента является 0,05 и выше, для мелко - оптовой торговли –0,1 и выше, для розничной торговли - (0,15 и выше и для производства - от 0,2 и выше).
2) рентабельность всех активов по балансовой стоимости показывает, сколько денежных единиц прибыли получено организациям с единицы стоимости активов независимо от источников привлечения средств: К6 = валовая прибыль/валюта баланса
Поскольку данный коэффициент соотносит валовый показатель - прибыль, который в отчетности отражается нарастающим итогом с начала года, и показатель активов, представляющий собой сумму остатков, в течение года необходимо приводить значение валового показателя к годовому виду. Для этого необходимо при анализе отчетности за 1-ый квартал умножать значение прибыли на 4, за полугодие - на 2, за 9 месяцев - на 4/3. В результате подобных преобразований значения показателя рентабельности активов будут соизмеримы на различные отчетные даты.
На практике значение этого коэффициента редко превышает 0,5.
3) рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования организациям средств, вложенных акционерами и определяется, как отношение чистой прибыли к величине собственного капитала (раздел III Баланса): К7 — чистая прибыль/капитал и резервы
По аналогии с коэффициентом К6 для данного коэффициента также проводятся преобразования с целью приведения валового показателя - чистой прибыли к годовому - капиталу, т.е. при анализе отчетности за 1-ый квартал необходимо умножать значение чистой прибыли на 4, за полугодие - на 2, за 9 месяцев - на 4/3.
Нормативным значением для коэффициента К7 устанавливается в пределах не ниже 0,05.
Эффективность использования ресурсов (имущества) организации характеризуется показателями оборачиваемости:
1) оборачиваемость дебиторской задолженности определяет период погашения дебиторской задолженности, скорость обращения требований в денежные средства и определяется как отношение средней дебиторской задолженности (с учетом товаров отгруженных) за отчетной период к однодневной выручке от реализации или: К8 - (среднее (дебиторской задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) + товары отгруженные)) *Т/выручка от реализации товаров, услуг, где Т- кол-во дней в отчетном периоде
Среднее (за период) величины дебиторской задолженности (с учетом товаров отгруженных) рассчитывается как сумма половины величин на начальную и конечную дату периода и полных величин на промежуточные даты, деленная на число слагаемых, уменьшенное на 1. Предельное значение коэффициента К8 зависит от рода деятельности предприятия. Рекомендуемое (усредненное) значение - до 90 дней.
2) оборачиваемость кредиторской задолженности характеризует платежную дисциплину компании в отношении поставщиков, бюджета, персонала. Этот коэффициент определяется как отношение средней кредиторской задолженности (с учетом прочих краткосрочных обязательств) за отчетный период к однодневной выручке от реализации или: К9 - среднее (кредиторская задолженность + прочие краткосрочные пассивы) * Т/выручка от реализации товаров, услуг, где Т- кол-во дней в отчетном периоде
Среднее (за период) величины кредиторской задолженности (с учетом прочих краткосрочных обязательств) рассчитывается как сумма половины величин на начальную и конечную дату периода и полных величин на промежуточные даты, деленные на число слагаемых, уменьшенное на 1.
Одним из условий нормального функционирования предприятия является следующее условие: оборачиваемость дебиторской задолженности в днях должна быть меньше соответствующего показателя оборачиваемости кредиторской задолженности в днях. Оборачиваемость запасов характеризует эффективность управления запасами, ускорение оборачиваемости запасов не позволяет замораживать денежные средства. Этот коэффициент рассчитывается как отношение остатков средней величины запасов за отчетный период к однодневной стоимости израсходованных запасов (себестоимости) или:
К10 = среднее (запасы — товары отгруженные - расходы будущих периодов) *Т/ себестоимость реализации товаров, продукции, услуг,
где Т- кол-во дней в отчетном периоде
Среднее (за период) величины запасов (за минусом товаров отгруженных и расходов будущих пекриодов) рассчитывается как сумма половины величин на начальную и конечную дату периода и полных величин на промежуточные даты, деленные на число слагаемых, уменьшенное на 1.
Оценка результатов расчетов вышеперечисленных коэффициентов заключается в присвоении каждому коэффициенту оценочных балов на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными (табл. 3.22).
Таблица 3.22
Оценка результатов расчетов показателей кредитоспособности
Коэффициент |
20 баллов |
10 баллов |
5 баллов |
0 баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Ко |
Абсолютная финансовая устойчивость |
Относительная финансовая устойчивость |
Неустойчивое (предкризисное) финансовое положение |
Кризисное финансовое положение |
К1 |
>=0.3 |
от 0.1 до 0.3 |
= 0.1 |
О.К |
К2 |
<0.67 |
=0.67 |
от 0.67 до 1 |
>1 |
КЗ |
от 1.2 до 2 |
от 0.9 до 1.2 |
от 0.5 до 0.9 |
менее 0.5 |
К4 |
свыше 0.2 |
от 0.15 до 0.2 |
от 0.05 до 0.15 |
менее 0.05 |
К5 |
Оптовая торговля - от 0.05 и выше Мелко-оптовая торговля — от 0.1 и выше Розничная торговля - от 0,15 и выше Производство - от 0,2 и выше |
|||
Кб |
Свыше 50% |
от 30% до 50% |
от 15% до 30% |
<15% |
К7 |
Свыше 15% |
От 10% до 15% |
От 5% до 10% |
Менее 5% |
К8 |
до 60 дней |
от 61 до 90 дней |
более 90 дней |
|
К9 |
до 90 дней |
от 91 до 120 дней |
более 120 дней |
|
К10 |
до 30 дней |
от 31 до 90 дней |
более 90 дней |
К полученной сумме баллов добавляются баллы по оценке размера чистых активов, а именно (табл. 3.23):
Таблица 3.23
Оценка чистых активов
5 балла |
3 балла |
1 балл |
0 баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
Чакт > Уставного капитала |
Чакт = Уставному капиталу |
0 < Чакт < Уставного капитала |
Чакт < 0 |
В зависимости от принятых на себя обязательств юридического лица перед Банком (как заемщика/поручителя или залогодателя) к вышеуказанным показателям финансового состояния добавляются следующие качественные показатели, учитываемые при формировании рейтинговой оценки (табл. 8):
Под среднемесячным кредитовым оборотом понимается среднемесячный кредитовый оборот по расчетным счетам Заемщика во всех обслуживающих его банках за последние 3 полных календарных месяца, в случае существования организации или проведения фактической деятельности менее 3-х месяцев, в расчет принимается оборот за последний календарный месяц.
При этом в расчет кредитового оборота не включаются суммы полученных от банков кредитов.
Таблица 3.24
Оценка финансового состояния заемщика
Показатель |
Наименование |
Балл |
1 |
2 |
3 |
А1 |
Кредитная история Положительная Отрицательная. |
5 -5 |
А2 |
Наличие иных обязательств (либо как заемщика, либо как поручителя, либо как залогодателя) в том числе по кредитам, предоставленным другими банками: Имеются. Отсутствуют |
-1 1 |
A3 |
Среднемесячный кредитовый оборот по всем расчетным счетам заемщика покрывает остаток задолженности по кредиту в размере: более 100%. от80до 100%... от 50 до 80%.. менее 50% |
5 3 1 0 |
А4 |
Срок деятельности заемщика: Менее 1 года От 1-го до 3 лет. Более 3 лет |
0 3 5 |
А5 |
Наличие сильных конкурентных позиций на рынке, либо (одно из указанных): Раскрученная торговая марка; Участие в официальных рейтингах; Наличие зарубежных инвестиций в бизнесе; Конкурентоспособные цены на предлагаемую продукцию (для торговых организаций) |
5 |
А6 |
Наличие постоянной обширной сети контрагентов-дебиторов (не менее 50 контрагентов) |
5 |
А7 |
Наличие положительной динамики роста за 3 отчетные даты: Выручки и прибыли Размера чистых активов. |
5 5 |
А8 |
Наличие отрицательного финансового результата: за последний отчетный период (разовый убыток) не связанный с сезонностью. предусмотренной планом развития заемщика (бизнес-планом). |
-30 |
А9 |
Наличие просроченной дебиторской/кредиторской задолженности (более 25% от валюты баланса). |
-5 |
А10 |
Наличие отрицательной величины чистых активов либо существенное сокращение (более 30%) чистых активов за отчетный квартал (не предусмотренное планом развития заемщика) |
-5 |
All |
Является ли кредитная сделка крупной для заемщика (в случае если заемщик и залогодатель одно и тоже лицо, то с учетом суммы предлагаемого обеспечения): да. нет |
-1 1 |
Динамика роста/спада рассматривается по сравнению с началом анализируемого периода, принимая во внимание возможные сезонные спады, предусмотренные заемщиком в технико-экономическом обосновании, т.е. возможные запланированные спады в середине анализируемого периода не влияют на оценку положительной динамики роста.
Оценка финансового состояния поручителя представлена в табл. 3.25.
Таблица 3.25
Оценка финансового состояния поручителя
Показатель |
Наименование |
Балл |
1 |
2 |
3 |
А1 |
Наличие иных обязательств (либо как заемщика, либо как поручителя, либо как залогодателя) в том числе по кредитам, предоставленным другими банками: Имеются Отсутствуют |
-1 1 |
А2 |
Среднемесячный кредитовый оборот по всем расчетным счетам поручителя покрывает объем обязательств по договору поручительства в размере: • более 100%. от 80 до 100%. от 50 до 80% менее 50%. |
5 3 1 0 |
A3 |
Срок деятельности поручителя: Менее 1 года От 1-го до 3 лет Более 3 лет |
0 3 5 |
А4 |
Наличие сильных конкурентных позиций на рынке, либо (одно из указанных): Раскрученная торговая марка; Участие в официальных рейтингах; Значительные объемы продаж и получения выручки; Высокая оборачиваемость продукции; Наличие зарубежных инвестиций в бизнесе; Конкурентоспособные цены на предлагаемую продукцию (для торговых организаций) |
5 |
А5 |
Наличие постоянной обширной сети контрагентов-дебиторов (не менее 50 контрагентов) |
5 |
А6 |
Наличие положительной динамики роста за 3 отчетные даты: Выручки и прибыли Размера чистых активов |
5 5 |
А7 |
Наличие отрицательного финансового результата: за последний отчетный период (разовый убыток) не связанный с сезонностью, длительностью производственного цикла......... |
-3 |
А8 |
Наличие просроченной дебиторской/кредиторской задолженности (более 25% от валюты баланса)....... |
-5 |
А9 |
Наличие отрицательной величины чистых активов либо существенное сокращение (более 25%) чистых активов по сравнению с максимально достигнутым уровнем.................... |
-5 |
А 10 |
Является ли кредитная сделка крупной для поручителя (в объеме его обязательств): да нет |
-1 1 |
Под среднемесячным кредитовым оборотом понимается среднемесячный кредитовый оборот по расчетным счетам Поручителя во всех обслуживающих его банках за последние 3 полных календарных месяца, подтвержденный справой из Банка, в случае существования организации или проведения фактической деятельности менее 3-х месяцев, в расчет принимается оборот за последний календарный месяц.
Оценка финансового состояния залогодателя приведена в табл. 3.26.
Таблица 3.26
Оценка финансового состояния залогодателя
Показатель |
Наименование |
Балл |
|
1 |
2 |
3 |
|
А1 |
Наличие иных обязательств (либо как заемщика, либо как поручителя, либо как залогодателя) по кредитам, предоставленным другими банками: Имеются Отсутствуют |
-1 1 |
|
А2 |
Вид ликвидного залога, переданного в обеспечение кредита: Залог, относящийся к 1-ой категории качества. Залог, относящийся ко 2-ой категории качества: банковские гарантии недвижимость. основные средства ценные бумаги. готовая продукция, сырье, материалы (оборотный залог) транспортные средства |
10 10 9 7 6 5 3 |
|
A3 |
Размер покрытия ссудной задолженности (кредит плюс проценты за весь срок кредитования) залоговой стоимостью: Двойное покрытие Менее двойного покрытия |
5 3 |
|
А4 |
Срок деятельности залогодателя: Менее 1 года От 1-го до 3 лет Более 3 лет. |
0 3 5 |
|
А5 |
Вероятность утраты залога: Отсутствует Наличие возможных признаков банкротства (просроченной кредиторской/дебиторской задолженности, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и др-). Обесценение или значительное (более 50%) снижение залоговой стоимости в результате каких-либо форс-мажорных обстоятельств (например, падение цен на рынке на объект залога и т.п.).......................................... |
3 -5 -3 |
|
А6 |
Наличие страховки залогового имущества в пользу Банка-Кредитора на сумму не менее суммы кредита и % за весь срок кредитования |
5 |
|
А7 |
Наличие обременения предмета залога по иным договорам с третьими лицами (за исключением договоров аренды) |
-5 |
|
А8 |
Является ли кредитная сделка крупной для залогодателя (в объеме его обязательств): да. |
-1 |
|
нет |
1 |
Исходя из полученного количества баллов, финансовое положение заемщика, поручителя или залогодателя оценивается следующим образом (табл. 3.27):
Таблица 3.27
Оценка финансового положения заемщика, поручителя, залогодателя
Характеристика финансового положения |
Количество баллов |
Хорошее финансовое положение |
более 50 |
Среднее финансовое положение |
от 30 до 50 |
Плохое финансовое положение |
ниже 30 |
В случае наличия отрицательного финансового результата (убытка) или отрицательной величины чистых активов в отчетном периоде, не предусмотренного планом (ТЭО) организации и/или не согласованным с Банком, финансовое состояние заемщика (поручителя, залогодателя) расценивается как среднее.
Финансовое положение заемщика (поручителя, залогодателя) расценивается только как плохое вне зависимости от набранного количества баллов при наличии хотя бы одного из обстоятельств, могущих привести к несостоятельности (банкротству) организации: о Наличия текущей картотеки, носящей длительный характер (более 30 календарных дня), неоплаченных расчетных документов к банковским счетам заемщика; о Наличия просроченной задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами и внебюджетными фондами; Наличия просроченной задолженности перед работниками по заработной плате; Наличия у заемщика скрытых потерь (неликвидных запасов готовой продукции и (или) требований, безнадежных ко взысканию) в размере, равном или превышающем 25% его чистых активов (собственных средств (капитала)).
Согласно Положению «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ним задолженности» от 26 марта 2004 г. N 254-П кредитные организации обязаны формировать резервы на возможные потери по ссудам.
Классификация (реклассификация) ссуд и формирование (регулирование) резерва осуществляются на основании следующих принципов:
1) соответствие фактических действий по классификации ссуд и формированию резерва требованиям настоящего Положения и внутренних документов кредитной организации;
2) комплексный и объективный анализ всей информации, относящейся к сфере классификации ссуд и формирования резервов;
3) своевременность классификации (реклассификации) ссуды и (или) формирования (регулирования) резерва и достоверность отражения изменений размера резерва в учете и отчетности.
Резерв формируется кредитной организацией при обесценении ссуды (ссуд), то есть при потере ссудой стоимости вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде перед кредитной организацией в соответствии с условиями договора либо существования реальной угрозы такого неисполнения (ненадлежащего исполнения).
Величина потери ссудой стоимости определяется как разность между балансовой стоимостью ссуды, то есть остатком задолженности по ссуде, отраженным по счетам бухгалтерского учета на момент ее оценки, и ее справедливой стоимостью на момент оценки, осуществленной в порядке, установленном настоящим Положением (далее - текущая стоимость ссуды). Оценка справедливой стоимости ссуды (далее - оценка ссуды) осуществляется на постоянной основе начиная с момента выдачи ссуды.
Резерв формируется по конкретной ссуде либо по портфелю однородных ссуд, то есть по группе ссуд со сходными характеристиками кредитного риска, соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением, и обособленных в целях формирования резерва (далее - портфель однородных ссуд) в связи с кредитным риском, обусловленным деятельностью конкретного заемщика либо группы заемщиков, предоставленные которым ссуды включены в портфель однородных ссуд.
В целях определения размера расчетного резерва в связи с действием факторов кредитного риска ссуды классифицируются на основании профессионального суждения (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных ссуд) в одну из пяти категорий качества:
1) I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);
2) II категория качества (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от одного до 20 процентов);
3) III категория качества (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 процентов);
4) IV категория качества (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 процента до 100 процентов);
5) V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) - отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 процентов) обесценение ссуды.
Ссуды, отнесенные ко II - V категориям качества, являются обесцененными.
Резерв формируется в пределах суммы основного долга (балансовой стоимости ссуды). В сумму основного долга не включаются: обусловленные законом, обычаями делового оборота или договором о предоставлении ссуды платежи в виде процентов за пользование ссудой, комиссионные, неустойки, а также иные платежи в пользу кредитной организации, вытекающие из договора о предоставлении ссуды (табл. 3.28).
Таблица 3.28
Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам
Категория качества |
Наименование |
Размер расчетного резерва в процентах от суммы основного долга по ссуде |
1 |
2 |
3 |
I категория качества (высшая) |
Стандартные |
0% |
II категория качества |
Нестандартные |
от 1% до 20% |
III категория качества |
Сомнительные |
от 21% до 50% |
IV категория качества |
Проблемные |
от 51% до 100% |
V категория качества (низшая) |
Безнадежные |
100% |
Таким образом, мы привели основные положения методики применяемой в ОАО «Сбербанк». Как видно, обе методики являются похожими, в результате расчета ссуда может быть также отнесена ко второй категории качества.
3. Выводы по анализу
Анализ показал, что финансовое состояние заемщика оценивается как среднее. При оценке финансового состояния заемщика в обеих методиках применятся несколько этапов: оценка финансовых показателей; оценка кредитной истории; оценка рисков, оценка стабильности производства.
К достоинствам методики, разработанной в ОАО «Новосибирский Муниципальный Банк» можно отнести дифференцированный подход к формированию резерва на потери по ссудам. Кроме того, следует отметить, что в данной методике применяемся коэффициент стадьности производства, а в методике ОАО «Сбербанка» - нет.
К достоинствам методики, применяемой в ОАО «Сбербанк» можно отнести оценку финансового состояния не только заемщика, но и поручителя.
Обе рассмотренные методики анализа кредитоспособности, в некоторой степени унифицирована. Подобный характер методик позволяет довольно полно провести анализ кредитоспособности предприятия - потенциального заемщика. Унификацию методики можно объяснить стремлением ее разработчиков создать единую методику анализа для различных групп заемщиков - юридических лиц.
В то же время данной методике присущи недостатки комплексных методик анализа, использующих рейтинговую оценку:
1. Довольно сложно грамотно учесть все ключевые признаки клиента, особенно плохо формализуемые (характер клиента).
2. Каждый из применяемых коэффициентов имеет эталонное значение, с которым производится сравнение его расчетного аналога. При этом на практике эталонное значение является единым и неизменяемым. Очевидно, что оно должно быть, во-первых, дифференцированно для различных отраслей, имеющих объективно различную структуру активов и пассивов, во-вторых, жестко привязано к темпам инфляции, рост которых способствует завышению отчетных коэффициентов - индикаторов. Необходимо отметить, что различные территории имеют далеко не одинаковые воспроизводственные условия и возможности для сбыта продукции, что сказывается на финансовых показателях их деятельности, поэтому нормативные коэффициенты должны быть дифференцированы и в региональном разрезе.
3. Балльные оценки признаков, как правило, достаточно субъективны. Количественные значения баллов формируются либо экспертным путем, либо по весьма субъективным расчетным схемам. Необходимо повысить объективность балльных оценок, вычисляя их на основе ретроспективной информации о невозвратах клиентами полученных кредитов. Однако и в этом случае возникают некоторые проблемы: в настоящее время отсутствует достаточно обширная информационная база по невозвратам кредитов. Процедура ретроспективного вычисления оценок не устраняет размытости балльных характеристик, так как период усреднения данных выборки может быть различным и определяется субъективно. Между тем искомые баллы сильно зависят от выбора анализируемого периода.
4. Критическое значение суммы баллов, с которым сравнивается ее фактическая величина, определяется эмпирически. В общем случае критический порог также является изменяющейся во времени величиной и должен быть дифференцирован в зависимости от вида кредита. Любые ошибки и погрешности в определении критической величины суммы баллов могут давать принципиально неверный результат, особенно когда фактическое значение баллов лежит в окрестности критического значения.
Многофакторные модели анализа финансового состояния предприятия - заемщика представляют собой процедуру взвешивания основных показателей деятельности кредитуемого юридического лица. Полученный интегральный показатель сравнивается с известными эталонными значениями (их может быть несколько).
Применение банками таких моделей не решает в полной мере проблему объективности анализа, так как даже незначительные сдвиги в системе весовых коэффициентов могут принципиально изменить конечные результат проводимой экспертизы. Эта опасность особенно велика, если учесть, что на практике области высокой, невысокой и ничтожно малой вероятности неплатежеспособности кредитуемого объекта являются весьма узкими и близко примыкают друг к другу. Фактически любые числовые колебания в частных показателях заемщика могут дать различную оценку его кредитной привлекательности.
С первого взгляда может показаться, что одновременное применение нескольких методик позволяет более точно и всесторонне оценить кредитоспособность заемщика. Однако на практике мы можем столкнуться с тем, что использование различных методик оценки кредитоспособности и платежеспособности заемщика может вызвать еще одну проблему: результаты анализа по нескольким методикам часто дают различные результаты. Например, расчет коэффициента текущей ликвидности применительно к ряду предприятий свидетельствует об их финансовой несостоятельности, в то время как применение многофакторных методик, наоборот, диагностирует низкую вероятность их банкротства.
Качественный анализ кредитоспособности потенциальных заемщиков производится не только с помощью рассмотренной методики. Анализ ряда показателей, которые не могут быть выражены в количественной форме, производится с помощью экспертов, на чье мнение делается основной акцент.
Использование экспертов ограничено по следующим причинам:
1. Субъективизм экспертизы. Решение, принимаемое экспертом, основано только на его личном опыте, интуиции и знаниях, то есть оно во многом субъективно.
2. Нестабильность результатов. Решение может зависеть от эмоционального состояния и личных пристрастий эксперта.
3. Неуправляемость экспертизы. Качество экспертизы - случайная величина, которую практически невозможно улучшить или ухудшить.
4. Отсутствие механизма преемственности и обучения экспертов. Стать хорошим экспертом можно лишь посредством накопления значительного опыта, передать который практически невозможно по причине отсутствия эффективных методик обучения.
5. Проблема повышения квалификации эксперта. Это возможно только путем накопления опыта, как положительного, так и отрицательного, а отрицательный опыт - это новые проблемные кредиты.
6. Высокая стоимость экспертизы из-за участия в ней высшего управленческого персонала банка.
7. Ограничение числа рассматриваемых заявок физическими возможностями экспертов.
Несмотря на то, что в последнее время российские банки основное внимание при кредитовании уделяли обеспечению выдаваемых кредитов, сегодня все больше просматривается тенденция усиления роли таких факторов кредитоспособности, как положительная кредитная история, деловая репутация заемщика, его финансовые потоки. Это свидетельствует о накопленном опыте кредитования российскими коммерческими банками. Также должна возрасти роль оценки качества менеджмента компании, поскольку на современном этапе управленческие ошибки очень часто являются ключевыми в банкротстве предприятий.
По мнению специалистов по банковскому делу, факторы, влияющие на решение о предоставлении кредита, должны располагаться по степени значимости в следующем порядке:
1. Качество менеджмента.
2. Качество финансового планирования.
3. Анализ счетов с точки зрения достаточности финансовых потоков для погашения кредитов.
4. Качество обеспечения кредита.
5. Анализ финансовых отчетов.
6. Анализ рынка, анализ сектора.
Основываясь на собственном и зарубежном опыте кредитования, многие банки пришли к выводу, что при выдаче и мониторинге кредита недостаточно произвести формализованный анализ финансовой отчетности заемщика и оформить обеспечение. Для снижения кредитного риска необходимо знать возможности и потребности бизнеса заемщика, перспективы его развития, технологический процесс, отраслевые особенности и предусмотреть все возможные варианты развития событий на период действия кредитного договора, чтобы кредит не стал безнадежным.
Начиная с разовой сделки по кредитованию оборотных средств, банк может предоставить заемщику постоянно возобновляемое кредитование в рамках долгосрочных кредитных линий или инвестиционный кредит под проекты, дающие толчок к развитию предприятия. При этом банку необходимо ставить условия "прозрачности" бизнеса для него самого, участие в прибылях, залога бизнеса в виде акций и имущества предприятия, то есть банк становится финансовым партнером заемщика, что максимально снижает риск невозврата кредита.
4. Рекомендации по методике оценки кредитоспособности
Для улучшения качества оценки кредитоспособности методики банков должны содержать анализ структуры задолженности, т.е. определение типа финансовой политики руководителей предприятия по структуре полученных займов). Это представляет значительный интерес, так как дает возможность посмотреть, какой вид обязательств предпочитает руководство предприятия. Следовательно, является ли обращение в банк традиционной формой управленческой политики или это нетрадиционная мера, а в последнем случае используется ли она впервые или же руководство пошло на такой шаг в условиях, когда другие пути уже перекрыты.
Размер и структура задолженности предприятия - заемщика, особенно краткосрочной, играет важную роль в поддержании ликвидности баланса предприятия. Этот фактор учитывается комплексно, в составе базовых финансовых коэффициентов, однако зачастую из-за искажений отчетности либо из-за недостатков методик анализа кредитоспособности заемщика роль его снижается и не позволяет выявить объективную картину финансового состояния заемщика с точки зрения текущей ликвидности.
В определении кредитоспособности заемщика и количественных параметров кредитного договора (суммы кредита, срока кредитования, процентной ставки) также большую роль играет анализ денежных потоков заемщика в динамике и прогнозирование его доходов на основе настоящих и будущих тенденций развития бизнеса.
Вместе с тем необходимо совершенствование показателей кредитоспособности с целью создания действенной методики для расчетов интегрального показателя кредитоспособности заемщика на основе формализованных критериев. В систему показателей кредитоспособности должны входить не только величины, сравнительно легко рассчитываемые с помощью количественных данных, но и такие, которые могут быть описаны с помощью оценочных суждений (например, характер или репутация заемщика, показатели контроля).
Важное значение имеют разработка и реализация системного контроля со стороны банка за хозяйственной деятельностью клиентов. Системы контроля за клиентурой позволяют банку четко и своевременно оценивать складывающуюся ситуацию и предпринимать необходимые меры. Так, например, банки, не применяющие достаточно отлаженные системы контроля, могут продолжительное время обслуживать группы клиентов, не приносящие достаточной отдачи, или предлагать клиентуре сверхзатратные и малодоходные услуги.
Система контроля дает возможность количественной оценки продвижения к достижению стратегических целей. Приоритеты системы контроля определяются в зависимости от избранной банком стратегии. Различные банки в зависимости от избранной стратегии выбирают разные объекты контроля. Например, банк, ориентирующийся в основном на обслуживание розничной клиентуры (частных и лиц и клиентов - представителей малого бизнеса), во главу угла при определении объектов контроля ставит оценку доходности отдельных филиалов, отдельных предоставляемых розничных услуг.
Среди важных объектов контроля у такого банка можно выделить оценку риска предоставления кредитов, поскольку в условиях рыночной экономики физические лица пользуются этим видом услуг очень часто, а предоставление ссуд гражданам всегда сопряжено с повышенным уровнем риска.
Список литературы
1. Федеральный закон № 395–I «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г ((в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 106-ФЗ)
2. Федеральный закон № 86–ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002г.;
3. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» (с изм. и доп. от 21 марта 2002 г.)
4. Закон РФ от 29 мая 1992 г. № 2872-1 «О залоге» (с изм., внесенными Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ)
5. Приказ Минфина финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»
6. Инструкция ЦБ РФ от 01.10.97г «О порядке регулирования деятельности банков» (с изменениями и дополнениями от 13 июля, 1, 24 сентября, 2 ноября 1999 года, 12 мая 2000 года.).
7. Положение ЦБ РФ от 26.03.04 г. № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности»
8. Инструкция Банка России "Об обязательных нормативах банков" от 06.02.2004 № 110-И.
9. Алексашенко С. «Банковский кризис: туман рассеивается?», журнал «Вопросы экономики», 2000, №5. – с. 4-42
10. Банковское кредитование предприятий Москвин В.// Инвестиции в России.- 2000.- №4.- С. 34-44.
11. Банковское дело: учеб. Под. Ред. В.И. Колесникова.- М.: Финансы и статистика.- 2000.- 460 с.
12. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2000.
13. Белоглазова Г.Н. Банковское дело. – М.: Финансы и статистика, 2005.
14. Бухвальд А. Кредитование малого предпринимательства // Вопросы экономики.- 2001.- №4. С.92-99.
15. Глушкова Н.Б. Банковское дело. – М.: Академ. Проект, 2005. – 324 с.
16. Лаврушин О.И. Банковское дело. М: Финансы и статистика.1999г.
17. Мал бизнес, да дорог, Ескевич А.// Эксперт-Сибирь.- 2004.- №10.- С. 10-15.
18. Реструктуризация в сфере кредитов малого бизнеса, Бажан А.И.// Деньги и кредит.- 2000.- №4.- С. 22-27.
19. .Вишняков И.В. Методы и модели оценки кредитоспособности заемщика. СПб.: Издательство СПбУЭФ, 1998.с.5
20. Едронова В.Н., Хасянова С.Ю. Зарубежные и отечественные подходы к определению кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. - 2002. - № 10. - с. 3-8.
21. Жарковская Е.П., Арендс И.О. Банковское дело: Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2003.
22. Жуков Е.Ф. Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. / Под ред. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
23. Кабушкин С.Н. «Управление банковскими кредитными рисками» - М.: Новое знание, 2004
24. Кирисюк Г.М., Ляховский В.С. Оценка банком кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. - 2002. - № 4. - с. 30-34.
25. Кушуев А.А. Показатели платежеспособности и ликвидности в оценке кредитоспособности заемщика // Деньги и кредит. - 2003 - № 12 - с. 52-66.
26. Лаврушин О.И. Банковское дело. Современная система кредитования. – М.: КноРус, 2005. – 453 с.
27. Овчаров А.О. Организация управления рисками в коммерческом банке // Банковское дело. – 2000. - № 1. - с. 18-31.
28. Печникова А.В. Банковские операции. – М.: Форум-Инфра, 2005. – 347 с.
29. Сагитдинов М.Ш., Калимулина Ф.Ф. К вопросу об анализе деятельности коммерческого банка // Банковское дело. – 2003. - № 10. - с. 15-24.
30. Тавасиев А.М. Банковское дело. Базовые операции для клиентов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 155 с.
31. Тавасиев А.М. Банковское дело. Дополнительные операции для клиентов. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 155 с.
32. Тавасиев А.М. Банковское дело. – М.: Юнити, 2006. – 723 с.
33. Основы банковского дела. Учебник / Под ред. Тагирбекова К.Р. М.: Банки и биржи, 2001. – с. 456
34. Халевинская Е.Д. Банковские кредиты // Аудит и финансовый анализ. – 2004. - № 4. - с. 20-25.
35. Хандруев А.А. Управление рисками банков: научно-практический аспект // Деньги и кредит. – 2004. - № 6. - с. 17-21.
36. Шеремет А.Д., Щербакова Г.Н. Финансовый анализ в коммерческом банке. – М: Финансы и статистика, 2000.
[1] Здесь и далее обороты следует «очистить» от заемных средств и оборотов, не связанных с хозяйственной деятельностью предприятия.
[2]За исключением фактических затрат по выкупу собственных акций у акционеров.
[3] Включая величину отложенных налоговых активов.
[4] За исключением задолженности участников (учредителей) по взносам в уставный капитал.
[5] Включая величину отложенных налоговых обязательств.
[6] В данных о величине прочих долгосрочных и краткосрочных обязательств приводятся суммы созданных в установленном порядке резервов в связи с условными обязательствами и с прекращением деятельности.
[7] Здесь и далее под «предприятиями» следует понимать юридические лица и предприниметелей.
[8] Здесь и далее полученное в результате вычислений дробное число расчетного резерва округляется по правилам округления до целого.