СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ВЛИЯНИЕ НА СОХРАНЕНИЕ НАЦИИ.. 6
1.1. Роль физической культуры.. 6
1.2. Спорт в системе физического воспитания. 8
2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 11
2.1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система. 11
2.2. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. 13
2.3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности. 15
3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НАПРАВЛЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ.. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших видов деятельности человека является его самосовершенствование, физическое, интеллектуальное и нравственное самовоспитание.
Целеустремленность личности, целенаправленность ее деятельности, ее побудительные причины и мотивы могут формироваться как в результате организованного воздействия воспитания, так и стихийно, нецеленаправленно, под воздействием социально вредных факторов, таких как эгоизм, нечестность, стяжательство, лень и т.п.
Неблагоприятное, одностороннее воздействие таких нежелательных факторов, тормозящих развитие положительных начал личности, может устраняться полностью только в процессе организованного и грамотного педагогического воздействия.
Человек может действовать неодинаково и с разным успехом в одной и той же ситуации в зависимости от того, какими мотивами - социально значимыми или сугубо эгоистичными он руководствуется.
Целенаправленное, организованное воспитание позволяет осуществлять развитие личности в соответствии с требованиями современной культуры общества. Так, например, дети, овладевая в процессе учения основами научных знаний, трудовых навыков, элементами культуры деятельности и поведения, готовятся к более высокой форме деятельности - трудовой, к тому, чтобы внести свой вклад в создание материальных и духовных ценностей общества. Под воздействием воспитания их потребности и интересы, а также наклонности и способности, умственные, физические и моральные качества приобретают общественно полезную направленность и значение[1].
Физическое воспитание представляет собой социально-педагогический процесс, направленный в конечном итоге на достижение физического совершенства, он объединяет такие основополагающие компоненты, как оздоровительный, при реализации которого оптимизируются формы и функции организма человека, развивающий - повышается уровень физических (двигательных) способностей и качеств, образовательный - расширяется и совершенствуется объем знаний, двигательных навыков и умений. Эффективность физического воспитания школьников определяется в значительной мере приоритетными подходами к оптимизации составляющих компонентов. Удельный вес (соотношение) оздоровительного и развивающего компонентов в учебном процессе в первую очередь должен определяться физическим здоровьем (уровнем соответствия норме показателей функциональных систем организма). При нормальном состоянии функциональных систем организма учащихся все три компонента могут быть реализованы в учебном процессе в оптимальном объеме.
При неудовлетворительном уровне физического здоровья необходимо определить средства и методы его нормализации, после чего приступать к реализации оздоровительной задачи. Параллельно возможно решение образовательных задач, связанных с овладением программным объемом знаний, умений и навыков. Физические нагрузки при этом не должны превышать адаптивных возможностей организма. Это требование относится в полной мере к развитию таких двигательных способностей, как гибкость и ловкость, и с рядом ограничений к общей выносливости.
Современная жизнь создала мощные стимулы к активному занятию спортом, а также вызвала интерес людей к зрелищным мероприятиям. Активная физическая деятельность немыслима без стремления овладеть мастерством.
Хотя это стремление к самосовершенствованию иногда реализуется спортсменом и в одиночку, однако в большинстве случаев ему в этом помогает тренер или преподаватель. Помощь со стороны тренера или преподавателя может быть самой различной по форме, содержанию и качеству. Тренер может сам заниматься какой-либо формой активного отдыха в свободное время и обучать команду детей на игровой площадке.
Спортсмен часто подвергается воздействию различных стрессов. Поэтому литература, рассматривающая вопросы, связанные с личностью, мотивацией, установками и эмоциональным возбуждением, представляет важное значение для спортивного педагога, тренера. Социальный психолог, занимаясь такими вопросами, как природа человеческих групп, лидерство, соревнование и сотрудничество людей, получает данные, которые могут быть полезны и тренеру, и его воспитаннику.
Цель данной работы – выявить психофизиологические состояния спортсменов.
Задачи, данной работы:
- рассмотреть значение физической культуры в современном обществе;
- выявить медико-биологические особенности физической культуры;
- изучить физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма.
Практическая часть данной работы состоит в изучении требований и разработке системы тестов психологической пригодности юных спортсменов в ДЮСШ.
1. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ВЛИЯНИЕ НА СОХРАНЕНИЕ НАЦИИ
1.1. Роль физической культуры
Формирование физической культуры как насущной потребности человека делает все более необходимым исследование ее глубинной сущности. Принцип системности дает возможность осмыслить физическую культуру с позиций развития знания о ней, в методологическом плане опереться на наиболее интегративные концепции культуры, выявить взаимосвязь основных качественных и структурных ее характеристик, найти место многим частным аспектам ее исследования в целостных теоретико-интегративных концепциях.
Развитие знания о физической культуре является основополагающим для понимания ее социальной сущности. Среди немногих работ по данной тематике наиболее плодотворны взгляды В.К. Бальсевича, выделяющего четыре уровня классификации знания в области физической культуры: первый включает знания о компонентах социального и биологического и их взаимодействии в процессе физкультурного воспитания человека; второй представлен фундаментальными и технологическими аспектами знаний, связанными с формированием теории физической культуры; третий - частными научными дисциплинами; четвертый (наиболее важный) отражает неразрывную связь физкультурного знания с человеческими знаниями вообще, физической культуры - с общей культурой. При этом первый уровень отражает систему представления о сущности физической культуры[2].
В современных исследованиях отмечается, что проблему формирования физической культуры человека можно плодотворно решать только на основе идеи единства и взаимообусловленности категории социального и биологического. Физическая культура в отличие от других сфер культуры соединяет эти компоненты в человеке в единое целое и является сферой их гармонизации, областью ценностно-ориентированного разрешения постоянно воспроизводимых противоречий между ними. Это подтверждается и взаимосвязью телесного и духовного в человеке, где главным является принцип их единения, целостности и гармонии.
Однако гармонизация телесного и духовного, связанная с включением человека в культуру, связана, прежде всего, с «возвышающим» ее типом, при котором единение, соразмерность, взаимодополнительность природно-телесного и разумно-духовного в человеке достигается «одухотворением» тела, его встраиванием в ценностно-духовный ряд[3].
Об этом свидетельствует и анализ генезиса развития знания о физической культуре, имеющий четко выраженную тенденцию к возрастанию духовных начал в ее сфере, в жизни человека и общества.
При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой[4].
На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта. Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений. Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе. Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При этом улучшаются такие показатели физического развития, как экскурсия грудной клетки, жизненная ёмкость легких. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний. Помимо благоприятного воздействия холодного воздуха на здоровье отмечается повышение эффективности тренировок, что объясняется большой интенсивностью и плотностью занятий физическими упражнениями. Физические нагрузки должны нормироваться с учетом возрастных особенностей, метеорологических факторов.
1.2. Спорт в системе физического воспитания
Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.
Основу спорта составляет соревновательная деятельность (система состязаний, соперничества). Условно понимают спорт в узком и широком смысле слова. Спорт в узком смысле слова - это собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой является:
- система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований);
- унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами;
- регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.
Спорт в широком смысле слова охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения в этой сфере деятельности, взятые в целом[5].
Эффект соперничества является важным социально-психологическим феноменом. Известно, что при большинстве производительных работ уже самый общественный контакт вызывает соревнование и своеобразное возбуждение жизненной энергии, увеличивающее индивидуальную производительность отдельных лиц.
Нечто аналогичное происходит и во время спортивных соревнований, когда соревновательная обстановка приводит к существенному изменению функционального состояния человека, происходит настройка на новый, более высокий уровень двигательной деятельности, большая мобилизация ресурсов организма.
Изменяются объективные показатели - ЧСС увеличивается до 130-140 уд./мин., легочная вентиляция возрастает до 20 - 30 л/мин., в 2-2,5 раза увеличивается потребление кислорода, повышается температура тела, артериальное давление, усиливается потоотделение. Все это способствует выведению организма на новый, более высокий функциональный уровень и повышает тренировочный эффект от физических упражнений.
Основным средством физического воспитания является физическое упражнение.
Физическое упражнение - это двигательное действие, специально организованное для решения задач физического воспитания в соответствии с его закономерностями.
Из определения понятно, что не всякое двигательное действие является физическим упражнением. Нередко можно встретить ошибочное мнение, когда двигательная нагрузка на садовом участке, на огороде, по уборке квартиры и т.п. рассматривается как заменитель занятий физическими упражнениями.
Поэтому необходимо указать на отличительные признаки физического упражнения от трудового двигательного действия.
Во-первых, физическим упражнением решается педагогическая задача (физическое упражнение направлено на "себя", свое физическое совершенствование), трудовым двигательным действием решается производственная задача (двигательное действие направлено на предмет производственной деятельности).
Во-вторых, физическое упражнение выполняется в соответствии с закономерностями физического воспитания, а трудовое двигательное действие - в соответствии с закономерностями производства.
В-третьих, трудовые двигательные действия при благоприятных условиях могут положительно влиять на физическое развитие человека, однако только комплексы физических упражнений создают возможности для развития всех органов и систем организма в оптимальном соотношении.
Дополнительными средствами физического воспитания могут выступать природные факторы (солнечная радиация, воздушная и водная среды), гигиенические факторы (личная и общественная гигиена труда, питание, душ, сауна, массаж, искусственная аэронизация, ультрафиолетовое облучение и т.п.).
2. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
На человека действуют различные факторы окружающей среды. При изучении многообразных видов его деятельности не обойтись без учета влияния природных факторов (барометрическое давление, газовый состав и влажность воздуха, температура окружающей среды, солнечная радиация - так называемая физическая окружающая среда), биологических факторов растительного и животного окружения, а также факторов социальной среды с результатами бытовой, хозяйственной, производственной и творческой деятельности человека.
Из внешней среды в организм человека поступают вещества, необходимые для его жизнедеятельности и развития, а также раздражители (полезные и вредные), которые нарушают постоянство внутренней среды. Организм путем взаимодействия функциональных систем всячески стремится сохранить необходимое постоянство своей внутренней среды.
Деятельность всех органов и их систем в целостном организме характеризуется определенными показателями, имеющими те или иные диапазоны колебаний. Одни константы стабильны и довольно жесткие (например, рН крови 7,36-7,40, температура тела - в пределах 35-42° С), другие и в норме отличаются значительными колебаниями (например, ударный объем сердца - количество крови, выбрасываемой за одно сокращение - 50-200см).
Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни - с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе[6].
Каждый родившийся человек наследует от родителей врожденные генетические черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.
Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность наблюдается в период от 10 до 13 лет, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20-25 годам.
Юношеский возраст (16 - 21 год) связан с периодами созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости.
Зрелый возраст (22 - 60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности.
Пожилому возрасту (61 - 74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки: снижение активных возможностей организма и его систем - иммунной, нервной, кровеносной и др.
Границы между возрастными периодами достаточно условны, что связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают. Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения.
В основе жизнедеятельности организма лежит процесс автоматического поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз).
Гомеостаз - совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм, как из внешней, так и из внутренней среды. Они позволяют сохранять постоянство состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешнем мире и физиологические сдвиги, возникающие в процессе жизнедеятельности организма.
Организм - сложная биологическая система. Все его органы связаны между собой и взаимодействуют. Нарушение деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других. Жизненно необходимые процессы энергообразования, выделения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций и т.д. происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма[7].
2.2. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека
Функциональная активность человека характеризуется различными двигательными актами: сокращением мышцы сердца, передвижением тела в пространстве, дыханием, а также двигательным компонентом речи, мимики.
Существуют два основных вида трудовой деятельности человека - физический и умственный труд и их промежуточные сочетания.
Физический труд - это вид деятельности человека, особенности которой определяются комплексом факторов, отличающих один вид деятельности от другого, связанного с наличием каких-либо климатических, производственных, физических, информационных и тому подобных факторов.
Выполнение физической работы всегда связано с определенной тяжестью труда, которая определяется степенью вовлечения в работу скелетных мышц и отражающая физиологическую стоимость преимущественно физической нагрузки. По степени тяжести различают физически легкий труд, средней тяжести, тяжелый и очень тяжелый.
Критериями оценки тяжести труда служат эргометрические показатели (величины внешней работы, перемещенных грузов и др.) и физиологические (уровни энергозатрат, частота сердечных сокращений, иные функциональные изменения).
Умственный труд - это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе - гипотез и теории.
Результат умственного труда - научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей.
Одна из важнейших характеристик личности - интеллект. Условием интеллектуальной деятельности и ее характеристикой служат умственные способности, которые формируются и развиваются в течение всей жизни. Интеллект проявляется в познавательной и творческой деятельности, включает процесс приобретения знаний, опыт и работоспособность использовать их на практике.
Другой, не менее важной стороной личности является эмоционально-волевая сфера, темперамент и характер. Возможность регулировать формирование личности достигается тренировкой, упражнением и воспитанием. А систематические занятия физическими упражнениями, и тем более учебно-тренировочные занятия в спорте оказывают положительное воздействие на психические функции, с детского возраста формируют умственную и эмоциональную устойчивость к напряженной деятельности.
Многочисленные исследования по изучению параметров мышления, памяти, устойчивости внимания, динамики умственной работоспособности в процессе производственной деятельности у адаптированных (тренированных) к систематическим физическим нагрузкам лиц и у неадаптированных (нетренированных) свидетельствуют, что параметры умственной работоспособности прямо зависят от уровня общей и специальной физической подготовленности. Умственная деятельность будет в меньшей степени подвержена влиянию неблагоприятных факторов, если целенаправленно применять средства и методы физической культуры (например, физкультурные паузы, активный отдых и т.п.).
Учебный день насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Вынужденная рабочая поза, когда мышцы, удерживающие туловище в определенном состоянии, долгое время напряжены, частые нарушения режима труда и отдыха, неадекватные физические нагрузки - все это может служить причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление.
Чтобы этого не случилось, необходимо один вид деятельности сменять другим. Наиболее эффективная форма отдыха при умственном труде - активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями.
Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневно утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности.
2.3. Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к умственной и физической работоспособности
В настоящее время, когда имеется множество зачастую противоречивых взглядов на культуру, для осмысления сущности физической культуры целесообразно использование нескольких взаимодополняющих друг друга ее интегративных концепций. Таковыми, по нашему мнению, являются концепция культуры, основанная на раскрытии процесса культурного развития: где выделяются такие взаимосвязанные подходы к ее изучению, как социально-генетический (раскрывающий механизм освоения индивидом предшествующей культуры), творчески-атрибутивный (позволяющий понять культуру в ее совершенствовании), системно-функциональный (показывающий культуру как функцию конкретной социальной системы), аксиологический (ценностный); концепция, акцентирующая внимание на духовном производстве, связанном с различными вицами духовного освоения действительности: практически-повседневного, концептуально-теоретического и эстетико-художественного. Системообразующими подсистемами ее являются система производства (освоения, созидания) духовных ценностей, их хранения, распространения и потребления; подход к культуре, основанный на сознательной организации и управлении поведением и жизнедеятельностью людей, где сознание, заменяя инстинкт, выполняет регулирующую, ориентирующую и созидательную творческую функции. А в основе культуры лежат принципы целесообразности (идеальное представление человеком в сознании результатов своих действий), удобства (гуманистическая направленность культуры на человека) и красоты (эстетическое отношение человека к своей деятельности)[8]. Данные подходы к пониманию культуры позволяют объединить различные взгляды на физическую культуру, более глубоко осмыслить ее в социокультурологическом аспекте, что чрезвычайно важно для деятельности в ее сфере в системе как непрофессионального и профессионального образования, так и самодеятельных форм занятий.
При этом необходимо учитывать, что становление физической культуры в обществе целесообразно рассматривать как смену качественных состояний развивающегося объекта. Под влиянием научно-технической революции в ней происходит процесс сложных изменений. Она становится объективной потребностью общества и личности, социальной ценностью, важной частью культуры. Совершенствуется сущность физической культуры, связанная с предъявлением к ней требований гармонического сочетания физических качеств с рядом способностей психического и интеллектуального порядка. Деятельность в ее сфере носит все более творческий характер. Физическая культура функционально приспосабливается к развивающимся потребностям общественно-экономической системы, в связи с чем в ее сфере формируются разнообразные специфические виды человеческой деятельности. Совершенствуются отношения между компонентами физической культуры. Физическая культура становится системой, приобретает сложную структурно-функциональную организацию как закономерный итог развития системы физического воспитания (не исключающий ее).
Однако перспективные предпосылки развития физической культуры (связанные с ее общекультурными, мировоззренческими ценностями), в силу ряда объективных и субъективных факторов (идеологизация, дегуманизация, жесткая регламентация учебных программ, педагогический авторитаризм и др.), не находили должного отражения в формировании физической культуры человека как в системе образования, так и вне ее.
В современный период в связи со сложностью феномена физической культуры имеются различные подходы к выявлению ее сущности, компонентного состава. Они согласуются в целом с вышерассмотренными концепциями культуры. Наиболее плодотворные из подходов связывают рассмотрение физической культуры
- с деятельностью, направленной на физическое совершенствование;
- с совокупностью интеллектуального, социально-психологического, двигательного компонентов;
- с системой потребностей, способностей, деятельности, отношений и институтов, базирующихся на развитии физических качеств;
- с формами ее организации (компонентами, подсистемами) - физическим воспитанием, спортом, физической рекреацией, двигательной реабилитацией;
- с базовой физической культурой, спортом - как ее компонентом, профессионально-прикладной, оздоровительно-реабилитационной, рекреационной, фоновыми видами физической культуры.
Она рассматривается с деятельной, результативной и функциональной сторон, в единстве предметных и личностных ценностей, во взаимосвязи с сознательной организацией и управлением жизнедеятельностью человека.
Главной целью функционирования системы физической культуры является человек, личность в ее целостности и многомерности как высшая ценность образования и культуры. Системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, является деятельность человека, направленная на его физическое совершенство, где понятие «деятельность» и «физическое совершенство» служат одними из ключевых для понимания сути физической культуры, внутреннего механизма ее функционирования, воздействия на сущностные силы человека.
3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ОРГАНИЗМА ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ НАПРАВЛЕННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ
Основная цель отделений по видам спорта в общеобразовательных школах спортивного профиля — это подготовка спортсменов высокой квалификации, резерв сборных команд России, спортивных обществ и ведомств.
В детско-юношеских спортивных школах проводится предварительная подготовка будущих спортсменов. Отделения ДЮСШ комплектуются из числа занимающихся в спортивных секциях общеобразовательной школы на основании первичного педагогического спортивного отбора. Конкурсный отбор детей проводится по особым критериям. Это состояние здоровья, уровень физического и функционального развития детей. Все эти данные проверяются в ходе врачебно-физиологического раздела первичного спортивного отбора.
Проверку технической и тактической подготовленности детей составляет педагогический раздел спортивного отбора.
Почти для всех отделений ДЮСШ программа для детей 10 лет соответствует этапу предварительной подготовки. Высокий уровень требований, предъявляемых учащимся, обусловливает необходимость использования углубленной методики различных обследований детей.
Поскольку наряду с общегрупповым годовым перспективным планом подготовки составляется индивидуальный план с учетом квалификации и физической подготовленности юных спортсменов, большое значение приобретают данные, характеризующие их текущее функциональное состояние. С этой целью дополнительные исследования приурочиваются к отдельным мезоциклам тренировки.
Контингент учащихся ДЮСШ в соответствии с многолетним планированием распределяется на три группы, при этом учитывается возраст и тип спорта:
- начальной подготовки;
- учебно-тренировочные;
- спортивного совершенствования.
В ДЮСШ общего типа основную часть школьников составляют группы начальной подготовки, а в специализированных - начальной подготовки и учебно-тренировочные. Учащиеся всех групп, прошедшие этап первичного отбора, подвергаются переводным и выпускным экзаменам, а также контрольным испытаниям.
Программные требования строятся на принципе последовательности, преемственности методов и средств, постепенного, но неуклонного повышения тренировочных нагрузок. Показателем качества методики и соответствия ее подготовленности юных спортсменов является способность выполнять программные требования без чрезмерного напряжения организма.
При отборе детей в ДЮСШ имеет большое практическое значение физическое развитие детей. Поскольку в рамках данной работы нас интересует отбор девочек 10 лет в волейбольную команду, то рассмотрим те физические особенности развития девочек, которые необходимы при данном отборе.
Динамика физического развития детей отражает влияние физических упражнений на процессы роста, особенности телосложения и состояние опорно-двигательного аппарата. Под термином «физическое развитие» обычно понимают комплекс функциональных показателей, определяющих запас физических сил организма. Применительно к детям представление о физическом развитии должно быть расширено за счет оценки роста и развития организма. Рост целостного организма, отдельных его звеньев и органов характеризуется, прежде всего, скоростью этого процесса и его длительностью[9].
Большинство исследований в области психологии спорта включают изучение личности спортсмена. Анализ всей имеющейся по этому вопросу литературы свидетельствует о том, что невозможно сформулировать типичные или оптимальные черты личности, присущие спортсмену вообще. Следует рассматривать отдельные виды спорта. В таких видах спорта как волейбол, удалось установить характерное сочетание черт личности.
После рассмотрения качества имеющейся информации оказалось легче решить, в каких случаях не следует применять личностные тесты, чем то, как пользоваться этой информацией в спорте.
Цели проведения исследований юных спортсмен при отборе в команду, следующие: при проведении исследования тренер может более эффективно отобрать нужных членов команды, чтобы более эффективно работать с юными спортсменами. Важен также учет того, что тренер будет знать особенности поведения юной спортсменки в стрессовой ситуации. Также целью обследования является анализ различий в личностных профилях спортсменок в команде, который может служить для оптимизации их межличностных отношений и предотвращения возникновения нежелательных форм взаимодействия.
В общей сложности можно выделить несколько черт, которые могут встретиться у спортсменок, в том числе в возрасте 10 лет. К ним относятся высокий уровень агрессивности, высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера.
Происхождение агрессивных тенденций и соответствующего поведения в команде наблюдается у юных спортсменов и подростков. Их можно проследить в ранних детских впечатлениях и опыте. Затем под влиянием своевременных санкций и наказания за непосредственное проявление агрессивности поведение юного спортсмена модифицируется.
Поэтому для того, чтобы адекватно оценить агрессивные тенденции юного спортсмена, его потребность и стремление непосредственно выразить свою агрессивность, необходимо проводить как беседы, так и тщательный анализ его поведения в соревновательной обстановке. Тесты, предназначенные для оценки агрессивности, служат только для определения большей или меньшей вероятности проявлений различных уровней агрессивности в условиях спортивной деятельности.
Склонность испытывать неадекватное чувство страха в стрессовых ситуациях мешает спортсменам в различные периоды их спортивной деятельности. Юные спортсмены с высоким уровнем тревожности обычно в последствии не добиваются хороших спортивных результатов, если им не уделяют особого внимания, было установлено, что у спортсменов-школьников уровень тревоги ниже, чем у не спортсменов.
В работе с юным спортсменом, у которого по показателям личностных тестов был обнаружен высокий уровень тревожности, следует применять ряд специальных методов. Например, сложные двигательные реакции должны быть тщательно отработаны, чтобы стрессовые условия соревнования не помешали юному спортсмену показать хорошие результаты.
Вполне логично считать, что в целом спортсменам свойственна уверенность в себе. Юным спортсменам свойственно чувство уверенности в себе. Хотя некоторые спортивные группы и отдельные спортсмены, занимаясь физическими упражнениями, пытаются преодолеть в себе чувство неполноценности.
Более уверенный в себе спортсмен будет иначе реагировать на похвалу и порицание тренера, чем тот, кто не уверен в себе. Как общее чувство неуверенности, так и уверенность в специфических спортивных ситуациях зарождаются еще в раннем детстве и затем уже в более поздние периоды жизни формируются в условиях соревновательной борьбы.
У спортсменов выражено стремление к высоким достижениям. Тренерам чаще всего приходится работать с детьми, у которых уже сформированы основные потребности в достижении успеха и направленность деятельности. У ребенка, родители которого всегда ставили перед ним четкие и легкодостижимые цели и оказывали при этом помощь, скорее всего, будет низкий уровень потребности в достижении успеха. С другой стороны, если родители ставили перед ребенком трудные, но достижимые задачи и предоставляли ему самому добиваться успеха, а затем хвалили, то у него, скорее всего, будет сформирована высокая потребность в достижении успеха, которая положительно отразится на его отношении к занятиям спортом.
Тренер, занимающийся с ребенком, обладающим высоким уровнем потребности в достижении, должен вести себя иначе, чем с ребенком, у которого низкая потребность в достижении успеха. В последнем случае ребенка необходимо перевоспитывать, поощрять за успех, поддерживать эмоционально и показать ему, что высокого результата можно добиться собственными усилиями без помощи посторонних. С ребенком, у которого благодаря ранним достижениям и самостоятельности сформировался целеустремленный характер, следует работать по-другому. Иногда ему надо оказывать поддержку после проигрыша или помочь снять опасения и тревогу в ситуациях, когда он может потерпеть неудачу. Более того, у детей с высоким уровнем мотивации на достижение успеха наблюдается тенденция к снижению потребности в установлении социальных связей с другими.
Что касается методов обследования, то существуют различные методики исследований, необходимые при отборе спортсменов вообще, и для конкретного занятия каким-либо спортом в частности. Дополнительно к методикам, предназначенным для оценки предполагаемых устойчивых личностных черт, разрабатываются методики для измерения временных психических состояний и настроений.
Методы, с помощью которых измеряется кратковременное состояние ситуативной тревоги, колебания в мотивационной сфере, могут быть полезными специалистам при отборе детей в команды. В качестве примера можно привести мотивационный тест (например, тест Кэттела), который включает оценку возможных страхов, отношение к будущей деятельности в спорте и самому себе.
Тренер, работая с психологом, должен соблюдать известную осторожность при выборе этих тестов, а особенно при попытке интерпретировать получаемые результаты и соотносить их со своей реальной работой, трудностями, разочарованиями и эмоциональным подъемом, присущим спорту.
Обычно в тесты включаются многочисленные вопросы или варианты поведения в различных ситуациях, из которых испытуемый должен выбрать, указать устно или письменно ответ, соответствующий его реакции. Многие считают, что такие ответы представляют собой результат лишь временных эмоциональных состояний.
Личностная шкала Компри хотя и не применяется так широко при отборе юных спортсменов, но содержит ряд вопросов, благодаря которым она может стать вполне пригодной и в спорте. Эта шкала позволяет выявить следующие параметры личности спортсмена: доверчивость - самозащита; аккуратность - отсутствие самопринуждения; эмоциональная устойчивость - нейротизм; экстраверсия - интроверсия; мужественность - женственность; эмпатия - эгоцентризм.
Шкала личностных ценностей Эдварда позволяет получить 15 показателей для оценки стремлений к достижению, уважению, порядку, самопоказу, независимости, эмоциональным контактам с другими, интроцепции, помощи другим, доминированию, самопринижению, заботе о других, изменению, выносливости, агрессивности.
Шкала личностной и реактивной тревожности, разработанная Ч.Спилбергером, предназначена для оценки тревожности как черты личности и эмоционального состояния. Она имеет большие потенциальные возможности и может оказать существенную помощь в спорте. Большинство методик, которые раньше применялись в спорте, оценивали скорее более устойчивую, длительно испытываемую тревожность, а не кратковременное состояние тревожности, обычно связанное со спортивными соревнованиями.
Основная задача спорта - тренировка и максимальное развитие физических качеств. Поэтому при отборе детей в ДЮСШ учитывается развитость этих качеств, и особенно готовность ребенка к физическим нагрузкам.
Формирование двигательных навыков в спорте не менее важно, чем развитие силы, скорости, выносливости и снижение времени реакции. Победителем обычно становится тот, кто знает, как прилагать силу и скорость, а не тот, у кого эти качества просто развиты[10].
Приобретение навыка в ДЮСШ означает более эффективную спортивную деятельность в дальнейшем.
Важным для будущего спортсмена является мотивация. В процессе наблюдения за поведением на спортивной арене, специалисты делают выводы об уровне ее личностной мотивации на достижение успеха, на желание остаться в команде и пройти все возможные спортивные испытания. В 10 лет спортсменка уже имеет определенные представления о своем дальнейшем существовании в спорте, поэтому у нее уже существует мотив и предпочтение заниматься именно этим видом деятельности. Поэтому для специалистов считается важным наблюдение не только за личностными качествами юной спортсменки (или спортсмена), не только за ее мотивацией, но и за тем, как чувствует себя спортсменка в той или иной ситуации. Так как на качество показателей может влиять и повышенная тревожность, что важно выявить в процессе работы со спортсменами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Физкультурная деятельность является разновидностью многообразной общественной деятельности людей. Она представляет собой систему, подчиняющуюся всем закономерностям системного целого. Основные ее виды - физкультурно-рекреационная, физкультурно-образовательная, физкультурно-спортивная, физкультурно-реабилитационная. Все они связаны с удовлетворением человеком многообразных потребностей в сфере физической культуры через сознательную окультуренную двигательную деятельность, специфичную для различных ее форм (институтов), с учетом его наличных способностей, а также отношений, складывающихся в процессе ее реализации между людьми.
Таким образом, только тогда, когда физкультурная деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития человека, гармонизации телесного и духовного, устойчивого приобщения его к культуре физической.
Физкультурная деятельность имеет свою структуру, где все ее виды (в силу взаимопроникновения и соподчиненности форм физической культуры) тесно связаны между собой. Взаимосвязь их характеризуется процессами как координации (когда на первый план выступает тот или иной вид физкультурной деятельности, но затрагиваются и другие), так и субординации, характеризующейся подчиненностью рекреационного и реабилитационного видов физкультурной деятельности физкультурно-образовательной, а все они вместе взятые - физкультурно-спортивной деятельности. Последняя в силу своих специфических особенностей (аккумулирование ценностного потенциала, зрелищность, соревновательность и т.п.) оказывает обратное воздействие на них. Следовательно, всем видам физкультурной деятельности присущи взаимообусловленность и взаимоподдержка, а физкультурная деятельность в целом направлена на физическое совершенство личности на пути ее всестороннего и гармонического развития (можно сказать и по-другому: на всестороннее и гармоническое развитие личности посредством деятельности, направленной на ее физическое совершенство).
Физкультурная деятельность не должна ограничиваться только развитием и формированием телесных характеристик человека, а должна определяться и находиться в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. В ней представлен различный (по объему и интенсивности) уровень двигательной деятельности: от оптимального (в физкультурно-образовательной) и наивысшего (в физкультурно-спортивной) до небольшого (в физкультурно-рекреационной) и малого (в физкультурно-реабилитационной). На этом фоне в каждом виде физкультурной деятельности различно представлены духовные начала, связанные с интеллектуальным и социально-психологическим компонентами, а также с широким спектром потребностей, способностей, отношений и т.п. Это и определяет специфику физкультурной деятельности человека, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи, связанные с самосовершенствованием, самовыражением, общением, творчеством, культурным отдыхом, влиянием на его эмоциональную сферу и т.п., в целом на его мироощущение и мировоззрение.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988. – 198с.
2. Брайент Дж.К. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 224с.
3. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. – 224с.
4. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2005.
5. Детская спортивная медицина. / Под ред. Тихвинского С.Б. – М.: Медицина, 2000. – 481с.
6. Детская спортивная психология. / Под ред. Турина А.Я. – М.: Педагогика, 2000. - 287с.
7. Иващенко Д.И. Формирование двигательных навыков юного спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1998. - 212с.
8. История физической культуры и спорта. / Под общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 1985. – 342с.
9. Очерки по теории физической культуры /Под общ. ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
10. Пермяков Е.С. Физкультура и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 2000.- 191с.
[1] Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2005.
[2] Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 1988
[3] Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993. – с.-50.
[4] История физической культуры и спорта. / Под общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 1985.
[5] Пермяков Е.С. Физкультура и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 2000.- 191с.
[6] Детская спортивная психология. / Под ред. Турина А.Я. – М.: Педагогика, 2000. - 287с.
[7] Брайент Дж.К. Психология в современном спорте. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 224с.
[8] Очерки по теории физической культуры /Под общ. ред. Л.П. Матвеева. - М.: Физкультура и спорт, 1984.
[9] Детская спортивная медицина. / Под ред. Тихвинского С.Б. – М.: Медицина, 2000. – с.142.
[10] Иващенко Д.И. Формирование двигательных навыков юного спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – с.26.