Проект

Концепция

регулирования российского алкогольного рынка

Предусматривает взаимоувязанное балансирование экономических и социальных интересов, прав и ответственности всех заинтересованных сторон: государства, бизнес-сообщества и конечных потребителей алкогольной продукции – населения.

Ставит своей целью приближение к цивилизованным нормам сбалансированного общероссийского алкогольного рынка, характеризуемого:

·        высокой степенью легализации алкогольного рынка;

·        вытеснением с рынка контрафактной, фальсифицированной, недоброкачественной алкогольной продукции;

·        социально приемлемой структурой и уровнем производства и потребления алкогольной продукции;

·        обеспечением свободного движения алкогольной продукции, снятием региональных и межрегиональных административных барьеров;

·        принятие и соблюдение стандартов социальной ответственности государства и бизнеса за последствия злоупотребления алкоголем;

Базируется на принципах:

приоритета федерального центра в вопросах государственного регулирования производства, импорта, экспорта алкогольной продукции и законодательного обеспечения единства алкогольного рынка с учетом экономических интересов сторон, в создании и функционировании единой системы информационного учета движения алкогольной продукции от производителя (импортера) до конечного потребителя;

приоритета субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в вопросах государственного регулирования оборота алкогольной продукции в опте, рознице и общественном питании с разграничением их функций, с учетом реальных возможностей сторон;

скоординированного взаимодействия органов государственной власти и бизнеса. Активного вовлечения в регулирование алкогольного рынка бизнес-сообщества в лице его ассоциаций и союзов с образованием на их базе саморегулируемых организаций бизнеса (СРО);

научного обоснования применяемых мер по регулированию алкогольного рынкаи прогнозирования их экономических и социальных последствий;

обеспечения ответственности государства за безопасность продукции и за предотвращение введения потребителей алкогольной продукции в заблуждение на федеральном, региональном уровнях и уровне местного самоуправления с соответствующим разграничением их функций;

обеспечения ответственности бизнеса за производственные процессы и качество (потребительские характеристики) выпускаемой (импортируемой) алкогольной продукции;

отказа от принятия поспешных непродуманных до конца, не согласованных со всеми сторонами революционных решений, поэтапного изменения сложившихся неэффективных принципов регулирования алкогольного рынка на основе имеющихся реалий;

Реализуется с учетом:

требований максимального сближения подходов к регулированию алкогольного рынка в России, странах СНГ и Евросоюза и предстоящего вступления России в ВТО;

проводимой в России административной реформы, предусматривающей изменение функций государственных органов власти различных уровней и передачу ряда излишних государственных функций бизнес-сообществу;

необходимости упрощения и совершенствования существующей системы государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, снятия необоснованных административных барьеров.

Этапы, пути, методы и механизмы реализации концепции

1. Сохранить в своей основе существующую систему лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, внеся в нее ряд существенных изменений и дополнений.

2. На первом этапе внедрения новой концепции возложить обязанность по 100% уплате акцизов на производителей алкогольной продукции. Акцизы полностью уплачивать в федеральный бюджет, как и акцизы на импортируемую алкогольную продукцию.

Отменить законодательно понятие акцизного склада с его налоговым режимом.

Отменить региональные специальные марки и региональное штриховое кодирование алкогольной продукции.

3. На отечественную алкогольную продукцию наносить только специальные федеральные марки, строго соответствующие используемой потребительской таре определенной вместимости, со штриховым кодом, в который закладывать унифицированную информацию, необходимую для информационного учета производимой продукции, ее движения, контроля легальности и уплаты акцизов.

4. На алкогольную продукцию с акцизными марками, ввозимую на таможенную территорию России, также наносить штриховой код, как правило, на предприятиях – изготовителях. Информацию, содержащуюся в штриховом коде, также унифицировать.

5. Объемы алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 9%, на которую технически невозможно клеить специальные федеральные марки и акцизные марки, контролировать декларированием  и иными механизмами, одним из которых может быть количество использованного спирта в соответствии с выданными квотами на его закупку.

6. Упорядочить оптовую и, в особенности, розничную сеть по продаже алкогольной продукции, резко сократить количество торговых организаций и число индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

7. Законодательно ввести во всех субъектах Российской Федерации декларирование оборота алкогольной продукции всеми организациями розничной торговли и общественного питания.

8. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, обязать иметь контрольно-кассовые машины, считывающие штриховые коды и обрабатывающие считанную информацию.

9. Декларации отечественных производителей, импортеров, организаций оптовой, розничной торговли и общественного питания сдавать в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в бумажном и электронном виде для их компьютерной обработки, сопоставления информации, составления балансов, выявления нарушений и т.д.

Обработанную субъектами Российской Федерации информацию представлять для свода и анализа в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

10. Внести соответствующие изменения в Федеральный закон «О техническом регулировании» и предоставить субъектам Российской Федерации широкие права по контролю качества как отечественной, так и импортной алкогольной продукции, находящейся в обороте в организациях оптовой, розничной торговли и общественного питания, в рамках требований указанного федерального закона.

11. На начальном этапе внедрения новой концепции денежные средства, поступившие в федеральный бюджет в виде акцизов от производства подакцизной алкогольной продукции, перечислять в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований пропорционально численности населения и сложившегося в данной местности душевого потребления алкогольной продукции и компенсировать выпадающие доходы соответствующих территориальных бюджетов.

После введения декларирования оборота алкогольной продукции организациями розничной торговли и общественного питания и организации учета розничной продажи отечественной и импортной алкогольной продукции (федеральные акцизные марки со штриховым кодом, декларирование оборота алкогольной продукции как производителями, оптовиками, импортерами, так и организациями розничной торговли и общественного питания) все акцизы от отечественной и импортной продукции полностью перечислять в территориальные бюджеты. При этом численность населения регионов не брать в расчет, а учитывать только фактически реализованную легальную продукцию. Попытки реализовать нелегальную продукцию приведут к соответствующему снижению поступлений в местный бюджет.

12. На втором этапе внедрения предлагаемой концепции после упорядочения сети розничной торговли, внедрения механизма декларирования и надежной системы учета движения алкогольной продукции от производителя и импортера до конечного потребителя 100% уплаты акцизов от алкогольной продукции в соответствующие бюджеты возложить на организации розничной торговли.

13. Большинство представителей федеральных и региональных органов государственной власти и бизнеса не раз высказывались о том, что в стране целесообразно иметь единый федеральный орган по государственному регулированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В соответствии с концепцией проводимой в стране административной реформы правоустанавливающие и правоприменительные (контрольные, надзорные) функции не могут быть сосредоточены в одном государственном органе. Правоустанавливающие функции по госрегулированию производства и оборота этилового спирта из всех видов сырья, алкогольной и спиртосодержащей продукции переданы Минсельхозу России, а правоприменительные функции – Федеральному агентству по сельскому хозяйству.

Из всех существовавших федеральных органов исполнительной власти, причастных к рассматриваемым вопросам, кроме правоохранительных, свои региональные структуры имели только МНС России, Минздрав России, Госстандарт России и МЭРТ России (госторгинспекции).

В субъектах Российской Федерации функции по лицензированию, контролю за соблюдением условий лицензирования, региональной идентификации качества продукции, ее маркировки региональными специальными марками, штриховым кодированием и др. были возложены на различные региональные органы исполнительной власти.

В соответствии с предлагаемой концепцией регулирования алкогольного рынка и проводимой административной реформой представляется целесообразным создать региональные структуры единого федерального органа по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на базе имеющихся в субъектах Российской Федерации подразделений различных ведомств, имеющих контрольные функции в данной сфере. Создаваемым таким образом структурам придать статус двойного подчинения: с одной стороны администрациям субъектов Российской Федерации, а с другой стороны – единому федеральному органу т.е. Федеральному агентству по сельскому хозяйству. Таким статусом обладали, например, управления пищевой промышленности, управления сельского хозяйства Облисполкомов в бывшем СССР.

По вопросам регулирования розничной торговли создать районные (межрайонные) подразделения, подчиненные непосредственно соответствующему уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

14. Для эффективного функционирования предлагаемой концепции потребуется сохранить систему квотирования закупок этилового спирта, чтобы наряду с алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 9% обеспечить учет производства и оборота слабоалкогольной продукции, выпускаемой на линиях с высокой производительностью, на которую в настоящее время технически невозможно наклеивать федеральные специальные марки. При этом необходимо внести ряд изменений и дополнений в правила квотирования закупок этилового спирта, имея в виду усиление роли субъектов Российской Федерации в этом процессе, а также снятие имеющихся административных барьеров и исключение возможности использования квот в качестве инструмента в конкурентной борьбе субъектов алкогольного рынка.

15. Повысить роль бизнеса в выстраивании цивилизованного алкогольного рынка и его негосударственном регулировании во взаимодействии с органами государственной власти. В этих целях с помощью некоммерческих объединений коммерческих организаций участников алкогольного рынка в форме ассоциаций (союзов), а также саморегулируемых организаций бизнеса (СРО) сформировать группу региональных лидеров – производителей алкогольной продукции, группу региональных организаций - лидеров оптовой торговли и группу региональных (муниципальных) организаций - лидеров розничной торговли алкогольной продукцией.

Объединить организации, входящие в эти группы, в рамках ассоциаций и союзов регионального и федерального уровней. Выработать корпоративные правила работы на алкогольном рынке и взаимодействия указанных групп организаций между собой и органами государственной власти.

Достижимые результаты реализации предлагаемой концепции

1. При реализации предлагаемой концепции отпадает необходимость в:

- акцизных складах и налоговых постах на них;

- налоговых постах на предприятиях по производству этилового спирта и алкогольной продукции;

- региональных специальных марках;

- приборах учета алкогольной продукции на предприятиях – изготовителях алкогольной продукции (по количеству, объему, по содержанию этилового спирта в пересчете на безводный спирт);

- системе аккредитации организаций, поставляющих алкогольную продукцию предприятиям розничной торговли и общественного питания.

2. Импортная и отечественная продукция в связи с отменой акцизных складов и поступлением акцизов от той и другой продукции, в конечном счете, в территориальные бюджеты окажутся в равных конкурентных условиях.

3. Отпадает экономическая заинтересованность администраций субъектов Российской Федерации и местного самоуправления выстраивать административные барьеры на пути движения алкогольной продукции от производителя до организаций розничной торговли.

4. Отпадут всякие аргументы в пользу введения государственной монополии на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции.

5. Повысится роль субъектов Российской Федерации в регулировании региональных алкогольных рынков, легализации оборота алкогольной продукции, вытеснении контрафакта и повышении качества алкогольной продукции.

Приложение:

Принципиальная схема существующего государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции,  на 9 листах.

Президент Некоммерческой организации «Национальный союз участников алкогольного рынка»

О.Д. Парагульгов

15 апреля 2004 года

Справочно

 

Проект настоящей концепции и прилагаемая принципиальная схема разработаны специалистами Некоммерческой организации «Национальный союз участников алкогольного рынка» (НО «СУАР»).

Контактная информация:

Архипова Тамара Петровна, помощник Президента «НО СУАР»

тел. 786 2050, факс 446 3705

E-mail: info@suar.ru

http://www.suar.ru