Понятие, значение, порядок разработки и применение нормативов и издержек на примере ООО "Радомир" Содержание

Содержание. 5

Введение. 6

1. Понятие и классификация производственных затрат в бухгалтерском учете. 7

1.1  Понятие затрат на производство и расходов организации. 7

1.2  Классификация производственных затрат. 13

2 Особенности системы учета затрат на производстве на предприятии ООО «Радомир». 17

2.1  Характеристика ООО «Радомир». 17

2.2 Характеристика счетов по учету затрат на производство и реализацию продукции ООО «Радомир». 18

2.3  Варианты учета затрат на производство. 23

2.4  Учет затрат и калькулирование продукции вспомогательных производств. 23

2.5  Оценка издержек обращения. 25

3. Разработка рекомендаций по снижению издержек  ООО «Радомир». 12

Заключение. 16

Список используемой литературы.. 19

Введение

Основным направлением деятельности любой производственной организации является производство продукции, выполнение работ, оказание услуг с целью их последующей реализации (продажи) потребителям, получение прибыли и увеличение рыночной стоимости своего предприятия на перспективу.

Производственная часть играет важную роль в работе предприятия, так как именно здесь создаются материальные ценности, работы, услуги.

В процессе производства организация несет определенные затраты, необходимые для изготовления продукции (работ, услуг).  А именно:  затраты на сырье и материалы, приобретенные для изготовления продукции, затраты на оплату труда производственного, обслуживающего и управленческого персонала, оплата налогов и других обязательных платежей, оплата коммунальных услуг, услуг транспорта,  прочие затраты, связанные с изготовлением продукции (работ, услуг) (далее - продукции).

Затраты представляют собой потребленные сырьевые, материальные и трудовые ресурсы, оцененные в стоимостном (денежном) выражении и признаваемые в балансе до тех пор, пока не будут признаны доходы, связанные с ними. Такие затраты признано называть затратами на производство продукции.

Совокупность затрат организации на производство и реализацию продукции, выраженная в денежной форме, образует себестоимость продукции.

Затраты на производство, относящиеся к изготовленной продукции, формируют ее производственную себестоимость. А исходя из себестоимости формируется стоимость будущего товара (работы, услуги), поэтому важно правильно вести учет затрат на производство продукции (работ, услуг).

В настоящее время конкуренция в России развивается и растет, причем не только со стороны российский производств, но и западных, поэтому такой вопрос как учет производственных затрат является актуальным. Чтобы удерживаться на плаву и получать прибыль, предприятия должно быть конкурентоспособным, т.е. учитывать и минимизировать свои затраты и издержки.

Цель курсовой работы – охарактеризовать производственные затраты  и выявить систему учета производственных затрат в организации.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

1.     определялось понятие затрат на производство;

2.     отражалась классификация производственных затрат;

3.     характеризовалась система счетов по учету затрат на производство;

4.     рассматривались варианты учета затрат на производство.

Объект работы - ООО "Радомир".

Предмет работы - применение нормативов и издержек на примере ООО «Радомир».

Источником информации в данной курсовой работе являются нормативно-правовые акты, учебные пособия по бухгалтерскому учету.

1. Понятие и классификация производственных затрат в бухгалтерском учете

1.1  Понятие затрат на производство и расходов организации

Основным направлением деятельности любой производственной организации является производство (создание, изготовление) продукции, выполнение работ, оказание услуг с целью их последующей реализации (продажи) потребителям.

В процессе производства люди своим трудом при помощи средств труда воздействуют на предметы труда в целях создания продукции (работ, услуг). Производственный процесс представляет собой совокупность действий людей и средств труда, в результате которых исходные материалы и полуфабрикаты превращаются в готовую продукцию.

В процессе производства организация несет определенные затраты, необходимые для изготовления продукции (работ, услуг).  В частности,  к ним можно отнести затраты на сырье и материалы, приобретенные для изготовления продукции, затраты на оплату труда производственного, обслуживающего и управленческого персонала, прочие затраты, связанные с изготовлением продукции (работ, услуг).

Затраты представляют собой потребленные сырьевые, материальные и трудовые ресурсы, оцененные в стоимостном (денежном) выражении и признаваемые в балансе до тех пор, пока не будут признаны доходы, связанные с ними.

Затраты сырья, материалов, трудовых и иных ресурсов на изготовление (производство) продукции за определенный промежуток времени принято называть затратами на производство.

Кроме затрат на производство организация несет определенные затраты, связанные с реализацией продукции (расходы на упаковку, транспортировку продукции и др.)[1].

Затраты на производство продукции учитываются на счетах по учету затрат на производство. Затраты на реализацию продукции учитываются на счете по учету расходов на продажу.

В момент признания в бухгалтерском учете затраты не оказывают влияния на прибыль организации, и этим они отличаются от расходов.

Накопление затрат, которые несет организация, направлено на исчисление себестоимости продукции, которая становится расходом в момент извлечения дохода от реализации (продажи) продукции.

Совокупность затрат организации на производство и реализацию продукции, выраженная в денежной форме, образует себестоимость продукции.

Затраты на производство, относящиеся к изготовленной продукции, формируют ее производственную себестоимость.

Затраты на производство вместе с затратами на реализацию продукции формируют полную себестоимость реализованной продукции.

Правильное определение себестоимости продукции служит основой  для определения продажной цены изготовленной продукции, позволяет оценить реальные затраты на производство, выявить резервы для снижения производственных затрат и повышения рентабельности работы организации.

Основными путями снижения себестоимости продукции являются: совершенствование методов управления, организации производства и труда, улучшение использования производственных мощностей, экономное расходование материальных ресурсов, снижение затрат на управление и обслуживание производства, ликвидация потерь и непроизводительных затрат.

Определение себестоимости произведенной продукции зависит от четкого определения состава затрат на производство и реализацию продукции и применяемых способов калькулирования[2].

Для управления себестоимостью продукции используется один из важнейших элементов методов бухгалтерского учета, а именно – калькулирование себестоимости продукции.

Исчисление себестоимости всей производственной продукции, отдельных ее видов и единиц продукции называется калькуляцией.

Калькулирование  себестоимости  продукции представляет собой способ группировки затрат и определения себестоимости изготовленной продукции по статьям затрат, связанных с ее производством и реализацией.

Себестоимость продукции в целом определяется по экономическим элементам затрат, а себестоимость отдельных конкретных  видов продукции -  по калькуляционным статьям затрат.

Расчеты по определению себестоимости продукции по статьям затрат производятся в специальных формах, называются калькуляцией.

Отдельные виды продукции, по которым определяется себестоимость, называются объектами калькуляции.

Завершающим этапом процесса калькулирования является исчисление фактической себестоимости единицы произведенной продукции.

При продаже (реализации) продукции произведенные затраты, учтенные в себестоимости продукции, приводят к возникновению расходов организации. Именно в момент продажи продукции признаются доходы (выручка от реализации), расходы (в виде себестоимости продукции) и прибыль (в виде разницы между доходами и расходами).

Признание затрат на производство и реализацию продукции в качестве расходов организации упрощенно можно проиллюстрировать на примере осуществления материальных затрат.

Сначала при приобретении материалов организация несет затраты, формирующие фактическую  себестоимость материалов. Эти затраты не уменьшают капитал организации и не могут быть признаны расходами организации, так как один актив (материалы) признается взамен другого актива (денежных средств). После передачи (списания) материалов в производство они участвуют в формировании себестоимости продукции и считаются осуществленными материальными расходами, которые  признаются в качестве расхода после продажи (реализации) продукции, т.е. получение дохода.

Таким образом, затраты признаются в качестве расходов организации только в том случае, когда произведенные затраты приводят к получению доходов. До момента признания доходов произведенные затраты не могут быть квалифицированы в качестве расходов организации и должны учитываться в бухгалтерском балансе в качестве активов. Если произведенные затраты не приводят к получению дохода ни в текущем  периоде, ни в последующих отчетных периодах, то эти затраты квалифицируются как убытки.

Для целей бухгалтерского учета расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящие к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества)[3].

Для целей налогового учета при отнесении затрат на производство и реализацию продукции на себестоимость продукции необходимо иметь в виду, что не все из них могут быть включены в себестоимость продукции в качестве расходов. Кроме того, ряд затрат могут быть  включены в себестоимость продукции в качестве расходов только в пределах установленных норм и нормативов. Расходы, не учитываемые для целей налогообложения, наряду с расходами сверх установленных норм и нормативов, в себестоимость  продукции не включаются и покрываются за счет чистой прибыли организации.

Эта норма обусловлена тем, что в РФ состав расходов, формирующих себестоимость продукции, регулируется государством на законодательном уровне.

Основными документами, регламентирующими состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, и их признание в бухгалтерском и налоговом учете, являются Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 и гл. 25 «Налог на прибыль организации» НК РФ.

Согласно ПБУ 10/99 для целей бухгалтерского учета расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, относятся к расходам по обычным видам деятельности. К таким расходам также относятся расходы, осуществление которых связано с выполнением работ или оказанием услуг.

Расходами по обычным видам деятельности считаются также возмещение стоимости  основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемое в виде амортизационных отчислений. Обобщенно в состав расходов по обычным видам деятельности входят:

·        расходы, связанные  с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

·        расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки материально –производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи;

·        расходы по продаже (перепродаже) продукции, товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также  по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы).

Прочие расходы, классифицированные таковыми для целей бухгалтерского учета, не учитываются в составе расходов на производство и реализацию продукции, так как они не связаны с процессом создания и реализации продукции.

Кроме прочих расходов не учитываются в составе себестоимости продукции затраты, связанные с осуществлением капитальных и финансовых вложений.

Для целей налогового учета расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) организацией.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под экономически оправданными затратами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности  и обусловленные обычаями делового оборота.

Необходимым условием признание затрат в качестве расходов для целей налогообложения является подтверждение первичными учетными или расчетными документами произведенных затрат.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные  документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.

Правильный учет затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость продукции, во многом зависит от знания их классификаций по различным признакам и для различных целей их учета[4].

1.2  Классификация производственных затрат

Для целей бухгалтерского учета при формировании производственных затрат должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

• материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация основных фондов;

• прочие затраты.

В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость материальных ресурсов, которая формируется, исходя из цен их приобретения (без налога на добавленную стоимость), надбавок, наценок, стоимости услуг различных сторонних организаций (таможни, товарных бирж, складов, транспортных организаций и пр.). Из затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов. Под возвратными отходами производства понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов и других материальных ценностей, которые в процессе производства утратили полностью или частично свои качества и поэтому не могут использоваться по своему прямому назначению. Оцениваются такие возвратные отходы по ценам возможного использования.

Элемент «Затраты на оплату труда» охватывает затраты на оплату труда производственного персонала, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате работников, занятых в основной деятельности.

Элемент «Отчисления на социальные нужды» отражает все обязательные отчисления по установленным законодательством нормам (социальный налог) органам государственного социального страхования. Пенсионного фонда и обязательного медицинского страхования. Они начисляются с сумм затрат организации на оплату труда работников, которые были включены в себестоимость продукции (работ, услуг) (по элементу «Затраты на оплату труда»).

Элемент «Амортизация основных фондов» отражает сумму амортизационных отчислений производственных основных средств. Сюда входят также суммы ускоренной амортизации активной части основных средств.

К элементу «Прочие затраты» относятся налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды (резервы), затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, на подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, банков, информационных услуг и пр.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет затрат по калькуляционным статьям затрат, входящим в состав элементов затрат.    Перечень статей затрат, используемых организацией для учета затрат на производство, устанавливается организацией самостоятельно.

Типовая номенклатура статей затрат, составляющих себестоимость конкретного вида продукции, может включать в себя:

·        сырье и основные материалы;

·        возвратные отходы (подлежат вычету);

·        покупные изделия и полуфабрикаты;

·        топливо и энергия для технологических целей;

·        заработная плата производственного персонала;

·        амортизация основных средств;

·        отчисление на социальное страхование производственного персонала;

·        затраты на подготовку и освоение производства;

·        общепроизводственные затраты;

·        общехозяйственные затраты;

·        потери от брака;

·        прочие производственные затраты[5];

Сумма всех статей затрат (кроме последней статьи) образует производственную себестоимость продукции.

Сумма всех статей затрат, включая и последнюю статью затрат, образуют полную себестоимость продукции[6].

Группировка затрат по калькуляционным статьям служит основой для калькулирования себестоимости произведенной продукции. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданной продукции полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

Правила учета затрат на производство продукции в разрезе элементов и статей, исчисления себестоимости продукции устанавливаются отдельными нормативными актами и методическими указаниями по бухгалтерскому учету. Помимо перечисленных выше группировок затрат классифицируются:

Таблица 1 – классификация затрат по ряду других признаков

Признак классификации затрат

Наименование вида затрат

1. В зависимости от экономической роли в процессе производства

Основные расходы

Накладные расходы

2. В зависимости от способа отнесения на себестоимость продукции

Прямые затраты

Косвенные затраты

3. В зависимости от объема производства

Условно-переменные расходы

Условно – постоянные расходы

4. В зависимости от времени возникновения

Текущие расходы

Расходы будущих периодов

5. В зависимости о целесообразности расходования

Производительные затраты

Непроизводительные затраты

6. В зависимости от связи с производством

Производственные расходы

Расходы на продажу

7. В зависимости от однородности состава

Одноэлементные затраты

Комплексные затраты

2 Особенности системы учета затрат на производстве на предприятии ООО «Радомир»

2.1           Характеристика ООО «Радомир»

ООО «Радомир» был создан в 1997 г. ООО «Радомир» один из лидеров мясоперерабатывающей промышленности Дальнего Востока России. Это предприятие с уникальным, современным оборудованием и высококвалифицированным персоналом выпускает более 200 наименований колбасных изделий, копченостей и полуфабрикатов.

В конце 2004 года компания «Радомир» запустила новый производственный комплекс площадью 15 000 кв. м, находящийся в промышленной зоне города. Это позволило перевести производство на одну площадку и увеличить мощности.

Современное оборудование, закупленное в Германии, Швейцарии и Австрии, соответствует мировым стандартам. Сейчас весь процесс на производстве автоматизирован, работники предприятия выступают, в основном, в качестве операторов сложной техники. Это и обеспечивает высокое качество продукции и ее санитарную безопасность.

Общество является юридическим лицом: имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории России и за ее пределами.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения Общества.

Общество имеет штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему и другие средства индивидуализации.

Общество действует в соответствии с законодательством России, уставом и учредительным договором.

Общество создано в целях насыщения потребительского рынка товарами и услугами, а также извлечения прибыли в интересах участников.

Общество имеет право осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом.

Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Обществом после получения лицензии в установленном законом порядке.

Общество самостоятельно организует и обеспечивает свою трудовую, финансовую, хозяйственную и иные виды деятельности, разрабатывает необходимые для этого внутренние положения и другие акты локального характера.

Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.[7]

Общество реализует свою продукцию, работу, услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по государственным расценкам.

Общество является коммерческой организацией, т. е. создается участниками для достижения цели: извлечения прибыли и распределения ее среди участников.

2.2           Характеристика счетов по учету затрат на производство и реализацию продукции ООО «Радомир»

В ООО «Радомир» для группировки затрат по статьям, видам производства, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции используются следующие счета бухгалтерского учета:

20 «Основное производство»

21 «Полуфабрикаты собственного производства»

23 «Вспомогательные производства»

25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

28 «Брак в производстве»

44 «Расходы на продажу»

96 «Резервы предстоящих расходов»

97 «Расходы будущих периодов».

Учет затрат основного производства ведется на активном счете 20 «Основное производство». Данный счет  является калькуляционным и дает возможность исчислить  фактическую себестоимость произведенной продукции.

По дебету счета 20 отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с изготовлением продукции, а также расходы вспомогательных производств, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака.

Прямые расходы, связанные непосредственно с изготовлением продукции, учитываются по дебету счета 20 «Основное производство» в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др.

Расходы вспомогательных производств списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» в порядке распределения.

Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства списываются на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Потери от брака списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 28 «Брак в производстве».

В течение отчетного месяца прямые (одноэлементные) расходы учитываются непосредственно на счете 20 «Основное производство». Косвенные (комплексные) расходы относятся на счет 20 и включаются в себестоимость продукции по окончании месяца путем их распределения между объектами калькуляции.

По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции. Остаток по счету 20 «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства[8].

Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции.

При массовом производстве продукции ООО «Радомир» использует учет полуфабрикатов собственного производства.

При использовании полуфабрикатного  метода учета затрат информация о наличии и движении полуфабрикатов обобщается на активном счете 21 «Полуфабрикаты собственного производства».

Полуфабрикат представляет собой предмет труда, подлежащий переработке в организации- потребителе.

Аналитический учет по счету 21 «Полуфабрикаты собственного производства» ведется по местам хранения  полуфабрикатов и отдельным наименованиям.

Учет затрат вспомогательных производств ведется на активном счете 23 «Вспомогательные производства».

Данный счет является калькуляционным и дает возможность исчислить фактическую себестоимость продукции вспомогательных производств.

По дебету счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, а также косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств,  и потери от брака.

Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, учитываются по дебету счета 23 «Вспомогательные производства» в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др.

По окончании месяца эти расходы списываются с кредита счета 23 «Вспомогательные производства» в дебет счета 20 «Основное производство».

Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием вспомогательных производств, списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы».

Списание косвенных расходов на счет 23 осуществляется в порядке их распределения.

Потери от брака списываются на счет 23 «Вспомогательные производства» с кредита счета 28 «Брак в производстве».

По кредиту счета 23 «Вспомогательные производства» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции вспомогательных производств.

Остаток по счету 23 «Вспомогательные производства» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Аналитический учет по счету 23 «Вспомогательные производства» ведется по видам производств.

Общепроизводственные расходы организации учитываются на активном счете 25 «Общепроизводственные расходы». Данный счет является собирательно-распорядительным и служит для обобщения информации о затратах по обслуживанию основного и вспомогательного производств организации.

Расходы, собранные в течение месяца на счете 25 «Общепроизводственные расходы», списываются по окончании месяца в порядке распределения  в дебет счетов 20«Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства».

Аналитический учет по счету 25 «Общепроизводственные расходы» ведется по отдельным подразделениям организации и статьям расходов.

Косвенные общественные расходы организации учитываются на активном счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Общехозяйственные расходы отражаются по дебету счета 26 в корреспонденции с кредитом счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда.

В целях равномерного включения расходов в затраты на производство и расходы на продажу ООО «Радомир» создает резервы предстоящих расходов.

Информация о состоянии и движении зарезервированных сумм расходов учитывается на пассивном счете 96 «Резервы предстоящих расходов». В частности, на этом счете могут быть отражены суммы:

·                   предстоящей оплаты отпусков работникам организации;

·                   на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;

·                   производственных затрат на подготовительные работы в связи с сезонным характером работы;

·                   на ремонт основных средств;

·                   предстоящих затрат на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;

·                   на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание.

Создание резервов предстоящих расходов отражается по кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов», а фактическое использование сумм резерва – по дебету этого же счета. Правильность образования и использование сумм по тому или иному резерву периодически проверяется по данным смет, расчетов и т.п. и при необходимости корректируется.

Аналитический учет по счету 96 «Резервы предстоящих расходов» ведется по отдельным резервам.

Для правильного отнесения производственных затрат  на тот или иной счет по учету затрат на производство и формирования себестоимости продукции необходимо четкое знание состава затрат (расходов), учитываемых в себестоимости продукции, в том числе для целей налогообложения. Правильное определение состава производственных затрат является одним из основных условий для получения достоверной информации о фактической себестоимости продукции ООО «Радомир»[9].

2.3           Варианты учета затрат на производство

Организации учет затрат на производство ООО «Радомир» ведется по схеме зафиксированной в учетной политике организации.

Традиционный вариант учета предусматривает подсчет полной себестоимости продукции (работ, услуг) с подразделением затрат на прямые и косвенные. Фактические затраты учитываются на активном счете 20 "Основное производство", отражаясь по его дебету в корреспонденции со счетами 02, 10, 70, 69, 60 и др. Кроме того, предварительно могут быть задействованы счета 21, 23, 25, 26, 28 - раздел III Плана счетов. При этом расходы вспомогательных производств сначала собираются по дебету счета 23 "Вспомогательные производства", косвенные расходы - по дебету счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы", потери от брака - счета 28 "Брак в производстве", откуда они переносятся на счет 20 "Основное производство".  С кредита счета 20 списывается фактическая производственная себестоимость готовой продукции, выполненных работ, оказанных услуг в корреспонденции со счетами 43 "Готовая продукция" (при сдаче продукции на склад), 45 "Товары отгруженные" (в случае отгрузки продукции покупателю непосредственно из производства, выручка от продажи которой до определенного момента не может быть признана в бухгалтерском учете), 90 "Продажи" (при реализации продукции, работ прямо из производства).  Сальдо по счету 20 представляет собой незавершенное производство.


2.4 Учет затрат и калькулирование продукции вспомогательных производств

Вспомогательные производства ООО «Радомир» - важное и необходимое звено в деятельности предприятия. Разнообразие деятельности вспомогательных производств влияет на организацию учета их затрат. Вспомогательные производства обслуживают основное производство, обеспечивая его водой, электроэнергией, паром и т. д. 

Учет вспомогательных производств ведется на синтетическом счете 23 «Вспомогательные производства». По дебету счета 23 в течение месяца собираются все затраты вспомогательных производств; при этом кредитуются соответствующие счета по учету расчетов, ценностей и др. (70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 10 «Материалы», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», счетов по учету амортизации, счетов 28, 11, 16, 21, 43, 50, 60, 69, 76, 97 и т. д.). В конце месяца собранные на счете 23 «Вспомогательные производства» затраты распределяются по всем видам продукции пропорционально количеству произведенной продукции или потребленных услуг; при этом фактическая себестоимость продукции (работ, услуг) списывается со счета 23 в дебет счетов: 20 «Основное производство» - когда данные услуги потребляются в своем производстве; 90 «Продажи» - когда продукт вспомогательного производства реализуется стороннему потребителю и др. (08, 40, 43). Учет затрат ведут по каждому цеху вспомогательных производств в разрезе отдельных видов продукции (работ, услуг) и статьях затрат.

Выпуск продукции, выполненные работы и услуги вспомогательными производствами оформляются такими документами, как:

-                   накладная (количество "изготовленных и отгруженных на склад инструментов);

-                   путевые листы (объем перевозок транспортного цеха);

-                   акт приема-передачи отремонтированных объектов (выполненные и сданные ремонтные работы);

-                   справки главного механика, главного энергетика, главного технолога (объем выполненных простыми производствами работ, услуг).

Услуги, оказанные вспомогательными цехами друг другу, называются встречными. Цехи основного производства и заводоуправление считаются основными потребителями этих услуг.

Встречные услуги оцениваются в учете по плановой цеховой себестоимости или по фактической себестоимости прошлого месяца:

-                  услуги, оказанные основным потребителям, оцениваются по фактической цеховой себестоимости;

-                  капитальный ремонт собственного оборудования и транспортных средств, работы, выполненные на сторону, оцениваются по производственной фактической себестоимости (цеховая себестоимость с добавлением общезаводских расходов)[10].

Учет затрат на сложных вспомогательных производствах требует группировки затрат по видам продукции или по отдельным выполненным работам, ремонтам. На сложных вспомогательных производствах услуги распределяют при помощи калькуляции по внутризаводским заказам. Для этого ведутся калькуляционные ведомости. Распространен способ калькуляции себестоимости заказов, при котором по заказам записывают стоимость материалов и заработную плату производственных рабочих, а остальные затраты собирают на счетах 26, 25 и распределяют между заказами пропорционально прямым затратам (суммам стоимости материалов и заработной платы)[11].

2.5 Оценка издержек обращения

В таблице 1 представлена динамика издержек обращения.

Таблица 1- Динамика издержек обращения ООО «Радомир» (руб.)

Показатели

2007

2008

2009

Абсол. отклонение

Темп роста, %

2008/2007

2009/2007

2008/2007

2009/2007

Товарооборот

2564521

2896521

3025684

332000

461163

112,9

117,9

Издержки обращения

255340

258841

261004

3501

5664

1,4

2,2

Уровень издержек к товарообороту, %

9,95

8,94

8,62

-1,01

-0,32

-

-

Как видно из представленной таблицы, издержки обращения 2008 г. увеличились на 3501 руб.,  в 2009 г. увеличились по сравнению с 2007 г. на 5664 руб.увеличиваются год от года в абсолютном размере. Темп роста уровня издержек обращения в 2008г. составил 101,4%, в 2009г. – 102,2%.

Уровень издержек к товарообороту уменьшается: в 2008 г. – на 1,01%, в 2009г – на 0,32%, что является положительным фактором в деятельности предприятия, так как тем роста товарооборота опережает тем роста издержек обращения.

Рассмотрим динамику издержек обращения по экономическим элементам (табл.2). Согласно Положения по составу затрат, группировка издержек производится по следующим экономическим элементам:

-материальные затраты;

-затраты на оплату труда;

-отчисления на социальные нужды;

-амортизация основных фондов;

-прочие затраты.

Как видно из таблицы 1 рост издержек обращения в течение 2007-2009 г.г. произошел практически по всем элементам затрат. ФОТ в 2008 г. увеличился на 8672,42 руб., в 2009 г по сравнению с 2008 г. – на 12164,2 руб. Материальные затраты в 2008 г увеличились на 7426,8  руб., в 2009 г. по сравнению с 2008г. – на 2993,6 руб.

Изменилась структура затрат: в 2008 году на 2,8% увеличилась доля ФОТ, в 2009 г доля ФОТ увеличилась на 4,3%, доля материальных затрат в 2008 г. увеличилась на 2,5%, в 2009 г. – на 0,9%. В 2008 г. произошло значительное уменьшение доли прочих затрат на 7,2%, в 2009 г. – на 1,6%.

По прежнему высокий уровень в общей сумме издержек обращения занимает ФОТ: в 2008 г – 43,5%, в 2009 г.-47,8%.

Рассмотрим также структуру издержек обращения по видам затрат, которые включают 11 наименований затрат.

Согласно данным таблице 3 можно отметить, что на протяжении 3 лет значительными остаются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды как в абсолютном, так и относительном выражении.

Менее всего расходуется средств на тару, потери и доработку, сортировку, упаковку товаров. По отношению к товарообороту также наибольший удельный вес имеют затраты на оплату труда: в 2007 г. – 4%, 2008г. – 3,9%, 2009 г. – 4,1%.

На рисунке 1 приведена структура издержек обращения по экономическим элементам в 2009 г.

Рисунок 1 - Структура издержек обращения по экономическим элементам в 2009 г. ООО «Радомир»

Отметим, что анализируемое предприятие не расходует средств на торговую рекламу.

Таблица 2 - Динамика структуры издержек обращения ООО «Радомир»  по экономическим элементам

Элементы затрат

Сумма, руб.

Изменение

2007

2008

2009

2008

2009

Руб.

Уд.вес

Руб.

Уд.вес

Руб

Уд.вес

Руб.

Уд.вес

Руб.

Уд.вес

ФОТ

103923,38

40,7

112595,8

43,5

124760

47,8

8672,42

2,8

12164,2

4,3

Отчисления во внебюджетные фонды

27227,9

10,7

29507,9

11,4

32687,12

12,5

2272,1

0,7

3187,12

1,1

Материальные затраты,

В т.ч.:

-потребление бензинового топлива

69707,82

13277,7

27,3

5,2

77134,6

15530,5

29,8

6

80128,2

18270,3

30,7

7

7426,8

3501,68

2,5

0,8

2993,6

2739,8

0,9

1

Амортизация

28853,42

11,3

32355,1

12,5

20358,3

7,8

3501,7

1,2

-11996,8

-4,7

Прочие затраты

25534

10

7247,5

2,8

3132

1,2

-18286,5

-7,2

-4115,5

-1,6

Итого издержек обращения

255340

100

258841

100

261004

100

3501

-

2163

-

Издержки обращения по видам затрат ООО «Виола» представлены в табл. 3.

Таблица 3 - Издержки обращения по видам затрат ООО «Радомир»  (руб.)

Вид затрат

2007 год

2008 год

2009 год

Уд. вес, %

В % к товарообороту

2007 год

2008 год

2009 год

2007 год

2008 год

2009 год

1.Расходы на перевозки

15320,4

18636,6

20358,3

6

7,2

7,8

0,6

0,64

0,67

2.Расходы на оплату труда

103923,38

112595,8

124760

40,7

43,5

47,8

4

3,9

4,1

3. ЕСН

27227,9

29507,9

32687,12

10,7

11,4

12,5

1,1

1,02

1,08

4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря

21703,9

11647,8

13572,2

8,5

4,5

5,2

0,8

0,4

0,4

5. Амортизация основных средств

28853,42

32355,1

20358,3

11,3

12,5

7,8

1,1

1,1

0,7

6. Расходы на ремонт

10468,94

13459,7

12528,2

4,1

5,2

4,8

0,4

0,46

0,4

7. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

11745,64

14753,9

11745,2

4,6

5,7

4,5

0,46

0,5

0,4

8. Расходы на торговую рекламу

8170,88

3106

3915

3,2

1,2

1,5

0,3

0,1

0,1

9. Потери товаров в пределах норм

5872,82

6212,2

4959

2,3

2,4

1,9

0,2

0,2

0,16

10. Расходы на тару

16086,42

13977,4

12528,2

6,3

5,4

4,8

0,6

0,48

0,4

11. Прочие расходы 

5874,82

2588,4

3654,1

2,3

1,0

1,4

0,2

0,09

0,1

Всего:

255340

258841

261004

100

100

100

9,95

8,94

8,62

Проанализируем динамику составляющих статей затрат (табл.4).

Таблица 4 - Динамика структуры издержек обращения ООО «Радомир»

 Вид затрат

Абсолютное изменение

Изменение уд. веса, %

2008г. к 2007г.

2009г. к 2008г.

2008г. к 2007г.

2009г. к 2008г.

1.Расходы на перевозки

3316,2

1721,7

1,2

0,6

2.Расходы на оплату труда

8672,42

12164,2

2,8

4,3

3. ЕСН

2280

3179,2

0,7

1,1

4. Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря

-10056,1

1924,4

-4

0,7

5. Амортизация основных средств

3501,68

-11996,8

1,2

-4,7

6. Расходы на ремонт

2990,8

-931,5

1,1

-0,4

7. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров

3008,26

-3008,7

1,1

-1,2

8. Расходы на торговую рекламу

-5064,9

809

-2

0,3

9. Потери товаров в пределах норм

339,4

-1253,2

0,1

-0,5

10. Расходы на тару

-2109

-1449,2

-0,9

-0,6

11. Прочие расходы 

-3286,42

1065,7

-1,3

0,4

Всего издержек обращения

3501

2163

-

-

Таким образом, отметим, что многие статьи издержек обращения увеличиваются год от года, некоторые, в частности, расходы на аренду и содержание имущества, расходы на тару, потери товаров в пределах норм, амортизация, расходы на ремонт – снижаются.

В структуре издержек обращения также наблюдаются изменения: практически у всех составляющих нестабильное изменение удельного веса, то в сторону увеличения, то в сторону снижения. Единственной составляющей, которая снижает свою долю год от года, являются расходы на тару.

В 2008 г. доля расходов на оплату труда увеличилась на 2,8%. Наибольшее снижение уд. Веса в общем объеме издержек обращения наблюдалось у расходов на аренду – на 4%.

В 2009г. по сравнению с 2008г. значительно увеличивается доля  расходов на оплату труда – 4,3%.. Наибольшее снижение наблюдалось в этот год у амортизации на основные средства– 4,7% и расходов на хранение– 1,2%, которые уже в 2008г. увеличились на 1,56%.

Остальные статьи также характеризуются нестабильностью развития.

Абсолютная сумма издержек обращения тесно свя­зана и зависит от абсолютной суммы товарооборота. Поэтому анализ расходов торгового предприятия не­обходимо увязывать с изучением товарооборота.

Исходя уже из известных по предыдущим расчетам данных сумма товарооборота ООО «Радомир»  составляет:

- в 2007 г. – 2564521 руб.;

- в 2008 г. – 2896521 руб.;

- в 2009 г. – 3025684  руб.

Уровень издержек обращения рассчитывается как процентное отношение суммы издержек к объему то­варооборота. Формула (1):

                                                      Уи = И / РТО * 100,                                  (1)

где: И – издержки обращения;

РТО – розничный товарооборот.

2007 г.

Уи = 255340 / 2564521 = 9,95%;

2008 г.

Уи = 258841 / 2896521 = 8,94%;

2009 г.

Уи =  261004 / 3025684 = 8,62%.

Определим показатели издержкоотдачи по формуле (2):

                                                  Иотд = РТО / И * 100,                               (2)

где: РТО – розничный товарооборот;

И – издержки обращения.

2007 г.

Иотд = 2564521 / 255340= 1004%;

2008 г.

Иотд = 2896521 / 258841 = 1119%;

2009 г.

Иотд = 3025684 / 261004 = 1159%.

Рентабельность издержек обращения рассчитаем по формуле (3):

                                           Ирент = П / И * 100,                               (3)

где: П – сумма прибыли;

И – издержки обращения.

2007 г.

Ирент = 873366 / 255340 = 342%;

2008 г.

Ирент = 968697 / 258841 = 374,2%;

2009г.

Ирент = 1078219 / 261004 = 413%.

Составим общую таблицу показателей анализа издержек обращения (табл. 5).

Таблица 5 – Показатели анализа издержек обращения (%)

Показатели анализа издержек обращения

Год

Отклонение

2007

2008

2009

2008/2007

2009/2008

2009/2007

Уровень издержек обращения

9,95

8,94

8,62

-1,01

-0,32

-1,33

Издержкоотдача

1004

1119

1159

115

40

155

Рентабельность издержек обращения

342

374,2

413

32,2

38,8

71

Можно отметить  снижение уровня издержек на протяжении анализируемого периода, что было связано с увеличением товарооборота рассматриваемого предприятия.

Рассчитаем абсолютную сумму экономии (перерасхода) издержек обращения. Для этого составим табл. 5, а для расчетов воспользуемся формулой (3).

                                                          Аэк.пер = И1 - И0,                             (3)

где: Аэк.пер – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения, тыс. руб.

И1 – фактическая сумма издержек обращения отчетного года, тыс. руб.

И0 – плановая сумма издержек обращения отчетного года или фактическая сумма базисного года, тыс. руб.

Таблица 6 – Анализ абсолютной суммы экономии (перерасхода) издержек обращения ООО «Радомир»

Показатели

На начало периода (2007 г.)

На конец периода

(2008 г.)

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение

План

Факт

План

Факт

На начало периода

На конец периода

На начало периода

На конец периода

Издержки обращения

270915,7

255340

230841

261004

-15575,7

30163

-5,7

13

 

Анализируя данные табл. 6, можно сделать вывод, что  в начале периода наблюдалась экономия издержек обращения на сумму 15575,7 руб. (или 5,7 %). В 2009 г. на издержки обращения было запланировано 230841,0 руб., а фактически израсходовано 261004 руб. Перерасход составил 30163 руб. (или 13%). Он был вызван увеличением расходов на оплату труда, расходов на аренду, расходов на перевозку товара. Необходимо принимать во внимание факторы, влияющие на уровень издержек обраще­ния, такие как зависящие и независя­щие от торгового предприятия. К факторам, напрямую связанным с деятельностью ООО «Радомир»  относятся:

- состояние коммерческой деятельности и экономи­ческой работы;

- использование собственного и заем­ного капиталов, торгово-технологического оборудования, торговой площади;

-  условия организации и опла­ты труда работников;

-  товарооборачиваемость.

К факторам, которые не зависят от рассматриваемого предприятия, можно отнести:

- изменение тарифов на перевозки товаров различ­ными видами транспорта;

- изменение процентных ставок за поль­зование банковским кредитом (если предприятия будет пользоваться услугами банковского кредитования);

- изменения розничных цен, арендной платы и др.

Факторы, зависящие и не зависящие от торгового предприятия, в совокупности определяются эффектив­ностью затрат в торговле.

Экономия издержек обращения имеет важное зна­чение для каждого отдельного торгового предприя­тия. Она выступает источником повышения доходно­сти, роста фонда оплаты труда и т. д.

 3. Разработка рекомендаций по снижению издержек  ООО «Радомир»

Для снижения издержек обращения на предприятии предлагается снизить затраты на топливо. ООО «Радомир»  не обладает  значительным парком машин, но те не менее затраты на топливо составляют на 2009г.  18270,3 руб. К тому же цена на топливо постоянно растет, что не может не отразиться на деятельности предприятия.

Наиболее актуальным решением данной проблемы является перевод топливной системы машин на газовое оборудование. Газ, или пропанобутановая смесь,  стоит дешевле, и расход ее на километр пути меньше.

К однозначным достоинствам газового оборудования можно привести:

-сумму затрат на 1км пробега на газе по сравнению с бензином (в два раза меньше для пропан-бутана по сравнению с бензином АИ-92, и в три раза - для метана);

-высокое октановое число газа, и, как следствие, меньшую нагрузку на шатунно-поршневую группу из-за антидетонационной стойкости;

-чистоту самого газа, и, соответственно, отсутствие нагара на свечах, поршнях и клапанах;

-отсутствие в газе свинца по сравнению с этилированным бензином;

-объективно, хорошо отрегулированный двигатель работает мягче и более плавно реагирует на положение педали газа, что становится особенно заметным при движении в пробках;

-экологичность.

Многие автомобилисты рассматривают лишь поверхностные преимущества использования газового топлива (экономия денег), забывая о других достоинствах газобаллонных систем.

Что касается газовой системы, то она позволяет эксплуатировать автомобиль как на газе, так и на бензине, осуществляя на ходу переключение с одного топлива на другое прямо из салона. Следует отметить, что газобаллонное оборудование фактически дублируется бензиновой системой питания, повышая безотказность автомобиля и уменьшая практически до нуля риск отказа от движения при поломке в системе питания. К тому же, суммарный пробег на одной заправке возрастает вдвое (обычно на автомобиль устанавливается баллон с емкостью не меньше, чем емкость бензинового бака). Это преимущество особенно полезно тем, кто совершает поездки на дальние расстояния и не уверен в качестве провинциального бензина.

Не стоит забывать и о противоугонных возможностях газовой аппаратуры, устанавливаемой на инжекторные автомобили: отсоединив легкосъемный коммутатор, можно надежно заблокировать подачу обоих видов топлива при попытке несанкционированного пуска двигателя.

Еще одним аргументом в пользу газового оборудования является минимальная амортизация. При правильной эксплуатации оборудования межремонтный период до замены резинотехнических изделий составит не менее 5 лет. Более того, многие детали газовой аппаратуры могут быть переустановлены на другой автомобиль, продолжая служить еще долгое время.

К недостаткам можно отнести, прежде всего, потерю разгонной динамики и снижение максимальной скорости в среднем на 5-8%, и потерю полезного объема багажника, занимаемого газовым баллоном.

Транспорт предприятия работает на бензине марки А-76. Предлагается заменить топливные системы машин на газовые.

Расчет  капитальных затрат по  замене оборудования представлен в таблице 7

Таблица 7 – Капитальные затраты по замене оборудования

Наименование

Цена за ед., руб.

Количество автомобилей

Итого, руб.

Установка ГБО

4500

4

10000

Итальянское оборудование

16850

4

67400

Газовый баллон

3650

4

14600

ВСЕГО

25000

4

100000

Показатели затрат на топливо в 2009 году представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Показатели затрат на топливо в базовом и проектном периодах.

Показатели

Оборудование на бензиновом топливе

Оборудование на газовом топливе

Вид топлива

Бензин А 76

Газ

Расход на 1 км

0,1

0,08

Цена 1 л.

20

13

Количество расходуемого топлива в год, тыс.л.

913,5

737

Сумма затрат на топливо в год

18270,3

9582,7

 

Экономия текущих затрат на топливо составит 8687,6 руб.- на 1 автомобиль.

Рассчитаем экономию затрат на топливо при замене оборудования 4 автомобилей:

Э = 8687,6*4 = 34750,4 руб.

Таким образом, в результате внедрения мероприятия  произойдет экономия издержек обращения на сумму 34750,4 руб. В проектном году издержки обращения составят:

261004-34750,4 = 226253,6 руб.

Заключение

В процессе производства организация несет определенные затраты, необходимые для изготовления продукции (работ, услуг). 

Затраты на производство представляют собой потребленные сырьевые, материальные и трудовые ресурсы, оцененные в стоимостном (денежном) выражении и учитываемые в балансе организации.

Затраты на производство продукции учитываются на счетах по учету затрат на производство. Затраты на реализацию продукции учитываются на счете по учету расходов на продажу. Затраты на производство продукции учитываются на счетах по учету затрат на производство. Затраты на реализацию продукции учитываются на счете по учету расходов на продажу

Для целей бухгалтерского учета при формировании производственных затрат должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

• материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация основных фондов;

• прочие затраты.

Перечень статей затрат, используемых организацией для учета затрат на производство, устанавливается организацией самостоятельно.

Типовая номенклатура статей затрат, составляющих себестоимость конкретного вида продукции, может включать в себя:

·        сырье и основные материалы;

·        возвратные отходы (подлежат вычету);

·        покупные изделия и полуфабрикаты;

·        топливо и энергия для технологических целей;

·        заработная плата производственного персонала;

·        амортизация основных средств;

·        отчисление на социальное страхование производственного персонала;

·        затраты на подготовку и освоение производства;

·        общепроизводственные затраты;

·        общехозяйственные затраты;

·        потери от брака;

·        прочие производственные затраты;

В крупных и средних организациях для группировки затрат по статьям, видам производства, местам возникновения и другим признакам, а также исчисления себестоимости продукции используются следующие счета бухгалтерского учета:

20 «Основное производство»

21 «Полуфабрикаты собственного производства»

23 «Вспомогательные производства»

25 «Общепроизводственные расходы»

26 «Общехозяйственные расходы»

28 «Брак в производстве»

44 «Расходы на продажу»

96 «Резервы предстоящих расходов»

97 «Расходы будущих периодов».

Организации учет затрат на производство ведут по одной из возможных схем, которая должна быть зафиксирована в учетной политике и не запрещена отраслевыми рекомендациями и налоговым законодательством, например:

Традиционный вариант учета предусматривает подсчет полной себестоимости продукции (работ, услуг) с подразделением затрат на прямые и косвенные.

Вариант учета затрат на производство с подразделением на условно-переменные и условно-постоянные с подсчетом сокращенной производственной себестоимости.

А также вариант с применением счета 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)».

ООО «Радомир»  должно отслеживать свой производственных затраты в настоящий момент, так и в динамики.

Список используемой литературы:

1.                Гражданский кодекс РФ

2.                ФЗ от 21.11. 1996 № 129-ФЗ (ред. От 03.11.2006) «О бухгалтерском учете»

3.                Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организации»

4.                Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ»

5.                Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «»Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)»

6.                Письмо Минфина РФ от 29.09.2003 № 16-00 17/31 «О порядке представления бухгалтерской отчетности»

7.                Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. – 3-е изд., перереб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. 304 с.

8.                Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие/ Е.В. Акчурина, Л.П. Солодко.-М.: Издательство «Экзамен», 2008 г.- 416 с.

9.                Бухгалтерский учет: учебник / Бочкарева, И.И., Левина, Г.Г. – М: Проспект: Велби, 2008.-363 с.

10.           Бухгалтерский учет: учебник для вузов для экономических специальностей / Ларионов, А.Д, Нечитайло А.И. – М.: Велби: Проспект, 2008. – 355 с.

11.           Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый учет: учеб.- 3-е изд. перераб.и доп.-М.: ТК Велби, из-во Проспект, 2008 г. 848 с.

12.           Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4 – е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО “Новое знание”, - 2007. – 688 стр.

13.           Теория бухгалтерского учета: учебное пособие по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Т.В. Тереньтева. – М.: Вузовский учебник, 2008 г.- 208 с.

14.           Тумасян, Р.З. Бухгалтерский учет: учеб.-практ. Пособие.- 7-е изд.,стер.-М: Издательство «Омега», 2008.- 794 с.: ил.

15.           Управление финансами (Финансы предприятия): Учебник /А.А. Володин и др. – М.: ИНФРА – М, 2007 г. – 504 с.

16.           Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов / Н. В. Колчина, Г.Б. Поляка, Л.М. Бурмистрова и др.; Под ред. проф.Н.В. Колчиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005 г. – 368 с.

17.           Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2-е  изд. 2009. – 512 с.

18.           Шеремет А. Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА – М, 2008 г. – 538 с. – (Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)

19.           Экономический анализ: Учебник для вузов / Под. ред. Л.Т. Гиляровской. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008– 527 с


[1] Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие/ Е.В. Акчурина, Л.П. Солодко.-М.: Издательство «Экзамен», 2008 г.- 416 с.

[2] Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. – 3-е изд., перереб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. 304 с.

[3] Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. – 3-е изд., перереб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. 304 с.

[4] Бухгалтерский учет: учебник для вузов для экономических специальностей / Ларионов, А.Д, Нечитайло А.И. – М.: Велби: Проспект, 2008. – 355 с.

[5] Теория бухгалтерского учета: учебное пособие по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Т.В. Тереньтева. – М.: Вузовский учебник, 2008 г.- 208 с.

[6] Тумасян, Р.З. Бухгалтерский учет: учеб.-практ. Пособие.- 7-е изд.,стер.-М: Издательство «Омега», 2008.- 794 с.: ил.

[7] Семенихина В. В. Аренда имущества: М.:BKR-Интерком-Аудит, 2007

[8] Теория бухгалтерского учета: учебное пособие по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Т.В. Тереньтева. – М.: Вузовский учебник, 2008 г.- 208 с.

[9] Бухгалтерский учет: учебник / Бочкарева, И.И., Левина, Г.Г. – М: Проспект: Велби, 2008.-363 с.

[10] Бабаев Ю.А. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов. – 3-е изд., перереб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г. 304 с.

[11] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4 – е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО “Новое знание”, - 2007. – 688 стр.