Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
По итогам года фирма должна представить в налоговую инспекцию форму № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу». Ее образец утвержден приказом Минфина от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
Реквизиты титульной части данного отчета содержат наименование организации, ИНН, вид деятельности, организационно-правовую форму, форму собственности, единицы измерения, а также период, за который она составлена.
Данные в отчете сгруппированы в десять разделов, каждый из которых заполняется на основе данных об остатках и движении или только об остатках на соответствующих счетах бухгалтерского учета. Разделы не пронумерованы, поскольку фирмы могут вносить необходимые коррективы в зависимости от видов, объемов деятельности или с учетом других условий хозяйствования.
Особенностью отчета является то, что данные в нем почти во всех разделах приводятся за отчетный год.
В данных формы № 5 расшифровываются показатели бухгалтерского баланса. В ней указываются:
– стоимость нематериальных активов и основных средств;
– стоимость доходных вложений в материальные ценности;
– расходы на НИОКР;
– расходы на освоение природных ресурсов;
– сумма долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений;
– сумма дебиторской и кредиторской задолженности;
– информация о расходах по обычным видам деятельности;
– данные о полученных и выданных обеспечениях;
– данные о полученной государственной помощи.
Рассмотрим заполнение каждого раздела.
Нематериальные активы
По строке «Права на объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на результаты интеллектуальной собственности)» показывается стоимость соответствующих исключительных прав. Далее приводится расшифровка по их видам (патенты на изобретение, программы на ЭВМ, топологии микросхем и т. д.).
По строке «Организационные расходы» показывается сумма расходов, связанных с образованием юридического лица, признанная в соответствии с учредительными документами вкладом акционеров (участников) в уставный капитал. Они включают оплату консультационных услуг, сборы за регистрацию фирмы, затраты по подготовке и нотариальному заверению учредительных документов, изготовлению печатей и т. д.
Обратите внимание: расходы фирмы, связанные с переоформлением учредительных и других документов, не являются нематериальными активами. Такие затраты могут возникать, например, при расширении фирмы, изменении ее вида деятельности и т. д. Эти суммы отражаются по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы». Поэтому данные о таких расходах в форме № 5 не отражаются.
Строка «Деловая репутация организации», как правило, заполняется фирмами, приватизированными в процессе аукционов и конкурсов. Может случиться, что при проведении торгов организация куплена по цене, превышающей ее оценочную (начальную) стоимость. Тогда разница между покупной ценой и оценочной стоимостью (положительная деловая репутация) отражается по дебету счета 04 «Нематериальные активы» и кредиту счета 80 «Уставный капитал» и указывается по этой строке формы № 5.
Также здесь отражают данные предприятия, составляющие консолидированную отчетность. Стоимостная оценка деловой репутации возникает, если номинальная стоимость акций дочернего общества ниже балансовой оценки финансовых вложений головной организации в дочернее общество. Разница между номинальной стоимостью акций дочернего общества и балансовой оценкой финансовых вложений головной организации также указывается по этой строке сводной формы № 5.
Отметим, что нематериальные активы отражаются в этом разделе по первоначальной стоимости на основании данных аналитического учета по счетам 04 «Нематериальные активы» и 05 «Амортизация нематериальных активов», который ведется в карточке формы № НМА-1. В графе 3 показывается их стоимость на 1 января 2005 года. В графе 4 отражается стоимость НМА, поступивших в 2005 году, а в графе 5 – стоимость выбывших нематериальных активов в течение 2005 года. В графе 6 указывается стоимость НМА по состоянию на 31 декабря 2005 года.
Далее в этом разделе указывается сумма амортизации нематериальных активов как на начало, так и на конец 2005 года.
Основные средства
В этом разделе фирма отражает стоимость всех основных средств, числящихся на балансе. Сюда относится стоимость сооружений и передаточных устройств, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, земельных участков и объектов природопользования и т. д.
Основные средства, как и нематериальные активы, отражаются в этом разделе по первоначальной стоимости на основе данных по счетам 01 «Основные средства» и 02 «Амортизация основных средств». Аналогично заполняются и графы. Так, в графе 3 показывается стоимость ОС на 1 января 2005 года. В графе 4 отражается стоимость имущества, поступившего в 2005 году, в графе 5 – стоимость выбывшего имущества в течение 2005 года, а в графе 6 указывается стоимость основных средств по состоянию на 13 декабря 2005 года.
Затем в этом разделе указывается сумма амортизации основных средств (на начало и на конец 2005 года). Далее надо отразить основные средства, сданные в аренду, переведенные на консервацию, полученные в аренду, а также полученные объекты недвижимости, документы по которым сданы на госрегистрацию.
Кроме того, в бланке формы № 5 в разделе «Справочно» предусмотрены графы и для отражения изменения стоимости основных средств. Это может произойти в результате их переоценки, достройки, дооборудования, модернизации или частичной ликвидации.
Доходные вложения в материальные ценности
Здесь отражается первоначальная стоимость материальных ценностей, специально приобретенных фирмой для предоставления их во временное владение и пользование по договору аренды (лизинга) или проката. Причем это имущество подразделяется на:
– имущество, приобретенное для передачи в лизинг;
– имущество, предоставляемое по договору проката;
– прочее имущество.
Для заполнения используются данные счета 03 «Доходные вложения в материальные ценности». Правила отражения все те же: по первоначальной стоимости, а заполнение граф аналогично заполнению в разделах «Нематериальные активы» и «Основные средства». Далее показываются суммы амортизации, начисленной по доходным вложениям в материальные ценности на 1 января 2005 года (графа 3) и на 31 декабря 2005 года (графа 4).
Расходы на НИОКР и освоение природных ресурсов
Эти две таблицы формы № 5 заполняются аналогично предыдущим разделам.
При занесении данных по НИОКР следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденным приказом Минфина от 19 ноября 2002 г. № 115н. Расходы на НИОКР учитываются на счете 08 субсчет «Выполнение НИОКР».
В графе 3 этих разделов указывают сумму расходов на НИОКР и освоение природных ресурсов, которые числятся по состоянию на 1 января 2005 года. По графе 4 указывают сумму этих расходов, которую фирма понесла в 2005 году. В графе 5 отражают расходы, включенные в затраты по обычным видам деятельности или в состав внереализационных расходов (если работы завершены, но не дали положительных результатов). По графе 6 указывают сумму данных расходов, не списанную по состоянию на 31 декабря 2005 года.
Финансовые вложения
В этой таблице отражаются остатки по счету 58 «Финансовые вложения» по каждому субсчету:
– в графе 3 отражается остаток по субсчету «Долгосрочные финансовые вложения» по состоянию на 1 января 2005 года;
– в графе 4 показывается сальдо субсчета «Долгосрочные финансовые вложения» по состоянию на 31 декабря 2005 года;
– в графе 5 показывается остаток по субсчету «Краткосрочные финансовые вложения» по состоянию на 1 января 2005 года;
– в графе 6 отражается сальдо субсчета «Краткосрочные финансовые вложения» по состоянию на 31 декабря 2005 года.
Также в этом разделе приводится расшифровка состава долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений. К ним относятся:
– вклады в уставные (складочные) капиталы других организаций;
– вклады в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства) и иные аналогичные ценные бумаги;
– вклады в ценные бумаги других организаций;
– суммы средств предприятия, предоставленные другим организациям в виде займов;
– депозитные вклады.
Справочно в данном разделе представлены данные об изменении стоимости финансовых вложений, имеющих текущую рыночную стоимость. По долговым ценным бумагам отражается разница между первоначальной стоимостью и их номинальной стоимостью, относимая на финансовые результаты.
Дебиторская и кредиторская задолженность
В данном разделе раскрывается информация о дебиторской задолженности фирмы, учтенной на счетах:
– 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет «Расчеты по авансам выданным»;
– 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
– 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
– 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
– 75 «Расчеты с учредителями»;
– 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;
– 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет «Расчеты по претензиям» и др.
Причем сумма краткосрочной (со сроком погашения менее одного года) и долгосрочной (со сроком погашения более одного года) дебиторской задолженности отражается отдельно.
Кроме того, в этом разделе также отражается информация о кредиторской задолженности, учтенной на счетах:
– 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»;
– 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» субсчет «Расчеты по авансам полученным»;
– 68 «Расчеты по налогам и сборам»;
– 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
– 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
– 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
– 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
– 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и др.
Суммы краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженностей учитываются отдельно. Принцип их определения тот же, что и при дебиторской задолженности: срок погашения менее одного года – краткосрочная задолженность, а более года – долгосрочная.
При заполнении этого раздела в графе 3 «Остаток на начало года» указывают сальдо по вышеуказанным счетам по состоянию на 1 января 2005 года (по дебиторской задолженности – дебетовое, по кредиторской – кредитовое). В графе 4 «Остаток на конец года» показываются остатки дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 года.
Расходы по обычным видам деятельности
Здесь отражаются расходы по обычным видам деятельности фирмы (по элементам затрат). Группируются они по следующим статьям:
– материальные затраты;
– затраты на оплату труда;
– отчисления на социальные нужды;
– амортизация;
– прочие затраты.
Данные указываются как за отчетный год, так и за предыдущий. Иными словами, в разделе 6 показываются обороты по дебету счетов учета затрат за 2004 и 2005 годы.
Основная часть заполняется на основании данных аналитического учета по счетам 20 «Основное производство» и 44 «Расходы на продажу».
Однако в этом разделе не учитываются затраты, связанные с передачей тех или иных ценностей для нужд собственного производства и обслуживающих хозяйств, а также затраты по браку, простоям по внешним причинам и расходы, возмещаемые виновными лицами.
В строке «Итого по элементам затрат» отражается общая сумма затрат, понесенных организацией в 2005 (графа 3) и 2004 (графа 4) годах.
По следующим строкам показывается изменение (увеличение со знаком «плюс» или уменьшение со знаком «минус») стоимости незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов по сравнению с 2004 годом.
Обеспечения
Этот раздел предназначен для отражения данных, учтенных на счете 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Отметим, что суммы обеспечений, учтенные на этом счете, списываются по мере погашения задолженности, по которой они выданы. Кроме того, отдельно выделяется информация о стоимости имущества, полученного в залог.
Также здесь приводятся данные, отраженные в учете по счету 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Информация о стоимости имущества, переданного вашей фирмой в залог, указывается отдельно.
Государственная помощь
Если ваша фирма в течение 2004 или 2005 годов получала средства из бюджета, то данные о таких поступлениях отражаются в этом разделе (в графах 3 и 4 соответственно). При заполнении таблицы необходимо руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000), утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н.
Н.В. Горшенина, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»