Содержание

Введение. 3

1. Теоретические аспекты функционирования корпоративных ценных бумаг. 4

1.1. Сущность корпоративных ценных бумаг. 4

1.2. Государственное регулирование кооперативных ценных бумаг. 7

2. Организация рынка корпоративных ценных бумаг. 13

3. Анализ состояния рынка корпоративных ценных бумаг в РФ.. 18

3.1. Современное состояние корпоративных ценных бумаг в РФ.. 18

3.2. Проблемы и перспективы развития рынка корпоративных ценных    бумаг  24

Заключение. 31

Список использованных источников. 33

Введение

Рынок ценных бумаг – важный составляющий элемент финансового рынка, обеспечивающий распределение денежных средств между участниками экономических отношений. Через осуществление данного распределения  и перелива временно свободных денежных ресурсов из одной сферы в другую и от одного экономического субъекта к другому проявляется главная функция рынка ценных бумаг.

Отношения на фондовом рынке осуществляются через выпуск специальных документов – ценных бумаг, которые отражают связанные с ними имущественные права, могут самостоятельно обращаться на рынке, быть объектом купли-продажи и иных сделок, служат источником получения регулярного или разового дохода, выступают разновидностью денежного капитала. Существует огромное количество различных видов ценных бумаг, поэтому инвестор, в зависимости от своих инвестиционных целей, выбирает те или иные ценные бумаги для формирования своего портфеля. В условиях рыночной экономики рынок ценных бумаг занимает важное место среди других рынков и играет огромную роль в обеспечении эффективного и сбалансированного функционирования механизма рыночного хозяйства. Рынок ценных бумаг позволяет предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы, в свою очередь, с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов.  [2]

Все это обусловило актуальность выбранной темы. Главная цель работы – теоретическое и практическое обоснование механизма функционирования корпоративных ценных бумаг.

Задачи работы: изучить теоретические аспекты функционирования корпоративных ценных бумаг, рассмотреть организацию рынка корпоративных ценных бумаг, провести анализ современного состояния рынка корпоративных ценных бумаг в РФ.

1. Теоретические аспекты функционирования корпоративных ценных бумаг

1.1. Сущность корпоративных ценных бумаг

В настоящее время на рынке корпоративных ценных бумаг обращаются следующие виды бумаг:

1. Акции компаний и предприятий, кредитно-финансовых институтов.

2. Облигации компаний и предприятий, банков, которые рассчитаны на заимствование дополнительных денежных средств для финансирования целевых проектов.

3. Векселя организаций и кредитно-финансовых институтов.

4. Сберегательные сертификаты; депозитные сертификаты.

Акция – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.

Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

Акции и облигации могут выпускаться в документарной и бездокументарной форме. Виды акций: именные, на предъявителя, обыкновенные, привилегированные.

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ Вексель – это ценная бумага, удостоверяющая ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлению предусмотренного векселем срока определенную сумму векселедержателю.

Вексель может выпускаться только в документарной форме. [7]

Депозитными и сберегательными сертификатами признаются ценные бумаги, представляющие собой письменные свидетельства банка о вкладе денежных средств, удостоверяющие право владельца на получение в установленный срок суммы вклада и процентов по ней в любом учреждении данного банка.

Сберегательные сертификаты выдаются вкладчикам - гражданам, а депозитные – юридическим лицам.

Процесс формирования рынка ценных бумаг занял около пяти лет и к настоящему времени сложилась следующая его структура:

Первичный рынок       Вторичный рынок

Рынок акций       Фондовые биржи

Рынок облигаций         Фондовые отделы товарных бирж — ранее

Рынок финансовых инструментов выпущенные акции и финансовые инструменты

На фондовых биржах России и фондовых отделах товарных бирж концентрируются для перепродаж в основном акции, облигации и финансовые инструменты (сертификаты, опционы и фьючерсы, векселя).

В настоящее время из всех инструментов рынка корпоративных ценных бумаг наиболее развит рынок акций. Акции в зависимости от их эмитента подразделяются на акции «первого эшелона» и акции «второго эшелона».

Акции «первого эшелона» – это высоколиквидные акции крупных, в основном промышленно-производственных корпораций и некоторых их дочерних структур. Они включены в листинг ведущих российских бирж и торговых систем, таких как ММВБ, МФБ, РТС. Среди акций «первого эшелона» отдельно можно выделить так называемые «голубые фишки» – акции предприятий-монополистов, таких как ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС России» ОАО «НК «ЛУКойл», ОАО «Норильский Никель», ОАО «Связьинвест» и некоторые другие. Оборот по акциям этих эмитентов составляет большую часть оборота биржи. [13]

Акции «второго эшелона» – это низколиквидные акции некоторых региональных дочерних структур монополистов, а также акции машиностроительных, металлургических, пищеперерабатывающих и других компаний. Они включены в листинг электронной системы торгов РТС-2, которая специально создавалась для торговли низколиквидными акциями.

В 1997 г. в связи с бурным ростом акций «второго эшелона» их ликвидность оказалась на уровне многих акций из листинга РТС, что повлекло за собой перевод многих акций из РТС-2 на РТС и наоборот.

В начале 90-х гг. на рынке ценных бумаг преобладала непроизводственная сфера, что подтверждают следующие данные:

85—90% выпущенных ценных бумаг имели низкие инвестиционные качества и лишь 20—30% отвечали минимальным инвестиционным стандартам. Среди эмитентов на рынке промышленные компании и предприятия занимали всего 27%, а 72% приходилось на различные биржи, банки, инвестиционные компании и торговые дома. Несмотря на трудности развития рынка ценных бумаг, общая капитализация составила в 1994 г. 30 млрд. Долларов США, или 150 трлн. руб.

В настоящее время 27% всего населения России имеют вложения в ценные бумаги, но роль населения невелика, да и слово «население» нельзя понимать буквально: основные инвесторы – это крупные предприниматели и брокеры, деятельность которых непосредственно связана с ценными бумагами. Другая часть населения – это работники предприятий, получившие акции в процессе приватизации либо в счет задолженности – это пассивные инвесторы, которые не оказывают особого влияния на рынок корпоративных ценных бумаг.

Другая часть инвесторов – это иностранные инвесторы, которые постепенно возвращаются на российский рынок после кризиса 1998 г. Этому способствует повышение устойчивости экономики страны и снижение темпов инфляции. Но на данный момент существуют определенные ограничения на размер доли всех иностранных инвесторов в капитале некоторых крупнейших акционерных обществ (Сбербанк, Газпром). Это делается для того, чтобы ограничить влияние нерезидентов на деятельность наиболее важных для России структур, особенно монополистов.

Еще один фактор, вынудивший иностранных инвесторов приобретать облигации российских корпораций, – невозможность из-за ограничений в российском законодательстве репатриировать денежные средства, оставшиеся на счетах после объявления дефолта по госбумагам. На данный момент эти средства могут инвестироваться еще только в корпоративные облигации, что сейчас и происходит.

До сих пор, несмотря на определенное движение вперед, рынок не обеспечивает должного финансирования экономики, так как идет продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице, т.е. преобладает спекулятивный рынок. [10]

Развитию рынка мешают неустойчивость экономики, высокие риски, разрыв хозяйственных связей, что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала.

1.2. Государственное регулирование кооперативных ценных бумаг

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами, который включает широко диверсифицированный комплекс правовых, административных, экономических, технических  и др. методов. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.

Важнейшей особенностью этого процесса в России и других пост-социалистических странах является самостоятельная роль  государства не только как регулятора рынка ценных бумаг, но одновременно как эмитента государственных ценных бумаг, крупнейшего продавца корпоративных ценных бумаг в ходе приватизации,  акционера (временно или на основе закрепления в государственной собственности пакетов акций) значительного числа созданных в процессе приватизации акционерных обществ.

Национальные интересы России определяют основные цели государственного регулирования на  рынке  ценных  бумаг.  К  их  числу относятся:

- создание и обеспечение эффективного функционирования механизмов привлечения  инвестиций;

 -  финансирование дефицита   федерального   бюджета   на   основе  связанных   с   рынком   ценных   бумаг   методов  неинфляционного финансирования;

- создание надежных механизмов и финансовых инструментов инвестирования средств населения;

- содействие формированию эффективной модели корпоративного управления  приватизированными      предприятиями;

-  предотвращение социальных   взрывов   и   конфликтов путем  защиты  прав  участников  рынка  ценных  бумаг,  и в первую      очередь прав инвесторов;

 - интеграция  российского рынка ценных бумаг в    мировой    финансовый    рынок, обеспечение  самостоятельного  места  российского рынка в системе международных рынков капиталов;

  - борьба с суррогатами ценных бумаг и с мошенничеством, пресечение незаконной деятельности на рынке ценных бумаг.

К важнейшим принципам  государственного регулирования рынка ценных бумаг относятся:

- принцип  единства  нормативной  правовой  базы,  режима   и методов регулирования   рынка;

-  принцип  минимального  государственного   вмешательства   и максимального саморегулирования;

- принцип равных возможностей, означающий стимулирование государством  конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных его участников, равенство всех     участников рынка     перед регулятивными    органами);

- принцип преемственности государственной политики  на  рынке ценных   бумаг;

- принцип  ориентации  на  мировой  опыт  и  учета  тенденции глобализации     финансовых    рынков;

- принцип сочетания функционального и институционального регулирования при организации  контроля  и  надзора за      деятельностью профессиональных участников рынка;

- принцип распределения полномочий    по   регулированию   рынка   между РФ и субъектами РФ,  а  также различными органами исполнительной власти;

  - принцип приоритетности  в защите мелких инвесторов,  всех  форм коллективных инвестиций при развитии системы регулирования рынка;

   - принцип  максимального снижения и разделения рисков;

   - принцип предотвращения конфликтов интересов на основе регулирования вопросов совмещения видов профессиональной деятельности. [5]

Согласно ст. 38  закона "О рынке ценных бумаг", государственное регулирование рынка ценных бумаг в Российской Федерации  осуществляется путем:

- установления обязательных требований к деятельности эмитентов,   профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

- регистрации выпусков  эмиссионных  ценных  бумаг  и проспектов   эмиссии  и  контроля за соблюдением эмитентами условий и   обязательств, предусмотренных в них;

- лицензирования деятельности профессиональных участников  рынка  ценных бумаг;

-  создания системы  защиты  прав  владельцев и   контроля   за   соблюдением  их  прав  эмитентами  и профессиональными участниками    рынка ценных бумаг;

- запрещения и   пресечения деятельности  лиц,  осуществляющих   предпринимательскую  деятельность  на  рынке  ценных бумаг без    соответствующей лицензии. [1]

Помимо общих макроэкономических функций, выполняемых рынком ценных бумаг, необходимо учитывать, что совокупность действующих на нем профессиональных участников сама по себе представляет чрезвычайно важную отрасль рыночной экономики. Соответственно, в задачи государственного регулирования входит также обеспечение развития рынка ценных бумаг как одной из важнейших отраслей сферы финансовых услуг, и сохранение национального контроля за этой отраслью. Это предполагает, во-первых, стимулирование операций с российскими ценными бумагами в России, во-вторых, обеспечение конкурентоспособности российских финансовых институтов по отношению к иностранным финансовым институтам, действующим на российском рынке ценных бумаг.

Решение указанных задач непосредственно связано с техническим регулированием рынка (поддержание оптимальных количественных и качественных параметров рынка) - мерами регулирования, направленными на обеспечение ликвидности ценных бумаг, сглаживание резких колебаний курсов ценных бумаг в результате спекулятивной игры. В ряду задач технического регулирования особое место занимает предотвращение системных кризисов, которые могут быть вызваны, например, сбоями в работе расчетных и клиринговых систем.

В решении задачи регулирования рынка ценных бумаг интересы его участников и государства по многим позициям совпадают, что позволяет использовать саморегулирование как метод оперативного решения возникающих проблем. Интересы государства и участников рынка совпадают прежде всего в вопросах, связанных с предупреждением и разрешением конфликтов  между участниками, улучшением управления рисками,  снижением возможностей для мошенничества и совершения других противоправных действий, с поддержкой ликвидности и стабильности рынка, внедрением лучших стандартов профессиональной деятельности. Несмотря на совпадение интересов участников и задач государства по многим вопросам регулирования рынка, это совпадение не является полным, и по значительному кругу вопросов требуется прямое государственное регулирование. [4]

Защита интересов государства и участников  рынка  ценных  бумаг       осуществляется по следующим основным направлениям:

- развитие и совершенствование нормативной правовой  базы  рынка ценных бумаг как часть осуществляемой в России правовой реформы;

- повышение информационной прозрачности рынка и его открытости;

- повышение эффективности судебной системы  в  целом  как  часть правовой реформы;

- совершенствование системы   предотвращения   и   расследования преступлений  на  рынке  ценных  бумаг   с   учетом   существующих возможностей  правоохранительных  органов  и  судебной  системы  в целом, а   также   возможностей   привлечения   саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг;

- усиление контроля  со  стороны  государства   деятельности   и финансовой  отчетности  профессиональных  участников  рынка ценных бумаг  на  основе  введения  института  аудиторских   организаций, уполномоченных  ФКЦБ  России  осуществлять проверку деятельности и финансовой отчетности профессиональных участников рынка;

- повышение роли государства в преодолении кризисных ситуаций на рынке ценных бумаг;

- поддержка государством    добровольного   страхования   рисков профессиональными  участниками  рынка  ценных  бумаг;

- защита прав эмитентов и инвесторов.

Совершенствование механизма  разграничения  ответственности за результаты  деятельности  по  регулированию   различных   аспектов функционирования     рынка    ценных    бумаг    между    органами      государственного регулирования  должно   осуществляться  на  основе      следующих принципов:

- обеспечение единства  и  непротиворечивости   государственного      регулирования  рынка  ценных  бумаг  через  механизм обязательного      согласования связанных с его регулированием  нормативных  правовых      актов органов исполнительной власти с ФКЦБ России;

- передача полномочий по регулированию рынка ценных бумаг только      на основе ответственности за результаты.

2. Организация рынка корпоративных ценных бумаг

Из практики последних лет очевидно, что состояние российского рынка и активность его участников существенным образом зависят от политической обстановки в стране. Макроэкономическую ситуацию будут формировать в первую очередь внешние факторы, такие как отношения с МВФ. Ключевым внутренним фактором, по-видимому, останется борьба олигархических группировок за контроль над основными секторами экономики. [3]

Существенное изменение нынешнего состояния экономики вероятно лишь в среднесрочной перспективе (3-5 лет).

Прирост объема инвестиций на отечественном рынке ценных бумаг в ближайшие 1-2 года будет обеспечиваться на 90% за счет притока спекулятивного капитала из-за рубежа и лишь на 10% - за счет привлечения отечественных инвесторов (в основном физических лиц). Доминирование иностранных инвесторов приведет к продолжению начавшейся с августа 1998 г. консолидации финансовой инфраструктуры, укрупнению брокерских и регистраторских компаний, ликвидации или объединению некоторых расчетных депозитариев, клиринговых центров и фондовых бирж. [3]

В любом случае конкуренция на наиболее перспективных сегментах рынка неизбежно будет возрастать. Успех в этой борьбе на ближайший год будет в значительной степени определяться готовностью участников мириться с нулевой или отрицательной рентабельностью бизнеса и инвестировать дополнительные средства в его развитие. Среди организаторов торговли основными действующими лицами выступят крупнейшие биржевые группы (ММВБ-НДЦ и РТС-ДКК), имеющие в своем составе расчетные депозитарии. Конкуренция между ними будет вестись как путем расширения спектра предлагаемых услуг, так и через установление демпинговых тарифов, в том числе за депозитарное обслуживание.

Несмотря на достигнутый в сложнейших условиях последних двух лет прогресс, испытанием для финансовой инфраструктуры в ее нынешнем состоянии является не только кризис, но и выход из него. И от того, насколько успешно она его преодолеет, будет зависеть не только внутренний расклад сил на фондовом рынке, но и общая привлекательность российского рынка в глазах международных инвесторов, а значит, и перспективы его перехода из разряда экзотических в более стабильное состояние.

Рынок ценных бумаг делится на организованный и неорганизованный.

Организованный рынок ценных бумаг (ОРЦБ) – совокупность отношений, связанных с обращением ценных бумаг, правила исполнения сделок с которыми соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ. То есть ОРЦБ – это биржи, торговые системы, где торговля подчинена определенным правилам.

Неорганизованный рынок ценных бумаг – весь остальной рынок, где правила торговли определяются сторонами сделки и закреплены договором на исполнение сделки.

Существует также первичный и вторичный рынок ценных бумаг.

На первичном рынке ценных бумаг осуществляется первичная продажа (размещение) всех существующих видов ценных бумаг, акций и облигаций предприятий и компаний, финансовых инструментов (различных сертификатов, выпускаемых банками, векселей). Реализация на первичном рынке может осуществляться самими эмитентами (например, закрытая подписка на акции среди своих акционеров; выдача векселей, сертификатов), т.е. имеет место неорганизованный рынок, а также через фондовые биржи, т.е. через организованный рынок.

Вторичный рынок — фондовые биржи и фондовые отделы товарных бирж, осуществляющие перепродажу ранее выпущенных ценных бумаг, а также поиск и заключение сделок с контрагентами самостоятельно, не через биржу, что является неорганизованным рынком.

Как уже упоминалось ранее, в РФ существует несколько различных торговых систем:

Московская Межбанковская Валютная Биржа – ведущая российская биржа, которая изначально создавалась для организации операций купли-продажи валюты, но в середине 90-х гг. начала проводить операции с ценными бумагами и даже стала рассчитывать собственный индекс корпоративных ценных бумаг.

Московская Фондовая Биржа – учреждена 20.02.97 г. как альтернатива существовавшим ММВБ и РТС. В ее листинг включено ограниченное число наиболее ликвидных ценных бумаг. Имеет одну особенность: только на этой бирже осуществляются торги по акциям ОАО «Газпром».

Российская Торговая Система – система электронных внебиржевых торгов. Это первый в истории российского фондового рынка официально признанный внебиржевой организатор торговли. Создавалась самими участниками системы для организации внебиржевой торговли между ними.

Биржи выполняют следующие функции:

·        создание инфраструктуры организации торгов на рынке ценных бумаг и обеспечения ее функционирования на высоком профессиональном уровне в интересах всех участников;

·        обеспечение координации в деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг в целях проведения единой политики в вопросах организации торгов ценными бумагами и исполнения заключенных сделок;

·        сбор, сверка, корректировка информации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документов по ним, зачет по поставкам ценных бумаг и расчетов по ним;

·        внедрение и осуществление механизма контроля за добросовестным заключением и исполнением сделок с ценными бумагами;

·        анализ складывающейся экономической конъюнктуры фондового рынка и определение на этой основе направлений деятельности биржи, ее членов и их клиентов;

·        оказание консультационных услуг по вопросам обращения ценных бумаг;

·        создание условий для привлечения иностранных инвестиций в различные сферы экономики.

Целью деятельности биржи является создание и развитие организованного рынка ценных бумаг через единую систему организации торговли ценными бумагами, обеспечение необходимых условий его нормального функционирования в интересах профессиональных участников рынка и инвесторов, а также иных целях, направленных на развитие и совершенствование механизма защиты прав и законных интересов инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В настоящее время биржи приобрели универсальный характер, они объединяют практически все основные сегменты финансового рынка. Их доля в обслуживании финансового оборота в настоящее время составляет в среднем порядка 50-60%.

Рынок корпоративных ценных бумаг и рынок государственных ценных бумаг несомненно взаимосвязаны.

Чем руководствуется инвестор при приобретении той или иной ценной бумаги? В первую очередь возможностью получить по ней максимальный доход за наименьший промежуток времени. В 1993 г. с появлением на рынке государственных ценных бумаг произошло перемещение средств с корпоративного на государственный рынок. Несомненно, отсутствие налогообложения, государственые гарантии, высокая доходность были очень сильным аргументом против еще неустойчивого и высокорискового рынка корпоративных ценных бумаг.

Еще несколько лет рынок государственных бумаг оставался наиболее привлекательным для спекулятивных операций и только в 96-97 гг. доходность стала заметно снижаться.

Введение в 1997 г. 15% налога на операции с государственными ценными бумагами способствовало повышению интереса спекулятивно настроенных инвесторов к рынку акций. Снижение доходности по ГКО, да еще и введение 15% налога на операции с ними вызвали переток средств инвесторов с рынка государственных на рынок корпоративных ценных бумаг. Это выразилось в проявлении сильнейшего интереса спекулянтов к акциям «второго эшелона», которые стали стремительно расти. [5]

Разразившийся кризис 1998 г. практически ликвидировал рынок госбумаг и надолго остановил деятельность на рынке корпоративных бумаг. И хотя государство реструктурировало свой долг, утрата доверия инвесторов способствовала перемещению инвестиций на корпоративный рынок.

3. Анализ состояния рынка корпоративных ценных бумаг в РФ

3.1. Современное состояние корпоративных ценных бумаг в РФ

В 2005 г. российский рынок акций динамично развивался в условиях продолжающегося экономического роста, увеличения денежного предложения, активизации институциональных и иностранных инвесторов. Позитивное влияние на рынок акций оказало улучшение конъюнктуры мировых сырьевых рынков. В то же время спрос на акции значительно различался по инструментам в зависимости от финансового положения и перспектив развития эмитентов. Большой интерес у инвесторов вызывали инструменты надежных эмитентов со значительным государственным участием.

В течение 2005 г. преобладала повышательная динамика основных российских фондовых индексов при резком увеличении итоговых темпов их роста. По итогам года индекс ММВБ возрос на 83% (в 2004 г. - на 7%) и на конец периода составил 1011,00 пункта. Индекс РТС за рассматриваемый период повысился на 83% (в 2004 г. - на 8%) - до 1125,60 пункта. Капитализация рынка акций в РТС на конец 2005 г. составила 330 млрд. долл. США, почти вдвое превысив аналогичный показатель предыдущего года.

Средний дневной объем торгов акциями на ФБ ММВБ в 2005 г. составил 13,2 млрд. руб. (против 11,1 млрд. руб. в 2004 г.), аналогичный показатель в РТС возрос до 31 млн. долл. США (против 22 млн. долл. США в 2004 г.). Суммарный оборот вторичных торгов акциями по названным торговым площадкам в рассматриваемый период увеличился по сравнению с предыдущим годом на 21%. [13]

Набор высоколиквидных акций оставался весьма ограниченным. На ФБ ММВБ среди торгуемых бумаг более 200 эмитентов на долю акций 8 ведущих эмитентов приходилось 95% суммарного оборота (в 2004 г. - 97%), в РТС на долю акций 10 эмитентов из более 300 эмитентов приходилось 87% (в 2004 г. - 89%).

В структуре совокупного биржевого оборота торгов акциями в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом существенно сократилась доля операций с акциями электроэнергетических компаний: на ФБ ММВБ - с 52 до 38%, в РТС - с 29 до 22%. Электроэнергетическая отрасль на рынке акций была представлена главным образом акциями РАО “ЕЭС России”, на долю которых приходилось 37% совокупного оборота вторичных торгов на ФБ ММВБ (в 2004 г. - 49%) и 21% - в РТС (в 2004 г. - 26%). Уменьшение доли акций РАО “ЕЭС России” в структуре вторичных торгов стало закономерным результатом проводимой реформы энергетической отрасли, в ходе которой на базе энергохолдинга формируются новые акционерные общества.[13]

В совокупном объеме вторичных торгов акциями на организованном рынке в анализируемый период возросла доля акций нефтяной отрасли: на ФБ ММВБ - до 37% (против 31% в 2004 г.), в РТС - до 47% (против 44%). Высокие финансовые результаты топливной отрасли способствовали значительному приросту рыночной цены акций большинства российских топливных компаний. Годовой прирост котировок обыкновенных акций ОАО “Газпром” составил 154%, ОАО “НК ЛУКойл” - 106%, ОАО “Сургутнефтегаз” - 51%, ОАО “Сибнефть” - 30%.

В общем объеме вторичных торгов акциями в 2005 г. продолжала увеличиваться доля торгов акциями металлургической отрасли, составившая на ФБ ММВБ 11% (против 7% в 2004 г.), в РТС - 12%, как и в 2004 году. Среди акций компаний металлургической промышленности наиболее ликвидными оставались акции ОАО “ГМК Норильский никель”, котировки которых по итогам года повысились на 69%.

Доля акций телекоммуникационных компаний в структуре вторичных торгов на организованном рынке в 2005 г. составила 8% (в 2004 г. - 6%). Наибольший объем операций совершался с акциями ОАО “Ростелеком”, цена которых за рассматриваемый период повысилась на 28%. В отличие от предыдущего года, когда наибольшим спросом пользовались акции мобильных операторов, в 2005 г. интерес инвесторов был сосредоточен преимущественно на акциях компаний фиксированной связи.

На долю акций кредитных организаций в совокупном объеме вторичных торгов акциями на организованном рынке в анализируемый период приходилось 6% (в 2004 г. - 3%). Почти весь оборот вторичных торгов акциями кредитных организаций по-прежнему формировался за счет операций с акциями Сбербанка России. Цена обыкновенных акций Сбербанка России в течение года возросла в 2,75 раза. Рост котировок этих акций был обусловлен не только устойчивыми позициями эмитента на рынке банковских услуг и его хорошими финансовыми результатами, но и успешным привлечением крупных заимствований за рубежом. [13]

Несмотря на значительное улучшение дивидендной политики ведущих эмитентов в 2005 г., основным источником получения доходов для инвесторов оставался прирост курсовой стоимости акций.

Рисунок 1. Динамика торгов акциями на ФБ ММВБ в 2005 году

В 2005 г. рынок корпоративных облигаций характеризовался дальнейшим увеличением объемов первичного размещения на биржевых аукционах и активизацией вторичных торгов.

В анализируемый период продолжился быстрый рост эмиссионной активности компаний. В 2005 г. на ФБ ММВБ, где сосредоточен основной объем фондовых операций, было размещено 146 новых выпусков корпоративных облигаций объемом 259 млрд. руб. по номиналу (в 2004 г. - 80 выпусков бумаг объемом 141 млрд. руб. по номиналу). Активность эмитентов в течение года значительно различалась: на декабрь пришлось более четверти годового объема размещенных облигаций, а в январе корпоративные облигации не размещались.

Наиболее крупные выпуски облигаций в 2005 г. осуществили Внешторгбанк (15 млрд. руб.), ОАО “Российские железные дороги” (2 выпуска по 10 млрд. руб.), ОАО “ФСК ЕЭС” (2 выпуска по 7 млрд. руб.), ОАО НК “РуссНефть” (7 млрд. руб.), ООО “Русский алюминий финансы” (6 млрд. руб.). Средний размер нового выпуска корпоративных облигаций увеличился в 2005 г. до 1,8 млрд. руб., в то время как в 2004 г. он немногим превышал 1,5 млрд. рублей.По сравнению с 2004 г. в анализируемый период структура выпускаемых корпоративных облигаций по срочности изменилась незначительно. Среди новых выпусков по-прежнему преобладали облигации со сроком обращения 3 года. Вместе с тем возросло количество выпусков корпоративных облигаций со сроком обращения 5 и более лет. Появились предпосылки к увеличению реальных сроков обращения облигаций за счет снижения удельного веса выпусков, по которым предусмотрена процедура досрочного погашения бумаг.

В течение года появлялись новые виды инструментов. В мае 2005 г. Европейский банк реконструкции и развития разместил облигации объемом 5 млрд. руб. с переменным купоном. Впервые на российском рынке эмитентом облигационного займа стала международная финансовая организация, причем купонные выплаты по этим облигациям рассчитываются в зависимости от индикатора денежного рынка, отражающего стоимость рублевых ресурсов для первоклассных финансовых институтов. В декабре на ФБ ММВБ прошло размещение облигационного займа ЗАО “Банк ЖилФинанс” объемом 0,5 млрд. руб. с дополнительным обеспечением правами требования по ипотечным кредитам.

Средний дневной объем вторичных торгов корпоративными облигациями на ФБ ММВБ в 2005 г. возрос до 3,6 млрд. руб. (против 1,7 млрд. руб. в 2004 г.).

В структуре вторичных торгов корпоративными облигациями на ФБ ММВБ доля торгов инструментами банков и других финансовых институтов сократилась в рассматриваемый период с 30 до 23%. Соответственно, доля облигаций промышленных эмитентов составила 77%, из них наибольшая часть приходилась на бумаги предприятий топливной отрасли (20%), связи (18%), энергетики (11%), железнодорожного транспорта (6%) и пищевой отрасли (5%).

В структуре вторичных торгов корпоративными облигациями на ФБ ММВБ по эмитентам наиболее значительные доли приходились на облигации ОАО “Газпром”, ОАО “ФСК ЕЭС”, ОАО “Российские железные дороги” и ОАО “Центральная телекоммуникационная компания”.

Доходность корпоративных облигаций, рассчитанная информационным агентством “Сбондс.ру” по группе эмитентов, в 2005 г. изменялась в диапазоне от 7,2 до 9,8% годовых при среднем значении 8,2% годовых (в 2004 г. - от 7,8 до 11,2 и 9,3% годовых соответственно).

Спред между доходностью надежных корпоративных облигаций и государственных ценных бумаг сопоставимой срочности (ОФЗ-ФД) в анализируемый период устойчиво сокращался: в начале года он составлял 3,0-3,5 процентного пункта, а в IV квартале не превышал 1,5-2,0 процентного пункта.

Вексельный рынок в 2005 г. оставался важным сегментом долгового рынка, хотя его значимость как источника финансовых ресурсов для реального сектора экономики уменьшалась в связи с дальнейшим повышением роли рынка эмиссионных ценных бумаг. По мере роста монетизации экономики снижалась также значимость векселей как расчетного инструмента.

На российском вексельном рынке в рассматриваемый период преобладали простые дисконтные векселя со сроком обращения от 6 месяцев до 1 года, преимущественно банковские векселя крупного номинала.

В 2005 г. продолжилась практика привлечения денежных средств посредством организации вексельных программ на принципах стандартизации объемов, периодичности выпуска и погашения векселей. Наиболее масштабные вексельные программы в 2005 г. реализовали кредитные организации.

В анализируемый период продолжилась тенденция к снижению доходности векселей, хотя динамика этого показателя в течение года была неравномерной. По данным инвестиционной компании (ИК) “Регион”, понижательная динамика доходности преобладала с начала года до конца мая. В этот период индикаторы доходности вексельного рынка достигли своих исторических минимумов (5,3% годовых по векселям со сроком погашения 1 месяц и 8,0% годовых по векселям со сроком погашения 1 год). Во второй половине года преобладала слабо повышательная динамика доходности. Среднегодовая доходность 1-месячных векселей в 2005 г. снизилась до 6,5% годовых (против 8,8% годовых в 2004 г.), а 12-месячных векселей - до 8,4% годовых (против 11,9% годовых).

Важным сегментом вексельного рынка оставались операции банков с векселями. По сравнению с предыдущим годом в 2005 г. банки более активно осуществляли учетные операции с векселями и использовали векселя в качестве инструмента привлечения финансовых ресурсов. По данным баланса банковской системы, на конец 2005 г. остаток по учтенным банками векселям возрос по сравнению с концом предыдущего года на 9%. Объем размещенных банками векселей за тот же период увеличился на 21%. Доля векселей, номинированных в иностранной валюте, в общей сумме выпущенных банками векселей сократилась в 2005 г. по сравнению с предыдущим годом с 23 до 20%, а в общей сумме учтенных векселей - с 14 до 6%.

Согласно отчетности по процентной политике коммерческих банков среднегодовая ставка по размещенным банками юридическим лицам на все сроки собственным рублевым векселям в рассматриваемый период составила 7,6% против 7,8% годовых в 2004 году. Среднегодовая ставка по учтенным коммерческими банками рублевым векселям в 2005 г. снизилась по сравнению с предыдущим годом с 12,1 до 10,3% годовых.

Средневзвешенная срочность операций по учету рублевых векселей согласно отчетности по процентной политике коммерческих банков в 2005 г. почти не изменилась и составила 216 дней (в 2004 г. - 215 дней), средневзвешенная срочность размещенных юридическим лицам банковских рублевых векселей увеличилась до 168 дней против 149 дней.

Рисунок 2. Ставки по операциям банков с векселями в рублях

3.2. Проблемы и перспективы развития рынка корпоративных ценных бумаг

В настоящее время рынок ценных бумаг в России является еще довольно аморфным. Нет пока четкого разграничения между первичным и вторичным, биржевым рынком. Представлен он в основном фондовыми и товарными биржами, которые и поглощают основной поток ценных бумаг.

Развитие первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при развитии следующих условий:

·        продуманной процедуре приватизации предприятий, поскольку как отмечалось мною выше, созданные в ее ходе акционерные общества в большинстве своем не отвечают обычно предъявляемым к ним инвесторами требованиям;

·        создании солидных посредников, которые могли бы осуществлять посредническую деятельность между эмитентами и инвесторами в том числе в качестве профессиональных консультантов, способных анализировать ситуацию и давать рекомендации, как это принято в мировой практике, в частности США, Канаде, Англии, Японии;

·        более широкой реализации облигаций компаний и пред­приятий. На Западе основная часть финансирования (70—95%) рынка ценных бумаг осуществляется за счет выпуска облигаций корпораций и компаний. Именно первичный рынок там бази­руется на облигациях, а главным посредником размещения яв­ляются инвестиционные банки. Такой рынок в Российской Фе­дерации почти отсутствует;

·        главным институтом размещения облигаций на первичном рынке должны стать инвестиционные банки. Хотя в РФ в 1991 — 1992 гг. и появились инвестиционные банки, но подлинной своей сущности они не отражают. Характерная черта этих банков — функция долгосрочного кредитования, а не посредничество при размещении ценных бумаг.

В мировой практике сложилось два типа инвестиционных банков: специализирующиеся на размещении ценных бумаг (США, Канада, Англия, Япония); специализирующиеся на предоставлении среднесрочных и долгосрочных кредитов (страны Западной Европы и развивающиеся страны). Но в условиях интернационализации производства и капиталов многие инвестиционные банки в зависимости от специфики государственного регулирования на национальных рынках ценных бумаг осуществляют и тот, и другой вид операций.

Фондовые биржи также нуждаются в определенных структурных изменениях, в значительной степени зависящих от массы поступления ценных бумаг. Не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т. е. уже прошедших через первичный рынок. В России новые выпуски ценных бумаг (в основном акции) продолжают поступать на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. Как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на "переработке" старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них прохо­дит определенное количество также частных и государственных облигаций. В то же время на фондовых биржах (в основном континентальной Западной Европы) реализуются новые выпуски акций. Однако это объясняется, прежде всего, огромным объемом эмитируемых ценных бумаг.

Следует отметить, что фондовые биржи имеют несколько рынков. В будущем при условии создания как крупного акционированного корпоративного сектора, так и мелкого акционированного сектора в российской экономике могут возникнуть несколько рынков внутри самих фондовых бирж. Акции мощных и крупных российских компаний и предприятий будут котироваться на основном рынке биржи, а ценные бумаги средних и мелких компаний, в зависимости от их финансового состояния, — на вторичном и третичном рынках из-за низкой конкурентоспособности этих ценных бумаг.

Главная причина отсутствия такой структуры фондовой биржи РФ — пока еще низкие объемы выпуска ценных бумаг, а также нехватка наличия их различных классификаций и модификаций по сравнению с ценными бумагами западных стран. Эти же причины в определенной степени определяют и отсутствие в структуре рынка ценных бумаг РФ такого внебиржевого рынка, как уличный рынок (или рынок через прилавок).

Другая негативная сторона существующего рынка ценных бумаг в России — отсутствие эффективной его законодательно-правовой базы, который продолжает функционировать на основании 14 инструкций, выпущенных Минфином от имени Правительства. Практически рынок ценных бумаг действовал почти пять лет, однако полноценного закона о ценных бумагах и бирже не было. Закон о ценных бумагах был принят Государственной Думой только 20 марта 1996 г.

Для восстановления фондового рынка и его дальнейшего развития необходимо также осуществить ряд мер, направленных на совер­шенствование всей системы функционирования рынка ценных бумаг. В числе важнейших мер могут быть названы следующие:

·        необходимость разработки новой концепции рынка ценных бумаг, отвечающего национальным интересам страны;

·        совершенствование законодательной и нормативной базы и строгий контроль над соблюдением действующего законодательства;

·        обеспечение информационной прозрачности рынка ценных бумаг;

·        недопущение ущемления прав инвесторов и обеспечение их финансовой безопасности;

·        эффективное управление государственными пакетами акций акционерных обществ.

Восстановление и развитие российского фондового рынка и российской экономики в целом непосредственно зависит не от решения финансовых проблем, включая изменения в количестве и качестве госбумаг, а от способности Правительства решать структурные проблемы российской экономики. Мне представляется, что в условиях нестабильности политической ситуации, отсутствия четкой экономической программы и наличия целого ряда нерешенных проблем на это потребуется несколько лет.[1]

Основными тенденциями развития современного рынка ценных бумаг в России на нынешнем этапе являются:

·        повышение уровня организованности и усиление государственного контроля;

·        компьютеризация рынка ценных бумаг;

·        нововведения на рынке;

·        секьюритизация;

·        взаимопроникновение с другими рынками капиталов.

Тенденция к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. Речь идёт о процессах, которые свойственны данному рынку, как и любому другому рынку. С одной стороны, на рынок вовлекаются всё новые участники, для которых данная деятельность становится основной, профессиональной, а с другой – идёт процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличения их собственных капиталов (концентрация капитала), так и путём их слияния в ещё более крупные структуры рынка ценных бумаг (централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы типа НАСДАК или других организаторов рынка, а также несколько наиболее известных фондовых компаний, которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В то же время рынок ценных бумаг сам по себе притягивает всё большие капиталы общества. 

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальный капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому, национальные рынки становятся второстепенными. Инвестор из любой страны получает возможность вкладывать свои свободные средства в ценные бумаги обращающиеся в других странах. Рынок ценных бумаг принимает глобальный, всеземной характер.

Национальные рынки – это просто составные части глобального всемирного рынка ценных бумаг. Торговля на таком глобальном рынке ведётся непрерывно и повсеместно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных корпораций.

Надёжность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиления государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведёт к разрушению экономического процесса, процесса воспроизводства вообще. Государство в современную эпоху не может допустить, чтобы вера в этот рынок была бы поколеблена, и массы людей, вложивших свои сбережения в ценные бумаги своей страны или любой другой, вдруг потеряли бы их в результате каких-либо катаклизмов или мошенничества.

Все участники рынка, поэтому имеют прямую заинтересованность в том, чтобы рынок был правильно организован и жестоко контролировался в первую очередь самым главным участником рынка – государством.

Но есть и другая причина данного процесса – фискальная. Усиление организованности рынка и контроля за ним позволяет каждому государству увеличивать свою налогооблагаемую базу и размер налоговых поступлений от участников рынка. Одновременно всё более и более перекрываются возможности для “отмывания” денег, полученных от незаконных видов бизнеса – торговли наркотиками и др.

Компьютеризация рынка ценных бумаг – результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен.

Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рынка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчётов для участников рынка и между ними, так и в его способах торговли.

Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг – новые инструменты данного рынка – многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей, новые системы торговли ценными бумагами – системы, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю в полностью автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контактов между продавцами и покупателями, новая инфраструктура рынка – современные информационные системы, системы клиринга и расчётов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация – это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм (сбережения, наличность, депозиты и т.п.) в форму ценных бумаг; тенденция превращения всё большей массы капитала в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведёт к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения, взаимостимулирования.

С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует и их развитию. Например, всё более широкое распространение получает выпуск долговых ценных бумаг под страховку страховых компаний. То есть инструментарий страхового рынка используется для страхования рисков на рынке ценных бумаг и выплаты доходов по ним ведут к резкому увеличению размеров мирового валютного рынка, что, в свою очередь, является фактором быстрого развития рынка валютных фьючерсных контрактов и опционов и т.п.

Заключение

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведёт к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения, взаимостимулирования.

С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы, но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует и их развитию. Например, всё более широкое распространение получает выпуск долговых ценных бумаг под страховку страховых компаний. То есть инструментарий страхового рынка используется для страхования рисков на рынке ценных бумаг и выплаты доходов по ним ведут к резкому увеличению размеров мирового валютного рынка, что, в свою очередь, является фактором быстрого развития рынка валютных фьючерсных контрактов и опционов и т.п.

Именно последовательная корректировка существующей модели регулирования при сохранении ее основных принципов и параметров в кратко- и среднесрочной перспективе является оптимальной при любом варианте развития событий. Полное сохранение существующей модели может привести к излишней зарегулированности рынка, к своего рода регулированию ради регулирования при сохранении низкой ликвидности акций подавляющего большинства предприятий перерабатывающего сектора экономики.

Переход же к модели саморегулирования означает полное изменение «правил игры» на фондовом рынке, что будет особенно опасно в условиях пессимистического сценария.

Эффективное формирование российской модели регулирования фондового рынка возможно лишь в условиях стабильности и предсказуемости государственной политики в целом. Если государство не может гарантировать незыблемость результатов приватизации или обеспечить в обозримой перспективе стабильность денежно-кредитной политики, то достичь качественного совершенствования структуры иинфраструктуры рынка ценных бумаг при какой бы то ни было моделирегулирования вряд ли удастся.

Список использованных источников

1.     Гражданский кодекс Российской Федерации. – М., 2001. – 567 с.

2.     Федеральный Закон Российской Федерации «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 № 39-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 26.11.1998 № 182-ФЗ, от 08.07.1999 № 139-ФЗ, от 07.08.2001 № 121-ФЗ, от 28.12.2002 № 185-ФЗ).

3.     Указ Президента Российской Федерации «О мерах по государственному регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4.11.1994 № 2063 (в ред. Указов Президента РФ от 22.03.1996 № 413, от 25.07.2000 № 1358, от 18.01.2002 № 60).

4.     Акционерное дело /Под ред. В.А.Галанова. –  М., 2003. – 542 с.

5.     Горегляд В., Войтенко Л. Каким быть фондовому рынку России // Финансовый бизнес. 2001. № 2.

6.     Зак М. Рынок акций //Страховое дело. – 2005. - № 6.

7.     Миронов А. Индекс: сухая статистика или основа для финансовых инструментов? // Рынок ценных бумаг. 2003. № 14.

8.     Мокаев Э. ФКЦБ манипулирует рынком? // Рынок ценных бумаг. 2003. № 13.

9.     Рынок ценных бумаг /Под ред. Е.Ф. Жукова. – М., 2002. – 399 с.

10.                       Рынок ценных бумаг /Под ред. А.И.Басова. – М., 2002. – 448 с.

11.                       Семилютина Н. Проблемы совершенствования законодательства о рынке ценных бумаг // Право и экономика. 2001. № 1

12.                       Ценные бумаги /Под ред. В.И. Колесникова, В.С. Торкановского. – М., 2002. – 448 с.

13.                       Общая оценка фондового рынка и некоторые тенденции //Рынок ценных бумаг. – 2005. - № 16.

14.                       Юсупов Р. Анализ российского рынка акций в январе-мае 2005 г. //Рынок ценных бумаг. – 2005. - №11.

15.                       Ранверсе. Ф. Рыночное посредничество и финансирование предприятий через рынок акций // Проблемы прогнозирования. 2003. № 5.

16.                       Хоменко Е.Г. Правовые основы деятельности российских банков на рынке ценных бумаг // Финансы и кредит. 2002. № 9.


[1] Мусатов В.Т. Фондовые биржи. – М.: Экономика и право, 2001